Источник

Воздержание

Воздержание всегда похвально.

* * *

Вера вовне показывает себя добрыми плодами, к которым относится и воздержание.

* * *

Что коню свирепеющему и беснующемуся узда, то плоти страстной и похотливой воздержание. Конь уздою воздерживается и повинуется воле всадника правящего. Так и христианин должен плоть похотствующую воздерживать и покорять духу или уму. Но посмотрим, чего хочет плоть и чего – дух и какая между ними битва.

Плоть хочет гордиться, возноситься – дух того не хочет.

Плоть хочет другого презирать и уничтожать – дух того не хочет.

Плоть хочет человека оклеветать, осудить, опорочить – дух того не хочет.

Плоть хочет в гордости и пышности мира сего жить – дух не хочет.

Плоть хочет богатство, славу и честь в мире сем искать и иметь – дух не хочет.

Плоть хочет всякие развлечения в мире сем иметь – дух от них отвращается.

Плоть хочет устраивать застолья, пиршествовать и веселиться – дух того не хочет.

Плоть хочет в красивую щегольскую одежду одеваться – дух не хочет.

Плоть хочет за обиду на ближнего гневаться, злобиться, мстить, зло за зло, досаждение за досаждение воздавать, укоряющего укорять, поношающего поносить, злословящего злословить, обижающего обижать и с ним ссориться – дух от всего того отвращается.

Плоть хочет блудодействовать, прелюбодействовать и в нечистоте валяться – дух от того отвращается.

Плоть хочет упиваться и пьянствовать – дух того не хочет.

Плоть хочет лгать, льстить, обманывать – дух того не хочет.

Плоть хочет в праздности жить – дух того не хочет.

Плоть хочет празднословить, говорить безумные слова, кощунствовать – дух того не хочет.

Плоть хочет чужое добро похищать, красть, отнимать и всячески себе присваивать – дух не хочет, и прочее.

* * *

Тайные и очень скрытые сети его [диавола] – когда он под видом добра зло и под видом добродетели порок, как яд, под медом скрытый, представляет нам. Так он учит мужа жену свою и жену мужа своего оставлять подвидом воздержания, но тем замышляет лукавый дух ввергнуть их в ров прелюбодеяния. Много этого зла на свете. Влагает человеку в сердце от некоторой пищи воздерживаться, ибо от всей невозможно, но тем замышляет то, чтобы он создание Божие порочил, и в высокоумие пришел, и других за то, что едят, презирал и уничижал.

* * *

Воздержание – плод истинной веры.

* * *

Христианин должен воздерживаться не только в пище и питье, но и от всякого зла.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle