Амвросий Подобедов
Амвросий Подобедов, Митрополит Новгородский, Орденов Св. Апостола Андрея, Св. Александра Невского, Св. Владимира первой степени, Св. Анны 1-й степени и Св. Иоанна Иерусалимского большого креста Кавалер, Первенствующий Член Святейшего Синода и Комиссии Духовных Училищ, Почетный Член Императорской Медико-Хирургической Академии и Санкт-Петербургской Беседы любителей Русского Слова и почетный Доктор Богословии; родился 1742 года Ноября 30, Владимирской Губернии Переславского Уезда в погосте Стогов от отца бывшего там Священником и при крещении получил имя Андрея; до 14 лет воспитывался в доме родительском, а с 1757 года обучался языкам и наукам в Семинарии Троицкой Сергиевой Лавры, где по окончании учения с 1764 года проходил и учительские звания в разных предметах до Риторики и был несколько лет Библиотекарем. При сих должностях там же 1768 года Февраля 12 пострижен в Монашество и посвящен во Иеродиакона Марта 23, а во Иеромонаха Сентября 22. Между тем в Августе того же 1768 года по Указу Св. Синода переведен в Московскую Словено-Греко-Латинскую Академию в звание Проповедника и проходил оное три года с отличною похвалою.
Два наипаче из тогдашних его Поучений: одно, говоренное в Донском Монастыре 4 Октября 1771 года при погребении Московского Архиепископа Амвросия Зертиса, убиенного Московскою чернью во время бывшей в Москве моровой язвы, а другое 16 Сентября 1772 года над его же гробом при годичном поминовении, заслужили внимание не только соотчичей, но и чужестранцев. Первое из них тогда же по Именному Указу напечатано было при Сенате в С.-Петербурге и вскоре потом тремя тиснениями в Москве, а Профессором Рейхелем переведено на Немецкий язык и помещено в Немецких Гамбургских ведомостях, из коих переведено и на Французский язык. Другое упоминается еще с большею похвалою в путешествиях некоторых чужестранцев по России. С Сентября 1771 года он определен был Академии Префектом и Философии Учителем; с Декабря 1773 года Богословии Учителем, а с Августа 1774 года Ректором и Архимандритом Заиконоспасского Монастыря.
В 1775 году, когда Императрица Екатерина II пребывала в Москве, то ему на день Рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны июня 14 назначено было сказать при Высочайшем присутствии Проповедь, которою и приобрел он не только Монаршее одобрение, но и награждение бриллиантовым Крестом; а сверх того Императрица повелела при первой Епископской ваканции представить его Кандидатом. По сему, когда открылась таковая в Севске, то он 1778 года Именным Указом Апреля 15, пожалован был на иную и для хиротонисания вызван в С.-Петербург. Там на день Св. Апостолов Петра и Павла 29 Июня ему назначена была также проповедь, которую и говорил он в Петергофской Придворной Церкви, а 5 Июля при Высочайшем присутствии хиротонисан во Епископа в Троицкой Сергиевой Пустыне, что на Петергофской дороге. По хиротонисании говорил он Императрице в Церкви благодарственную Речь, которая напечатана была в том же году вместе с вышеупомянутым поучением. При сем случае Императрица пожаловала ему бриллиантовую Панагию, богатое облачение и 3000 рублей на проезд в Епархию, в которую и отпущен был. Там с самого начала ревностно занялся он исправлением и просвещением Духовенства, разослал по Епархии обстоятельную инструкцию иному, завел в Севске Семинарию, а для приуготовления к оной, в Орле и Брянске малого Духовного училища, выстроил во всех сих местах жилища для учащих и учащихся, и завел библиотеку. В 1781 году вызван был Преосв. Платоном Архиепископом в Москву (ибо Севская Епархия тогда считалась Викарною Московскою) и по указу Св. Синода с 1782 года определен Членом Московской Синодальной Конторы, а 25 Апреля того же года переведен Епископом же на Крутицкую в Москве Епархию. Здесь также привел он в порядок Семинарию и снабдил инструкцию, а в городе Белеве основал малое Духовное училище.
В 1785 году, когда открылась в Казани Архиепископская вакансия, то Именным Указом 27 Марта пожалован он туда Архиепископом. Там также разослал он Духовенству инструкцию свою, построил вновь Семинарию, сгоревшую в 1774 году, старался об усовершении методы учения, посылал Студентов для образования к учительским званиям в Московскую Академию, в Университет и в Троицкую Лаврскую Семинарию; выстроил вновь школы, так называемые Новокрещенские, для детей Чувашских, Мордовских и Черемисских, обновил Кафедральный Собор, обогатил его ризницею, а при Девичьем Монастыре учредил Богадельню, обстроил Консисторию и загородный Архиерейской дом. Десять лет провел он в сих трудах по Казанской Епархии; а 1795 года по Указу Императрицы Екатерины II от 31 Октября вызван в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде. По прибытии туда в Декабре предстал он Ей с приветственною Речью 30 того же месяца и пожалован был алмазным Крестом на клобук, а потом ежегодной пенсией по 2000 рублей. По кончине сей Государыни он сочинил Ей надгробное Слово, но оно не было сказано.
Государь Император Павел I по вступлении Своем на Престол пожаловал его Ноября 10 Орденом Св. Александра Невского. В 1798 году встречал он Монарха сего в Казани и паки возвратился в С.-Петербург; а 14 Декабря того же года награжден Орденом Большого Креста Св. Иоанна Иерусалимского, коего и бриллиантовые драгоценнейшие знаки получил он в Январе 1801 года по освящении Церкви Михайловского Замка. В 1799 году 20 Февраля пожалован Орденом Св. Андрея Первозванного, а посему присвоен ему Орден и Св. Анны первого класса. 10 Октября того же года Высочайше переименован Архиепископом С.-Петербургским; а 19 Декабря 1800 года повелено ему быть вместе и Новгородским. 10 Марта 1801 г. пожалован Митрополитом; а в 1806 году получил бриллиантовые знаки Ордена Св. Андрея. Сверх того при разных случаях, и особливо при обручении каждой Великой Княжны, жалован он был бриллиантовыми Крестами и Панагиями; а по окончании Комитета о усовершении Духовных Училищ в 1808 году Июля 26 получил Орден Св. Владимира 1-й степени. Кроме Правительствованных Церковных дел по Св. Синоду и по Епархиям Новгородской и С.-Петербургской, он почти беспрестанно занимался поправкой и постройками Архиерейских Новгородского и Александра-Невского домов, сделал для училищ пристройки в Александро-Невской Академии и Новгородской Семинарии, завел малые училища при Новгородском Митрополичьем доме (в коем 20 учеников содержал на своем иждивении), в Старой Русе, в Тихвинском, Александро-Свирском и Кирилло-Белозерском монастырях, в Каргополе и Петрозаводске. В отечестве своем, погосте Стогов, своим иждивением построил каменную Церковь, снабдил ее великолепным украшением, дорогими утварями, ризницею, книгами и всеми принадлежностями.
Деятельность его и при старости во всем была чрезвычайная. В продолжение трех Царствований он видел всегда знаки особенной к себе доверенности, милостей и уважения от своих Монархов. Но наконец, почувствовав ослабение сил своих, в Январе 1818 года для успокоения своего просил увольнения в Новгород, и вследствие сего Именным Указом 26 Марта того же года уволен от управления С.-Петербургскою Епархиею, с предоставлением ему одной Новгородской и всех окладов, до того времени получаемых, кроме Епархиальных С.-Петербургских и Александро-Невской Лавры. Он прибыл в Новгород 6 Мая, а 21-го там скончался на 76 году от рождения, приуготовясь Христиански с примерным благочестием к смерти своей.
Из сочинений его изданы только: 1) Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, изъясняющее каждой Библейской книги надпись, писателя, время, место, содержание и намерение, предсказание о Христе, места особенного замечания достойного, также методическое разделение не только каждой целой книги, но и самых глав по содержанию. Книгу сию собрал он, бывши еще Ректором в Московской Академии, для классического употребления учеников. Она в первый раз напечатана 1779 г. в Московской Синодальной Типографии Славянскими буквами в 4 долю листа. Второе исправленное и умноженное издание оной напечатано там 1803 г. гражданскими буквами в 8 долю листа в 2-х частях. В сем издании статья о Псалтири Давидовой вся вновь и пространнее сочинена. Третие издание вышло там же в I книге 1811 года в 8 долю листа гражданскими буквами. Четвертое в Киеве 1823 г. исправнее прежних, и потом неоднократно; 2) Собрание Поучительных Слов, в разные времена проповеданных, 3 части, напечатаны там же гражданскими буквами в 8 долю листа 1810 г. Второе издание оных вышло там же 1816 г., но оно обезображено небрежливою корректурою, так что без свода с первым многих мест и исправить не можно. Третие в 1825 г. в 4 частях там же. Есть еще несколько его Поучений, не вошедших в сие собрание, из коих иные особо напечатаны были, а иные остаются в рукописях. Одно его поучение на день празднуемого Пророка помещено в собрании Поучений для Российских Церквей, от Св. Синода в 1776 г. изданном; 3) Собрание Речей благодарственных, поздравительных и приветственных Высочайшим Императорским Особам, в разные времена говоренных, напечатаны 1810 г. там же в 8 долю листа. Второе издание оных, с прибавлением 5 новейших речей, напечатано там же 1816 г. в 8 долю листа и при третьем издании. Несколько Академических Рассуждений его, написанных для публичных Собраний Московской Академии, так как и Курс Богословских Лекций, во время Ректорства им собранный для учеников, остаются в рукописях.