14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви
«Читаю... шестопсалмие в будни... охотнее (8:18)
Лучшим занятием в духовной жизни – как для иноков, так и мирян – служит чтение Священного Писания и творений святых Отцов Церкви. Хотя об этом в письмах говорится мало, но и оно вызывает внимание.
Не человеческое слово, а Божие слово «дает жизнь» (7:22). – «В том живот бе» (Ин. 1, 4).
Правильно богословствовать можно только на основе Священного Писания с привлечением Предания, но непременно согласного с ним. «Не по моде ли мы богословствуем? – рассуждает Святитель. – Прежде утверждались на Священном Писании и мало внимания обращали на Предание. Потом с силой заметили сей недостаток; слова: Православие и Предание стали звучать чаще и сливаться в один звук; и начали богословствовать по Преданию, оставляя иногда позади Священное Писание, а некоторые и унижали Писание. Новозаветные священные писатели писали по сошествии на них Святого Духа, и они свидетельствовали и о ветхозаветных, что от «Святого Духа просвещаеми глаголаше святии Божии человецы» (2Пет. 1:21). Так ли верно можно определить минуту, когда церковный писатель сделался святым и, следственно, не просто писателем, подверженным обыкновенным недостаткам человеческим? Церковь, конечно, думала о сем вопросе и учит признавать Предания, с Откровением Божиим согласные. И потому не правильнее ли основывать учение главным образом на Священном Писании, а Преданием дополнять, объяснять, защищать от неправомыслящих? Святой Апостол говорит, что диавол аки «лев, рыкая, ходит, некий кого поглотити» (1Пет. 5:8). Не довольно ли сего для остережения верующего? Надобно ли еще доходить по намекам до подробностей диавольского распоряжения, утверждать, что диавол приставляет злого духа к человеку на всю жизнь, и, остановись на сем, дать слышащему сие учение вопросы: неужели этот приставник здесь, теперь? Неужели святое Крещение ни мало не отстраняет его? Неужели и святость Святых и данная им благодать не удаляет сего приставника, приставленного, как говорят, на всю жизнь? Или Предание лучше знает диавола, нежели Апостол, который говорит, что к рожденному от Бога лукавый не прикасается» (1Ин. 5:18) (14:54–55).
Чтение любой хорошей книги приносит немалую пользу. Увлекшийся ее интересным сообщением, человек на время забывает все беды, все теснящие его скорби, все окружающее. Если так действует доброе человеческое слово, то какова же благодатная сила слова Божия? – И Святитель настойчиво рекомендует: «В тихий, наипаче утренний час, погружайте в него не изыскательный ум, но преданное сердце, желающее в спокойствии наслаждаться Истиной и Любовью Бога своего. Знающие говорят, что у сего источника льются всецелебные силы и неизреченные утешения, если упражнение сие бывает постоянно и соединено с наблюдением, чтобы слово, почерпнутое сердцем, не уронить поступками» (4:1516). Читать слово Божие надо ежедневно – не обязательно много, но обязательно внимательно, прислушиваясь к тому, что особенно коснется сердца. «Исполняйте, по возможности, то, – учит Московский Иерарх, – на что не нужно разрешения ни высшей, ни меньшей человеческой власти, – читайте слово Божие, больше или меньше, но не лишайте себя каждый день сего истинного насущного хлеба» (29:320). «Не столько много, сколько внимательно читать должно. При других ... чтениях две кафизмы, может быть, и неудобно читать каждый день постоянно. Если и одну прочитаете неспешно, тихо прислушиваясь к духу Псалмопевца, и нечто, что ближе коснется сердца, постарайтесь и после чтения воспоминать в должную минуту, труд не будет тощ пред Господом» (29:230). «Новый Завет читать полезно бы по порядку, по одной главе в день, или по две, когда время позволяет. Хорошо бы и Псалтирь читать по порядку, по кафизме, например, в известные времена. В ней найдутся молитвы, наставления утешения, на разные случаи и состояния духа» (29:220). – Указание Святителя читать Новый Завет «по порядку» напоминает завещание своим духовным чадам известного Московского старца святого праведного Алексия Мечева (XX в.): читать ежедневно святое Евангелие по одной главе, начиная с первой главы святого евангелиста Матфея 1-го сентября по старому стилю (по новому стилю 14-го сентября) и т. д. За год прочитываются все четыре Евангелия четыре раза и еще 9 глав от Матфея. – «Скорбящему и болящему» святой Филарет советует лучше всего читать повествование святых Евангелистов «о страданиях Господних, а также и Псалтирь. Это насущный хлеб» (21:75).
О себе Святитель говорит, что он любит читать «шестопсалмие в будни и охотнее в будни, нежели в праздники, в которые кроме сего довольно дела и утомления» (8:18).
Доброе также дело, приносящее духовный плод, есть «мысленное и сердечное употребление изречений Священного Писания, в разных случаях, дабы поставить себя в присутствие Божие и сохранить или восстановить спокойствие духа» (29:221).
С глубоким почтением Святитель относится ко святым Отцам Церкви по уверенности, что их творения раскрывают слово Божие.
«Христианская философия аббата Ботеня, – рассуждает святой Филарет, – не пленила меня, то есть, не заставила себя читать до конца. Посмотрите, как он, желая поставить веру в воскресение Христово, отвергает доказательства истины сего события, и говорит, что оно «не имело свидетелей, кроме Самого Воскресшего». Это значит ломать нижний этаж, чтобы заставить вас перейти в верхний. Да как же будет стоять верхний, когда нижний будет сломан, если бы, по несчастью, сие удалось аббату? Как Вам угодно, а я более, нежели аббату, верю Апостолам, которые именно называют себя «свидетелями воскресения Христова» (Деян. 1:22)» (4:40). С таким же доверием относится он и к свидетельствам святых Отцов Церкви.
«Посмотрите, – взывает Московский Архипастырь, – как они умеют о чистом говорить чисто, всевозможно устраняя противные сему тяжкие выражения. Так говорить надобно стараться и нам» (14:38). И продолжает высказывать пожелания и советы: «Желаю, чтобы чтение святого Максима было Вам по мысли. Это здравая пища для души» (21:30). Читайте «беседы Макария Египетского: надеюсь, что найдете в них пищу просто приготовленную, но чистую и здравую» (29:227). И это так есть: «Человек может Вам сказать только, что читавший Добротолюбие должен не унывать, а учиться по возможности делать добро, с любовью к добру; что недостатки ближних надобно терпеть, потому что и видящий сии недостатки имеет свои недостатки и пользуется долготерпением Божиим; что в предприятиях и делах надобно желать одобрения от Бога и совести, и не слишком заботиться о человеческом одобрении» (21:58). «Не думаю, чтобы Добротолюбие и Нила Сорского читали Вы без пользы. Польза, конечно, есть, хотя, может быть, еще невидима. Впрочем, дело не в том, чтобы много читать, а в том, чтобы в читаемом человек находил относящееся к его состоянию и нужде, и сие исполнял делом» (21:68).
Потому-то Святитель приветствует новые переводы святоотеческих творений и сожалеет, что есть некая критичность в этом направлении. «Рад буду, если напечатают отцы Оптинские книгу Исаака Сирина на славенском. И для цензуры затруднения не предвижу. Желательно было бы, чтобы при сем на некоторые места сделаны были с подлинника пояснения, как сделано в издании Варсанофия Великого. Но если сие окажется трудным – и без сего напечатать хорошо. А с пояснениями славенский текст по мне лучше русского, потому что по свойству языка перевод ближе к подлиннику. Новым переводам я меньше верю» (9:160). «Жаль, если перевод «Исповеди» блаженного Августина останется без пользы. Есть многословие, но, мне казалось, не очень утомительное и искупаемое тем, что есть сказания любопытные и назидательные» (4:36).
Чтение Священного Писания и святоотеческих творений полезно предварить (им сопровождать) знакомством с Катихизисом, написанном святым Филаретом как учение «потребное всякому христианину». В сем труде приводится много духовно весьма важных цитат из священных книг и творений святых Отцов. Как таковой данный труд Святитель тщательно просматривал, вносил изменения и дополнения, просил молиться, чтобы Господь помог ему достойно завершить это весьма важное дело.
«Видя, – пишет Святитель архимандриту Филарету (Гумилевскому) в его бытность Ректором Московской Духовной Академии, – что Вы богословы до сих пор не умеете стать на твердую ногу в богословии, и не имея времени заняться богословией, я теперь пересматриваю Катихизис, чтобы в нем, по возможности, досказать то, что прежде отлагалось до богословии, но чего ваша богословия не досказывает. А Вы богословы по наряду лучше бы сделали, если бы не заставляли других, более Вас занятых, доделывать дело Вашей обязанности» (15:25). «Меня очень занимает пересмотр Катихизиса» (7:310). «Пересматриваю и пополняю Катихизис. Помолитесь, да отверзется мне дверь слова проглаголати тайну Христову и нелестное млеко предложить чадам веры» (7:309). Отвечая на совет архиепископа Рязанского Смарагда пополнить Катихизис, Святитель говорит, что он уже это сделал, две части напечатал, и замечает, что, оградив «от неправд учений Римской церкви», не давал «речи полемического характера, Катихизису мало свойственного» (35:36).
Как следует из слов Святителя – «Катихизис прошел сквозь огонь и воду разных цензур» (16:13), но в конечном счете «старейшими принят с благоволением» (7:310). Еще в 1824 г. митрополит Новгородский Серафим писал святому Филарету: «Никто не сомневается в православии Катихизиса» (19–1:51).
И святитель Филарет пишет и направляет своему духовнику архимандриту Антонию (вернее: преподобному Антонию):
«Посылаю Вам экземпляр нового издания Катихизиса. Другой экземпляр отдайте Вифанскому казначею. Мир Вам и братии» (7:322). (См. также: 24:51, 187, 190).