Источник

VIII. Надписи на антиминсах

Как освящение антиминса, помазание его св. миром и положение в него св. мощей соделывают его святым жертвенником; так надписи на антиминсе свидетельствуют о дозволении архиерейском совершать на нем богослужение. Начало обычая делать надпись на антиминсе было древнее. Назначение антиминса – быть свидетельством об архиерейском дозволении к совершению божественных служб – должно было ввести в употребление и утвердить обычай иметь надпись Вальсамон, писатель XII-го века, по всей вероятности, разумел надпись об освящении Архиереем антиминса, когда говорил, что «не запрещенный (священнослужитель) совершает это (Богослужение), кажется, по тайному позволению Епископа. По этому, как кажется, были придуманы антиминсы. Они служат не только к устроиванию св. жертвенника.... но, чтобы показать, что в молитвенном доме бывает священнослужение с дозволения Епископа». Эти слова Вальсамона как бы говорят, что тайное епископское дозволение о совершении богослужения было обозначаемо в надписях на антиминсах. Чтобы надпись могла свидетельствовать об архиерейском дозволении к совершению богослужения в храме, она должна была указать, во 1-х, какому храму оно дано, иначе, в чье имя освящен храм; во 2-х, когда, в какой год, какое число месяца он освящен и позволено совершать в нем богослужение; в 3-х, кем, каким Архиереем он освящен. О таком содержании надписи на антиминсах указано в Славянской Кормчей193. Там, в ответах Иоанна Епископа Китрошского к Епископу Драчьскому Ковасилу, жившему в ХII-м веке, сказано: «А на антиминсе пиши сице; жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшься от он сицы Патриарха, имя рек, месяца коего, и в лето кое». (Ч. 2, гл. 58). Хотя этих слов нет в ответах Иоанна Китрского, напечатанных у Леунклавия и в Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων; но предмет надписи, указанный в них, содержится тот самый, какой действительно был в древности.

Освященные антиминсы, не смотря на то, что и в чужих землях и епархиях сохраняют благодатную силу, получаемую в освящении, а потому беспрепятственно посылаются туда, где бывает в них надобность, и не ограничиваюся тем или другим пределом страны (см. выше слова Никифора Исповедника, Матфея Властаря); они даются для совершения на них богослужения только местными Архиереями или, в крайнем случае, высшею духовною властию. Это право принадлежит местным Архиереям точно также, как и власть давать дозволение к созиданию храма и к отправлению в нем божественных служб. Вальсамон говорит, что антиминсы во время совершения вопрестолия церкви совершаются местными Епископами к тому, чтобы полагать на святых трапезах молитвенных домов, и они служат не только к устроению святого жертвенника и так называемого стола святой трапезы, то есть для вопрестолия, открытий и обновлений, но чтобы показать что священнослужение бывает в молитвенном доме с соизволения Епископа. (Саnоnеs ss. ароst. sanct. раtr. ерist. саnоn. 1620, р. 392, 393). Давать престол, освященный на доске или полотне, говорит Нил, Патриарх Константинопольский имеет право и власть Патриарх, Митрополит в своей епархии и Епископ (Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, т. V, р. 141). На этом основании Архиепископ в чужой епархии, принадлежащей Епископу, может только с дозволения местного Епископа освятить церковь иди дать туда освященный антиминс для богослужения. Замечателен в этом случае антиминс XII века, находящийся в Александро-Невской лавре194. На нем написано, что он освящен Архиеписком Новгородским по повелению Епископа Ростовского. Где бы не был освящен этот антиминс, в Новгородской ли епархии, как думает о. Архимандрит Макарий, или в Ростовской, как полагает Г. Срезневский, во всяком случае, полномочие к освящению храма, к сообщению ему освященного антиминса принадлежало Архиепископу. Этому не противоречит слово «повеление», находящееся на этом антиминсе; ибо оно встречается на антиминсе и в последующее время, и на нем оно могло означать только волю, желание, но не приказание195; так как оно прилагается к такому лицу, которое не должно было повелевать Архиерею освятить антиминс, именно к Архимандриту. Так было написано на антиминсе: «Лета 7121 (1613) марта в 15-й день освящен бысть храм сии Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при благоверном Цари Великом Князе Михаила Федоровиче всея Русии в первое царство лета его и при Ахриепископе Арсение Тферском и Кашинском. Повелением и строением Архимандрита Иосифа Оршина монастыря» (Журн. Мин.Нар.Просв. ч. LIII, Отд. VII,стр. 35), т. е. – по воле и на иждивение Арх. Иосифа. Здесь слово «повеление» относится не к освящению антиминса, а к устроению храма; оно указывает, по чьему приказанию, чьей воле устроен храм. Об этом нередко было писано на антиминсах196. Таким же образом и на антиминсе XII века слово «повеление» или указывало, что по воле, – желанию Епископа Ростовского Нестора освятил антиминс (жертвенник) Архиепископ Новгородский Нифонт, или, лучше, что этот Архиепископ освятил храм, построенный по воле, по – велению и на иждивение Епископа Нестора.

Мнимые старообрядцы, не отвергая важности и необходимости архиерейского благословения к созиданию и освящению как храмов, так и антиминсов, не желают получать антиминсы, освящаемые ныне местными Епископами. Они не признают православных Епископов истинными, называют их еретиками197 и на этом, между прочим, основании, ищут антиминсов, освященных Архиереями, бывшими до Патриарха Никона, и дозволяют себе похищать откуда либо такие антиминсы. Этим людям Епископ Питирим дал вопрос: «Антиминс, освященный и послан в некий град в кую либо церковь во освящение тоя, можно ли от того града и от тоя церкви во иной град и во иную церковь перенести без повеления архиерейского, и кая правила тако творити повелевают?» Мнимые старообрядцы на это отвечали, что таковых правил до ныне не видехом; а еже на Вятке такое перенесение антиминса сотворися без архиерейского благословения – по нужде, понеже мы у себя епископов не имеем. (Описание некоторых сочин., написан. русск. раскольн. Записки Алекс. Б. 1862 г., ч. 2, стр. 179) Таким образом, мнимые старообрядцы похищение антиминса, перенесение его из какого-либо места в устроенный ими храм, без дозволения Епископа, оправдывают нуждою, неимением Епископов. Но их оправдание не подобно ли тому, если бы в какой-либо епархии, при отсутствии в ней Епископа, или, как в древности употреблялось выражение, «при вдовстве епархии», священнослужитель, бывший за штатом, воспользовался бы грамотою умершего священника, и, назначив сам себя на место его к церкви, оправдывал бы себя тем, что владеет архиерейскою грамотою, данною покойному иерею к служению в том храме, и что нет Епископа в Епархии. Такое дело, совершенное этим человеком, не может быть признано правильным, законным. Подобно тому и совершение богослужения, отправляемое на похищенном антиминсе, без архиерейского благословения, незаконно и ничем не может быть оправдано.

Архиереи, имея власть освящать в своей епархии церкви и антиминсы и дозволять богослужение, поставлялись в России сперва Митрополитом, потом Патриархами, наконец Св. Синодом. И на антиминсах, при указании, каким местным Архиереем освящен храм или антиминс, присоединялось указание, что Архиерей совершал освящение с благословения высшей церковной власти. В бытность такой власти в лице Митрополита, требовалось, чтобы имя Митрополита было на антиминсе. В жалованной грамоте (1449–1460) Митрополита Ионы на наместничество Киевской Митрополии сказано: «Наместник Киевский по благословению нашего смерения и по заказанию, должен есть всяка церковнаа и духовнаа дела управляти колика сила; и Христовы Божия церкви святыми антиминсы новоставленныя освящати, а ветхая подтверждати с именем нашего смерения, в славу Божию и в богомолье Великого Короля и Великого Князя Казимира Королевича и благородных и благоверных князей и княгинь, и панов и всего купно великого православия, по доводу всяко божественных и священных правил и церковного правильного и нашего дохода». (Акт. Истор. Т. 1, № 48, стр. 97). Имя Митрополита было писано на антиминсах вместе с именем местного Архиерея. Бывало, что Митрополит, сам освятив антиминсы, посылал их к Епископу для раздачи. Замечательно в этом случае послание Киприана (1392–1395), Киевского Митрополита Псковскому духовенству, с препровождением св. антиминсов, устава Богослужений и др.198.В нем Митрополит осуждал Епископа Новгородского за то, что он приказал освященные Митрополитом антиминсы резать на четверо. Вероятно, Епископ, желая разослать в большее число церквей антиминсы, освященные самим Митрополитом, имел недостаток в них для многих храмов, посему и приказал резать их.

Во время патриаршества Епископы получали от Патриархов дозволение давать антиминсы, что было обозначаемо в настольных граматах. В грамате Митрополиту Нижегородскому Исаии от Патриарха Адриана, данной 1699 года июля 23-го сказано: Божественныя и священныя храмы и антиминсы освящати в своей патрикии, взимая св. миро от мерности нашея.... В иных коего-либо Епископа епархии, по некоему прилучаю обретшуся, или инако никако, ни что же ему священных мало, или велико смети деяти, ниже учити и до единого слова, аще не полюбному совету и повелению оного Епископа. (Древн. Росс. Впвл., изд. Новиковым Изд. 2 т. ч. XVIII, стр. 134). Епархии уменьшались, увеличивались, вообще изменялись по распоряжению Патриарха; посему, по воле его, власть Епископа к постройке церквей, к выдаче антиминсов прекращалась в той местности, которая была взята Патриархом из-под управления его, и приобреталась в той, которая присоединялась к его епархии199. На этом основании, на антиминсах было обозначаемо, что они освящены с благословления Патриарха. В дошедших до нас многих антиминсах этого времени видим имя Патриарха вместе с именем местного Архиерея200. Впрочем, находятся антиминсы времен патриаршества и без имени Патриарха201. Бывало же, что когда сам Патриарх, без местногоАрхиерея, давал церкви освященный им антиминс; он указывал причину, почему от него антиминс был получаем. Так Патриарх Ермоген в 1610 году февраля 29-го дня, за небытием в Ростовской епархии Митрополита, выдал антиминс в эту епархию в Вычегоцкой уезд в Линску волость в храм Николы Чудотворца. И он в грамоте написал: а дали есмя ему (Усольскому Диакону, который вез грамоту и антиминс) сю нашу благословенную грамоту и антиминс в Ростовскую Митрополью, потому что в то время в Ростове Митрополита не было (Акт. относящ. до юридич. быта, Николая Калачева, т. 1, стр. 66).

На многих антиминсах, начиная с упомянутого выше антиминса ХII-го века, было писано, при каком князе, царе освящен антиминс. Этим надписанием обозначалось не только время освящения антиминса, но и зависимость Епископа, освятившего антиминс, от верховной власти, с дозволения которой он получил архиерейскую власть. Иногда и в граматах князей указывалось, при исчислении обязанностей Епископа, на освящение антиминсов202.

В надписи антиминсов бывало также писано, каким священником освящен храм и положен в нем освященный антиминс, полученный от Архиерея. Такие надписи находятся на некоторых антиминсах, находящихся в ризнице Вятского кафедрального Троицкого собора203. Иногда в надписи было указано, в присутствии кого совершилось освящение храма: при боярех204; при пастве205 при келаре, казначее206 и т. под. Иногда было сказано, кем строен храм. Наконец бывало писано, что антиминс миром помазан207.

Но не все указанные предметы всегда были писаны на антиминсе. Иногда надписи были очень короткие. На иных, например, не было даже указано, во чье имя освящен алтарь, при ком было освящение, каким Архиереем208. Вот какая короткая надпись была на антиминсе 1343 года: «Лета 6851 священ бысть антиминс на память святого Борисоглеба (Арх. опис. древн. в Новгороде Арх. Макария, т. 1, стр. 162). Здесь не показано, для какой церкви назначен был этот антиминс, при каком князе, каком Епископе он освящен. Выражение: «на память святого Борисоглеба» означает, что освящение антиминса было в тот день, когда совершается память, празднование Борису и Глебу.

Надпись на писанных антиминсах была располагаема не всегда одинаковым образом; в древности она была писана по всем четырем бокам антиминса. Это можно видеть на древнем антиминсе ХII века и на последующих даже до XVII века. В Потребниках было указано, каким образом писать надпись. В Потребнике Новгородского Митрополита Исидора, писанном около 1600 года, хранящемся в Новгородской Софийской библиотеке, сказано, в чине освящения церкви, что антиминс есть плат на четыре угла и в не вшиты мощи святых отец или святых мученик; а свящет их святитель, рекше Митрополит со всем собором. А пишется на нем на все четыре страны, а среде его крест (Изв. Импер. Акад. Науки т. VI стр. 89). С некоторым сокращением это изложено в Потребнике, изданном при Патриархе Иосифе, в 1651 году. Там сказано: «Антиминс есть плат, на четыре углы, а в нем вшиты мощи святых мученик, а освящает их святитель, а пишется на нем сие надписание. А среди сего надписания воображается крест». Надпись же следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Пречистыя, или коего святого, имя рек, священа бысть церковь сия в лето, имя рек, и индикта також кое прилучится, також и месяц, и день, и того святого, имя рек, на который день освящаем, при Благоверном Царе, имя рек, всея Руссии и при Патриархе Московском и всея Руссии, или при Архиепископа города, имя рек». – Хотя в этом указании Потребника нет слов: «а пишется на нем на все четыре страны»; но на рисунке антиминса, находящемся в том же Потребнике Иосифа, надпись заключается на всех четырех сторонах креста. На древних антиминсах надпись таким образом окружала рисунок креста со всех сторон, что для прочтения ея надобно было повертывать рисунок, или если антиминс находился пришитым к престолу, обходить престол для прочтения надписи, со всех сторон; – тогда как в Потребнике Иосифа надпись можно читать, имея всю за раз пред глазами. Начало же расположения надписи на антиминсах не вокруг креста, а просто, как обычно бывает на письме, было также раннее. Это видим на антиминсах XVI столетия, хранящихся в ризнице Александро-Невской лавры (рисунки Б. В.).

На печатных антиминсах киевских надпись находилась внизу их. Оиа была печатана, за исключением немногих слов. Вот она: «Божественный и священный олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освящен благодатию всесвятого и животворящего Духа, рукодействен же и благословлен (такими-то). При державе великого Короля (такого-то), в лето бытия мира…., а от Рождества Христова….. месяца ... дня, во еже священнодействовати и совершати на нем божественную литургию во храме (таком-то).

На печатанных в Москве антиминсах надпись сперва разделялась на несколько частей. Первоначально она состояла из 4-х частей и окружала со всех сторон изображение креста или положения во гроб Спасителя. Это было подражанием надписи, находящейся на писанных антиминсах, вкоторых она была писана около изображения креста. Расположенную таким образом надпись на 4-х сторонах видим на рисунках антиминсов №№ 2, 3, 4 и 5-й. Из числа этих рисунков на трех первых надпись одинакова, именно, на верху антиминса было печатано: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви» (такой-то). По бокам, на одной стороне: «Лета от создания мира (такого-то), индикта» (такого-то), на другой: «А от воплощения Божия Слова.... месяца....дня». Внизу антиминса: «При благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче и проч., при Святейшем (таком-то) Патриархе Московском, и освящен бысть сей антиминс, преосвященным» (таким-то). Различались боковые надписи на антиминсах 4-й в словах не печатанных, а писанных, в приготовленных к тому местах (pass partout). Надпись на антиминсах с рисунком № 5-й, хотя также находится на 4-х сторонах, но несколько отличается от предыдущей, именно, на верху антиминса напечатано: «Жертвенник божественный и священный совершися чрез самое божественное священнодействие, освящен божественною благодатию всесвятого и животворящего Духа». Продолжение этой надписи находится по бокам его. На одной стороне сказано: «имеет власть священнодействовати во храме» (таком-то), на другой: «священнодействован» (таким-то Преосвященным). Внизу антиминса напечатано: «Сие же бысть при державе благочестивейшего Государя Царя и ВеликогоКнязя….., при великом господине святейшем (таком-то) Архиепископе Московском и всея России всех северных стран Патриархе. Лета мироздания (такого-то). От Рождества же Христова (такого-то), индикта...., месяца...., в день…..

Начиная с рисунка № 6-й, мы видим надпись только на двух сторонах антиминса – вверху и внизу его, а по бокам находятся изображения орудий страданий Господних. Надпись верхняя несколько отличается от надписи предыдущих антиминсов. Она находилась почти без перемен в печатных антиминсах до позднейшего времени. Вот эта надпись: «Сий антиминс, сиесть трапеза священная на приношение безкровные жертвы в божественней литургии, освятися благодатию пресвятого и животворящего Духа, сего ради имеет власть священнодействовать во храме» (таком-то).

На антиминсах, печатанных в позднейшее время, в 1860 – 70 годах, падпись вверху изложена так: «Благодатию пресвятого и животворящего Духа освятися сей антиминс, еже есть священная трапеза, ради приношения на нем Божественные жертвы тела и крови Господни во святей литургии». Указание, в какой храм дан антиминс, находится в надписи внизу антиминса, где сказано: «преподан для священнодействия во храме».209

При всем кажущемся различии верхней надписи на печатанных антиминсах, в сущности она излагает одно и тоже, только более или менее подробно. Она содержит тоже самое, что находилось на писанных антиминсах. Главная мысль, какую находим на писанных и первых печатных антиминсах, состояла в следующем: Олтарь Господа Бога и Спаса нашего освятился в церковь такую-то. Тоже самое, только распространенное по отношению к каждому из этих слов, находится в надписях последующих. Так, вместо слов: «олтарь Господа Бога и Спаса нашего», пишется «жертвенник божественный и священный» или: «сей антиминс, сиесть трапеза священная, или «сей антиминс, еже есть священная трапеза». Во всех этих словах указывается один и тот же предмет. Для более точного определения слов: «олтарь», «жертвенник», «священная трапеза», «антиминс», прибавлено (начиная с рисунка № 6-й) указание назначения алтаря, жертвенника, трапезы, именно: «на приношение безкровные жертвы в божественной литургии», или: «ради приношения на нем (антиминсе) божественные жертвы тела и крови Господни во святей литургии». Слово «освятися» добавлено словами, которые объясняют, кем освятился антиминс: «совершися чрез самое божественное священнодействие»; или: «освящен божественною благодатию всесвятого и животворящего Духа»; или: «освятися благодатию пресвятого и животворящего Духа»; или: «благодатию пресвятого и животворящего Духа освятися». Выражение «в церкви» (такой-то) добавлено указанием права, власти, дозволения совершать богослужение в известной церкви, именно: «имеет власть священнодействовати на нем во храме» (таком-то); или: «сего ради имеет власть священнодействовати во храме» (таком-то); или: «преподан для священнодействия во храме» (таком-то).

В надписи, находящейся внизу печатных антиминсов, заключалось указание, что антиминс освящен при Царе; Императоре (таком-то), по благословению Патриарха (такого-то) или Св. Синода, священнодействовав Преосвященным (таким-то)210, в таком-то городе, такого-то года, месяца, дня.

Указание о Царе, Императоре на прежних печатных антиминсах было обозначаемо как и на писанных антиминсах, таким образом: при благоверном Государе Царе» и т. д., или: «сие же бысть при державе благочестивейшего Государя Царя» и т. д.. На антиминсах же, печатанных при Императоре Петре Великом в то время его царствования, в которое он в титуле именовался Отцем Отечества (см. далее), слова «при державе» заменены словом: «повелением». В надписи читаем: «повелением же благочестивейшего Государя нашего Петра Великого, Отца Отечества, Императора и Самодержца Всероссийского и благословением Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода священнодействован Преосвященным» (таким-то). Затем, слово «повелением», вместо слов «при державе», постоянно употреблялось на антиминсах до шестидесятых годов нынешнего столетия. Это можно видеть из описания антиминсов, находящихся в ризнице Александро-Невской лавры. В числе их, как исключение, находятся два антиминса, на которых по прежнему было напечатано «при державе»; именно – на одном, освященном – при Императоре Павле I Киевским Митрополитом Иерофеем211, на другом, освященном в царствование Императора Николая Павловича Гавриилом Архиепископом Херсонским212. В настоящее время на вновь печатаемых антиминсах печатается, вместо слова «повелением», слова: «при державе». Имя Царя, Императора в надписях антиминсов было печатаемо, а не писано; поэтому печатная надпись, в правление нового Государя, необходимо была переменяема для антиминсов, предназначаемых к освящению. Она вырезалась на особой доске, которую вставляли в доску антиминсного рисунка213. Но эта перемена не касалась освященных антиминсов, находящихся в храмах на престолах. Ибо надпись на них служила свидетельством, что Архиереем дано благословение для совершения служб в церкви в известном году, в царствование такого-то Государя. Известен лишь один случай, когда, по причине перемены царского титула на антиминсе, переменены в церквах самые антиминсы. Это было в то время, когда приказано было переменить Императорский титул в церковных и гражданских книгах, напечатанных во время правлений Герцога Курляндского и Принцессы Анны Брауншвейской Люнебургской, и заменять прежние листы новыми, на которых бы написан был титул Ея Величества. (Полн. собр. зак. Т. XI, № 8648. Указ напечатан и у Сопикова. Российск. библиография Спб. 1814, ч. 2, стр. 273 и далее). Св. Синодом в 1745 году мая 24-го было определено, отобрать от всех церквей, где найдутся антиминсы освященные (а в архиерейских домах и неосвященные), напечатанные, как на атласе так и на холсте, в Московской типографии в 1741 году, в правление Герцога Курляндского и Принцессы Анны Брауншвейско-Люнебургской и имеющие подпись под титулом принца Иоанна. Мощи, вынув из них, оставить в архиерейской соборной церкви, и потом употребить вновь в другие, по нужде, антиминсы. А самые эти антиминсы переслать в Св. Синод – отобранные антиминсы заменить иными с титлом Ея Императорского Величества. (Дело арх. Св. Синода, 1745 г., № 138).

После указания о Царе или Императоре, в царствование которого был освящен антиминс, на всех печатанных антиминсах, как на многих писанных, было указано на высшую духовную власть, с благословения которой Архиерей освящал антиминс, именно на Российского Патриарха (см. выше стр. 237) или на Св. Синод. Важное значение такого указания видно, во 1-х, из того, что когда Фиваидский Митрополит в 1729 г. просил у Св. Синода дозволения сделать в России три антиминсные доски на имя Патриархов Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского214; тогда Св. Синод, дозволив ему это, в указе к нему написал, чтобы токмо теми досками антиминсов в Российской Империи нигде никому не печатать. (Дело арх. Св. Синода дек. 5-го 1729 г. № 125). Во 2-х, в православных храмах, в которых находились антиминсы, освященные униатскими Епископами, с надписью о благословении не Св. Синода, а Папы Римского, были переменены новыми, освященными Архиепископом Литовским и Виленским Иосифом, с указанием, что они освящены по благословению Св. Синода215. В 3-х, Святейший Синод имеет власть сам непосредственно делать распоряжения об освящении антиминсов в какой-либо епархии, в случаях смерти или болезни местного Архиерея и том. под. Так, Св. Синод в 1760 году, по смерти местного Архиерея – Сильвестра, Митрополита Суздальского, дозволил Архиерею чужой епархии, Антонию Архиепископу Владимирскому, освятить антиминсы для тех церквей, на построение которых было получено дозволение от бывшего в живых местного Архиерея216. А за болезнию Архиерея, Серапиона Епископа Вологодского, Св. Синод позволил Вологодской консистории строить, вместо старых, новые церкви и давать антиминсы для освящения храмов, но те лишь антиминсы, которые освящены местным Епископом, и отказал Вологодской консистории в просьбе, чтобы, за болезнию Епископа местного, освятил антиминсы Архиерей другой епархии217.

На антиминсах и прежде бывали и ныне находятся собственноручные подписи Архиереев, которые освящали антиминсы или давали их храмам для совершения Богослужения. На писанных антиминсах, кажется, не было такой подписи. По крайней мере, не известны антиминсы, на которых бы сам Архиерей подписал свое имя218. На печатных же антиминсах, начиная с самых древних, находятся такие подписи. На антиминсах Западной России они и чаще бывали, нежели на антиминсах Восточной России, и были разнообразнее по своему изложению. О первых это можно заключать из собрания антиминсов, хранящихся в ризнице Минской домовой архиерейской церкви, о вторых – из собрания антиминсов, находящихся в ризнице Александро-Невской лавры. В ризнице Минской домовой архиерейской церкви, из числа 670 антиминсов219, большинство имеет собственноручную подпись Архиерея220. На древнейших из них, как и на находящемся в ризнице Александро-Невской лавры (см. рис. № 1), после подписи имени Архиерея и названия епархии, им управляемой, прибавлены слова: «рукою властною». Это видим в подписи XVII века Киевских митрополитов – Исаии221, Петра Могилы222 – Епископа Витебского Иосифа223 и других, и в подписи XVIII века – КиевскогоМитрополита Тимофея224 и др. Слова «властною рукою» иногда были писаны Архиереем без означения в подписи имени его225. На иных же антиминсах к имени Архиерея бывало присоединено слово «многогрешный». Такую подпись находим у Киевского Митрополита XVII века Иосифа226. В том же столетии в подписи Архиерея были слова: «Божиею милостию смиренный227 и т. д. Слово «смиренный» употреблялось и без слов: «Божиею милостию»228. Бывало же, что слова «Божиею милостию», «смиренный» употреблялись в под виси с словами: «властною рукою»229. Иногда на одном антиминсе бывали подписи двух Архиереев – одного, который освящал антиминс, и другого, который дал его в церковь, для совершения на нем Богослужения230. На антиминсах, находящихся в ризнице Александро-Невской лавры, числом около 800, печатанные по преимуществу в Московской типографии, встречаем реже, чем на предыдущих, собственноручную подпись Архиерея. Находим ее в первый раз на антиминсе 1693-го года231. Потом па антиминсе 1753-го года232. Затем, Архиереи собственноручно подписывали антиминсы более постоянно во второй половине прошлого столетия и в нынешнем. Подпись была более однообразна, по форме изложения, именно к имени Архиерея и указанию епархии его прибавлялись слова: «смиренный», «Божиею милостию смиренный». В тех епархиях, например С.-Петербургской, в которых, кроме Митрополита или местного Архиерея, был викарий его, – антиминсы, освященные для этой епархии викарием, были за подписью Митрополита. Впрочем, по болезни Митрополита, например – покойного Преосвященного Серафима, антиминсы были подписываемы викарием. (См. далее в приложении).

В Инструкции благочинному, пополненной и переделанной, по определению Св. Синода, в 1857 году (Извлеч. из отчета по ведомству духовных дел за 1857 г., стр. 48), при указании благочинному надзирать в подведомственных ему церквах за антиминсом, чтобы он был в них не ветх, не дыряв, не залит, не полинял, вменено в обязанность благочинному наблюдать и то, чтобы антиминс был подписан освящавшим его Архиереем (Гл. I)233.

* * *

193

Смотри Кормчую книгу, издание которой началось при Патриархе Иосифе и окончилось при Патриархе Никоне 7162 (1653)г. Тоже и во 2-м издании, напечатанном во всем одинаково с первым, в 1787 году, в Москве.

194

Вот надпись на антиминсе: «Жертвенник святого мученика Георгия освящен от Нифонта, Архиепископа Новгородского, повелением Епископа Ростовского Нестера, при благочестивом князи Георгии сыну Мономахову. Месяца сентября в 1-й день в лето 6657 (т.е. 1149)». Архимандрит (ныне Епископ) Макарий полагает, что эта надпись выражает ту мысль, что князь Суздальский Георгий Владимирович Долгорукий, чрез своего владыку (Ростовского) Нестора, повелел Архиепископу Нифонту освятить придел в храме, построенном от брата его Мстислава, за 56 лет пред сим. Придел сей, если он действительно был при Николо-Дворищском соборе, мог быть устроен в честь своего ангела самим Мстиславом (Георгием) или же устроен вновь, в 1149 году, властолюбивым Юрием (Георгием) Долгоруковым (Археолог. опис. церк. древн. в Новгор., Архим. Макария. 1860. Москва, ч. 1, стр. 254). Г. Срезневский не соглашается с этим мнением. Он объясняет надпись так: «Говорить, что антиминс освящен для Новгородской церкви, можно по предположению, основываясь на том, что жертвенник освящен владыкою Новгородским и что найден в Новгороде. Но достаточно ли этих доводов, чтобы предположение принять за положительное данное? Допустив его, как действительность, надобно допустить и вообще, что владыка Новгородский освящал жертвенники в Новгороде «повелением» Ростовского владыки,следовательно признавал свою зависимость. Не из чего однако не видно, чтобы такая зависимость, когда бы то ни было, действительно была. Владыки Новгородские были в некоторой зависимости от Митрополитов всея Руси, и затем ни от каких других владык. Они святили церкви в своей епархии ни по чьему нибудь повелению, а сами по себе. Если же владыка Новгородский не мог быть обязан освящать жертвенников в Новгороде повелением владыки Ростовского или другого князя, то и этот жертвенник св. Георгия освящен Нифонтом не в Новгороде, а где нибудь в другом месте, вне епархии Новгородской, где он, хотя и оставаясь владыкою, не был владыкою самовластным, где самовластным владыкою был Нестор. Таким был Нестор в епархии Ростовской. Свидетельство летописи подтверждает это предположение. Нифон действительно освящал церкви в Суздале, и именно в то время, когда был освящён жертвенник святого Георгия. В Новгородской летописи означено: «Ходи Нифонт Суздалю, мира деля, к Георгиеви (к Юрию Владимировичу) и церковь святи св. Богородицы великим священием». Летописец обозначил одно важное торжественное освящение. Из его показания можно заключить, что, кроме торжественного освящения, могли быть и другие, – что могло быть между прочим и освящение церкви во имя св.Георгия, домовой ли, княжеской или другой подобной (Христианские древности и археология. Журнал, издаваемый Прохоровым. 1862 года. кн. 4).

195

Слово повелеть, по исследованию г. Соловьева, не имело в нашем древнем языке настоящего определённого значения – приказать. Повелеть есть изменённое – поволить, поволяю и прежде только значило обнаруживать свою волю, свое желание, свое согласие; я велю тебе – значило только: я желаю, чтобы ты это сделал; так читаем: Оттоле же посол свой посла (кн. Роман) к Рюрикови, ко тестю своему, кланяясь ему и моляся, и покладывая на себе всю вину свою; и к Митрополиту сляся к Микифору, веля ему о себе молитися и кланятися о всей вине своей.» (Ипат. стр. 146). Ясно, что здесь Роман Мстиславич Волынский не мог приказать Митрополиту, чтоб тот был за него ходатаем у князя Рюрика. Другой пример: «Святослав же Олгович поча молитися свату своему Дюргеви, веля ему прията в любовь сыновьца своего Всеволодовича». (Ипатьев. лет. стр. 77). (Чт. в Имп. Общ. Ист, и Древн. Росс., № 6, М. 1847, стр. 17. Статья С. Соловьева: Взгляд на состояние духовенства в древней Руси до половины XVIII века).

196

Например: «Лета семь тысяц семдесят шестого (1568) ноября во 2-й день на память святых мученик Акиндина и иже с ним освящен бысть олтарь сии Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа священным Епископом Варсонофием Тферским при благоверном Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Русии Самодержце строением Архимандрита Геннадия». (См. подобное выше, стр. 89 и 134).

197

В раскольническом сочинении, под заглавием: «Увещание ко всем христианом», автор сознается, что действительно без благословения Епископа апостольстии и святых правила Иереом запрещают ничтоже самовольно священнодействовати, и именно: правило апост. 14, 15, 31; 1 Всел. соб. прав. 16; Антиох. соб. прав. 5; Карф. соб. прав. 43 «Но что же посему?» продолжает сочинитель. «Приходящии к нам от церкви священницы требуют ли от Епископов своих на сие позволения? Все сие для спасительных вин делаем, без благословения епископского, придерживаясь правилу 15-му Цареградского собора. Какового благословения Епископ, без воли своего начальства, по правилу 34-му святых Апостол, и дать не может». (Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками. Записки Алекс. Б. 1862 г., ч 2, стр. 324). Мнимые старообрядцы, указывая на 15-е правило поместного Константинопольского собора, очевидно, объясняют в свою пользу вторую половину этого правила, в котором сказано, что отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденные святыми соборами или отцами.... таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым Епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитемии, но достойны чести подобающей православным. Ибо они осудили не Епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений». Приводя это правило, сочинитель хочет сказать,что православные Епископы впали в ересь, и что совершающий богослужение без благословения их, достоин чести. Но вопрос, кто впал в ересь, православные ли Епископы или мнимые старообрядцы, решен до полнейшей очевидности в сочинениях писателей православных, писавших с начала раскола в России до ныне, и особенно то ясно изложено у преосвященного Митрополита Григория в книге: «Истинно-древняя и истинно-православная Христова церковь».

198

В послании сказано: «Благословенье Киприана, Митрополита Киевского и всея Руси, во Псков, детем моим, попом сбору Троецкому и Софийскому и всем попом Псковским. Сведомо вам, что приездил здесе к нам поп Харитон от вас с товарищи на поставление: и мы их поставили и отпустили; а что есмы слышали, чего нет у вас церковного правила правого, то есмы списав, подавали им Устав богослужебныя службы Златоустовы и Великого Василья, такоже самая служба Златоустова... А коли есмь был в Новегороде в Великом, тогды есмь антиминсы свящал, а приказал был есмь Епископу послати и к вам тех антиминсов. Нынеча слышу, что сам был тогды у вас, а дал вам от тех антиминсов, а приказал вам на четверо резати каждый антиминс: ино то неправо учинил, на свою пагубу: и нынеча язь послал с вашею братьею, с попом с Харитоном и его товарищи антиминсов 60; а в Троецкий клирос переимите теи антиминсы, а держите их по старой пошлине; а освящайте церкви, но не режите их: так и кладите, как порезаны и наряжены и освящены. (Акт. Истор. т. I, № 8, стр. 17).

199

См. грамату Московскаго Патриарха Иоакима Коломенскому Архиепископу Иосифу, 1675 года мая 27-го. (История обществ. образования Тульской губернии. И. Сахарова. Москва, 1832, стр. 115).

200

Например: «Лета 7100 (1592, освящён бысть храм Божий Преображенья Господа нашего, августа в 6-й день, при Царе и Великом Князе Фёдоре Ивановиче, всея Русии и при Патриархе Московском Иове и при Архиепископе Митрофане Рязанском и Муромском».

201

«Начаток индикту сиесть рече новому лету, лета 7123 (1615), октября в 16-й день освящена бысть сия церковь Рождество Господа Бога и Спаса нашего Іс. Хс, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Фёдоровиче всея Русии Самодержца при освящённом Архиепископе Феодорите Рязанском и Муромском, на память святого мученика Логгина иже на кресте Господни». (Записки Имп. Арх. Общ., т. VIII, 1856 г., из статьи: Собрание надписей с памятников Рязанской старины, стр. 309).

В чине освящения храма, находящегося в Греческом Требнике Гоара, сказано: «Антиминсы прежде освящения отрезываются, сшиваются, моются; после же сего (освящения) ничего такого и подобного не совершается над ними, но только надписывается: жертвенник святого N, освящённый Митрополитом N, месяца N. года N. Если же освящается в городе (Константинополе), то прибавляется: во время N, святейшего православного Патриарха. (Εύχολογ. Goari ed. 1647 ап., р. 844).

202

Так, Любарт Гедеминович, княживший в Волыни по 1383 год, в дарственной грамоте Луцкой соборной церкви и Епископу Кириллу, 1372 года писал, между прочим, что всеми селами (исчисленными), данными на церковь Божию, должен владеть господин богомолец наш Климент, владыка Луцкий и Острогский, и все его преемники вечно и ненарушимо; за нас и за потомков наших, а равно об общественном благе с нашим синклитом молить Господа Бога, во-первых, яко пастырь и отец наш, и при нас и про совещаниях князей и бояр наших радить и сеймовать всеми церквами и духовенством, помещением бедных, госпиталями, странноприимными домами управлять, добрых награждать, дурных наказывать, яко сам господин и владыка наш имеет власть от Христа Спасителя, архимандритов благословлять, игуменов наставлять, священников и диаконов посвящать, делающих соблазн укрощать и сменять, церкви освящать, антимисы благословлять, еретиков и непокорных предавать проклятию. (Исторический очерк Волыни. А. Крушинского. Труды Волынского губернского статист. комитета. Житомир. 867 г. Вып.1, стр. 69).

203
7109(1601) октября 17 на память св. мученников Фирса и Левия Например: При благоверном и Богом хранимом Царе и Великом Князе Борисе Феодоровиче всея Русии, и Великой Княгине Марье и при благородных чадех: Царевиче князе Феодоре и Царевне Ксении, и при Патриархе Московском Иове всея Русии; а освящал церкви Никольской протопоп с собором. Василия Кесарийского
Или: 7109(1601) октября 17 на память При благоверном Царе и Великом Князе Василие Ивановиче всея Русии, и при благоверной царице Великой Княгине Марье и при святейшем Патриархе Ермогене Московском и всея Русии. Освящал храм соборный Богоявленский протопоп Павел Иванов сын Морозов, да Никольской поп Степан Софоньев сын с собором (Иерархия Вятской епархии, состав. Протоиер. Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863, стр. 102, 103). Архистратиг Михаил

204

Так: 7120 (1612) освящён храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Іс. Хс. великого Московского царства при боярах и при Епископе Феодорите на память св. Апостола Филипиа, ноября в 14-й день (Извест. Имп. Арх. Общ., 1864 г., т. У, вып. 3, стр. 152).

205

Например, на антиминсе 1580 года церкви Новгородского Николо-Дворщского собора надпись такая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме святого Николы Чудотворца, при державе благоверного и христолюбивого Царя и Государя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, и при его детях и царевичей, и при пастве Архиепископа Александра, Великого Новаграда и Пскова, освящён храм сий лета 7088 июля 12-й день (Арх. опис. церк. древн. в Нов., Арх. Макария, ч. I, стр. 258. См. о пастве и на антиминсах, найденных в Николаевской церкви в г. Калягине. Тверск. Губ. Вед. 1850, марта 18, № 11).

206

Освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме Пречистыя Богородицы, честного и славного Ея Успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии и при Митрополите Филарете Московском и всея Русии и при келаре Аврааме Палицыне и при казначее Иосифе Папине, в лето 7127 (1619)марта 21 й день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1-й. (Русская Старина, год 3-й. М., 1852, стр. 182, 183).

207

Так в селе Ростовском, на реке Вели, найден антиминс с надписью 1395 года, на котором изображены: крест, копие и слово миром. (Извест. Имп. Археол. Общ. 1864, т. V,) вып. 3, стр. 152).

208

Например, было написано только: «В лето 6948 священ бысть алтарь Архиепископом, имя рек, месяца мая на память священномученика Патрекея. (Археол. опис. церк. древн. в Новгороде, Архим. Макария, т. I, стр. 258).

209

На иных антиминсах с рисунком № 13 й опущено слово: ."животворящего», а сказано только: «освятися благодатию Пресвятого Духа»; а на иных находится слово: «животворящего». и кроме того еще прибавлено слово: «Иерей», именно: «сего ради имеет власть Иерей на нем священнодействовати во храме». На рисунке 15-й, вместо слов: «сего ради иметь власть священнодействовати на нем во храме», сказано: «сего ради преподается власть священнодействовати на нем во храме».

210

Исключение составляли антиминсы с рисунком № 5-й, в которых указание об освящении Преосвященным (таким-то) было на боку антиминса.

211

При державе благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Павла Петровича всея России, благословением Святейшего Правительствующего Синода, священнодействовал того же Святейшего Синода Членом преосвященным Иерофеем, Митрополитом Киевским и Галицким и Архимандритом Киево-Печерския лавры. Лета мироздания 7035, от Рождества же Христова 1797, индикта 15, февраля в 6 й день. Подпись внизу рисунка: «Смиренный Иерофей, Митрополит Киевский и Галицкий».

212

При державе благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Павловича всея России: благословением Святейшего Правительствующего Синода, священнодействован преосвященным Гавриилом, Архиепископом Херсонским и Таврическим. Лета мироздания 7352, от Рождества же Христова 1844 года индикта 2-го, месяца марта во 2-й день. А выдан сего же 1844 г. в 6-й день сентября. Подпись внизу, на лицевой стороне: «Смиренный Гавриил, Архиепископ Херсонский и Таврический».

213

В протоколе Св. Правительствующего Синода мая 29-го дня 1741 года сказано: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: в Московской типографии когда будут печататься антиминсы, оные печатать с изображением ныне Его Императорского Величества титула и прочего по надлежащему, и для того сделать особливую доску, и о том в тою типографию послать указ (Дело арх. Св. Синода, 1741 года мая 29-го, № 143-й). Также и в Журнале Св. Синода 1802 г. мая 14-го дня, под № 21-м, записано: «чтобы за вырезание на имеющейся при здешней синодальной типографии, для печатания антиминсов, медной доске Высочайшего Его Императорского Величества имени и других к тому принадлежащих слов заплатить, по объяснению Святейшему Синоду сделанному от синодального секретаря Журихина, требуемые мастером за сделание сего деньги 15 руб. из имеющейся в Святейшем Синоде типографской суммы, с запиской в расход и с распиской; что и предоставить распоряжению г. тайного советника, Синодального обер-прокурора и кавалера (Дело арх. Св. Синода, 1800 г. марта 12-го, № 172).

214

В 1729 году поступило в Св. Сипод такое доношение Митрополита Фиваидского Арсения: «Ныне имею я намерение, чтобы от своего иждивения для печатания антиминсов сделать три доски медных на имена святейших Патриархов Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского, но токмо без указу Его Императорского Величества и без благословения Вашего Святейшества сего чинить не смею. Прошу, дабы указом Её Императорского Величества и благословением Вашего Святейшества повелено было оные доски вырезать». Затем, он Св. Синоду указал и причину своей просьбы, что он сделать в Москве просит того ради, что Его Преосвященство,по обещанию своему, намерение имеет те доски отослать в подарок оным святейшим Патриархом, да и того ради, что в тамошних странах художников таковых, дабы вырезать на тех досках хорошим мастерством, не имеется, а те антиминсы напечатав, требующим из духовных персон издревле даются и впредь даваться будут без пошлин. (Дело арх. Св. Синода, 1729 г. дек. 5-го, № 125).

215

Иосиф Архиепископ Литовский в 1840 году февраля 23-го рапортовал Св. Синоду, «что на антиминсах, находящихся в церквах Литовской епархии, посвящавшие их бывшие униатские Архиереи подписывались почти без исключения подручниками Папы Римского, в следующих словах: »Божиею милостию и святого Римского апостольского престола благодатию такой-то Епископ». Сверх того, антиминсы оные, по большей части, столь неблаговидны и по изображениям и по самому материалу, что иногда их скорее можно почесть негодною холстяною тряпкою, нежели принадлежностию священнодействия. Находя нужным устранить из воссоединенных церквей означенные знаки прежней их зависимости от Пап Римских, а с другой стороны – наблюсти в отношении антиминсов подобающее приличие: долгом поставляю просить покорнейше Св. Правительствующий Синод о предписании кому следует отпустить в мое распоряжение для Литовской епархии шестьсот антиминсов таких, как употребляются по прочим православным церквам, и на шелковой материи; с тем, чтобы на покрытие следующих по сему предмету расходов употреблены были нужные деньги, на счет пяти тысяч рублей ассигнациями, предназначенных к ежегодному отпуску для снабжения священными утварями церквей Литовской епархии. Из числа сих денег я не вытребовал ни малейшего числа в прошлом и настоящем году, имев в виду предстоящие ныне издержки на антиминсы для всей епархии. Для новых антиминсов нужными святыми мощами снабдить меня изъявил готовность Его Высокопреосвященство член Святейшего Синода Киевский Митрополит Филарет, к которому о том отношусь я ныне же». Затем, 9-го июля того же 1840 года, он донес Св. Синоду, что «600 антиминсов, назначенные для Литовской епархии, доставлены уже из московской Синодальной типографии в Литовскую консисторию; что за сим ожидаются им святые мощи, высокопреосвященным Киевским Митрополитом отпущенные; и что за получением таковых будет приступлено к посвящению и рассылке по церквам означенных антиминсов». В 1870 году сентября 24-го преосвященный Иосиф донес Св. Синоду, что «двести сорок антиминсов, посвященных за бывшей унии, кои, по излишеству, оказалась возможность вытребовать от управляемых мною церквей в прошлом году, преданы уже мною сожжению в С.-Петербурге в апреле месяце сего года; и что таким же образом поступлено будет и с остальными бывшими униатскими антиминсами, как скоро они доставлены будут церквами окончательно». (Дело арх. Св. Синода, по Белорусской и Литовской епархиям, № 2710, 16-го февраля 1840 года).

216

Св. Правителяствующему Синоду из Суздальской духовной консистории было, 1760 года сентября 21-го, такое доношение «Поданными в реченную Суздальскую духовную консисторию, Суздальской епархии, Суздальского уезду, Ополской десятины, села Ивановского-Шуйского, церкви Святителя Христова Николая Чудотворца, священник Стефан Васильев, да села Дубровки, Николаевской же церкви, священник же Димитрий Семенов, доношениями объявляя, что во оных селех, по данным от покойного преосвященного Сильвестра, Митрополита Суздальского, благословенным граматам, построены вновь деревянные церкви в тож именование, которые де святыми образами и церковным благолепием украшены, и священного писания книгами удовольствованы, и ко освящению приличествующее все имеется в готовности; просили, дабы для освящения оных новопостроенных и приготовленных ко освящению церквей выдать из Суздальской соборной церкви освященные антиминсы: а справкою оные соборные церкви ключари объявили, что во оной соборной церкви к выдаче ко освящению церквей освященных антиминсов не имеется, а неосвященных де в ризнице находится близ ста; а понеже во оных селех других освященных церквей не имеется, чего ради приходские тех церквей люди, слушания Божественных литургий лишаются, да и священником ко исправлению церковных таинств крайне бывает не без нужды; того ради Суздальская духовная консистория сил доношением Св. Правительствующему Синоду всепокорнейше представя, просит, дабы соблаговолено было вышепоказанные находящиеся неосвященные антиминсы для выдачи ко освящению предписанных с прочими вновь построенных и совершенно ко освящению приуготовленных в Суздальской епархии церквей освятить преосвященному Антонию, Архиепископу Владимирскому и Ярославскому, или кому по благорассмотрению Св. Правительствующего Синода будет соблаговолено: и на освящение оных двух церквей: от Св. Правительствующего Синода преподать благословение». – Св. Синод приказал: означенные имеющиеся в оной Суздальской епархии неосвященные антиминсы к надлежащему освящению отослать по близости к упоминаемому Антонию, Архиепископу Владимирскому, и о том к Его Преосвященству и в тое Суздальскую духовную консисторию послать указы. (Дело арх. Св. Синода, 1760 года октября 17-го, № 105).

217

Св. Правительствующему Синоду из Вологодской преосвященного Серапиона, Епископа Вологодского и Белозерского, духовной консистории, 1761 года октября 10-го, было такое доношение: «Прошедшего 1760 года августа 15-го дня в указе Ея Императорского Величества, присланном из Святейшего Правительствующего Синода в Вологодскую консисторию, изображено, что о построении в Вологодской епархии, вместо старых обветшалых на прежних местах, новых церквей, и об отпуске во оные освящённых антиминсов, оной консистории указные дозволении чинить, за тяжко обдержимою епархиального Архиерея, преосвященного Серапиона Епископа, болезнью, Св. Правительствующий Синод благословляет; и по оному Св. Правительствующего Синода благословению имеющиеся при Вологодском соборе налицо антиминсы, которые Его Преосвященством вовремя еще Его Преосвященства здравия, освящены, и новопостроенным Вологодской епархии церквам, для посвящения тех новых церквей от Вологодской консистории и отпускались, а ныне за оным отпуском к выдаче для посвящения вновь построенных, вместо прежних обветшавших и погоревших, церквей ни единого уже антиминса, освященного при Вологодском соборе, не оказалось; а понеже для освящения таковых новых церквей об отпуске освящённых антиминсов, священно и церковнослужителей с приходскими людьми требования имеются, того ради Св. Правительствующего Синода Вологодская консистория нижайше просит об оной благомилостивой резолюции; ибо Вологодская консистория о напечатании и освящении антиминсов, которых потребно до двадцати, Св. Правительствующего Синода в контору представить без указу из Св. Правительствующего Синода опасна, а епархиальный Архиерей преосвященный Серапион, Епископ Вологодский и Белозерский, находится и до ныне в прежней болезни». Св. Синод приказал по оному Вологодской консистории доношению надлежащее рассмотрение и определение учинить будущему Вологодской епархии епархиальному Архиерею, и для того, когда оный произведён будет, тогда оное доношение отослать к Его Преосвященству при указе. (Дело арх. Св. Синода, 1761 г. 25 го октября, № 89).

218

Не были ли сделаны надписи на антиминсах самими Архиереями? Вероятность тому есть, но доказательств не имеем.

219

Некоторые из них освящены были униатскими Архиереями.

220

При описании антиминсов, хранящихся в ризнице Минской архиерейской церкви (Дело архива Св. Синода, 1842 г., № 693) не указало, что на них изображено.

221

Антиминс на холсте, освящён Исаием Копинским, Архиепископом Смоленским и всего севера экзархою патриаршим, 1631 г. августа 6-го; в храме на всяком месте владычеств его, без мощей. Подпись: «Исаия Киевский Митрополит рукою власною» (№ 2).

222

Антиминс на холсте, освящён преосвященным Пётром Могилою, Православным Киевским, Галицким и всея России Митрополитом экзархою, святейшего апостольского Фрону Константинопольского Архимандритом; напечатан славянскими буквами 1600 г., но которого именно года, месяца и числа – не дописано, в какой храм – не означено, без мощей. Подпись: «Пётр Могила Архиепископ, Митрополит Киевский, рукою власною » (№ 4).

223

Антиминс на холсте, освящён боголюбивым отцом Иосифом Горбацким, православным Епископом Витебским, Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, 1652 года августа 6-го, в церковь Святителя Николая, но в какое именно место, вычитать не можно, без мощей. Подпись: «Иже и быша Епископ рукою власною» (№ 10).

224

Антиминс на холсте, освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским и Галицким Тимофеем, 1749 г. ноября 2-го, в храме Преображения Господня, села Великой Бочлевки, маетности Киево-Вознесенского девичьего монастыря, неподвижно, без мощей. Подпись: «Свышеименованный Тимофей Митрополит рукою власною » (№ 278).

225

Антиминс на холсте, освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским, Галицким и всея России Варлаамом, 1692 года марта 24-го, в какой храм – не означено, без мощей. Подпись: «рукою власною (№ 40).

Антиминс на холсте, освящён православным Боголюбовым, Епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, Архимандритом Слуцким, экзаршеского апостольского Константинопольского Фрону митрополии Киевской, генеральным наместником, смиренным Серафионом Полховским, 1699 года февраля 2-го, во граде Св. Троицы и городе Премзиль, без мощей. Подпись: «рукою власною» (№ 55).

226

Антиминс на холсте, освящён православным Архиеписком, Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, экзархом святейшего Фрону Константинопольского Иосифом Нелюбовичем Тукальским, 1669 года июня 9-го, в какой храм не означено, с мощами. Подпись: «Многогрешный Иосиф Архиепископ Митрополит» (№ 21).

Антиминс на холсте, освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, экзархом святейшего Фрону Константинопольского Иосифом Нелюбовичем Тукальским, напечатан славянскими буквами 1600 год, но которого именно года, по бледности чернил вычитать не можно, марта 20-го, в какой храм – не означено, без мощей. Подпись: «Многогрешный Иосиф Архиепископ, Митрополит Киевский» (№ 23).

227

Антиминс на холсте, освящен Преосвященным Симеоном, Митрополитом Смоленским и Дорогобужским, при святейшем Адриане, Патриархе Московском, напечатан славянскими буквами 1600 год, но которого именно месяца и числа – не дописано, в какой храм – не означено, без мощей. Подпись: «Божиею милостию смиренный Сильвестр, Митрополит Смоленский и Дорогобужский, сей антиминс должен есть священнодействовати на всяком месте владычества его и подписал своею рукою, року 1705 месяца июня 25-го дня» (№ 25).

228

Антиминс на холсте, освящен православным Архиепископом Киевским и Галицким Рафаилом, 1732 года апреля 6-го, в храм Рождества Пресвятыя Богородицы в селе Прусах, с мощами. Подпись: «Смиренный Рафаил, Архиепископ Киевский» (№ 139).

229

Антиминс на холсте, освящен православным Епископом Переяславским и Бориспольским Арсением Берлом, 1735 года, в храм Преображения Господня в монастыре Матренинском, без мощей. Подпись: «Божиею милостию смиренный Никодим, Епископ Переяславский и Бориспольский, рукою властною» № 165).

Антиминс на холсте, освящен Преосвященным Вениямином, Епископом Коломенским и Каширским, 1738 года февраля 4-го, в храм Преображения Господня, без мощей. Подпись: «Смиренный Иосиф Волчанский, Епископ Белорусский, рукою власною» (№ 171).

Антиминс на холсте, освящен православным Епископом Черниговским и Новгородка Северского Амвросием Дубневичем, 1746 года, месяца и числа не означено, в храм Святителя и Чудотворца Николая, в местечке Лоеве, без мощей. Подпись: «Смиренный Иероним, православный Епископ Белоруский, Мстиславский, Оршанский и Могилевский, рукою власною» (№ 264).

230

Антиминс на холсте, освящен православным Архиепископом, Митрополитом Киевским и Галицким Тимофеем, 1750 г. ноября 6-го, во храм святых верховных апостол Петра и Павла в местечке Турове, протопопии Туровской, неподвижно, с мощами. Подпись: «Вышепоименованный Тимофей Митрополит рукою власною». После подписи написано: «Смиренный Гавриил Божиею милостию Митрополит Киевский и Галицкий. Января 23-го 1778 года » (№ 281).

Антиминс на холсте, освящен преосвященным Иовом, Епископом Переясловским и Бориспольским, 1774 года июня 21-го, в храм Успения Богоматери, Польской области, епархии Переясловкой, Свято-Николаевского Православного Богословского монастыря в трапезную церковь, выдан 1780 года декабря 15-го дня, без мощей. Подпись: «Смиренный Иов, Епископ Переясловский и Бориспольский»; а выше изображения написано: «Смиренный Иларион, православный Епископ Переясловский и Бориспольский» (№ 457).

231

См. далее, в описании антиминсов.

232

См. далее, в описании антиминсов.

233

В «Инструкции благочинному», издаваемой до 1857 года, не было упомянуто об архиерейской подписи на антиминсах, а только было сказано, что благочинному следует наблюдать, дабы антиминс был не ветх, ни дырявый и не слинялый, а если бы где такой оказался, представить (гл. 3). В Инструкции таким образом было печатано с самого первого издания ея, с времени составления ея Московским Митрополитом Платоном. Она находится в Полном собрании сочинений его, изд. 1780 г., под заглавием: «Инструкция благочинным Иереям и Протоиереям, первым тиснением в Московской типографии печатана 1775 г.


Источник: Об антиминсах Православной Российской Церкви / [Соч.] свящ. Константина Никольского . — СПб.: В тип. Якова Трея, 1872. — 5, 383 с., 21 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle