Источник

К КАКИМ УЧИТЕЛЯМ НУЖНО ИМЕТЬ ПОСЛУШАНИЕ И ОТ КАКИХ УДАЛЯТЬСЯ РАДИ СПАСЕНИЯ ДУШИ

«Истинные христиане всех времен со всевозможным тщанием хранились от яда смертоносного ереси и прочих учений лжи. Они неотступно держались догматического и нравственного предания Церкви. Не только веровали православно в Святую Троицу, но и жизнь свою, и подвиги свои, и нравы направляли по преданию Церкви. Отличительной чертой всех святых отцов было неуклонное руководство нравственным преданием Церкви, и они заповедали такого только духовного наставника считать истинным, который следует во всем учению отцов Восточной Церкви и их писаниями свидетельствует и запечатлевает свое учение. Кто ж думает руководить ближних из начал премудрости земной, из начал падшего разума, как бы он ни был блестящ, тот сам находится в самообольщении и последователей своих приводит к самообольщению. Святые отцы постановили непременным правилом для желающего спастись – последование нравственному преданию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истинного учителя или руководство писаниями отеческими, соответствующими образу жизни каждого. По прошествии восьми столетий по Рождестве Христовом начинают церковные святые писатели жаловаться на оскудение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках обращаться к чтению отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра Православной Церкви. Чем далее времена отклонялись от явления на земле Божественного света, тем усиливался недостаток в истинных святых наставниках, усиливалось обилие в лжеучителях: они со времен открытия книгопечатания наводнили землю как потоп, как горькие апокалипсические воды, от которых умерло множество людей душевной смертию. «Мнози лжепророцы возстанут, – предвозвестил Господь, – и прельстят многая: и за умножение беззакония, изсякнет любы многих» (Мф. 24:11, 12). Сбылось это пророчество: исполнение его пред очами нашими. И есть еще другое предсказание Господа о характере времени, в которое будет Его Второе страшное пришествие на землю. Сын Человеческий, – сказал Господь, указуя на будущую судьбу веры, – егда приидет, обрящет ли веру на земли? (Лк. 18:8). Тогда будут господствовать на ней лжеименный разум, премудрость человеческая, враждебная вере и Богу». Святитель Игнатий (Брянчанинов) [6, письмо 53].

«Мало таких, а особенно в наше время, которые бы могли хорошо пасти, а особенно врачевать разумные души. Соблюдать пост и бдения, сохранять внешний вид благочестия иные еще могут, могут многие и словами с успехом поучать, но достигнуть того, чтобы смиренномудрием и всегдашним плачем отсечь свои страсти, и стяжать главнейшие добродетели, таких очень мало». Преподобный Симеон Новый Богослов.

«Лживые пророки познаются по плодам, по жительству своему, по делам, по последствиям, истекающим из их деятельности. Не увлекись красноречием и сладкоречием лицемеров, их тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и любви, не увлекись той сладкой улыбкой, которая играет на их устах и лице, той приветливостию и услужливостию, которая светит из взоров: не обольстись той молвой, которую они искусно распускают о себе между человеками, – теми одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их мир: всмотрись в плоды их». Преподобный Нил Сорский (Послание иноку).

«Духовная мудрость место и седалище свое имеет в сердце, а не на языке, внутрь, а не вне: в силе, а не в словеси.

Не всяк бо тот мудр, кто вне и пред людьми является таковым, но кто в самой вещи таков, и не всяк, кто красную речь говорить может, но кто и сердце такое имеет. Часто бо бывает житие несходно с красноречием: и часто под видом красноречия кроется злонравие, которое с духовной мудростью купно быть не может». Георгий Затворник (Письма... затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, – М., 1839, – С. 61).

«Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, – недостоин он быть руководителем ближнего! – Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, его сеть! Не будите раби человеком, – завещает апостол (1Кор. 7:23)». Святитель Игнатий (Брянчанинов) (Письма... к разным лицам. – Сергиев Посад, 1913. Письмо 90).

«Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать: согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей» (Добротолюбие. Ч. 1. Гл. 33).

«В наше время распространению учения святых отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием» (письмо 261).

«Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти». Святитель Игнатий (Брянчанинов) (письмо 298).

Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда»... Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их... Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал» (Иер. 23:16, 17, 21, 22, 31).

Кто из современных учителей опасен как еретик.

Рудольф Штейнер – немецкий мыслитель, «ясновидец», типичный представитель гностического неохристианства, всемирно известный теософ-окультист, завершивший свои теософские изыскания созданием новой «духовной науки» – пресловутой антропософии.

«Главные отличительные черты этой ереси следующие:

– ярко выраженная оккультная направленность;

– полное отсутствие покаянного духа;

– антропоцентризм, неизбежно ведущий к дьяволоцентризму.

Антропософия, будучи еретической пародией на христианскую антропологию, отрывает христианина от Церкви и лишает его благодати церковных таинств. Без исповеди и причастия Святых Христовых Тайн невозможно вести правильную, успешную борьбу со страстями. В результате отвержения этой святыни отвергается и делание Господних заповедей, т.е. жизнь по законам Богооткровенного Евангелия. Подвиг внутреннего крестоношения подменяется сомнительной интеллектуальной активностью. Ложное понимание новозаветного вероучения заводит в тупик рационалистической прелести. Антропософы принимают и любят Искупителя рассудочным воображением, в действительности же они отрекаются от Него всей своей жизнью. Как правило, у них «нет явного отречения от Бога, – но, несомненно, имеется отречение прикрытое, – так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного». Святитель Игнатий (Брянчанинов) [5, т. 3].

Тейяр де Шарден – католический священник, ученый-философ и религиозный мыслитель. Его основной труд «Феномен человека» – это многочисленные, но, увы, безуспешные попытки необлагодатствованной мысли во что бы то ни стало выбраться из нескончаемого лабиринта лжеименного разума.

Владимир Соловьев – всемирно известный религиозный философ, поэт, увлекавшийся католицизмом, западной мистикой, оккультизмом и временами черпавший свое «творческое вдохновение» в состояниях медиумического транса. Его учение о Софии и космическом всеединстве, как и многие другие взгляды, – не соответствует православно-церковному миросозерцанию. Так, например, цикл его статей «Смысл любви» представляет собой некий жуткий «оккультный проект воссоединения человека и Божества через разнополую любовь» (Георгий Флоровский. «Пути русского богословия»), (См.: Статья митрополита Антония «Из истории новгородской иконографии» //Богословские труды.– № 27. – С. 74; А.Ф. Лосев. Владимир Соловьев.– М., 1983, – С. 72).

Николай Бердяев – всемирно известный религиозный философ, внесший значительный вклад в разработку лжемессианского мировоззрения. Творческое наследие этого мыслителя, насквозь пропитанное тяжелым, еретическим духом, пользуется громадной популярностью. Особенно показательны в этом отношении эсхатологические воззрения Бердяева, целиком и полностью принимающего еретическую эсхатологию Оригена, который вместе со своим лжеучением об апокатастасисе (восстановлении, прощении) диавола, демонов и нераскаянных грешников был окончательно осужден и предан анафеме.

Отец Сергий Булгаков – в миру: один из крупнейших экономистов; в религиозной жизни: всемирно известный богослов, активно участвовавший в экуменическом движении. Учение о. Сергия Булгакова о Софии, Премудрости Божией, вызвало возражения со стороны митрополита, впоследствии патриарха, Сергия (Страгородского), Владимира Лосского, архиепископа Серафима (Соболева), протоирея Георгия Флоровского и дало основание Собору архиереев Русской Православной Зарубежной Церкви обвинить его (Булгакова) в софиологической ереси.

Отец Павел Флоренский – выдающийся ученый-энциклопедист, всемирно известный богослов, российский исповедник и новомученик. Некоторые труды о. Павла Флоренского перенасыщены усложненной терминологией и трудно-доступны для понимания. При создании отдельных работ (например, эссе «Макрокосмос и микрокосмос»), стремился «расширить» Православие в сторону гностицизма. Оно было, по-видимому, основным пафосом творчества священника Павла Флоренского, а его софиология – главным богословским орудием в решении этой задачи (см: Статья митрополита Антония в сб. «Богословские труды», № 27, – С. 76).

Даниил Андреев – сын известного русского писателя Леонида Андреева, православный христианин по вероисповеданию, поэт и мыслитель, написавший литературно-философско-религиозный трактат «Роза мира» (отрывки опубликованы в журнале «Новый мир», № 3, 1989). Автор этого нашумевшего произведения, получавший неоднократно «озарения свыше», подробно и стилистически безупречно описывает свои странствования по «иным мирам» с их, как выразился некий критик, «недогматической иерархией» добрых и злых сил и таким образом незаметно вводит читателя в сферу демонической духовности, в область падших и отверженных духов.

Отец Александр Мень – современный богослов и религиозный писатель-экуменист (за границей издано несколько книг под собственным именем и псевдонимами: Эммануил Светлов, Андрей Боголюбов). Читал публичные лекции по библейской истории и выступал по телевидению. Тайно и явно симпатизировал масонству. Отвергал обвинения в различных ересях, ссылаясь на полную свободу «богословских мнений», которая, мол, искони присуща «творческому духу» православного богословия.

Елена Блаватская – всемирно известная оккультистка, создавшая так называемую теософию и напрямую общавшаяся с падшими, отверженными духами. По свидетельству очевидцев, демоны везде и всегда сопровождали эту несчастную женщину, постоянно напоминая о себе чувственным, осязательным образом – даже в условиях домашнего быта.

Георгий Гюрджиев – один из крупнейших оккультистов XX века. В высшей степени «красноречив», общее название первой (3 книги – около 1300 страниц) из трех серий его сочинений: «Объективная и беспристрастная критика человеческой жизни, или Рассказы Веельзевула своему внуку». Как видим, князь тьмы назван здесь своим именем, так что даже непосвященному читателю совершенно ясно, кто есть кто.

Супруги Рерихи – всемирно известные оккультисты, создавшие чрезвычайно популярное ныне лжеучение «Агни-йога», которое – в мягкой форме, этически безупречно и изысканно интеллектуально – предлагает смертоносный демонизм.

Бхагван Шри Раджниш – современный индийский философ, мыслитель, религиозный писатель и всемирно известный гуру (т.е. «духовный» учитель), выражаясь же точнее, один из крупнейших магов. Соблазняет неопытных, доверчивых интеллигентов, особенно – молодежь, «оригинальным и необыкновенно интересным» толкованием евангельских притч; гарантированной помощью в глубинном изучении любой религии; обещанием быстрых «духовных» успехов, полного и окончательного «просветления» и т.д.

Карлос Кастанеда – современный американский антрополог, долго живший в Мексике в качестве ученика одного из индейских колдунов. В своих книгах описывает мрачный мир древнеязыческого индейского шаманства, разнообразные явления демонов и собственный опыт бесообщения.

Ричард Элперт – современный американский психоаналитик, получивший демоническое посвящение в Индии. В своих лекциях и книгах рекламирует различные виды медитации, оккультные методики и магические системы, цель которых – показать кратчайшим путь в астрал, иными словами, ввести свою жертву в царство сатанической тьмы.

Анатолий Кашпировский, Алан Чумак, Джуна Давиташвили и многие другие целители, которых, видимо, будет появляться все больше – экстрасенсы, гипнотизеры, психоэнергетики, т.е. – иными словами – ультрасовременные колдуны, даже малое доверие которым крайне душепагубно.


Источник: Таинство Исповеди : О грехах явных и тайных недугах души / Сост. архимандрит Лазарь. – Изд. 2-е. - Киев : Тип. Киево-Печерской Лавры, 2005. - 479 с.

Комментарии для сайта Cackle