Источник

14. Радонеж

По Троицкой дороге, от Воздвиженского на левой стороне, верстах в трех, видна каменная одноглавая церковь села Городок или Городец, прежний Радонеж-городок. Саженях во ста от церкви к западу, на холме, обтекаемом излучистой Пажей, уцелел еще земляной вал, имеющий фигуру неправильного четвероугольника; самая большая длина его 70 саженъ. С каждой его стороны идут вниз к реке сходы, заросшие, как и все бока холма, кустарником. На восток в валу заметно место главного входа в городок, где, по преданию, были ворота. Все пространство в средине этой осыпи недавно обращено в пашню, а дотоле здесь не ходила ни коса, ни соха, ни плуг. Здесь был уездный городок Радонеж, который, по соседству с лесным урочищем Белые боги на левом берегу Пажи, причисляется Ходаковским к местам языческих мольбищ. Кстати заметим здесь, что название Радонеж нередко повторяется в Русском миpe, как напр.: в Новгородском уезде был Радонежский монастырь, на правом берегу Волхова, и народное поминовение усопших во вторник Фоминой недели называется Радунец и Радуница. В конце XIV века, Радонеж и Радонежское, был селом, которое В. К. Иоанн Калита, пред отъездом своим в Орду, завещал в удел Великой Княгине своей Елене с малыми детьми, а пред смертью своей, отказал меньшему сыну своему Андрею; от него уже оно переходило к другим Князьям. Село это, в начале XV века, именуется уездным городком, где, по свидетельству Св. Епифания Радонежского, стояла еще церковь Рождества Христова в прежнем своем виде. Городок же в этом уезде был тоже, что детинец, крепостца, какие находились и в других уездах. Не только этот оборонительный городок, но и вся область, весь уезд назывались Радонежем, и не один Преподобный Сергий от пребывания своего в Радонеже городке и в Радонежской области, но и Преподобные его сподвижники и ученики именовались Радонежскими: Св. Никон, Михей, Исаакий, Василий cyxий, Симеон безмолвник, Епифаний премудрый, Иоанникий, Мартирий, Онисим, Иаков, Елисей, Наум и Варфоломей.38 Радонежской волостью издревле управляли Княжеские волостели; они судили и рядили чудотворцовых, т.е. Преподобного Сергия, крестьян; но В. К. Василий Темный грамотой своей 1435 года запретил Радонежскому волостелю судить Троицких крестьян, только предоставил ему право брать с них по два корма в год: один на Рождество Христово, другой на Петров день.39 До 1491 года при Троицком монастыре, на память Преподобного Сергия бывал ежегодно торг 25 Сентября; но Великий Князь Иоанн Васильевич повелел оттуда перевести зтот торг на Радонеж, где впоследствии Царь Феодор Иоаннович указал собирать на Троицкий монастырь замытную пошлину, тамгу и все таможенные пошлины на торгах с Царевых сельчан, с деревенщиков, с граматчиков, с патриарших, митрополичьих, владычних, со всех людей без измены.40 В Ляхолетье Радонеж был опустошен; в 1517 году Царь Михаил Феодорович повелел приписать Радонеж к Троице-Сергиеву монастырю «в вотчину с пустошьми и с пашнею и с сенными покосами и со всякими угодьями». Приняв его во владение, Троицкий Архимандрит Св. Дионисий и Келарь Авраамий Палицын били челом Царю, что «на том городке храм поставить и монастырский двор устроить не чем, хорошаго леса близко снятъ» и просили пожаловать им на храм с Царского двора в селе Воздвиженском повалушу, или избу. Царь пожаловал им повалушу. Построенная из нее церковь сгорела в самом начале XIX века. Теперь в селе на новом месте каменная церковь Преображения Господня. Цари на походе к Троице Сергию заезжали в Городец помолиться. В 1672 году, Октября 19 Царь Алексий Михайлович изволил слушать божественную литургию в селе Городце. 41

По местному преданию, в городке будто было два монастыря и семь церквей. Это могло быть вероятным только в XIV, XV и XVI веках, когда не редко сруб избы, или повалуши с прирубным алтарем составляли так называемую церквицу, а церквица с двумя, или тремя избами, огороженная плетнем, или тыном – монастырек; что подтверждают выражения, встречающиеся в летописях и житейниках: поставить, срубить церквицу, сградить монастырек. Швед Петрей, в XVII веке, видел в Москве церквицы, в коих могло поместиться не более семи человек. Теперь в городке на месте престолов не найдете ни часовни, ни знаков из кирпичного столба, какие велено ставить по указу 1734 года, июля 10; не видно ни могил, ни надгробных камней – коса и плуг все сгладили; живет еще здесь одно воспоминание, которое указывает прохожему богомольцу родину Преподобного Сергия, где с родителями своими провел несколько лет юности своей сей великий поборник веры и благочестия, отчизнолюбец, споспешник отечественному оружию, миротворец и чудотворец. Да не будет же место свято пустым.

* * *

38

Собрание всех Святых Росс. Чудотворцев, рукопись в 4, списанная с древней.

39

Акты исторические. I. №58, 1455 г. а не 1435 г. как по ошибке напечатано.

40

Выходные книги 7181 г. стр. 562.

41

Прим. на стр. 74. Выходы Государей Царей и пр. с 1632 по 1682 г. М. 1844, в 4.


Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру / Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, [2], IV с.

Комментарии для сайта Cackle