Источник

Донская епархия

I. Исторический очерк. Донская епархия учреждена 5 апреля 1829 г. с кафедрой в Новочеркасске. До этого времени она входила сначала в состав частью Сарайской (Крутицкой), частью Рязанской епархий, а затем – патриаршей области; по поручению патриарха, ближайшее заведование епархиальными делами предоставлялось епископам Тамбовскому и Воронежскому; в 1718 г., по государеву указу 3 марта, весь Донской район включен в состав Воронежской епархии. Высочайшим повелением об открытии епархии в ее состав вошли Черноморское войско и Кавказская область, архиерею присвоен титул Новочеркасского и Георгиевского. В новоучрежденной епархии числилось церквей: в войске донском 186, по кавказской области 58 и молитвенных домов 29, по Черноморью – церквей 45 и молитвенных домов 10. В 1842 г., 17 июля, именным указом повелено было открыть епархию Кавказскую и Черноморскую из южных частей Новочеркасской епархии; с 1 января 1842 г. епархия Кавказская была учреждена и с этого времени новочеркасские архиереи получили титул Донских и Новочеркасских. При первоначальном учреждении епархии предположено было государем дать титул архиерею – «Донской и Кавказский», но ввиду доклада Синода, что в чиноположении архиереи именуются епископами богоспасаемых градов, государь переменил название епархии – по городам («Донск. Е. В.» 1902 г. № 34). Первым архиереем донским был –

1) Афанасий (Александр Ив. Телятев или Телятинский), родился в 1772 г., сын священника с. Телятинского, в 1792 г. вызван в Петербург в Александро-Невскую семинарию, по окончании в ней курса был учителем в тамбовской семинарии, в Тамбове женился, был рукоположен во священника и дослужился до протоиерейства; овдовев, в 1809 г. перешел в Александро-Невскую лавру, где в 1810 г. принял монашество и был назначен ректором Псковской дух. семинарии с настоятельством в Псковском Елеазаровом монастыре. После 1819 г. был настоятелем Воскресенского ставропигиального монастыря (Новый Иерусалим); 17 января 1821 г. хиротонисан во епископа Дмитровскаго, викария Московской епархии, в 1824 г. назначен епископом в Тамбов, откуда, с учреждением Донской епархии, и перешел в Новочеркасск. В 1830 г. возведен в архиепископа. Совершенно лишившись зрения, в 1842 г. 17 октября вышел на покой в Тамбовский Трегуляевский монастырь, где и скончался в 1847 г. 7 мая. По своему характеру он был «человек сердца»: добрый и вспыльчивый; был очень деятельный и «пользовался особенною любовью всех донских жителей» («Донск. Е. В.» 1877 г. 9–10).

Далее следовали:

2) Игнатий (Матвей Афан. Семенов), был с 1821 г. магистром Петербургской академии, в 1822 г. возведен в архимандрита, в 1823 г. назначен ректором Новгородской дух. семинарии; 17 октября 1842 г. назначен на Донскую епархию, 13 января 1847 г. переведен в Воронеж (см. Ворон. епархия). На донской кафедре преосвященный отличался заботами о просвещении старообрядцев, как и раньше на Олонецкой кафедре, и об устройстве церковных школ; при нем обучалось при церквах епархии до 2 1/2 тысяч детей. Сочинения его: «История о расколах в церкви российской», Спб. 1862; «Разговор между православным и старообрядцем о крестном знамении»; «Об иконе св. Софии в новгородском Софийском соборе», Спб.1857; «О таинствах единой святой соборной и апостольской церкви», Спб. 1849; «Беседы о мнимом старообрядчестве», Спб. 1844 и 1847 (две книги); «Церковные слова о вере», Спб. 1845; «Истина св. Соловецкой обители», Спб. 1844, и др. («Донск. Е. В.» 1877 г. № 10, «Братское Слово» 1896 г. № № 1–6 и отдельный оттиск «Игнатий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, и его сочинение о перстосложении для крестного знамения» К. Плотникова, М. 1896).

3) Иоанн (Михаил Степ. Доброзраков), сын священника Нижегородской епархии, высшее образование получил в Петербургской дух. академии, которую окончил в 1817 г. со степенью магистра; начал службу в Чернигове – профессором семинарии и начальником уездного и приходского училища, в 1891 г. перешел бакалавром в Петербургскую академию, где в том же году принял монашество, в 1821 г. назначен инспектором академии и возведен в архимандрита, в 1824 г. назначен ректором Петербургской дух. семинарии в 1825 г. за сочинение по герменевтике на латинском языке получил степень доктора богословия, в 1826 г. назначен ректором Петербургской академии; 5 августа 1830 г. хиротонисан во епископа Пензенского, в 1835 г. переведен в Нижний Новгород, 13 января 1847 г. назначен архиепископом Донским, 6 марта 1867 г. вышел на покой с пребыванием в Кременском Вознесенском монастыре, где и скончался 23 июня 1872 г. на, 82-м году жизни; там и погребен. По отзыву преосвящ. Никанора в речи при погребении, он был «человек-монах, ученый богослов, философ; в тесных кругах бывал душою и смыслом общества; острое меткое слово фонтаном било из его богатого, неистощимого ума, его неистощимая веселость отрадно возбуждала самых угрюмых, а любвеобильное сердце его привлекало, ободряло, утешало всех; не было у него печали ни для себя, ни для других, приходили к ному с печалью, уходили с радостью; он был утехою и назиданием, духовным человеком, нищелюбец до самозабвения, если не имел сам, то одолжал и давал нуждающимся. Администратор он был мягкий и уступчивый» («Донск. Е. В. 1872 г. № 22, 1777 г. № 11).

4) Платон (Николай Ив. Городецкий), впоследствии митрополит Киевский (см. Киевская епархия). В 1850 г. он был возведен в архиепископа, 9 марта 1867 г. назначен Донским. Донская епархия правлению преосвящ. П. обязана своим благоустройством («Донск. Е. В. 1887 г. №№ 5–14, 18–20): увеличением числа церквей, правильным распределением приходов, ограничением самоволия церковных старост, обращением раскольников, учреждением семинарии, упорядочением деятельности консистории и пр. 25 апреля 1877 г. переведен на херсонскую кафедру. Скончался 1 октября 1891 г. в сане митрополита Киевского («Донск. Е. В.» 1891 г. №№ 20, 21, 23). О нем будет еще сказано далее.

5) Александр (Андрей Вас. Добрынин), сын священника Ярославской епархии, родился в 1820 г., по окончании курса петербургской дух. академии в 1846 г. со степенью магистра состоял преподавателем в Новгородской семинарии, в 1846 г. принял монашество и рукоположение, в 1851 г. возведен в архимандрита и назначен ректором литовской дух. семинарии, 21 ноября 1860 г. в г. Вильне хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии, и с этих пор, за болезнью митрополита Иосифа Семашки, стал принимать весьма значительное участие в управлении литовскою епархией: в 1868 г. назначен епископом Минским, в 1877 г. возведен в архиепископа, 25 апреля 1877 г. переведен на донскую кафедру, 23 мая 1879 г. переведен на литовскую кафедру. В Вильне владыка и скончался 28 апреля 1885 г. («Донск. Е. В.» 1879 г. №№ 13 и 14; 1880 г. 12; 1885 г. №№ 10 и 11).

6) Митрофан (Марк Алексеевич Вицинский), сын дьячка Воронежской епархии, окончил курс Воронежской семинарии в 1829 г., в 1831 г.рукоположен во священника; овдовев, поступил в Киевскую дух. академию, где в 1836 г. принял монашество, в 1839 г. окончил академию со степенью магистра, затем был инспектором семинарии в Полтаве, профессором Орловской семинарии, инспектором Кишиневской, в которой с 1851 г. стал ректором и возведен в архимандрита. 28 мая 1862 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в 1866 г. назначен на Оренбургскую архиерейскую кафедру, 1 мая 1879 г. возведен в архиепископа, а 23 мая перемещен на Дон, где и скончался на 81 году жизни, 19 мая 1887 г. («Донск. Е. В.» 1879 г. № 14; 1881 г. №№ 18, 23, 24; 1887 г. №№ 12, 23, 24). Владыка отличался снисходительностью, кротостью и отеческою любовью в отношениях к своим подчиненным; в Донской епархии много заботился о миссионерском деле, духовно-учебных заведениях, о церковных школах, открыл братство. Погребен в склепе под Рождество-­Богородичною церковью, что при загородной архиерейской церкви. По завещанию оставил в пользу епархиальных учреждений до 15.000 p.

7) Макарий (Николай Кириллович Миролюбов), сын священника Рязанской епархии, родился в 1817 г., по окончании курса в Московской дух. академии в 1842 г. со степенью магистра был профессором Нижегородской семинарии, в 1846 г. принял монашество, в 1854 г. возведен в архимандрита, в 1858 г. назначен ректором Рязанской семинарии, 17 июля 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, в 1867 г. назначен в Орел, в 1877 г. в Архангельск, в 1879 г. – в Нижний, в 1885 г. в Вятку, 5 декабря 1887 г. на Дон. Хотя владыка прибыл на донскую кафедру уже в старческом возрасте, но пребывание его на Дону оставило заметный след в епархиальной жизни благоустройством духовно-учебных заведений и церковно-­приходской жизни. 30 апреля 1894 г., потеряв зрение и почти лишившись ног, вышел на покой и остаток жизни провел в Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде, где и скончался 24 декабря 1894 г.; погребен в Алексеевском монастырском соборе. По свидетельству биографов, везде он пользовался расположением подчиненных и паствы, обладал благодушием, доступностью, сердечной и отеческой простотой в обращении. Владыка оставил заметный след и в духовной литературе. В ранние годы он написал «Сказание о жизни и чудесах Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца», М. 1850 (Вятка 1887), и акафист преп. Макарию (своему патрону). А затем, под влиянием преосвященного нижегородского Иакова (Вечеркова), отдался историко-археологическим изысканиям. Свои статьи по предметам этого рода он помещал в «Нижегор. Губ. Вед.», в «Записках Спб. Археологич. Общества», в «Известиях Русского Географич. Общества» и др., а затем издал отдельною книгой «Памятники церковных древностей Нижегородской губернии», Спб. 1857. Кроме того, им были изданы: «Описание Богородицкого Оранского монастыря», М. 1851; «Преосв. Питирим, архиепископ Нижегородский», 1851 (Новочеркасск, 1889); «Жизнь преосв. Иакова, архиепископа Нижегородского», М. 185З. На почве научных занятий он сблизился со служившими тогда в Нижнем Новгороде писателями П. И. Мельниковым и В. И. Далем и при их посредстве был избран членом Географического и Археологического Обществ и Общества Истории и Древностей. Будучи в Перми, он издал «Поучительные слова», Спб. 1855, «Сказание о жизни и трудах св. Стефана Пермского», Спб. 1856; «Сказание о жизни и чудесах св. Симеона Верхотурского», Спб. 1857; «Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Спб.», Спб. 1857; печатал свои статьи, кроме прежних журналов, в «Москвитянине», «Временнике Общества Истории и Древностей», «Журнале Министерства Народного Просвещения», «Педагогическом Вестнике», «Вестнике Географического Общества», «Сборнике статистических сведений о России», «Чтениях в Обществе Истории и Древностей», «Духовной Беседе», «Нижегородских Епарх. Ведомостях». В это же время он был командирован Св. Синодом (с 1853 г.) для обозрения некоторых важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях Вологодской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Новгородской и был назначен членом учрежденного при Синоде комитета для составления археологических описаний церковных древностей в монастырях и церквах. Результатом командировок явились, кроме нескольких журнальных статей, следующие отдельные издания: «Краткое обозрение древних церквей в Новгороде, построенных до 1478 г.», «Опись Новгородского Спасохутынского монастыря 1642 г.», Спб. 1856; «Описание Новгородского архиерейского дома», Спб. 1857; «Описание Новгородского Юрьева монастыря», изд. 2-е, Спб. 1862. Будучи в Рязани, написал «Житие св. Василия, епископа Рязанского», М. 1861, «Сборник истор.-статист. сведений о Рязанской епархии» – в «Чтениях Общ. Ист. и Древн.» 1863 г., «Истор.-статист. описание рязанской семинарии и дух. училищ», Новгород 1864. Затем, ему принадлежат «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», 2 ч., М. 1860, «Путеводитель по Новгороду», Спб. 1862 (Новочеркасск 1892); «Церковно-историческое и статистическое описание Старой Руссы», Н. 1866, «Катехизические поучения», Спб. 1869, «Объяснение послания св. ап. Павла к Филиппийцам», Орел 1869, – к Колоссянам, Орел 1870, «Краткие поучения о подражании Иисусу Христу», О. 1870, «Собрание слов, поучений и речей», О. 1870, «Слова и речи к орловской пастве», О. 1873, М. 1879, М. 1886, Спб. 1881 и Вятка 1886; «Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского монастыря», Спб. 1871; «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам», Спб. 1858 (Вятка 1886); «Беседы и поучения на дни великопостные», «Нижегородская церковная кафедра», Спб. 1879; «Слова и речи к вятской пастве» (вып. 7 и 8), Вятка 1886 и Новочеркасск 1888; «Описание Красногорского Богородицкого монастыря, Архангельской губернии», Спб. 1895; «Слова и речи к донской пастве» (вып. 9 и 10), Новочеркасск 1880 и 1890 («Пятидесятилетие церковно-общественной и научно-литературной деятельности высокопр. Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского», Новочеркасск 1893; «Донск. Е. В.» 1888г. №№ 2 и 3; 1891 г. № 15; 1894 г. № 11; 1895 г. №№ 1 и 12; 1898 г. № 14).

8) Донат (Николай Ильич Бабинский), сын священника Смоленской епархии, родился в 1828 г., по окончании семинарии в 1852 г. был священником Вяземского Аркадиевского женского монастыря, через 2 года овдовел и затем поступил в Петербургскую дух. академию, где в 1855 г. принял монашество, в 1857 г. по окончании академического курса служил преподавателем в Архангельской семинарии, инспектором и ректором. Степень кандидата получил в 1858 г., в 1860 г. – магистра. В 1879 г. 27 мая хиротонисан во епископа Брестского, второго викария литовской епархии, в 1881 г. назначен епископом Ковенским, первым викарием. В это время он приобрел всеобщую известность своею красноречивою речью по поводу злодеяния 1 марта. В 1882 г. назначен рижским епископом, в 1887 г. – Подольским, в 1890 г. – архиепископом литовским, 30 апреля 1894 г. перемещен на Дон, 12 ноября того же года по болезни уволен на покой. Скончался 16 апреля 1896 г. Изданы были в свое время его гродненские поучения в 4-х вып. (2-й выпуск «Голос пастыря по поводу современных событий в отечестве», Гродно 1882, с речью по поводу злодеяния 1 марта 1881; прочие поучения ничем не выделяются). («Донск. Е. В.» 1894 г. №№ 11, 12, 14).

Ныне святительствует на Дону преосвященный

9) Афанасий (Василий Мих. Пархомович); он сын священника Полтавской епархии, родился в 1827 г., по окончании в 1853 г. Киевской дух. академии служил в Кишиневе инспектором и смотрителем дух. училищ, законоучителем гимназии, и с 1875 г. и ректором семинарии, и всюду оставил наилучшие воспоминания о своей педагогической деятельности; с 1858 г. он был в священном сане, в 1871 возведен в протоиерея. В 1880 г. он овдовел, 9 марта 1885 г. принял пострижение, а 9 июня того же года хиротонисан во епископа Новгород-Северскаго, викария Черниговской епархии, в 1889 г. назанчен епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, в 1891 г. назначен епископом Екатеринбургским, 12 ноября 1894 г. – архиепископом Донским («Донск. Е. В.» 1895 г. №№ 1, 6; 1900 г. 17). Подробная биография владыки печатается в «Донских Е. В.» с №22 за 1903 г. 29 сентября 1903 г. исполнилось 50-летие служения маститого архипастыря, которое и было торжественно отпраздновано епархией.

При Д. епархии имеется викариатство Аксайское, учрежденное 25 мая 1871 г. Первым епископом Аксайским был преосвященный

1) Никанор (Бровкович), впоследствии архиепископ Херсонский, известный духовный писатель (о нем см. особо); викарием Аксайским он был с 4 июля 1871 г. (хиротонисан) по 25 декабря 1876 г., когда был назначен на Уфимскую кафедру. За ним следовали:

2) Нестор (Алексей Сергеевич Метаниев), сын священника Саратовской епархии, по окончании в 1854 г. Казанской дух. академии со степенью магистра был помощником ректора Кавказской семинарии, в 1862 г. принял монашество, в 1863 г. утвержден инспектором Тифлисской семинарии, в 1866 г. назначен ректором Смоленской, 17 апреля 1877 г. хиротонисан во епископа Аксайского, 8 сентября 1880 г. назначен епископом Выборгским, викарием С. Петербургской епархии, в настоящее время состоит членом Московской синодальной конторы и управляющим Московским Новоспасским монастырем.

3) Флавиан, ныне митрополит киевский (о нем см. под собств. именем и Киевск. епарх.).

4) Серафим (Семен Иванович Жемчужников), сын священника Тамбовской епархии, по окончании курса Киевской дух. академии в 1869 г. состоял преподавателем Могилевской дух. семинарии, потом Тамбовской; в декабре 1870 г. определен законоучителем Тамбовского Екатеринского учительского института, и 1 октября 1872 г. рукоположен в священника, в 1881 г. возведен в протоиерея и назначен настоятелем собора в г. Козлове, в 1883 г., после смерти жены и ребенка, принял монашество и назначен архимандритом Козловского Троицкого монастыря, 21 июля 1885 г. хиротонисан во епископа Аксайского («Дон. Е. В.» 1885 г. №№ 15, 17; 1887 №№.22:24), 17 октября 1887 г. вышел по болезни на покой, скончался в том же году 4 декабря в Козловском Троицком монастыре.

5) Августин (Андрей Феодорович Гуляницкий), сын священника полтавской епархии, по окончании в 1862 г. курса Киевской дух. академии со степенью магистра остался в академии бакалавром, в 1864 г. принял монашество, в 1869 г. возведен в архимандрита, с 1870 г. был ректором литовской дух. семинарии, 23 августа 1881 г. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии, в следующем году назначен епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии, 30 сентября 1887 г. – епископом Аксайским («Донск. Е. В.» 1887 г. № 22; 1892 г. №24; 1893 г. № 2; 1894 г. № 16), 24 декабря 1888 г. назначен Костромским епископом, в конце 1891 г. перемещен в Екатеринослав, где и скончался 30 ноября 1892 г. По отзыву биографов, преосвященный всегда отличался простотою в жизни, прямотою взглядов и правдолюбием, твердостью характера и ревностью об истинно-христианской жизни своей паствы. В учебной литературе он известен своим «Руководством к основному богословию». В свое время издан был «Сборник слов, поучений, речей и кратких благочестивых размышлений», Вильна 1893; «Рассказы православного о католичестве», Вильна 1894.

6) Иоанн (Стефан Митропольский), сын причетника Калужской епархии, высшее образование получил в Московской дух. академии, где и принял пострижение в 1861 г., окончил академию в 1862 г. со степенью магистра и был оставлен бакалавром в академии, в 1868 г. возведен в архимандрита, 5 июня 1870 г. хиротонисан во епископа Алеутского, в 1877 г. назначен членом Московской синодальной конторы, в 1881 г. – настоятелем Симонова монастыря, 12 августа 1889 г. – епископом Аксайским, в каком звании и святительствует доныне.

Среди святынь Донской епархии первое место занимает Аксайская явленная икона Богоматери; она обретена была, по бывшему во сне видению, одною женщиною в пустом доме в станице Аксайской во время холеры 1830 г.; после крестного хода с этою иконой холера в станице прекратилась; до 1847 г. икона была помещена в кафедральном соборе, а в этом году, во время вновь возникшей холеры, возвращена в станицу («Донск. Е. В.» 1877 г. № 9. 1883 г. №№ 21–23).

II. Статистический обзор. – Пространство епархии. Епархия занимает всю область войска донского, за исключением части Таганрогского и Ростовского на Дону округа, причисленных к епархии Екатеринославской. Православное население простирается до 1.850.000 душ. В 1901 г. было в православной пастве родившихся 117.455 душ, умерших 65.922 души; присоединилось от римского исповедания 14 душ, из лютеран 19, евреев 20, татар 7, калмыков 13, из раскола старообрядства 327, из еретического сектантства 17. Браков совершено 18.994. В пределах епархии проживает раскольников старообрядцев до 2.500 душ, ламаитов до 25.000. Церквей, по сведениям 1901 г., было 586, в том числе, приходских 530, единоверческих 23, кладбищенских 14, монастырских 11, походных 7 и 1 кафедральный собор. Духовенства, по сведениям 1898 г.: протоиереев 27, священников 704, диаконов 193, псаломщиков 717; в 1901 г. священников было 785. Монастырей 4: два мужских и два женских. Монашествующих 47, послушников 60, монахинь 156 (по штату положено 32), послушниц 329. Церковных школ в 1901 г. было 923, в том числе второклассных 6, двуклассных 6, образцовых 2 (при семинарии и при женском училище), одноклассных церковно-­приходских 544 и школ грамоты 377; учащих 1.047, в том числе священников 2, диаконов 90, псаломщиков 80, учителей 549, учительниц 273, помощников 28, помощниц 25, учителей пения 22; учащихся 41.712, в том числе до 15.500 девочек («Донск. Е. В.» 1902 г. №№ 7–26). Церковно-приходских попечительств 485. Миссионеров: противораскольнических – 1 епархиальный и 6 окружных и 2 помощника, противоеретический – 1.

III. Епархиальное управление. – Кроме епархиального архиерея, в епархии имеется викарий, епископ Аксайский. Духовная консистория, открытая 15 июня 1829 г. («Донск. Е. В.» 1878 г. № 9), состоит из 4-х штатных и одного сверхштатного (с 1898 г.) членов. Благочинных над церквами 29; в благочиннических округах, заключающих в себе свыше 15 церквей, имеются помощники благочинного, действующие по особой инструкции, одобренной Св. Синодом (с 1091 г.); в каждом округе имеются благочиннические советы. В каждом благочинии имеется по два назначенных епархиальным начальством из опытных священников следователя. В каждом же благочинии имеются цензоры проповедей и духовники. Церковными школами заведует епархиальный училищный совет, имеющий 7 отделений; для инспекции существует епархиальный наблюдатель и 7 окружных наблюдателей, по числу отделений совета.

IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы. – Духовная семинария открыта заботами архиепископа Платона (впоследствии митрополита Киевского) 1 октября 1868 г. («Донск. Е. В.» 1869 г. №1; 1893 г. № 20). В 1902 г. в ней было 413 воспитанников, в том числе иносословных 185, в общежитии помещается до 90 чел. Все классы, кроме шестого, имеют параллельные отделения. По штату, в семинарии полагается преподавание калмыцкого языка, но в последние годы семинария не могла найти правоспособного преподавателя. Кроме того, в семинарии, в качестве необязательных предметов, преподаются: иконописание (19 учеников) и переплетное мастерство (32 ученика) с 1885 г., оркестровая музыка с 1889 г. и народная медицина с 1892 г. В фундаментальной библиотеке имеется свыше 5300 названий – до 12.000 книг, в ученической – свыше 1600 названий и 3600 книг. В семинарии заведены народные религиозно­-нравственные чтения; кроме того, воспитанники двух старших классов присутствуют на собеседованиях со старообрядцами своего преподавателя. С самого начала семинарии, в октябре 1869 г., в ней стала действовать вспомогательная касса для нуждающихся воспитанников. Касса была учреждена самими воспитанниками, с разрешения семинарского начальства. Ее существование вызвано было тем, что, при несвоевременной высылке родителями денег своим детям, последним приходилось занимать деньги на неотложные нужды у ростовщиков «под залог платья и прочего имущества», а иногда и вовсе нельзя было достать денег. Первым фондом послужили 25 р., собранные между воспитанниками. К концу 1902 г. капитал общества равнялся 5500 р.

В епархии имеется два духовных училища. Из них: 1) Новочеркасское духовное училище открыто в 1821 г.; («Донск. Е. В.» 1897 г. № 3); в 1900 г. выстроены новые здания («Донск. Е. В.» 1900 г. № 14); в 1902 г. в училище было 290 воспитанников, в том числе 89 иносословных; все 4 класса имеют параллельные отделения. В фундаментальной библиотеке книг более 1500 названий, в ученической (заведенной с1873 г.) – свыше 600. Общежития нет. С 1880 г. при училище для пособия недостаточным воспитанникам заведена вспомогательная ссудная касса, основной фонд которой образован из ежегодных обязательных взносов по полтиннику от каждого причта училищного округа в течение пяти лет («Донск. Е. В.» 1902 г. №№ 21 и 30). На содержание училища в 1902 г. израсходовано свыше 44.000 р. 2) Усть-Медведицкое духовное училище в 1902 г. имело 139 воспитанников («Донск. Е. В.» 1902 г. № 22), в том числе 42 иносословных. В фундаментальной библиотеке свыше 1200 названий, в ученическ. – свыше 700. Общежития нет.

Епархиальное женское училище открыто 15 октября 1889 г. («Донск. Е. В.» 1889 г. № 21; 1891 г. № 20). В 1901 г. в нем было 317 воспитанниц, из них 17 иносословных; 283 помещаются в общежитии («Донск. Е. В.» 1903 г.» №№ 8–9), содержание училища обошлось в 61.500 р. На содержание церковных народных школ в 1901 г. израсходовано свыше 310.000 р. В епархии есть одна миссионерская школа (в г. Новочеркасске), в которой лица, в возрасте не менее 22 лет, в числе 12 человек, изучают миссионерские предметы для приготовления себя к миссионерской деятельности. Ученики живут в наемных квартирах и получают стипендии по 12 р. в месяц из епархиальных средств.

V. Просветительные, благотворительные и взаимно-­вспомогательные епархиальные учреждения.

1) Аксайско-богородичное братство открыто 21 ноября 1886 г. по инициативе преосв. Митрофана; устав был составлен в консистории. Цель братства – содействие церковному просвещению путем школ, внебогослужебных собеседований, распространения школ и улучшения пения в церквах («Донск. Е. В.» 1886 г. №№ 21, 24). В 1887 г. при братстве открыт книжный склад (1887 г. № 18). В 1902 г. деятельность братства выразилась в оказании пособия церковным школам (до 900 р.), учреждения 5 противораскольнических библиотечек (по 20 р. каждая) и издании одной противораскольнической брошюры, распространении, путем продажи, религиозно-нравственных книг на сумму до 5000 р. и устройстве в Новочеркасске религиозно-нравственных чтений; приход братства определился в 13.000 р., расход – тоже до 13.000 р., остаточный капитал свыше 7.500 р. («Донск. Е. В.» 1903 г. №№ 11–21). В 1901 г. членов было 350. Кроме этого общеепархиального братства, имеются братства местные.

2) Пятиизбянское Николаевское церковно-противораскольническое братство открыто 20 января 1897 г.; цель его – собеседования членов с раскольниками («Донск. Е. В.» 1887 г. №№ 1 и 8–9). С особенною симпатией следует отметить возникновение в 1902 году

3) школьного Димитриевского братства при кладбищенской церковно-­приходской школе в г. Новочеркасске. Братство имеет целью поддержание и развитие в приходах народного образования в духе православной церкви. На собранные в первый год существования 350 р. Братство, между прочим, приобрело волшебный фонарь для школы, устроило сад при школе, – словом, братство способствовало возрождению той тесной родственной связи между школой и семьей, учебой и жизнью, об утрате которой так сильно и справедливо стали печаловаться в наши дни («Донск. Е. В.» 1903 г. № 7).

В епархии имеются общества трезвости, как на хуторе Крутинском, Красном Селе и др. («Донск. Е. В.» 1903 г. № 11–12; правила и устав).

Епархиальный комитет православного миссионерского общества открыт 21 ноября 1871 г. («Донск. Е. В.» 1873 г. № 8); в 1901 г. состоял из 186 членов, собрано (с тарелочным сбором в вербную неделю) до 5.000 р., которые и израсходованы; имеет своего капитала до 6.000 р. Для деятельности миссионерского общества в пределах Донской епархии есть обширное поле среди проживающих там калмыков, но миссия эта, по-видимому, еще не вполне благоустроена.

Епархиальный отдел императорского православного Палестинского общества открыт 24 сентября 1895 г. («Донск. Е. В.» 1895 г. 19, 20; 1902 г. № 19). В 1901 г. членов было 541, на приход поступило свыше 7.100 р., эта сумма почти целиком передана обществу; кроме того, собрано в вербное воскресенье в пользу палестинских поклонников до 4.200 р. Отдел устраивал в Новочеркасске и более многолюдных приходах чтения о Св. Земле и палестинском обществе.

Эмеритальная касса духовенства заведена с 1879 г. («Донск. Е. В.» 1879 г. № 10). В окончательном своем виде она сформировалась в епархиальное общество взаимного вспоможения. Оно учреждено по образцу такого же общества Саратовской епархии («Донск. Е. В.» 1879 г. №10; 1889 № 12; 1900г. № 10; 1895 г. № 16). Общество управляется комитетом из трех членов, избираемых из священнослужителей на епархиальных съездах. Средства общества составляются из обязательных членских взносов (по трем категориям: в 18, 12 и 6 р.), 5% отчисления с кошельковой церковной суммы и частных пожертвований. В 1901 г. выдано 521 семейству пенсий (от 20 до 90 р.) на сумму до 20.000. Капитал общества возрос до 570.000 р. При обществе заведена касса единовременных пособий осиротевшим семьям священно-церковно-служителей епархии (проект устава в № 18 «Донск. Е. В.»), основанная на том, что по смерти священника каждый священник вносит 1 р., а каждый диакон и псаломщик вносят по 25 к. У кассы с обществом общее только управление («Донск. Е. В.» 1902 г. № 19).

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания открыто 14 января 1830 г. («Донск. Е. В.» 1877 г. № 9). Средства попечительства, кроме процентов с капиталов, кружечного сбора и штрафных денег, слагаются также из сбора по подписным листам, половины, или третьей части доходов, от церковных мест, определенных съездом 1893 г., ежегодных взносов от священника по 1 р., диакона по 75 к. и псаломщика по 50 к. и взносов от священно-церковно-служителей при перемещениях. В 1901 г.: на призрении попечительства состояло 543 семейства, выдано пособий постоянных 12.718 р., единовременных 750 р.; поступило на приход до 19.000 р., капитал попечительства к 1902 г. достигал 82.000 р.

VI. Монастыри.

1) Бекреневский Николаевский общежительный мужской монастырь, в 150 в. от Новочеркасска, в местности, называемой Бекреневская балка, между станицами Мариинской и Камышенской, образован из бывшего здесь подворья архиерейского дома в 1903 г. стараниями, главным образом, иеромонаха Геннадия («Донск. Е. В.» 1889 г. № 16; 1890 г. № 15; 1892 г. № 2; 1903 г. №№ 11–17).

2) Кременский Вознесенский нештатный общежительный мужской монастырь, по преданию, основан на месте, где обитали 7 братий-отшельников, перерезанных разбойничьей шайкой. Обитель образовалась около 1639 г., когда ей отведена была земля жителями близлежащей Кременской станицы. В 1788 г. монастырь обращен был в приходскую церковь, в 1798 г. восстановлен («Донск. Е. В.» 1875 г. №№ 18–21, 23); в 1869 г. обращен в общежительный. При монастыре имеется приют для странников, богадельня и школа грамоты (с 1901 г.), в которой содержится на монастырском иждивении 8 мальчиков и 1 приходящий. Монастырь имеет свой Пятипский (в ориг. неразб., – прим. ред.) скит.

3) Старочеркасский Ефремовский сверхштатный полуобщежительный женский монастырь в станице Старочеркасской, основан полковницей Евдокией Акимовной Ефремовой с невесткой Ульяною и племянником Николаем Ефремовыми при их домовой церкви (подворье) в 1837 г., открыт 12 сентября. Основательница обеспечила его капиталом в 50.000 р., а войсковое правление пожертвовало 320 дес. земли. Церковь – каменная, построена предком основательницы, генералом Даниилом Ефремовым в 1756 г. («Донск. Е. В.» 1870 г. № 5). Монастырь имеет подворье в г. Новочеркасске («Дон. Е. В.» 1898 г. № 11), богадельню для престарелых и больных женщин и церковную школу для девочек. В 1901 г. отремонтирован пот. поч. гражд. Иваном Колесниковым на сумму до 40.000 р.

4) Усть-Медведицкий Преображенский женский третьеклассный монастырь, в 3 в. от станицы Усть-Медведицкой, при устье р. Медведицы, на правом берегу Дона, в 400 в. от Новочеркасска, основан в XVII в. и был мужским, а назывался Межигорскою пустынью; лет через 100 он был завален горою и в 1759 г. перенесен на другое место (нынешнее). В 1785 г. обращен в женский, в 1788 г. упразднен, в 1798 г. восстановлен («Донск. Е. В.» 1869 г. №№ 48–50; 1885 г. №№ 19, 21, 22, 23; 1886 г. №№ 1 и 2). Монастырь имеет богадельню для престарелых и больных женщин и церковную школу для девочек. На содержание и обеспечение монастыря ежегодно отпускается из войсковых сумм до 3.800 р. Земли при монастыре: отведенной 652 дес. и пожертвованной вдовою инженера Агриппиною Мержановой 545 дес.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle