Источник

Донские Епархиальные Ведомости

Донские Епархиальные Ведомости стали выходить с 1 января 1869 г., в двух отделах, официальном и неофициальном, еженедельно, по цене 4 p. с пересылкой. С 1870 г. «Ведомости» стали издаваться 2 раза в месяц. 35 томов «Ведомостей» представляют собою наглядную историю постепенного развития этого издания, достигшего особенной высоты при редакторах Л. Л. Кириллове (1881–1901) и прот. М. Симашкевиче (с 1901 г.). С 1884 г. редакция стала давать особые приложения, сначала незначительные (житие св. Кирилла и Мефодия, отдельные слова – 1884 г.), потом целые сборники духовно-назидательных статей («Перст Божий», вып. I–IV, 1887–1891 гг., святоотеческие наставления – 1890 г., «Любителям слова Божия» 1890–1893 гг.), «Записки по обличительному богословию», препод. Т. Епифановича (1887 г.), «Священную историю для школ» (1889 г.), «Краткую историю русских ересей» (1898 г.) и др. С 1 июля 1887 г. цена увеличена до 5 р. 50 к. и, вместе с тем, обещано расширение программы (1887 г. № 22). 1898 год дал 26 №№, а с 1899 г. «Ведомости» стали выходить 3 раза в месяц. Из внешней истории «Ведомостей» следует еще упомянуть, что в них впервые стали печататься русскими литерами калмыцкие молитвы (1874 г.).

За 35 лет в «Ведомостях напечатано немало статей, заслуживающих внимания. Важнейшие богословские: о божественном происхождении христианства и о православной церкви, как хранительнице откровенной истины (1876 и 1877 гг.), о божестве Иисуса Христа (1902 г.), об истинной церкви Христовой (1891), о значении православия в истории русского народа (1903 г.), о духовной природе человека и ее отношении к телу (1881 и 1882 гг.), психологический этюд о развитии и основах практической деятельности (1881 г.), о совести (1878 г.), о целесообразности мира (1878 г.), о рационалистическом богословии пред судом православия (1899 г.), о буддизме (1871, 1872, 1875 гг.), о буддизме и христианстве (1893 г.), о дарвинизме (1878 г.), коммунизме и социализме (1879 и 1880 гг.), о молитве вообще и в частности, молитве Господней (1886­1890 гг.), о чтении Библии (1900 и 1901 гг.), о крестном знамении (1885 г.), о почитании креста (1901 г.), о таинствах крещения (1892 и 1893 гг.) и причащения (1896 г.), о посте (1903 г.), говении (1885 г.), о празднике Рождества Христова (1900 и 1901 гг.) и др., о Новом годе (1902 г.), о смысле анафемы (1902 г.), о наговорах и нашептываниях (1869 г.), и др.; исторические: взгляд на историю человечества (1891 г.), чтения по общей церковной истории (1900 и 1901 гг.), история гонений на христиан (1901, 1902, 1899 гг.), история Вселенских Соборов (1893–1896 гг.), отпадение западной церкви от восточной (1897 и 1898 гг.), о св. Андрее Критском и его каноне (1900 г.), о свв. Василии В. (1884 г.), Григории Богослове (1884 г.), Иоанне Златоусте (1884 г.), препп. Ниле Сорском (1878 г.), Серафиме Саровском (1903 г.), Тихоне Воронежском (1883 г.), Кирилле Лукарисе (1899–1901 гг.), история Донской епархии (1877 г.), и мн. др. Есть также немало статей педагогических и миссионерских, каковы: Московский собор 1666 г. и раскол (1871–1873 гг.), деятельность русской церкви против раскола после большого Московского собора (1874–1875 гг.), раскол в Донской епархии (1870, 1874 гг.), чтения по обличению русского старообрядческого раскола (1880–1881 гг.), статьи и заметки о разных сектах (1882–1903 гг.), о донских калмыках (1871, 1873 и 1876 гг.), калмыцкий словарь (1871 и 1875 гг.). Все так называемые вопросы дня находили более или менее заметный отклик в «Ведомостях»: народная школа, обеспечение духовенства, собеседования миссионерские и народные, юбилеи, епархиальная хроника, – всему этому посвящены многие страницы «Ведомостей». Более или менее обстоятельные статьи посвящены Гоголю (1902 г.), Достоевскому (1880 и 1881 гг.), Пушкину (1899 г.). Есть несколько духовных стихотворений (1887 и 1889 гг.). В архипасторство преосв. Макария «Ведомости» заметно приобрели и стойко выдерживали «исторический» оттенок; позднее принимали миссионерский характер; в самое последнее время отличаются, в известной степени, разносторонностью и сравнительным обилием содержания, желая быть полным «отражением жизни местной церкви, именуемой епархией, со всеми ее радостями и печалями, со всеми нуждами» («Донск. Е. В.» 1901 г. № 32).

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle