Источник

13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет)

Уже в изложенных выше очерках, особенно в главе «Монашество», видна великая любовь великого Святителя ко славной обители Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия. Но о сем хочется еще привести его слова, исполненные также благоговения и теплоты.

Мне сейчас вспоминается имя святого Григория Назианзина – «Троического богослова», вся жизнь которого устремлена была туда, где Святая Троица и «Ее сочетанное сияние, Троица, Которой и неясные тени» приводили его в восторг (К. Е.Скурат. Воспоминания и труды по Патрологии. I-V века. Т. 1. Троицкий собор, г. Яхрома, 2006. С. 377). – К обители Той же Святой Троицы устремляет и святитель Филарет свой взор: «Мне хочется к Преподобному, и к Вам», то есть к наместнику Лавры архимандриту Антонию, тоже святому (7:246). «Дом Пресвятыя Троицы зовет меня к себе – и я имею сильную нужду быть там, и ради праздника, и кроме сего» (19–1:91). Хочу в Лавру, «но другую неделю смотрю на дорогу, не могу двинуться. То дела удерживают, то простуда в некоторой степени почти непрерывная» (4:218). Довольно утвердительно он полагает быть в Лавре на празднике. «По освобождении от приготовления к далекому путешествию, мне, – пишет он, – особенно хотелось припасть к Преподобному и просить его благословения на особенные случаи приближающихся месяцев, и вразумления, и охранения от неблагоприятных нечаянностей. Доложите ему о сем во смирении, хотя он, уповаю, и знает, имея ум Христов» (7:248).

Обращаясь к наместнику святой Лавры, святитель Филарет всегда посылает благословение: «Милость Господня с обителью и с Вами и с братией да пребывает» (7:362). «Господь да благословит миром обитель и Вас, отец наместник, и братию» (7:246). «Мир Вам от Господа и благословение от Святителя Алексия» (7:229). «Мир Вам и братии» (7:363)...

Преодолев, с Божьей помощью, трудности и прибыв в святую обитель, Святитель торжествует, испытывая действие молитвы у Престола Пресвятой Троицы и переживая радость общения с подвижнической братией. «Господь сподобил меня, – пишет он к князю Сергею Михайловичу Голицыну, – сего дня в храме Пресвятыя Троицы при мощах Преподобного Сергия, Вашего покровителя, усвоенного Вам во святом Крещении, принести бескровную жертву, и Вас пред Богом молитвенно воспомянуть» (16:92). А наместнику Лавры приносит благодарение за «благословение от Пресвятыя Троицы», от Преподобного Сергия (7:248) и за приветствие с днем Ангела, которое он принял «не только с благодарностью, ... но и с благоговением, как благословение самого Преподобного Отца нашего Сергия» (9:428). Пусть же Богоносный Сергий, – писал он, – «помянет Вашу веру к нему и служение обители его, и да прострет к Вам невидимо благодеющую десницу» (10:189). В свою очередь Святитель умоляет наместника: «От Преподобного Отца нашего Сергия просите мне вразумления и возбуждения от опасной лености к духовной ревности» (10:483). «Поверзите меня пред верным врачом Преподобным Сергием» (4:247).

Находясь в «доме Пресвятой Троицы», Святитель возносит о всех и «за вся» свои святые молитвы и с подлинно архипастырской любовью, с иноческим смирением посылает благословения:

– «От дома Пресвятыя Троицы и от Преподобного Отца нашего Сергия благословение Вам, любезный Андрей Николаевич (Муравьев. – К. С.), и мир да подается и да умножится» (4:200). «От дома Пресвятыя Троицы, молитвами Пресвятыя Богородицы и Преподобного Сергия, Божие благословение Андрею Николаевичу» (4:314). И добавляет: «Здесь праздновал я день Пресвятой Троицы, и праздновал здесь оный около двадцати лет» (4:200).

– «Благословение от дома Пресвятой Троицы и от Преподобного Сергия Вам (Сергею Михайловичу Голицыну. – К. С.) да приидет». «Празднуя день Богом данного покровителя нашего Преподобного Сергия, не преминул я воспомянуть, что он Вам (тому же Сергию. – К. С.) особенный покровитель, по усвоению имени; и, при его предстательстве, принеся мою смиренную молитву о Вашем здравии и спасении, принес память о Вас пред Господом в таинстве Тела и Крови Господней. Ознаменованную сим просфору препровожу к Вам чрез удобное посредство. И теперь Господа молю, да сохранит Он Вас многолетно в здравии, мире, благоденствии, во умножении благодеяния и в блаженной надежде вечных благ». «От обители Преподобного Сергия» – «Благословение Преподобного Сергия да пребывает на Вас к миру и спасению...» (16:64, 61, 70, 67).

– К архиепископу Рижскому Платону: «Препровождаю при сем икону Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, написанную в его Лавре и при мощах освященную. Да приидет с нею действенная помощь сего крепкого и Богоприятного молитвенника о Православной Церкви и о России, и да снидет благословляющее и благодатное осенение свыше на священноначалие и паству Церкви Рижской к ее утверждению в истинной вере и Богоугодной жизни, к распространению чистого света Православия и ко преумножению спасаемых» (11:4).

Святой Филарет с величайшим благоговением почитает Преподобного Сергия, радуется благочинию святой Обители и желает видеть такое же отношение у всех. «Аз, недостойный служитель Преподобного Сергия, мню себя обязанным быть неравнодушным к тому, что касается его чести и святой славы, – заявляет он в письме к архиепископу Черниговскому Филарету (Гумилевскому). – Предо мною листок из жития его, пишемого Вами, брошенный при Ваших Епархиальных ведомостях. Вы пишите, что Преподобный Сергий «решительно отказался от епископского сана», потому что это «значило и отягчать свою совесть, и обречь себя на длинный ряд тревог». Что в сем случае отягчило бы совесть, я не понимаю. При том, святой муж, при помощи Божией, всегда может сохранить свою совесть неотягченной и среди внешних тревог. Но что особенно прискорбно, Вы приписываете отречение Преподобного Сергия от епископства политическому расчету, или самолюбивому охранению себя от трудных забот о благе Церкви, и таким образом затмеваете чистую добродетель смирения, которая, по истинному сказанию, есть единственная причина отречения его от епископства. Не надежно для нас догадками проникнуть в души святых, которые далеко выше нашего созерцания» (15:51–52). Преподобный Сергий – святой, в сонме которых почивает Бог, – и есть «добрая мысль, чтобы, для удобнейшего приближения к Богу с нашей стороны, приблизиться к Преподобному Сергию» (21:40)... В самой Лавре, «благодарение Богу, благополучно. А с дороги больных иногда в наши больницы привозят. Между прочими привезен был крестьянин из села Городка, но, убоявшись лекаря, не хотел остаться в нашей больнице. С ним не спорили, и отвезли его в село. Но приехав туда, тотчас узнал он, что его товарищ уже умер от холеры. Тогда он сказал: лучше умереть у Преподобного Сергия. Возвратился в нашу больницу и выздоровел. В некоторых селениях неподалеку от Лавры болезнь действует сильно» (16:64)... Молебны в Лавре совершаются чинно – «одним образом». И так с 1797 года. «О умножении гробовых иеромонахов я предлагал не раз, но не предвидят от сего лучшего, и я еще не решаюсь на перелом. Иларий, старец благочестивый, выстаивает при мощах Преподобного иногда до двенадцати часов непрерывно, и когда ему говорят о помощнике, отвечает: не лучше ли подождать, когда Преподобный меня отставит, то есть, когда совсем не будет силы служить. Дабы молебны совершать правильнее, мы поставили послушников, чередующихся для пения» (4:370).

Пребывания в Лавре полезно и спасительно для здоровья телесного и духовного – «благоприятно здоровью и занятиям. И мне, – свидетельствует Московский Иерарх, – не хочется спешить возвращением в Москву» (16:56). «Преподобный Сергий сотворил мне милость, что я, приехав в Лавру невыздоровевшим, мог однако провести сии дни без большого затруднения» (16:83). Здесь, у святых мощей Преподобного Сергия, обращаются к нему с просьбой, дабы он «своей Богоугодной молитвой» предстательствовал пред Богом и испрашивал «дни долгие, благие, продолжение деятельности по духу Христову, на пользу многим и Отечеству» (16:97). – Уходят укрепленные. – «Под покровом Господним и Божией Матери и Преподобного Сергия здравие и мир» (14:21). И своему родителю он пишет: «Хорошо в Лавре, говорите Вы. Это правда. Между прочим великая выгода и то, что там все сосредоточивается около одного центра; и потому движения самых блудящих звезд удобнее могут быть приведены в правила» (12:134).

Святитель радуется, что его любовь к Святой Лавре, благоговение к ее основателю, а ныне покровителю ее и нас, разделяют и другие. «Искренне благодарю,... что разделяете со мною общее наше благоговение к духовному покровителю и благодетелю нашему Преподобному Сергию» (13:86). И молится: «Да будет он многомилостив к Вам, как долготерпелив и милостив к моему недостоинству» (13:86), да испросит Вам то, чтобы Ваш «внутренний человек паче и паче обновлялся и созревал в вере и любви к Богу и ближним, и уготовлялся к Небесному житию, и чтобы здешний век пользовался светом жизни-Вашей» (16:111–112).

И хочется вместе с великим Святителем повторить:

«Кто даст мне криле, и полещу, и почию в Лавре?» (19:524).


Источник: Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Проф. К.Е. Скурат. Москва : «Ковчег», 2010. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle