Комитет о усовершении духовных училищ
Комитет о усовершении духовных училищ – учрежден по Высочайше утвержденному 29 нояб. 1807 г. докладу синодального обер-прокурора кн. А. Н. Голицына для разработки вопросов о преобразовании духовной школы и улучшении положения приходского духовенства. Членами его были: сам Голицын, ст. секр. М. М. Сперанский, м. Новгор. Амвросий (Подобедов), еп. Калужский Феофилакт (Русанов), обер-священник армии и флотов И. С. Державин и духовник Государя протопресвитер С. Ф. Краснопевков (умер до закрытия комитета, 4 мар. 1808 г.); обязанности «производителя письменных работ» исполнял синодальный обер-секретарь А. Д. Данилов.
Дело, к которому был призван комитет, началось еще в 1803 г. В конце этого года обер-секретарь синодальной канцелярии Г. И. Журихин, ведавший делопроизводством по учебным делам, стал собирать подробные сведения о мероприятиях духовного ведомства в области дух. просвещения и о состоянии наличных учебных заведений, которые составили обширный материал и явились после основанием для всех проектов реформы дух. школы, между прочим, отчасти и для работ комитета. Приблизительно в начале следующего года Журихин составил по этим сведениям подробную докладную записку для кн. Голицына (послужившую прототипом для последующих подобных работ), в которой подавал мысль о своевременности возбудить ходатайство об увеличении отпускаемых на дух. училища сумм. Записка начинается справкой о цели и времени учреждения дух. школ, далее описывается постановка учебной части, доказывается цифровыми данными польза, приносимая ведомству и государству этими школами, приводятся сведения о назначении в разное время сумм на училища, о количестве учеников и способе расходования сумм, приводится сравнение между материальным положением дух. школ и школ минист. нар. просв, по новым штатам и, наконец, выводится заключение о недостаточности средств для содержания наличных школ и дальнейшего их качественного и количественного развития. Результатом записки было Высочайшее повеление Синоду 28 ноября 1804 г. о составлении подробного положения об улучшении содержания дух. училищ. 5 декабря Синод постановил во исполнение Высочайшего повеления собрать и рассмотреть подробные данные об экономическом положении всех дух. училищ и в то же время заняться подготовкой реформы академий, для чего поручить м. Амвросию запросить мнения некоторых епархиальных преосвященных по этому предмету и составить надлежащий проект. Мысль о составлены проекта была дана Синоду м. Амвросием по настоянию префекта Невской академии архим. Евгения Болховитинова, который взял на себя и ее осуществление.
Проект был готов к марту 1805 г. В нем было две части: первая составляла предисловие и, в сущности, воспроизводила журихинскую записку, с добавлением к ней выводов о недостатках состояния училищ в экономическом и учебном отношениях; вторая содержала в себе краткую схему нового устройства академии и семинарий, несколько приближавшаяся к организации народного образования по уставу 1804 г., но в общем мало отступавшего от наличного положения дела. Этот проект был принципиально одобрен Государем и Синодом, но, как составленный схематически, не годился для осуществления. Дальнейшая разработка проекта перешла в том же 1805 г. в руки еп. Могилевского Анастасия (Братановского), работа которого не сохранилась. По-видимому, и она страдала неполнотой, так как не вызвала никаких мероприятий. В 1806 г. в синодальной канцелярии составлялись новые штаты для учебных заведений и собирались материалы по вопросу об обеспечении причтов содержащем; в ожидании окончания этих предприятий, с 1807 г. была увеличена вдвое сумма, отпускаемая на училища. В том же 1807 г. появился новый проект (неизвестно в каком отношении стоящий к работе Анастасия), по совершенству своего содержания и изложения оставивший позади все, что появлялось до того времени. Этот проект носил название «Плана» и теперь известен в несколько измененной редакции под названием «Начертания правил о образовании дух. училищ и о содержании духовенства при церквах» (напеч. в прилож. к Докладу комитета). Он внешне распадается на 2 части [а) об училищах и б) о духовенстве], но по центральной своей идее – о невозможности улучшения состояния духовенства без улучшения средств к образованию его – составляет одно связное целое. В первой части в 5 гл. и массе статей, гармонически расположенных в порядке перехода мысли от положений общих к частным и частнейшим, точно определена, применительно к установившимся взглядам и новому «общему плану» мин. нар. просвещения, вся организация дух.-учебного строя: указаны органы управления (Комиссия Дух. Училищ, академические и семинарские правления) и их взаимоотношение, типы заведений (академии, семинарии, уездн. и прих. училища), предметы преподавания, условия приема и содержания учеников, служебные права их по образованию, права и обязанности преподавателей и др. должностных лиц, меры к поощрению разработки дух. науки и наблюдения за дух. литературою. Во второй части в 2 отделах тем же способом и с той же определенностью намечены классы церквей, оклады причтов и условия определения духовенства на лучшие места. Для окончательной обработки этого плана и был образован комитет о усоверш. дух. училищ. Докладом 29 ноября 1807 г. ему поручалось «рассмотреть план», составить исчисление сумм, нужных на приведение его в действие, и изыскать источники для таких сумм.
Работа комитета по рассмотрению плана состояла в том, что им сначала устанавливались по разбираемым вопросам общие бесспорные начала и затем эти начала в качестве критериев применялись при разборе подробностей плана. Предварительно рассмотрения первой части плана были заслушаны краткие сведения по истории дух.-учебных заведений в учебном и экономическом положениях и о приносимой ими пользе государству (те самые, которыми пользовались Журихин и Евгений), выведены заключения (совпадающая с Евгениевскими) о причинах неустройства заведений и сообразно с ними установлены начала, которыми следует руководиться при оценке всякого проекта школьного преобразования: а) цель духовного образования – основательное и твердое учение предметов, к дух. званию принадлежавших; б) дух. училища должны иметь управление, независимое от гражданских училищ; в) управление это, исходя из одного центра, должно обнимать все роды училищ; г) училища должны быть разделены на степени сообразно нуждам духовенства. В качестве руководящих начал при суждении о второй части плана, были приняты следующие: а) сбор духовенством платы за мирские требы должен быть заменен назначением ему постоянного содержания; б) места при церквах должны быть разделены на классы по степени доходности; в) а классы поставлены в соответствие со степенями учения и доброго поведения ищущих мест. Сверка со всеми этими началами статей плана, показала, что первые строго выдержаны во вторых. Поэтому комитет одобрил и содержание, и редакцию обеих частей плана, ограничившись внесением в них «в местах приличных» лишь «некоторых поправлений и дополнений» [Относительно последних имеется ясное указание только на одно дополнение, внесенное во вторую часть плана; это – вся статья 138 «Начертания правил»; в первой части главные изменения коснулись, по-видимому, статей о предметах учения].
Попутно с разбором и исправлением текста плана происходило обсуждение прикосновенных к нему вопросов, напр., об обеспечении вдов и сирот духовенства, о содержании бедных учеников, м. б., о преобразовании консисторий и дух. правлений и пр. Исчисление сумм, нужных на осуществление реформы, и изыскание способов к получению их потребовали от комитета вполне самостоятельной работы, так как в распоряжении его, кроме материала об экономическом положении училищ, церквей и причтов, собранного и систематизированного в синодальной канцелярии, не имелось никакого готового проекта. Исчисление сделано комитетом «образом примерным» в цифрах максимальных, – так, чтобы после оно могло быть уменьшено, а не увеличено. Для получения искомой суммы для училищ было определено количество всех училищ (по этому поводу намечено распределение их по округам), училища разделены на разряды и каждому разряду составлен примерный штат. Сумма для причтов выведена путем подсчета числа церквей каждая из 4-х принятых в плане классов и умножения на это число установленных в том же плане для классов окладов. Для изыскания источников к покрытию исчисленного расхода, были рассмотрены «все способы, как в России, так и в других государствах, на содержание духовенства и училищ употребляемые» и выбраны из них, как наиболее подходящие, два: использование экономических церковных сумм и назначение постоянного оклада из государственных доходов. К ним прибавлен еще третий – создание для той же цели нового свечного дохода чрез монополизирование торговли церковными свечами. В значении четвертая способа являлась придуманная комитетом система денежного хозяйства в течение первых 6 лет со времени проведения реформы в жизнь. В течение этого периода часть церковных сумм, весь свечной доход и часть отпусков из казны должны были ежегодно вноситься для приращения в банк до наступления седьмого года. По расчету комитета, к этому году должен был образоваться неприкосновенный капитал таких размеров, что ежегодные проц. с него, вместе с ежегодными свечным и церковным доходами и отпусками из казны, составят сумму, вполне достаточную для содержания дух.-учебных заведений и близкую к той, какая требовалась бы для полного обеспечения духовенства. На этом окончились работы комитета.
Занятия комитета шли очень быстро. По имеющимся сведениям (см. Чистович, История Спб. академии и Доклад комитета), [а также в Архиве Александро-Невской Лавры журнал Канцелярии Спб. митрополитов 1807 г., № 15]), они начались в 11 ч. утра 3 декабря 1807 г.; 14 декабря уже было закончено обсуждение второй части плана, 31 декабря закончено исчисление сумм, нужных на содержание училищ, 25 янв. и 6 февр. 1808 г. вырабатывались способы к отысканию этих сумм; вероятно, вскоре после 6 февр. последовало и полное окончание работ. Затем, некоторое время потребовалось на составление доклада о ходе работ для Государя (первая часть его до изложения начал, принятых для суждения о первой части плана о училищах, редактирована очень близко к тексту Евгения), после его он с приложением «самого плана в том виде, как он в некоторых местах дополнен», переименованного в «Начертание правил», и подлинных журналов заседаний взнесен на Высочайшее усмотрение. По сношении кн. Голицына, по приказанию Государя, с государственным казначеем о финансовой части доклада и «Начертания», последние были утверждены указом 26 июня 1808 г. Тем же указом учреждена Комиссия Дух. Училищ и упразднен комитет. Доклад и Начертание правил были напечатаны (1-е изд. Спб. синод. типогр., 1808 г.; 2-е там же, 1809 г.; перепеч в Полн. Соб. Зак., № 23122 и Описи дел Ком. Дух. Учил., Спб., 1910 г.) и разосланы для руководства в академии и семинарии. Первая часть «Начертания» и по составлении училищных уставов долго сохраняла силу уставного положения; в качестве такового, она разъяснялась и дополнялась; в 1814 г. была вновь пересмотрена и значительно исправлена. Журналы комитета ныне не сохранились, хотя были в руках еще у †проф. И. А. Чистовича.
Н. Туберозов.