Источник

Кишиневская епархия

1. Исторический очерк. Епархия фактически существует с конца сентября 1812 года, когда бывший экзарх молдовлахийский, митрополит Гавриил (см. очерк о нем в «Энц.» IV, 8–11) со всем штатом своего духовного управления прибыл из Ясс в Кишинев. 30 сентября были сделаны первые распоряжения к устройству епархиального управления, 2 октября открыта духовная дикастерия. Но официально епархия ведет начало только с 21 августа 1813 г., когда был Высочайше утвержден доклад Синода об учреждении кишиневской епархии, согласно представлению митрополита Гавриила («Киш. Еп. Вед.» 1871 г. № 19; 1878 г. № 7). Первым кишиневским преосвященным был митрополит Гавриил (Бачулеско-Бодони), скончавшийся 30 марта 1821 г. (см. «Энц.» IV, 8 – 11; «Киш. Еп. В.» 1890 г. №№ 9–12; 1891 г. № 10; 1899 г. №№ 18 – 20; 1900 г. № 4; 1902 г. № 17). За ним следовали: 2) Димитрий (Даниил Сулима); он родился 1772 г. в харьковской губ. и принадлежал к известному в Малороссии дворянскому роду; отец его был протоиереем; образование получил в харьковском коллегиуме и «екатеринославской» (полтавской) Семинарии; здесь выделился необычайной памятью: знал значение всех слов латинского лексикона; по окончании семинарского курса в 1795 г. остался в Семинарии учителем; 24 ноября 1794 г. рукоположен был во священника в г. Полтаве и назначен префектом Семинарии, в 1800 г. произведен в протоиереи, в 1806 г. перешел к адмиралтейскому собору в г. Николаев. Как выдающийся деятель, вообще обращал на себя внимание общества, а экзархом Молдавии и Валахии митрополитом Гавриилом (банулеско-Бодони) был вызываем в Яссы – сначала для временных поручений, а потом, когда овдовел, остался викарием митрополита. Хиротонисан во епископа бендерского и аккерманского 16 июля 1811 года, с пребыванием в монастыре Голиа, где и был по декабрь. Затем наступил двенадцатый год, вызвавший некоторое изменение границ России; молдовлахийский экзархат закрылся: из уступленной Турцией (по договору 5 мая 1812 г.) России бессарабской области образована была кишиневская епархия; преосвященный остался викарием у митрополита Гавриила, занявшего кишиневскую кафедру, а по его смерти назначен архиепископом кишиневским 18 (11) июня 1821 г. В бытность епископом бендерским преосвященный Димитрий положил много труда на благоустройство монастырей в Бессарабии и завел много школ при монастырях и в уездах. Преосвященный составил русско-молдавский букварь и словарь, перевел на молдавский язык краткий катехизис, инструкцию приходским и монастырским благочинным. Псалтырь, Общую Минею, Служебник, Требник, Молебник, Святительское поучение, Службы св. Симеону, св. Владимиру князю, св. князю Александру Невскому, св. княгине Ольге, наставление об обязанностях монашествующих, панихидный реестр, инструкцию для болгарских колонистов, водворенных в Бессарабии, и переводил другие разные официальные бумаги; вообще, – по словам биографа, – оставил «многочисленные переводы богослужебных книг, канонов и акафистов святым, замечательных творений отцов церкви, учебных книг, правительственных указов и распоряжений». Его переводы иногда редактировал или просматривал митрополит Гавриил. В епархии, – по отзыву биографов, – преосвященный Димитрий оставил о себе память, как о «самом заботливом отце и истинном святителе, который с пламенной ревностью утверждал православие в пасомых, строго хранил уставы церкви и отеческие предания»; к подчиненным он был строг и взыскателен, но к себе самому еще более; был доступен и, говоря вообще, отличался «святостью и важностью». Скончался 4 августа 1844 г. («Киш. Е. В.» 1867 г.; 1870 г. №№ 10 и 11; 1894 г. № 16; 1907 г. № 6; 1908 г № 40). Отрывки из его «заметок и бумаг» напечатаны в «Кишин. Е. В.» 1884 г. №№ 15 и 1 7 (записи на календаре – о пребывании государя в Кишиневе), письма его к митрополиту московскому Филарету в «Христ. Чт.» 1898 г. № 8, письма м. Филарета к нему – в «Кишин. Е. В.» 1895 г. № 23.

3) Иринарх (Попов), назначенный епископом кишиневской кафедры 12 ноября 1814 г. (см. Очерки вологодской епархии и воронежской: острогожское викариатство, в «Энц.» III, 713–714 и 847). В Кишиневе он в 1845 г. получил архиепископство; 17 марта 1858 г. переведен на подольскую кафедру; скончался на покое в рязанском Троицком монастыре 25 сентября 1877 г. в глубокой старости («Киш. Е. В.» 1877 г. № 20;. 1882 г. № 11). Письма его к митрополиту моск. Филарету напечатаны в «Христ. Чт.» 1898 г. № 7. – 4) Антоний (Алексей Андреевич Шокотов), сын диакона харьковской епархии, магистр киевской Академии, был с 1823 г. учителем полтавской Семинарии, с 1825 г. бакалавром, профессором и инспектором киевской Академии, причем в 1829 г. принял священство и назначен к Цареконстантиновской церкви в Киеве, в 1834 г., как вдовый, принял монашество, в 1836 г. назначен ректором полтавской семинарии, в 1841 г. перемещен во псковскую, 2 апреля 1850 г. хиротосан во епископа вольского, викария саратовской епархии, и в том же году, за упразднением этого викариатства, назначен епископом старорусским, викарием новгородской – с.-петербургской митрополии, в 1853 г. получил оренбургскую кафедру, 17 марта 1858 г. переведен в Кишинев, в 1861 г. получил архиепископство, скончался 13 марта 1871 г. (скоропостижно). Всюду он отличался особым попечением о духовно-учебных заведениях, немало жертвовал в пользу бедных духовного звания. В свое время им были изданы «Слова и речи на разные случаи». Служение на кишиневской кафедре совпало с эпохою преобразований, которые и выполнены были при его участии («Кишиневские Епар. Вед.», 1868 г. № 3; 1871 г. №№ 6–9; 1897 г. № 16; 1898 г. 4, 5; 1909 г. №№ 25–26. Е. Я. Здравомыслов, Иерархи новгородской епархии, Новгород 1897. «Христ. Чт.» 1883 г. № 5). – 5) Павел (Лебедев), известный духовный оратор и деятель, назначен был на кишиневскую кафедру в 1871 году; 23 июля 1879 г. получил архиепископство, 16 июля 1882 г. назначен экзархом Грузии (см. Очерк грузинского экзархата в «Энц.» IV, 730–731), скончался в Казани в 1892 г. («Киш. Е. В.» 1871 г. № 18; 1881 г. №№ 17, 23; 1882 г. №№ 7, 8 и сл.; 1892 г. № 9). – 6) Сергий (Ляпидевский), переведен в Кишинев из архиепископов казанских 21 августа 1882 г., а 12 января 1891 г. переведен в Херсон (о нем см. Очерк казанской епархии в «Энц. » VІІ, 721–722); скончался митрополитом московским. – 7) Исаакий (Положенский), переведен в Кишинев из Томска Г2 января 1891 г. и 21 ноября того же года переведен был в Астрахань, но туда не отправился, вышел на покой и скончался в 1894 г. (о нем см. Очерк енисейской епархии в «Энц.» V, 430; «Киш. Е. В.» 1891 г. №№ 7, 9, 13 – 14).

8) Неофит (Николай Васильевич Неводчиков), из дворян екатеринославской губ., родился в Петербурге в 1822 г., получил образование в екатеринославской Семинарии и московской Дух. Академии, которую окончил в 1844 г. Около 6-ти лет состоял секретарем при А. С. Стурдзе, с 1850 г. был преподавателем в кишиневской Семинарии, в 1858 г. рукоположен во священника к Благовещенской церкви при сиротском доме женского благотворительного общества в Одессе, с 1801 г. был преподавателем в одесской Семинарии, с 1804 г. – инспектором, с 1808 г., по выходе из Семинарии, состоял законоучителем одесского коммерческого училища и одесской 2-й прогимназии, в 1870 г. получил сан протоиерея, 17 мая 1880 г. принял монашество и 10 августа был хиротописан в Одессе во епископа елисаветградского, второго викария херсонской епархии; 6 августа 1883 г. назначен епископом туркестанским, а 21 ноября 1892 г. архиепископом кишиневским. В бытность преподавателем кишиневской Семинарии составил статью о начале и распространении христианства в кишиневской епархии, в Одессе принимал участие в издании местных епархиальных ведомостей и издавал под своей редакцией «Одеский воскресный листок», – еженедельное общедоступное издание; в «Одесском Вестнике» напечатал две статьи о Стурдзе (1854 и 1855 гг.), сотрудничал в детских журналах А. О. Ишимовой «Лучи» и «Звездочка», помещая статьи религиозно-нравственного содержания и стихотворения, за подписью Диктиодис (перевод фамилии Наводчиков на греческий язык); печатался также в «Библиографических Записках», в «Русском Архиве» и «Кишиневских Епархиальных Ведомостях». 26 го января 1898 года уволен по преклонности лет на покой. Серия его духовных стихотворений напечатана в 19 – 21 «Киш. Еп. Вед.» за 1908 г. («Киш. Е. В.» 1893 г. №№ 5 и 13 и 1908 г. № 18). – 9) Иаков (Иван Андреевич Пятницкий), уроженец калужской епархии, по окончании курса московской Дух. Академии в 1870 г. остался в Академии помощником секретаря совета, в 1872 г. назначен смотрителем мещевского Дух. Училища, калужской еп., в 1873 г. перешел в преподаватели вифанской Семинарии, в 1878 г. получил степень магистра, в 1886 г. принял монашество и, по производстве в священные степени, назначен ректором вифанской Семинарии, 28 апреля 1891 г. хиротонисан во епископа балахнинского, викария нижегородской епархии, 29 сентября 1892 г. назначен епископом уманьским, третьим викарием киевской епархии, 16 января 1893 г. – епископом чигиринским, вторым викарием, 26 января 1898 г. – епископом кишиневским, 12 августа 1904 г. архиепископом ярославским («Киш. Е. В.» 1898 г. №№ 4 и 6; 1904 г. № 18) [в 1906 г. был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем ІІІ-го его отдела о реформе церковного суда 25 января 1907 г. переведен на симбирскую кафедру]. – 10) Владимир (Филарет Синьковский), уроженец таврической епархии, образование получил в одесской Семинарии, в 1867 г. рукоположен был во священника к церкви местечка Каховка, днепровского у., в 1875 г. перешел в алтайскую миссию, в 1882 г. – в киргизскую, в 1890 г. определен помощником начальника алтайской и киргизской миссий, принял монашество и возведен в сан игумена. Он перевел на киргизский язык и напечатал первоначальные сведения о православной вере для новокрещаемых киргизов, Евангелие от Матфея, первоначальные молитвы, житие великомученика Евстафия, три части вероучительной книги протоиер. Поспелова и чин обращения магометан. Обратил к православной вере 285 магометан и язычников. В 1891 г. возведен во архимандрита и хиротонисан во епископа бийского, викария томской епархии, в 1893 г. назначен епископом владикавказским, 12 августа 1904 г. кишиневским («Киш. Е. В.» 1904 г. №№ 17–19 и 1908 г. №№ 44 и 46) [и в «Энц.» III, 545 – 549, где помещен и портрет преосвящ. Владимира, который по всеподаннейшему Св. Синода докладу, Высочайше утвержденному 16 сентября 1908 г., назначен архиепископом донским и новочеркаским: см. «Церк. Ведомости», 1908 г., № 39. стр. 297–298].

11) Серафим (в мире Леонид Михайлович Чичагов, – из костромских дворян, потомок адмиралов В. Я. и Н. В. Чичаговых, внук последнего. Родился 9 июня 1856 г.; в 1875 г. окончил Пажеский Его Величества корпус по первому разряду и произведен офицером гвардейской конной артиллерии [см. и у Д. М. Лешина, Пажеский корпус за сто лет, где во 2-м томе (Спб. 1902) есть архимандрийский портрет преосв. Серафима]. В 1877–1878 гг., в чине поручика, участвовал в турецкой кампании, события которой описал в популярных книжках, под заглавием: «Доблести русских воинов. Примеры из прошлой войны. Описание отдельных солдатских подвигов 1877 – 1878» (вып. I-II, изд. 3-е, Спб. 1891). За отличие на войне награжден орденами: св. Анны 4 ст. с надписью «за храбрость», свв. Станислава и Анны 3-их ст., с мечами и бантом. С этих пор быстро растет его карьера, сопутствуемая литературной известностью среди военного мира. В 1880 г. он состоит адъютантом при товарище генерал-фельдцейхмейстера графе А. А. Баранцове и, по поручению Императора Александра II, составляет: «Дневник пребывания его в Дунайской армии 1877–1878 гг.» (Спб. 1885), выдержавший три издания (3-е 1903 года) и удостоенный внимания Фердинандом, кн. болгарским, разрешившим поместить портрет автора в национальном музее гор. Софии. В 1881 г. командируется во Францию для изучения техники военного дела, результатом чего был труд о французской артиллерии, переведенный на французский язык и снискавший автору орден Почетного Легиона. Принимает участие в разрешении вопросов о вооружении крепостей на западной границе и в деле вооружения болгарской армии, за что награжден Александром, кн. болгарским, орденом св. Александра 2 ст., со звездой. В это же время издает в «Русской Старине» «Записки адмирала Чичагова (Пав. Вас.), заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал» (1886 г., т. 50–52, 1887 г., т. 55 и 1888 г., т. 53–60) и статью: «Адмирал П. В. Чичагов. Записки о со6ытиях и его жизни и времени Императора Павла I» (ibid., 1883 г., т. 38, стр. 487–506). В 1891 г., уже в чине полковника гвардии и адъютанта Вел. Кн. Михаила Николаевича, выходит в отставку, переезжает в Москву и, не без влияния о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского), энергично готовится на служение св. церкви, не оставляя литературных занятии, плодом которых в этот период явились: «Что служит основанием каждой науки» (М. 1890), «Медицинские беседы», ч. I-II (М. 1892), III-IV (М. 1895) и «Краткое изложение медицинских бесед» (М. 1892). В 1893 г. рукоположен в священника к московской синодальной церкви 12-ти Апостолов, реставрирует на свои средства храм и основывает общество Белого Креста, имеющее задачей призрение офицерских детей. В 1895 г. протопресвитером военного и морского духовенства определен к церкви для частей, заведений и учреждений артиллерийского ведомства московского военного округа, на старом Ваганькове, и опять на собственные средства реставрирует этот храм, принадлежавший Румянцевскому Музею и в течение 30-ти лет стоявший закрытым. Овдовев в 1898 г., принимает монашество и причисляется к братии Троице-Сергиевой лавры. В 1899 г. определен настоятелем первоклассного Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря, возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей владимирской епархии. Здесь в пятилетнее служение заявил себя заботливым реставратором этого древнего монастыря, приведшим его в лучшее состояние и обратившим особенное внимание на арестантское отделение – известную Суздальскую крепость, отремонтировав ее, устроив библиотеку для узников и исходатайствовав освобождение для некоторых из них (См. «Воскрес. День» 1908 г., № 43). По Высочайшему повелению от 22 ноябр. 1902 г. принимает видное участие в подготовительных работах к торжеству прославления известного старца Серафима Саровского, напечатав пред этим: «Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей А. С. Мельгуновой, о. Серафима Саровского и подвижников обители» (М. 1896). После событий прославления св. мощей, 19 июля 1903 г. награжден лично Государем Императором драгоценной митрой. 14 февр. 1904 г. назначается настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и за один год своего настоятельства реставрирует величественный собор его. За это время составляет: «Житие Евфимия преподобного священно-архимандрита Суздальского чудотворца» (Спб. 1904), а еще раньше: «Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери, владим. губ., александров. уезда. Летописный очерк» (М. 1899). В 1905 г. хиротонисан во епископа сухумского, а в 1906 г. переведен на орловскую кафедру, где [в тревожные времена «освободительной смуты» энергически трудился над оживлением и устроением церковной жизни, для чего] при нем организованы и учреждены церковно-приходские советы. В сессию 1907 – 1908 г. был присутствующим членом в Св. Синоде [и много потрудился здесь – особенно – по церковно-приходскому вопросу, о котором читал и специальный доклад, напечатанный в «Прилож. к Церк. Ведом. » 1908 г., 18, 19 и 21]. По всеподданнейшему докладу Св. Синода, Высочайше утвержденному 16 сент. 1908 г., назначен епископом кишиневским и хотинским в Бессарабию, по которой, в 1877 г., шел походом до румынской границы. – Ц. Т-ский).

Серафим епископ Кишиневский и Хотинский

Викариатство. При открытии кишиневской епархии из бывшего молдавлахинского экзархата в нее вошел и бывший викарий экзархата, епископ «бендерский и аккерманский» 1) Димитрий (Сулима); с назначением его в 1821 г. архиепископом кишиневским викариатство упразднилось (см. выше). Восстановлено было викариатство по докладу Синода, Высочайше утвержденному 10 декабря 1868 г. («Киш. Е. В.» 1893 г. № 6 и 1908 г. № 39). Епископом викарием назначен был 2) Петр (Платон Алексеевич Троицкий); сын священника владимирской губ., окончил курс киевский Духовной Академии со степенью магистра и был с 1635 г. профессором в киевский Семинарии; лишившись жены, он 10 апреля 1852 г. принял монашество, был рукоположен во священные степени и затем назначен инспектором, а потом ректором Семинарии с настоятельством в Киево-Пустынно-Николаевском монастыре. 15 июля 1858 г. назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе, а в 1860 г. переведен в Афины. 29 мая 1869 г. был хиротонисан во епископа аккерманского, викария кишиневской епархии. Скончался 10 октября 1873 г., 61-го года, и погребен в Курковском монастыре, которого он был настоятелем. Часть его бумаг хранится в церковно-археологическом музее при киевской Дух. Академии («Киш. Е. В.» 1873 г. № 20; 1885 г. №№ 15 и 16; 1908 г. № 42). После его кончины викариатство опять упразднилось и снова было восстановлено в 1882 г. Викарием назначен был 16 октября преосвященный 3) Августин (Гуляницкий); 30 сентября 1887 г. он был переведен епископом аксайским, викарием донской епархии (см. Очерк донской епархии в «Энц.» V, 12–13, и особо в «Энц.» 1, 119; «Киш. Е. В.» 1908 г. 43, 44, 47 и 49, биография с портретом). После него викарием назначен преосвященный 4) Аркадий (Филонов), из епископов муромских, викариев владимирской епархии («Киш. Е. В.» 1900 г. №№ 1, 2, 5, 9; 1907 г. № 51 – 52 с портретом; 1908 г. № 48 с портретом, 51 – 52; 1909 г. 1, 2, 7, 13 – 14; И. Пархомович, «Преосв. Аркадий», Кишинев 1909; см. Очерк владимирской епархии в «Энц». III, 600): 12 октября 1907 г. уволен на покой, но по прекленности лет не мог выехать в означенный ему для пребывания Курковский монастырь и скончался в Кишиневе 11 сентября 1908 г.; погребен в Николаевском приделе кафедрального собора. Памятником двадцатилетнего епископства его на аккерманском викариатстве остался заботливо им устроенный «псаломщический класс». Ныне священствует на аккерманском викариатстве преосвященный 5) Никодим (Николай Впсильевич Кротков) сын священника костромской епархии, он, по окончании местной Семинарии в 1889 г., был рукоположен во священника в 1890 г.; овдовев, поступил в киевскую Академию, в которой на 4-м курсе принял монашество, и по окончании академического курса в 1900 г. назначен был смотрителем владикавказского Духовного Училища, в 1902 году возведен в сан игумена и назначен и. о. инспектора кутаисской Семинарии, в 1902 г. – ректором ардонской (тогда миссионерской) Семинарии, с возведением во архимандрита, в 1905 г. перемещен в псковскую Семинарию, 11 ноября 1907 г. хиротонисан во епископа аккерманского («Киш. Е. В.» 1907 г. 46 и 47).

II. Статистический обзор. Православного населения в 1906 г. было 1.524.160 д., родившихся 78.257, умерших 46.706, браков 19.671. Всех церквей в епархии (зданий) 1.087, в том числе каменных 781, деревянных 267 и кирпичных 37; приходских церквей 909, приписных 82, соборов 13, монастырских 44, домовых 20, кладбищенских 16, единоверческих 3; 50 двуклирных, 1 трехклирная и 1 четырехклирная. Из числа приходов 45 имеют прихожан мужеского пола менее 200, 1 приход – свыше 4.300, наибольшее число приходов имеют прихожан мужеского пола от 300 до 700. Церкви в большинстве очень просты и скромны, но зато нет почти ни одной населенной местности, в которой бы не было храма. Духовенства: 35 протоиереев, священников 991, диаконов 55 и псаломщиков 1.051. Монастырей 19: мужских 14 и женских 5; из них 3 мужских и все женские именуются скитами. Кроме того, архиерейский дом в Кишиневе и епископальный дом в Измаиле. Монашествующих: 6 архимандритов, 3 игумена, 1 игуменья, 69 иеромонахов, 35 иеродиаконов, 4 схимника, 4 схимницы, 146 монахов, 227 монахинь, 115 послушников и 80 послушниц. Церковных школ в 1907 г. было 606, в том числе 8 двухклассных, 176 грамоты, 408 – одноклассных; 8 воскресных и 6 второклассных, кроме того, 2 образцовых при Семинарии и женском Училище. Учащихся было 31.000, церковных братств 7, церковно-приходск. попечительств 67, богаделен при церквах 3. Библиотек при церквах 96 и окружных благочинических 10. Раскольников в районе епархии до 29.000 душ, сектантов свыше 1.600, римско-католиков до 15.000, армяногрегориан свыше 2.600, протестантов до 64.000, евреев свыше 252.000.

III. Епархиальное управление. Во главе управления епархией стоит епархиальный преосвященный. Преосвященному викарию предоставлено назначение и перемещение псаломщиков согласно их прошениям, утверждение в должности церковных старост, дела по прошениям о восстановлении пропущенных и об исправлении неправильно записанных метрических актов разрешение на вступление в брак лицам в тех степенях родства, в которых разрешать брак право предоставлено епархиальным преосвященным, разрешение браков не достигших совершеннолетия (до полугода).

Консистория состоит из шести членов из коих 4 штатных и 2 сверхштатных. Благочинных над церквами 34, над монастырями 1. Благочинные получают по 300 р. жалованья от духовенства, а в измаильском уезде по 500 р. от казны. У благочинных имеются помощники: у 28-ми по одному, а у 6-ти по два. Для разбора незначительных недоразумений, возникающих среди духовенства из-за раздела братских доходов и пользования под церковной землей, нанесения обид друг другу и светским лицам, существуют с 1871 г. благочиннические советы, в состав которых входят: благочинный, его помощник, духовный следователь, духовник и два выборных священника. Советы действуют по правилам, напечатанным в № 23 «Киш. Е. Вед.» 1893 г. В 1903 г. советов было 108. В 1903 г. было 4 съезда депутатов духовенства: 1 общеепархиальный и 3 училищно-окружные. Епархиальный училищный совет имеет 8 уездных отделений. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания состояло из 3-х членов, из городских священников, при секретаре – протодиаконе.

VI. Духовно-учебные заведения и церковные школы. Кишиневская Духовная Семинария имела в 1908 году 478 воспитанников и при пяти классах – параллельные отделения; в семинарском здании помещалось 166 воспитанника, остальные – у родственников и на частных квартирах. Учреждена Семинария вместе с образованием епархии и на первых порах, по особому Высочайшему повелению, в виду удовлетворения особливых местных нужд, была предназначена для образования не только духовного, но и светского юношества. Семинарская библиотека имеет до 10.000 книг (до 5.000 названий). При Семинарии имеется трехсвятительское братство для вспомоществования воспитанникам; в 1908 г. оно израсходовало свыше 1.600 р. Содержание Семинарии стоит до 150.000 р.

Кишиневское Духовное Училище имело в 1908 г. 356 учеников; параллельные отделения были при всех классах, кроме приготовительных; в училище два приготовительные класса – старший и младший. Библиотека имеет до 800 названий (до 1.600 книг). Содержание стоило в 1907 г. свыше 57.000 р.

Измаильское Духовное Училище имело в 1903 г. 119 воспитанников, в библиотеке до 2.200 названий (и книг), содержание обошлось в 22.000 р. («Киш. Е. В.» 1909 г.№№» 25 – 26 и 31).

Единецкое Духовное Училище имело 220 воспитанников; с сентября 1903 г. параллельное отделение оставлено только при 3-х классах; библиотека имела свыше 800 названий, содержание обошлось в 40.000 р. Открыто 4 сент. 1869 г. в г. Бельцах, в м. Единцы переведено с 1 августа 1874 г. («Киш. Е. В.», 1894 г. №№ 23, 24; 1909 г. № 28).

Епархиальное женское училище основано в 1864 г. преосвященным Антонием, преобразовано из трехклассного в шестиклассное в 1872 г., имеет ныне с 1898 г. параллельные отделения во всех классах; в 1908 г. в училище было 616 воспитанниц (в том числе 20 иносословных и 21 приходящих); библиотека имела до 3.800 названий (до 5.600 томов); содержание обошлось в 120.000 р.

При училище имеется образцовая школа и пенсионная касса, с 1906 г. открыт 7-й, дополнительный класс, Училища при монастырях (5 при мужских и 5 при женских) имеют целию подготовлять сирот и детей бедных родителей к поступлению в духовные училища. Во всех 10 таких училищах в 1903 г. воспитывалось 56 мальчиков и 80 девочек. В пособие на содержание школ монастырям отпускается из доходов с имений заграничных монастырей в Бессарабии 6.200 р. Училища эти существуют с 1878 г. и находятся в заведовании епархиального попечительства о бедных духовного звания. В учебном отношении они с 1894 г. преобразованы в церковно-приходския.

Церковные школы одноклассные главной массой располагались при церквах отчасти при монастырях, при Семинарии, женском училище и второклассных школах. 8 школ имели миссионерское направление. Из числа учившихся в церковных школах 31 000 детей 737 не принадлежали к православному исповеданию: раскольники, сектанты, католики, протестанты, армяне и даже евреи. При 50 женских школах производилось обучение рукоделием. На содержание школ из казны поступило до 119.000 р. и разных местных средств до 50.000 р.

V. Просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные епархиальные учреждения. Кишиневское христорождественское братство открыто в 1899 г. с миссионерскими целями и деятельность свою обнаруживает в издании и распространения русско-молдавских листков религиозно-нравственного содержания, славяно-молдавских молитвословов и религиозно-просветительного журнала на молдавском языке «Лумин торюл» (просветитель), в наблюдении за религиозно-нравственными чтениями и собеседованиями со старообрядцами и сектантами и в заботе об учреждении школ с миссионерским направлением. В 1907 г. братство считало в своем составе 26 членов, записало в расход свыше 10.000 р. и в остаток к 1908 г. 21.394 р.

Бендерское александровское братство.

(см. «Киш. Е. В. 1897 г. №№7–9.»)

Покровское богородичное братство при Введенской церкви в с. Введенском (Тамур), аккерманского у., содержит устроенную им богадельню на 150 душ обоего пола; богадельня обеспечена неприкосновенным капиталом в 60.000 р. и 450 лес. земли; основано в 1872 г. («Киш. Е. В.» 1881 г. № 1).

Александро-невское братство в г. Кишиневе, при кафедральном соборе, заведовает богадельней в ограде кишиневской кладбищенский церкви; в 1903 г. в богадельне на призрении было 190 душ обоего пола. Братство основано в 1865 г. («Киш. Е. В.» 1884 г. № 6).

Богородичное кишиневское при Вознесенском соборе.

Вознесенское аккерманское при соборе.

Владимирское в с. Чичме, измаильского у.

Церковно-приходские попечительства главной задачей ставят изыскание средств на построение новых церквей; в других отношениях их деятельность не выделяется. В 1906 г. все попечительства израсходовали на поддержание и украшение церквей до 200 р. и на школы и благотворительные учреждения в приходе до 200 р.

Бессарабское церковно-археологическое общество открыто 4 апреля 1904 г. по инициативе преосвященного Иакова («Киш. Е. В.» 1904 г. № 8; устав – № 7; отчет за первый год – 1905 г. № 7; см. 1906 г. № 27 и 1908 г. № 37, прил.). К 1909 г. общество располагало остаточным капиталом свыше 1.500 р., при расходе в 1907 г. в 58 р.

Епархиальный комитет православного миссионерского общества существует с 1880 г. За 25 лет комитет собрал до 65.000 р., которые и переданы почти все на нужды сибирских миссий («Киш. Е. В.» 1905 г. № 4). В 1908 г. собрано до 2.900 р., к 1909 г. записано в оотаток 5.108 р. («Кишин. Е. В.» 1909 г. Л? 21, прил.).

Миссионерский комитет кишиневской епархии существует с 1892 г.

Епархиальный отдел православного палестинского общсства открыт 2 января 1897 г., в 1908 г. имел 39 членов, записал на приход до 2.000 р., которые и были отосланы в Палестинское Общество («Киш. Е. В.» 1897 г. № 3; 1909 г. № 18 в приложении).

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания в 1907 г. имело на приходе до 5.300 р., в расходе свыше 4.000 р.; в остатке к 1908 году было попечительских свыше 62.000 р. и частных сиротских сумм свыше 50.000 р. («Киш. Е. В.» 1905 г. № 19; 1908 г. 3651–52).

Кроме попечительства, организована по благочинническим округам из особых сумм выдача постоянных пособий (до 60 р. в год); в 1903 г. таких пособий выдано было 860 лицам свыше 9.000 р.

Эмеритальная касса духовенства епархии к 1908 году имела капитала до 426.000 р. Касса существует с 1889 г., в 1900 г. устав кассы был переработан. Ныне действующий устав утвержден в 1907 году. В 1907 г. Поступило на приход свыше 40.000 р. («Киш. Е. В.» 1881 г. № 1 – проект устава; 1898 г. 3636 3, 7, 10; 1905 г. 3636 20 и 21; 1908 г. №№ 1 и 46 в прил.).

Общество взаимного вспомоществования духовенства епархии, действующее при эмеритальной кассе, учреждено в 1894 г., в 1897 г. свои правила переработало, ныне действующие правила утверждены в 1907 г., в 1907 г. имело на приходе свыше 51.000 р., в расходе свыше 52.000 р., в остатке к 1908 г. свыше 6.000 р. («Киш. Е. В.» 1897 г. № 20 – правила 1908 г. 46 и 47, прил. и 1907 г. № 17, прил.).

В епархии заведено, что – в случае смерти (или лишения способности к работе) священника – производится единовременный сбор в пользу его семейства со всех священников по 1 рублю; в случае смерти диакона или псаломщика – со всех диаконов и псаломщиков по 25 к.

Ссудная касса духовенства, учрежденная в 1903 г., записала в 1907 г. на приход 1%-ного сбора с церквей епархии до 3.000 р. и % на ссуды свыше 1 000 р., всего, исключая возврата ссуд, свыше 6.600 р.; к 1908 г. имела наличными до 500 р. и в ссуде 21.000. («Киш. Е. В.» 1908 г. № 7).

Строительный комитет, учрежденный в 1903 г., заведует делами о постройке, покупке и ремонте церковно-причтовых домов. Средства комитета слагаются из ежегодных отчислений из свечного завода по 10.000 р. и сбора с церквей по 10 к. за брак и 2 к. за крещение, а с духовенства в двойным размере. В 1906 г. поступило 10.331 р. осталось к 1907 г. 450. р.

Епархиальный свечной завод, состоящий в ведении епархиального духовенства с 1883 г., имел к 1908 г. наличности: денег свыше 56.000 р., имущества на 15.000 р., в материалах и в долгу свыше 300.000 р. Завод имеет одну центральную и 18 окружных лавок («Киш. Е. В.» 1905 г. № 18). В 1907 г. завод получил чистой прибыли свыше 66.000 р. и выдал из нее на нужды епархии свыше 55.000 р. («Киш. Е. В.» 1906 г. № 46 и 1908 г. № 3 и 16 41 в приложении).

Епархиальная типография открыта 26 октября 1906 г. с целью главным образом для печатания священных и богослужебных книг на молдавском языке, а также листков, брошюр и книг религиозно-нравственного содержания на русском, молдавском, а со временем на болгарском, гагаузском и малорусском языках («Киш. Е. В.» 1906 г. № 40). В епархиальной типографии печатаются и Епархиальные Ведомости.

VI. Монастыри. В прежнее время в Бессарабии было много монастырей и скитов, мужских и женских, «до 40». Такое большое их число объясняется, с одной стороны, религиозностью местного населения и особым расположением и уважением к монашеской жизни, а с другой обилием свободных земель. Большинство монастырей к настоящему времени, однако, прекратило свое существование, частью до присоединения Бессарабии к России, частью же после. В числе последних более известных: Вережаны; Гиртон (Гертон), женский скит в оргеевском у., упраздненный в 1812 г. («Киш. Е. В.» 1893 г. № 16); Гитичка; Городищи, в оргеевском у., прежде скит, а с 1815 г. городищенский монастырь, в 70 в. от Кишинева, упразднен в 1892 г. («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16; 1898 г. № 17); измаильские монастыри Николаевский мужской и Успенский («Киш. Е. В.» 1898 г. № 24); Каратуры; Косовцы (Косоуцы), в ясском цынуте, основан в 1729 г., до 1812 г. был скитом («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16): Ломаново, в 55 в. от г. Белец, при Днепре, основан в 1728 г. монахиню Елизаветою земле заграничного молдавского монастыря Рекитосы («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16); Цечешты (Фынтына Домни или Доамней), женский скит в оргеевском у., упразднен в 1815 г. («Киш. Е. В.» 1898 г. № 16); Цештеры; Попоуцы, женский скит в оргеевском у., упразднен в 1815 г. («Киш. Е. В.» 1898 г. № 17); Цояна, мужской скит в сорокском у., упразднен в 2816 г. («Киш. Е. В». 1898 г. № 17); Рудь или Руди Троицкий мужской скит, в хотинском у., в 105 в. от Хотина, при Днестре, основан в 1772 г. купцом Симеоном Дочулом («Киш. Е. В.» 1883 г. 16 16); Рызана (и Резина), женский скит в 95 в. от Кишинева, основан в 1770 г. священником Романом Церетятковичем, упразднен в 1829 г. («Киш. Е. В.» 1881 г. № 3; 1883 г. № 16; 1898 т. № 17); Сорока-николаевский мужской скит, в 50 в. от г. Белец, при Днестре, основан в 1752 г. боярином Емандакием Руситом. Нынешние монастыри кишиневской епархии с внешней стороны имеют ту особенность, что они почти не имеют ограды; это просто группа келлий, разбросанных без всякого плана; среди келлий помещаются и гостиницы; свобода входа и выхода, при таких условиях, почти не ограничена. Все монастыри заштатные.

Гербовецкий Успенский мужской монастырь имеет местно чтимую икону Божией Матери, пребывающую, впрочем, свыше полугода, в зимнем сезоне, в церкви архиерейского дома. Монастырь имеет 536 дес. земли, приют для сирот духовного звания со школой; расположен при д. Гербовце в оргеевском у., в 60 в. от Кишинева, построен в 1730 г. молдавским бояром Армашем Константином Каркузом и назвав Гербовец потому, что первый настоятель Иоанникий был горбат («Киш. Е. В.» 1883 г. 16).

Гиржавский Вознесенский мужской монастырь, состоящий в непосредственном ведении епархиального архиерея, имеет свыше 2.600 дес. земли, приют для сирот духовного звания со школою. Расположен в оргеевском у., в 50 в. от г. Оргеева и 68 в. от Кишинева. Основан в 1849 г. монахом Иннокентием (Сеовым), постриженным в Яссах, уроженцем с. Калараш, на принадлежавшем ему участке земли, в виде скита, а преобразован в монастырь в 1818 г. При обмежевании в 1811 г. земли за скитом осталось 2.084 дес., почти сплошь покрытой лесом. Значительная часть земли пожертвована была родственниками основателя из фамилии Бадю. Монастырь благоустроен настоятелем Спиридоном (Филиповичем, 1818 – 1846 г. г.). После его кончины в 1846 г. передан в непосредственное управление епархиального архиерея («Киш. Е. В.» 1885 г. № 5 – 7; 1883 г. 36 16).

Добрушский мужской монастырь имеет до 2.200 дес. земли, приют сирот духовного звания со школою; в 100 в. от Кишинева, в оргеевском у., у ручья Добруши, основан в 1783 г. иеромонахом Иоасафом; до 1817 г. был скитом («Киш. Е. В.» 188 г. № 16). Принадлежит побратскому монастырю.

Каларашевский Успенский мужской монастырь, в сорокском у., в 180 в. от Кишинева, при р. Днестре, основан в 1782 г. купцом хаджи Марком; до 1812 г. был скитом («Киш. Е. В.» 1883 г. 36 16); принадлежит монастырю св. Саввы в Яссах.

Курковский (Куртевский) мужской Рождествобогородичный (Димитрия Солунского) монастырь имеет до 3.500 дес. земли, приют для сирот духовного звания со школою. Расположен в 40 в. от Кишииева, в оргеевском у. Основан монахом Иоанном Куркою (или Куртем, или Куртю), около половины ХVІІІ в. До 1810 г. числился скитом. Состоит в непосредственном ведении викария кишиневской епархии. («Киш. Е. В.» 1896 г. 7 – 10; 1883 г. № 16).

Сахарнянский Троицкий мужской монастырь расположен на берегу Днестра при с. Сахарне, оргеевского у. «на трех хорошо выровненных и обложенных камнем уступах, между тремя как бы рассевшимися горами», в 85 в. от Кишинева. Год основания неизвестен. Монастырь обновлен был в 1777 г. иеромонахом Варфоломеем. До 1813 г. именовался скитом («Киш. Е. В.» 1873 г. 6 и 7; 1883 г. № 16).

Фрумошика-Успенский или Фрумошский мужской монастырь, в 50 в. от Кишинева, оргеевского у., основан жителем с. Олишкан Ефремом Юркою в 1807 г., название получил от молдавского слова «фрумос» – красивый; до 1813 г. был скптом («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16; 1906 г. № 21, 22).

Шабский (Жабский) Вознесенский мужской монастырь имеет приют ,для сирот духовного звания со школою; расположен в 125 в. от Кишинева и в 40 в. от г. Сорок, при р. Днестре, у горы Блохи, близ сс. Жабки и Вошки (ныне Сенатовки), прежде именовался Жабским. Основан в первой половине ХVІ в. Переименован из скита в монастырь в 1812 г. («Киш. Е. В.» 1876 г. № 18; 1882 г. № 13–17,19–22; 1871 г. № 7; 1883 г. № 6).

Монастырь Новонямецкий Вознесенский при с. Кицканах, бендерского у., в 58 в. от Кишинева получает из доходов от находящихся в России имений лавры 12.500 р., состоит в непосредственном заведовании епархиального начальства. Значился приписанным к заграничной Нямецкой лавре («Киш. Е. В.» 1880 г. № 19 – 22; 1887 г. № 11).

Киприяновский Успенский в с. Киприанах, кишиневского у., в 25 в. от Кишинева приписан с 1698 г. – Зографскому Георгиевскому монастырю на Афоне («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16); получает из доходов с монастырских имений 60.00 р.

Кондрицкий-Николаевский мужской скит, в кишиневском у., от Кишинева в 25 в., основан в 1783 г. иеромонахом Иосифом на земле Киприяновского монастыря, у речки Каторга («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16).

Суручанский Георгиевский мужской скит, в 15 в. от Кишинева, при речке Суричи, основан в 1793 г. черногорским иеромонахом Иосифом («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16).

Цыганештский Успенский мужской скит, в 35 в. от Кишинева в оргеевском у., близ р. Икила и с. Цаганешт, построен в 1741 г. молдавским бояром Луппом Деукою («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16).

Кроме того, измаильский епископальный дом, в г. Измаиле, в 250 в. от Кишинева, с приписанным к нему Ферапонтиевским скитом.

Гинкульский первоначально Нараскевиинский женский монастырь, в 50 в. от Кишинева, в кишиневском у., основан в 1678 г. молдавским помещиком Михаилом Гинкулом по желанию дочери, в монашестве Параскевы; прежде был скитом, в 1816 г. переименован в монастырь («Киш. Е. В.» 1900 г. № 10; 1883 г. № 16).

Женские скиты: Варзарештский Димитриевский, – имеет школу для сирот духовного звания; расположен в оргеевском у., в 62 в. от Кишинева; основан монахом Варлаамом, но когда, – неизвестно («Киш. Е. В.» 1883 г. № 16).

Кошелевский женский скит имеет приют для сирот духовного звания со школой, при р. Черной, на скале, в 110 в. от Кишинева, в сорокском у., основан в 1790 г. в монахиней Митродорой («Киш. Е. В.» 1883 г. 36 16).

Речульский женский скит имеет приют для сирот духовного звания со школою, в 50 в. от Кишинева, в оргеевском у., при рр. Икиле и Речуле, основан в 1798 г. священниками с. Пашкан Иоанном Харею и Леонтием Варияком с жителями Ив. Рошком и Самсон. и Конст. Стратонами («Киш. Е. В.» 1883 г. 36 16).

Таборский женский скит имеет школу для сирот духовного звания, в 35 в. от Кишинева, в оргеевском у., при р. Ватиче, основан в 1779 г. Дарием Карпом («Киш. Е. В.» 1883 г. 36 16).

Хировский женский скит имеет приют для сирот духовного звания со школой, в оргеевском у., в 35 в. от Кишенева.

Кроме того, упоминается еще ныне уже не существующий Каратурский Благовещенский женский скит, в 90 в. от Оргеева, в оргеевском у., при Днестре, основанный, в 1771 г. монахами Гудиилом и Рафаилом («Киш. Е. В.» 1883 г. 36 16).

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle