О том, как Бог прославляет праведных на земле и о чести, воздаваемой им церковью
В то время как Всевышний Судия удостаивает праведников получить по смерти «начаток славы» на Небесах – в торжествующей Церкви – Он воздает им славу и в Церкви воинствующей на земле.
Эта слава проявляется в том, что земная Церковь чтит праведников как святых и как друзей Божиих. Она призывает их в своих молитвах как предстателей перед Богом и также почитает их мощи, принадлежавшие им вещи и их иконы.
Христианская Церковь чтит святых не как богов, но как верных рабов, как святых и друзей Божиих. Она восхваляет подвиги и дела, совершенные святыми действием благодати Божией во славу Божию. И таким образом вся честь, воздаваемая Церковью святым, относится ко Всевышнему Великому Богу, призирающему на жизнь святых на земле. Церковь чтит святых ежегодными праздниками в их память и другими праздниками и торжествами, а также строит храмы в их честь. Так следует понимать почитание святых (см. Исповедание Православной веры, отв. 52 и Послание Восточных Патриархов, отв. 3).
Святые Божии, прославленные на земле Богом – ибо «святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них», – почитались Святой Церковью Божией с самого момента ее основания Христом Спасителем. Каждая из общин, основанных по всем концам вселенной, считала долгом, честью и славой для себя совершать праздники в честь святых, пострадавших за Христа и сподобившихся мученических венцов, чтобы сохранить бессмертными их деяния по прошествии времени. День мученического праздника назывался «днем рождения (dies natalis) мучеников», ибо в этот день они вошли увенчанными в вечную жизнь на Небесах, чтобы всегда жить в Царствии Божием. С этого дня они и включались в лик святых, угодивших Богу и призванных в вечную жизнь.
Честные мощи святых мучеников были для христианских общин ценнее самых многоценных камней; их помещали во святых храмах и хранили, как уникальные сокровища.
В тот день, когда совершалась память их подвига, верные совершали праздничное торжество, чтобы почтить Господня страстотерпца и мученика. На этом празднике читались страдания мучеников, а проповедники христианских общин произносили похвальные и торжественные слова.
Часто на гробах мучеников строились храмы, называвшиеся «мученическими» (μαρτύρια); такому храму давалось имя почитаемого в нем мученика.
На ежегодный праздник мученика все верные приходили в храм, чтобы прославить Бога и почтить прославленного Богом мученика (см. свт. Иоанна Златоуста на память мч. Лукиана).
Христиане целовали раку мученика и брали масло от горевшей при ней лампады, чтобы очиститься и исцелиться от болезней (см. свт. Григория Нисского, житие свт. Григория чудотворца и свт. Иоанна Златоуста на мч. Юлиана).
Помимо святых мощей, христиане чтили Святой Гроб, куда было положено Всесвятое Тело Господне, сударь (повязка, бывшая на главе Христа) и плащаницу, то есть ткань, в которую было завернуто тело Господа Иисуса. Они также почитали честную ризу Пресвятой Богородицы и Ее пояс.
Почитание святых – следствие высокого религиозного чувства, ревности по вере и сердечной любви к Богу; это – проявление желания прославить Бога, прославляющего Свою воинствующую Церковь. Почитание святых – это выражение любви верных к ним за их высокую добродетель и великие подвиги, совершенные святыми, чтобы получить неувядающий венец славы.
Почитание святых – знак нашего уважения к ним за их вольную жертву ради веры во Христа. Они исповедали эту веру и утвердили ее своим совершенным самоотречением, пролив свою кровь.
Почитание святых – это выражение нашей вечной признательности борцам Христовым, сражавшимся со вражескими обманами. Они сохранили чистую веру и передали нам в непорочности священное наследие – всю открытую им истину.
Почитание святых – это проявление идентичности наших чувств и мыслей с чувствами и мыслями святых подвижников нашей веры.
Почитание святых – это исповедание нашей горячей и живой веры в Подвигоположника Христа, давшего силу подвижникам веры в их подвигах и прославившему их. Почитание святых – знак наполняющего наши сердца божественного желания подражать им. Это – подтверждение распаляющего наши души желания возвыситься на высоту их добродетелей, которые они оставили нам как вечный пример для подражания. Почитание святых – нравственный долг по отношению к ним ради их многих благодеяний, оказываемых нам; это наша обязанность ради их молитв, которые святые приносят за нас Спасителю. Это долг, исполнения которого требует от нас Бог, прославляющий на земле Своих святых. Ведь Бог хочет, чтобы верные, прославленные и увенчанные Им, были славимы на земле – ибо «святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них».
Церковь, со времени своего основания, имела только одно мнение, одно убеждение, один голос по вопросу о чести, воздаваемой святым. Это подтверждают все века ее истории. Свт. Епифаний Кипрский говорит: «Почитающий Господа чтит и святого; непочтительно относящийся к святому бесчестит и его Владыку Бога» (Против ересей, 78, гл.21).
И в самом деле, если кто непочтительно относится к тем, кого почитает царь, то он непочтительно относится и к самому царю; так и тот, кто не почитает святых, прославленных Богом, не почитает и Самого Бога. Таким образом, такой человек проявляет неуважение и к Богу, и к Его святым.
Свт. Василий Великий также говорит в своем 189 письме: «Расположение к благопопечительным сослужителям имеет отношение к Самому Владыке, Которому они послужили. И кто чтит подвизавшихся за веру, тот явным образом имеет равную с ними ревность по вере. Потому этот один поступок свидетельствует о великой добродетели». То же пишет о чести, которую нам подобает воздавать святым, и божественный Григорий Богослов в своем слове на Юлиана отступника: «Ты не устыдился жертв, закланных за Христа! Не убоялся великих подвижников – Иоанна, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, после и прежде них пострадавших за истину! Они охотно боролись с огнем, железом, со зверями и мучителями... И для чего все это? – Чтобы и словом не изменить благочестию. Они прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страданий, так же действительны, как их тела. Но ты не чтишь сего, а бесчестишь» (Свт. Григория Назианзина слово I на Юлиана, т. I, с. 76–77).
Также и свт. Василий Великий в 19-м слове (на свв. 40 мучеников) говорит: «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая доблестным из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей превосходных не преминет и сам подражать им в сходных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград. А нам предстоит подивиться не одному, и не двум только, даже не десятью ограничивается число ублажаемых; но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы. Поэтому какое слово может изобразить их по достоинству? И сорока уст недостало бы к прославлению доблести стольких мужей. Если бы и один был предметом удивления, то и сего было бы достаточно, чтобы превысить силу моего слова; тем паче такое множество, эта воинственная дружина, этот непреоборимый полк, одинаково и в бранях неодолимы, и для похвал недоступны».
А в другом месте он же говорит о той чести, которую подобает воздавать святым мощам: «Когда люди умирали по-иудейски, их тела были презренны. Но когда смерть бывает за Христа, то честны останки сих святых... и ныне, когда кто приблизится к костям мученика, приемлет некую силу освящения от благодати, обитающей в теле. Ибо честна пред Господем смерть преподобных Его». Подобно им, и свт. Иоанн Златоуст говорит о святых мощах: «Ибо если Бог мертвым телам, распавшимся в прах, даровал силу большую, нежели живым, кольми паче и жизнь дарует им лучшую прежней и блаженнейшую, когда они приимут венцы». И далее: «Бог даровал нам мучеников: души их принял Он, а тела их дал нам, чтоб у нас были для постоянного памятования о их добродетели их святые кости».
Подобное говорит о святых мощах прп. Исидор Пилусиот в письме к Иераксу: «Если нас соблазняет, что праху мученических тел воздается честь ради их любви к Богу и самоотвержения, то спросим исцеленных ими и узнаем, сколь многие недуги они врачуют. А тогда ты не только не будешь возражать против происходящего, но еще более возжелаешь этого».
Филосторгий в своей 2 книге (это 4-я часть его Церковной истории) рассказывает, что при Юлиане Отступнике в Палестине нечестивцы выбросили из рак кости пророка Елисея и Иоанна Предтечи и, перемешав их с костями бессловесных животных, сожгли их, а пепел развеяли по ветру. А сделали они это потому, что «язычники измышляли самые неподобные дела против христиан».
Из этого рассказа ясно, что христиане уже с первых веков почитали святые мощи пророков, а язычники, всячески стараясь навредить христианам, совершили и описанное нами кощунство, чтобы досадить им. Мы думаем, что свидетельство историка Филосторгия достаточно ясно подтверждает ту истину, что христиане уже с первых веков почитали святые мощи пророков, апостолов и всех святых, засвидетельствовавших свою веру и прославленных Богом.
Свт. Никифор, Патриарх Константинопольский, в письме к свт. Льву, Папе Римскому, говорит следующее: «Поклоняюсь и лобызаю честные мощи святых, могущие исцелять душевные и телесные недуги».
А свт. Фотий в своем 1-м послании (с. 1) говорит: «Мы поклоняемся и храмам святых, и их мощам, как врачебницам верных, величая и славословя прославившего их Христа и Бога нашего». О том, что почитание святых мощей существовало уже в первые века истории Церкви, свидетельствует и перенесение мощей сщмч. Игнатия – это древнейшее свидетельство о святых мощах. И то же самое, что и со святыми мощами мужа апостольского сщмч. Игнатия, было и со святыми мощами святых апостолов, сохранившимися доныне, о которых мы имеем свидетельство Церкви. Кроме того, мы имеем свидетельства о всех святых мощах, об учениках апостолов, о всех святых мучениках Христовых, о преподобных и праведных, прославленных Господом. Почитание святых мощей – не только не является неподобным делом, но оно есть святое и благочестивое дело. Это выражение наполняющих сердца верующих любви и благоговения к святым мученикам и преподобным, жизнь которых – истинный пример, подогревающий ревность верных к подражанию им и возращающий их благоговение и веру.
Евсевий, рассказывая в своей Церковной истории (кн. 4, гл. 15) о мощах сщмч. Поликарпа, пишет о них следующее: «Ему (Христу) мы поклоняемся как Сыну Божию; мучеников же, как и достойно, любим как учеников Христа, Ему подражающих, за их непревзойденную преданность своему Царю и Учителю. Довелось бы и нам стать их собеседниками и соучениками! Центурион, видя иудейскую склочность, положил его (Поликарпа) тело на виду у всех, как это у них принято, и сжег его; мы же потом собрали его кости, которые дороже драгоценных камней и благороднее золота, и положили их, где следовало. Там, по возможности. Господь даст и нам, собравшимся в ликовании и радости, отпраздновать день рождение Его мученика в память прежних борцов за веру, в поучение и подготовку будущих».
Евсевий повествует о почитании святых в эпоху св. Константина Великого: «Город, носящий его имя, он весьма почтил и украсил многими храмами и великими и чудными храмами мучеников (μαρτύρια). Некоторые из них находятся за городом, а некоторые в городе. Мы также почитаем память мучеников» (Жизнь Константина Великого, кн. 2, гл. 48).
Созомен (кн. 3, гл. 14) рассказывает о следующих чудесах, бывших от гроба св. Илариона (отсюда мы убеждаемся в том, что не только мощи святых, но и их гробницы могут исцелять): «Итак, тогда знаменит был Божественный Иларион... и он был так возлюблен Богом, что многие недужные и бесноватые, придя на его гробницу, исцелялись. И эти чудеса происходили и на Кипре, где раньше находился его гроб, это же бывает и в Палестине, где он находится теперь. Случилось так, что он умер на Кипре и был погребен там местными жителями, весьма почитавшими его за совершенные им исцеления. Однако позднее Исихий – один из лучших учеников святого – выкрал мощи и перенес их в Палестину, где и положил в своем монастыре».
Божественный Златоуст в 26-й беседе на 2-е послание к Коринфянам говорит по поводу славы святых и их мощей следующее: «Кости же святых имеют не смиренную власть, как правители, то есть охранять или освобождать людей, но самую величайшую. Ибо они имеют силу изгонять демонов и избавлять людей от их горчайших уз... ибо демоны не имеют сей чудной силы. И те, кто держат тела бесплотных (мучеников), имеют силу, ибо прах и кости происходят от сих бесплотных душ (святых)... Ибо мучения святых (и церкви, построенные во имя их) суть знамения и символы грядущего Суда, и потому избавляют и спасают людей, мучимых демонами. Видел ты, какую силу имеют святые и по смерти?»
Отцы святого Седьмого Вселенского Собора говорят следующее о святых мощах в 7-м правиле: «За нечестивой ересью клеветников на христианство последовали и иные нечестия. Ибо, как зрак честных икон отъяли у Церкви, так оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновить и так содержать, по писаному и неписаному законоположению. Сего ради, если какие честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой. Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей, да будет извержен, как преступивший церковные предания».
А историк Сократ, в 18-й главе своей 3-й книги, говорит следующее о силе мощей: «(Юлиан) повелел открыть эллинские капища в Антиохии, чтобы получить пророчество от капища Аполлона в Дафне. Но бес, скрывавшийся в капище, словно испугавшись своего соседа (разумею мученика Вавилу), не отвечал. А это потому, что вблизи от того места находился гроб, содержавший тело мученика. И когда царь узнал о том, он вскоре повелел убрать гроб. Когда антиохийские христиане узнали об этом, то вместе с женами и детьми, с радостью и при пении псалмов пришли и перенесли мощи мученика из Дафны в город».
А свт. Кирилл Иерусалимский пишет следующее о святых мощах в своем 18-м огласительном слове: «Не говорю о Елисее, который воскрешал два раза, один раз при жизни своей, другой после смерти. Он, будучи в живых, совершил чудо воскресения своею душою. Впрочем, чтобы не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу, то мертвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвому; и даровав жизнь, само по-прежнему осталось мертвым. Для чего? Для того, чтобы не приписано было дело сие одной душе, когда бы воскрес Елисей, а чтобы показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых людей некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было покорно. И мы не должны, подобно детям, не верить сему, как не бывшему. Ибо если платки и полотенца, вне тела находящиеся, касаясь больных, восставляли недужных, то не удобнее ли само тело пророка могло воскресить мертвого?»
А Митрофан Критопулос в главе 16-й своего «Исповедания» говорит следующее о святых мощах: «Такую же честь (как и святым) Церковь воздает и мощам святых, но если они истинные и подлинные. Ибо здесь были и подлоги, и часто случается так, что существует много мощей, приписываемых одному святому, который ведь не был трехголовым, трехногими или троеруким... Это Церковь ненавидит и отвращается от этого, как от неподобного».
О почитании, подобающем истинным святым мощам, он говорит следующее: «Поскольку язычники, гонители христиан, считали бесчестной и унизительной смерть за Христа, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, желая явить честной и славной таковую смерть – ибо она была ради Его Единородного Сына – даровал мощам умерших за Него дар Всесвятого Духа. Узнав это. Церковь с готовностью приняла и предала последующим поколениям. А то, что поистине святым мощам дана благодать Всесвятого Духа, свидетельствуют многие мудрецы, писатели и святые древней Церкви, как и о чудесах, бывших от святых мощей. Таковы бегство демонов и различных болезней исцеление, и об этом я мог бы рассказать, если бы у нас было время – однако теперь, поскольку мы ограничены, я не говорю об этом».
О почитании Святых мучеников говорит 51-й канон святого Лаодикийского Собора: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные». Это запрещение было издано, как говорит Вальсамон, поскольку дни рождения мучеников – события радостные и торжественные. А отсюда ясно, что с древнейших времен существовал обычай почитать святых мучеников и торжественно праздновать их память в день их рождения, то есть в день мученичества. Это подтверждают также Тертуллиан и сщмч. Киприан.
Так, Тертуллиан говорит: «Мы совершаем ежегодные поминовения усопших». Тертуллиан жил в 160–245 гг. Также и св. Киприан говорит в своем 34-м послании, что «мы всегда приносим жертвы в память этих мучеников и совершаем поминовение в день мучения мученика, а раз в год торжественно отмечаем его память».
Киприан мученически скончался в 258-м году.
Итак, из всего этого ясно, как и почему христианская Церковь почитает святых и их святые мощи.