Источник

Елагин

Елагин Николай Васильевич (1817–1891) – духовный писатель. Е. родился в Костромской губернии, учился в первом кадетском корпусе. С 1848 года он занимал должность цензора в С.-Петербурге. Как цензор, Е. отличался необыкновенною строгостью и решительно запрещал печатать все то, что не подходило под мерку его, хотя и благонамеренных, но крайне узких взглядов. В 1857 году он был назначен чиновником особых поручений при главном управлении цензуры, а потом занимал должность члена-ревизора при Человеколюбивом обществе. Видную роль сыграл Е. в оживленной полемике шестидесятых и семидесятых годов по вопросу о церковных реформах тремя изданными им сочинениями: «Дух и заслуги монашества для церкви и общества», С.-Петербург 1874, «Белое духовенство и его интересы», «Предполагаемая реформа церковного суда», выпуск 1 и 2, С.-Петербург 1873, 1874. Все эти сочинения только изданы Е., но принадлежат перу другого автора, с которым Е. объявил себя вполне согласным. Стремление к реформам, охватившее русское общество того времени, коснулось и церковного строя, и изданные Е. сочинения были одним из немногих голосов, восставших против этого движения. Так, в первых двух сочинениях по поводу толков об изменении подчиненного отношения белого духовенства к монашествующему, автор всеми силами отстаивает права и преимущества монашества, и нередко в своем увлечении монашеством хватает через край. Научного значения эти сочинения не имеют (отзывы об этих книгах см., напр., в «Православном» Обозрении» за 1875 г., т., II, стр. 674–677, и в «Руководстве для сельских пастырей» за 1881 год). Последнее сочинение принадлежит перу проф. Московской Духовной Академии Лаврова-Платонова, (впоследствии архиеп. Литовского Алексия, см. I). Первый выпуск посвящен вопросу о предметах церковного суда и, главным образом, опровержению доводов, представленных светскою литературой в пользу изъятия брачных дел из ведения духовного суда, второй имеет своим предметом рассмотрение вопроса о применении к духовному суду принципа отделения судебной власти от административной. В страстном полемическом тоне автор доказывает необходимость сохранения status quo. Сочинение это было разослано епархиальным преосвященным и достигло своей цели. Отзывы см. в «Страннике» за 1875 г., кн. I (Дылевского), в «Церковных Ведомостях» 1891 г. № 8 и в «Православном Собеседнике» за 1899 г. апрель (Н. Руповский, «Литература шестидесятых годов по вопросу о быте духовенства»), в «Судебном Вестнике» 1873 г. №№ 100, 273, «Современности» 1874г., «Церковно-Общ. Вестнике» 1874 г., № № 48, 49 и др. Под своим именем Е. напечатал: «Первые христианские мученики в Литве» в «Журнале М. Н. Просв.» ч. ХХХVIII, «Сравнение древних грамот и актов гг. Вильны, Трок, Ковны и проч.», там же ч. XXXIX; «Фрески XI в., открытые в Киево-Софийском соборе», там же ч. XLI; «Очерк жизни князя П. А. Ширинского-Щихматова», С.-Петербург 1855; «Жизнь княгини Орловой-Чесменской», С.-Петербург 1853; «Белевская вивлиофика», М. 1858; «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, чудотворца всея России», пространное – 2 изд., С.-Петербург 1862, и краткое для народа, 1871; «Земная жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», – для народного чтения, С.-Петербург 1871. Ему же приписывают изданные за границей: «Русское духовенство», Берлин 1859, и «Искандер-Герцен», Берлин 1859. Видное участие Е. принимал в издании «Церковных Ведомостей», в первые годы их существования (см. «Прибавл. к Церк. Ведомостям» за 1891 г. № 47, стр. 1685–1886). Здесь, между прочим, помещена его статья: «Алексий, архиеп. Литовский и Виленский», в которой дана меткая и живая характеристика этого замечательного святителя.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle