Источник

К Тимофею первое послание Апостола Павла

Не известно ни время написания обоих посланий к Тимофею, ни место, откуда они посланы. – Второе послание многие считают последним из известных посланий Апостола Павла. В нем говорится об узах, в коих находится Апостол, и о страданиях. кои сам он почитает последними. – Тимофей, рожденный от отца Еллина и матери Иудейки, был обращен Апостолом из иудейства. Жил он в Листре, в Малой Азии (Деян.16), присоединился к Апостолу во время второго путешествия его и, как видно из послания, поставлен был на управление новою церковью, по преданию – церковью Ефесскою. В первом послании Апостол дает Тимофею указания и советы о церковном управлении. Во втором предостерегает его особливо против ложных учений и учителей.

Глава 1

Павел, Апостол Иисус Христов, по велению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего.

Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего.

Предостережение против лживых учителей

Отходя в Македонию, я просил тебя остаться в Ефесе и наставлять иных людей, чтоб они не заводили новых (иных) учений

и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

Цель же учения – утверждать любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.

Но иные, отступив от этой цели, уклонились в пустословие:

хотят быть учителями в законе, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что́ утверждают.

Мы знаем, что благотворен закон, если кто законно употребляет его,

кто понимает, что закон положен не для праведника, но для беззаконных, непокорливых, для нечестивых и грешников, для развратных и оскверненных, для презрителей отца и матери, для человекоубийц,

для блудников, мужеложников, человекохищников38, лжецов, клятвопреступников, и всех таковых противников здравого учения,

противников благовестию вечно блаженного Бога, мне поверенному.

Благодарение Богу о призвании к апостольству

Благодарю укрепляющего меня Христа Иисуса Господа нашего, что познал меня верным, определив на служение,

бывшего некогда хулителя и гонителя и обидчика; но помилован я, потому что все то творил по неведению, в неверии,

благодать же Господа нашего Иисуса Христа преумножилась во мне, верою и любовию о Христе Иисусе.

Верно то слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из коих я первый.

Но того ради и помилован я, что Иисус Христос на мне первом показал все долготерпение, в образец тем, кто уверует в Него к жизни вечной.

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Предаю тебе, чадо мое Тимофей, сообразно с бывшими о тебе раньше пророчествами, такое завещание: воинствуй, как предречено было, доброю войною.

Имей веру и благую совесть: иные, отринувшие ее, потерпели крушение веры.

Таковы Именей и Александр, коих я предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать.

Глава 2. О молитвах церковных

Итак молю прежде всего творить молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

за царей и за всех во власти сущих, чтобы вести нам тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте;

ибо добро сие и угодно Спасителю нашему Богу,

и хощет Он всем нам спастись и достигнуть в познание истины.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус,

предавший Себя в искупление за всех. Таково свидетельство наше в благопотребные времена,

и на сие свидетельство и поставлен я проповедником и Апостолом – истину говорю о Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.

Итак в том мое желание, чтобы на всяком месте творили мужи молитвы, воздевая чистые руки, без гнева и рассуждения.

Также и жены, в достойном одеянии, со стыдением и скромностью, украшали себя не плетением волос, не золотом и жемчугом, ни многоценною одеждой,

но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью.

А учить жене не допускаю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Ибо Адам прежде создан был, а потом Ева.

И не Адам прельщен был, но жена, прельстившись, впала в преступление.

Но спасется жена, ради чадородия, если пребудет в любви и святости, с целомудрием.

Глава 3. Чины церковные, начальственные и служебные

Верно слово: кто епископства желает, доброго дела желает.

Но епископ должен быть непорочен, единой жены муж39, трезвен, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен;

не пьяница, не бийца (не сварлив), не корыстен, но кроток, миролюбив, не сребролюбец;

хорошо правящий домом своим, детей содержащий в послушании, со всякою честностью.

А кто не умеет управить своим домом, тот может ли пещись о церкви Божией?

Не должен быть из новообращенных, чтоб не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

Надлежит ему иметь и доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и в сеть диавольскую.

Диаконы должны быть также честные, не двоязычные люди, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы;

люди хранящие таинство веры в чистой совести.

И надлежит их прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать к служению.

Также и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвенны, верны во всем.

Диакон должен быть муж единой жены, хорошо править детьми и домом своим.

А добре служившие заслужат себе высшую степень и снищут великое дерзновение в вере, о Христе Иисусе.

Пишу тебе о сем, надеясь придти к тебе вскоре.

Если же замедлю, – чтобы знал ты, как должно поступать в доме Божием: он есть церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

В ней, пред всеми исповедуем мы великую благочестия тайну: Бог явился во плоти, оправдался в Духе, явил Себя Ангелам, проповедан во языках, принят верою в мире, вознесся во славе.

Глава 4. О лживых учениях

Дух же говорит явственно, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским,

устами лицемеров, лжесловесников, людей сожженных в совести своей.

Запрещают они вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил – сотворил для того, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Добро всякое творение Божие, и ничего не должно отвергать, если приемлется с благодарением –

освящается оно словом Божиим и молитвою.

Внушая все сие братии, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, коему последовал.

Нелепых же и бабьих басен отвращайтесь, а упражняй себя в благочестии.

Телесное упражнение в мале полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни нынешней и грядущей.

Верно это слово и всякого приятия достойно.

Ибо для того мы и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Иже есть Спаситель всем человекам, а наипаче верным.

Проповедуй сие и учи.

О преуспеянии в истинном учении

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных – словом твоим, житием, любовию, духом, верою, чистотою.

Доколе не приду, прилагай все внимание к чтениям, к проповеди, к учению.

Не неради о сущем в тебе даровании, которое дано тебе, с проречением, когда возлагаемы были на тебя руки священства.

В сем прилежно упражняйся, с сем пребывай, да будет всем видно твое преуспеяние.

Вникай в себя и в учение, и в сем пребывай постоянно, ибо, так поступая, и сам спасен будешь, спасешь и слушающих тебя.

Глава 5

Старца не укоряй, но упрашивай как отца; младших уговаривай как братьев,

стариц как матерей, молодых как сестер, со всякою чистотою.

О вдовицах

Вдовиц почитай, таких, что истинные вдовицы.

Если же какая вдовица детей имеет или внучат, пусть прежде учатся заботиться о своей семье и воздавать должное родителям: это – благоугодное дело пред Богом.

Истинная же вдовица и одинокая уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь.

А сластолюбивая заживо умерла.

И сие внушай им, чтоб непорочны были.

Если же кто о своих, а особливо о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

Вдовица должна быть зачисляема40 не моложе шестидесяти лет, бывшая женой одного мужа,

известная по добрым делам, если воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим, и была усердна ко всякому доброму делу.

Молодых же вдовиц не принимай, ибо, когда они разнежатся под игом Христовым, захотят выйти замуж,

и подпадут осуждению, потому что отвергли прежнюю веру (нарушили обет свой).

Притом они, живя в праздности, приучаются ходить по домам и бывают не только праздно, но и болтливы, любопытны и говорят чего не должно.

Итак я советую молодым вдовам вступать в брак, детей рожать, дом устраивать и не подавать противнику никакого повода к злоречию.

А некоторые уже совратились вслед сатаны.

Если какой христианин или христианка имеет у себя (в семье, в родстве) вдов, должны их довольствовать и не обременять церковь, чтоб она могла довольствовать истинных вдовиц.

Разные наставления

Достойно настоятельствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно же тем, кои труждаются в проповеди и учении.

Писание говорит: «не заграждай рот у вола молотящаго» (Второ.25) и «достоин делатель мзды своей».

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие имели страх.

Пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными Ангелами завещаю тебе сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Руки ни на кого не возлагай поспешно и не приобщайся к чужим грехам: соблюдай себя чистым.

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а у иных грехи идут вслед за ними.

Так и добрые дела явны бывают; а если и не таковы, укрыться не могут.

Глава 6. О рабах у господ-христиан

Рабы, под игом живущие, должны почитать господ своих достойными всякой чести, чтоб не было хулы на имя Божие и учение.

Те же, кои имеют господами верных, не должны нерадиво себя держать с ними, потому что они братья; но тем усерднее должны служить им, что добрым служением их пользуются верные и возлюбленные братья. Учи сему и увещевай.

О ложных учениях

Кто учит иным учением и не согласуется со здравыми словесами Господа нашего Иисуса Христа и с учением истинной веры,

тот надут гордостью, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям. А от них происходят зависть, раздор, злоречия, лукавые подозрения,

пустые споры между людьми развращенного ума, потерявшими смысл истины: такие люди ищут только прибытка в благочестии. Удаляйся от таковых.

Об истинном богатстве

А в том и есть великое приобретение – в благочестии и довольстве.

Ведь ничего не принесли мы в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

Имея же пропитание и одежду, тем довольны будем.

А кто желает обогащаться, те впадают в искушение и в сеть и во многие похоти безрассудные и вредные, приводящие людей в разорение и погибель.

Сребролюбие – корень всякого зла: погнавшись за богатством, некоторые люди уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

Наставления Тимофею

Ты же, человек Божий, избегай сего, но снискивай себе правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость;

подвизайся добрым подвигом веры, устреми душу свою к вечной жизни; к ней ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями.

Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, свидетельствовавшим великое исповедание веры пред Понтием Пилатом,

завещаю тебе соблюсти заповедь чистую и неукоризненную даже до явления Господа нашего Иисуса Христа.

Явит Его в свое время всеблаженный и Единый Царь царствующих и Господь господствующих,

Единый имущий бессмертие, Иже во свете живет неприступном, егоже никтоже видел из человеков, ниже видети может. Емуже честь и держава вечная. Аминь.

Богатым в нынешнем веке завещай, чтобы не высоко о себе мудрствовали и уповали бы не на богатство погибельное, но на Бога живаго, подающего нам все обильно в услаждение;

чтоб они добро творили, богатели бы добрыми делами, щедры были и общительны,

собирали себе сокровище, доброе основание для будущего, да приимут вечную жизнь.

О, Тимофей! храни, что тебе предано, уклоняясь от негодного суесловия и прекословий лжеименного разума.

Славились им иные, и уклонились от веры. Буди благодать с тобою. Аминь.

* * *

38

Может быть, в этом слове разумеются люди, промышляющие захватом невольников и торгующие рабами – «άνδραποδισταί».

39

Может также значить: состоящий в честном браке, имея одну жену.

40

Конечно, в состав состоящих при церкви.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle