В. На Богородичные дни
I. ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1–14.X)
1. МАТЕРЬ БОЖИЯ – НАШ ПОКРОВ И ЗАСТУПЛЕНИЕ
"Днесь, благовернии людие, светло празднуем» Покров Божией Матери. Воспоминаемое чудесное событие совершилось во Влахернском храме в X в. в смутное время Византийской империи. Нападавшие враги подступили к самому стольному граду. Не надеясь на свои собственные силы, жители Константинополя обратились с молитвенной просьбой к Царице Небесной. И вот во время всенощного бдения преподобный Андрей Христа ради юродивый и ученик его Епифаний увидели на воздухе Божию Матерь с Крестителем Господним Иоанном, с ап. Иоанном Богословом, сонмом других угодников Божиих и ликом небесных воинств, молящуюся перед Сыном Своим и Богом за христианский род и покрывающую собравшийся в храме народ честным Своим омофором.
Это чудо совершилось в утешение и ободрение жителям Константинополя и совершилось давно, но оно утешительно для всех времен и веков. Драгоценно оно и для нас, ибо наглядно свидетельствует, что на небе есть у нас Высокая Покровительница, Которая ходатайствует за род человеческий перед престолом Вседержителя и осеняет нас святым Своим омофором. Та, Которая удостоилась соделаться по плоти Матерью Господа – Перворожденного всей твари, – стала и нашей Матерью по благодати, ибо мы искуплены бесценной кровью Сына Ее, ибо Сам Господь называет нас Своими братьями (Мф. 12, 47–50). По-матерински Она печется о нас, проникает в наши нужды, внемлет нашим мольбам. Под Ее омофором и проходит вся наша жизнь, совершаются все наши судьбы, доколе не прекратится время нашего действования на земле и не наступит час суда и воздаяния за совершённое нами, за прожитое.
В этой неистощимой любви Божией Матери к нам – высочайшая радость сегодняшнего дня.
Дети свободно и просто обращаются к матери со своими нуждами, и мать всегда делает для них что можно и что полезно. Так и мы во всех случаях жизни – и печальных, и радостных – должны прибегать к Матери Божией, Ей поверять свои желания и надежды, с Ней разделять свои печали и радости. В Ней мы найдем живое и родственное участие, ибо Она сродна нам по естеству и ведает наши немощи и скорби по собственному опыту. Сквозь Ее чистую душу прошло оружие страданий (Лк. 2, 35). Особенно мы должны обращаться к Ней с молитвой, когда чувствуем свое бессилие в борьбе с живущим в нас грехом, с плохими привычками, или когда видим себя слабыми на служение Богу, на совершение добрых дел, на посещение храма Божия.
Верующий в покров и заступление Божией Матери хорошо знает способы, как нужно искать у Нее небесной помощи и как ее получить. Он не только посещает с любовью храмы, где имеются чудотворные иконы Пресвятой Девы и где совершаются в установленные Церковью дни особые моления, но и дома перед образом Царицы Небесной творит ежедневное правило, читает акафисты. Даже среди житейской суеты он находит и время, и возможность вознести к Ней молитву, устремить к Ней свое сердце. И действительно, если есть живая вера, желание, разве может кто-нибудь или что-нибудь в любых обстоятельствах послужить препятствием человеку обратить свой ум к Божией Матери и хотя бы повторить всем хорошо известное ангельское приветствие: Богородице Дево! «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами»! (Лк. 1, 28). И уже это краткое приветствие, повторяемое часто и от всей души, несомненно, приблизит Божию Матерь к труженику – Она станет постоянной его Помощницей, будет с ним везде и всегда.
Итак, дорогие отцы, братья и сёстры! Во всех обстоятельствах нашей жизни, во всех случаях будем всегда обращать свой молитвенный взор к Той, Которая является нашим Покровом и Заступлением.
Мы по своей греховности и недостоинству не видим Божией Матери, как сегодня видели Ее святые Андрей и Епифаний. Но перед нами есть Ее образ. К этому образу мы со смирением подойдем, припадем и из глубины души скажем: о всепетая Мати, как в прошлом Ты покрывала христиан, так покрой и нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла! Мы, и не видя Тебя, будем прославлять Тебя и светло праздновать Твой святой Покров.
Аминь.
2. ПРАЗДНИК МОЛИТВЫ
Сегодняшний праздник Покрова Божией Матери есть по преимуществу праздник молитвы. Когда городу Константинополю грозила опасность, жители его вместе со священнослужителями собрались на молитву во Влахернский храм, где хранилась риза Пресвятой Богородицы. И во время молитвы блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели Ее, Пресвятую Деву, тоже молящуюся и покрывающую предстоящих и град честным Своим омофором. В молитве увидели Молящуюся.
Это событие учит нас, прежде всего, тому, что сильна и велика пред Богом молитва и особенно молитва общественная – в храме. Такая молитва всегда сливается с молитвой жителей неба. Матерь Божия и угодники Божий, видя наши усердные молитвы, становятся вместе с нами на молитву, укрепляют нас и возносят наши прошения к Престолу Владыки. Сознание этого совместного предстояния весьма утешительно для христианина. Пусть его постигло какое-либо горе, пусть его забыли люди, он не будет унывать или впадать в отчаяние. Он знает, что на небе его не оставили, не забыли. Доколе в сердце его горит молитва, а рука поднимается для крестного знамения, дотоле, он уверен, не погибнет среди самых трудных обстоятельств жизни.
Когда мы говорим о молитве, то вспоминаем апостольскую заповедь: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5, 17). И сразу же у нас возникает вопрос: как понять эту заповедь или что значит непрестанно молиться? – На этот вопрос так отвечает один старец Египетской пустыни: непрестанно молиться значит «из самой глубины сердца воссылать моление к Богу с прошением полезного. Ибо не тогда мы только молимся, когда стоим на молитве, но истинная молитва есть та, когда мы можем всегда молиться в себе»127. Но мы опять-таки можем спросить: как же нам всегда молиться, если у каждого из нас есть дело, если каждый из нас обязан трудиться и трудиться добросовестно, примерно? – И снова за ответом мы обращаемся к опыту великих молитвенников – подвижников. В беседе с иноками о непрестанной молитве авва Лукий вот как описал образ ее применения к жизни им самим. «Размочив немного прутьев, – говорил он, – я сажусь с Богом и, плетя из них веревку, говорю: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс. 50, 3). И спросил иноков: «Не молитва ли это?» Те отвечали: «Да». Старец продолжал: «Проведя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцати монет. Две из них подаю в дверь (нищим), а на остальные ем, – и молится за меня принимающей две монеты, когда я ем или когда сплю, и по благодати Божией у меня совершается непрестанная молитва»128. И действительно, святые люди молились всю жизнь – и днем и ночью. Своей устающей и слабеющей плоти они говорили: в могиле отдохнешь, а теперь потрудись для Бога и для людей.
Молиться нужно с верой, верой несомненной, глубокой. По обетованию Самого Господа, только та молитва бывает действенной, которая соединена с живой верой Божией (Мк. 11, 23–24). Вера соединяет нас в единый дух со Спасителем и привлекает к нам любовь и благословение Его Пречистой Матери.
Наше верующее сердце должно всегда сносить к ногам Царицы Небесной все свои воздыхания, нужды, испытания, скорби. Божию Матерь можно просить обо всем, что необходимо нам для земной жизни: земных благ, земного счастья, успехов в делах и трудах. Несомненно, об этом можно молиться, ибо Сам Господь учил просить у Отца Небесного хлеба насущного (Мф. 6, 11). Но при этом не следует забывать, что всё земное есть временное до неизбежного для всех нас дня смерти. Поэтому более всего и прежде всего нужно просить Божию Матерь о ниспослании нам благ духовных – вечных: прощения и оставления грехов, укрепления в вере, преспеяния в христианских добродетелях, стяжании даров Духа Святого: духа страха Божия, познания, силы, совета, разумения, мудрости, дара благочестия (Ис. 11, 2). Именно в этом основная цель самого бытия нашего на земле. "Мы, – по слову св. ап Павла, – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» (Еф. 2, 10).
Помолитесь Царице Небесной, учат наши православные русские проповедники, – «чтобы Она ниспослала мир, спокойствие, тишину нам – городам и селениям, чтобы каждый из нас мирно, тихо исполнял свой долг, к которому он призван, чтобы никто не нарушал нашего спокойствия, чтобы безопасно текла жизнь наша». Помолитесь, «чтобы Она вложила в нас дух христианской кротости, терпения, покорности Провидению, которое руководит нами, которое назначает каждому свой путь жизни»129. Но не просите у Нее того, что служило бы к удовлетворению нашего самолюбия, наших прихотей, тщеславия, гордости, стремлении к роскоши. Не просите, чтобы Она наказала наших врагов или поразила какими-либо бедствиями творящих нам обиды. На такие молитвы Она скажет: «Не вем вас, отъидите от Мене, делателие неправды»130.
Все наши прошения к Пресвятой Деве необходимо предавать в Ее св. волю. Этого требует наша же польза. По нашей земной ограниченности, греховности мы можем просить в своих молитвах того, что нам только кажется полезным, а в самом деле принесет нам вред, или послужит к нашему падению. Помня это, не нужно печалиться или унывать, когда мы не видим исполнения просимого. Само неисполнение просимого может быть плодом наших молитв – Божия Матерь спасает нас от невидимого ныне нами зла. В какой-то мере мы сможем понять эту Ее материнскую любовь к нам в будущие дни нашей жизни. В полной же мере поймем Ее заботу о нас тогда, когда Господь позовет нас в вечные селения. Придет время, когда откроются перед нами все тайны. И тогда мы возблагодарим Божию Матерь, что не все прошения наши исполнила. Но и теперь будет великим грехом, если мы не будем благодарить Ее за всё и всегда прославлять. Многое мы получаем от Нее и прежде нашего прошения!
Пресвятая Владычице Богородице! Сама вразуми нас, приими наше сегодняшнее моление, научи нас правильно молиться и покрой нас от всякого зла Своим честным омофором!
Аминь.
3. ЗНАЧЕНИЕ ХРАМА
Воспоминаемое ныне чудесное событие – Покров Божией Матери – переносит нашу мысль в область благочестивой древности. Перед нашим мысленным взором встает благолепный Влахернский константинопольский храм во имя Пресвятой Богородицы. В храме накануне воскресного дня совершается всенощное бдение, которое в ту пору было в полном смысле всенощным, потому что совершалось всю ночь – от захода солнца до восхода. Видим собор духовенства во главе с Патриархом Константинопольским св. Тарасием и многочисленный народ, возносящий усердную молитву об избавлении стольного града от врагов. Горячая молитва окрылила дух собравшихся в храме, открыла им очи веры и отверзла само небо. Во время песнопений в 4 часу утра преподобный Андрей и его ученик Епифаний увидели на воздухе Божию Матерь с сонмом святых, молящуюся за человеческий род и покрывающую стоящих в храме Своим пречистым омофором.
Дорогие отцы, братьи и сёстры! Божия Матерь и сегодня пребывает с нами в этом св. храме, посвященном Ее имени. И сегодня Она предстоит с нами и простирает над нами Свой молитвенный покров. В это мы твердо веруем, это несомненно исповедуем, ибо Божия Матерь, как и Ее Божественный Сын, вчера и днесь и во веки Та же (Евр.13, 8). И предстоит Она не Одна, а вместе с ликами святых, с сонмом Ангелов. Они слышат наши молитвы, видят движение наших сердец и ходатайствуют за нас перед Престолом Божиим. Об этом говорит св. Церковь, когда возглашает: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу»131. Это повторяет она нам устами священнослужителя во время малого входа за каждой Божественной Литургией: "Сотвори (Господи) со входом нашим входу святых Ангелов быти». Или в св. дни великого поста: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы...»132, «Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким началом и властью, многоочитии Херувимы и шестокрылатии Серафимы»133. В этом уверяет и наш собственный опыт. Каждый, кто поусерднее помолится в храме, тот своим сердцем почувствует таинственное присутствие здесь и близость к самому молящемуся небесных жителей и исполнится священной радости и трепета.
Если Пресвятая Дева и ныне предстоит с нами в храме, то значит храм есть великое и святое место. Еще в Ветхом Завете, когда открылась Божественная любовь только частично, ищущие спасения люди уже тогда с пламенным горением желали водвориться в храме Господнем. «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! – восклицает псалмопевец Давид. – Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому... Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели в шатрах жить нечестия» (Пс. 83, 2–3, 11). В Новом Завете, когда Бог открыл Себя в той полноте, в какой могли воспринять Его люди, храм Господень стал действенным явлением Божества (Мф. 21, 13), общением со святыми, веянием неба, дыханием вечной страны. Здесь, в месте особого присутствия Божественной Любви, искренне молящийся получает и вразумление при сомнениях, и утешение в скорбях. Для его совести в молитвах, таинствах здесь подается и елей милости, и врачевание веры. Жаждущий общения с миром горним здесь вступает в теснейшее единение через св. Причащение с Самим Спасителем.
Какая глубокая сосредоточенность, какое внимание к молитве, какая собранность мыслей, чистота помыслов, какое горение сердца любовью к Богу и ближнему нужны тем, кто желает приобрести пользу своей душе от пребывания в храме Божием! «В храме стоящие славы Твоя, на небеси стояти мним» – вот как св. Церковь определяет наше стояние в храме134.
Храм есть и духовное училище Церкви. В храме читается св. Евангелие, послания св. Апостолов, книги пророческие и другие свящ. книги. Чтение этих книг предстоящие принимают как обращенный к ним голос Самого Бога. Сами молитвы Церкви преисполнены учением веры и христианской нравственности, что вселяется в наши умы не в виде только истин, но и в виде созерцания Самого Бога в Его неописуемых безграничных совершенствах. Здесь воспитывается любовь к молитве, как сыновней беседе верующей души с Небесным Отцом о всех ее горестях и радостях. Здесь возрастает и вера в силу, необходимость и спасительность таинств. Именно в храме получили призвание, направление и руководство в жизни духовной все Божий угодники, те, которые и ныне, верим, пребывают своим бессмертным духом вместе с нами в этом св. храме и своим предстательством перед Богом усиливают наши молитвы.
И не даром в древней Святой Руси православные русские люди говорили о своих храмах: «Храмы веселуются». Поставленные на пригорках, среди лесов, полей, на изгибах рек или дорог они приветливо встречали и продолжают встречать «плавающих и путешествующих, недугующих, страждущих...» и несут им радость спасительной веры.
Вот поэтому-то верующий человек и пребывает в храме и выходит из него, чувствуя себя укреплённым, ободрённым, возвышенным над миром земли, над борьбой страстей. Его душу наполняет живое, опытное познание Бога через ощущение близости горнего мира, через единение с ним.
И мне сейчас вспоминаются слова неизвестного поэта о храме:
Как отрадно здесь! Ни шума,
Ни забот, ни суеты!...
Брат, оставь мирские думы,
Приходи, молись и ты!
Здесь умолкнут все сомненья,
Здесь душою отдохнешь,
Жизни лучшие мгновения
Только здесь переживешь.
Да хранит же Божия Матерь этот св. храм, дорогой и близкий нашему сердцу!
Да хранит и всех нас, недостойных и грешных, притекающих к Ее покрову и в дни скорби и в дни радости.
Аминь.
II. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (22.X-4.XI)
1. ВТОРОЙ ПОКРОВ
Бесчисленны милости, явленные Божией Матерью христианскому роду. Многочисленны Ее благодеяния, которые были оказаны православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от крещения в Киеве до наших дней. Сколько раз простирала Божия Матерь Свой омофор над русской землей в годины бедствий! Сколько раз Она являла Свою помощь нашей Родине через Свои святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Царицы Небесной служит очевидным доказательством неоднократного Ее заступления. Такова, например, икона Донская, перед которой святой князь Димитрий Донской вместе с русскими воинами возносил молитву о сокрушении татарских полчищ в 1380 г. Такова икона Владимирская, с которой соединяется воспоминание спасения Москвы, а с ней и всей России от страшного нашествия Тамерлана в 1395 г. Не надеясь на свои силы, православные русские люди прибегли к силе Небесной. «Матерь Божия, спаси землю русскую», – молились они, и Матерь Божия спасла. В ночном видении Она явилась Тамерлану и грозно сказала: «Тамерлан, оставь землю русскую, выйди из нее вон, иначе Я накажу тебя». И этот властолюбивый завоеватель, которого не могли остановить целые народы, покорился голосу неба. «Не наши войска, но Твоя сила, Мати Божия, прогнала врага нашего», – радостным благодарным сердцем взывали к Ней наши предки...135
И празднуемый сегодня день во славу Божией Матери ради Ее образа, именуемого Казанским, установлен в память чудесного избавления земли нашей в начале XVII века.
Трудное то было время для нашего отечества: внутри господствовали распри, междоусобия, вносившие нестроения и беспорядок, извне наступали полчища врагов, опустошавших и разорявших наши пределы. Станем за дом Пресвятой Богородицы, будем освобождать отчизну! – так прозвучал на Нижегородской площади голос верного сына Родины старосты Минина. В этом голосе был и клич небесного гражданина Руси преподобного и богоносного отца нашего Сергия, ибо грамота его св. обители, звавшая стать на защиту отечества, дошла до града Нижнего. Поднялась священная рать. Эта рать не имела доброго оружия, не знала бранного искусства, но оказалась сильнее многочисленных, хорошо вооруженных и опасных в войне врагов. Чем же победили русские люди? – Упованием, надеждой на всесильную помощь Царицы Небесной, что вселяло в их сердца неодолимое христианское мужество. По благословению Церкви, они перед решающим наступлением наложили на себя трехдневный пост и обратились с усердной молитвой к Божией Матери у Ее Казанской иконы, бережно и благоговейно ими хранимой. И вот в ночь на 22 октября 1613 г. явился к томившемуся в плену у врагов святителю Арсению небесный посланник – преподобный Сергий – и возвестил о предстоящей победе русских. На утро борцы за освобождение отечества, осенив себя крестным знамением и призвав на помощь Взбранную Воеводу, сделали последний приступ – враг был изгнан.
Вот, возлюбленные братья и сёстры, чем дорог и важен для нас сегодняшний праздник. Это, можно сказать, второй Покров, особенно близкий нам, потому, что событие его относится к нашему отечеству.
Мы верим, что и в последнюю страшную войну Божия Матерь проявляла о нас Свою заботу. В каждом храме возле Ее св. икон стояла толпа матерей, жен, детей наших воинов и слезно молила Ее о своих близких, о нашей победе, о скорейшем окончании кровопролития, о наступлении мира. Могла ли Она отвратить от нас Свою любовь, могла ли отступить от нас в грозный час? – Ответ у нас один: Божия Матерь нам помогала.
Исполненные глубокой благодарности Ей за всё, что Она посылала, наши отцы и деды славили Ее в своих горячих молитвах, с особенным благоговением почитали Ее праздники, воздвигали в честь Ее величественные храмы. А чувство благодарности – это святое чувство, угодное Небу. Все вы хорошо знаете, что сказал Господь очищенному от проказы самарянину, вернувшемуся поблагодарить Спасителя за исцеление: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу?.. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 17–19).
Каждый из нас знает, как проторены дорожки многими тысячами людей к Ее чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Мать, перед Которой можем выплакать всё свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями. И разве кто-нибудь из нас, здесь присутствующих, не плакал перед Ее св. иконой! И разве не уходил после таких слез утешенным, ободрённым, получившим отклик со стороны Той, Которая всё видит, всё знает и как любящая Мать склоняется над воздыхающими перед Ней детьми!
Почтим же, дорогие отцы, братья и сёстры, усердной и благоговейной молитвой сегодняшний великий праздник!
Будем молить Божию Матерь за нашу Русскую Православную Церковь, за наше отечество, за наш трудолюбивый народ!
Да пребудет над всеми нами Божие благословение и да не отвратит от нас Своего лица Небесная Царица!
«Радуйся, Заступнице усердная рода христианского».
Аминь.
2. «ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ... ЗА ВСЕХ МОЛИШИ СЫНА ТВОЕГО ХРИСТА БОГА НАШЕГО
Сегодняшний праздник установлен в память избавления нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, которым удалось было захватить даже нашу столицу Москву. Русские люди встали на защиту отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратниками ополчения чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва была услышана. В это время в кремлёвском Чудовом монастыре томился в плену архиепископ Арсений. Он также, как и все, возносил молитву к Божией Матери. И вот среди ночной тишины место его заточения озарилось небесным светом и пред ним предстал преподобный и богоносный отец наш Сергий – молитвенник за землю русскую. "Арсений, – сказал ему Преподобный, – ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих». Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. На утро 22 октября 1613 года русские взяли Кремль. Враги были изгнаны, Москва освобождена, Россия спасена. Благодарные наши предки и установили ежегодно праздновать этот день заступничества Божией Матери.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Божия Матерь и теперь не оставляет нас Своей милостью и любовью. Да иначе и быть не может. Она есть живое и совершенное воплощение любви. А любовь, по учению слова Божия, не имеет конца. Прекратятся пророчества, умолкнут языки, самый мир кончится, а любовь переживет всё – века и время (1Кор. 13, 8). Та, Которая еще при земной жизни проявила доброе внимание и милосердие на браке в Кане Галилейской, когда у хозяев не хватило вина для пира, не оставляет людей в скорбях и нуждах без Своей помощи и покровительства и после Своего отшествия в мир вечности. От Нее, как неистощимого источника, изливаются на человеческий род многоразличные токи милости и любви, особенно в те моменты, когда земные беды и скорби доходят до крайних пределов и когда человеческие силы оказываются бессильными победить их или пережить, перенести. Сказания о чудотворных иконах свидетельствуют о самых разнообразных милостях, чудесно явленных Небесной Царицей. И то обстоятельство, что почти в каждом православном доме имеется Ее образ, служит еще одним доказательством того, что православный человек познал на опыте, на Ее многочисленных благодеяниях, какую он имеет великую заступницу рода христианского.
Но необходимо помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где есть ее достойное почитание, где есть теплая к Ней молитва. Именно там не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца.
Для получения благоволения Божией Матери необходима также крепкая вера и искренняя любовь к нашему Спасителю, к Тому, Кого Она больше всех возлюбила, ради Кого перенесла тяжелые страдания – зрелище крестного распятия, ибо Она хорошо знала, что Ее Сын, Которого распинали люди, есть Сын Божий, что те самые, которые распинали Его, нуждаются в Его же спасении, и что их же будет Он судить, когда придет вторично «во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Называть Божию Матерь своей матерью и надеяться на Ее покровительство может тот, кто возрожден в таинстве св. Крещения и принял благодать сыноположения, кто насколько возможно чаще приобщается св. Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и соединяется с Ним в един дух, становится членом его таинственного тела (Еф. 5, 30); кто пребывает в Церкви Христовой, повинуется ее заповедям, сохраняет ее уставы, слушает голос ее пастырей, старается служить Богу с благоговением и страхом Божиим. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, – говорит Сам Господь наш Иисус Христос, – тот Мне брат и сестра» (Мф. 12, 50), а следовательно, сын или дочь и Его Пречистой Матери.
Есть и еще верное средство заслужить заступничество Божией Матери. Это чистая, бескорыстная любовь к ближнему, братская о нём забота. Всё, что мы сделали ему доброго, Божия Матерь вменит это Себе Самой и прострет над нами Свой омофор. Всё, чем мы оскорбим своего брата, Она примет со скорбью и огорчением. Желая, чтобы Царица Небесная была к нам всегда милостива, нужно и самим быть милосердными к другим, принять их, утешить, оказать им помощь. «Истинно говорю вам, – скажет Она словами Своего Божественного Сына, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Пресвятая и Пречистая Матерь Господа не оставляет без Своего попечения и осквернённых грехами, если есть надежда на покаяние, если они обращаются к Ней с молитвой. Мы знаем, кто такая была Мария Египетская! Но как только она осознала мерзость своих дел, покаялась и со слезной мольбой возвела очи свои к Пренепорочной Деве, тотчас же получила видимое знамение небесного благоволения – была удостоена войти в храм Живоносного Гроба Господня, куда сила Божия прежде не пускала ее. И в последующей жизни Божия Матерь не отступила от преподобной Марии, пока не помогла ей стать ангелом во плоти.
Заступница Усердная, Мати Бога Вышнего молит Сына и Бога нашего за всех, кто стремится жить по Божиим заповедям, утоляет их печали, помогает в нуждах, ведет безопасной тропой по дебрям земного пути к вечному покою. Многие получили от Нее избавление и спасение в бедах и скорбях. Верим, что и мы получим от Нее небесную помощь, если будем усердно прибегать к Ее покрову и заступлению. Царица Небесная, Матерь Божия, не переставай же за нас молиться, не переставай покрывать нас своей любовью и изливай на нас милости Божий!
Аминь.
III. ДРУГИЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ДНИ
1. «СЕ БО, ОТНЫНЕ УБЛАЖАТ МЯ ВСИ РОДИ»
«Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48)
Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключён глубокий пророческий смысл.
На заре христианских времен из небольшого г. Назарета идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда Она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует св. ев. Лука, «Елисавет возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41–43)136. Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: Се бо, отныне ублажат Мя вси роди».
Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «вси роди»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла св. Вселенская Церковь.
Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Св. Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст неизвестной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Мя вси роди», когда Елизавета возвестила: «Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила точно не только в мысли, но даже в слове: «Блажено чрево». Неизвестная женщина ублажила Божию Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е (Лк 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца137.
После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди св. Апостолов. "Все они, – читаем в книге Деяний св. Апостолов, – единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (Деян.1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становится тем средоточием, куда св. Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У Той, Которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце всё совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19), проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает с Ней духовно.
Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времён прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери – это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным Провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она – наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.
Но, дорогие отцы, братья и сёстры, ублажая Божию Матерь и испрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не остаемся ли мы в гордости, не точит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом св. храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием, или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви IV столетия св. Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.
Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей.
«Радуйся... Мати Дево... всемирное чудо и слышание»138.
Аминь.
2. СМИРЕНИЕ
Одна из русских православных подвижниц начала текущего столетия игумения Арсения († 1905 г.) так говорила своим духовным чадам: «Всё хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред. Но есть одно дело, для которого всегда время, это дело – смирение духа, оно лучше всего»139. Это смирение, этот смиренный дух в совершенной полноте стяжала Божия Матерь, прославить Которую и вознести прошение к Которой и собрались мы сегодня в этом св. храме.
Св. Православная Церковь величает и прославляет Божию Матерь не только в богородичные праздники, но ежедневно и, более того, за каждым богослужением. Чтобы убедиться в этом, достаточно, хотя бы вспомнить нам сейчас всем хорошо известную богодухновенную песнь утрени: «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1, 46–55), которую произнесла Сама Пресвятая Дева; или хвалебную песнь, поемую в важнейший момент Божественной Литургии, – «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу...» И дома истинно православный человек начинает каждый день своей жизни и завершает его прославлением Богоматери. Основанием такого великого почитания Пресвятой Девы служит то, что Она стала Матерью по плоти Сына Божия. Признавая этот факт как высочайшее служение тайне домостроительства нашего спасения, православный христианин не забывает, что этому служению Божией Матери соответствовали Ее внутренние достоинства – нравственное совершенство и, прежде всего, глубина смирения. Отмечая это, св. Церковь воспевает Ей: «Радуйся тайных цветов прекрасный сущий раю, радуйся Мати Дево... чистотою страннолепно побеждши»140.
Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей – этих духовных цветов, Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождении от Нее Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: «Се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23), то просила Бога, чтобы Он удостоил Ее быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама – и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии – всё это Божия Матерь слушает со смирением, на всё смотрит смиренно и слагает в Своем сердце (Лк. 2, 19). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Ее Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог. Мы Ее видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 19–21). «Говоря таким образом, – рассуждает святитель Московский Филарет, – Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поскольку слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своем. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведенном изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», – сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»141.
Итак, путь славы Божией Матери, путь возвышения – это глубокое смирение. «Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, – говорит св. Димитрий Ростовский, – ибо чрез смирение соделалась достойной быть Его Матерью; тою же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых»142.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Высок подвиг смирения Божией Матери, но подражание ему обязательно для всех тех, кто желает войти в тот чертог славы и жизни бесконечной, где ныне Она пребывает и куда зовет всех Сам Царь Славы. И наша душа в своей мере и степени должна быть украшена христианскими добродетелями – этими духовными цветами и, прежде всего, смирением. «Без смирения, – по словам руководителей в духовной жизни, – все, даже величайшие подвиги» или стремления к высоким занятиям не только «тщетны», но весьма опасны, «могут и вовсе погубить человека»143. Игумен Никон, «добрый пастырь и многоопытный духовник» (так характеризуется он в нашей церковной печати. См. «ЖМП», 1964, №2. С. 45), объясняет опасность исполнения заповедей Божьих без смирения так: «Если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого»144. Преподобный Макарий Египетский, изъясняя взаимную связь смирения и других добродетелей, рассказывает одну притчу о роскошном обеде, который был устроен для знатных гостей. Но так как все яства были приготовлены без соли (понимать следует «без смирения»), то устроитель не только не получил благодарности, а вызвал даже гнев прибывших к нему.
"Так, – говорит игумен Никон, – без смирения всуе все добродетели человека»145.
«А в наше время, – продолжает он в другом месте, – можно видеть, что чуть-чуть человек побольше помолился, почитывает псалтирь, держит пост – и уже мнит себя выше других, осуждает ближних, начинает учить, когда не просят, и проч., и этим показывает свою духовную пустоту и удаление от Господа на «страну далече». Бойся высокого мнения о себе»146.
Познаем же несравненное достоинство глубокого смирения! Будем взирать на пример святейшей жизни Божией Матери и над нами везде и всегда будет Ее покров и материнская любовь.
Аминь.
3. РАДОСТЬ (См. здесь дополнение)
"Радуйся обрадованная, Радосте всего мира!» «Радуйся, Радосте наша!» – такими словами св. Церковь величает Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего Иисуса Христа147. Она воистину есть радость всему миру, радость наша. Промыслом Божиим Она была избрана из тысячи тысяч женщин стать Матерью Господа; вскормила Его, воспитала, пробыла с Ним до тридцатилетнего возраста и в дни Его служения миру сопутствовала Ему, а в последние минуты со креста из уст Его получила завещание быть Матерью всех верующих. Соединив в Себе Божество с человечеством, небо с землей, Она стала усердной Молитвенницей и Заступницей пред Богом за грешное человечество. По Ее предстательству непостыдному и ходатайству непреложному восходят к Престолу Божию молитвы верных, а с Неба нисходят на них милости Божий и благословения.
Свящ. Предание свидетельствует, что Божия Матерь вскоре после Своего Успения – на третий день – явилась св. Апостолам и возвестила: радуйтесь! Я с вами буду всегда! И эту радость Она доставляла – свято исполняла и исполняет Свое обещание. Свидетельством этому служит уже то, что на протяжении многих веков в дни праздников в Ее славу к Ее св. иконам тысячи людей вереницами шли и продолжают идти. Без ответных знамений эти «шествия» не могут быть удовлетворительно объяснены.
Верные служители Христовы неоднократно подвергались бедствиям, немало перенесли скорбей, но никогда не расслаблялись, не падали духом и, тем более, не впадали в отчаяние. Сознание того, что у них есть Владычица мира – Радость наша – преисполняло сердца их духовным утешением, которое с избытком заменяло все радости земные, радости временные, непостоянные. Вспомним с вами суровую, полную лишений жизнь хотя бы одних св. подвижников. Они оставляли мир с его утехами и развлечениями и уходили в места уединений: в горы, пустыни, вертепы. Всю свою сознательную жизнь они проводили в постоянных молитвах и трудах. Но никто из них не высказывал желания вернуться снова в мир. Никто не соглашался променять внутреннее блаженство праведности на временную греховную сладость. Никто не хотел отдавать утешения Неба за утехи человеческие. В Древнем Патерике приводится следующий рассказ одного св. отца о собственных подвигах "Я, – рассказывает он. – каждый день представляю, что слышу от Господа такие слова: потрудитесь ради Меня, и Я упокою вас. Подвизайтесь еще немного, и покажу вам спасение Мое и славу Мою. Если любите Меня, заповеди Мои сохраните (Ин. 14, 15). «Если вы дети Мои, устыдитесь, как отца увещевающего. Если вы братья Мои, окажите Мне уважение, как потерпевшему за вас много. Если вы овцы Мои, послушайте гласа Пастыря (Ин. 10, 27)148.
Там, где есть духовная жизнь, где сердца устремлены Горé, там есть все источники духовных утешений, вся полнота духовной радости, ибо там всегда пребывает Божия Матерь.
Православный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение: «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ...
Если кто унывает, скорбит и в таком состоянии пребывает долго, тот забывает, перестает чувствовать, что с ним пребывает Царица Небесная. Если бы человек всегда помнил, что Она с ним, то печаль бы его быстро обращалась в радость и слезы становились бы слезами утешения.
Называя Божью Матерь нашей Радостью, православный христианин обязан и сам быть радостью для других, для ближних – приносить им благодатный мир и утешение делами любви и христианского милосердия. Если же он не может почему-либо принести радость другим делом, то, по крайней мере, он многое может сделать им добрым словом. Ласковое, успокоительное, сердечное слово – это слово ангельское, это архангельский глас.
Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы наш разум и наше сердце всегда были исполнены мысли и чувства, что у нас есть Небесная Заступница, наше Утешение и Радость! А стремясь к этому, будем усердно просить Ее, чтобы Она помогла нам быть достойными Ее близости!
«Радуйся, Радосте наша!»
Аминь.
Вторая половина проповеди на тему «Радость», если ее произносить в день явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамения» Курской 8/21 сентября.
Православный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без Ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также, прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение «Нечаянная Радость, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ...
А сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, вместе со всей Святой Православной Русской Церковью, прославляя Рождество Пресвятой Богородицы, чествуем и Ее Чудотворную икону, именуемую «Знамение» Курской. Явилась она чудесно в XIII столетии. Один житель Рыльска, охотясь в лесу 8 сентября 1295 г. заметил возле дерева икону. Когда он ее поднял, то увидел с другой стороны образ «Знамение» Божией Матери. На месте, где лежала св. икона, забил ключ чистой воды. Хотя Рыльский князь Василий Шемяка в благодарность за исцеление у этой святыни от слепоты построил в Рыльске храм и хотел было поставить в нем новоявленную икону, но Божия Матерь не благоволила пребывать здесь: неоднократно ставили Ее св. икону в новосозданном храме и всякий раз находили ее в лесу – на месте явления. Тогда жители Рыльска соорудили здесь часовню, где у Чудотворной иконы и стали совершать богослужения. Напавшие в 1383 г. на Курскую землю татары взяли св. икону и разрубили ее, а часовню, до сих пор не загоравшуюся несмотря на все усилия врагов, сожгли. Но св. икона была чудесно восстановлена – и сложенные вместе ее части, как повествует описание, «срослись так, что только в месте, где была расколота икона, показалась аки роса»149.
Велением царя Феодора Иоанновича в конце XVI пока чудотворный образ был вставлен в серебряную позолоченную раму с изображением вверху Господа Саваофа, а по сторонам св. пророков со свитками и перенесен в Курск. В смутные времена начала XVII века, когда интервенты осадили Курск, жители его укреплялись в мужестве для борьбы с врагами помощью и заступничеством Божией Матери. Неприятель отступил от града. Взятые в плен рассказывали, что в стане врага видели на стенах города некую Жену, окруженную светлыми мужами и угрожавшую осаждавшим. Образ «Знамения» Божией Матери вселял надежду на победу и в действующей русской армии в войне 1812 г. Курские граждане, исполненные глубокой веры и любви к Пресвятой Деве, послали в трудные дни список с особо чтимой ими иконы князю Кутузову. Принося глубокую благодарность курскому городскому обществу за бесценный дар, князь Кутузов вместе с тем выразил «и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой Защитницы, как Царица Небесная»150. Мы верим, что и в последнюю – Великую Отечественную войну, когда под Курском развернулись широчайшие военные действия, Царица Небесная была вместе с православными курянами, жившими и живущими единой жизнью Родины.
Православные града Курска и всей нашей великой страны н ныне возносят свои горячие молитвы у св. иконы «Знамение», ибо Божия Матерь была и остается нашей Заступницей, нашим Утешением – Радостью.
Если кто унывает, скорбит и в таком состоянии пребывает долго, тот забывает, перестает чувствовать, что с ним пребывает Царица Небесная. Если бы человек всегда помнил, что Она с ним, то печаль бы его быстро обратилась в радость, и слезы становились бы слезами утешения.
Называя Божью Матерь нашей Радостью, православный христианин обязан и сам быть радостью для других, для ближних – приносить им благодатный мир и утешение делами любви и христианского милосердия. Если же он не может почему-либо принести радость другим делом, то, по крайней мере, он многое может сделать им добрым словом. Ласковое, успокоительное, сердечное слово – это слово ангельское, это архангельский глас.
Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы наш разум и наше сердце всегда были исполнены мысли и чувства, что у нас есть Небесная Заступница, наше Утешение и Радость! А стремясь к этому, будем усердно просить Ее, чтобы Она помогла нам быть достойными Ее близости!
«Радуйся, Радосте наша»!
Аминь.
* * *
Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греческого. Гл. 12, § 20. М., 1900. С. 241–242.
Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греческого. Гл. 12, § 10. М., 1900. С. 237–238.
Прот. П. Шумов. Сборник общедоступных поучений. Вып. 3. М., 1907. С. 252.
Архиеп. Димитрий. Слова, беседы и речи. Т. II. М., 1898. С. 107.
Кондак Покрову Пресвятой Богородицы.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Из песнопения Великой Субботы «Да молчит всякая плоть человеча...»
Из последования повседневной утрени.
См.: прот. П. Шумов. Сборник общедоступных поучений. Вып. 3. М., 1907. С. 262.
Ср. благовестие ангела Гавриила, который, вошед к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословена Ты в женах» (Лк. 1, 28).
Спаситель по человечеству был в повиновении у Нее (Лк. 2, 51), исполнял Ее просьбы (Ин. 2, 1–11), заботился о Ней даже во время крестных страданий (Ин. 19, 26–27).
Служба явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Смоленской», 28 июля, канон утрени, п. 9, тр. 3.
Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря области войска Донского. М., 1913. С. 183.
Служба явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Смоленской». Июль 28. Канон утрени, п. 9, тр. 3.
Св. митрополит Московский Филарет. Слова и речи. Ч. I. М., 1845. С. 508.
Св. Димитрий Ростовский. Творения. СПб., изд-во П. Сойкина. С. 681–682.
См.: игумен Никон. Письма духовным детям. ИМКА-ПРЕСС, 1979. С. 78; схиигумен Иоанн. Письма валаамского старца. Хельсинки, 1979. С. 44; святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 497.
Иг. Никон. Письма духовным детям. ИМКА-ПРЕСС, 1979. С. 9–10. См. и с. 106.
Иг. Никон. Письма духовным детям. ИМКА-ПРЕСС, 1979. С. 10.
Иг. Никон. Письма духовным детям. ИМКА-ПРЕСС, 1979. С. 76.
См. службу «Одигитрии» 28 июля, п. 8, тр. I и акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Древний Патерик, изложенный по главам. Перевод с греческого. М., 1900. С. 408–409.
Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлении чудотворных Ее икон в России. Ч. 3. М., 1853. С. 71.
Е. Поселянин. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвящённых Ее имени чудотворных икон. СПб., изд-во П. Сойкина. С. 578.