Источник

Антифон

Антифон. Под именем антифонов [греч. ἀντί (против) и φωνή (голос) – противогласник] разумеются ветхозаветные псалмы или известные их части, исполняемые попеременно двумя хорами, стих за стихом. Введение антиф. пения в христианском богослужении одни усвояют Игнатию Богоносцу, другие двум Антиохийским пресвитерам – Флавиану и Диодору (IV в.). Первого мнения держится Сократ. В 8 гл. VІ кн. своей Церков. Ист. он говорит следующее: «Игнатий, епископ Антиохии Сирийской, третий по порядку после ап. Петра, видел некогда ангелов, воспевающих Троицу попеременными песнями; и образ пения, виденный им, предан Антиохийской церкви. Отсюда сие предание перешло и ко всем церквам». Тоже самое утверждает Никифор Каллист, Георгий Александрийский и один сирийский писатель ХIІ в. Бар-Геврей. «По примеру того, – говорит он, – как Игнатий, ученик Иоанна, ввел пение на два хора на западе (т. е. в Месопотамии), св. Симеон, скончавшийся мученически (в IV в.), ввел такое же пение на востоке, т. е. в церквах халдейских». По словам же Феодорита, антиф. пение введено Флавианом и Диодором. «Они первые, – замечает он в 9 гл. II кн. своей Церков. Ист., – разделив поющих на две части, научили их попеременному пению псалмов Давида». Никита Хониат понимает показание Феодорита в том смысле, что Флавиан и Диодор перевели ант. пение псалмов с сирского языка на греческий. В IV ст. ант. пение псалмов было уже во всеобщем употреблении на востоке, было известно церквам Египта, Ливии, Палестины, Финикии и Сирии. В этот и следующие века оно входило в состав всякой службы, – утрени, всенощных бдений и литургии. Так, Василий В., описывая в 63 письме к неокесарийскому клиру различные виды утреннего псалмопения, между прочим, замечает, что присутствующие, разделяясь на две стороны, поют попеременно. Об употреблении ант. на всенощных бдениях свидетельствует Сократ в 8 гл. II кн. Церков. Истор., замечая, что оно введено Иоанном Златоустом, думавшим этим затмить ариан. Определенное и ясное сказание на ант. литургии находится в беседах Иоанна Златоуста на 41 и 117 пс., в деяниях Константинопольского собора 536 г. и у Иоанна Постника († 595), называющего их проречениями пророков. У перечисленных писателей нет только данных для определения числа ант. и их содержания. Впрочем, Иоанн Златоуст упоминает о пасхальных ант.: «сей день, его же сотвори Господь», и об ант. пении на литургии пс. 145; равным образом можно предполагать, что на утрени у Василия В. был ант. 62 пс. Указания более определенного характера встречаются в памятниках позднейшего времени. Так, «Краткое изъяснение церковных действий и вещей св. Германа» по списку XI ст. упоминает о трех ант. литургии, заимствованных из псалмов 91, 92 и 94, а «Разговор о священнодействиях и таинствах церковных» Симеона Солунского, кроме того, – о трех ант. песненной вечерни и утрени. В соответствие этому и в современном употреблении антиф. разделяются на ант. вечерни или ант. кафизм, ант. степенны или ант. утрени и, наконец, ант. литургии. Последние в свою очередь подразделяются на вседневные и праздничные. Первый из повседневных ант. состоит из 2 и 3 ст. 9 пс. (Пс.9:2,3); второй – из 1 и 2 ст. 92 пс.(Пс.92:1,2) и третий – из 1–3 ст. пс. 94 (Пс.94:1–3). Ант. праздничные состоят из псалмов соответствующих воспоминаемому событию, раскрывающих смысл праздника. Ант. изобразительные поются в дни праздников с великим славословием, полиелем, в предпразднства, попразднства и отдания праздников, в дни всей Пятидесятницы и в недели (воскресенья), если только в них не случится дванадесятого Господня праздника. Первый из этих ант. состоит из пс. 103, второй из 145; третий ант. составляют блаженны.

В западной церкви ант. пение псалмов было введено Амвросием Медиоланским и из Миланской церкви проникло в другие. Так, из 30 прав. Ажского собора видно, что во Франции в конце V в. пелись на литургии ант., при этом в правиле замечено: sicut ubique fit, как везде совершается. И действительно, в том же пятом столетии мы находим ант. пение в Риме, при папе Целестине († 432), установившем петь ант. на литургии при входе. Несколько позднее Григорий Великий выбрал из псалмов для ант. стихи и учредил петь между Евангелием и Апостолом стихи из степенного псалма. Об употреблении ант. на вечернем богослужении говорит устав Бенедикта Нурсийского († 543). Название ант. римская церковь усвояет также песнопениям, исполняемым во время приношения даров и приобщения.

А. Петровский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle