8. Большие Мытищи
Соименные им сёла и деревни встречаются и в других странах России, как-то: в Шуйском уезде и на Волыни; на левом берегу Луха в Гороховском уезде есть село Мыт, которое некогда было границей Нижегородского и Владимирского Княжений. Bсе такие селения заимствовали свое название от собиравшейся там мытниками на заставах пошлины промытной и замытной с возов. Старинная Русская пословица: «Помни мыт и перевоз», – показывает, что без такой пошлины нельзя было проехать ни через мост, ни через гать, ни переправиться через перевоз. Как сборы пошлин отдавались на откуп: то откупщики стесняли торговлю поборами, делали великое насильство в мыту, пошлинах и головщине; если у проезжих недоставало денег для расплаты, то отнимали у них седла, епанчи и сабли, 26 сажали их в тюрьму, били и увечили на правежах. Незаплативший мыта, продавший или купивший лошадь без явки таможенным и мытенникам, присужался платить два рубли, рубль на Государя, да рубль таможенникам. Taкиe путевые поборы продолжались до самого уничтожения мытной пошлины в России.
Яузкое мытище, как видно из грамоты Симоновского чернеца Адриана Ярлыка 1460 года, существовало еще за 400 лет до нашего времени; за 200 же лет деревня Мытищи называлась на Мытищах27 потому, что здесь была мытная застава с мытной избой, где мытники сбирали с телег и саней, также с прибыльных людей мытную пошлину; теперь на этом месте собирают деньги за шоссейную дорогу на заставе.
Это село, подобно Покровскому в Москве, было комнатным Цесаревны Елисаветы Петровны и ведалось в ее комнате, т.е. кабинете. Бывши уже Императрицей, она любила останавливаться в своем поместье на молитвенном пути к Троице; и сама защищала в Сенате своего мытника в Мытищах, как видно из самых дел. В Троицкие походы для Царей бараши здесь раскидывали шатры, где отдыхали царственные богомольцы.
Для всякого Русского село это достопамятно еще и тем, что одна крестьянка его Авдотья Гаврилова Карцева удостоилась быть кормилицей ныне мирно царствующего Государя Императора. В проезд свой к Троице, Он посещал и дарил свою кормилицу. Вновь выстроенный после пожара двухэтажный дом ее стоит со въезда на левой стороне. Незадолго пред смертью своей, она поднесла Государю ту шапочку и башмачки, кои надеты были на него после крещения. На погосте близ церкви богатый памятник с надписью указывает могилу этой кормилицы Государевой, умершей 15 Декабря,1845 года, на 52 году от рождения.
В верховье села Мытищ, очень недалеко от него и от громового ключа, берет свое начало Яуза, или Явуза под водопитательной сенью Сокольницкой рощи. В 1779 году, молния, ударив в это болото, открыла обильные ключи так называемой громовой воды, которая поит почти всю Москву. Сперва там был один только громовой колодезь, слывущий в народе святым. Императрица Екатерина II воспользовалась благотворным открытием и в 1780 году поручила Генералу Бауру провести отсюда воду в древнюю столицу для продовольствия ее жителей; главный водопровод каменный, в некоторых местах проходит под речками и в оврагах, а под водопроводным мостом, между Алексеевским и Ростокиным. Число колодцев время от времени умножилось; теперь их около 50. Первый из ключей выше Москвы реки на 102 фута и вода Мытищенская, текущая через чугунные трубы в Москву, поднимается на второй ярус Сухаревой башни, на 15 сажень от горизонта земли. Этот главный ключ устроен в виде часовни, где на медной доске вырезана следующая надпись: «Московский водопровод сооружен щедротами блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Екатерины II, по проекту Инженер – Генерала Баура 1779 года. Ключ сего бассейна, по преданию народному, произведенный ударом грома, первый подал мысль к построению сего благодетельного для Москвы сооружения. Бассейн сей вновь перестроен в царствование Государя Императора Николая I, при управляющем III Округом путей сообщения Генерал-Майоре Янише, по проекту Подполковника Максимова, Поручиком Бароном Дельвигом, в 1833 году». На мраморной доске, вделанной снаружи сего бассейна над дверью, читаем псаломские слова, соответствующие происхождению сего водопада: «На горах станут воды и от гласа грома Твоего побегнут.» Псал. СIII, 7.
С открытием этих живоносных ключей в Мытищах, богомольцы стали здесь останавливаться, чтобы освежиться громовой водой и размочить в ней дорожные сухарики. Тогда еще не было в Мытищах ни самоварной промышленности, ни приветливых самоварниц, и едва ли у кого там находился самовар; потому что употребление чая между простолюдинами почти было неизвестно; а многие почитали даже за грех пить чай.
Мимоходом заметим, что с Китайским чаем Русские познакомились прежде Англичан и Французов. Отправленный Царем Михаилом Феодоровичем к Хану Алтыну в 1636 году Василий Старков едва ли не первый из Русских сообщает нам сведение о чае, как о неслыханном растении, и описывает способ его употребления. При царском дворе, около половины XVII столетия он появился, как лекарство от простуды. В конце же того века, ввоз его в Россию столь быль велик, что Кильбургер покупал его по 30 к. фунт, тогда как в Париже фунт его продавали от 30 до 100 франков. Первый фунт чаю привезен из Голландии в Англию Лордом Ерлингтоном 1666 года; а первый груз чаю Ость-Индской кампании пришел в Европу 1669 г.
С XIX столетия быстро распространился чай не только между богатыми и зажиточными, но и между простолюдинами и, вместо лекарства от простуды, сделался ее проводником, при неумеренном его употреблении. Сперва богомольцы брали с собой в дорогу Сибирские медные чайники, потом самовары, останавливались в Мытищах пить чай в березовой аллее близ колодца; наконец, когда Мытищенские крестьяне обзавелись самоварами, тогда открылась самоварная промышленность; летней порой, там не только у колодцев, но и на улице пред домами ставят услужливый Мытищенки кипящие самовары, редко луженые, и чашки с чайником, приманивающие прохожих на чаеванье; они сидят в кружках за столиками и пар самоварный сливается с табачным дымом.
У Мытищ оканчивается Лосинный погонный остров, простирающийся около 6000 десятин и начинается лес Красная Сосна; поворачивающий вправо.
Верст за десять видна новая высокая колокольня старой Мытищенской церкви во имя Владимирской Божией Матери.
* * *
Акты Археограф. Экспедиции. I. 9–10, и пр. II. 65, 120, 140. III. 20, 117 и пр.
Духовная грамота нa бумаге Симоновскаго инока Андриана Ярлыка 1460 г. в Главн. Архиве Мин. Ин. дел.