Источник

«Поучения» Космы Этолийского как исторический документ

1.Как проходили проповеди

Согласно венецианским архивам «Косма Этолий­ский, несомненно, был очень талантлив и обладал вы­сочайшим уровнем образования», а «его речь была чрезвычайно искусной и красивой»55. Его образован­ность, природное красноречие, выдающаяся память, сочетавшиеся с безграничной любовью к порабощён­ным соотечественникам, делали Святого пламенным проповедником, речь которого вызывала у слуша­телей потрясение до преображения их собственной жизни.

Часто послушать Святого собиралось столько на­рода, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Поэтому он обычно заранее объявлял, где хо­тел остановиться для проповеди. Как правило, поуче­ние56 начиналось вечером (когда крестьяне возвраща­лись с хозяйственных работ) и продолжалось до глу­бокой ночи. На месте проповеди ставили большой де­ревянный крест, у его подножия – кафедру, на кото­рую всходил святой Косма. Уходя, он брал её с со­бой, а крест оставлял на месте в напоминание о своём пребывании.

Первая проповедь на новом месте всегда проис­ходила вечером, ведь с места на место он переходил днём, в светлое время суток. Кроме того, если бы он приходил на новое место поздно вечером или ночью, он не смог бы утром произнести своё слово, так как непредупреждённые селяне утром ушли бы работать в поле57.

Итак, темой первого, вечернего поучения было соз­дание Ангелов и вещественного мира, грехопадение Адама и Евы и их изгнание из Рая. Утром следующе­го дня произносилось второе слово. В нём шёл рассказ о Рождестве и жизни Пресвятой Богородицы, Рож­дестве Спасителя и его жизни до Великого Четвер­га, предательстве и самоубийстве Иуды. Вечером того же дня Святой обращался к слушателям со словами третьего Поучения. Теперь речь шла о Воскресении Господнем, апостольском служении, распростране­нии христианской веры. Поучение завершалось рас­сказом о Втором Пришествии Господа.

Таким образом, вместе три поучения Святого содержали целостный рассказ об истории, согласно христиан­скому вероучению, – с момента сотворения веществен­ного и духовного мира и вплоть до «скончания века».

В то же время упомянутые хронологические и те­матические рамки не были для Космы Этолийского догмой. Напротив, «его слово было живым и динамич­ным – он говорил ярко и обладал… выдающимся да­ром ораторства»58. В поучениях мы встречаем множество притч, спонтанных диалогов и дополнений – про­поведи Святого менялись в зависимости от времени, места или аудитории, перед которой он выступал59.

Кроме того, на выбор тем и объём каждого поуче­ния могли влиять и объективные, не зависевшие от Святого внешние обстоятельства. Погодные условия, преследования со стороны торговцев и знати, необходимость посетить с проповедью возможно боль­шее число мест иногда вынуждали его сократить своё пребывание в конкретной местности и ограничить­ся двумя или даже одним поучением. В таких слу­чаях Святой старался, пусть и в более краткой фор­ме, охватить все темы, которых он обычно касался в беседах-проповедях. Часто одно поучение содержа­ло в себе тематику двух или даже трёх в более сжа­той форме. Этим и объясняется сходство между некоторыми разными по тематике и объёму поучениями.

В свою очередь, когда выдавалась такая возмож­ность, Святой останавливался на некоторых темах подробнее и выступал перед слушателями не с тремя, а с большим числом проповедей. В этих случаях он приводил большее число примеров, притч и исто­рий, почерпнутых из своего богатого жизненного опы­та, больше общался и беседовал со слушателями. Ис­пользовал повторы, возвращаясь к уже сказанному, для закрепления у аудитории ключевых моментов своей проповеди.

Главной целью Святого было научить, просветить, наставить. Поэтому текст «Поучений» не отличается особым тематическим разнообразием, «ведь его ауди­тория всё время менялась, и главной задачей было донести до слушателей самое главное в православ­ном вероучении»60. Также он подробнейшим образом касается тем, которые, может быть, не так актуаль­ны сегодня, но во времена Святого имели первосте­пенное значение: какую одежду носить, как хоро­нить покойников, как творить крестное знамение, как исповедаться.

Косма был удивительно свободен в выборе языко­вых средств. Язык его поучений менялся в зависимо­сти от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Пар­ги или к малограмотному населению Северного Эпи­ра61. Святой не был догматиком – он не стеснялся ис­пользовать иностранные слова62, просторечные выражения63 и даже слова из специальной профессиональ­ной терминологии крестьян64.

Для Космы Этолийского был в равной степени це­нен каждый его читатель и слушатель. Он стремился найти к каждому индивидуальный подход, сделать всё возможное, чтобы его учение было востребованно и до­ступно людям разных социальных слоёв и убеждений.

Косма обращался к своим слушателям не только посредством своей устной проповеди, он старался по мере своих возможностей пообщаться с каждым лич­но: утешить, наставить, исповедовать… Кроме того, его проповедь была включена в богослужебный цикл: слушатели не только внимали «Поучениям» пропо­ведника, но и молились в сопутствующих им служ­бах, исповедались, причащались. Многие из них уча­ствовали в этих Таинствах впервые за многие годы, ведь в некоторых селениях, куда приходил Святой, не было ни церквей, ни школ, ни священников, ни преподавателей. «Поучения» Космы Этолийского стано­вились первым шагом и толчком к изменению ситуа­ции – строились школы и храмы, люди жаждали зна­ний и становились причастными к Таинствам Церкви, став на путь духовного возрождения.

2. Структура и состав проповедей

На сегодняшний день найдено двадцать шесть текс­тов поучений Космы Этолийского. Они записаны в раз­ное время, имеют различную степень достоверности.

Пристальное их изучение показывает, что многие из сохранившихся до нас текстов проповедей Космы Этолийского очень близки между собой, подчас даже полностью идентичны. Дело в том, что Святой произ­нёс тысячи проповедей в разных населённых пунктах и областях Османской империи. В каждом своём уст­ном выступлении он старался охватить ряд основных тем и, по возможности, коснуться того, что будет инте­ресно именно той пастве, перед которой он выступал. Соответственно, было в его проповедях что-то общее, было и что-то индивидуальное, обусловленное потреб­ностями конкретных слушателей. Это хорошо видно на примере публикуемых в нашем издании Первого сло­ва (1) (стр. 64–98) и Первого слова (2) (стр. 199–235). На первый взгляд они практически идентичны, но более пристальное рассмотрение показывает, что они содер­жат между собой существенные различия65.

В первом варианте Первого поучения слушателя­ми Святого были люди, до которых необходимо было донести азы христианского вероучения. Во втором же варианте Первого поучения Косма Этолийский (вероятно, убедившись в определенном уровне знаний своих слушателей) затрагивает уже более сложные темы. В частности, он подробно рассказывает аудитории о ­Таинстве Покаяния. Различия между двумя вариантами одного типа поучения видны даже в их языке: в первом варианте Святой говорит об «ослах, свиньях, собаках»66, во втором – в аналогичном месте уже использует менее обидные слова «неразумные животные»67.

У Святого были разные поучения, произнесённые в разных населённых пунктах, перед разной аудито­рией и в различных обстоятельствах. И их было, ве­роятно, не двадцать шесть, а несколько сотен, если не тысяч. Можно смело утверждать, что святой Кос­ма никогда не повторялся, для каждой аудитории у него было своё уникальное поучение. В нашем из­дании публикуются восемь наиболее характерных типов поучений святого Космы Этолийского, собран­ных в рамках одного издания крупнейшим исследо­вателем творческого наследия Святого Иоаннисом Менуносом.

3. История записи и распространения «Поучений»

У нас нет ни одного свидетельства, что проповед­ник сам записывал свои поучения. Как справедли­во отмечает Мария Мамасула: «если бы существова­ло поучение, записанное самим Святым, оно было бы найдено или о нём сохранилось бы свидетельство»68. Большинство исследователей также придерживают­ся этой точки зрения69. Исключение составляет, пожалуй, только С.Папакирьяку, предположивший, что Косма записывал свои проповеди, прежде чем их произнести. Эту точку зрения легко опровергнуть: ма­ловероятно, чтобы такой пламенный оратор, как Кос­ма Этолийский, говорил, держа в руках подготовлен­ный конспект своей речи. Напротив, обладая хорошей памятью и глубокими знаниями, он легко находил для каждой аудитории свои уникальные примеры и сло­ва. Наличие рукописных текстов было нежелательно и в связи с тем, что содержавшиеся в них жёсткие вы­ражения против иудеев, турок и папы Римского могли быть использованы врагами для его дискредитации и преследования.

До недавнего времени многие учёные полагали, что нет оснований говорить о прижизненной запи­си и распространении поучений, одобренных самим Космой Этолийским70. Тем не менее ряд свиде­тельств, собранных нами, позволяют предположить, что прижизненные записи существовали. Итак, об­ратимся к источникам: «во время оно сказал свя­той Косма это поучение в Каламбаке в год 1774-й, и записал его господин Папастамос… как напомина­ние для потомков»71; «данное поучение было записа­но неким христианином, специально находившим­ся там во время проповеди в окрестностях города Янина»72.

Действительно, многие из следовавших за подвиж­ником записывали поучения, чтобы всегда иметь их с собой или распространить их среди односельчан, друзей, родственников, которые сами не смогли при­сутствовать на проповеди Святого.

В свою очередь сам Косма Этолийский неоднократ­но побуждал своих слушателей собираться вместе и обсуждать слова его проповеди: «Но что же тогда яв­ляется моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и беседовали об этих священ­ных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, чтобы они вели вас в жизнь вечную»73. Логично было бы предположить, что этому призыву Святого вняли и некоторые грамотные слу­­шатели его проповедей, записавших его слова и распространивших их из рук в руки.

Итак, как же происходила запись поучений? Утверждение некоторых исследователей о синхрон­ной с проповедью записи поучений следует признать маловероятным. Ещё менее правдоподобным пред­ставляется утверждение С.Саккоса74 о том, что его поучения записывались стенографистами. Наибо­лее вероятны два варианта: постепенная запись поучений учениками Космы, многократно слышавшими его поучения, или запись под диктовку. И.Мену­нос делает предположение о некоем «смешанном типе диктовки и проповеди»75. В соответствии с православ­ной традицией очевидно, что все варианты были воз­можны только с благословения Космы Этолийского, одобрившего письменное распространение своих про­поведей. Как известно, на Афоне существовала тра­диция размножения рукописей посредством диктов­ки, и проповедник мог просто ею воспользоваться.

Кроме того, в пользу записи «Поучений» ученика­ми Святого свидетельствует и наличие живых спон­танных диалогов в тексте, имена слушателей, также упоминаемые в нём, и резкая смена тем, предпри­нимаемая Святым, в зависимости от задаваемых ему вопросов и других обстоятельств. Последнее в особен­ности свидетельствует о пластичности речи Святого, гибко меняющего тему и отвечающего на любые воп­росы и сомнения своих слушателей.

Пролить свет на проблему распространения ру­кописей помогли материалы венецианских архи­вов, введённые в научный оборот А.Ксанфопулу-Кирьяку. Эти данные подтвердили более ранние сви­детельства о прижизненном распространении руко­писей с проповедями Космы Этолийского, которые даже зачитывались на службах в храмах76. Также важно, что венецианские власти нисколько не сомне­вались в соответствии текстов рукописей и пропове­дей Космы, но в то же время указывали на то, что он не сам их написал77.

Частые повторы, стандартные фразы, примеры из Писания и жизни, а также частое присутствие на проповедях преподобного, всё это давало возможность преданным ученикам Святого, не испытывая особых трудностей, записывать «Поучения» по памяти сразу после того, как они были произнесены.

Как бы то ни было, устные проповеди Космы ещё при жизни проповедника стали рассматриваться как самостоятельный, значимый письменный текст и получили по всей Греции широчайшее распространение. Наиболее древние рукописи были записаны ещё при его жизни. Ряд «Поучений» хранится в архивах афонских монастырей и датируется 1795–1805 гг.

4. Подлинность

Поучения Космы Этолийского в том виде, в котором они дошли до нас, не совсем соответствуют тем, которые произнёс святой Косма перед своими слу­шателями. Однако рукописные варианты исходного (устного) текста поучений сохранили большую часть достоинств оригинала: содержание, язык, дух, нако­нец мировоззрение святого Космы. Но в то же время, к сожалению, несомненно утратили непосредствен­ность, поэзию и красоту его стремительной и яркой речи. Уже к концу XVIII в. поучения святого Космы во многих областях стали любимым народным чтением. Не подлежит сомнению, что они часто переписыва­лись и распространялись достаточно большими руко­писными тиражами. Так что дошедшие до нас «Поу­чения» представляют собой текст с некоторыми язы­ковыми, синтаксическими, стилистическими и даже содержательными искажениями исходного текста устных поучений. Первые тексты поучений были записаны ученика­ми и последователями Святого. Среди них были учи­теля, монахи и иереи. Все они, пройдя не одну сот­ню километров за учителем, получив необходимые знания и опыт, «отправлялись в деревни материко­вой части Греции и Пелопонесса, где проповедовали собственными словами или зачитывали проповеди, произнесённые их учителем»78.

Записывали слова Святого, с одной стороны, люди необразованные или полуграмотные, внося в текст свои орфографические и смысловые ошибки, с дру­гой – учёные, старавшиеся «подправить» то, что, по их мнению, было недостаточно литературно и логично.

5. История публикации

Поначалу поучения святого Космы существовали только в форме рукописей. Их систематическая пуб­ликация началась во второй половине XIXв. Впер­вые одно из поучений было опубликовано в 1863 году на острове Керкира (Корфу) под заголовком «Поуче­ние святого и славного равноапостольного Космы Но­вого» (это была публикация проповеди Святого, произнесённой в 1779г. в одном из храмов города Янина). Впоследствии это и другие поучения неоднократно переиздавались.

Долгое время исследователи обходили стороной решение проблемы подлинности поучений. Публи­куя тексты рукописей, учёные не проводили их всестороннего источниковедческого анализа, не иссле­довали их происхождения, а всего лишь перепеча­тывали тексты поучений из старых публикаций и рукописей.

Среди этих изданий наибольшей популярностью пользовался труд епископа Августина Кандиотиса «Косма Этолийский» (первое издание осуществлено в 1950 году). Эта книга выдержала более десяти переизданий и помимо поучений также содержит письма и пророчества Космы Этолийского. По признанию самого автора, «поучения Святого публикуются без из­менений по предыдущим изданиям»79. Действительно, все собранные Кандиотисом тексты издавались ранее. Заслуга составителя в том, что он собрал эти материа­лы вместе, и таким образом они составили наиболее полное на тот момент издание.

Подлинный прорыв в сфере исследования и пуб­ликации поучений Космы Этолийского совершил из­вестный греческий филолог и историк И.Менунос. Он не только смог собрать все рукописи вместе, но и провёл их сравнительный анализ. В результате он опубликовал восемь поучений Святого, притчи (неболь­шие тексты дидактического характера), а также дру­гие сохранившиеся отрывки, тематически и по содер­жанию относящиеся к проповедям. Автор справед­ливо отказался от реконструкции единого исходного текста80, полагая, что, хотя все поучения и содержат некую общую основу или план, тем не менее мы име­ем дело не с одним исходным поучением, а с несколь­кими проповедями, произнесёнными в разных местах.

6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей

Влияние поучений святого Космы на современни­ков было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты народом, но и получили практическое воплощение в жизни. Косма общался с людьми, про­поведовал и учил собственным примером. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его личности и оказы­ваемого влияния, мы обратимся к воспоминаниям лю­дей, следовавших за ним повсюду.

Куда бы ни приходил Косма Этолийский, «происхо­дило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, раз­бойников делал кроткими, жестоких и немилосерд­ых – милосердными, неблагочестивых – благочести­выми, неграмотных и диких научил священной гра­моте и приучил к божественной службе … грешников привёл к покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни воссиял новый апостол»81, – пи­сал ученик и один из первых биографов святого Кос­мы Сапфирос Христодулидис. Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по мас­штабам влиянии и распространении проповедей Кос­мы Этолийского не только в Греции, но и на всех Бал­канах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Дзонца (Zonza), пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. Венецианский военный и его свита, пере­одетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его по­следователей. По свидетельству Дзонца, святого Кос­му сопровождало около пятнадцати тысяч человек82. «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто нахо­дились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно»83, – замечает венециан­ский информатор.

1. Рукописи с текстами проповедей святого Космы были хорошо известны ещё при жизни проповед­ника, а после его мученической кончины их распро­странение приобрело невиданные масштабы. «Мно­гие знают пророчества, чудеса и поучения свято­го Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Они узнали об этом от своих роди­телей. У них они научились благоговейно относить­ся к Святому. Когда они произносили его имя, мно­гие крестились и даже плакали»84. Проповеди и пись­ма Космы были настолько популярны в народе, что их читали после служб в храмах: «Прошу вас, бра­тья мои христиане, ещё ненадолго остаться в храме и послушать некоторые слова святого Космы, пропо­веданные им в прошлые времена, но и сегодня важ­ные для нас»85.

2. Своими проповедями святому Косме удалось остановить бурную массовую исламизацию86. Под­тверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современ­ников: «Боговдохновенные слова Святого отца нашей церкви… остановили стремление к принятию ислама многих жителей»87. «Если бы сей добродетельный свя­щенноучитель, исповедник и мученик Христов Кос­ма не появился тогда в тех местах, не оставалось бы сейчас там ни одного православного христианина»88, – пиcал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос. 3. Поучения Космы Этолийского вернули множе­ство людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых жертвователей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей89. Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие и крестились.

4. Стараниями Святого по всей Греции было от­крыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня, обеспечивших всенародное духов­ное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учеб­ной литературой90.

5. Святой Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего обра­зования91. Несомненно, это был передовой и беспреце­дентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные, учились безвозмездно»92, но и сде­лал всё возможное, чтобы такая практика стала по­всеместной.

6. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал совре­менников отказываться от роскошных нарядов и золо­тых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не огра­ничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, другую часть Косма Этолийский вклады­вал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем93. Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венециан­ских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трёх­дневном сборе средств, организованном по инициати­ве проповедника, свидетельствует, что им была собра­на колоссальная сумма94. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функциониро­вание школ вплоть до конца XIX века95.

7. Одного слова святого Космы было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «Раньше торговые дни были в пятницу, субботу и воскресение, святой Кос­ма отменил воскресный торг, чтобы христиане не име­ли работ в этот день»96. В результате люди вновь получили возможность в воскресные дни ходить в храм, изучать Святое Евангелие, творения Святых отцов и светские науки.

8. Святой Косма заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гар­монично устроить жизнь на земле. Показательно, что его учение сыграло весьма важную роль даже в воз­рождении сельского хозяйства и воссоздании грече­ской экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, пер­вым рассказал о необходимости их прививать, что не замедлило сказаться на росте урожаев97. Тысячи деревьев были посажены самим Космой Этолийским, так что и сегодня во многих греческих селениях люди показывают деревья, посаженные рука­ми Святого. Многие исследователи полагают, что рас­пространённый в Греции обычай сажать во дворах до­мов тутовые деревья также прижился благодаря свя­тому Косме Этолийскому.

9. Святой обратил ко Христу и заставил оставить разбой множество преступников, промышлявших в разных областях страны. Он безбоязненно встречал­ся с самыми жестокими главарями шаек и разбойни­чьих банд и убеждал их не притеснять соотечествен­ников, а направить все силы на грядущее освобожде­ние народа от иноземного ига98. Удивительная перемена произошла с леген­дарным разбойником Тоцкасом, которого Святой встретил в селении Загори. Поражённый пропове­дью Космы, разбойник не только оставил своё кро­вавое ремесло, но и на собственные средства купил сорок больших медных купелей для жителей отда­лённых селений. Также на его деньги была построе­на церковь Святой Параскевы в селении Аплохории, мельница, благодаря которой содержался храм и школа в деревне Дервизана. Кроме того, Косма Этолийский смог убедить Тоцкаса посвятить себя делу освобождения от иноземного ига, «его отноше­ния с «апостолом нации»99 всегда сохранялись весь­ма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпи­ре. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратни­кам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сра­жениях против турок он призывал на помощь свя­того Косму»100.

10. По всей Греции Святым были установлены сот­ни деревянных крестов, открыты часовни и храмы. Богослужение было единственной легальной фор­мой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни Церкви рассматривалось Святым как реаль­ный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних се­лений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник)101. Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних насе­лённых пунктов, способствовать их постоянному об­щению было вызвано и организованное Космой Это­лийским строительство на перекрёстках дорог, меж­ду соседними селениями, проскинитарий102 (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также сте­кались люди со всей округи.

11. Большое внимание святой Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Свя­той раздал слушательницам более четырёхсот тысяч косынок и платков103). Благодаря его деятельности, сегодня белый платок – устоявшийся элемент народной одежды Эпира104. 12. Особое внимание святой Косма уделил сохра­нению греками своего родного языка. Дело в том, что в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь ис­править вопиющую ситуацию, Святой неоднократно посещал проблемный регион со своей проповедью. Ре­зультат превосходит все ожидания: жители сотен ал­баноязычных и двуязычных деревень вновь загово­рили на греческом языке и, как следствие, вернулись под омофор православной Церкви105. 13. Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёхсот тысяч чёток106. Именно благодаря стараниям равноапостоль­ного Космы, многие миряне творят умную молит­ву в Греции и по сей день. На это указывает и старец Паисий (Эзнепидис): «Иисусовой молитве греки нау­чились у праведного Космы»107. 14. Учение святого Космы востребовано и в совре­менном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически пере­издаются. «Слова» Космы Этолийского – настольная книга в каждой православной греческой семье. Кро­ме того, поучения переведены на несколько европей­ских языков (особый успех имел перевод на англий­ский язык, выполненный К.Каварносом).

* * *

55

Μερτζίου Κ. Το εν Βενετία κρατικόν αρχείον.1940. Σ. 6–9.

56

Сам святой Косма называл свои поучения «Словами».

57

Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 323.

58

Там же. Σ. 323–324.

59

В некоторых областях Святой призывал слушателей не го­ворить по-албански, в других – жертвовать храмам купели, в третьих – прививать плодовые деревья. Его «Поучения» были построены таким образом, чтобы быть полезными каж­дому конкретному слушателю проповеди.

60

Там же. Σ. 244.

61

Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. A­γιον Ορος, 2004. Σ. 270–271.

62

В основном Косма использует слова турецкого и итальян­ского происхождения. Что касается турецких слов, то помимо официальных терминов (ага, визирь, бей, коджабаш, харадж, фирман) он активно использует и лексику, получившую большое употребление среди народа (χασάπης (huzur) – мясник; ρακί (raci) – алкогольный напиток; τορβάς (torba) – мешок; κούρμπανο (Kurban) – праздник). Итальянские слова проповедник использует реже, преимущественно ког­да обращается к слушателям, проживающим в венециан­ских владениях (φαμέλια (familia) – семья; ρέμπελος (rebelo) – непокорный, неприкаяный, непринадлежащий к регуляр­ной армии; κουράρω (cura) – лечить, госпитализировать).

63

Показательно, что Косма, как правило, предпочитает современные и более употребимые выражения – стилистиче­ски возвышенным: «κρασί» а не «οίνος», »ψωμί» а не «άρτος», »γουρούνι» а не "χοίρος».

64

Σπαρτά – поля, засеянные пшеницей; γεωργημένον φυτόν – культурное растение; τσακουμάκι – приспособление для добычи огня; χαντζάρι – специальный нож для резки мяса.

65

Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002.

66

Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 37.

67

Там же. Σ. 66.

68

Μαμασούλα Μ. Πατροκοσμάς. Ιερουργός του λόγου και της πράξης. Αγρίνιο, 2001. Σ. 75.

69

Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι 1940. Σ. 31.; Καλινδέρης Μ. Απόσπασμα διδαχής Κοσμά του Αιτωλόυ. Θεσσαλονίκη, 1965. Σ. 5.

70

Βακαλόπουλος Α. Ιστορια του νεου Ελληνίσμου. Θεσσαλονίκη, 1973. Τ. Δ΄. Σ. 367.

71

Пαπακυριακού Σ. Κοσμά του Αιτωλόυ, ιερομάρτυρος και ισαποστόλου, διδαχαί επιστολαί και μαρτύριον. Αθήναι, 1953. Σ. 150.

72

Διδαχή Κοσμά του Νέου, δαπάνη Δαμιανού.1864. Σ. 329–330.

73

Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 49.

74

Σάκκος Σ. Ο απόστολος του σκλαβωμένου γένους. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ.55.

75

Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 293.

76

Ξανθοπούλου Κυριάκου Α. Ο Κοσμάς Αιτωλός και οι Βενετοί (1777– 1779). Τα τελευταία χρόνια της δράσης του και το πρόβλημα των διδαχών. Θεσσαλονίκη, 1984. Σ. 59.

77

Там же. Σ. 96, 98.

78

Σαθάς Κ. Νεοελληνική Φιλολογία. Αθήνα, 1868. Σ. 489.

79

Καντιώτου Α. Κοσμάς ο Αιτωλός (Συναξάριον Δηδαχαί Προφιτειαί – Ακολουθία). Αθήνα, 1988. Σ. 99.

80

Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 226.

81

Σ. Χριστοδουλίδης. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ.13, 19.

82

Ξανθοπούλου Κυριάκου Α. Ο Κοσμάς Αιτωλός και οι Βενετοί (1777– 1779). Τα τελευταία χρόνια της δράσης του και το πρόβλημα των διδαχών. Θεσσαλονίκη, 1984. Σ. 32.

83

Там же. Σ. 33, 81.

84

Παράδοση και λατρεία σε ενα ελληνικό χωριό. Στην Αυρα Καλαμπάκας. Θεσσαλονίκη, 2003. Σ. 46.

85

Κώνστας Κ. Αγιοκοσμίτικο Δίπτυχο. Η. Ε. Ἐτος ΚΓ΄. Τέυχος 269–270. Ιωάννινα, 1974. Σ. 482.

86

Βασιλόπουλος Χ. Ο αγιός Κοσμάς ο Αιτωλός και το έργο του. Αθήνα, 1955. Σ. 33–34.

87

Μπαρτά Τ. Περί εποίκων Ρωμαίων εν Ελλάδι. Εν Βουκορεστιο, 1878. Σ. 8–10.

88

Житие и пророчества Космы Этолийского. М., «Святая Гора», 2007. С. 27.

89

Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18–19.

90

Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. A­γιον Ορος, 2004. Σ. 208.; Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 237–238.

91

Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 133.

92

Там же. Σ. 173.

93

Ζώτος Μολοττός. Λεξικό των Αγίων Πάντων. Αθήναι, 1907. Σ. 620.

94

За три дня в Фламбуро им было собрано более 10 тысяч гро­шей, а в Парге около 16 тысяч (для сравнения: средняя зар­плата учителя составляла 8 грошей). (Μερτζίου Κ. Το εν Βενετία κρατικόν αρχείον. 1940. Σ. 8.)

95

Μυστακίδης Ν. Περί του Αγίου Κοσμά του Αιτωλού// Νεολόγος Κων πολις 27 » 9 – 910 1895. A ριθ. 7897 – 98. Σ. 3.

96

Βέης. Ν. Το Χρονικό του Βερατίου. Φιλολογική Πρωτοχρονια. 1955. Σ. 133.

97

Косма, обладавший фундаментальными познаниями во мно­гих научных областях, был знаком и с последними новация­ми в области сельского хозяйства.

98

Λαμπρίδου Ι. Ηπειρωτικά μελετήματα. Τεύχος Γ’. 1888. Σ. 69.; Καταφυγιώτης Λ. Εθνομάρτυρες κληρικοί καί ο πάτερ Κοσμάς. Καρδίτσα, 1940. Σ. 108.

99

Так в Греции традиционно называют Косму Этолийского.

100

Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι 1940. Σ. 59.

101

Такая практика существует и по сей день.

102

Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι, 1940. Σ. 62–63.

103

Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18–19.

104

Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. A­γιον Όρος, 2004. Σ. 54.

105

Подробнее см.: Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Ιερά μονή Κουτλουμουσίου. A­γιον Όρος, 2004.

106

Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18–19.

107

Γέροντας Παίσιος ο Αγιορείτης. Μαρτυρίες προσκυνήτων. Θεσσαλονίκη, 2003.


Источник: Слова / равноапостольный Косма Этолийский ; [пер. на рус. яз. выполнен о. Александром (Носевичем)]. - Москва : Святая Гора, 2009. - 271 с.

Комментарии для сайта Cackle