Источник

I. Происхождение и древность антиминсов

Святая евхаристия в Православной церкви совершается в храме, который освящен Архиереем или в котором находится освященный, полученный от Архиерея, антиминс1.

Антиминс имеет значение самого престола, и в служении, в известных случаях, заменяет его. Например, когда во время божественной литургии загорится церковь, или от бури, или от других причин начнет падать; тогда иерей сохранно с антиминсом да возьмёт Святая, и да изыдет из церкви, и на ином месте честном, на том же антиминсе да совершит божественную службу, начен от места, его же исходя преста (Служебн. Извест. Учительн. о случаях недостатотства служащего священника).

Антиминс, по общепринятому переводу на русский язык, означает «вместо-престолие». Ученые же неодинаково производят это слово. Одни полагают, что антиминс происходит от греческих слов ἀντί и μίνσα, находя последнее в варварском греческом языке. По мнению других слово антиминс составлено из греческого слова ἀντί и латинского mensa. Первого мнения держится Иоанн, Епископ Китрский, писатель XII-го века. Он в ответах к Константину Кабасилле, Архиепископу Диррахии, говорил, что название антиминс производится от слова μίνσου, которое при переводе с греческого языка означает κανοῦν корзинку, сплетенную из камыша, а с итальянского языка – кушанье, приготовленное поварами. Посему скатерти, распростёртые на столах и служащие к украшению столов, называются минсалияни (μινσὰλια). (Iuris graeco-romani Leunclavii. Francofurti 1596, p. 330, ch. Thesavrus Sviceri – ἀντιμίνσιον).

Действительно, слово μινσάλιον (mensae, mappa) употреблялось в смысле скатерти. В этом значении встречаем его у Георгия Кодина, когда он говорит о совершении чина панагии (De officiis magnae ecclesiae. Paris 1648, р. 93 и 224). Но нельзя согласиться с тем, чтобы название антиминса происходило от скатерти (μινσάλιον). Не дозволяет принять такое словопроизводство назначение антиминса – быть при совершении евхаристии престолом и изображать собою трапезу, на которой Господь преподал таинство причащения. В том случае было бы можно производить слово антиминс от скатерти, если бы известно было об употреблении скатерти на трапезе Господней на тайной вечери, и с другой стороны, если бы антиминс не имел иного значении, кроме того, чтобы изображать собою скатерть. Но в Евангелии, при повествовании о тайной вечере, ничего не сказано об украшениях трапезы, о покрытии стола скатертью. Можно полагать, что стол на тайной вечере был обычный того времени. О столах времен пребывания Богочеловека на земле известно, что они возвышались от земли2, что около них Евреи иногда сидели (Притч. Солом. XXI: 1), иногда возлежали3 (Амоса VI: 4, 7, Товита II: 1; Иезек. XXIII: 41), что бывшие на тайной вечере возлежали за столом4 (Иоан. XXIII: 21). Но нельзя доказать, чтобы на тайной вечери на столе была скатерть. По исследованиям ученых, Евреи не употребляли ни скатертей, ни салфеток. Они не могли позаимствовать обычая употреблять скатерти ни у Греков, ни у Римлян, ибо и тем были неизвестны скатерти. Они полагали кушанье на блюда или на голый стол. У Гомера губки служат к тому,чтобы стирать со стола. (Bible de Vence ed. 4,1821, т. ХII, раg. 58). Равным образом, нельзя утверждать об употреблении древними Евреями скатерти на столах, на основании нынешних обычаев восточных народов, основываясь на том, что нынешние путешественники видели у восточных народов скатерти: ибо, не говоря о том, что, при всей неизменяемости обычаев у диких народов, могло в продолжение XVIII веков многое у них измениться, – не все путешественники говорят о виденных ими скатертях5. При том, видели скатерти не на столе, а под столом, на ковре. Когда же не доказано, чтобы скатерть была в употреблении у древних Евреев, и покрывала бы стол тайной вечери; тогда и антиминс, изображающий трапезу Господню, следует производить не от скатерти. Более разумно полагают, что слово антиминс происходит от греческого слова ἀντί и латинского mensa – стол. Такое словопроизводство у Гоара (Ευχολόγιον ed. 1647, р. 653). По исследованиям ученых филологов, сочетание греческого слова ἀντί с латинскими словами не есть редкость. Слово греческое ἀντί употребляется у латинян в сложных словах, и тогда оно означает рrо, петре, viсе, Iосо (Lexicon philologicum Mathiae Martini ed. 1711, т.1, anti, pag. 40). Хотя слово ἀντί у греков означает противоположность, но впрочем, так, что оно противоположное сравнивает, и нередко ἀντί употребляют для выражения сходства. Так ἀντίθεος означает не того, кто против Бога, но того кто подобен Богу. Aντίστροφος выражает в риториках нс противоположное, а равное и подобное. На этом основании ἀντίτυπα бывают ἰσότυπα. Когда Св. Василий Великий и другие евхаристию называют ἀντίτυπα тела и крови Господней; тогда они этим обозначают тоже, что и словом ἰσότυπα, – ἰσό – равно, одно и тоже с телом и кровию Христа (Leo Allatius. De consensione ecclesiae occidentalis atque orientalis l. III, с. XV, sect. 29). Точно так н антиминс, «вместо-престолие» – «вместо стола», есть тоже самое, что и престол; антиминс заменяет собою престол. По свидетельству Свиды, слово антиминс употреблялось у Римлян и означало у них стол, поставленный пред дикастериею (Joannis Meursi Glossarium graeco-barbarum. Lugduni Batavorum, 1614, pag 32 – также у Свицера Thesaurus – ἀντιμίνσιον). В Христианской церкви слово антиминс всегда, начиная с самого первого писателя церковного, который его употребил, означало «вместо престолие».

Антиминсы, как увидим далее, имеют в Христианской церкви происхождение раннее; но с самым названием его встречаемся только в конце ѴIII-го и в начале IХ-го века. Название антиминс находим у Феофана и Никифора Исповедников. Феофан Исповедник, писатель конца ѴIII-го и начала IХ-го века, умерший около 818 года, говорит об антиминсе в Хронографии, которую он составил от 285 до 813 года. В ней рассказывает, что в 762 году по Рождестве Христове, Римский Император Лев с обоими знатнейшими цезарями и с молодым Константином пришел в великую церковь и взошел, по обычаю, в царской одежде на амвон с своим сыном и Патриархом. Тогда положили граматы их на святую трапезу в виду всего народа. Император обратился к народу с такою речью: «Братия! я исполняю по вашему желанию, даю вам в Императора моего сына. Вот вы его принимаете от церкви и от руки Христа». На другой же день, в который была Пасха Господня, царь вышел с Патриархом в ипиодром (цирк), и когда был принесен антиминс (ἐνεχθέντος ἀντιμινσίου, plolatoque antiminso), Патриарх, при множестве народа, вознес молитвы. Тогда царь возложил корону на своего сына, и оба пошли в великую церковь с двумя цезарями (Theophanis Chronographia, ed Parisiis 1655, pag. 379). Иаков Гоар, в примечании на это место, говорит, что здесь под άντιμίνσιον разумеется переносный подвижный алтарь Греков (ibid. pag. 627).

У Никифора Исповедника, умершего в 815 году, есть два правила об антиминсах. В первом сказано: «Антиминсы беспрепятственно посылаются туда, где бывает в них надобность, и не ограничиваются тем или другим пределом страны, но посылаются и в чужую землю, как и св. миро. Называются же таким образом (т. е. антиминсами) потому, что они суть как бы изображения (ἀντιπρόσωπα), образы (ἀντίτυπα) тех многих столов, которые составляют св. Господню трапезу6. Собственно же полагаются на тех трапезах, коих освящение не освятило» (Juris graeco-romani Leunclavii Francofurti 1569, pag. 29)7. Другое правило Никифора Исповедана как бы служит продолжением первого; оно говорит о святыни антиминса: «Если по неведению, антиминс затрется, святыня не оставляет (его) и он (тем) не оскверняется8.

Не смотря на то, что название антиминса находим у писателей ѴIII-го или IХ-го столетия, происхождение самых антиминсов должно отнести к более раннему времени. В Христианском Чтении в статье «О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов» (1844 г. ч 2, стр. 84), сказано, что «по мнению Вальсамона, антиминсы ведут начало свое со времен Трульского собора, бывшего в 691-м году. Писатель XII-го века, Федор Вальсамон, в первый раз ясно упоминает об антиминсе9 и думает, что антиминсы ведут свое начало от времен Трульского собора, который постановил правилом, чтобы пресвитеры для совершения таинств в молитвенницах, находящихся внутри домов, получали позволение от Епископа » (стр. 84). Имея основание думать, что начало антиминсов было ранее IХ-го века, с тем вместе не можем согласиться со сказанным, ибо из слов Вальсамона, которые имеются в виду при изложении сказанного, не видно, чтобы он производил начало антиминсов от Трульского собора. Вальсамон, обясняя 31-ое правило Трульского собора10, говорит: «По этому правилу тот делает противозаконное собрание, кто без дозволения Епископа священнодействует и крестит в молитвенной храмине, которая внутри дома. И здесь отцы полагают, что священники, так поступающие, должны быть извергнуты. А по 59-му правилу, миряне, имеющие молитвенные домы, отлучаются. «К этому», продолжает Вальсамон, «читай 4-ю новеллу Императора Льва мудрого, в которой, после предисловия, содержится следующее: Постановляем, чтобы священники не только каждого собора, но и каждого дома имели власть священнодействовать и совершать таинства, если согласен на то владетель того дома. И в 15-м следующее: Прямо постановляем, как жертвоприношение, так и святое крещение совершать, по воле желающих, во всяком молитвенном доме благочестивых людей. Впрочем, если при сем тот, кому запрещено будет от местного Епископа совершать литургию или крестить, все это совершает; то он извергается, и ему тогда не помогут новеллы. Но известно, незапрещенный совершает это, кажется, по тайному позволению Епископа. Поэтому, как кажется, были придуманы антиминсы, и они во время совершения вопрестолия церкви совершаются местными Архиереями к тому, чтобы полагать их на святых трапезах молитвенных домов, и они служат не только к устроиванию святого жертвенника и так называемого стола святой трапезы, т. е. для вопрестолия, открытий и обновлений, но чтобы показать, что священнослужение бывает в молитвенном доме с позволения Епископа». (Саnones ss. apostolorum, conciliorum, ss. patrum epistolae canonicae et cet. commentarus Teodori Balsamoni explic. Lutetiae Parisiorum. 1620, pag. 392, 393). Из таких слов Вальсамона узнаем, что антиминсы существовали при Вальсамоне, в XII веке, что они имели двоякое назначение – заменяли собою освящение церкви самим Архиереем и служили свидетельством, что богослужение в церкви совершалось с дозволения Епископа. Но из слов Вальсамона не видно, чтобы он относил начало антиминсов ко времени Трульского собора и чтобы антиминсы были придуманы отцами этого собора. У Вальсамона сказано: по этому, как кажется, были придуманы антиминсы (Διὰ τοῦτο γὰρ ώσ ἐόιϰεν ἐπενοήϑησαν ϰαὶ τὰ ἀντιμίνσια), но не прибавлено, кем и когда были придуманы. В статье Христианского Чтения к упомянутым словам Вальсамона прибавляется, для обяснения, слово «πατέρες», которого нет у Вальсамона. Вот так там изложены слова Вальсамона: διὰ ϰαὶ ἐπενοήϑησαν (πατέρες) ώς ἔοιϰεν ϰαὶ ἀντιμίνσια. Слово πατέρες можно прибавлять и не прибавлять к изложению Вальсамона, и смысл не теряется. Не можем доказать того, что прибавке этой следует быть, ни того, что быть ей не следует. По нашему мнению, вышеприведенное место Вальсамона об антиминсах может служить указанием на древнее происхождение их не тем, что отцы Трульского собора постановили совершать в молитвенных храминах священнодействия с позволения Епископа и для этого будто бы придумали антиминсы, а тем, что Вальсамон говорит о назначении антиминсов в церкви, которое, некоторым образом, служит указанием древнего их происхождения. По мнению Вальсамона, антиминсы придуманы к тому, чтобы показывать, что священнодействие совершается с дозволения Епископа. Это побуждение к происхождению, к придуманью антиминсов таково, что могло относиться не только ко времени Трульского собора, но и к более раннему. Правила, предписывающие совершать богослужение во храмах не иначе, как с дозволения Епископа, являются не в первый раз во время Трульского собора. Они были далеко ранее его. Того требовали и 31-е Апостольское правило11 и 5-е правило Антиохийского собора12 (341 г.). А потому антиминсы могли быть придуманы на этом основании ранее Трульского собора. Но, положим, что до введения антиминсов, как свидетельства о дозволении Епископа к совершению богослужения во храме, существовал какой-либо другой способ к тому, например свидетельство лиц, знавших верно о получении такого дозволения, нравственные качества священнослужителей, какие-либо хартии в роде благословенных грамот и т. п.; положим, таким образом, что в этом отношении могли обходиться и без антиминсов; другое же назначение антиминсов, указанное Вальсамоном, что они «служат к устроиванию святого жертвенника и так называемого стола св. трапезы» – иначе сказать – что они заменяют собою освящение церкви самим Архиереем, – это назначение антиминсов само указывает на более раннюю потребность их и на более древнее их происхождение, нежели времена Трульского собора. Вот как тот же Вальсамон в другом месте говорит об этом назначении антиминса, объясняя 7-е правило VII-го Вселенского собора, и при этом не давая и намека, что они ведут начало с Трульского собора: «был церковный обычай освящать Божии храмы чрез св. мученические мощи. Хулители же христиан, то есть враги и сожигатели икон, которые, по своей ереси и по умоисступлению против православных, называют идолопоклонниками почитателей святых и достойных уважения икон, освящают храмы для служения без святых мощей. И так, говорят отцы собора, определяем, чтобы храмы, освященные без мощей, освятились мощами.... Но кто нибудь спросит: каким образом ныне освящаются алтари без положения мощей, и почему они освящаются не Епископами, а одними Иереями, и услышат, что антиминсы, совершенные Архиереями, во время освящения храма, переданные молитвенным домам, служат вместо освящения (ϰαϑιερώσεωσ), то есть вопрестолия (ἐνϑρονίσμου), и обновлений (ἐνϰαινίων) и открытий (ἀνοίξίων); поэтому называются антиминсами, иначе изображением (ἀντιπρόσωπα), образом (ἀντίτυπα)13 многих такого рода столов (μίνσων) которые составляют святую Господню трапезу»14. Антиминс, будучи «вместопрестолием», имея одинаковую важность и значение с престолом алтаря, по своему происхождению, по древности относится к тем препонам, когда была надобность в таких вместопрестолиях, заменявших собою освященные престолы. Надобность эта могла быть ранее Трульского собора. К этому приводят следующие соображения. С времен апостольских литургия не иначе совершалась, как в церкви Божией, которая отличалась от домов и требовала особого почтения. Апостол Павел, исправляя неустройства Коринеян при вкушении ими тела и крови Христовой, внушал им иметь уважение к церкви Божией. Он писал им: разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию15 (1Кор. 11:22). Благоговейное почтение христиан к их храму и к совершаемому в них священнодействию евхаристии служило, с первых веков христианства, и побуждением к освящению храмов. Хотя мы не имеем от времен апостольских и от первых трех веков свидетельств об освящении церквей молитвословиями и священнодействиями; но нет причины полагать, чтобы христиане первенствующей церкви не подражали иудеям, коих скиния, а потом первый и второй иерусалимские храмы были освящены с особою торжественностию. От IV-го же века имеем несомненные свидетельства, что узаконено было совершать литургию только в освященном храме. Сказанное в 58-м правиле Лаодикийского собора, «не подобает Епископом или пресвитером совершать приношение в домах», относится к запрещению совершать литургию в простых, не освященных домах, которые потому не могли называться домами Божиими16. (Лаодик. соб. пр. 6, 28).

Обычай совершать богослужение в освященном храме был в такой силе у христиан, что когда св. Афанасий Великий, в день Пасхи, уступив требованию народа, совершил богослужение в большой неосвященной церкви; тогда на него последовал донос, как на совершившего противозаконный поступок. Святитель не оправдывал себя тем, что он поступил, не нарушая правил, а говорил, что он совершил по необходимости. В апологии к императору Констанцию он писал, что собралось весьма много народа, а церквей было мало, и они были тесны, и народ поднял шум, требуя, чтобы со6раться (для богослужения) в большой (неосвященной) церкви. Как я ни настаивал, ни убеждал народ, чтобы от этого удержаться, меня и слушать не хотели. Народ готов был выйти из города и сделать собрание под открытым небом, желая лучше понести трудность путешествия, чем проводить праздник с прискорбием.» (Oper. Athan. t. I, p. 303. Edit. Paris. 1698 an.). Из этого видно, что освящение церквей не было новостью в IV веке. По словам св. Амвросия Медиоланского, оно вело начало от весьма древнего и всюду принятого обычая (Ex antiquissima et ubique recepta consuetudine. Epist. XII ad Marcellin). Водружать же алтари и на них священнодействовать запрещалось древними церковными правилами пресвитерам без благословения Епископов (Апост. прав. 31. Антиох. Соб. прав. 5. Коринф. Соб. прав. 10). Подобно тому и освящение храмов, особенно престолов, сокровищниц небесной благодати, мест селения силы и славы Божией, совершалось чрез благословение и священнодействия самих священноначальников – чрез Епископов. К освящению храмов собирался даже собор Епископов. Историк Евсевий пишет: «прекрасное и утешительное зрелище – смотреть торжественные освящения церквей и молитвенных домов, которые со всех сторон выходят из земли, как бы по волшебству. И это зрелище тем особенно важно и достойно почтения, что оно повсюду возвышается присутствием всех Епископов провинции"(Vit. Constant. XIII). Историки говорят, что соборы Иерусалимский и Антиохийский были собираемые по случаю освящения церквей, построенных в этих городах (Sozom II, 26. Socrat. II, 7). Св. Павлин (Epist. IV, ad Amand. et XIII, ad Sever.) и св. Амвросий (Epist. LXXXV) представляют подобные примеры. Второй Брагский (Bracarense) собор, бывший в 563 году, запретив пресвитерам, под опасением извержения, освящать храмы, говорят, что это запрещено древними правилами (Labbei Т. V, р. 842. Concil. Bracarense can. XIV). Далее увидим, какие священнодействия при освящении храма исключительно принадлежали Архиереям.

В древней же христианской церкви были обстоятельства, по которым Епископы, не освящая храмов для совершения евхаристии, вместо освящения их освящали подвижные престолы, которые служили в разных случаях вместо освященных храмов. Подвижных престолов требовали походные храмы. Во времена Константина Великого существовали такие церкви. Евсевий говорит об императоре Константине Великом, что в войне против Персов он имел походный храм, наподобие церкви, чтобы в нем, при посредстве Епископов, обязанных безотлучно находиться в этом походе, воссылать молитвы и приносить бескровную жертву Богу, подателю победы. (Vit Const. lib. 1, c. 56) Историк Сократ, сравнивая этот храм со скинией, устроенною древле Моисеем в пустыне, говорит, что Константин Великий приказал сделать этот походный храм для того, чтобы и в самых диких пустынных местах иметь готовую молитвенницу. (Hist. lib. 1, с. 18). Историк Созомен свидетельствует, что, по примеру св. Константина, каждый из римских легионов начал иметь у себя особую скинию, особых священников и диаконов (Hist. lib. 1, с. 9). Для подобных храмов нужны были подвижные престолы. В восточной церкви такими престолами были антиминсы. Иоанн, Епископ Китрский, говорит: «Кто совершает литургию с антиминсом в особом, украшенном божественными иконами месте – при некоторых домах, или на кораблях, тот не осудится; потому что и клирики, следующие за царем, во время путешествия священнодействуют с антиминсом на пустых полях – в одном каком-либо определенном для сего холстинном шатре (Нов. Скр. Ч. IV, гл. VIII, § 10).

И ранее IV-го века, т. е. начала устройства походных храмов, могла быть необходимость в подвижных престолах; к тому могли побудить гонения на христиан от язычников и иудеев, когда храмы Божии с особенною яростию были разоряемы и разрушаемы врагами церкви17. Без престола же никогда евхаристия не совершалась. В истории указываются несколько случаев, которые служат как бы исключением из сего правила. Но они же и доказывают, что престол необходимо требовался для совершения евхаристии, и что, по крайней нужде, тогда были употребляемы своего рода вместо-престолия. Так в темнице св. Лукиан совершил таинство евхаристии на своей груди (Philostorg. Hist. Ессles. 1:11, с. 13) а Феодорит, Епископ Кипрский, диаконов (Mabill. Praef. in saec. III, n. 79). Во время гонений, для совершения литургии в темницах, в поле, необходимы были престолы подвижные, вместо-престолия. Когда св. Киприан советовал священникам, которых призывали в темницы для совершения жертвы, окружить себя предосторожностями, чтобы не быть замеченными язычниками (S. Сург. Epist. IV), весьма вероятно, он при этом разумел и приносимые туда небольшие престолы. Еретики, кои по своей вере, по-видимому, были ближе к христианской церкви, также невольно заставляли христиан остерегаться их; ибо они нападали на православных священников во время служения их у престола, били их, выламывали дерево у самого престола (например – донатисты, о которых говорит бл. Августин в письме 59-м к Павлину); иногда, ворвавшись в церковь, похищали седалище (место епископа), трапезу, завесы церковные и прочее, а чего не могли вынести, предавали сожжению. (Таковы были арияне, о которых говорит св. Афанасий Великий в послании к пустынножителям). Таким образом, при нападении на христиан, во время богослужения, со стороны неверных и еретиков, требовались подвижные престолы. Такими в западной церкви были переносные престолы18, а в восточной – антиминсы. Об обстоятельствах, при которых антиминсы были необходимы, Нил, Патриарх Константинопольский, живший в XIV веке, говорит, что «военноначальники, а часто и самые цари, отправляются в военный лагерь и в иноплеменные страны, где нет никакого божественного храма, равно как и благочестивые люди, по любви к молчанию и уединению, оставляют свои города или монастыри и удаляются в пустынное место, при том же и язычники, часто вторгаясь в страны христианские, разрушают их храмы, а христиане не могут их возобновить, да часто и боятся, чтобы если они выстроят другой храм, нечестивые снова не напали и не разрушили его; – по всем этим причинам, когда христиане имеют нужду приобщиться св. тайн и собраться в одно место, разрешено постановлением божественных и священных соборов и святых отцов давать им святый престол, освященный или на доске, или на полотне. Получившие таким образом освященную трапезу полагают ее в каком-нибудь тайном месте, высеченном и окруженном или стеною внутри дома или занавесом, и там священнодействуют». (Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, т. Υ, παγ. 141).

Антиминсы не перестали быть необходимыми в православной церкви и по прекращении жестоких гонений на христиан. По распространении Христовой веры по разным сторонам, Архиереи, по постройке церквей в местах далеких от места их пребывания, не могли ехать всюду для освящения храмов, и потому посылали туда, где сами не могли освящать храмы, освященные антиминсы, которые заменяли собою и архиерейское освящение храма и служили свидетельством архиерейского дозволения к совершению богослужения в святом храме. Епископ Иоанн Китрский свидетельствовал, что «антиминсы раздаются по всем местам, где в них есть нужда, и употребление их, по благодатной силе, получаемой ими, не ограничивается теми или другими пределами; ибо и в чужих землях, в особенности божественное миро и другия святыни, пользуются полным уважением и благоговейным употреблением,будучи освящены только по преданию отцев». (Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, т. V, pag. 403). Почти тоже повторяет Матфей Властарь. Он говорит, что антиминсы беспрепятственно пересылаются туда, где в них есть потребность, и распространение их не ограничивается одною областию, – они сохраняют свою силу и в чужих епархиях,как миро и другие святыни. (Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, т. VI, pag. 80, 81).

В России, принявшей христианскую веру из Греции, были касательно освящения храмов и антиминсов те же уставы и чиноположения, какие из древности содержала Греческая церковь. С одной стороны мы видим, что, по уставу св. Владимира, подвергались суду как воздвигающие церкви без святительского благословения, так и те, которые переставляли церкви с места на место без благословения святителя. (Указатель Российск. законов, изданный Львом Максимовичем. Москва. 1803 г., ч. 1, стр. 2). С другой стороны имеем памятник двенадцатого столетия, сохранившийся от того времени до нас, – освященный антиминс. В России, подобно Греции, дальность пути служила главною причиною, почему не сам Архиерей освящал церкви, а посылал в них освященные антиминсы и приказывал священникам совершать освящение. Так в благословенной грамоте Новгородского Митрополита Александра, 1590 года, в Сумскую волость, Никольскому попу Максиму позволяется построить церковь и приказывается дать антиминс, и при этом указывается причина выдачи его: «и антиминсы к двум престолам велели ми дати для дальнего пути, и потом на освящение тех церквей молебны пели (бы) и молитвы говорили» (бы). (Акты Арх. Экспед. Т. 1, №346).

* * *

1

В Известии Учительном, находящемся в Служебнике, сказано: «Священства таинство и евхаристия, сиест приношение бескровные жертвы тела и крове Господа нашего Иисуса Христа, кроме посвящённого храма, нигде же творятся, и не подобает под великим грехом. Храм Святый, сиест церковь, в собрание благодарственное Богу всетворцу, в Троице единому, и в молитву, и просвещение, и очищение от грехов, да будет посвящён от самого Архиерея, или в той прислан антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший«….»Иерей смертно согрешит, когда будет совершать евхаристию без освященного храма, или освящённые трапезы, сиест без антиминса». (Извест. Учит. в Служебнике, Сн. Правосл. Исповед. ч. 1, стр. 167. Простр. Христ. Катих. о причащении).

2

Жена Хананейская говорила Господу, что и псы ядят от крупиц, падающих от трапезы Господей своих. (Мф. 15:27). Лазарь желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы богатого.

(Лук. 16:21).

3

Иисус Христос возлежал в долу Симона лрокаженного, когда жена возливала на главу Его драгоценное миро. (Мф. 26:7).

4

И ученик любимый Господа возлежал на груда Его (Ин. 13:23).

5

Глер говорит, что хотя в Священном Писании не сказано ни о форме, ни о материале столов у евреев, но мы можем дать об этом верное и точное понятие, в известном отношении, на основании того, что видим ныне на востоке. Стол восточных, по словам Нибура, соображается с образом их жизни. Когда они садятся на пол, они постилают большую скатерть посредине комнаты, чтобы падающие кусочки не терялись и не портили бы ковра. На этой скатерти ставят маленький столик, вышиной с фут, на который ставят кушанье, положенное на маленькие блюда. Они не употребляли ни салфеток, ни ложек, ни вилок, пи ложей. Тоже самое утверждают Schaw и d’Arvieux. (Glaire.Introduction aux livres. de l’anc. et du nouv. Testam. Ed. 1839. Paris. T. II, pag.413). В книге же: «Очерки быта Евреев» Н. Зайцева (изд. 1869 г. Киев), составленной на основании английских путешественников и ученых, не упоминается о скатерти. Там сказано, что в восточных странах не употребляют стульев, как у нас, а садятся на коврах, разостланных по земле, или на подушках, разложенных вокруг комнаты: блюда ставят на полу на подносах, на которых подают их (стр. 138).

6

Мы увидим далее, что подобное объяснение названия антиминс находится у Феодора Валсамопа.

7

Это правило в изложенной полноте находится только у Леунклавия. Но Меурсий в своем Glossarium gracco-barbarum (см. ἀντιμίνσιον) излагает его по частям. В нашей Славянской Кормчей (Москва изд. 1787 и 1810 г.) нет вовсе этого правила. В книге: «Опыт курса церковного законоведения» Архим. Иоанна (Спб. 1851 г.), когда говорится (стр. 580) о правилах Никифора Исповедника, указывается только на те его правила, изложенные у Леунклавия, которые находятся на 195-й странице того издания, с заглавием: «Ех Nicephori confessoris canonibus». А о правилах, находящихся на 29 странице, вместе с правилами других учителей и с правилами соборов, собранных Константином Арменопулом, автор не упоминает. Неволин, сказав о правилах Никифора Исповедника, находящихся у Леунклавия на 195 стр., хотя не указывает на это правило, находящееся у Леунклавия на 29 странице; но он сообщает, что есть два собрания правил Никифора, из коих в одном находится 17-ть правил (они изложены у Леунклавия) и в другом 61-о. То и другое собрание вполне напечатано in Mansi. Coll. conc. T. XIV, pag. 119 et seqq. (Полное собр. сочин. Неволина 1859. Спб. Т. VI, стр. 425).

8

Это правило находится в Славянской Кормчей. Там оно так изложено: Аще по неведению опрéтся антиминса, да не отлагает священная, ниже сквернен бывает (Кормч. Москва изд. 1787, ч. 2, л. 190 на обор. и изд. 1810 г.). В «Опыте курса церковного законоведения» Арх. Иоанна, оно, при изложении некоторых правил Никифора Исповедника (стр. 580 – 581), неизвестно почему, опущено. У разных же писателей это правило читается не всегда буквально одинаково. У Леунклавия в числе правил, собранных упоминаемым Константином Арменопулом (1320 – 1382), оно изложено так: ’Еὰν ϰατ ἄγνοιαν πλῦϑῆ ἀντιμίνσιον, οὐϰ ἀποτίϑεται τὸν ἀγίασμὀν, ουδέ βέβηλον γίνεται (Juris graесo-romani pag. 29). Точно таково это правило и у Матфея Властаря (1335) (Ecclesiae graecae monumenta Joan. Bapt. Cotelerii, ed. Lut. Paris. T. 1, pag. 142). У Леунклавия же в собрании правил, принадлежащих Никифору Исповеднику, оно читается так: ’Еὰν ϰατ ἄγνοιαν πληϑυνϑῆ ἀντιμίνσιον, ου μολυνεται. ὀ γὰρ ἀγιασμὸς ἐν αυτῷ εστί τὸ γὰρ ἱερὸν μιαρὸν ου γίνεται (Juris graeco-romani,pag. 196). Иоанн Меурсий излагает тоже самое сокращеннее: ’Еὰν ϰατὰ ἄγνοιαν πλυνϑῆ ἀντιμίνσιον, ου μολύνεται, ου γὰρ ἁγισμὸς ἐν αυτῶ ἐστὶ. (J.Meursi Glossarium graeco-barbarum 1614. Lugduni Batav. άντιμίναια). Сущность же правила одна и таже.

9

Мы видели, что ясно об антиминсе упоминали в IX веке Феофан и Никифор Исповедники.

10

Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного Епископа. Того ради, аще который клирик не будет соблюдать сего таковым образом, да будет извержен.

11

Аще который пресвитер, презрев собственного Епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом Епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином и втором и третьем увещании от Епископа.

12

Аще которой пресвитер или диакон, презрев своего Епископа, отлучит сам себе от церкви, и начнет творити особые собрания и поставит жертвенник, а призываемый епископом не покорится, не восхощет ему повиноватися, и быв призываем единожды и дважды не послушает: таковый да будет совершенно извержен из своего чина, и отнюдь не может до служения допущен быти, ниже паки восприяти прежнюю свою честь. Аще же упорен будет, возмущая церковь и восставая против нея: то ясно мятежник да будет укрощаем внешнею властию.

13

Слово Αντίτυπον, означает, во 1-х, подобие предмета. Так ев. Ап.Петр (1,гл. 3:21) называет крещение антитипом воды, в которой сохранен был Ной со своими. И нас ныне подобное сему образу (что в дни Ноя восемь человек спаслись от воды) крещение спасает (Καὶ ὑμᾶς αντίτυπον νῦν σώζει βάπτυσμα). В этом смысле многое в Ветхом Завете служило подобием, символом новозаветных предметов. В 2-х, слово ἀντίτυπον принимастся в Св. Писании и так, что оно означает одно с тем, что составляет τίπον. Так в послании к Евреям (9:24) читаем: Христос в нерукотворенное взошел святилище, которым изображается истинное (ἀντίτυπα τῶν αληϑινῶν). Вальсамон употребляет слово антиминс в последнем смысле, ибо он говорит, что антиминсы, совершенные архиереями, служат вместо освящения ими самих престолов.

14

(Canones ss. apostolorum, conciliorum et cet. commentariis Theodori Balsamoni explic. Paris 1620, pag. 506, 507). Такое же объяснение значения антиминсов, как видели, представляет и писатель IX века, Никифор Исповедник.

15

Апостол под словами «Церковь Божию», разумеет место, посвящённое Богослужению (а не общество верующих). Так понимали слова св. Василий Великий (Кратк. вопр. 310), св. Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт (см. толкование на это место), блаж. Августин (вопр. 57 на Левит) и другие.

16

Здесь содержится запрещение не домовых церквей, которые по нужде и обстоятельствам не были возбраняемы [Император Констаятин Великий имел в своем дворце домовую церковь и, кроме того, походную для военного времени (Sosom. 1, 8)], а запрещение совершать в них богослужение без дозволения Епископа. Шестым Вселенским собором (691 г.) дозволялось совершать богослужение в молитвенных домах, в домовых церквах; только это допускалось не иначе, как с дозволения Епископа. «Определяем», сказано в 31-м правиле, чтобы священнодействующие (τοῦς λειτουργοῦντος) и крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов (ἐν τοῖς ευκτηρίοις ὀίκοι σἐνδον ὀίϰίας τουνγχάνουσι)творили сие не иначе, как по изволению местного Епископа.

17

В упомянутой статье Христ. чтения (1844 г., ч. 2, стр. 84) сказано, что начало антиминсов, с вероятностию, можно относить ко временам гонений.

18

Мартиньи о переносных престолах говорит, что эти алтари, altaria gestatoria, viatica, iteneraria, portatilia, до всей вероятности, были очень небольшого размера. Это, по-видимому, подразумевает св. Киприан, когда советует священникам, призванным в темницы, для приношения священной жертвы, окружать себя на столько предосторожностями, чтоб язычники не могли заметить их (S. Сург. Epist. IV). Не велик был престол этих священников, если они; по словам Беды (писателя конца VII-го и начала VIII-го века), совершали каждый день обедню, нося с собой «сосуды, и, вместо алтаря, освященный стол», vascula et altaris vice tabulam dedicatam. (Bede. Hist. Anglor. lib. V, cap. II). Переносные алтари делались, смотря по обстоятельствам, из дерева, камня и металлов. Прежде всего, употреблялось дерево; доказательством сего служит алтарь, который носили с собой Сен-Денийские монахи при войне Карла Великого (Charlemagne), во время войны против Саксонцев (Anonym. De mirac. S. Dionys. с. XX): «У них был деревянный стол, покрытый полотном и служивший им вместо алтаря». (Quibus lignea tabula erat, quae linteo adoperta modum altaris efferebat). В сокровищнице св. Марии (Santa Maria in portico di Campitelli) показывается маленький престол деревянный, с мощами и надписями. Полагают, что он принадлежал св. Григорию Назианзину, и потому он должен быть гораздо древнее того, о котором сказали (Еrrа, Ist. di S. Maria in portico di Campitel. pag. 115 seqq.). Трудно доказать, чтоб бывали переносные алтари из чистого металла: слово metallum, часто встречающееся в различных литургических уставах, неопределено, и обыкновенно означает камень, lapideum metallum, как это видно в формуле освящения переносных алтарей в римском архиерейском обряднике (pontifical romain). Эти священные столы были, может быть, только украшены или покрыты золотом или серебром (Gattico.De altari portatil., pag. 358 seqq.). Существовали также переносные алтари и из глины (terre cuite) ( Aringhi, t. I, pag. 519). Пример такого алтаря мы находим в книге: Rome souterraine; это не простой стол, но алтарь в виде полустолба (cippe) или древнего ara. Средина его представляет впадину, назначенную для мощей, а с обеих сторон находится консоль, поддерживающая глиняную лампаду (Martigny. Diction, des antiq. chr., pag. 62). Переносные престолы в римско-католической церкви освящаются как епископом, так, с дозволения папы, и пресвитером (Missal. Rom. Rubr. gen. XX. Andre. Cours de dr. can. t. I, col. 240. Ex Charm, ib. De Lidor. ib.). С дозволения Епископа, у латинян можно совершать литургию (как и совершается) и в частном доме, и на поле в палатке, и на корабле, и в пещере. Кардиналы и епископы латинские имеют преимущество совершать литургию сами, и заставлять совершать оную других, в своем присутствии, везде вне храма (Salzano. Lezioni di diritto can. v. III, p. 29. Napoli 1847. – Pascal. Or. et rais. de la lit. cath. col. 805). Во всех этих случаях, на своевременно устроенный престол, полагается священный камень (petra sacra, ara lapidea) или переносной жертвенник (altare portatile), соответствующий нашему антиминсу (Walter’s Kirchenrecht, § 327. Devoti. Inst. Canon, t. 2. pag. 340. Neapoli 1852. – О богослужебном благочинии Западной Церкви, Иерея Тарасия Серединского, Спб. 1859 г. стр. 14). В униатских служебниках, в которые взошли римско-католические обряды и молитвы, дозволялось совершать литургию в домах. Так в книге, под заглавием: «Λειτουργιάριον, си есть служебник», изданной в монастыре Суплальском в 1763 г., изложено такое увещание Иереям: «Аще когда случится Иерееви потребы ради, или нужды коея, литургисати в дому некоего благородна нарочита мужа, или на ином месте не освященне, во-первых прежде зачатия проскомидии, аще несть тамо воды священные, да освятит ю молитвою яже есть во кратце. Посем прочтет молитву на освящение дому, и кропит водою священною дом и место, на нем же есть олтарь украшен, и предстоящих. И тако проскомидию начинает: и литургию совершает. Обаче на таково литургисание потребно есть благословение архиерейское: Кроме же благословения архиерейского никакоже Иерей да дерзает литургисати в дому особном». В молитве на освящение дому просить Господа «и аще-кая скверна быть на месте сем, отыми ю яко благ и человеколюбец, силою и действом Пресвятого и Животворящего ти Духа: и сподоби ны недостойные рабы твоя не осуждено принести Тебе зде бескровные жертвы истинные нашея службы» (стр. 187).


Источник: Об антиминсах Православной Российской Церкви / [Соч.] свящ. Константина Никольского . — СПб.: В тип. Якова Трея, 1872. — 5, 383 с., 21 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle