Источник

I. Управление

Синодальное

Присутствие святейшего Правительствующего Синода в 1896–1897 гг. составляли: митрополиты: С.-Петербургский и Ладожский Палладий – во весь отчетный период, Киевский и Галицкий Иоанникий с 1 января по 19 мая 1896 г., с 14 ноября того же года до 21 марта 1897 г. и с 9 ноября до конца 1897 г. и Московский и Коломенский Сергий (ныне умерший) с 1 января по 22 февраля 1896 г. и с 14 ноября того же года до 12 марта 1897 г. и с 9 ноября до конца 1897 г.·, архиепископы: Новгородский и Старорусский Феогност с 1 января по 19 мая 1896 г., с 14 ноября того же года до 2 мая 1897 г. и с 14 октября до конца 1897 г.; Финляндский и Выборгский Антоний – во все отчетное время, Херсонский и Одесский Иустин – с 1 января по 19 мая 1896 г., Иркутский и Верхоленский Тихон – с 27 января по 19 мая 1896 г., Рижский и Митавский (ныне Казанский) Арсений – с 5 июня по 2 ноября 1896 г. и со 2 июня по 14 октября 1897 г. и епископы: Псковский и Порховский Антонин – с 14 ноября 1896 г. по 10 мая 1897 г., Тобольский и Сибирский (ныне Рижскии) Агафангел – с 10 мая по 9 августа 1897 г., Тверской и Кашинский Димитрий с 14 октября до конца 1897 г., Маркелл, бывший Полоцкий и Гурий, бывший Смоленский – оба во весь отчетный период времени.

Епархиальное

В конце 1897 г. в пределах Империи состояло 64 епархии и одна епархия в Америке; епархиями управляли 3 митрополита, 14 архиепископов и 48 епископов. Викариев при епархиальных преосвященных было 36.

Перемены в составе Российской иерархии

В личном составе Российской церковной иерархии произошли в 1896–1897 гг. следующие перемены:

Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (ныне умерший) возведен в сан архиепископа.

Возведены в сан епископа и назначены: наместник Успенской Киево-Печерской лавры, архимандрит Сергий – епископом Уманским, викарием Киевской епархии; настоятель Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря, архимандрит Евфимий – епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии; ректор Иркутской духовной семинарии, архимандрит Евсевий – епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, а затем епископом Камчатским; ректор Новгородской духовной семинария, архимандрит Аркадий – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, а затем епископом Туркестанским; ректор Костромской духовной семинарии, архимандрит Менандр – епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, а потом епископом Балтским, викарием Подольской епархии: ректор Самарской духовной семинарии, архимандрит Филипп – епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, ректор Могилевской духовной семинарии, архимандрит Михаил – епископом Ковенским, вторым викарием Литовской епархии; ректор Казанской духовной академии, архимандрит Антоний – епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии; ректор Холмской духовной семинарии, архимандрит Тихон – епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии (ныне епископ Алеутский); ректор Томской духовной семинарии, архимандрит Никанор – епископом Киренским, викарием Иркутской епархии (ныне епископ Якутский) и ректор С.-Петербургской духовной семинарии, архимандрит Павел – епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

Переименован второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иоаким в первого викария той же епархии.

14 октября 1897 г. воспоследовало высочайшее соизволение на восстановление в С.-Петербургской епархии кафедры третьего викария, с присвоением ему именования «епископа Ямбургского» и производством ему содержания из местных средств. На кафедру епископа Ямбургского назначен, того же 14 октября, настоятель Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, архимандрит Вениамин.

Перемещены: архиепископ Рижский Арсений – на Казанскую архиерейскую кафедру; епископ Архангельский Никанор – на кафедру епископа Смоленского, епископ Екатеринославский Владимир – на кафедру епископа Екатеринбургского (ныне находится на покое); преосвященный Екатеринбургский Симеон – на Екатеринославскую архиерейскую кафедру; епископ Рязанский Иустин – на кафедрѵ епископа Уфимского; епископ Орловский Мисаил – на кафедру епископа Могилевского; епископ Астраханский Митрофан – на кафедру епископа Орловского; епископ Вятский Сергий – на кафедру епископа Астраханского, епископ Якутский Мелетий – на кафедру епископа Рязанского; епископ Подольский Димитрий – на кафедру епископа Тверского; епископ Тульский Ириней – на кафедру епископа Подольского; епископ Тобольский Агафангел – на кафедру епископа Рижского; второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иосиф – на кафедру епископа Острогожского, викария Воронежской епархии; викарий Тверской епархии, епископ Старицкий Гавриил – на кафедру епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии.

Назначены: викарий Киевской епархии, епископ Уманский Иоанникий – епископом Архангельским; викарий Нижегородской епархии, епископ Балахнинский Алексий – епископом Вятским; викарий Иркутской епархии, епископ Киренский Никодим – епископом Якутским (ныне епископ Забайкальский); викарий Полтавской епархии, епископ Прилукский Тихон – епископом Оренбургским (ныне умерший); викарий Черниговской епархии, епископ Новгород-Северский Питирим – епископом Тульским; викарий Воронежской епархии, епископ Острогожский Владимир – епископом Оренбургским; викарий Тульской епархии, епископ Каширский Михаил – епископом Таврическим (ныне умерший); виварий Вологодской епархии, епископ Велико-Устюжский Антоний – епископом Тобольским, первый викарий Литовской епархии, епископ Ковенский Христофор – епископом Екатеринбургским; викарий Казанской епархии, епископ Чебоксарский Анастасий – епископом Туркестанским (находился некоторое время на покое и ныне назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии) и второй викарий С.-Петербургской епархии, епископ Гдовский Назарий – епископом Олонецким.

Уволены от управления епархиями: епископ Смоленский Гурий, за назначением его присутствующим в Святейшем Синоде, председателем Училищного при Святейшем Синоде совета и управляющим Московским ставропигиальным Донским монастырем; епископ Могилевский Евгений (ныне умерший); викарий Холмско-Варшавской епархии, епископ Люблинский Гедеон, с назначением ему местожительства в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре; архиепископ Таврический Мартиниан (ныне умерший); епископ Екатеринбургский Владимир, с назначением ему местопребывания в Корсунском монастыре; епископ Олонецкий Павел, с назначением ему местожительства в Московском Высокопетровском монастыре.

Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов

В течение 1896–97 гг. русская церковь понесла нисколько утрат в лице почивших иерархов. За это время она лишилась трех архиепископов и семи епископов.

13 октября 1896 г. скончался архиепископ Савва. В лице почившего архипастыря угас близкий ученик и свидетель трудов и подвигов приснопамятного митрополита Московского Филарета, подъявший немалый труд к увековечению в памяти потомства высоких заслуг для Церкви и государства знаменитого святителя.

Первоначальное служение преосвященный Савва проходил в Московской епархии под руководством славного ее архипастыря, митрополита Филарета, в должностях ризничего Московской Синодальной (Патриаршей) Ризницы, ректора духовных семинарии и академии и викария Московской митрополии в сане епископа Можайского (с 1862 г.) Ценным плодом его деятельности явился составленный им «Указатель Московской Синодальной (Патриаршей) Ризницы», удостоенный премии от Императорской Академии Наук. Последовательно управлял преосвященный Савва Полоцкой (с 1866 г.), Харьковской (с 1875 г.) и Тверской (с 1879 г.) епархиями.

Между научными трудами преосвященного Саввы, следует отметить особенно – изданные трудами преосвященного «Собрание мнений и отзывов Московского митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам и по делам православной Церкви на Востоке» и «Письма» Московского святителя к высочайшим особам и многим другим лицам. Эти издания, снабженные учеными примечаниями и объяснениями, и между ними особенно «Собрание мнений и отзывов», представляют ценный вклад в церковно-историческую науку.

Почивший 2 сентября 1897 г. архиепископ Казанский Владимир известен был своей миссионерской деятельностью, продолжавшейся около 30 лет. Служение епископское он проходил с 1880 г., когда был посвящен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии; после того он последовательно управлял епархиями: Томской (с 1883 г.), Ставропольской (с 1886 г.), Нижегородской (с 1889 г.) и Казанской (с 1892 г.).

С назначением его начальником Алтайской миссии, началась его практическая миссионерская деятельность, имевшая плодотворный последствия. Более чем 20-летнее пребывание его на Алтае (1865–1886 гг.) имело важное значение для юной, только начинавшей свое существование, Алтайской миссии. Он устроил до 20 селений для новокрещенцев, причем воздвиг в разных местах 28 церквей и молитвенных домов, более 30 зданий выстроил для миссионерских учреждений: школ, библиотек, больниц, аптек, причтовых помещений и т. п. На школы он обращал особливое внимание, так как в них воспитывались на началах христианской религии дети новокрещенцев, имевшие впоследствии сами быть миссионерами и учителями среди своих некрещеных собратий. Постоянно совершая поездки по городам Алтая, большей частью верхом, преосвященный Владимир неутомимо проповедовал алтайцам Слово Божие на их родном языке. В то же время под его личным руководством и при его участии, были переведены на алтайский язык и изданы Евангелия от Матвея и Луки, воскресные литургийные евангельские чтения, некоторые богослужебные чинопоследования, жития святых и различные поучительные статьи в прозе и стихах·, составлены и отпечатаны алтайско-русский словарь с книгой для чтения и грамматика алтайского языка с алтайско-русским и русско-алтайским словарями. В бытность свою в Казани, в последние 5 лет своей жизни, архипастырь совершал частые поездки по инородческим селениям Казанского края, научая вере и доброй нравственности крещеных татар, чуваш, черемис и мордву и своим сердечным словом производя глубокое впечатление на простые сердца слушателей. Особенным вниманием почившего архипастыря пользовались и все миссионерские учреждения г. Казани: инородческая семинария, крещено-татарская школа и миссионерские курсы при Казанской духовной академии. Самое близкое и деятельное участие принимал он и в бывшем в Казани, уже незадолго до его кончины, третьем Всероссийском Миссионерском съезде.

В лице скончавшегося 8 сентября 1896 г. преосвященного Дионисия, епископа Уфимского, церковь русская лишилась святителя-миссионера, подъявшего великие труды и подвиги во благо Св. Церкви в течение 55 лет пастырства.

Ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия, архиепископа Иркутского(впоследствии митрополита Московского), преосвященный Дионисий начал миссионерское служение в 1844 г., с назначением священником походной миссионерской церкви в далекой Якутской области. В течение 10 лет после того он совершил с этой церковью миссионерское путешествие в 9130 верст по Верхнему, Среднему и Нижнему Колыму для просвещения светом Христова учения инородческих племен, обитающих на пространстве от реки Индигирки до Анадыри. Тысячи инородцев обращены были его проповедью ко Христу. По неизмеримым пространствам Якутской области приходилось ему ездить в страшные морозы на собаках и оленях и ходить пешком по глубоким снегам, горам и стремнинам, постоянно подвергая опасности жизнь свою, особенно во время свирепствующих на севере Сибири снежных буранов. Наряду с проповедью среди якутских инородцев шло изучение нравов, обычаев и разных инородческих языков. Плодом этого глубокого изучения было составление и издание азбуки и грамматики якутского языка и перевод священных, богослужебных и духовно-нравственных книг на якутский язык.

Возведенный в 1867 г. в сан епископа Якутского, викария Камчатской епархии, преосвященный Дионисий, по отбытии в Москву его руководителя в миссионерском служении. великого святителя-миссионера Иннокентия, назначенного (в 1868 г.) митрополитом Московским, явился продолжателем его просветительных подвигов среди инородцев Сибири, сначала в звании викария названной епархии, а затем, с 1870 г., со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане Якутского епархиального архиерея. Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии. Перемещенный в 1883 г. на Уфимскую кафедру, преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во блого Церкви Православной.

Остальные скончавшиеся преосвященные: Гавриил, епископ Имеретинский (скончался 25 января 1896 г.), Николай (сконч. 29 октября 1896 г.) и Тихон (сконч. 5 декабря 1896 г.), епископы Оренбургские, Никон, епископ Туркестанский (сконч. 19 июня 1897 г.), и Макарий, епископ Камчатский (сконч. 7 сентября 1897 г.), оставили по себе память ревностными заботами о благоустроении разных сторон в епархиальном управлении. Из них преосвященный Гавриил приобрел себе известность ревностной миссионерской деятельностью среди диких племен Абхазии и Сванетии и своим проповедническим дарованием; проповеди его выдержали на родном ему грузинском языке 3 издания и были переведены на русский и английский языки. Преосвященные Николай и Макарий обратили на себя внимание миссионерскими трудами: первый – в православной миссии в Китае и последний – среди сибирских инородцев.

Из преосвященных, удалившихся от управления епархиального и проживавших на покое, скончались Донат, бывший архиепископ Литовский (сконч. 16 апреля 1896 г.), и Евгений, бывший епископ Могилевский (сконч. 22 апреля 1897 г.).

Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания

В центральном управлении ведомства православного исповедания произошли следующие перемены:

1) По высочайше утвержденному 26 февраля 1896 г. мнению Государственного Совета образован по особому штату, в виде отдельного учреждения в центральном управлении ведомства, Училищный Совет при Святейшем Синоде, предназначенный, под высшим управлением Святейшего Синода, для ближайшего заведования церковноприходскими школами и школами грамоты. Состав Училищного Совета определен в числе следующих лиц: председателя, его помощника, наблюдателя церковноприходских школ с 2 помощниками, 9 постоянных членов, врача и архитектора. Для делопроизводства в Училищном Совете учреждены при нем канцелярия под заведованием одного из постоянных членов в составе 8 штатных чинов и Статистический отдел под управлением наблюдателя церковноприходских школ в составе 2 чинов. Вместе с тем установлены должности чинов инспекции церковноприходских школ в епархиях и других местных служебных лиц по управлению школами. Расход, вызываемый образованием этих учреждений и должностей, в сумме 82.200 руб., отнесен на счет отпущенных из Государственного Казначейства с начала 1896 г. вообще на содержание церковноприходских школ и школ грамоты 3.279.145 руб. Тем же мнением Государственного Совета утверждено положение об управлении означенными школами, определяющее устройство этого управления, а также права и обязанности должностных лиц по управлению. Таким образом великое дело народного образования на основах церковных, возрожденное в 1884 г. державной волей в Бозе почивающего родителя вашего императорского величества, получило прочное устройство, при котором для него открылась полная возможность усовершаться и развиваться к истинному благу нашего отечества.

С 1-го января 1896 г. вошли в силу Высочайше утвержденные в 1895 г. новые штаты контроля при Святейшем Синоде и архива и библиотеки Святейшего Синода. Увеличенный в своем составе, учреждения эти получили возможность должным образом расширить свою деятельность и вести ее на более твердых основаниях. Контроль при Святейшем Синоде получил в том же 1895 г. и особое положение, которым определены были круг и способы деятельности этого учреждения. Для Архива Святейшего Синода, в соответствии новому его штату, было признано нужным также выработать особое положение, которое и удостоилось высочайшего утверждения 31 июля 1897 г. С того же 1897 г. отпущено из Государственного Казначейства, по высочайше утвержденному 6 мая 1896 г. мнению Государственного Совета, пособие по 3000 р. в год, в течение 5 лет, на издание трудов Высочайше учрежденной в 1865 г. Комиссии по разбору и описанию дел и документов Синодального Архива, состоявшей до последнего времени под председательством покойного академика Бычкова.

Новое устройство получили находящиеся в ведении Хозяйственного управления при Святейшем Синоде Московская и С.-Петербургская Синодальные Типографии. С распространением в последние десятилетия грамотности в России и с пробуждением в народе, особенно под влиянием возникающих повсеместно церковноприходских школ, потребности в религиозно-нравственном чтении, деятельность Московской и С.-Петербургской Синодальных Типографий по печатанию книг из года в год увеличивалась. Значительную часть Синодальных изданий, печатавшихся несколько лет тому назад тысячами и десятками тысяч экземпляров. оказалось необходимым печатать сотнями тысяч экземпляров. Ввиду этого Святейшим Синодом в 1888 г. устроена была, вместо прежней небольшой, помещавшейея в здании Синода, С.-Петербургской Синодальной Типографии с 5 скоропечатными машинами и несколькими печатными станками, новая обширная Типография в нарочито выстроенном для того здании по Кабинетской улице, с 16 усовершенствованными скоропечатными машинами, приспособленными к печатанию нескольких тысяч листов в час, и с открытием в ней новых отделений – словолитного, стереотипного и переплетного. Московская Синодальная Типография издавна служит главным центром отпуска Синодальных изданий внутрь России. Между тем, несмотря на расширение деятельности обеих Типографий, оставались в действии высочайше утвержденные для них в 1867 г. и в 1870 г. штаты, которые, по ограниченности состава служащих и по недостаточности окладов их содержания, не соответствовали ни современному состоянию этих Типографий, ни изменившимся в течение последних 25 лет условиям жизни. Ввиду этого Святейший Синод признал необходимым произвести в означенных штатах некоторые изменения с увеличением числа служащих и с возвышением окладов их содержания на счет специальных средств Святейшего Синода. В общей сложности по новым штатам на содержание Московской Синодальной Типографии назначено 36.250 руб., более прежде отпускавшейся суммы приблизительно на 10.000 р., а С.-Петербургской – 27.950 руб., более прежнего приблизительно на 8000 р. Вновь выработанные штаты Синодальных Типографий удостоены высочайшего утверждения 20 апреля 1896 года.

Состояние епархиальных управлений

Епархиальное управление сосредоточивалось в бывших к началу 1896 г. 60 духовных консисториях. Из них две – Владикавказская и Финляндская, получившие штаты еще в 1895 г., вступили в действие по этим штатам с января 1896 г., согласно высочайше утвержденным 29 мая и 25 декабря 1895 г. мнениям о том Государственного Совета.

В устройстве всех других духовных консисторий, существующих на основании общего их штата, высочайше утвержденного 25 марта 1869 г., не произошло существенных изменений. Только для одной из них – Иркутской составлен новый штат, который, по Высочайшем утверждении 16 декабря 1896 г., и введен в действие с 1 января 1897 г. Необходимость дарования Иркутской духовной консистории нового штата вызвана была тем, что сумма, назначенная на содержание консистории по штатам 1869 г. ввиду значительно изменившихся в протекшие после того 25 лет условий жизни, оказалась настолько недостаточной, что служащие в консистории испытывали крайнюю скудость в средствах к жизни, а епархиальное начальство затруднялось в правильном и успешном течении дел при бывшем вследствие этого неудовлетворительном составе чиновников. Новый штат Иркутской духовной консистории составлен применительно к таким же новым штатам, утвержденным в 1894 и 1895 г. г. для вновь открытых Забайкальской и Омской духовных консисторий и введенным в 1895 г. в прежде существовавших консисториях – Якутской и Камчатской. По этому штату положены, как и в 4 названных консисториях. возвышенные оклады жалованья: секретарю – 2.275 р. (вместо прежних 1500 р.), столоначальникам и секретарю при епархиальном архиерее по 1050 р. (вместо 600 р.) и казначею, архивариусу и регистратору по 900 р. (вместо 500 р.); а также соответственно увеличена сумма, отпускавшаяся на содержание канцелярских чиновников и на канцелярские и хозяйственные расходы. По тому же новому штату Иркутской духовной консистории произведено и некоторое сокращение в ее составе упразднением одного (из 4) делопроизводства и исключением из прежнего штата консистории 2 должностей (члена и столоначальника).

В 1897 г. ревизии подвергнуты были консистории: Финляндская, Екатеринославская, Екатеринбургская, Кишиневская и Полоцкая. По поводу открытых этими ревизиями неправильностей в делопроизводстве означенных консисторий Святейшим Синодом сделаны были свое временно соответственные указания епархиальным начальствам. Независимо от сего, в видах улучшения делопроизводства в консисториях, мною признано было необходимым дать секретарям консисторий особую инструкцию, которой определялись бы с точностью служебный обязанности секретарей и вместе с тем преподано бы было им обстоятельное руководство относительно образа их действий, в различных, особенно затруднительных, случаях служебной деятельности. С этою целью в 1897 г. мною образована при канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода особая комиссия из опытных в делопроизводстве ведомства Православного Исповедания чинов центральная управления ведомства, епархиального управления и управления военного и морского духовенства, устроенная во многих отношениях по образу управления епархиального.

Обозрение епархий преосвященными

Ёпархиальные преосвященные продолжали лично обозревать свои епархии, несмотря иногда на чрезвычайную дальность расстояний и трудности сообщений; в иных епархиях, сами обозревая одни местности, они другие поручали осматривать викариям. При этих обозрениях преосвященные обращали внимание на внешнее и внутреннее состояние храмов, на деятельность духовенства по совершению богослужений, требоисправлениям, проповеданию слова Божия в храмах и вне оных, на хранение церковных сумм и вообще церковного имущества, на ведение документов, на отношения причтов к прихожанам и на состояние духовного просвещения в народе. Предметом особенного внимания при обозрении епархий были школы и деятельность в сих школах духовенства.

При обозрении епархий особенно много пришлось потрудиться архипастырям сибирским. Так, преосвященный Забайкальский в зимнее время совершил две поездки: одну от Читы до Байкала на протяжении 700 верст и другую – на восток от Читы на протяжении 800 верст.

Местность, подлежавшая обозрению преосвященного Забайкальского в первую поездку, лежит от Верхнеудинска по течению реки Селенги до ее устья и заселена очень густо православными жителями, усердно преданными Святой Церкви; здесь и церквей много и школ довольно. В этой местности нет ни одного раскольника, нет ни одного сектанта. Но, к сожалению, строящаяся по этой местности железная дорога, на работы которой отовсюду собралось множество всякого народа, действует разрушительно на добрые нравы. Священники жалуются, что народ вообще делается «слабее» против недавнего прошлого: заметно у многих стремление к легкой наживе, развивается страсть к нарядам (у женщин), желание обставить свое жилище на городской манер, меньше замечается доверия друг к другу, по местам развивается пьянство, неуважение младших к старшим. Вообще заметно, что край приходит в какое-то брожение. При беседах со священниками преосвященный Георгий внушал им употребить все силы, чтобы воспользоваться движением народа и направить его по доброму пути. Средствами к этому, кроме обычного общения с прихожанами в обыденной жизни, преосвященным были везде рекомендованы – церковная проповедь, вне богослужебные собеседования, школа и влияние духовника во время исповеди в особенности на тех, в ком заметна перемена в характере или жизни. К счастью, в этой местности духовенство по образу жизни и по своему образованию и развитию выше, чем во многих других местах епархии. Насколько народонаселение остается преданным пока Святой Церкви и своим пастырям – это можно отчасти видеть из тех встреч, в высшей степени торжественных, который делает население своему архипастырю. Несмотря на зимнюю стужу и пронзительный холодный ветер, все церкви преосвященный заставал наполненными народом даже в позднее ночное время; в некоторых местах народ не вмещался в церкви и стоял вне ее в церковной ограде . От Читы на восток до границы епархии преосвященный проехал до 800 верст. Здесь население состоит из казаков и частью из крестьян. Селения в большинстве расположены по р. Ингоде и Шилке и их притокам; по этим же речкам прокладывается и железнодорожный путь. Все названные селения, летом 1896 года чрезвычайно пострадали от бывшего наводнения, так что некоторые поселки, напр. Кручининский, совершенно были снесены водой, а в некоторых снесены только отдельные части жилищ, но почти все затоплены были водой. От воды пострадали и церкви и причты. В Усть-Карийском селении новая деревянная церковь, хотя и уцелела, но значительно была попорчена, так как вода в церкви заливала нижний ряд подсвечников на паникадиле. Ограда и сторожка совсем унесены водой. Церковь предположено перенести на возвышенную местность. Забайкальские казаки и вообще не отличаются религиозностью, а железная дорога, с одной стороны, привлекшая для своей постройки отовсюду массу развращенного народа, с другой же – давшая местным жителям щедро оплачиваемые заработки, еще более понизила это чувство: в большей степени, чем прежде, стали развиваться пьянство, азартная картежная игра, семейный раздор; церкви стали пустеть даже в великие праздники; в праздничные дни в каждой деревне с самого утра до глубокой ночи, по отзывам священников, слышны шум, крик, безобразная брань иди песни пьяной толпы, снующей со двора во двор, и это безобразие отражалось и на детях школьного возраста... Но вот гнев Божий разразился в самом грозном явлении природы: от беспрерывных проливных дождей, продолжавшихся целые недели, вода во всех реках и речках поднялась до необыкновенной высоты, вышла из берегов и потопила все на пути: сенокосы, пашни, деревин, пасущийся скот и даже во многих местах железную дорогу; так как вода шла огромной волной и, следовательно, появление ее было внезапное, то каждому приходилось спасать не имущество, а свою жизнь. Во многих селениях разорение жителей было полное, но, благодарение Господу! – человеческих жертв почти не было. По словам священников, это несчастье всюду сопровождалось раскаянием. Во всех поселках, где пострадали церкви, жители прежде всего позаботились исправить повреждения в приходском храме и к приезду преосвяшенного все храмы приведены были уже в благолепный вид.

Преосвященный Тобольский посетил крайние пункты епархии на восток, именно местности Сургутского округа, в которых Тобольские архипастыри не бывали почти полвека. В поездку эту (на протяжении до 4000 верст) преосвященный посетил, кроме г. Сургута, сел. Там, где пароход приставал к берегу для нагрузки дров и где вообще всегда собирался народ, преосвященный выходил на берег для беседы и благословения собравшихся. Остановки эти всегда сопровождались раздачей брошюрок и икон. Особенно в поселениях остяков, не видевших, может быть, вовсе православного архиерея, выход его на берег составлял свое го рода событие.

Преосвященным Енисейским для обозрения церквей епархии была совершена поездка в 2000 с лишком верст. Для обозрения избраны были церкви на юго-западе, юге и юго-востоке епархии.

Такой выбор вызван был необходимостью быть на границе Ачинского и Минусинского округов для освящения оконченного постройкой молитвенного дома во имя св. великомученика и целителя Пантелеймона на озере Широ.

Викарием Иркутской епархии, Епископом Киренским, Николаем совершены, по поручению епархиального архиерея, четыре поездки по епархии, всего в эти поездки преосвященным викарием сделано было около 2000 верст. Первая поездка имела целью открытие нового Больше-Голоустенского миссионерского стана по берегу Байкала, каковое открытие и состоялось 4-го марта. Вторая поездка была совершена для освящения вновь построенного, вместо сгоревшего в январе 1895 г., храма во имя свв. апостолов Петра и Павла в селении Быковском. Третья поездка имела специально миссионерский характер в Тункинский край. В эту поездку посещены пять миссионерских станов, Нилова пустынь, в которой имеет местопребывание сотрудник Шимковского миссионера, и пять приходских церквей. Четвертая поездка имела также специально миссионерский характер – для проповеди слова Божия язычникам-бурятам. В эту поездку преосвященный имел утешение совершить лично во всех миссионерских станах крещение 419 человек, язычников-бурят. В ту же поездку преосвященный, по поручению архиепископа, совершил при многочисленном стечении народа и с большой торжественностью закладку на фаянсовой фабрике купца И. Д. Перевалова храма во имя св. и чудотворца Николая в память священного коронования ваших императорских Величеств.

Епископом Камчатским обозрены церкви, расположенный вниз по Амуру до г. Хабаровска, затем – церкви Уссурийского и Южно-Уссурийского края, и, наконец, церкви, существующие на обе их половинах острова Сахалина – северной и южной. все эти церкви посещены епископом Макарием с 26 июня по 19 Августа 1896 г. Во время обозрения епархии освящено несколько храмов, а именно: 1-го июля освящен храм в станице Ветоковой, во имя Рождества Христова. Храм этот устроен на средства прихожан и пожертвования благотворителей. Первая лепта на благоукрашение его пожертвована вашим императорским Величеством, при проезде чрез станицу Ветокову в 1891 году. Ветхость и убожество старого Ветоковского храма подвигли ваше величество выразить желание о замене его новым, и ныне вместо ветхого и убогого воздвигнут просторный, новый, достаточно украшенный святой дом Божий. 13-го июля епископ Камчатский освятил храм в селении Березниках, на южном Сахалине, во имя св. благоверного князя Владимира, а 21 июля храм в селении Корсаковском, на северном Сахалине. 1-го августа освящен храм в селении Раковке, Южно-Уссурийского края, во имя Живоначальной Троицы. 11-го Августа, в обратное следование епископа чрез г. Хабаровск, освящена изящно устроенная и благолепно украшенная церковь в доме Приамурского генерал-губернатора в честь св. Мученика Сергия, – а 12-го Августа совершено освящение церкви во имя св. апостола Филиппа, в приготовительной школе Сибирского кадетского корпуса.

При обозрении епархии оказалось, что есть священники, которые в добрую меру служат своей жизнью по духу пастырскому и добрым примером для своих прихожан, ревностно учительствуют и с церковной кафедры, и в школах, в качестве законоучителей оных, не забывают руководить прихожан в деле лучшего устроения их материального быта, изыскивая, напр., новые отрасли сельского хозяйства, чему и сами подают добрый пример. Так, духовенство южно-уссурийского края старается разводить у себя образцовые пчельники и тем самым знакомит население с такой полезной отраслью хозяйства, которая при разумном ведении и незначительных затратах может служить крестьянину значительным подспорьем в его жизни. Опыт показал, что пчеловодство в здешнем климате изумляет своими результатами. Один улей дает до 10 хороших роев, так что из 6 колодок, привезенных в 1890 г., теперь насчитывается до 2500 ульев. При обозрении сахалинских церквей, в неоднократной личной беседе с военным губернатором остр. Сахалина, преосвященный Макарий имел суждение о делах, касающихся благоустроения сахалинских церквей и лучшей обеспеченности духовенства, применительно к высочайше утвержденным новым штатам чиновников тюремного ведомства на острове Сахалине, а также о необходимости увеличить число церквей на острове, ввиду увеличения его населения.

Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства

В 1896 году протопресвитер военного и морского духовенства посетил подведомые ему церкви Финляндского военного округа и несколько более отдаленных от столицы, церквей Петербургского округа.

Как в Финляндии так и по берегам Волхова, воинские части поставлены одиноко от общества, и живут исключительно военной семьей. На станциях железных дорог, гостиницах, пароходах (в Выборге, Тавастгусте, Улеаборге, Торнео, Гельсингфорсе, Ревеле) протопресвитер не видел ни одной русской газеты и книжки, изредка слышал русское слово: русские там – как чужие, и местные жители дают это русским чувствовать на каждом шагу. На деле выходит, что в Финляндии русские войска, живя в обществе, лишены общества, и что еще хуже, окружены людьми, которые в большинстве недружелюбно к ним относятся. Эта отчужденность неблагоприятно влияет на характер и поведение не только нижних чинов, но и офицеров, особенно холостых. Священник и службами, и беседами внебогослужебными, и распространением брошюр религиозно-нравственного содержания, и словом и делом должен неустанно работать, чтобы благодетельно влиять на свою паству. Солдат-новобранец, оторванный от родной семьи, при новых условиях и требованиях военной службы, с трудом привыкает к особому, незнакомому ему, строю жизни: а тут еще стоянка не вполне благоприятная, лишающая тех невинных развлечений, коими в других местностях обильно пользуются собратья его по оружию. Священник, блюститель покоя душевного своих чад духовных, нравственно обязан, зависящими от него мерами, предупреждать горькие последствия одиночества, скуки и тоски. «Тоска по родине» может с особенным успехом развиваться в войсках, имеющих стоянку в указанных местностях. К утешению, военные пастыри этих местностей, по свидетельству о. протопресвитера, стоят на высоте своего призвания; храмы Божии, относительно, благолепны, пение – стройное, проповедничество в церкви и ведение бесед в казармах неопустительное, толковое и удобопонятное; библиотеки при церквах и лазаретах достаточно изобилуют брошюрами и книгами религиозно-нравственного содержания. Кладбища военные с каждым годом приводятся в лучший порядок: в Выборге, Ревеле, Тавастгусте устроены даже на них храмы Божии. В крепости Свеаборге, в Тавастгусте, Ревеле, в Кречевичских казармах устроены и поддерживаются главным образом средствами офицеров школы для детей, по преимуществу из воинского звания: военные священники с любовью и усердием посвящают свободные часы на пользу религиозно-нравственного развития детей. В крепости Свеаборге находятся три школы и все, благодаря заботам и материальной помощи коменданта крепости, генерал-лейтенанта Аргамакова и его супруги доведены до образцового порядка. Школы эти в крепости, отстоящей от города Гельсингфорса на расстоянии трех верст, при затруднительном иногда сообщении Свеаборга с Гельсингфорсом, представляют для обитателей крепости, – людей семейных и недостаточных, неоценимое благодеяние. С особенным интересом протопресвитер осмотрел военную церковь на самой далекой окраине Финляндии, в городе Торнео. Церковь зовется военно-походная, в городе полагается комендант, основана она в 1826 году блаженной памяти императором Николаем I-м, для расположенной в г. Торнео сотни казаков. До 1883 года помещалась она в походной палатке, а с этого времени выстроена постоянная деревянная церковь, хотя малых размеров, но чрезвычайно изящная и красивая, так что иностранцы, особенно шведы, охотно посещают ее и приобретают с нее фотографические снимки. Церковь эта имеет великое историческое значение: введенная в штат военных церквей мудрой волею императора Николая I-го, она на далеком севере Финляндии служит единственным видимым памятником присоединения города Торнео к России и светочем в нем православия. Местное население, ревниво оберегающее свою только национальность, не сохранило скромного домика, в котором в Торнео (1809 г.) имел ночлег блаженной памяти император Александр Благословенный. Положение церкви Торнеоской в данное время весьма печальное: она, в 1826 г. имевшая более ста человек своих духовных чад, теперь насчитывает их семь человек нижних чинов и коменданта – штабс-капитана. При священнике состоит церковник из нижних чинов.

В 1897 году протопресвитер обозрел Киевский военный округ, который по количеству расположенных в нем воинских частей занимает одно из первых мест. Православие, благодаря значительному количеству проживающих в этом округе разноверцев и иноверцев (римских католиков и евреев), ведет здесь для охранения своих духовных интересов, постоянную борьбу, которая, кроме запаса сил и опытности, требует еще неусыпного бодрствования: противники действуют хитро, потаенно и умело. Благотворному влиянию церковного богослужения много вредит отсутствие в некоторых воинских частях своих собственных церквей. Для улучшения религиозно-нравственного состояния в среде воинства, в высшей степени желательно, чтобы каждая воинская часть, где по штату положен священник, имела свою отдельную церковь. Как высоко отрадное явление, можно отметить в Киевском округе вновь строящиеся военные церкви в Орле – для Козловского пехотного полка, Луцке – для Охотского и Камчатского пехотных полков, Проскурове – для Белгородского драгунского полка.

Насаждению и укреплению в сердцах нижних чинов истин православной веры и правил благочестия, после служб церковных. весьма много способствуют внебогослужебные беседы. Введенный относительно недавно (девять лет назад) этот способ наставления и вразумления, благодаря усердию священников и содействию начальников воинских частей, нашел самую удобную и плодотворную почву в среде русского воинства.

Успехам пастырского служения в войсках много помогают «братские собрания священно- церковнослужителей», устрояемые по нескольку раз в году в городах, в которых и около которых находится значительное число военного духовенства, каковы, напр., Петербург, Москва, Варшава, Киев, Вилно, Асхабад. Является множество посетителей из военно-духовного мира, даже из отдаленных краев: в Петербурге, напр., являются на собрания священники из Варшавы, Ковны, Двинска, Минска. На братских собраниях предлагаются и разъясняются недоуменные случаи из служебной практики полкового священника. К сведению и руководству для военного духовенства, лишенного возможности присутствовать на собраниях, содержание бесед, какие на них ведутся, сообщается на страницах «Вестника военного духовенства».

Библиотеки духовно-нравственных книг при церквах Киевского военного округа так же, как и в других округах, не процветают, главным образом, конечно, по скудости денежных церковных сумм. А потребность в них – неотложная и вопиющая; грамотность в последнее время быстро развивается в простом народе, жажда к чтению усиливается настолько, что нижние чины нередко затрачивают последние гроши, чтобы добыть книжку.

Военные кладбища в Киевском округе не везде благоустроены: во многих воинских частях нет отдельных кладбищ, и нижние чины погребаются на общих городских кладбищах, где отводят для них места не вполне удобные, и не без затруднений.


Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

Комментарии для сайта Cackle