Основание монастыря
«Мнози монастыри от Царь и от Бояр поставлени».
(Пр. Нестор)
Основание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря местное предание приписывает Князьям Воротынским7. Так, один из Настоятелей этого монастыря Архимандрит Геннадий, на запрос о времени и причине основания вверенной ему обители, в донесении своём в Крутицкую Консисторию от 4 мая 1781 года, между прочим объяснял, следующее: «В 1764 году января дня, в бытность мою в Москве у Генерала и Кавалера Якова Лукича Хитрово, по причине, что он был того монастыря вкладчик, между прочими разговорами объявлял мне, что де оный Лютиков монастырь начало свое возымел построением Воротынскими князьями, по их самовластию, гораздо за долгое время до Литовского разорения, а Лютиков де называется, по прозванию Строителя, от оных князей приставленного к строению, который прозывался Лютик». Это сведение было повторено потом и в Истории Иерархии8».
Письменное же подтверждение сему преданию нашли мы в надписях на одной из рукописных книг монастырской библиотеки. Это церковный устав XVI столетия. В этом уставе в «последовании церковного собрания вселетнего» под 17 числом октября внизу приписано: «В сей день приговорил Архимандрит Авраамий с братией творить память по Воротынским князьям, которые давали по своих душах села и деревни к Живоначальной Троицы в дом.»
Другая надпись на полях той же рукописи, показывая время пожертвования её в монастырь, служит вместе с тем и первым письменным о нем известием: «7067/1559 июня в 17 день дал сию книгу в дом Живоначальной Троицы Лютикова монастыря на новое, Ногай Иоаннов сын Медведев при Игумене Венедикте». Выражение на новое, по нашему мнению, однозначное со словом на новоселье, и позволяет догадываться, что этот вклад сделан в обитель вскоре после её построения. Догадка эта оправдывается иною надписью на полях той же рукописи, где упоминаются три первых Настоятеля сего монастыря Игуменского сана: Пафнутий, Венедикт и Вениамин (без означения лет).
Из них Венедикт, как мы видели выше, упоминается под 1559 годом, до него же был всего один Настоятель, который притом мог управлять обителью короткое время; следовательно, основание монастыря не восходит ранее половины XVI столетия, а по сему догадка наша о значении в приведенной выше надписи выражения „на новое« имеет достаточные основания9.
Наконец одна из надписей на полях того же церковного устава даёт там намёк и на то, кто именно из князей Воротынских был основателем Троицкой обители; под 27 числом сентября замечено: «в сий день память творити на преставление по князи по Владимири по Ивановичи по Воротынском; корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни из казны рубль на братию; а дано по нем на ту память в дом Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская.
Для обследования же обстоятельств, при которых вероятнее могла возникнуть описываемая нами обитель, бросим беглый взгляд на историю соседственных Троицкой обители городов: Перемышля и Воротынска (от основания их до начала XVI столетия).
Оба эти города принадлежали к числу городов древней области Вятичей, которая в XII веке составляла особый удел в потомстве Святослава, сына Ярослава I.
Воротынск по летописям упоминается в первый раз в 1115 году, по тому поводу, что в этом году Святослав Ольгович князь Черниговский поменялся несколькими городами с племянником своим Святославом Всеволодовичем; в числе этих городов значится и Воротынск.
Перемышль, хотя и упоминается гораздо позже, но, по мнению Татищева10, он был построен в XII веке (около 1152 года) Великим князем Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и получил свое название в честь Перемышля – Галицкого, ибо сей князь, скорбя о лишении Киевского престола, (занятого тогда племянником его Изяславом), не только новопостроенные города своего восточного суздальского удела украшал именами далекой полуденной родины, но и самим рекам любил давать название южных.
Однако впоследствии Перемышль, как основанный в земле Вятичей, составлявшей коренной удел потомков мученика веры Михаила, князя черниговского, перешёл в их владение; по крайней мере известно, что в XIV столетии он уже имел своих удельных князей из рода Св. Михаила11.
С усилением Москвы и Перемышль подпал, наравне с другими городами, верховному её владычеству. Иоанн Данилович Калита, Великий князь Московский, отправляясь к Хану Узбеку «и не зная, что Всевышний готовит ему в Орде», душевной грамотой (1332 года) распределил принадлежащие ему города между своими детьми; в числе их видим и Перемышль, который был тогда назначен им сыну своему Андрею; стало быть он в то время уже принадлежал Московскому Княжению, хотя, вероятно, и продолжал иметь своих удельных князей. От князя Андрея он перешёл во владение сыну его Владимиру Андреевичу, доблестному сподвижнику Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского в день Мамаева побоища.
Но в конце XIV столетия Перемышль и Воротынск, вместе с другими украинными городами, вынуждены были один за другим покоряться Литовским князьям Ольгерду и преемнику его Витовту.
Последнему принадлежали нынешние уезды: Медынский, Мосальский, Мещовский, Жиздринский, Козельский, Перемышльский и Лихвинский. Города – Воротынск в 11-ти верстах от Калуги и Любутск в 16-ти, находились в его власти, а Боровск и Калуга были на границе с его владениями12.
По миру 1408 года река Угра была назначена границей Московских и Литовских владений; города Козельск, Перемышль и Любутск возвратились к Москве, а Воротынск и другие остались за Литвой. Приобретенные от Литвы города Перемышль, Любутск и Козельск, Великий князь Василий Дмитриевич отдал, как было и при отце его, в удел дяде своему Владимиру Андреевичу Храброму, князю Боровскому, отец которого князь Андрей, как мы видели, владел Перемышлем. Владимир Андреевич умер в 1410 году. В духовном завещании своем он отказал Перемышль своему сыну Андрею13.
Мирный договор 1408 года между Московским и Литовским княжениями сохранялся лишь до смерти Витовта, деда и опекуна Великого князя Московского Василия II Васильевича. Смерть Витовта, уничтожив связь притворного дружества между властителями двух половин Руси (восточной и западной), возобновила их споры о владениях, которые по обыкновению обнаружились разорением и завладением украинных городов. С начатием войны при Казимире, то есть с 1445 года и до самого конца этого столетия, все вышеупомянутые украинные города переходили из рук в руки, пока не утвердились окончательно за Московским Великим князем.
Между удельными князьями Русской Украины того времени особенно усилились Князья Воротынские, родоначальник которых Князь Одоевский и Воротынский Федор Юрьевич, будучи присяжником Литовского князя Казимира, получил в 1447 году от своего Государя, сверх своего удела г. Воротынска, «во Наместничество держати», завоеванный от Москвы г. Козельск и дана ему присяжная запись, «тот город держати на Господара своего на Короля к великому княжеству Литовскому; а не подати того первореченного города Козельска никому, только Господару своему Королю Польскому и Великому Князю Литовскому»14. Федор Юрьевич имел трёх сыновей: Михаила, Димитрия и Симеона.
Однако князья Воротынские, хотя и были присяжниками Великих князей Литовских, но, исповедуя Православную веру, навлекали через то на себя и своих поданных подозрения и гонения со стороны иноверных Литовских Великих Князей (католиков), тем чаще и сильнее, чем крепче стягивался Государственный союз Литвы с Польшею. Князья Воротынские, подобно прочим Православным Князьям Литовской украйны, говорю, не могли забыть, что за рубежом их, к тому же еще и спорных владений, находится не чужая им земля, а одна и та же Святая Русь. А потому мало помалу они добровольно начали переходить в подданство единоверных им Государей Московских, что нисколько не уменьшало чести этих Князей в глазах западной Руси, ибо коренной союз двух половин России, несмотря на насильственное соединение Литвы с Польшею, не разрывался. Литва все еще считала себя Русской Землей и была ею в действительности, ибо вся она говорила и писала по-русски, судилась по Русским законам. Вильна была столицей православия; в монастырях и церквах её славили Бога «едиными усты и сердцем» с Москвой, Новгородом и Киевом.
Первым из Воротынских князей перешёл на сторону Москвы со своим владением старший сын вышеупомянутого князя Федора Юрьевича, в 1484 году, Михаил Федорович. В 1493 году и меньшие братья его Димитрий и Симеон Федоровичи, с племянником своим Иваном Михайловичем Князем Перемышльским (сыном старшего брата, тогда уже умершего), сделались присяжниками Великого Князя Московского, вступив в его подданство со своими отчинами. А в следующем 1494 году в феврале месяце тогдашний Московский Великий Князь Иоанн III заключил с Великим Князем Литовским Александром мирный договор, по которому Литовские Князья отказались на вечные времена от притязания на 15 спорных городов (в том числе от Воротынска и Перемышля). В договорной грамоте (подтверждённой Сигизмундом в 1508 году) между прочим сказано: «А князья Новосильские и Одоевские, и Воротынские, и Перемышльские, и Белевские все твои Великого Князя Иванова, и твоих детей и с своими отчинами к вашему Великому Княжеству15.
Добровольное подданство этих удельных князей Великому Князю Московскому имело ближайшим следствием утверждение за ними их уделов (отчин), под условием верховной зависимости их от Великокняжеской власти. Даже в завещании Иоанна IV Васильевича, писанном около 1572 года, еще сказано было, что «Князь Михайло Воротынский ведает треть Воротынска, как было исстари, а сын Грозного в то у него не вступается».
Князья Димитрий и Симеон Воротынские умерли бездетными; наследником их остался племянник Иван Михайлович (он выехал с сыном и внуком) Перемышльской, который с тех пор снова принял родовой титул князя Воротынского, хотя и продолжал владеть своим наследственным уделом, г. Перемышлем. Служа верно Великому Князю, он отличался храбростью в войнах против Литвы и Татар. Так в 1500 году, когда «Ордынские Татары» вместе с Азовскими казаками внезапно явились под Козельском и взяли Козельское сельцо Олешно, Князь Иван Перемышльский, да Князья Одоевские, да дети Окольничего Петра Плещеева спешно собрали войско, настигнули отступавших козаков и отбили свой плен16. В сражении с Литовцами при реке Ведроше, Иван Михайлович Перемышльский начальствовал отрядом Татар и за оказанные в этом деле услуги получил почетное титло: Государева Слуги. В 1502 году он наименован воеводой Стародубским, а в 1521 году находился с Московскими полками в Тарусе, чтоб удержать приближавшихся Крымцев; но по оплошности главных вождей князя Бельского и князя Андрея Ивановича, младшего брата Государева, Хан Магмет-Гирей перешёл Оку близ Коломны, разбил наголову неустроенное Русское войско и едва не овладел Москвой. Бельский сумел сложить всю вину на брата Государева князя Андрея Ивановича и Воротынского; первый был пощажен и вся вина обрушилась на одного князя Ивана Михайловича; его обвинили в том, что будто бы он, оскорбясь надменностью Бельского, из личной неприязни не содействовал ему и допустил Хана одолеть Русское войско. Князя Ивана лишили отчин и почётных званий, содержали в заключении и освободили лишь тогда, когда он в феврале 1525 года дал, клятвенную грамоту, за ручательством Московского Духовенства, заслужить вину свою и не иметь никакого сношения с Литвой; хотя его простили, но он должен был оставаться безвыездно в Москве. В правление же Великой Княгини Елены Васильевны, когда Князь Бельский и Окольничий Ляцкий перешли к Польскому Королю Сигизмунду, и Князь Иван Михайлович был заподозрен в измене, схвачен в Коломне, окован цепями и, как единомышленник беглецов, без улик и суда, вместе с своими сыновьями, тогда еще юношами, был сослан на Белоозеро в Кириллов монастырь, где он пробыл довольное время и скончался. Заключенные с ним его сыновья: Владимир († 1555), знаменитый Михаил († 1584) и Александр († 1564) получили свободу уже по смерти отца своего, но в каком именно году неизвестно. Они верою и правдой служили Иоанну ІV и продолжали владеть своими отчинами, украшая их по тогдашнему обыкновению церквами и монастырями, ибо и сами были украшены христианскими добродетелями, не менее чем и военными доблестями, коими особенно прославился герой Казанского похода Князь Михаил.
Основание Троицкого Лютикова монастыря, приписываемое по преданию князьям Воротынским, из трёх братьев всего вероятнее отнести к Князю Владимиру Ивановичу, ибо известно, что именно он снабдил эту обитель селами и деревнями, брат же его Александр Иванович был, как известно, ктитором другого монастыря Перемышльской области Шаровкина Успенского, упраздненного (по случаю пожара) в 1176 году, ныне село Ильинское на правом берегу реки Жиздры, недалеко от впадения её в Оку на большой дороге из Литвина в Калугу.
* * *
Воротынск, заштатный город Калужской Губернии Перемышльского уезда, упоминается по летописям первый раз в 1115 году.
Истор. Рос. Иерархии том V стр. 33.
Нельзя пройти молчанием замечание, сделанное о сем Монастыре в Любопытном месяцеслове на 1794 год, что будто бы «Монастыри Боровской Пафнутьев и Перемышльский Лютиков основаны Преподобным Пафнутием в 1114 году (ст. 181); тот же автор (Г. Рубан) в другом месте более правильно замечает, что устное предание приписывает построение Лютикова монастыря Настоятелю Лютику, жившему при Князьях Воротынских до разорений Литовских». (стр. 152).
Легко усмотреть, что мнение Г. Рубана (ничем не подтверждённое) основано лишь на одном сходстве имен первых Настоятелей обоих обителей: Боровской и Перемышльской, живших на расстоянии целого столетия один от другого.
В памятной книжке Калужской Губернии на 1861 год, в статье: «Исторические сведения о монастырях Калужской Губернии» г. Ляметри, при описании Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря, после повторяемого бездоказательного мнения г. Рубана о основании обители в 1444 году, прибавлено: «но всего вероятнее была она основана Даниилом, Пафнутьевского монастыря иноком, который в 1508 году жил близ Перемышля в Данилове Троицком монастыре, упоминаемым под этим годом в летописях. Даниил преставился в 1510 году; а мощи его обретены нетленными 17 ноября 1652 года; но где они находятся неизвестно». (стр. 290). Преподобный Даниил точно жил в основанном им Троицком Даниловом монастыре, но только не близ Перемышля, а близ Переяславля. Показание о времени его кончины и открытия мощей верно; где же они ныне находятся, это осталось неизвестным Г. Ляметри, потому что он смешал Перемышль с Переяславлем; мощи Преподобного Даниила и доныне почивают открыто в соборном храме, основанного им Переяславского Троицкого Данилова монастыря.
Кн. III стр. 76 и примеч. 458 стр. 482.
См. родосл. Книгу Кн. Долгорукова ч. I, стр. 45, род Князей Одоевских.
Кар. V, 91.
Собр. Грам. и догор. Т. I 14.
См. Карамзина Т. VI пр. 396.
Р. Летопись по Ник. списку ч. VI, стр. 158.