Киприан Фасций Цецилий
Киприан, Фасций Цецилий, епископ карфагенский, святой отец и учитель церкви, известный литературный деятель и богослов III века. Родился в конце II-го или самом начале III столетия, вероятно, в Карфагене, в богатой и знатной языческой семье. Главным источником для его жизнеописания является сочинение его диакона Понтия: «О жизни и страданиях святого Киприана» (Migne, gr. t. III, col. 1483), – сочинение несомненно подлинное (Иерон., Каталог, гл. 68). Источником служат также многочисленные произведения самого Киприана, особенно же его письма. Получивши блестящее литературное и ораторское образование, Киприан сделался, преподавателем риторики в карфагенской школе и имел, кроме того, широкую адвокатскую практику. Но даровитый адвокат, познакомившись с жизнью христиан и их верованиями, под влиянием пресвитера Цецилиана, скоро вступил на новый путь жизни. Он сделался христианином (письмо 1 к Донату) и, принявши крещение (вероятно, в 246 году), обратился к аскетическому образу жизни (письмо к Донату, гл. 3–4). По свидетельству Иеронима (письмо 33 к Паммахию; Каталог, гл. 53), особенное воздействие на образование нравственно-религиозного уклада его жизни имел Тертуллиан со своими возвышенно-аскетическими творениями. Через год после крещения Киприан был сделан пресвитером, а в 249 году (или в конце 248 года) он, по желанию народа и клира, был избран на епископскую кафедру Карфагена, этой столицы северной Африки. Вместе с этим началась его административная и широкая литературно-богословская деятельность. С самого момента вступления на епископию ему пришлось перенести много волнений и невзгод вследствие начавшихся тогда гонении на христиан со стороны императоров Декия, Галла и Валериана. Сам Киприан почти 2 года (с января 250 по 23 марта 251 года: см. «О жизни и страданиях» Понтия; письмо 40-е Киприана) провел в добровольном изгнании в одном уединенном местечке, откуда своими посланиями и поддерживал дух и энергию своей паствы.
Гонения в то время выдвинули на очередь вопрос о падших (lapsi), то есть о таких христианах, которые в той или другой степени (sacrificati, thurificati, libellatici), по малодушию, отрекались от христианства, а в моменты затишья снова выражали желание соединиться с церковью. Киприан в данном случае был сторонником самых строгих мероприятий, проведение которых, по его мнению, должно зависеть исключительно от воли епископа, как главы церкви. Между тем в практике жизни в это время установился обычай, по которому для желающих снова соединиться с церковью было достаточно заручиться только ходатайством, за падших со стороны «исповедников» и получением от них особой «отпустительной грамоты» (libellus pacis), при чем эти грамоты раздавались исповедниками часто легкомысленно без всякого соображения со степенью нравственной готовности «падших» соединиться с церковью. Противником этого обычая, крайне вредно отзывающаяся на нравственном настроении общества и унижавшего достоинство и власть церкви «вязать и решить», Киприан и выступил, главным образом, в своих трех знаменитых посланиях: к а) клиру (12-е), б) мученикам и исповедникам (10-е) и в) ко всему народу (11-е). Пришлось Киприану выдержать упорную борьбу и с расколом, возбужденным в карфагенской церкви Фелициссимом и Новатом, которые с своими умеренными взглядами по вопросу о падших связали чисто иерархическую распрю, имеющую в своем основами главным образом личные отношения к Киприану.
Принимал Киприан некоторое косвенное участие в борьбе и с другим раскольническим движением, которое было возбуждено в Риме пресвитером Новацианом и являлось собственно отзвуком карфагенского раскола, если не во взглядах по вопросу о «падших» ( – Новациан был защитником ригористических отношений к падшим – ), то, по крайней мере, по оппозиции к личности самого Киприана, с одной стороны, и к личности (друга Киприана) Корнилия, римского епископа, с другой стороны. В борьбе с карфагенскими и римскими раскольниками Киприан и написал свои лучшие произведения: а) «О единстве кафолической церкви» (иначе: «О единстве церкви» или; «О чистосердечии архиерейском») и б) «О падших» (оба в 251 году), в которых и решается весьма важный вопрос о церкви и её сущности и, в связи с этим, высказывается ригористический взгляд по вопросу о принятии падших в общение с церковью. Отзвуком борьбы Киприана с раскольниками были в это время два карфагенских собора (251–252 г.), которые были составлены по его собственной инициативе и происходили под его председательством. На них решался и вопрос о «падших». Заключительную стадию административной и литературной деятельности Киприана составляли его споры с римским епископом Стефаном по вопросу о способе приняла еретиков в общение с церковью. Карфагенский епископ был решительным защитником перекрещивания еретиков, вступающих в церковь, в противоположность взгляду Стефана, который отстаивал простое только возложение руки епископской на присоединяющегося еретика, как на условие его общения с церковью. Плодом этих очень жарких споров со стороны Киприана и было появление целого ряда произведений (особенно письма 55, 62, 57, 58, 59, 60, 61 – по киевскому русскому изданию) и, между прочим, собрание в Карфагене целого ряда соборов (255 год два раза, 256 год – в мае и сентябре). В гонение императора Валериана, после целого года, проведенного в городе Керубите в изгнанничестве, Киприан, наконец, пал жертвой языческого насилия: в 258 году, 31 августа, в Карфагене он был обезглавлен. Мощи святого мученика, сначала покоившиеся в Карфагене, в VII веке были подарены Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому и перенесены во Францию, где и теперь находятся в городе Компаньене в монастыре святого Корнилия. Память святого Киприана в католической церкви совершается 14 сентября, а в православной 31 августа.
Кроме вышеуказанных сочинений, Киприан по различным поводам написал еще следующие произведения, в форме отдельных трактатов. Прекрасный анализ и историю обращения Киприана в христианство представляет его первый по времени написания (вскоре после обращения в христианство) труд: «О благодати Божией» (иначе «К Донату»), с которым имеет ближайшую связь произведение: «Почему идолы не суть боги?» (иначе: «О тщете идолов» – в 15 главах), которое написано под сильным влиянием сочинений Минуция Феликса («Октавий») и Тертуллиана («Апологетик») и посвящено критике языческого политеизма. В сочинении: «К Квирину» (иначе: «Книги свидетельств против иудеев», в трех книгах, 248 года) он представил критику иудейства, обоснованную главным образом на свидетельствах из Священного Писания; это произведение впоследствии несколько раз подвергалось переработке (Коммодианом, Лактанцием и Фирмиком Матерном) и легло в основание трактата: «Против игроков» (Adversus aleatores), которое неправильно приписывается самому Киприану. В борьбе с обычаем, в силу которого современные ему девственницы под видом духовных сестер (subintroductae) проживали в домах клириков, было написано сочинение: «К девственницам» (в 24 главах, 249 году). В сочинении: «О смертности» (26 глав, 252 год), написанном во время моровой язвы, Киприан дает уроки терпения и покаяния, а в сочинении: «К Деметриану» (26 глав, 253 год), написанном точно также по поводу моровой язвы, опровергает указание язычников на это бедствие, как на результат гнева богов. Сочинение «О молитве Господней» (36 глав, в 252 году), написанное под влиянием Тертуллиана («О молитве»), посвящено анализу молитвы Господней и обрисовки молитвенного образа Христа. Гонения на христиан вызвали написание сочинения: «К Фортунату об увещании к мученичеству» (13 глав, в 253 году), в котором он призывает христиан к твердости духа при перенесении гонений. В сочинениях: «О благе терпения» (24 главы – под влиянием сочинения Тертуллиана: «О терпении») и «О ревности и зависти», написанных во время споров о крещении еретиков, призывает пастырей к укреплению мира церковного. Наконец, в сочинении: «О труде и милостынях» (26 глав) призывает христиан к деятельной любви к ближним.
Кроме трактатов, с именем Киприана связывается целый ряд писем, числом 81, из которых 65 принадлежат ему самому, а 16 были написаны ему различными другими авторами. Все они появились в период времени от 248 по 258 год, в бытность его епископом, и составляют результат его административных сношений, с современниками, – главным образом, – по вопросам о «падших» и о перекрещивании еретиков. Особенно замечательно письмо 63 (по киевскому изданию), посвященное изъяснению учения о таинстве причащения. Много писем – церковно-канонического и пасторологического характера.
Сочинения: «О зрелищах», «О благе целомудрия», «О похвале мученичеству», «К Новациану», «Увещания к терпению» – приписываются Киприану под сомнением. Трактаты, связываемые иногда с именем Киприана, – «Против игроков», «Разговор Язона и Паписка», «О простосердечии клириков» и некоторые другие, Киприану ни в каком случае не принадлежат. Некоторые сочинения Киприана, известные ранее, до сих пор еще не открыты.
Киприан был по преимуществу практический деятель. Все его внимание было обращено главным образом на упорядочение нравственно-религиозной жизни христианского общества. Практически склад его характера наложил соответствующий отпечаток и на его богословскую деятельность. Центральным пунктом его богословия был вопрос о церкви, – вопрос по преимуществу практически. Полагая цели всей своей административной деятельности нравственно-религиозное объединение верующих в союзе мира и любви, Киприан и в самом решении вопроса о церкви особенно оттенял идею церковного единства. При этом в противоположность своим предшественникам (Клименту Римскому и Игнатию Богоносцу) – он обратил преимущественное внимание на выяснение внешних условий церковного единства. Тогда как Климент Римский полагал в основе церковного единения по преимуществу веру и любовь, эти внутренне-психологические основы христианской жизни вообще и церковного союза в частности, а Игнатий Богоносец такою основой считал вообще «пастырство» со всеми его внутренними и внешними признаками, – Киприан, наоборот, епископскую власть считал главным организующим началом христианской жизни. Собственно епископская власть, по нему, придает особенную прочность и устойчивость церковному организму. Она существенно необходима для единства церкви. Эту последнюю мысль Киприан выдвигает настолько рельефно, что самое понятие о церкви у него как бы совпадает с понятием о епископской власти. Отсюда был у него естественный переход к мысли, что и единение с церковью для пасомых может мыслиться только при безусловном единении с епископом церкви. Раскольники и еретики потому не с церковью и вне церкви, что они не подчиняются епископу и не находятся в общении с ним. Чисто внешний – по преимуществу юридический, – взгляд на церковь и условия её единства отразился и на воззрениях Киприана по вопросу о действенности таинства крещения, – этому вопросу, выдвинутому спорами о перекрещивании еретиков. Действенность таинства крещения у него обусловливается по преимуществу внешним юридическим фактором епископской власти, в себе сосредоточивающей источник благодатных даров. Из теории Киприана естественно вытекало, что еретиков нужно перекрещивать потому, что они вне епископской власти и вне единения с нею. Решение вопроса, во всяком случае, одностороннее. Вот почему взгляд Киприана впоследствии был значительно исправлен в том смысле, что еретиков и раскольников перекрещивать следует только тогда, если самая система их вероучения разрушает в то же время нравственно-религиозные основы действенности таинства крещения, – православный смысл самой формулы крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа (1 всел. соб. пр. 8; 2 всел. соб. пр. 7; 6 всел. соб. пр. 95; Вас. в. пр. 1). Таким образом учение Киприана о церкви и таинстве крещения заключает в себе несколько своеобразную, внешне-юридическую окраску и составляет совершенно новую ступень в историческом процессе раскрытия данного учения.
Л. Писарев.