Источник

Кирилл (Василий Николаевич) Наумов

Кирилл (Василий Николаевич) Наумов, епископ мелитопольский начальник русской духовной миссии в Иерусалиме (1823 – 1856 гг.), родился 25 декабря 1823 г. в бедной семье диакона одной из приходских церквей г. Калуги. По окончании низшего и среднего образования в духовных школах г. Калуги, он поступил в с.-петербургскую Дух. Академию, а после окончания академического курса и принятия. монашества, в 1847 г. был определен на службу в родную Академию, где последовательно в течении 10 лет проходил должности: бакалавра и затем профессора по кафедре нравственного богословия и, наконец, инспектора Академии. В 1857 г. Кирилл Наумов был назначен на учрежденную тогда должность русской духовной миссии в Иерусалиме, с возведением в сан епископа и с присвоением ему наименования мелитопольским. Нашей миссии, во главе которой был поставлен Кирилл Наумов, указывалась весьма высокая задача в виде восстановления непосредственных духовных сношений нашей церкви с православным Востоком и поднятия значения России на православном Востоке, где оно (значение), вследствие только что закончившейся тогда войны России с Турцией и с большей половиной Западной Европы, было сильно подорвано. Кирилл Наумов заметно и существенно выделяется из ряда других начальников нашей иерусалимской миссии, бывших прежде и после него, уже тем, что он один среди них был в сане епископа и, кроме того, в течений некоторого времени оставался единственным официальным представителем русского церковного и гражданского правительства в Иерусалиме. Появление на православном Востоке и в Иерусалиме русского епископа ( – уже одно это было невиданное дотоле на православном Востоке явление – ) с такими исключительными полномочиями вызвало особенное оживление в отношениях русской и восточных православных церквей и частью оживило уже прежде существовавшие вопросы, а частью само вызвало новые вопросы. При Кирилле Наумове и благодаря его живому участию в деле, совершилось 26 ноября 1860 г. воссоединение сирийско-египетских униатов с православной церковью. При нем и по его участию оживились сношения с сиро-халдейскими несторианами, окончившиеся, – хотя уже и после его удаления с Востока и даже после его смерти, – воссоединением их с православной церковью (25-го марта 1898 г.). При Кирилле Наумове и благодаря ему завязались у нас сношения с абиссинцами. Наконец, при нем же и благодаря ему было много сделано для улучшения быта русских поклонников в Святой Земле и для утверждения русского положения во Св. Граде.

Таким образом, сравнительно весьма кратковременное (1858–1863 г.) пребывание и деятельность Кирилла Наумова в Иерусалиме составили, по справедливости, маленькую, но важную эпоху в истории многовековых сношений России с православным Востоком. Все это, понятно, вызывает глубокий интерес к личности и деятельности Кирилла Наумова на православном Востоке. Интерес к его деятельности и сочувствие к ней и его личности усиливается еще от того, что деятельность Кирилла Наумова проходила на православном Востоке среди самых неблагоприятных условий и закончилась в полном смысле слова трагически. Не говоря уже о протестантах и латинянах, прочно водворившихся во Св. Граде до прибытия сюда Кирилла Наумова и старавшихся всеми мерами вредить делу православия, – против пребывания в Иерусалиме русского епископа, имевшего руководить русских паломников во Св. Земле и защищать их, были и некоторые из своих – православных. Правда, православные греки, которые сначала были враждебно настроены против Кирилла Наумова, впоследствии, ближе познакомившись с его личностью и деятельностью, почти совершенно примирились с фактом его пребывания в Иерусалиме и даже сделались его друзьями, защитниками и покровителями. Но, к сожалению, скоро нашлись более серьезные и непримиримые противники у Кирилла Наумова в лице представителей русского правительства (консула) и общества (агента «общества пароходства и торговли»). Эти представители русского правительства и общества явились в Иерусалиме вскоре после водворения здесь нашей духовной миссии, причем они были призваны служить отчасти тому же самому делу, какому служила и наша духовная миссия во главе с начальником ее. Сфера деятельности этих представителей разных ведомств и учреждений России в Иерусалиме не была строго разграничена, почему между ними открылись неизбежные сначала столкновения, а затем и настоящая прискорбная борьба. В 1859 г. между 25 апреля и 10 мая Иерусалим посетил великий князь Константин Николаевич, который, расследовавши недоразумения, возникшие между русскими деятелями во Св. Граде, указал пределы и границы деятельности, заботливости, прав и обязанностей начальника нашей духовной миссии и русского консула.

По этому разграничению, начальник духовной миссии – епископ из единственного и главного представителя русской церкви и даже русского правительства в Иерусалиме должен был превратиться в самого скромного настоятеля малочисленной духовной миссии, главные и почти единственные обязанности которого заключались в совершении богослужения и нравственном наблюдении за нашими поклонниками. Само собою разумеется, что Кириллу Наумову было трудно и даже почти невозможно примириться с таким положением – тем более, что оно решительно противоречило инструкции, данной ему правительством нашим, при отправлении его на православный Восток, совершенно не соответствовало его высокому епископскому сану и устанавливалось не столько желанием и видами нашего правительства, сколько деятельностью низших органов его, действовавших на месте. Кирилл Наумов пытался удержать за собой, по возможности, то почетное положение, с каким он явился на православный Восток. В этом и заключался главный источник всех последующих прискорбных столкновений и борьбы между Кириллом Наумовым и консулом, приведших дело к роковой развязке. В 1863 г. Кирилл Наумов был уволен от должности начальника иерусалимской миссии и определен в Спасский монастырь в Казани. Кирилл Наумов желал получить разъяснение такого решения касательно его личности, но это только еще более усилило недовольство высшей власти против него, так как возникло мнение, будто он отказывается повиноваться Св. Синоду. В начале 1864 г. Кирилл Наумов выехал из Иерусалима, а 7 июля того же года был в Казани, где он в тиши монастырской келлии проводил истинно подвижническую жизнь в течении 1½ лет. Кирилл Наумов скончался 10 февраля 1866 г. на 42 году жизни, а через 13 или 17 дней после того был погребен в церкви Спасского монастыря во имя свят. Киприана и Иустины. Имя Кирилла Наумова и доселе хранится в памяти некоторых православных народов Востока, напр., арабов. В Казани память Кирилла Наумова чтится, как праведного подвижника. Кирилл Наумов известен в нашей богословской литературе следующими сочинениями: 1) Минуты уединенных размышлений; 2) Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского; 3) Акафист сему св. князю, и 4) Пастырское богословие, за которое автор был удостоен ученой степени доктора богословия. Известны еще любопытные письма его с Востока [есть некоторые в рукоп. в библиотеке Спб. Дух. Академии].

Протоиерей Ф. Титов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle