Источник

Елам и еламитяне

Елам и еламитяне. Говоря о различных странах и народах современных еврейскому народу исторической древности, Библия неоднократно упоминает об Еламе и еламитянах, отводя им довольно видное место на исторической сцене древнего мира.

Впервые имя «Елам» встречается в известной генеалогической таблице Библии, где им обозначается один из сыновей Сима (Быт.10:22). Вскоре же после этого «Елам» встречается в качестве названия страны, по общему свойству большинства библейских патриархальных имен, именно в 14 гл. кн. Бытия, где говорится о Кедорлаомере, «царе Еламском» (Быт.14:1). В данной главе Библии мы имеем целый связный рассказ о том, как Кедорлаомер, царь Еламский, в союзе с Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елассарским, и Фиргалом, царем языческим (goim-guti, народ), предпринял далекий поход на запад, в пределы Содома, Гоморры и, вообще, Сирии и Палестины. Союзные цари совершили удачный поход, но на возвратном пути они потерпели ночное поражение от Авраама с его домочадцами, в количестве 318 человек (Быт.14:1–16). При этом нельзя упускать из виду, что из среды союзных царей – участников западного похода, Библия в особенности выделяет Кедорлаомера, царя Еламского (Быт.14:9, 17), как бы поставляя его тем самым во главе этого союза.

Затем имя «Елама» надолго исчезает со священных страниц Библии, снова, и на этот раз еще чаще, встречаясь уже в писаниях пророков. Так, пр. Исаия в «видении пустыни» (Ис.21 гл.) и в видении «дебри Сиони» (Ис.22 гл.) созерцает еламитян, как орудия божественного гнева, имеющего обрушиться на Вавилон и Иерусалим. В первом из этих видений еламитяне выступают вместе с персами (Ис.21:2), а в втором они изображаются, как отличные стрелки и искусные управители военных колесниц (Ис.22:6–7).

Пр. Иеремия, наоборот, говорит о том страшном поражении, которое пришлось испытать самому Еламу в начале царствования иудейского царя Седекии, когда жители его принуждены были спасаться бегством от своей окончательной погибели (Иер.64:34–38). Об этой же гибели еламского царства говорит и пр. Иезекииль, когда, перечисляя различные, некогда сильные и цветущие, а теперь пришедшие в упадок и запустение царства, он, непосредственно после Ассура, называет и Елам, погибший со всей его силой от меча неприятеля (Иез.32:24–25).

В кн. Ездры можно находить следы того, что с падением ассиро-вавилонской монархии и с воцарением персидской династии еламитяне заявили себя открытыми приверженцами нового правления, заботливо предупреждая его о возможной опасности от укрепления иудеями Иерусалима (1Ездр.4:8–9).

Наконец, пр. Даниил местом одного из своих видений (Дан.8 гл.) называет «Сузы», престольный город страны Еламской, на реке Увале» (Дан.2 гл.). А так как видение это происходило в третье лето царствования Валтасара, то оно, следовательно, относится к последнему периоду существования второй вавилонской монархии, в составе которой Елам был одной из видных провинций, а Сузы – даже, может быть, местопребыванием царя, так как пр. Даниил, проведший всю жизнь при царском дворе, вероятно, и в этот раз очутился здесь не случайно (см. Дарий Мидянин).

Чтобы исчерпать все важнейшие указания Библии на еламитов, нам остается еще сослаться на кн. Деяний апостольских, где в числе различных народов, бывших свидетелями чудесного дара языков, полученного апостолами в день Пятидесятницы, среди мидян, парфян и жителей Месопотамии называются и «еламитяне» (Деян.2:9).

Объединяя все эти библейские свидетельства об еламитянах, мы получаем следующее представление о них: они, прежде всего, были семитами, так как происходили от старшего сына Сима – Елама (Быт.10:22). Это имя своего родоначальника сообщили они и той местности, в которой жили и которую Библия изображает пограничной то с Сеннааром и Вавилоном (Быт.14), то с Мидией и Персией (Ис.21:2; Деян.2:9) и жителями Месопотамии. Столицей этой страны был город Сузы и лежала она по течению реки Увал (Дан.8:2). Сами еламитяне были народом храбрым и воинственным, известным в качестве лучших стрелков из лука и искусных наездников (Ис.22:6–7; Иер.49:35). Во времена глубокой древности, в эпоху Авраама, цари Елама были уже настолько сильны и могущественны, что могли организовать большой и далекий поход в пределы Сирии и Палестины (Быт.14 гл.). И гораздо позднее, в век ассиро-вавилонской монархии Саргонидов, Елам долгое время отстаивает свою независимость, нанося своему врагу иногда очень чувствительные удары (Ис.21:2). Но, наконец, упрямство Елама было сломлено и обитатели его или пали под ударами меча, или нашли спасение в бегстве (Иер.49:34–38).

Долгое время все эти библейские сведения о Еламе стояли особняком, так как наука почти ничего не знала о нем, за исключением случайных, мелких, а иногда и противоречивых заметок о Еламе у Ксенофонта, Плиния, Страбона, Иос. Флавия и др. Это обстоятельство дало рационалистам повод заподозрить правдивость библейских известий о Еламе. Но, когда ориентология, благодаря целой массе замечательных раскопок и открытий, осветила новым, ярким светом мрак древней истории, она рассеяла и этот предрассудок, дав блестящие доказательства полной исторической правдивости всех библейских известий о Еламе.

Источниками этих новых, подтверждающих Библию, исторических сведений о Еламе являются клинообразные документы ассирийских царей династии Саргонидов, воспроизводящие не только современную им историю Елама, но воскрешающие главнейшие моменты и прошлой его истории.

Страна, известная в Библии, под именем «Елама», в клинообразной литературе имеет несколько различных названий: Numaki – по-древне-аккадийски, Kissi и Иламма – по-ассирийски и Унага – по-персидски. Но, по мнению германских ученых, все эти названия выражают одно и то же понятие, именно: «горная страна», что, можно думать, лежит и в основании еврейского имени Елам, так же, как и в родственном, и известном ему ассирийском имени Иламма или Иламмат (женское оконч.). Так как последнее чисто семитическое наименование Елама является преобладающим в клинообразной литературе, то на основании одного этого мы вправе уже предположить, что семитический элемент не только существовал в Еламе, но и был в нем господствующим.

При дальнейшем изучении клинописных памятников и относящихся к ним барельефных рисунков мы окончательно убеждаемся в этом. Так, напр., в летописном рассказе Ассурбанипала о произведенном им разгроме Еламской страны мы находим целый ряд любопытных свидетельств, доказывающих родство еламской религии и культуры с халдейской и ассиро-вавилонской. Таково, прежде всего, свидетельство этой летописи о почитании еламитянами халдейской богини Нана, или Нанхунти, в глубокой древности вывезенной их царями из халдейского города Ларсы. Там же, далее, говорится о том, как Ассурбаинипал разрушал величественные храмы Елама, увозил его божества и возвращал те сокровища, которые были награблены еламитянами из Халдеи; наконец, в этом же повествовании по­бедитель с гордостью заявляет, что он сокрушил множество статуй крылатых быков, стоявших у входа во дворцы и храмы, и т. п. Все это нам знакомо из истории халдейско-вавилонской культуры, в которой оно является продуктом кушито­семитической расы.

На близкое родство еламской цивилизации с ассиро-­вавилонской указывает и ее язык, в котором находят множество корней, родственных или древнейшему суммеро-аккадийскому наречию (an – бог, nuli – человек), или позднейшему ассиро­-вавилонскому языку (bit – дом, til – холм, bab – ворота и т. п.). Но лучшим, наглядным доказательством этого родства служат древнейшие иллюстрации, изображающие нам различные сцены из истории Елама. Таковы две иллюстрации Лейярда, открытые им в Куйюнджике; одна дает картину битвы еламитян при реке Улее: еламитяне изображены здесь то мчащимися на колесницах, то пронзающими копьем неприятеля, то туго натягивающими луки; все это как нельзя лучше подтверждает библейскую характеристику еламитян, как отличных стрелков из лука и лучших наездников. Самый же тип еламитян совершенно тот же самый, что и ассириян, т. е. семитический. На втором рисунке изображена сцена представления побежденным еламитянам нового царя – Улеманига; и здесь коленопреклоненные еламитяне с колчанами стрел и луками за плечами имеют тот же самый вид. Еще важнее для суждения о национальном типе еламитян два луврских барельефа: один из них дает изображение еламитянина, несколько приближающееся к хамитскому типу, другой же представляет тип чистого семита.

Основываясь на всем этом, мы с уверенностью можем сказать, что преобладающей национальностью Елама были семиты и потомки смешанного кушито-семитического племени, словом – здесь была та же самая народность, которая действовала в древнем Суммеро-Аккаде и в позднейшей Ассиро-Вавилонии. Быть может, Елам, как сильнее удаленный от центра семитизма (долина Сеннаар), и больше других подвергался различным посторонним иммиграциям, но основное зерно этой национальности, ее аристократия и правящие классы всегда были семитами.

Столь же согласно с Библией клинообразные памятники указывают и топографию Елама, определяя ее еще полнее. Из них мы видим, что Елам был расположен по юго-западному склону горного хребта Загрос, по течению реки Улея (Евлей, – Дан.8:2), и разделялся на несколько отдельных провинций, главнейшими из которых были следующие: Hussi, на юге Елама, Yatbûr и Yamûtbal в центре его и Umlias на западной границе Елама с Вавилонией. Соседями еламитян были Kassi и Guti (библ. «гоим») на севере, персы – на юго-востоке, мидяне – на северо-востоке и ассиро-вавилоняне – по всему западу.

Не менее поразительные параллели Библии дает и клинописная история Елама. Важнейшим клинообразным памятником, на котором строится вся древнейшая история и хронология Елама, служит отрывок из летописи Ассурбанипала, где под 18-м годом его царствования, в рассказе о погроме Елама, заключаются, между прочим, следующие важные слова: «я возвратил вавилонскому городу Ереху изображение богини Нана, увезенной оттуда в качестве военного трофея в Сузы еламским царем Кубур-Нанхунди за 1635 лет до этого». Отсюда ученые с достоверностью заключают, что уже за 2285 л. до P. X. Елам представлял настолько сильное государство, что мог покорить себе халдейскую конфедерацию. Из других клинообразных памятников, относящихся к этой эпохе, точно так же открывается, что вся южная Халдея, а также страна Суммера и Аккада находились во власти еламитян и управлялись их наместниками. От одного из них – Ериака, царя Ларсы (библ. Елассар, нынешний – Сенкерех) – дошли до нас две клинообразные надписи, в которых он называет себя правителем Ларсы, Ниптура и Ура, и царем Суммера и Аккада, а также упоминает и об отце своем Кудур-Мабуке, говоря о нем, как о царе Ямутбала (центрального Елама), и правителе Martu, под чем в клинообразной литературе обычно разумеются страны, лежащие на запад, – Сирия и Палестина. Эта последняя заметка показывает, что еламиты не только обладали южн. Халдеей, но распространяли свое влияние и дальше, в Сирии с Палестиной. Об одном из таких именно походов и говорит нам Библия, в известном рассказе о союзной войне царей во главе с Кедарлаомером, царем Еламским (Быт.14 гл.). Самого имени Кедарлаомера, по-ассирийски Кудур-Лагомара, доселе с несомненностью еще не найдено в клинообразных памятниках; но оно является вполне правдоподобным в династии «Кудуридов», где нам уже известны «Кудур-Напхунди» и «Кудур-Мабук». Отдельно же имя Лагомар встречается неоднократно, в качестве названия одного из главных еламитских божеств. Впрочем, в 1895 г. американский ученый Pinches открыл в одном древнем памятнике имя «Кудур-Лах-гумала», царя Еламского, которому боги советовали идти на Кардунию (Халдею) и утвердить господство в Вавилоне.

Под Амрафелом, царем Сеннаара, участвовавшим в походе Кедарлаомера, большинство ученых разумеют Аммураби, царя Вавилона, который сначала был данником еламитян, но затем освободился от этого ига, как свидетельствует об этом один клинообразный памятник, в котором говорится о победе Аммураби над Ериоком (библ. Ариох), царем Ларсы, наместником Елама.

Таким образом, научные памятники довольно твердо устанавливают факт одновременного существования нескольких правителей, подчиненных Еламу, и даже самые личности их. В науке этот период известен под именем «еламского нашествия», продолжительность которого исчисляется более чем в двести лет (от Кудур-Нанхунди до Аммураби). И библейский эпизод относится к концу этого периода, когда еламская империя грозила уже распасться, на что, по-видимому, дает намек и Библия, говоря об успехе Авраама (Быт.14:15).

Но, утративши значение первой мировой державы древности, Елам долго и упорно отстаивает свою независимость от посягательства сильных ассирийских царей и даже пользуется всякой возможностью нанести им вред, укрывая, напр., их врагов, или вступая с ними в различные союзы. Это в особенности должно сказать про эпоху Саргонидов, летописи которого положительно наполнены рассказами о войнах с Еламом, оказавшим могущественную поддержку всем врагам ассирийских царей, в особенности Мардук-бал-иддину и Самашускину, царям вавилонским. Однако, в конце концов, Елам жестоко расплатился за все это при Ассурбанипале, в летописи которого подробно говорится о полном погроме Елама.

Из бегистанских надписей персидской эпохи известно, что Елам, под именем Уваги или Сузианы, входил в качестве важной провинции в состав персидской монархии, и его главный город – Сузы был видной сатрапией, где иногда пребывал даже персидский двор.

Литература. Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient classique», t. II, 1898. Lenormant, «Histoire ancienne de l’Orient IV, Paris 1883. Leyendre, «Elam» in Dictionnaire de la Bible – Vigourux, XIII fas., 1898. Schrader, «Keilinschriften und Al. Testament», 1872. Астафьева, «Древности Ассиро-Вавилонские», Μ. 1882. Арх. Платон, «Древний Восток при свете бож. Откровения», Киев 1898. Рогозина, «История Халдеи», Спб. 1902. В последнее время особенно сильный свет на историю Елама пролили раскопки французской экспедиции под руководством ориенталиста Моргана. Результаты ее изданы Шейлем под заглавием: «Mémoires Textes Elamite sémitiques», Paris 1902, в 4-х томах.

А. Покровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle