Азбука веры Православная библиотека профессор Константин Петрович Победоносцев Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы

Источник

Содержание

Чрезвычайные события в Церкви и государстве

Торжество священного коронования

Открытие мощей св. Феодосия Углицкого

Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц

I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Xолмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III. Миссионерская деятельность в других епархиях европейской России 1) В Казанской епархии 2) В Вятской епархии 3) В Архангельской епархии В Самарской епархии 6) В Саратовской епархии 7) В Уфимской епархии 8) В Пермской епархии 9) В Екатеринбургской епархии Раскол Выдающиеся события в жизни раскола Отношение раскольников к всероссийской народной переписи 1897 г. Сектантство Противоправительственное движение в среде духоборов-постников О появлении новой секты в Астраханской губернии Об обнаруженной в Якутской области новой секте противоправительственного направления Меры борьбы с расколом и сектантством IV. Наши заграничный церкви и миссии Освящение новой русской церкви в Иерусалиме О принятии Святейшим Синодом в свою собственность сооруженной в городе Канне церкви Миссии и церкви Алеутской епархии Православная миссия в Японии Учреждение духовной миссии в Корее V. Отношение русской Церкви к единоверным церквям Востока и славянских земель Приветственные послания Св. Синода Разрешение сбора пожертвований Пожертвования, оказанные Св.Синодом: утварью, церковными облачениями и другими предметами церквям и монастырям за границей: в 1896 г. В 1897 г. Деньгами разным учреждениям и лицам в 1896–97 гг. О безмездном отпуске книг церквам и монастырям за границей: в 1897 г. В 1897 г. VI. Духовное просвщение Духовно-учебные заведения Состав начальствующих и служащих Число и состав студентов Присуждение ученых степеней Присуждение премий Учебно-вспомогательные учреждения при академиях: библиотеки и музеи О введении наук истории и разбора западных исповеданий и история и обличение русского раскола в круг общеобязательных предметов академического образования О введении форменной одежды для студентов Казанской академии и об увеличении оклада содержания казеннокоштных студентов Духовные семинарии Некоторые частные распоряжения относительно семинарий и служащих в них Об увеличении ежегодного сметного ассигнования на содержание зданий некоторых духовных семинарий Духовные училища Некоторые распоряжения о духовных училищах Женские училища духовного ведомства и некоторые частные распоряжения относительно них Состояние епархиальных женских училищ Важнейшие мероприятия по духовно-учебному ведомству в 1896 и 1897 гг. О привлечении детей инородцев, обучающихся в церковно-приходских и народных школах, в духовно-учебные заведения Об открытии в г. Екатеринодаре епархиального женского училища и преобразовании Ржевского училища О предоставлении прав на пенсии, увеличении окладов, зачете службы и проч. Об освобождении детей лиц, служащих в духовных консисториях, и учителей церковно-приходских школ от платы за обучение По вопросу об участии воспитанников духовно-учебных заведений в разного рода обществах О прекращении учебных занятий в духовно-учебных заведениях среди учебного года и продлении каникул Об учреждении стипендий при духовно-учебных заведениях и пожертвованиях на сии заведения О средствах на содержание духовно-учебных заведений за 1896 и 1897 гг. О постройке новых и исправлении старых зданий духовно-учебных заведений Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской Империи в 1896 и 1897 годах Управление школами и надзор за ними Число церковных школ Количество учащихся в них Помещения церков. школ Средства содержания церковных школ Учащие в церковных школах Воспитательная часть в церковных школах Учебная часть в церковных школах Сельскохозяйственные, ремесленные и рукодельные занятия при церковных школах Учебники, учебные пособия и письменные принадлежности в церковных школах Библиотеки для внеклассного чтения Религиозно-нравственные чтения в церковных школах. Воскресные занятия со взрослыми Земельные участки при церковных школах Отношение населения к церковным школам Событие священного коронования в жизни церков. школ Церковно-школьное дело на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Нельзя не упомянуть об участии церковных школ на Всероссийской выставке 1896 года в в Нижнем Новгороде, где наглядно были представлены успехи церковно-школьного дела за первое десятилетие после возрождения церковной школы. Духовная литература в 1896–1897 гг. О седьмом присуждении премий покойного митрополита Московского Макария за сочинения по предметам богословских наук и вообще духовного образования О присуждении в 1896 и 1897 гг. премии покойного преосвящ. Макария, митрополита Московского, за лучшие учебники и учебный пособия по предметам, преподаваемым в дух. семинариях и училищах Духовная цензура Деятельность духовно-цензурных комитетов а) С.-Петербургского б) Московского VII. Материальные средства церковных учреждений и церковного управления 1) Епархиальные доходы 2) Специальные средства Святейшего Синода 3) Суммы, отпускаемые из казны Материальное положение приходского духовенства Приложения за 1895–96 гг. Ведомость о мужских и женских монастырях за 1895 год Ведомость о числе монашествующих, послушников и послушниц за 1895 год Ведомость о церквях за 1895 год Ведомость о белом духовенстве за 1895 Ведомость о числе жителей православного исповедания за 1895 год Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших лицах православнаго исповедания за 1895 год Ведомость о числе умерших лиц православнаго исповедания с показанием их лет за 1895 год Ведомость о духовно-учебных заведениях за 1896 год Ведомость о начальниках и наставhиках в духовно-учебных заведениях за 1896 год Ведомость об учившихся в духовно-учебных заведениях за 1896 год Ведомость о числе воспитанниц в женских училищах духовного ведомства, состоящих под высочайшим ее императорского величества покровительством за 1896 год Ведомость о причтах, получавших содержание из сумм государственного казначейства за 1896 год Ведомость о церквях, построенных в 1896 году Ведомость о библиотеках при церквях за 1896 год Ведомость о больницах и богадельнях, состоявших при монастырях и церквях в 1896 году Ведомостьо брaкopa3boдных делах за 1896 год Ведомостьо числе лиц, присоединившихся к православно в 1896 году Ведомость о состоянии сумм попечительств о призрении бедных духовного звания за 1896 год Ведомость о церковно-приходских попечителбствах за 1896 год Приложения за 1896–97 гг. Ведомость о мужских и женских монастырях за 1896 год Ведомость о числе монашествующих, послушников и послушниц за 1896 год Ведомость о церквях за 1896 год Ведомость о белом духовенстве за 1896 Ведомость о числе жителей православного исповедания за 1896 год Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших лицах православного исповедания за 1896 год Ведомость о числе умерших лиц православного исповедания с показанием их лет за 1896 год Ведомость о духовно-учебных заведениях за 1897 год Ведомость о начальниках и наставниках в духовно-учебных заведениях за 1897 год Ведомость об учившихся в духовно-учебных заведениях за 1897 год Ведомость о числе воспитанниц в женских училищах духовного ведомства, состоящих под высочайшим ее императорского величества покровительством за 1897 год Ведомость о причтах, получавших содержание из сумм государственного казначейства за 1897 год Ведомость о церквях построенных в 1897 году Ведомость о библиотеках при церквях за 1897 год Ведомость о больницах и богадельнях, состоявших при монастырях и церквях в 1897 году Ведомость о бракоразводных делах за 1897 год Ведомость о числе лиц, присоединившихся к православию в 1897 году Ведомость о состоянии сумм попечительств о призрении бедньих духовного звания за 1897 год Ведомость о церковно-приxодских попечительствах за 1897 год Ведомость о церковных школах учительских в течение 1897 года Ведомость о числе церковно-приходских школ и учащихся в них в 1895–96 учебном году Ведомость о числе школ грамоты и учащихся в них в 1895–96 учебном году Ведомость о числе церковно-приходских школ и учащихся в них к 1 января 1898 года Ведомость о числе школ грамоты и учащихся в них к 1 января 1898 года Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах церковно-приходских к 1 января 1897 года Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах грамоты к 1 января 1897 года  

 
Чрезвычайные события в Церкви и государстве

Первый из отчетных 1896-й год ознаменован для отечественной Церкви нашей и государства Российского двумя чрезвычайными событиями. 14-го мая совершилось священное коронование Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы, а 9-го сентября – открытие честных и многоцелебных мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Оба эти события полны глубокого значения для жизни русского народа.

Торжество священного коронования

В священном действии коронования, под. предстоятельством первенствующего Члена Святейшего Синода митрополита С-Петербургского Палладия, имели участие: митрополиты – Киевский Иоанникий и Московский Сергий, экзарх Грузии архиепископ Владимир, архиепископы: Финляндский Антоний, Холмско-Варшавский Флавиан, Иркутский Тихон, Литовский Иероним, Казанский Владимир и Херсонский Густин, епископ Костромской Виссарион, присутствующий в Святейшем Синоде епископ Гурий и Тихон, епископ Можайский. Особенно достопамятно участие, наряду со святителями русской Церкви, представителей всех четырех восточных патриархов. В этот день Церковь Русская и Церковь Восточная, или лучше вся Православно-Восточная Церковь слилась в одной общей молитве в одном храме. От вселенского патриарха представителями были член Константинопольского патриаршего священного синода митрополит Никомидийский Филофей и митрополит Анхиальский Василий, от Иерусалимского патриарха – архиепископ Филадельфийский Дамиан, от Александрийского – митрополит Ливийский Игнатий и от Антиохийского – митрополит Киликийский Герман. – При богослужении во время священного коронования присутствовал также представитель Сербского митрополита архимандрит Вениамин.

Всероссийское торжество коронования было светло празднуемо во всей России, в Царствующем граде С.-Петербурге, в городах и селах, торжественным богослужением, всенародными молебствиями на площадях, крестными ходами. – Во множестве приходов, особенно сельских, школы после церкви были главным центральным местом коронационных празднеств.

В ознаменование священного Коронования и в увековечение памяти о сем событии, разные сословия и общества и частные лица в городах и селениях, приносили многочисленный пожертвования на храмы, на дела благотворения и просвещения.

Духовенство Вологодской епархии, по предложению своего архипастыря, преосвященного Алексия, выразило готовность вносить в епархиальное попечительство о бедных духовного звания ежегодно определенную жертву, во все время Богом благословенного царствования Вашего Императорского Величества, на образование особого благотворительного капитала, на проценты с коего могли бы быть открываемы и содержимы при мужских и женских монастырях богадельни и приюты для престарелых, убогих, неспособных к труду и бесприютных сирот духовного ведомства. Ежегодный взнос этой жертвы составляет сумму до 3.000 руб. Монастыри епархии предложили, со своей стороны, бесплатное помещение у них свыше 70 лицам, с отоплением и освещением, а не которые даже и со всем содержанием. Так положено в епархии доброе начало обеспечения тех немалочисленных членов духовенства, кои лишены возможности иметь приют и присмотр в семействах. Наиболее обильные пожертвования на храмы Божии, на их построение или украшение были следующие: Староста Нижегородского кафедрального собора тамошний 2-й гильдии купец П. Сотников обновил и украсил на собственный средства сей собор, израсходовав на это свыше 50.000 руб. – Прихожане Покровской церкви с. Боброва, Рыльского у., Курской г., пожертвовали на построение новой каменной церкви в названном селе имевшийся у них капитал более 47.000 р., а староста той же церкви крестьянин А. Алюшин, со своей стороны, пожертвовал на тот же предмет 10.000 руб., да 10.000 руб., – на вечное время, на украшение имеющего быть выстроенным нового храма. – Староста Богоявленской церкви г. Нового Оскола, Курской губ., П. Панченков устроил в церкви новый иконостас и произвел ремонт на сумму 25.000 руб. – Вдова генерал-майора Клокачева пожертвовала 20.000 руб. на постройку новой церкви в селе Висеринанах, Белецкого y., Бессарабской губ. – Жители села Киселевки, Звенигородского у., Киевской губ., владелица Киселевского имения, вдова генерал- адъютанта А. Исакова и правление Киселевских свеклосахарных и рафинадных заводов соорудили новую деревянную церковь во имя свят. Чудотворца Николая, пожертвовав на это 14.000 руб. – Прихожане церкви с. Кацмазова, Могилевского у., Подольской губ., пожертвовали на постройку в их приходе новой церкви свыше 10.000 руб. – Попечитель вновь учрежденного Бекреневского монастыря, Донской епархии, хорунжий И. Стефанов пожертвовал 10.000 руб. на сооружение храма в означенном монастыре. – Кишиневский мещанин И. Данко пожертвовал 10.000 руб. на постройку церкви в селе Джолтае, Бендерского y., Бессарабской губ. – Прихожанин Костромской Всесвятской церкви личн. поч. гражд. П. Сергеев изготовил в сию церковь серебряное напрестольное облачение, стоимостью 6.000 р.– Отлиты или заказаны колокола: в Тихонову Калужскую пустынь в 1500 пуд., для Свято-Троицкого монастыря, что близ г. Киева, в 1.200 п., в с. Воздвиженское, Клинского уезда, Московской губ., в 1000 пуд., в Симбирскую Воскресенскую церковь в 700 слишком пуд. – В г.г. Туле и Орле местными обывателями – в первом Н. Мусатовым, а во втором И. Коньковым заявлена готовность выстроить двухклассные церковно-приходские школы: Мусатовым на этот предмет пожертвовано 15.000 руб., а Коньковым – 6.000 руб. – В Полтавской епархии, в Переяславском уезде четырьмя обществами селений Андрушей, Вьюниц, Великой и Малой Каратули, постановлены приговоры о постройке и открытии четырех церковно-приходских школ, с женскими отделениями, причем на постройку ассигновано деньгами и материалом до 7.000 р. – В 25-ти приходах Литовской епархии причтами и прихожанами пожертвовано до 8.000 руб. на колокола, иконы и разные принадлежности церковного богослужения. – Крестьяне 15-ти волостей той же епархии Кобринского уезда пожертвовали 1.775 р., на устройство библиотек в 14 народных и 12 церковно-приходских школах. – Прихожане с. Головачского, Гродненского уезда, постановили собрать до 1200 руб. на постройку церковно-приходской школы, а прихожане с. Деречинковского, того же уезда, постановили устроить у себя церковь-школу, для чего отвели 11/2 десятины земли и ужена первых порах собрали до 800 руб. – Почетный попечитель Николаевской богадельни в г. Туле Попов пожертвовал капитал на постройку при богадельне двухэтажного корпуса на 20 кроватей, в котором 10 человек будут призреваться на средства жертвователя.

В ознаменование и в память священного Коронования Ваших Императорских Величеств за оба отчетные года по одному только ведомству православного исповедания сооружено: 23 церкви, 5 приделов, 8 молитвенных домов, 2 колокольни, 194 колокола, 22 церковных ограды, 32 иконостаса, 480 киотов, икон и риз к ним, 73 запрестольных и выносных креста, 308 хоругвей, 56 паникадил, 89 лампад, 46 плащаниц и гробниц для них, открыто или выстроено помещений для 95 церковно-приходских школ и школ грамоты, учреждено 3 общества трезвости и 6 богаделен и приютов.

Открытие мощей св. Феодосия Углицкого

9-го сентября 1896 г. совершилось великое и глубоко радостное для отечественной Церкви торжество – открытие многоцелебных мощей архиепископа Феодосия Углицкого, Черниговского чудотворца.

Православный русский народ, почитая память почившего святителя Феодосия со дня его преставления, во множестве стекался к его могиле для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенную помощь его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его, и исцеления различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией при гробе святителя Феодосия открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по Черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского. Уверенность в святости почившего Феодосия, чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления, в православном народе возрастала и утверждалась. Святейший Синод поручил преосвященному Черниговскому собрать и доставить сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого. По получении таковых сведений, Св. Синод признал благовременным приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении останков святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшее обследование сего дела Синодом возложено было на преосвященного митрополита Киевского Иоанникия и местного епископа Антония, которые совместно с викарием Черниговской епархии и некоторыми другими лицами духовного сана, 5 июля 1895 г., прибыли в пещеру при Борисоглебском храме и, по совершении панихиды, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя, причем оказалось, что тело сохранилось нетленным, несмотря на пребывание его в течете 200 л. в пещере. Независимо от сего приглашены были лица, испытавши на себе или на своих сродниках чудесные исцеления при благодатной помощи святителя Феодосия. От лиц этих, под присягой и за рукоприкладством собраны показания о действительности совершившихся над ними чудотворений. Таких событий обследовано было 49, из числа коих 12 занесены в книги кафедрального собора.

Святейший Синод, рассмотрев со всевозможным тщанием все обстоятельства дела, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Феодосия и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и во всеподданнейшем докладе выразил следующее свое мнение: 1) во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославленных, и нетленное тело его признать святыми мощами и 2) службу святителю Феодосию составить особую, а до времени составления таковой отправлять ему службу общую святителям, с установлением для празднования дней преставления его и открытия мощей. На всеподданнейшей записке моей, при которой повергнут был означенный доклад Синода, Ваше Императорское Величество, в 13-й день апреля 1896 г., соизволили собственноручно начертать: «Согласен. Прочел с умилением». Во исполнение таковой воли, Св. Синодом поручено было преосвященному митрополиту Киевскому, совместно с епископом Черниговским, торжественно открыть мощи святителя Феодосия, совершив таковое 9 сентября 1896 г.

На торжество открытия прибыли в Чернигов преосвященные: Волынский, Херсонский, Самарский и Гдовский; собралось много высокопоставленных военных и гражданских лиц, свыше 100 священнослужителей и до 100 т. поклонников. Празднование началось совершением, в 12 часов дня, 5 сентября, торжественной во всех градских храмах панихиды по святейшем патриархе Адриане, совершившем хиротонию святителя Феодосия во епископа, по благочестивейшим государям императорам и государыням императрицам от Петра I до Александра III включительно, по родителям святителя иерее Никите и Марии и по всем почившим архипастырям Черниговским. В тот же день вечером мощи святителя были облачены в новея архиерейские одежды. Затем 6 сентября, вечером, также во всех церквах совершено заупокойное по святителе Феодосие всенощное бдение, а 7-го сентября отслужены были: заупокойная божественная литургия и последняя панихида по святителе Феодосие.

8-го сентября, в кафедральном соборе совершено было всеми бывшими в г. Чернигове архипастырями и при участии многочисленного духовенства всенощное бдение. При пении литийных стихир последовал выход из собора с крестным ходом к Борисоглебскому собору, где почивали мощи святителя Феодосия. Приблизившись к пещере, крестный ход остановился, назначенные к несению гробницы священнослужители во главе с митрополитом Киевским и прочими архиереями, вошли в пещеру; здесь, по окроплении св. водой гробницы и покровов, преосвященные переложили мощи святителя Феодосия в новый кипарисный, обшитый шелковой материей, гроб и заперли его замком. По совершении сего, гроб со святыми мощами изнесен был из пещеры и вместе с ними началось обратное шествие крестного хода к кафедральному собору. Когда показался гроб, многотысячная толпа богомольцев, с зажженными свечами в руках, с молитвенными, обращенными к святителю, возгласами и рыданиями благоговейно опустилась на колени. По обнесении гроба с мощами вокруг собора, он был внесен в храм и установлен посредине оного, на приготовленном возвышении. В положенное по церемониалу время гроб был отперт преосв. митрополитом, и священнослужащие стали петь величание святителю, во время которого народ стоял с воженными свечами и молился коленопреклонно. По окончании всенощного бдения храм оставался открытым всю ночь, с той целью, чтобы всем богомольцам дать возможность приложиться к св. мощам, причем архипастыри и священнослужители помазывали их св. елеем. 9-го сентября, в день празднования открытия св. мощей, божественная литургия совершена была высшим духовенством с особою торжественностью. На малом входе с Евангелием, священнослужители подняли гроб со св. мощами, внесли его чрез царские врата в алтарь и поставили сначала пред престолом, а потом на горнем месте на возвышении, чтобы почивающий во гробе святитель виден был находившимся в храме богомольцам. Митрополит и архиереи стояли по сторонам его, как сослужащие. По окончании литургии и произнесении преосвященным Иоанникием соответствующего торжеству слова, св. мощи снова изнесены были на средину храма; начался молебен святителю Феодосию; при пении тропаря угоднику Божию духовенство подняло гроб с мощами и обнесло его, как и накануне, с крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. Затем святые мощи вновь внесены были в собор и вставлены вместе с гробом в изготовленную усердием д. ст. сов. Н. Терещенко и жены его богатую сребро-позлащенную раку, которую и поставили на помосте, устроенном на правой стороне собора между колоннами. По провозглашении протодиаконом: «Паки и паки, преклонше колена, святителю и чудотворцу Феодосию помолимся», митрополит прочел молитву святителю, после которой началось лобызание св. мощей.

Во дни открытия мощей святителя Феодосия были проявлены разительные случаи чудесных исцелений больных от тяжких и застарелых недугов. В народе говорилось о многих случаях таковых исцелений. О некоторых из сих случаев заявлено исцеленными соборному причту, а последним сделаны записи за рукоприкладством самих исцеленных и свидетелей сих исцелений. Особенно резко выделилось чудесное исцеление одного расслабленного крестьянина, который не вставал со своего ложа 15 лет; он принесен был на руках к св. мощам и здесь стал на ноги и всенародно воздал хвалу Богу. Не менее этого поразительны были и следующие случаи: один глухонемой мальчик, 12 л., заговорил и начал слышать, а другой, 6 л., лишенный зрения, прозрел. Благодатные исцеления у целебоносных мощей угодника Божия не перестают проявляться и до настоящего времени.

В день открытия святых мощей преосвященным митрополитом Киевским, вместе с прочими лицами, послана была Вашему Императорскому Величеству телеграмма, на которую Ваше Величество соизволили ответить: «Сердечно благодарю всех собравшихся на открытие мощей святителя Феодосия за молитвы. Благодать Господа Бога да пребудет над нашей дорогой Россией».

Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц

В период отчетного времени праздновались следующие юбилейные торжества: в 1896 году: 500-летие блаженной кончины святителя Стефана Пермского, 100-летие обретения святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, 300-летие со дня рождения царя Михаила Феодоровича, 100-летие со дня рождения императора Николая I и 100-летие кончины императрицы Екатерины II; в 1897 году: 400-летие кончины священномученика Макария, митрополита Киевского, 400-летие существования Корнилиево-Комельского монастыря, Вологодской епархии, 300-летие открытия святых мощей преподобного Антония Римлянина, 300-летие пребывания в Почаевской лавре чудотворной иконы Почаевской Божией Матери, 300-летие Свято-Духовской церкви в г. Вильне, 150-летие основания Костромской духовной семинарии и 100-летие со дня рождения Московского митрополита Иннокентия.

26 апреля 1896 г. исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины святого Стефана, епископа Пермского, просветителя зырянского края. Празднование этого дня с особенной торжественностью совершалось в Вологодской и Пермской епархиях, где по преимуществу сосредоточена была миссионерская деятельность святителя Стефана. Так, накануне торжества, 25 апреля, во всех церквах означенных епархий были совершены заупокойные литургии по усопшим епископам Пермским и Вологодским, а за всенощным бдением прочитано было житие святителя Стефана, с величанием и акафистом сему святителю. Святейший Синод определил, чтобы при богослужениях в церквах тех же епархий имя святого Стефана впредь возглашалось после имен святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. 26 апреля совершены были во всех церквах торжественные литургии, а после оных – молебные пения и крестные ходы к тем местам, которые запечатлены теми или иными подвигами святителя Стефана.

В г. Великом Устюге, на родине святителя Стефана, в ознаменование апостольских трудов его, учреждено при местном Прокопиевском соборе православное Стефано-Прокопиевское братство, поставившее главной своей задачей вести борьбу с расколом, утверждать население в православной вере и распространять в народе религиозно-нравственное образование. В этом же городе устроена церковно-приходская школа, с наименованием оной Свято-Стефановской, а в с. Усть-Выме, Яренского уезда, где угодник Божий проявил особенное усердие к просвещению язычников-зырян Христовою верою и где основал первые христианские церкви, монастыри, училища, странноприимницу и архиерейскую кафедру, существовавшая двухклассная церковно-приходская школа наименована Стефановской. При Вологодском архиерейском доме, в память просветителя зырян, открыты церковно-приходская школа и церковное древлехранилище, в котором будут собраны все сохранившиеся в пределах епархии вещественные памятники, относящиеся ко времени просветительных трудов святителя Стефана. Торжественно отпразднована была 500-летняя годовщина святителя Стефана и в г. Москве, где при Спасо-Преображенском, на Бору, соборе почивают мощи святителя Стефана. В С.-Петербурге, в здании думы состоялось торжественное собрание членов местного комитета православного миссионерского общества, при многочисленном собрании народа.

В той же Вологодской епархии совершилось, 2 сентября 1896 г., и другое церковное торжество по случаю 100-летнего юбилея обретения святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца.

Так как святой угодник своим происхождением принадлежал городу Вологде, а иноческие подвиги его имели место в го- роде Тотьме, то и празднование юбилея главным образом состоялось в этих городах. В Вологде, накануне праздника, во всех церквах были совершены всенощные бдения с выходом на литию, а в самый день торжества – ранние литургии с молебнами. Совершился крестный ход с чудотворными и местно чтимыми иконами из кафедрального собора в Спасовсеградский монастырь, где и отслужены были божественная литургия и молебное пение преподобному Феодосию, при участии всего городского духовенства. В г. Тотьме, где почивают святые мощи преподобного, празднование отличалось особенным благолепием. В торжестве участвовали преосвященный Вологодский Алексий и преосвященный Нафанаил, бывший епископ Архангельский. На литургии возносились имена державных благотворителей обители: императоров Петра I, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II и III, а также имена почивших архиепископов и епископов. В память торжества открыта богадельня на 10 кроватей для престарелых и сиротствующих лиц духовного звания из Тотемского уезда, с наименованием оной Феодосиевскою и с содержанием призреваемых на средства обители. Тотемское земство, в память торжества, приобрело иконы преподобного как для земских училищ, так и для церковно-приходских школ. Кроме того, земство устроило на Тотемском солеваренном заводе приют-ясли для детей, оставляемых матерями без присмотра и ухода в летнее рабочее время.

12 Июля 1896 года, в г. Москве, по случаю исполнившегося 300-летия со дня рождения Царя Михаила Феодоровича – во всех храмах были совершены заупокойные литургии и панихиды. Особенной торжественностью отличалось богослужение в Знаменском монастыре, на Варварке, при котором находится дом бояр Романовых и где 12 июля 1596 г. родился Царь Михаил Феодорович. В Архангельском придворном соборе в Кремле, где находится гробница Царя Михаила Феодоровича, заупокойная литургия и панихида совершены соборне придворным духовенством.

В Александро-Невской часовне, что на Моисеевской площади, в г. Москве, приходское духовенство служило панихиду по знаменитым сподвижникам Царя Михаила Феодоровича – князе Димитрии Пожарском, Нижегородском гражданине Козьме Минине и Иване Сусанине. Такое же заупокойное богослужение по Царе Михаиле Феодоровиче происходило и во всех церквах г. Костромы и в Ипатиевском монастыре.

25 июня 1896 года, в день столетия со дня рождены Императора Николая I, во всех приходских столичных храмах были совершены торжественные заупокойные богослужения. Из Исаакиевского собора после панихиды совершен был крестный ход к памятнику Императора Николая I. Здесь митрополитом С.-Петербургским в присутствии Ваших Императорских Величеств совершен был молебен с провозглашением многолетия Вашему Величеству и всему царствующему Дому, вечной памяти императору Николаю I и многолетия победоносному воинству и всей богохранимой державе Российской.

6 ноября 1896 года, по случаю исполнившегося 100-летия со дня кончины Императрицы Екатерины II, в царствование которой состоялось окончательное присоединение к России Северо-Западного края, во всех церквах Литовской епархии были совершены заупокойные литургии. С особенным благолепием поминовение Великой Императрицы совершалось в г. Вильне.

1 мая 1897 г., в гг. Киеве и Вильне торжественно отпраздновано было 400-летие со дня мученической кончины святителя Макария митрополита Киевского, мученически умерщвленного в тяжкие времена унии. Святые мощи его нетленно почивают в Киево-Софийском соборе.

В ознаменование того же события и вместе в память священного Коронования Ваших Императорских Величеств, в одной из окраин г. Киева совершена закладка церковной школы, устроенной Киевским религиозно-просветительным обществом на собранный от разных учреждений и лиц пожертвования.

10 июня 1897 г. совершилось празднование 400-летгя существования Корнилиево-Комельского монастыря, Грязовецкого уезда, Вологодской епархии. В этот день издревле в обители воспоминается, по преданию, пришествие преподобного Корнилия на место подвигов в Комельский лес в 1497 году, в царствование Иоанна III. В память юбилейного торжества, обитель преподобного приняла на полное свое содержание 5 лиц из заштатного и сиротствующего бедного духовенства.

1 августа 1897 г. исполнилось 300 лет со времени обретения мощей преподобного Антония Римлянина. Событие это было торжественно отпраздновано в Новгороде, в монастыре преподобного Антония, чудесно прибывшего в Новгородские пределы в 1106 году. Мощи преподобного открыты в 1597 году, в царствование Феодора Иоанновича.

8 сентября 1897 г. праздновалось 300-летие пребывания чудотворной иконы Пресвятой Богородицы на горе Почаевской, Волынской епархии.

Ровно 300 лет тому назад православная владелица м. Почаева, Кременецкого уезда, жившая в своем поместье, близ Почаева, Анна Гойская, видя неоднократные явления чудодейственной силы названной иконы, подаренной ей, в благодарность за гостеприимство, в 1559 году, проезжавшим тогда чрез Волынь греческим митрополитом Неофитом и затем в течение 38 лет находившейся в ее домашней часовне, – и считая себя недостойною обладать такою святынею, пригласила епископа, священников и иноков, и торжественно при многочисленном стечении народа, перенесла ее на гору Почаевскую. С тех пор до настоящего времени, в течение трех веков, эта святая икона пребывает в Почаевской обители, являя благодатную силу на всех, с верою молящихся пред нею. Перенесши эту драгоценную святыню и установивши ее в существовавшей уже тогда каменной Успенской церкви, Анна Гойская, вместо бывшей до того времени на горах Почаевских простой пустынной обители в пещерах, положила основание при упомянутой церкви общежительного монастыря и выдала сему монастырю дарственную запись на разные угодья в принадлежавшем ей Почаевском имении. Монастырь этот, впоследствии, пережил много тяжелых испытаний; в 1675 г. он подвергался нападению татар, а в 1721 г. захвачен был униатами и обращен в монастырь базилианского ордена. Во время польского мятежа 1830 г. Почаевские монахи-базилиане принимали в этом мятеже самое деятельное участие, наделяя мятежников деньгами и печатая в своей типографии прокламации и разного рода воззвания. Ввиду такой противогосударственной агитации, монастырь этот, по Высочайшему поведению в 1831 г., был закрыт и возвращен в ведение православного духовенства. В 1833 г. он возведен на степень лавры.

На праздник прибыли преосвященный митрополит Киевский Иоанникий, протоиерей Иоанн Сергиев из Кронштадта и другие почетный лица. Торжество началось прибытием в Почаевскую лавру нескольких крестных ходов из ближних и дальних сел. По окончании службы и по благословении митрополитом народной трапезы, приготовленной на средства лавры, для 2000 человек, состоялся в обширном зале одного из монастырских строений юбилейный акт. На посланную Киевским, Подольским и Волынским генерал-губернатором телеграмму с донесением о торжестве, Ваше Императорское Величество изволили удостоить генерал-губернатора следующим ответом: «Сердечно тронут молитвами собравшихся в Почаевской лавре и прошу всем передать Мою благодарность за выраженные чувства».

Празднование 300-летия со времени первого построения в г. Вильне церкви во имя Святого Духа состоялось 3, 4 и 5 октября 1897 г.

Означенный храм Виленским Свято-Духовским братством построен и освящен в 1597 году, при нем вскоре же возник Свято-Духов монастырь, остававшийся во времена унии единственным в г. Вильне православным церковным учреждением; храм этот сначала деревянный, а с 1832 г. каменный – служил твердым оплотом православия и охраной русской народности в крае.

В память юбилейного торжества Свято-Троицкое братство открыло в принадлежащем ему доме особую школу церковного пения для приготовления в оной как псаломщиков, так и учителей пения в церковно-приходских школах, с ежегодным отпуском на эту школу: из братских средств по 1500 руб., от Свято-Духова монастыря 300 руб. и из доходов епархиального свечного склада по 500 руб. Кроме того, предположено построить в г. Вильне третью церковь-школу в западном предместьи города – Лукишках.

150-летний юбилей со дня основанья Костромской духовной семинарии отпразднован был 25 сентября 1897 года.

По случаю исполнившегося 26 августа столетия со дня рождетя митрополита Московского Иннокентия во всех храмах города Москвы, а также в Казанском соборе г. С.-Петербурга совершены были заупокойные богослужения. В память этой годовщины, Миссионерское Общество в Москве постановило учредить 10 стипендий имени митрополита Иннокентия в открываемой на родине святителя, в селе Ангинском, Иркутской епархии, двухклассной церковно-учительской школе.


Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

Комментарии для сайта Cackle