ЧТО ТАКОЕ «АНАФЕМА». МОЖЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ РАЗРЕШИТЬ АНАФЕМУ, НАЛОЖЕННУЮ СОБОРНО?
"Анафема значит не проклятие (но только отлучение). Этот смысл проклятия придан анафеме уже только впоследствии, и придан по недоразумению, по раздражению человеческих сердец, по удалению некоторых от Духа Христова, по непониманию смысла и духа слов Христовых.
Не думайте, однако, что приговор анафемы будет для анафемы незначителен. Нет. Есть таинственная связь между благорасположением людей и милостью Божией к человеку. Непрощенный, неразрешенный на земле, он предстанет в горний мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. Аминь бо глаголю вам, – подтверждает сие соображение Сам Господь, – что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).
Утверждаем далее, что Господь Иисус Христос завещал анафему только для грехов ума, для грехов против истины, для грехов против Духа Святого, но не против грехов собственной воли, не против грехопадений, покрываемых покаянием, но только против грехов упорства и ожесточения...
Ни одна христианская душа не есть вместилище непогрешимой, всецерковной, вселенской истины. Всякая более или менее погрешает в своих убеждениях. Но если кто сеет ложь упорно, как сам диавол, отец лжи, сеет, как человекоубийца для человекоубийства, для убийства душ, если кто восстанет против утвержденной Христом, Его апостолами, всей Вселенской Церковью, всеми возвышеннейшими умами христианского человечества истины; если кто не приемлет Царство Божие, как кроткое и смиренное дитя, но гордо отвергает его, как ожестелый враг истины, – то такой творит грех против Духа Святого! И сей грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий. Такой грех вторично распинает Сына Божия, и для такого греха уже не обретается другой искупительной жертвы. Такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, как живое тело, защищая саму себя, испускает вопль боли своего материнского сердца: анафема!» Архиепископ Херсонский Никанор [1, 490].
«Вот как следует поступать с соблазнителями, по заповеди Самого Христа: если согрешит против тебя брат твой, станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающим словом, погибельным примером – ты поступи так: если брат твой, твой единоверный, согрешит против вашего единоверия мыслию, словом или делом, обойдись с ним осторожно, благоразумно и терпеливо, обличи его наедине между тобой и им одним; если он послушает тебя, то ты приобрел брата твоего, сберег твоего единоверца для тебя, твоей Церкви и для Бога; если же тебя одного не послушает, то, чтобы не потерять его, своего брата, возьми с собой еще одного или двух свидетелей – единоверцев; и обличи его перед этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, дабы подтвердилось слово устами двух или трех свидетелей; если же не послушает и их и будет упорствовать в своем неверии или еретическом мнении, – поведай Церкви, ее предстоятелям; если же брат твой, твой единоверный, не послушает и Церкви, – то пусть он будет для тебя, как язычник и мытарь, пусть он будет чужой для тебя, перестанет считаться твоим братом, твоим единоверующим, членом одной для вас истинной Церкви Божией (Мф. 18:15–17).
Вот заповедь Самого Христа об анафеме. Вот ее значение и назначение! Вот ее происхождение от Самого Христа» [1, 489].
Кому возглашается анафема?
«Отрицающим бытие Божие и Промысл Божий; называющим Бога не Духом, а веществом; не принимающим равночествования лиц Пресвятой Троицы; отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям приснодевства Божией Матери; не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, Страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же муки грешникам; не принимающим спасительных таинств Церкви; не признающим Вселенских Соборов и вселенских преданий». – Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства. (См. «Последование в Неделю Православия».)
«Вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа Слово Жизни, да соблюдается твердо, и да пребывает непоколебимой до конца века, вкупе с Богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафемствуем всех, которых они отметали и анафемствовали, яко врагов Истины. Если же кто-либо не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия и не так мыслит и проповедует: тот да будет анафема!» (VI Вселенский Собор, пр. 1).
Может ли быть разрешена клятва или анафема, наложенная соборно?
«Клятва или анафема на противящихся Соборной Церкви, т. е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена восточными патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердой, непоколебимой и неразрешимой до скончания века. Вы еще спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет? – Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого злочестивого Собора во веки не будет. Вы еще спрашиваете – могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и воли восточных патриархов, разрешить подобную клятву? Отвечаю: это невозможно; несть бо нестроения Бог, но мира (1Кор. 14:33). Знайте твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же благодать Святого Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и непорочность православной веры, а также и все апостольские предания и правила святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, и богоносных отцов, какие содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
От того же Святого Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святой Дух через святых апостолов во Святой Церкви. Разорять же апостольские предания и церковные правила – такой власти архиереи от Святого Духа не получили, поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников Соборной Церкви, как правильно и согласно святым Собором наложенную, ни архиереям, ни восточным патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы противно Богу и Святой Церкви. Вы еще спрашиваете: если эту анафему никто из архиереев не может разрешить без восточных патриархов, то не разрешена ли она восточными? – Отвечаю: не только никакому архиерею без восточных патриархов, но и самим восточным патриархам невозможно разрешить эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема вечно неразрешима...» Преподобный Паисий Величковский [11, 223–224].