Источник

Грамоты

Грамоты: ставленые, – так назывались и называются грамоты, выдаваемые членам клира посвятившим и поставившим их епископом, в доказательство правильности их поставления и полномочий на отправление должности. Первое, наиболее ясное и прямое, указание на их установление находим в 100-м прав. соб. Карфагенского, которое требует, чтобы «отныне» поставляемые в африканских областях получали грамоты от рукополагавших, за подписью этих последних и с указанием года и числа рукоположения, чтобы не было сомнений, кто старший и кто младший. Но и ранее этого времени, и после существовало несколько особых видов грамот, в которых так же упоминалось о рукоположении и полномочиях по отправлению богослужения и совершенно таинств, или же свидетельствовалось о принадлежности данного лица к известной христианской общине. Таковы были представительные гр-ты (γράμματα συστατικά), которые выдавались от местного епископа священнослужителям в удостоверение законности их рукоположения и полномочий на случай их перехода в пределы другой епархии (12 и 33 прав. св. апост.). И только лицу, снабженному такой грамотой, могли быть оказаны в пределах иной епархии подлежащее уважение и братское общение и, между прочим, дозволено совершение литургии и произнесение поучений (IV всел. соб. пр. 13 и др.). Ушедший из своей епархии без этой грамоты, лишался предоставленных ему прав, как, равным образом, не оставался без взыскания и принявший его епископ (апост. пр. 15; I всел. соб. пр. 15–16; IV всел. соб. пр. 5, 10, 20; VI всел. соб. пр. 17 и 18; Ант. соб. пр. 3 и 8; Сардик. соб. пр. 16). Иногда эти грамоты назывались увольнительными (VI всел. соб. пр. 17), каноническими (Ант. соб. пр. 8-е), правильными (Лаодик. соб. пр. 41). Что все эти виды грамот напоминали по своему значению ставленые, видно из того, что наша, славянская Кормчая, в толковании на вышеуказанное 33 пр. св. апост., называет представительную грамоту «ставильным писанием», т. е. ставленою грамотою. Представительные грамоты выдавались иногда и мирянам, имея значение или простой рекомендации пред предстоятелям и членами других христианских общин, или же удостоверения в действительной принадлежности данного лица к православию (2Кор.3:1). Наконец, мирянам, почему-либо обеднявшим и нуждавшимся в поддержке других, также выдавались особые грамоты, называвшиеся мирными (γραμ. ειρηνικά) и, несомненно, отличавшиеся от представительных по форме и содержанию (IV Всел. соб. пр. 11). Если иметь в виду, что русская церковь первоначально во всем руководилась практикою церкви греческой, то следует допустить, что и обычай давать клирикам особые грамоты, при посвящении и проставлении на места, был известен в ней очень рано. Однако образцы таких грамот сохранились лишь от начала IV ст. (Ист. российск. епархии Амвросия, ч. IV, стр. 559–560). Обыкновенно, в них обозначались: имя епископа, при котором рукоположен ставленник, церковь, к которой он назначен, право его литургисать, вязать и решить, запрещение самовольно переходить от назначенной ему церкви, год (от сотворения мира, месяц и число посвящения). Но единообразной формы таких грамот не было (Акт. истор. т. I. № 109). Такое единообразие вводится лишь в патриарший период, когда ставленникам начали выдаваться печатные грамоты; причем патриарх Иоаким подписывал их собственноручно, а при патр. Адриане лишь вверху грамоты печаталось его имя. К грамотам этого периода, обыкновенно, прикладывалась двойная печать из красного воска, на одной стороне которой был изображен образ Успения Божией Матери, и на другой – две благословляющая руки. По учреждении Свят. Синода, форма ставленой грамоты не была изменена и лишь на грамотах для священнослужителей синодальной области имя патриарха было заменено именем Свят. Синода, а патриаршая печать – печатью синодальной (Полн. собрание пост. и распор. по вед. прав. исп. II, № 447, стр. 91). Нынешняя форма ставленых грамот установлена в 1738 г. (23 янв.); но некоторые изменения внесены лишь в священническую ставл. грамоту в 1864 г. по указанию митрополита Моск. Филарета. Митрополит Филарет, между прочим, указал, что в этой последней грамоте вкралась католическая черта учения об елеопомазании, как о последнем, предсмертном помазании (extrema unctio) болящего, и находил необходимым сделать подлежащее изменение, как в этом пунтге, так и в некоторых других.

Вследствие этого, Святейший Синод, определением 18 мая – 10 июня 1864 г., постановил: заготовить ныне же и впредь печатать ставленые священнические грамоты с теми изменениями, какие преосвященным митрополитом Московским указаны, а именно: на 10-й строке, сверху, слово последнее опустить, а слово елеомазание заменить словом елеопомазание; на 19 стр. слово прочим опустить; на 20-й слово селенского исправить на слово вселенского на строке 27-­й выражения: грабежества и хищения каковым-либо образом творити – заменить: корысти себе истязати от братии; на строке 36-й слово: памятно, заменить в памяти; слово изоуст – опустить; слово умети изменить имети (Дело канцелярии Свят. Синода 1864 г., № 808; мнение митр. Филарета см. в Собр. мнений и отзыв., т. V, ч. 2, стр. 558). Затем изменение текста ставленой грамоты священника и диакона было произведено в конце истекшего столетия. Именно, в 1897 г. Святейший Синод, определением 1/8 апреля, постановил: принимая во внимание, что существующая с 1738 г. форма ставленых священнических грамот, по содержанию своему, составлена на случаи рукоположения ставленников епархиальным архиереем, и имея в виду, что по закону (уст. дух. конс., ст. 70) и по издавна установившейся практике, ставленые грамоты священнослужителям должны быть выдаваемы епархиальным архиереем, в ведении коего состоят священнослужители, хотя бы рукоположение их совершалось иноепархиальным архиереем или викарным, – 1) поставить в известность епархиальных преосвященных, что ставленые грамоты священнослужителям, рукополагаемым иноепархиальным архиереем или викарным, должны быть подписываемы и выдаваемы епархиальным архиереем, в ведение коего поступают эти священнослужители, причем в грамотах должно быть обозначено, когда и кем рукоположено известное лицо в священный сан и, для сего, – 2) изменить, на случай рукоположения ставленников иноепархиальным архиереем или викарным, ныне существующую форму грамоты следующим образом: в иерейской грамоте, после слов: «о нем уверившеся» вставить слова: «судихом достойна быти святого сана пресвитерского» и далее «по обычаю же и чину Святыя Апостольския Восточный Церкви и по нашему благословению, содействующу томужде Животворящему и Всесовершающему Святому Духу, рукоположен», после этого пропуск для вставки – когда и кем рукоположен; затем «во иереа ко храму» и после пропуска для вставки к какому храму рукоположен: «и он, иерей N. N., имеет власть»; в конце грамоты, вместо слов «нами рукоположен и благословен», напечатать: «рукоположен и нами благословен»; в ныне же существующей форме диаконской грамоты слова «рукоположением посвятихом» заменить словом «рукоположен» (когда и кем) и далее вместо слов: «и повелехом ему» поставить: «подобает ему, диакону N. N.»; в словах: «по нашему архиерейскому рукоположению, благословению и повелению» опустить слово «рукоположению»; выражение: «всебогатодавца зде пристяжет» заменить словами: «богатого в милости Господа зде приобрящет»; опустить слово: «смотреливу» и в конце грамоты «яко от нас сей» опустить слово «от нас» и слова: «иеродиаконский», «иеродиаконство» и «иеродиакон» заменить словами: «диаконский», «диаконство» и «диакон» (см. «Церк. Вед.» 1897 г. № 18–19). Но этот порядок не применяется к лицам, определяемым на священнослужительские места по военному ведомству, так как они, по разъяснению Святейшего Синода («Церк. Вед.»1898 г., № 10), обыкновенно, рукополагаются и получают ставленые грамоты в епархиях не по месту их назначения, а по месту предшествующей их службы или жительства. Ставленая грамота, подписанная рукоположившим архиереем, должна быть прочитана местным благочинным в той церкви, к которой новопроизведенный священник определен (36 § инструкц. благочинн.); в случае подпадения священноцерковнослужителей под важные обвинения, особенно в преступлениях уголовных, грамоты, на основании §34 той же инструкции, отбираются от них и препровождаются благочинным в консисторию; отбираются они точно так же, на основании указа Святейшего Синода, от 9 мая 1835 года за № 5432, и у заштатных – главным образом, с целью предотвратить опасность блуждания их с места на место.

Гр. благословенные, или благословительные, обыкновенно, заключали в себе благословение высшей духовной власти (патриарха, митрополита, епископа) на учреждение чего-либо, или на начало какого-либо дела. Например, такая грамота выдавалась на разрешение какой-либо церковной службы. Благосл. грамотой называлась и известная грамота Константинопольского патриарха Иеремии, коей Московский патриарх был признан пятым патриархом, а российским митрополитам и архиепископам было предоставлено право поставлять его на патриарший престол. Б. грамоты получались священнослужителями при отправлении их к назначенным им церквам. В настоящее время в русской православной церкви известны несколько видов благ. грамот: гр. с благословением Святейшего Синода, выдаваемый по представлению епархиальных начальств как духовным, так и светским лицам; таковые же грамоты, выдаваемые епархиальными архиереями светским лицам, преимущественно церковным старостам, за их попечительность о церкви Божией; грам. на скуфью, набедренник и сан протоиерея и грам. храмозданные, выдаваемый в виде благословения и разрешения на построение храма.

Гр. епитрахильные и орарные выдавались у нас в древней России архиереями вдовым священникам и диаконам, если они давали обещание вести строго нравственную жизнь и не участвовать в богослужении, а лишь петь и читать на клиросе; епитрахиль же и орарь дозволялось им держать дома и возлагать их на себя лишь при причащении св. Таин.

Гр. душевные – в древности то же, что и завещания.

Гр. льготные – таковыми давались монастырям и духовенству различные льготы в несении повинностей.

Гр. наказные – таковыми епархиальные архиереи старались упорядочить течение монастырской жизни, почему в них и встречаются строгие предписания, правила пользования монастырскими доходными статьями, отчетности и т. п.

Гр. тарханные – от татарского слова «тархан» – вольный, свободный человек, – делаются известными со времени татарского ига, когда татары выдавали духовенству «тарханные ярлыки» на различные льготы. Позже такими грамотами стали называться грамоты, утверждавшие за патриархом, митрополитами и епископами «тарханное право», т. е. право быть судимым только государем и не нести никаких повинностей. Хотя право это, а с тем вместе, и выдача утверждавших оное грамот, были отменены при Иоанне IV, на практике оно встречалось еще и в XVIII ст.

Гр. настольные являются как бы ставлеными грамотами, но только высшим лицам церковной иерархии – митрополитам и епископам, так как выдавались им при настоловании или возведении на епархиальную кафедру. В грамотах этих, обыкновенно, сначала объявлялось о поставлении такого-то лица на такую-то кафедру; затем указывались права, определяющие объем власти поставляемого, а в конце помещалось приглашение всех верных христиан оказывать надлежащее почтение поставленному.

Н. Марков.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle