Источник

Киприан константинопольский патриарх

Киприан – константинопольский патриарх – дважды занимал вселенской престол (1708 год – май 1709 года и 7 ноября 1713 год – 28 февраля 1714 год). Биографические о нем сведения не сообщаются греческими историками. Известно лишь то, что до патриаршества он был митрополитом Кесарии каппадокийской, а на патриаршем престоле заявил себя строгим и ревностным исполнением обязанностей. Отличаясь простотою в личной жизни и невзыскательностью во внешних условиях быта, он и от подчиненного духовенства требовал простоты и скромности и сурово осуждал склонность к внешним удобствам. Равным образом, мирянам патриарх запрещал носить богатые и нарядные одежды, женщинам не позволял пользоваться драгоценными украшениями и так далее. Аскетическая настроенность патриарха и суровые требования от всех жить просто и скромно создали ему многочисленных врагов среди клириков и народа, – которые и обратились с жалобой на него к правительству и обвиняли энергичного первоиерарха в неспособности к управлению. Без всякого расследования вины Киприан был низложен и удален в ссылку на гору Афон, где и жил в Ватопедском монастырь вплоть до вторичного вступления на вселенский престол.

Из деяний первого патриаршества Киприана известно, прежде всего, учреждение завещания архонта Сервана Кантакузина (в марте 1708 г.), жившего в Унгровлахии. Этот Кантакузин не имел прямых наследников и, опасаясь за судьбу своего богатого наследства, просил патриарха признать за составленным им завещанием законную силу. Патриарх совместно с синодом и издал соответствующую грамоту на имя Унгровлахийского митрополита. Ему же приписывается грамота, изданная на имя священников, иepoмонахов и диаконов, запрещающая им носить парадные одежды и украшения, под страхом лишения сана. Затем, известившись о том, что халдийский митрополит вторгался в пределы епархии трапезунтской (в местности Кьюрдуния и Керасунт), патриарх особой грамотой предписал ему впредь не допускать нарушения чужих прав. В феврале 1708 года Киприан утвердил права ставропигиального монастыря Христа Спасителя Литовианици в Эпире, в апреле присоединил к монастырю Дусика, в качестве метоха, находившийся в епархии фанарио-неохорийской монастырёк святого Георгия, в октябре того же года объявил ставропигиальним монастырь Иоанна Златоуста на Милосе. К 1708 году относится и определение патриарха о том, чтобы митрополит Арты рукополагал клириков в подчиненных ему епископиях Вондицы, Аэта, Ахелоя, Ригон и Фотики, где в то время кафедры не были замещены. Наконец, от первого патриаршества Киприана сохранились две грамоты касательно сбора пожертвованы на нужды Святого Гроба. Одна была отправлена митрополиту Хиоса, а другая – митрополитам Кизика, Никомидии, Никеи, Прусы, Триглии и Мудания и архиепископу Приконниса и обе извещали указанных иерархов, что для сбора пожертвованы в пользу Свято-гробской казны назначено четыре поименованные в грамотах епитропа, – которым и следует оказать содействие в их трудах.

Хотя патриарх своею суровостью и нажил себе много врагов, по вине которых потом был низложен, но лучшие члены церкви константинопольской хорошо понимали, что для неё Киприан, отличавшийся твердостью характера и ясным пониманием церковных потребностей, являлся вполне желательным первоиерархом. Поэтому, когда патриарха Кирилла IV (1711–1713 г.) удалили с престола, взоры всех обратились на Киприана, который и был вызван с Афона и вторично занял вселенскую кафедру. Но вторичное его патриаршество продолжалось около четырех месяцев. Турецкое правительство, в своем посягательстве на права православной церкви и народа, дошло до того, что наложило определенный денежный налог и на самого Киприана, хотя по берату, получившему начало от завоевателя Византии Магомета II, патриархи освобождались от всяких податей и повинностей. Разумеется, Киприан протестовал против действий правительства и за это опять был изгнан на Афон, где и скончался в Ватопедском монастыре в 1714 году. Во второе патриаршество Киприан, между прочим, издал грамоту о снятии с Александрийского патриарха Самуила отлучения, которому тот подвергся от вселенского патриарха Кирилла IV по несправедливому обвинению со стороны Космы, епископа кланозупольского, претендовавшего занять александрийский престол. А Косме патриарх распорядился ежегодно выдавать тысячу гросиев из константинопольской патриаршей казны, – пока он не займет какую-либо кафедру. Наконец, известно, что Киприан в 1714 году пожертвовал в храм святого Георгия при патриархии 30 гросиев на помин своей души.

И. И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle