Источник

Поучение в неделю пред Воздвижением

Яко же Моисей вознесе змию в пустыни: тако подобает вознестися Сыну человеческому: дa всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:14, 15).

Когда евреи под управлением Моисея шли из Египта в землю обетованную по пустыне Аравийской, то у них однажды не стало ни хлеба, ни воды. Евреи за это роптали на Моисея и на Самого Бога. В наказание за ропот Господь послал на евреев ядовитых змей: эти змеи жалили евреев, и они, в нестерпимых мучениях, умирали в великом множестве. Евреи раскаялись и просили Моисея, чтобы он помолился Господу, да отгонит от них змей. Моисей помолился, и Господь сказал ему: «сделай медного змея и выставь его на высоком столбе; тогда всякий ужаленный пусть только взглянет на него, и останется жив“. Моисей исполнил повеление Господне, и все ужаленные, которые с раскаянием и верою в Господа всех Спасителя (Премудр. Сол. 16:7) глядели на вывешенного змея, получали исцеление от невидимой, всемогущей силы Господней, и оставались в живых (Числ. 21:5–9). Вспоминая об этом в нынешнем Евангелии, Господь присовокупляет: «Как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть Сыну человеческому на Крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.“

Добрые мои слушатели! чтобы вы яснее могли понять слова Господни, прежде всего вот о чем хочу я сказать вам: что такое и наша земная жизнь, как не странствование в небесное царство? Господь обещал всем нам дать это царствие. Но пока мы странствуем на земле, сколько ядовитых змей жалят нас, убивая наше тело и нашу душу?.. Что это за змеи? и где искать нам исцеления от них?

Змеи, убивающие нашу душу и тело, живут в нас самих. Это наша человеческая зависть, злословие и клевета, гнев, злоба и вражда, и всякие неправды. Ах, как опасны и гибельны для нас эти змеи! Св. Апостол Иаков сказал: идеже завить и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь (Иак. 3:16). И куда бежать от этих змей? Вот человек строит себе хороший дом, с успехом занимается земледелием, торговлею и разными промыслами, в порядке содержит свое хозяйство, хорошо живет со своею семьею, имеет похвалу от своих начальников. И сколько завистников и зложелателей смотрят на него! Своею завистью и злобою они мучат и свою душу, готовы погубить счастье и своего ближнего, ими ненавидимого. И какого зла не делает злоба и зависть – эти лютые змеи? Св. безмездных врачей, Косму и Дамиана, один врач, по зависти, с Каиновою хитростью, вызвал в лес, под предлогом, будто бы, собирать вместе врачебные травы; там он завлек их поочередно в разные места и по очередно побил камнями (Чет.-Мин. 1 июля). Один инок, завидуя славе преп. Иоанникия Великого, зажег лес, росший на горе, на которой спасался преподобный, и даже острым железом хотел пробить его утробу, но Господь сохранял его (Чет.-Мин. 4 ноября). А злословие и клевета? неблагодарность за благодеяния? Все это, говорю, лютые змеи, убивающие душу человеческую. Св. мученик Савин своими руками питал одного нищего. Неблагодарный нищий пошел к мучителям, предал им питателя своего св. Савина за две златницы и довел их до его пещеры (Чет.-Мин. 16 марта). Не дай Господи, чтобы у нас оказались такие неблагодарные люди – змеи! Не менее пагубны для наших душ злословие и клевета. Св. Григорий, епископ Акрагантийский, по клеветам злых людей был в темнице, как осужденный... Но невинного Григория Господь оправдал, а клеветников наказал. Когда на соборе епископов определено было осуждение клеветникам на св. Григория, и когда Григорий выплакал всем им прощение, дабы одних не посылали в ссылку, других не казнили; то вдруг поднялась буря, померк воздух, тьма покрыла всем, – и увидели, что клеветники стали черны лицом, как уголь, а у главных клеветников и обвинителей св. Григория – Савина и Крискента, кроме того, губы свесились вниз так, что они не могли ни совокупиться, ни говорить ими (Чет.-Мин. 23 ноября).

Так, братие, много змей угрызают нас в земной нашей жизни. Где же искать нам исцеления от них? Господь говорит нам в нынешнем Евангелии: «как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть на Крест Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И Сын человеческий – Иисус Христос, принявший на Себя плоть нашу, точно, был вознесен на Крест, как медный змей на столб, и Своими крестными страданиями и смертью победил змея – диавола и даровал роду человеческому исцеление от грехов и вечной смерти. И так, вот где для всего мира неистощимый источник исцеления от душепагубных змей – в Едином Господе, всех Спасителе, на Кресте распятом! Кто взирает на Спасителя мира, т. е. истинно верует в Него, и, согрешая, приносит пред Ним истинное покаяние во грехах и обращается на дела Божии, от того бежат душепагубные змеи: завистный и злобный делается милостивым и человеколюбивым, клеветник и обманщик – правдивым и добрым, гневливый и невоздержанный в словах – кротким и благоговейным. Я поясню вам это следующим примером из жития святых. Св. Варвар был разбойник. Как у разбойника, его сердце, конечно, было наполнено всякими неправдами. Своим разбойничеством, как орудием невидимого змия – диавола, он жалил и умерщвлял свою душу, жалил и умерщвлял других. Но когда взглянул на Спасителя мира, т. е. обратился к Нему с покаянием и верою, то погибло в нем всякое зло: он уже не только никому не вредил, и души своей не губил, но пошел за священником, его исповедавшим, не ногами, но на коленах и пробыл у пресвитера три года, ползая, как скот четвероногий, на локтях и коленах, не вставая с земли; считая же себя недостойным быть с человеками, он ел и пил со псами; потом двенадцать лет со скотом пасся в лесу, вкушая одну траву, а как он телом был наг, то кожа на нем от зноя и холода сделалась как кора финикова; он почернел, как уголь, и стал произвольным мучеником. Потом были пущены в него охотниками три стрелы, как в зверя, и он был убит. Пресвитер, похристианскому обряду, предал его погребению; затем, при гробе его многие стали получать исцеление от болезней; чрез несколько же лет при вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное миро (Чет.-Мин. 6 мая). Вот как верующие в Спасителя мира, укрепляемые Господнею благодатью, побеждают в себе душепагубных змей и достигают небесного града!... И что же сказать? что может быть для нас опаснее и лютее самых демонов, этих невидимых змей? Они готовы погубить весь мир своею злобою. Но и этих змей, истинно верующие в Спасителя мира, имеющие Его в сердце своем и творящие волю Его, силою Господнею связывают и даже повелевают ими, как рабами (Чет.-Мин. 5 марта).

Добрые мои слушатели! Теперь для нас понятно, какие змеи жалят и умерщвляют наши души и тела. Чтобы эти змеи не вредили нам, будем всегда взирать на распятого за нас Иисуса Христа, т. е. истинно веровать в Него, каяться в своих грехах и творить волю Господню. А потому, кто имел привычку пьянствовать, воровать и обманывать, гневаться и завидовать, злословить и клеветать на ближних, предаваться разврату, и тем погублял душу свою, – пусть все это возненавидит, со всем усердием займется добрыми делами, как подобает всякому верующему, на своего Спасителя взирающему, – и тогда душепагубные змеи не повредят ему. И как древние евреи, руководимые в пустыне Моисеем, вошли в землю, им обещанную, богатую и плодоносную, так и мы, руководимые законом Господним и св. верою, в свое время дойдем до небесного града, от Господа нам обещанного, о котором сказал св. Апостол Павел: не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13:14). Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle