IX. Лица, приготовлявшие антиминсы к освящению, хранящие их по освящении и доставляющие их во храм
Приготовление к освящению писанных антиминсов, т е. вырезание для них известной меры холста, сделание надписи на них, начертание рисунка – креста и тому подобного, пришитие мешечка для св. мощей, – углов, затем хранение освященных антиминсов, из древности принадлежало к обязанности особых лиц. В Константинопольской церкви, в период развития в ней разных должностей и учреждений по церковному управлению, к таким лицам принадлежали так называвшиеся «начальник церквей (ὀ ἄρχων τῶν ἐκκλησίων) и начальник антиминсов» (ὀ ἄρχων τῶν αντιμινσίων). Начальнику церквей в древнейших списках, т. е. до XII века, приписывается обязанность записывать водружения крестов, при основании новых церквей, и раздачу антиминсов, также хранить для церквей св. миро (Еѵсhоl. Gоаri, р. 271, 272). Из этого видно, что у начальника церквей был список всех церквей, с означением, когда каждая из них основана и освящена, или когда позволено совершать в ней богослужение выдачею антиминса (Прав. Собес. 1868г., сентябрь. О чинах патриаршей Константинопольской церкви в средние века – стр. 69). Начальник антиминсов, как самое название этого чина показывает, имел обязанность приготовлять и выдавать в церкви антиминсы, как и сказано о нем в одном списке чинов234.
В Русской церкви хотя не было таких чинов, но и в ней, подобно тому, как в Константинопольской, обязанность приготовлять антиминсы к освящению и хранить освященные антиминсы – принадлежала служащим при соборной церкви. Иоанн Грозный граматою подтвердил Новгородским Софийским соборянам брать по старине пошлины за антиминсы, которые от них получали не только Новгородцы, но и Псковитяне (Акт. Арх. Экспед. Т. 1, № 229). Освященные антиминсы хранились у них. Весьма вероятно, что они же приготовляли их к освящению, а потому и плату получали не только за хранение, но и приготовление их Хранение антиминсов в Софийском Новгородском соборе было и в конце ХѴШ века235. Подобно тому получали антиминсы в Ростове у соборян Пречистенских236, в Вятской епархии от соборян Троицкой церкви237.
Когда стали употреблять печатные антиминсы, тогда приготовление напечатанных антиминсов к освящению состояло в пришитии мешечка для св. мощей и сделании надписи, в какую церковь дан антиминс и т. под. Эти обязанности принадлежали тем лицам, которые хранили освященные антиминсы. Из дел Св. Синода за 1722 год видно, что рассылка антиминсов по церквам Синодальной области относилась к обязанности Казенного Приказа (Полн. собр. постан. и распоряж. по ведом. прав. исповед. Гос. имп. Т. II. № 693, стр. 370). В Московской епархии в 1743 году выдавал антиминсы с синодального дома Иеромонах (История Московского епархиального управления, Николая Розова, ч. 2, стр. 298 и примеч. 69). В С.-Петербурге в 1757 году антиминсы хранились в Петропавловском соборе (см. выше, стр. 106) и, по нужде, отпускались из него даже в другую епархию238.
Получение же антиминса, для доставления его в храм, но всем было дозволено. Симеон Солунский говорит, что каждый антиминс есть священная трапеза, исполненная славы Божией, и что посему должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах и как случится, и чтобы не касались их мирские люди, неимеющие к тому ни потребности, ни достоинства (Нов. Скриж. ч. III, гл. VIII, § 10). Посему, освященные антиминсы были получаемы от соборян, для доставления в храм, только священнослужителями, и разве по нужде церковнослужителями. Вот что мы читаем в граматах Архиереев. В грамате преосвященного Варлаама, Митрополита Новгородского, 7101 (1593) г., в Соловецкий монастырь игумену Иакову – сказано: «И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б для антиминсов прислал к нам в Новгород от священных, кому те антиминсы везти, а не от простых людей». (Географич., истор и статистич. опис. Соловец. мон. Архпм. Досифея, изд. 2. Москва 1853. Ч. 2, стр. 107). В грамате, данной преосвященным Варнавою, Архиепископом Холмогорским и Важским, в 1713 году июля 15-го, строителям, в Голгофо-распятском скиту в Соловецком монастыре, церквей во имя распятия Иисуса Христа и Успения – Иеромонаху Иисусу и монаху Макарию, между прочим, сказано: «А как те церкви построены и к освящению изготовлены будут, тогда о освящены тех церквей и о антиминсех бити челом нам, преосвященному Архиепископу; а ради приятия от нас антиминсов, быти к нам Иеромонаху или Иеродиакону, а не простолюдину » (Там же стр. 51, 52). В следующем (1714) году строитель Иисус получил от того же Архиепископа грамату, в которой, между прочим, было сказано: «а антиминс в ту новостроенную церковь тебе, строителю, при сей нашей архиерейской благословенной грамате выдан; а везти тебе, строителю, той антиминс со всяким бережением и чистотою.» (Там же стр. 55).
Из граматы, 1695 года июня 6-го, Сибирского Митрополита Игнатия игумену Селенгинского монастыря Мисаилу видим, что было поручено диакону взять св. антиминс239, и в грамате Патриарха Иоакима 7194 (1686) г. в Гороховский Николаевский монастырь, Владимирской губернии, сказано: «а для антиминсов прислать к Москве попа или диакона, а не простолюдина» (Владим. Сборн., сост. К. Тихонравовым. М. 1857, стр. 176 и 178). Пример того, что дьячек вез освященный антиминс, представляет грамата об освящении церкви Спаса Нерукотворенного образа Филаретовой пустыни Яренского уезда240.
* * *
Сверх того, в списке Кодина приписывается начальнику антиминсов обязанность подводить к святому причащению мирян (ἐίσαγων τούς ἐρχομένους ἐις την ἀγίαν μετάληψιν), т. е. имеющих намерение приобщиться или готовящихся к приобщению (там же, стр. 72). Юний говорит, что ἄρχων τῶν ἀντιμινσίον распоряжался обрядом или церемониею, носившею название . το ἀντιμίνσιον. Οι ἀντιμίνσιοι, говорит он, как бы предстольные (аntimensales) – это те, которые сначала подводились к священной трапезе и потом к приобщению св. Евхаристии. Они получила свое название от mensа (стол). Ибо они прежде, чем допускались к св. причащению, обыкновенно поставлялись в церквах пред трапезою, имея впереди себя ἄρχοντα τῶν ἀντιμινσίων, и потом в его предшествии приводились к причащению. Этот обряд назывался τὸ ἀντιμίνσιον (Соrр. sсriрt. hist. Вуs. ѵol. XXIII, р. 147). Но Гретсер называет такое толкование невероятным, потому что древность не знала этого обряда, и никогда с словом ἀντιμίνσιον не соединяла понятия, какое соединяет с ним Юний. (Ibid., р. 146 – 148. О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви, соч. Иеромонаха Павла. С.-Петербург 1858 г., стр. 221).
Св. Правительствующему Синоду из Новгородской духовной консистории было, 1769 года ноября 16-го, такое доношение: «Сего ноября 6-го дня поданным в консисторию Новгородского Софийского собора протоиерей Дометий Феофилактов доношением объявляя, из имевшихся де в реченном Софийском соборе освященных антиминсов, за раздачею оных ко освящению новопостроенных в Новгородской епархии церквей, осталось сего ноября по 5-е число на лицо: на атласе только один да на холсте девять, итого десять; а понеже де во оных антиминсах ко освящению таковых новостроящихся церквей состоит по часту потребность, то по малоимению их в реченном соборе, следует заблаговременно приуготовить к раздаче впредь довольное число: дабы в потребном случае не могло в них последовать недостатка, просил: чтоб о напечатании упоминаемых антиминсов пристойного числа в Софийский собор, куда должно представить. Чегорад и Св. Правительствующему Синоду духовная консистория сим покорно представляет, не соизволит ли Святейший Правительствующий Синод приказать в реченный Софийский собор для объявленной надобности, таковых антиминсов в Московской Святейшего Правительствующего Синода типографии напечатать до ста, и по неимению ныне в Новгородской епархии Преосвященного Архиерея, тамо де кому благоволено будет освятить. О чем оная консистория просит благорассмотрения"(Дело арх. Св. Синода, 1769 г., ноября 21 и 27 ч., № 96-й).
В благословенной грамате на строение храмов сказано: «И аз преосвященный Варлаам Митрополит благословил на те храмы лес ронити и новые храмы воздвигпути, и как лес на церкви изготовят и места церковные очистят, и ты бы на основание храмов пел молебны и воду святил и места церковные кропил святою водою, и на основанье молитвы говорил, и вся действовал по уставу ничтоже неотложно, и как храмы совершат, и ты б призвал с Вычегды соборных Благовещенских священника и дьякона, да те храмы – храм Николы чюдотворца и храм страстотерпца Христова Георгиа и придел Ивана Златоустого – соборне по чину освящали, якоже достоит, и божественную литургию в церквах служили соборне, а на освящение храмов взяли святые антиминсы в Ростове у соборных Пречистенских у протопопа Ивана с братьею. Писан в Ростове лета 7100 марта во 2-й день.» (Акт., относящ. до юридич. быта древней России. Спб., т. 1, № 27-й, 1857 г. Сн. Акт. ист., т. 2, № 106).
В грамате Ионы, Епископа Вятского и Великопермского, для создания в селе Храпове церкви Воскресения Христова, сказано: «и мы на освящение тоя церкви укажем дать от соборные церкви святый антиминс, и миро и масло и тое церковь по правилам святых апостол и святых отец освятить.» (Историко-статистическое описание Воскресенского собора в г. Вятке. Г. Никитникова. Вятка, 1869 г. Приложение, стр. 22). Подобное сказано об антиминсе и в грамате 1695 года. (Там же, приложение, стр. 37). А в грамате благословенной Алексия, Епископа Вятского и Великопермского, данной,в 1725 году в октябре, на построение придела при Воскресенской церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, сказано: «и мы на освящение тоя новопостроенные церкви укажем дать из бывшего Троицкого собора антиминс; и ту церковь по правилам святых Апостол и богоносных отец освятить кому укажем. (Там же, прилож;., стр. 69, 70).
Святейшему Правительствующему Синоду в 1757 году октября 20-го было такое доношение из Псковской духовной консистории: «Присланным в духовную консисторию града Нарвы заказчик Иванегородские Успенские церкви священник Иоанн Васильев с диаконом, причетники и с приходскими людьми прошением просят об отпуске в предельную при упомянутой Успенской церкви Покрова Пресвятыя Богородицы церковь (которую присланным Ея Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода, июня 8-го дня прошлого 1756 году под № 927, в духовную консисторию указом велено, по надлежащем устроении и убрании по чиноположению церковному освятя, божественное священнослужение отправлять) освященного нового антиминса, понеже де, за неимением нового антиминса тоя Покровской церкви освятить им невозможно. А по справке, во Псковской архиерейской домовой конторе в готовности освященных и рукою Преосвященного Архиерея подписанных антиминсов, за раздачею в епархиальные церкви, ни единого в остатке не имеется. Того ради, Святейшему Правительствующему Синоду, Псковская духовная консистория о вышеописанном нижайше и благопочтенно сим представя, об отпуске в вышеименованную предельную Покровскую церковь нового освященного и рукою преосвященного Архиерея подписанного антиминса, откуда Святейшим Правительствующим Синодом заблагорассуждено будет, нарочно отправленному для принятия оного из Нарвы диакону Димитрию Иоаннову всепокорнейше просит на сие доношение резолюция и указа. Св. Синод приказал синодальному члену, преосвященному Сильвестру, Архиепископу С.-Петербургскому, послать указ, дабы Его Преосвященство приказал из имеющихся в здешнем С.-Петербургском Петропавловском соборе таковый освященный антиминс, убрав по пристойности в надлежащий ковчежец и запечатав, для путевого отсюда провозу до Нарвы и препоручения вышеписанные тамошние Иванегородские Успенские церкви священнику, отдать кому надлежит, а тому Успенскому священнику, по получении того освященного антиминса, о освящении упомянутой Покровской предельной церкви, исполнения учинить по церковному чиноположению, о чем из Святейшего Синода к тому священнику и для ведома во Псковскую консисторию послать указы». (Дело арх. Св. Синода, 1757 г., ноября 10-го дня, № 158).
От великого господина преосвященного Игнатия, Митрополита Сибирского и Тобольского в Дауры, в Селенгинской Троицкой монастырь заказчику нашему, игумену Мисаилу. В нынешнем 203 году послан от нас из Тобольска, с торговыми людьми в Китайское государство, для посвящения святые церкви, со святым антиминсом и миром и маслом и со всякими церковными потребами, соборные церкви диакон Лаврентий Иванов. И как к тебе ся наша великого господина грамата придет, а диакон Лаврентий в Селенгинской приедет, и ты б по сему вашему великого господина указу, дал ему, диакону Лаврентию, на пропитание из наших архиерейских долговых сборных денег, своего сбору, десять рублев с распиской, и записал те денги в расход имянно. Писан в Тобольску, лета 7023 июня в 6-й день. (Акт. истор., т. У, № 243, стр. 445).
Лета 7197 (1691) июля в 27-й день, по указу преосвященного Александра, Архиепископа Великоустюжского и Тотемского, память Яренского уезда сверх Вычегды реки, всемилостивейшего Спаса, Филаретовы пустыни, священнику Гурию да Устьвымскому Благовещенскому дьякону Алексею. В нынешнем во 197 году, июля в 24–и день, бил челом преосвященному Архиепископу ты поп с братиею: с прошлого 192 года, по благословенной грамоте преосвященного Ионы, Архиепископа Вятского и Великопермского, вместо прежней сгорелой Спасской церкви, построена у вас в той вышеписанной Филаретовой пустыни новая церковь, во имя Спаса Нерукотворенного образа, и ныне та церковь ко освящению готова, и чтоб преосвященному Архиепископу пожаловать велеть дать святый антиминс и благословить тое новую церковь освятить; и как к вамя ся память придет, и вы б тое новую церковь освятили, по правилам святых апостол и отец, буде у той церкви верх построен не шатровый и алтарь круглый и святые иконы поставлены по чину, и буде та церковь построена не против вышеописанного, и о том бы ты дьякон писал на Устюг великий к преосвященному Архиепископу, а до указу тое церкви не святить. А в тое церковь святый антиминс послан той Филаретовой пустыни Спасской церкви с дьячком Никонком Тюрниным. К сей памяти дому преосвященного Архиепископа казенная печать приложена. (Грамота на столбе, длиною в три, а шириною в одну четверть; на ней печать чёрного воска, величиною в двадцатипятикопеечник серебром). На обороте её написано: «Казначей Иеромонах Павел ». (Из статьи: Описание Спасской Ульяновской пустыни, на реке Вычегде Вологодской губернии, Устьсысольского уезда. С. Е. Мельникова. Изв. Импер. Арх. Общ., т. III, выл. 2-и, 1861 г., стр. 153).