Глава 1

Мих.1:1. И бысть слово Господне1 ко Михею сыну Морасфиину2, во дни Иоафама и Ахаза и Езекии царей Иудиных.

Надобно знать, что евреи пишут вместо «Морасфиину» – «Морасфитину», так что этим указывается не на отца его, а на место его происхождения; ибо, говорят, Морасфи был город или местечко в стране иудейской. С таким чтением соглашаются и другие толкователи. Итак, Морасфи не был отцом пророка, но вернее, как я сказал, он называется Морасфитянином по месту. Но наконец, необходимо указать и на то, какие же слова были к нему.

О нихже виде о Самарии и о Иерусалиме.

Будущее созерцается пророком в видении, и о едва уже не имеющих наступить или при дверях как бы уже находящихся событиях не полное получив знание, но, сколько касалось до созерцания, говорю – в видении, – боясь их исполнения, он почитает нужным произносить речи о Самарии и Иерусалиме.

Мих.1:2. Слышите людие...3, словеса, и внемли земле, и вси, иже на ней, и будет Господь Бог в вас в послушествование, Господь от дому святаго своего.

Повелевает приготовиться к послушанию и, как бы прислонив ухо, тщательно уразумевать значение божественных речений. А что его речи происходят не от ума и желаний человеческих, но от Самого всем правящего Бога, – в этом удостоверяет он сам, присовокупляя, что «будет Господь Бог в вас в послушествование». Он как бы так говорит: хотя я – Михей, произношу речи, и хотя я только как всякий обыкновенный человек служу посредником; но Сам Бог всяческих свидетельствует вам, и уста свои я предоставляю божественным внушениям. Итак, «будет в вас в послушествование» Он Сам, Которому вы воздвигли тот знаменитый и славный храм, Которому водружен от вас божественный жертвенник и Которому воздавать божеское поклонение вы научены законом. Он из собственного дома всегда говорит святым пророкам и прежде других блаженному Моисею, построившему в пустыне ту (известную) скинию; ибо говорит «свыше очистилища» (Чис.7:89) и, как говорит Священное Писание, «Моисей глаголаше, Бог отвещаваше ему гласом» (Исх.19:19); и ныне, говорит, удостоверяет вас Господь «из дома своего»; посему «слышите людие,... и внемли, земле». Сему изречению подобно сказанное устами Исаии: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола» (Ис.1:2). Итак, Всевышний живет не в построенных из камней храмах или рукотворных святилищах (Деян.17:24). А когда мы говорим, что святые храмы воздвигаются во славу Бога, то при этом веруем, что Бог всяческих все-таки удостаивает обитать в них, хотя Он наполняет и небо, и землю, и преисподнюю.

Эти слова по справедливости можно отнести и ко Христу, призывающему ко спасению не тех только людей, которые от крови Авраама, но и всю вселенную; ибо Он свидетельствовал как бы устами Давида, говоря: «услышите сия, вси язы́цы, внушите, вси живущии во вселенней" (Пс.48:2). А что Слово снизошло к нам с неба, как из Его собственного и для Него прелюбезнейшего дома, можно ли сомневаться в этом? Нет ничего неприличного называть небо домом Бога, когда и земной Сион, который служит образом Церкви, богодухновенное Писание называет как домом Его, так и градом. Так божественный Давид негде воспевает и говорит: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс.86:3). Посему Церковь Христа, наполняющего все по Своей Божеской природе, может быть как градом, так и домом Его.

Мих.1:3–4. Понеже, се, Господь исходит от места своего: и снидет и наступит на высоты земныя. И поколеблются горы под ним, и юдоли растают яко воск от лица огня и яко вода сходящи со устремлением.

Эта речь очень темна и исполнена загадочности. Впрочем нам необходимо здесь сказать следующее. Хотя действия божественные изображаются нашими человеческими словами, но все же уразуметь их глубоко и вполне соответственно божественной и неизреченной природе может только тот, кто искусен в этом и способен понимать притчу и темную речь, изречения мудрецов и загадки. Так, устами святых пророков говорится о сидении ее божественной природы, о тронах, вставании, также о путях, дорогах и еще о других некоторых предметах ничтожных и человеческих. Но эти образы, как я только что сказал, людьми добрыми и благомыслящими по справедливости должны быть понимаемы обдуманно и глубокомысленно, потому что слова употребляются как бы по сходству и применительно к нашим понятиям. Поэтому когда ты слышишь, что пророк говорит: «понеже, се, Господь исходит от места своего, и снидет и наступит на высоты земныя», и присовокупляет: «и поколеблются горы под ним, и растают юдоли»; тогда-то, возвысившись немного над предметами чувственными, поднимись умосозерцаниями своими до тонких мыслей. Посему под исходом Бога как бы из своего места ты будешь разуметь как бы Его движение от покоя к совершению чего-либо. Он как бы так говорит: подвигнут наконец Тот, Кто прежде являл Себя долготерпеливым, и уже не будет сохранять спокойствия в отношении к оскорбившим Его. Но как бы оставив любезную для Него кротость, наконец подвергнет их справедливому наказанию. «Наступит на высоты земныя», то есть подвергнет, наконец, попранию даже и обладающих высшими преимуществами, чтобы мы разумели здесь царей Самарии и Иерусалима. «И поколеблются горы», то есть лишатся своих достоинств стоящие выше других и много опередившие их в славе; ибо таких людей весьма удобно уподобить горам. «Растают же яко воск юдоли», то есть низкие, отверженные и принадлежащие к толпе. Хотя они очень упорны и не расположены повиноваться божественным установлениям; но, подвергаясь как бы огню божественного гнева, они подобно воску растают. И будут «яко вода сходящая со устремлением», то есть быстрым и неудержимым течением несущаяся по стремнине; ибо, уже прежде сказал, цари ассирийские, жестоко опустошившие самую Самарию и царство Иудейское, некоторых царей увели в плен, предводителей же всех умертвили, а толпу народную они отвели в свою страну так же быстро, как скороход, или как низвергается вода с крутизны. Это-то и есть «вода сходящая со устремлением» и бегущая из Самарии в страну персов и мидян.

Исходит же Слово Божие от места Своего; ибо, будучи по естеству Богом, Оно стало человеком. Кажется, что Оно претерпело и некоторого рода движение, разумею такое, какое бывает в этом последнем человеке, хотя как Бог, Оно не испытало изменения, а напротив, в своей природе Оно непоколебимо и твердо. Наступило Оно и на высоты земные и поколебало горы, и расплавило юдоли, и сделало то, что они потекли как вода, несущаяся «со устремлением». Под высотами земли можно разуметь возвышающиеся над всеми духовные силы и духов злобы; под горами же колеблемыми – демонов, лишенных власти над нами; ибо они изгнаны вон, и мы призваны наконец к служению по естеству истинному Богу. Юдоли же – это опять многочисленная толпа демонов, низкая и низверженная, наподобие воска расплавленная и подобно воде стекшая в глубины ада; ибо злые духи приступили ко Христу и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им уходить в бездну. А так как другие уже прежде были посланы туда, то оставшиеся еще здесь приходили в ужас от этого. Но, если угодно, может под высотами и горами, и долинами разуметь начальников иудейских и подчиненный им народ. Ведь и они за свое неистовство против Христа лишены были собственной власти; ибо во время бедствий войны с римлянами, как бы поверженные в пламень, они растаяли подобно воску: «уничижатся яко вода мимотекущая... и яко воск растаяв отимутся», по словам Псалмопевца (Пс.57:8–9). И такое толкование не будет лишено надлежащего значения.

Мих.1:5. Нечестия ради Иаковля вся сия и греха ради дому Израилева.

Сказав: Бог всяческих «наступит на высоты земныя, и поколеблются под ним горы», а юдоли наподобие воска растают и как вода потекут, прибавляет потом: «нечестия ради Иаковля вся сия». Смотри, как Он высказывает сокровенные тайны, не доводит до чувственного изображения смысл предрекаемых предметов4, но умеет прикровенно рассказать вскоре имеющие наступить бедствия жителей Самарии и Иерусалима. Ибо какой страх могло возбудить и какую скорбь причинить жителям Самарии или и другим колебание гор? Каким образом юдоли могут растаять, или как они будут как вода, низвергающаяся стремительно? Но Он, как я сказал, умеет достойным образом намекнуть на имеющееся случиться с израильтянами. Посему-то, наконец необходимо наводит наказание, смотря на них, по моему мнению, не как на не знавших об этом, но как бы изобличая их и весьма искусно приводя их к решимости стремиться к полезному и самому лучшему. Итак, говорит: «нечестия ради Иаковля вся сия и греха ради дому Израилева», дабы подразумевался весь согрешивший против Бога и людей народ израильский. Кажется, преступления против Бога называет нечестием, а преступления против братьев и родных – грехом. «Кое нечестие дому Иаковлю? не Самариа ли? и кий грех дому Иудина? не Иерусалим ли?»

Назвав Иаковом родившихся от Иакова, говорю, Ефрема, жившего в Самарии, выставляет на вид их преступления. Говорит, что Самария есть вид нечестия. Мы, конечно, не утверждаем того, что он обвиняет саму страну. Так понимать было бы совершенно неразумно. Но Самарией называет то, что было в Самарии, как то, телиц, Хамоса, Ваала и то, что совершалось в ней против некоторых вследствие корыстолюбия правителей; ибо Амос сказал, что они «бияху пястию во главы убогих, и путь смиренных совращаху» (Ам.2:7) и при этом говорили: «когда прейдет месяц, и продамы, и... субботы, и отверзем сокровища наша, еже сотворити меру малу, и увеличити мерило, и сотворити вес неправеден» (Ам.8:5). Грехом же Иуды, говорит, стал Иерусалим. И в этих словах, правильно рассуждая, мы никак не можем видеть обвинения самому городу, напротив, надо думать, что совершившееся в нем стало во грех Иуде. А Бог обличал неистовства иудеев и ясно говорил: «по числу... градов твоих Быша бози твои, Иудо, и по числу путий Иерусалимских ты поставил жертвенники для сожжения фимиама Ваалу. Вскую глаголете ко мне? вси вы нечествовасте и вси вы беззаконновасте ко мне, глаголет Господь» Вседержитель (Иер.2:28–29). Упрекает их и устами пророка Исаии, говоря: «како бысть блудница град верный Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же... убийцы? Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии» (Ис.1:21–23). Итак, совершившиеся в Иерусалиме беззакония послужили во грех Иуде, а отнюдь не самый город обвинялся.

Посему надобно любить Бога всей душою и всем сердцем (Мф.22:37), удалять от себя леность в совершении добрых дел и никаким образом не причинять зла ближнему, напротив, надобно стараться о приобретении человеколюбия и об удалении от лукавства, и заботиться о славе добродетельной жизни; на тех, которые не радят о таком богопочтении и даже решаются презирать его, Он наведет во гневе бедствия и как воск в огне расплавит их, и разольет как воду, не удостаивая сожаления и любви.

Мих.1:6–7. И положу Самарию во овощное хранилище селное и в сад винограда, и развергу в пропасть камение ея, и основания ея открыю: и вся изваянная ея сокрушат, и вся мзды ея запалю огнем, и вся кумиры ея положу в пагубу.

Ясно указывает здесь, какие именно бедствия постигнут людей, так оскорбивших Бога. Самария, говорит, будет как «овощное хранилище селное» и как «сад винограда»; ибо некоторые стерегут растущее в полях, устраивая шалаши и сидя в них, и таким образом устраняют от растений всякий вред. Когда же будут собраны плоды, стражи станут пренебрежительно говорить о своих трудах и, разрушив самые шалаши свои, возвращаются домой. Такому именно бедствию, как увидим, и подверглась Самария. После того как она тяжко согрешила и даже совершила нечестие против Самого Бога всяческих, поставив идолов в собственных пределах своих, – она была разрушена и пала, потому, может быть, что оставили ее издревле приставленные к ней для ее охранения, говорю, святые силы и ангелы. Нечто подобное сказал о ней и блаженный пророк Исаия: «оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде» (Ис.1:8); она оставлена была, ибо от нее удалилось бодрствующее над нею и охраняющее ее множество вышних чинов. Итак, будет как «овощное хранилище селное и как сад винограда», что подобно тому, как если бы говорил, что она лишена будет и городов, и домов, и примет вид полей. Или если угодно, можешь понимать это и иным способом. Занимающиеся возделыванием винограда, нашедши удобное для себя место, рассекают его плугами, переворачивая вверх и вниз. Угрожает, что этому именно и подвергнется город самарян, что он будет едва не пахотной землей, после того как города ее и дома были разрушены. Посему и говорит: «и развергу в пропасть камение ея, и основания ея открыю», и, кроме того, говорит, подвергнется осмеянию; ибо те, от которых она ожидала спасение себе, как от богов, погибнут вместе с теми, которые обыкновенно поклонялись им. Говорит, что все мзды ее будут сожжены и все идолы ее будут истреблены. Под мздами, сжигаемыми вместе с идолами, разумеет, может быть, дары, приносимые идолам; удаляя часть своего богатства, они приносили это в капищах во славу идолов, и не могущим указать им никакой пользы они воздавали благодарность как награду и возмездие за то, что они, как им казалось, имели от них. Припомним, что и устами Осии он обвинял сонмище иудейское, говоря так: «та не уразуме, яко... дах ей пшеницу и вино и масло, и сребро и злато умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу» (Ос.2:8). Итак, эти приношения ясно показывают, что безумный Израиль свое благоденствие считал наградой и воздаянием за свою преданность заблуждению. Тем понятнее станут для тебя другие слова Божии: «и погублю виноград ея и смоквы ея, о нихже рече: мзды ми суть сия, яже даша мне похотницы мои» (Ос.2:12). Он воображал, как я сказал, что и наслаждается богатством, и находится в роскоши, и благоденствует – по воле идолов. Да, подлинно слеп ум заблуждающихся. Ведь если бы он знал истинного Бога, то Ему бы только, а не другим каким-либо богам, он воздавал бы божеские почести, Ему приносил благодарственные моления, и Его бы, Подателя и Виновника всякого блага исповедовал. А усвоивши себе такое расположение духа, он не сделался бы «овощным хранилищем селным и садом винограда»; напротив, блаженствуя, он продолжал бы жизнь в ненарушимом благополучии, и огражденный как бы стеною небесным благоволением, пребывая в добром благодушии, он составлял бы предмет удивления.

Мих.1:7 Понеже от найма блуда собра и от найма блужения соврати.

Эти слова опять выражают насмешку и с большой тонкостью осмеивают неразумие Иуды; ибо выясняют и выставляют на вид свойственное им и находящееся в их уме и сердце безумие их соображений. Верно и справедливо говорит, что Израиль, исполненный рассудительности, благоразумия и мудрости, приносил благодарность камням; он признавал в них виновников своей славы, подателей своего благополучия, собирателей для него богатства и устроителей его счастья. Он воображал, что имеет благоденствие в награду за духовное любодеяние, – и что если он будет приносить жертвы идолам, служить деревам и камням, то достигнет исполнения всех своих желаний. "Собра, – говорит, и обогатилась от найма блуда», собрала и скопила себе, и наслаждается невозмутимым благодушием. Итак, будем понимать эти слова в смысле тонкой насмешки, но с присоединением к ней угрозы.

Мих.1:8–9. Сего ради возрыдает и восплачется, пойдет боса и нага, сотворит плач аки змиев и рыдание аки дщерей Сиринских: яко одержа язва ея, понеже прииде даже до Иуды и коснуся до врат людий моих даже до Иерусалима.

Поскольку, говорит, она проводила жизнь свою в заблуждении и никогда не переставала огорчать своего Господа, и воздавать благодарность изваянным за свое благополучие и счастье (до такого нечестия дошла она!), то посему «возрыдает и восплачет»; и будет испытывать скорбь не о ком-либо другом, то есть проливая слезу не по любви к чужим, но поражаемая собственными своими бедствиями. Лишение же одежды и обуви указывает на состояние пленных. Так блаженный пророк Исаия, указывая на предстоявший вскоре плен их, ходил по Иерусалиму «наг и бос», потому что Бог повелел ему поступить так (Ис.20:1–6). Будет подражать она плачу змиев и рыданию сиринов во время своих страданий; ибо некоторые говорят, что когда бьют змия, тогда он, находясь в опасности, плачет и, в знак этого ударяя хвостом по земле, обыкновенно производит громкий звук. Сиринами же эллины и их потомки называют каких-то птиц, отличающихся приятным пением, и благозвучием своих песней способных очаровать своих слушателей. Богодухновенное же Писание сиринами называет небольших птичек, отличающихся неутомимостью и благозвучием пения, или иногда и самих соловьев, которые гнездятся в морских заливах. Когда волны разорят их гнезда, они поют жалобную песнь и как бы оплакивают потерю своих собственных трудов. Так, говорит, и Самария будет оплакивать погибель собственных своих чад; ибо «одержа язва ея» и дошла даже до Иуды и до ворот Иерусалима. Кажется, здесь пророческое слово намекает нам на вторжение Сеннахирима, который, овладев всею Самарией и опустошив Иудею, осадил Иерусалим и, дошедши до ворот его, угрожал сжечь их; но не мог еще сделать этого, потому что Бог защищал иудеев при царе Езекии.

Так и мы, когда, оставив единого, действительного и истинного Владыку, стараемся угождать нечистым демонам; тогда непременно будем оплакивать самих себя и, рыдая над своими безумствами, окажемся лишенными Его благодати и помощи и будем проводить постыдную и безобразную жизнь. Вот это-то и означает хождение без обуви. Тогда мы подпадем власти поражающего нас сатаны, и не будет уже никакого препятствия к тому, чтобы мы подверглись всякому бедствию.

Мих.1:10. Иже в Гефе, не величайтеся, и Иенакимляне, не сограждайте из дому на посмеяние, перстию посыплите посмеяние ваше.

Эта речь темна и смысл прочитанных и последующих слов весьма неудобопонятен. Впрочем, попытаюсь объяснить их, насколько могу. Когда война постигла города Самарийские, и когда и другие, находившиеся под владычеством Иуды и Вениамина, города были покоряемы, тогда соседние иноплеменники и все смежные с землею иудейской и вблизи живущие народы, много насмехаясь, издевались над Израилем, как народом, совершенно лишенным помощи от Бога. Они воображали, что десница Спасающего должна оказаться немощной и бессильной против нападения опустошителей. Но им лучше было бы подумать о том, что те, которые дерзнули опечалить Спасителя и прогневить Бога, теперь подверглись страшным бедствиям и преданы в руки врагов. Но поскольку они имели в себе нелепую мысль, будто они силой своих божеств пребывают в полном благополучии, а Израиль погиб и совершенно истреблен по бессилию Спасающего, то поэтому-то Бог и самые города соседей предал Сеннахириму на опустошение. Оттого и Рапсак, обращаясь с речью к находившимся на стене Иерусалимской, вспоминал и об этих самых городах, говоря: «где есть бог Емафа и Арфада? где есть бог Сепфаруима, Ана и Ава? еда избавиша Самарию из руку моею?» (4Цар.18:34). Итак, Геф есть славный город Палестины или иноплеменников, называемых филистимлянами. Равно и Енаким был также небольшой городок, лежавший на границах Иудеи, к южной пустыне. Хотя он находился под властью Иуды, но не питал расположения к иудеям, напротив, предан был соседним язычникам, говорю, моавитянам и идумеянам. Посему говорит: жители Гефа и жители Енакима! в бедствиях других не находите поводов к торжеству, не величайтесь по этому случаю! Поскольку опустошен соседний с вами дом, то есть Израиль, то вы по этому случаю, говорит, громко смеетесь, как бы пляской выражая радость свою о погибели людей. «Не сограждайте из дому на посмеяние», но и сами, имея подвергнуться еще худшему, как бы некоторую персть посыпайте будущее посмеяние вас и оплакивайте свои собственные бедствия. Ведь будут над вами издеваться вавилоняне, и над погибшими жалким образом будут ругаться враги. Итак, весьма уместно напомнить следующие слова: «аще падет враг твой, не обрадуйся ему,... яко узрит Господь, и не угодно ему будет, и отвратит ярость свою от него» (Притч.24:17–18). Так же поступают и не познавшие Христа. Когда гонимы бывают церкви и святые, или находящиеся в них подвергаются испытанию, тогда-то они, неведущие Христа, выражают особенное удивление пред своими богами. Но смех для них оканчивается плачем, потому что Христос облегчает страдания, утишает волнения, удаляет скорбь и дарует святым утешение и радость; ибо конец скорбей слава и блаженство. И мне кажется, что нечто подобное говорит и блаженный Давид: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс.65:12).

Мих.1:11. Обитающая добре во градех своих, не изыде живущая в Сеннааре плакатися о доме близ ея, приимет от вас язву болезней.

Семьдесят читают «Сеннаар», Акила же написал «Сенаан», а Симмах «благосильную», потому что Сенаан может быть и значит нечто такое. Если читать: Сеннаар, то утверждаем, что это есть обширная страна, обитаемая иноплеменниками, живущими в городах и селениях, но находящаяся в пределах Иудеи. Если же читать: Сенаан, то думаем, что здесь указывается на славный и многолюдный город Египта, и весьма сильный, потому что страна эта плодородная и обилует пашнями, в чем можно ли сомневаться? Итак, Сеннаар или Сенаан называет «обитающею добре во градех своих», и пророческое слово приидет на жителей этих городов. Не оплакала вблизи находившихся и погибших жалким и несчастным образом: «не изыде плакатися о доме близ ея», то есть не плакала о своих соседях. А вблизи Иудеи, как я сказал, находится Сеннаар, как и Сенаан, то есть, египетский. Итак, об Израиле, подвергающемся нападению и опустошению, не скорбела она, напротив, смеялась над ним и радовалась, как и жители Гефа и Енакима. Так что же, Израиль? Неужели напрасно будут смеяться над тобой соседние народы, и будет ли Бог долготерпелив поступающим так? Стерпит ли Он, чтобы слава Его была посмеваема врагами? Никак, говорит. Но из-за вас, или ради вас «приимет язву болезней», то есть и она будет опустошена вместе с другими. Сеннаар же, как и Египет, были опустошены, когда на них сделал нашествие Сеннахирим. Итак, тому, кто думает, что он хорошо стоит, необходимо беречься, чтобы не упасть (1Кор.10:12) и как можно больше удаляться от насмешки над пострадавшими, лучше же «плакать с плачущими» (Рим.12:15) и не надмеваться над несчастьями других, напротив, опасаться, как бы не подвергнуться таким же бедствиям.

Мих.1:12–13. Кто нача во благая вселившаяся5 в болезнех? яко снидоша злая от Господа на врата Иерусалимля, шум колесниц и конников.

О, гефяне, говорит, о, жители Енакима, Сеннаара или Сенаана! Ужели вы не были поражены бедствиями соседних народов? Неужели падающего и погибающего, но некогда для вас страшного и нестерпимого Израиля вы сделали предметом смеха для себя? Вы подумали, что Бог, спасающий их, обессилел, а сделанные вашими руками стали могучими и достигли такой силы, что без труда могут спасти ваши города. Итак, из самых дел постараемся узнать, кто действительный и истинный Бог, кто всесилен и тем, кому восхочет, подает непреодолимое заступление. Взяты и опустошены были города Израиля и города ваши, и вы подверглись как бы общему бедствию. Но какой же город, находясь в болезнях и крайнем ужасе (ибо это и означает выражение «вселившаяся в болезнех»), испытал неожиданно перемену к лучшему, то есть к радости и благоденствию? Один ли это из ваших городов? Никак нет, говорит, а Мой опять Иерусалим. Низошли на них бедствия от Господа, то есть, Я огорчен и наказываю их, и наслал на них ассириянина, и вследствие гнева Моего случилось с ними это бедствие. Впрочем оно исчезло и прекратилось, благодаря Моей же побеждающей руке и чудесно избавляющей почитающих Мое владычество. Даже до врат будет огорчение. Мы знаем, что Рапсак с многочисленной конницей подошел к самому Иерусалиму, чуть не коснулся и самых ворот; но никак не овладел им, ибо ассириянин был истреблен в одну ночь. Итак, находившиеся в Иерусалиме плакали, как приговоренные к немедленной смерти, и в слезах провели бессонную ночь. Но с появлением зари представился удивительный вид: на земле лежало неисчислимое множество мертвых, так что чудесно спасенные Богом ликуя говорили: «вечер водворится плачь, и заутра радость» (Пс.29:6). Итак, видишь, как он, первый и единственный из других городов, достигает благополучия, хотя он жил в скорбях, ибо Бог никогда не презрит своих, но, вразумив умеренно, опять спасает и прилагает немалое попечение о подобающей Ему славе, хотя мы и оскорбляем Его; так как негде чрез одного из пророков Он сказал: не ради вас «аз творю, но имене моего ради» (Иез.36:22).

Мих.1:13. Живущая в Лахисе начальница греха та есть дщери Сиони, яко в тебе обретошася нечестия Израилева.

Лахис есть тоже город, находящийся под властью Иуды, соседний и пограничный с филистимлянами; и это был город чрезвычайно испорченный, преданный идолопоклонству, нерадевший благочестием к Богу и уважением к закону, высоко чтивший языческое заблуждение и старавшийся о погибели других городов. Вероятно, взявши его первым из всех городов, подчиненных владычеству Иуды и Вениамина, Сеннахирим отсюда послал Рапсака в Иерусалим. Итак, Лахис, говорит, некогда жил прекрасно и находился в безопасности; он же был «начальницею греха» для Сиона или Иерусалима; ибо «обретошася» в ней «нечестия Израилева», то есть рукотворные идолы и бесчисленное множество лжеименных богов. Итак, на что же хочет указать пророческое слово? Оно некоторым образом выступает на защиту Бога пред иноплеменными народами и пытается расположить их к вере в то, что не изнемог спасающий Бог. Так как города иудейские в отношении к Нему поступали нечестиво, то и преданы были врагам, ибо, говорит, Лахис был виновником греха для Сиона; как причина отступления от Бога, он первый был предан Сеннахириму. Итак, погиб Израиль, как можно видеть из примера Лахиса, не потому, что Бог оказался бессильным, напротив, потому, что Израиль болел заблуждением и безумно предан был служению идолам.

Мих.1:14–16. Сего ради даси6 посылаемыя даже до наследия Гефова, домы суетны: вотще Быша царем Израилевым, дóндеже наследники приведут...7, живущая во Лахисе наследие твое. Даже до Одоллама приидет слава дщери Израилевы8. Оброснися и остризися по чадех своих младых: разшири вдовство9 твое яко орел, понеже пленени Быша от тебе.

Когда Израиль подвергся действию гнева божественного и терпел праведное наказание за свои прегрешения против Бога, тогда гефяне и енакимляне имели дерзость унижать славу Божию; ибо они, как я уже прежде говорил, воображали, что Он не спас своих, как бы побежденный рукой ассириян. Потому-то Бог примером жителей Лахиса хотел убедить в том, что они преданы врагам за то, что у них Он нашел многие нечестия Израиля и что они были виновниками греха дщери Сиона, то есть Иерусалима. Когда Бог говорил это, блаженный пророк, хорошо и прежде других понимая смысл, принимает с верой эти слова и, как бы подтверждая их истину, тотчас провозгласил: «сего ради даси посылаемыя даже до наследия Гефова, домы суетны». Действительно, говорит, о Господи, пойдут к врагам и будут высланы Тобою, оставят свое отечество и переселятся в землю ассирийскую не только, говорит, живущие в Самарии, но живущие в Гефе; из них одни сделались отступниками и презрителями, и не хотевшими ходить во след повелений Твоих; другие, насмехаясь над терпевшими бедствия, случившееся с ними ставили в унижение Твоей славы. Посему Ты Сам «даси посылаемыя даже до наследия Гефова, домы суетны». Суетными же оказались домы и Ефрема, и гефян потому конечно, что не хотели чтить Бога и совершали богослужение изваянным, – помышляли только о плотском, преданы были земному и не придавали никакого значения добродетели. Затем блаженный пророк вставляет некоторую скорбь и как бы ударяет руками, приходя к мысли о некогда совершившихся в Самарии делах. Размышляет о надменности царей и о том, что плодом неразумия их были те нечестия, в которых согрешил Израиль, ибо их изобретением были телицы и капища иных идолов; они не переставали всячески раздражать Творца. Посему, оплакивая их, пророк говорит: «вотще Быша царем Израилевым, дóндеже наследники приведут». Он как бы так говорил: цари не отстали от суетных занятий, пока не дошли до такого бедственного состояния, что удел, данный им от Бога, сделался достоянием других. А так как ассирияне имели намерение владычествовать над всей землей иудейской, то он берет два города на границах всей страны, разумею Лахис и Одолам.

(Здесь недостает объяснения последующих слов пророка, составляющих конец этой главы и начало последующей).

* * *

1

Слав., как и в некот.: «Слово Господне, еже бысть…»

2

Слав., как евр. и вульг.: Морасфитину, вместо LXX: сыну Морасфиину.

3

В слав. прибавлено «вси», соответственно греческому варианту.

4

Т.е. предметы своего пророчества изображает не чувственными чертами, но …

5

Обычное чтение LXX: «вселившейся».

6

Слав.: «даст», как и в Ватик. и Вульгате.

7

Слав., Вульг. и других соответственно еврейскому: «приведу тебе».

8

Так в одних, в других: «Сиони», как и в славянском.

9

Как в одних, в других: «оброснение». Последнему чтению или переводу следуют слав., русск. (лысину), Вульгата (calvitium), Акила и Симмах.

Комментарии для сайта Cackle