Источник

Агния

Агния (непорочная, греч., по лат. Аgnes – Агнеса), св. муч. – Бл. Августин, прославляя св. муч. Агнию, говорит, что имя этой св. девы указывает то, чем она была, «ибо аgnes по-латыни означает агницу, по-гречески непорочную: она была такою, как называется и по заслуге увенчана…» Действительно, среди достославных и добропобедных христианских мучениц древнего Рима – и у великих отцов и христианских поэтов западной Церкви, и в церковных песнопениях она известна и прославляется, как высший и сияющий образ девственной чистоты, непорочной женственности. Клим. Авр. Пруденций (348–405 г.), в особом гимне, описал страдания и мученическую кончину св. Агнии, согласно живым преданиям, а может быть, и по существовавшим в его время мученическим актам – записям о ее страданиях, послужившим, вероятно, источником и для ее древнего жития, которое в прежнее время обыкновенно приписывалось Амвросию Медиоланскому, хотя теперь и не признается принадлежащим ему. Поэтому, наиболее древнее, полное и самое достоверное повествование об ней, во всяком случае, находится у Пруденция, и мы по нему представим ее мученический подвиг, восполняя некоторыми подробностями из ее жития (псевдо-Амвросия), насколько последние подтверждаются свидетельством об ней св. Амвросия Медиоланского (во многих неоспоримо подлинных его сочинениях), бл. Августина и бл. Иеронима. Вот что рассказывает о св. Агнии христианский поэт Кл. Авр. Пруденций.

«По преданию (аiunt), отроковица сия в самых юных летах, едва достигнув брачного совершеннолетия, горя любовию ко Христу, мужественно воспротивилась нечестивому велению – оставить святую веру и преклониться пред идолами. Сначала она была искушаема разными способами: и льстивыми речами сделавшегося кротким судии, и угрозами мук; но осталась непреклонна и сама отдавала свое тело на лютые муки, не отказываясь и умереть. Тогда жестокий тиран говорит: «если легко, преодолевая боли, терпеть наказание, и если презирается и ни во что вменяется жизнь, то дорог стыд для обрекшей себя девству. Определяю отдать сию деву на поругание, если она не припадет к жертвеннику и не испросит прощения у Минервы, которую не перестает оскорблять». Агния говорит: «Христос не забывает о Своих (чадах); Он но допустит, чтобы погиб в нас золотой стыд (аureum рudorem), Он не оставит нас; Он сопутствует целомудренным и не дает, чтобы опорочены были сокровища святой чистоты. Ты можешь, если захочешь, обагрить меч (нашею) кровию; но не можешь осквернить (наши) члены». Судия повелевает обнажить деву и выставить на публичный позор. С печалью убегает, при этом виде (мимо проходящая) толпа, отвращая взоры. Но один (из толпы) дерзко устремляет свое лице на отроковицу и не страшится сладострастными очами созерцать ее святое тело. Тогда мгновенно появляется крылатый огонь (аles ignis) в виде молнии (по житию – ангел Божий) и поражает глаза дерзкого; ослепленный сиянием, он падает ниц и бьется, вздрагивая, в прахе улицы. Товарищи поднимают его полумертвого с земли и оплакивают в похоронных причитаниях. С торжеством шествует дева, в священной песни прославляя (по жит. «пояше и прославляше») Бога Отца и Христа за то, что, при грозившей от мира опасности, она победоносно сохранила себя чистою и нескверною. Некоторые передают (sunt qui...), что она, по просьбе (окружавших) вознесла молитву Христу, дабы Он возвратил свет согрешившему, поверженному в прахе, и что тогда у юноши возобновилось дыхание и исцелились очи. Это был первый шаг (grаdum – ступень) Агнии к небесному чертогу; вскоре дается ей сделать и другой. Свирепый мучитель воспламенился неистовым гневом и воскликнул со стоном: «Меня побеждают, – воин, иди, обнажи и исполни властное повеление верховного вождя!» Агния, увидев пред собою свирепого мужа с обнаженным мечем и сделавшись (при этом) еще более радостною, говорит: «Как я рада, что явился такой жестокосердый, свирепый, не знающий пощады воин, а не изнеженный, увядший (безвременно) юноша, умащенный ароматами, который мог бы погубить меня, похоронив мой стыд. Признаюсь: этот, этот возлюбленный мне нравится; я иду стремительно навстречу ему и не замедлю ответить ему пламенным желанием; приму все железо на грудь мою, пусть меч проникнет до глубины моего сердца: таким образом я, невеста Христова, вознесусь в горний эфир чрез тьму вселенной. Вечный Владыко! Отверзи двери неба, прежде заключенные для земнородных, и воззови последовавшую за тобою, Христе, душу девственницы и вместе, принесшей себя в жертву Отцу небесному». Произнесши это, она смиренно, склонив голову, молит Христа, дабы ее преклоненная выя скорее приняла смертный удар. И воин исполняет ее пламенное желание, одним ударом отсекает ей голову: скорая смерть предупреждает чувство боли. Вылетает из тела разрешенный дух и, уже свободный, воспаряет в воздух, в сопутствии ангелов» (Рrud. О венцах, гим. 14; рус. пер. в исслед. П. Цветкова: «Кл. Авр. Пруд.», М. 1890, стр. 205–208).

В указан. житии св. Агнии изложенное у Пруд. передается уже с некоторыми подробностями и добавлениями, основанными, может быть, также на устном предании, на которое ссылается и Пруд. Так, по житию, св. Агния – дочь богатой и знатной семьи в Риме, воспитавшей ее в благочестии. С юных лет она нарекла себя невестой Христовой и всецело посвятила себя Христу. Но когда она была еще девочкой 13 лет, ее увидел (во время возвращения ее из школы) и пленился ее красотою сын городского префекта, сделал ей предложение и хотел во что бы то ни стало иметь ее женой. Тщетны, однако же, были всякого рода предложения и мольбы о замужестве: как этому, так и всем другим искателям ее руки и богатств, она отвечала отказом, всем говоря одно, что у нее есть уже жених, что она обручена с ним, и ничто в мире не поколеблет ее верности и преданности ему. Тогда, чтобы отмстить ей или угрозами заставить изменить принятое ею решение, на нее донесли, что она христианка, и представили в суд, так как в это время происходило гонение на христиан. На суде она вела себя так, как изложено у Пруденция. По житию, судья подвергая девственность св. мученицы публичному поруганию, велит нагой вести ее по людным улицам города в дом разврата (люпанар): но когда ее обнажили и повели по улице, у нее чудесным образом вдруг появились такие длинные и густые волосы на голове, что, ниспускаясь до ног, совершенно прикрыли ее девственную наготу. Юноша, дерзнувший обесчестить святую и за то пораженный мгновенной слепотой и затем смертью, был сын префекта или вообще один из числа искавших ее руки и отвергнутый ею; когда он пал мертвым, она по молитве воскресила его, но то и другое приписали ее колдовству и потребовали смерти; мученица была брошена в огонь, но осталась невредимой, и тогда префект приказал усекнуть ее мечем; родители похоронили тело ее на принадлежавшем поле по Номентанской дороге (via Nomentana, за стенами Рима), и спустя шесть дней после этого, она явилась им среди сонма девственниц, в блеске небесного сияния, с непорочным агнцем (символ Христа) на руках. – Такого рода подробности древнего, хотя и позднего жития св. Агнии, очевидно нисколько не ослабляют достоверность и подлинности изложенного Пруденцием и прославляемого отцами Западной церкви подвига девственной непорочности св. Агнии или Агнесы как она называется на 3ападе. «Она – говорит св. Амвросий, – с большей радостию, с большим восторгом шла на место казни, чем другие обыкновенно идут на брачное торжество». – «О, небесное блаженство, – восклицает бл. Августин, указывая на ее мученическую кончину, – о, вечный свет, в котором вечный мир, высочайшая слава, невыразимая радость!» – «На языке всех народов возвещается слава св. Агнии, непорочной, девственной мученицы», – говорит о ней бл. Иероним. – Агния скончалась около 304–305 г., в последнее великое гонение на христиан (Диокл. и Максим.), запечатлев своею кровью победу христианской истины и чистоты над нечестием и нравственным разложением язычества. Память ее в ІІравосл. Вост. ц. 21 янв. (также 14 янв. и 5 июля), в Рим.21 янв. (день ее кончины) и 28 янв. (день ее чудесного явления по смерти родителям). Усыпальница св. Агнии, в которой было погребено ее тело, находящаяся на Номентанской дороге недалеко от стен города, составляет центр христианских усыпальниц знаменитой катакомбы ее имени; сохранилась часть надгробной плиты над могилой св. Агнии, с надписью: АGNE. SANC.ТISSima (здесь покоится святейшая Агния). На месте погребения мученицы, вскоре после ее смерти импер. Константином Великим была построена церковь ее имени (S. Аgnеse fuоri le mura), и в ней помещен саркофаг с ее мощами. Абсис этой церкви украшен прекрасным мозаическим изображением, относящимся к VI в., на котором св. Агния изображена одетой в богатом убранстве и приемлющей на небе мученический венец, у ног ее меч палача, по обе стороны пламя, налево – папа Симмах, направо – папа Гонорий, подносящие ей базилику (церковь); найдено и еще более древнее (IV в.), скульптурное изображение на мраморе, представлющее св. Агнию в положении молящейся (оrans). В Риме есть другая церковь ее имени, построенная на предполагаемом месте тюрьмы, в которой она была заключена, также древняя и замечательная тем, что в ней ежегодно, 21 янв., благословляется два агнца, из тонкой волны которых делается паллиум (омофор): это символ доброго Пастыря, и вручается папой вновь поставляемым архиепископам. На многочисленных иконописных изображениях средних веков и у художников эпохи возрождения св. Агния, обыкновенно, изображается с агнцем на руках – этим символом непорочности. – На Западе св. Агния – одна из самых прославленных святых, считается покровительницей – «патронессой христианской девственности»; ее житие, вошедшее в популярнейший средневековой сборник Иакова Воражине, известный под названием «Золотая Легенда» – известно на всех европейских языках и в духовных стихах народных певцов-поэтов.

На Востоке, напротив, она совсем мало известна: в Месяц. Вел. Констант. ц. IX–X в. память ее показана 21 января, согласно Рим. Март. (у Дмитриевского, Литур. рук., т. І) в Менол. Вас. краткое житие ее 5 июля, оно же и под тем же числом и в нашем древнем (рукописном) Прологе, причем имя ее называется в переводе на славянский: «честита» или «чистая» (Хлудов. Прол. 189, Прил., Типогр. ХІV в. и др.), а в Прологах Чет.-Мин. Макария митроп. – и в перев. – «чистая» и без перевода – «Агния»; в печ. Прол. сообщается Синаксарное житие, Стишн. Прол. и Служеб. греч. Мин., которое немного пространнее жития Мен. Вас., но также, как и это последнее, не заключает в себе каких-нибудь новых подробностей сравнительно с известным под именем Амврос. Мед.; последнее в славян. перев. и в новом изложении приводит св.Дим. Ростов. в Чт.-Мин. (21 янв.).

О св. Агн. см. ASS., jаnuаr. І. II, р. 550–363 Ruimart. А. Маrt., 1803 г., 1. II, 32–91; Маrtinoо Ann. Ecclеs. grаесо-slai. Сергий Месяц. под соотвеств. днями; GН., Rеаl. Еnсуklор., т. 1, 24–3; Н. Sаmsom, Diе Sсhutzheilihen, 1889, стр. 80; Аrmellini, II сimitero di S. Аgnеsе sullа viа Nоmеntana R. 1880, стр. 140; Н. Detzel Christl. Ikоnоgr. 1896, стр. 42.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle