Введение в деятельное Богословие
Понятие о деятельном Богословии
Деятельное Богословие есть основанное на слове Божием и в правильном порядке изложенное учение о том, как в падшем человеке силою благодатного возрождения востановляется потерянный образ Божий, и новая благодатная жизнь, начинается, возрастает, раскрывается и совершенствуется в благодатной деятельности. –
Порядок вступления
Дабы в истинном духе разуметь и в надлежащей полноте представить Деятельное учение веры, то в объяснение данного понятия о Деятельном Богословии надлежит предварительно показать отношение Деятельного Богословия к умозрительному; источник из коего почерпает оно свое учение, пользу и нужду изложения в правильном порядке, (вещественный) предмет или внутреннее свойство и дух оного; личный предмет, цель; образ изложения деятельных истин, наконец, разделение оного.
Отношение деятельного богословия к умозрительному
Хотя по тесной и неразрывной связи истин веры и деятельности нельзя строго отделять одних от других, потому что целость спасительного ведения слагается из неразрывного единства веры и любви. (2Тим.1:13) (Гал.5:6), что и самые умозрительные истины имеют целию привести человека в благодатную деятельность (1Тим.2:4), (Тит.2:11–12), (Ин.13:17). Впрочем, Богословие умозрительное и деятельное как науки, нарочито излагающие истины веры и деятельности, правильно могут быть отделены и разделяются одна от другой: 1–е) по своему предмету1. Богословие умозрительное, излагая откровенное учение о Боге, о Его намерениях и благодеяниях в рассуждении человека, содержит истины необходимые для спасительного познания о Боге и о должном почтении к Нему. (Ин.18:9), (Ин.20:3). А Деятельное, изображая во всем пространстве отношение верующего человека к Богу, начертывает порядок внутренней и внешней деятельности. (Мф.22:37, 39). Отселе во 2–х: по приложению к двум главнейшим способностям в человеке, – первое относится к исправлению ума, естественное омрачение и неведение коего озаряет и просвещает светом веры (Флп. 3:7–10), последнее /относится/ к исправлению воли и соделывает для воли человеческой единственным законом волю Божию (Пс.39:7–9), (Гал.2:20). Следовательно, в известном отношении различаются и по цели. Умозрительное Богословие, изличая начала духовного познания, научает деятельному употреблению членов веры (Ин.20:31), а Деятельное прилагает духовные истины к самому употреблению (Тит.2:11–12), (1Пет.4:2). И таким образом первое уготовляет и предрасполагает, а последнее направляет к Духовной деятельности и усовершает в оной (2Тим.3:14).
Источник
Единственный источник, как вообще умозрительное, так в частности и Деятельное Богословие должно почерпать основания для возведения возрождаемых к Богоподобию и законы для Богоподной деятельности, есть вообще слово Божие или Св. писание (1Тим. 3:16). Как глаголы живота вечного
(Ин. 6:68) и изображение святой и совершенной воли Божией (Деян.20:27), (Рим.12:2). Оно в различных местах различно, а все в совокупности вполне и совершенно преднаписует образ духовной жизни. И потому как плод внутренний Духа Божия и многоразличной опытности духовной, оно полезно для научения, для обличения, для наставления в праведности, и достаточно к тому, что бы совершен был Божий человек на всякое благое дело уготован (2Тим.3:16–17).
Примечание. Впрочем как Деятельное Богословие, почерпая из Св. писания законы для духовной деятельности, приспособляет оные к состоянию человека в различных отношениях жизни его: то из оснований Деятельного Богословия неизключаются пополнительные источники: во 1–х, общие начала нравственности, почерпаемые из естественных оснований чистого ума; во 2–х, Церковные постановления, утверждающиеся на определениях соборов. Потребность первого открывается из того, что откровенный закон, возводящий человека в первобытное нравственное совершенство (Еф.4:22–23), остатки которого и в настоящем состоянии растления остаются в чистой природе неизгладимо (Рим.1:19; 2:14–16) в основании своем имеет закон естественный (Втор.30:11, 16). Последнее несомненно из того, что Сам Спаситель, давши церкви своей право власти и суда:
А́ще же и це́рковь преслу́шает, бу́ди тебѣ́, я́коже язы́чник и мыта́рь (Мф.18:17), дал ей право, на основании откровенного слова Божия давать законы для благоустроения деятельности христиан в различных случаях (1Кор.14:40), а посему законами церкви (кои вообще в своих основаниях согласны со словом Бога) в различных отношениях управляется деятельность христианина. –
Польза и нужда изложения деятельного учения в правильном порядке
Нет сомнения, что и простое познание христианских обязанностей, которые во всей полноте и пространстве содержатся в Св. писании, (2Тим.3:15–17), само по себе достаточно руководствовать к совершенству в духовной жизни, а посему нет, по видимому необходимости кроме простого руководства писания, искать еще искусственного руководства ко спасению. Впрочем не говоря уже о множестве толкований, несогласных с духом Божиего закона, когда возьмем во внимание, что в Св. писании и между нравственными правилами встречаются, по видимому, разногласия, то многие обязанности или в своем приложении или во внутренней силе, или в побуждениях и средствах недовольно раскрыты, вообще строгого взаимного отношения и порядка немеют; сверх того весьма много встречается важных совестных случаев простым разумением закона неудоборазрешимых; отселе не только полезно, но и необходимо, что бы путь благодатной деятельности во всем пространстве был изображен и христианские обязанности во взаимной связи были изложены. –
Польза и необходимость изложения деятельного учения веры в определенном порядке особенно открываются 1–е из особенной силы и действенности на сердце нравственных истин, в правильном порядке изложенных. Начала христианской нравственности, при взаимной связи и отношении, получая большую определенность, ясность и твердость (2Пет.1:6–8) получают большую силу обязательности на сознание и действие на волю. 2–е Из облегчения способов к преспеянию в духовной жизни. Правильный и по всем отношениям к жизни приспособленный образ изложения деятельных истин, помогает естественной слабости в преодолении внутреннего растления, умудряет христианина во спасение свое и других и научает его благоразумно избегать препятствий и тещи к предназначенному совершенству (Флп.3:13–14). 3–е Особенная польза от изучения Деятельного Богословия происходит для уготовляющихся быть учителями церкви, которые без ясного и основательного познания начал христианской деятельности ни учить, ни руководить других на пути спасения должным образом немогут (1Тим.4:13–16), (2Тим.2:2), (Тит.1:9).
Примечание. поскольку же деятельное Богословие, как наука имеет целию в правильном порядке начал и последствий с надлежащею полнотою и определенностию изложить христианскую деятельность; отселе оно полнотою изложения отличается от начального Катихизического учения о христианских обязанностях, а порядком изложения отличается от свободного изложения христианских наставлений, употребляющегося в церковных поучениях и других благочестивых сочинениях.
Предмет, внутреннее свойство и дух деятельного Богословия
Дабы соответствавать своему наименованию, Деятельное учение должно иметь предметом своим не то только, что бы в правильном порядке, полно и ясно изложить деятельные истины, но особенно то, чтобы сии истины были живы и действенны, и могли располагать человека к перемене чувственной жизни на духовную (1Ин.2:4). Но как только оживляет Дух (Ин.6:63) и слово Божие само по себе живое и действенное при сем только Духе, подобно мечу обоюду острому имеет силу действовать на человека и производить премену в расположениях его (Евр.4:12), то сим духом должно быть одушевлено и деятельное учение. На сей конец при изложении в надлежащем порядке деятельных истин слова Божия, Деятельное учение все сии истины должно возводить к тому господствующему духу, к той действенной силе слова Божия, которая как новое начало, как новое семя жизни необходимо должна быть в падшем человеке насаждена, возрасти и раскрыться в плодах духовной деятельности. –
Сей внутренний дух, будучи рассматриваем в самом писании как в посредствующей причине Божиих действий на человека, есть Дух живого слова Божия, иначе именуемый помазанием (Ин.2:20–24), (Ин.6:63), (2Кор.1:21–22), (1Сол.1:5; 2:13), а будучи рассматриваем как сила Божия, которую Бог совершает самую спасительную перемену в человеке через писание и другие средства, дарованная к спасению, есть благодатное действие Божие.
При сем–то внутреннем начале и возможно токмо живое (1Кор.2:4, 10, 12, 13), (2Кор.3:6) познание и духовная деятельность (Ин.15:5), (Рим. 8:9–11, 14). Иначе есть ли при внешнем – высшем начале духовной деятельности, каковы суть Божеств[енной] силы, напрвляющей к действию, то не произойдёт в нем духовной перемены, но не в состоянии будет исполнять; или даже мерою собственных сил будет измерять силу духовных требований (Ин.3:4; 6:69), и таким образом или будет ослаблять в понятии своем значение и силу оных, или после некоторых бесполезных усилий успеть в духовной жизни – опять будет возвращаться в прежнее духовное состояние (Мф.19:22, 26), (Мк.10:22). Посему деятельное Богословие, дабы быть истинно таковым, во всем учении своем должно направлять человека к приобретению Духа Божия, к исполнению Духом Божиим (Еф.5:14) и к действованию силою Духа Божия, дабы не иначе, как Дух Божий или Божественное действие, как единственное начало духовной жизни, раскрыть в тех, коих должно поучать духовной деятельности (Рим.8:9, 14), (Гал. 5:16, 18, 20). –
Личный предмет и качества потребные для изучения Деятельного Богословия
Личный предмет образования Деятельного Богословия и качества потребные для изучения Деятельного Богословия. –
Хотя основательное и полное наставление в истинах спасения относится без исключения ко всем невозражденным; поскольку Благодать Божия спасительная явилась для того, что бы научить всех отвергнуться нечестия и мирских похотей (Тит.2:11–12) и Спаситель пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние (Мф.9:13). Впрочем из самого свойства и образа изложения Деятельного учения нельзя не видеть того, что приступающие к изучению деятельных истин, рассматриваемых во всей полноте и пространстве должны иметь по крайней мере некоторый начаток духа (Рим.3:23), дабы могли быть беспрепятственно возводимы к преднамереваемому совершенству (Евр. 6:1), (2Тим. 3:17), именно: со стороны познания должны иметь начала Христова Слова, дабы способны были понимать и принимать, я́же Ду́ха Бо́жия (1Кор.2:14), а со стороны сердца иметь чувство своего духовного несовершенства (Рим.7:18, 24), дабы при собственном бессилии к совершенству (Ин.6:68; 7:17), с искренним желанием могли обратиться к силе Божией и от всего сердца предаться образу предлагаемого учения (Рим.6:17).
Деятельное учение веры имеет целию то, что бы во 1–х, в людях, преданных плотской и чувственной жизни возбудить желание духовной жизни, еда́ ка́ко да́ст и́м Бо́г покая́ние в ра́зум и́стины (2Тим.2:25). 2., начавших духовную жизнь
утвердить в решимости преуспевать и усовершаться в духовной жизни: и о се́м молю́ся, да любо́вь ва́ша еще́ па́че и па́че избы́точествует в ра́зуме и во вся́цем чу́вствии, во е́же искуша́ти ва́м лу́чшая, да бу́дете чи́сти и непреткнове́нни в де́нь Христо́в (Флп.1:9–10). 3., как тем так и другим облегчить способы ко достижению возможного для них в настоящей жизни духовного совершенства: до́ндеже дости́гнем вси́ в соедине́ние вѣ́ры и позна́ния Сы́на Бо́жия, в му́жа соверше́нна, в мѣ́ру во́зраста исполне́ния Христо́ва: 14 да не быва́ем ктому́ младе́нцы ......15. (Еф.4:13–14). 4., всех же вообще и совершенных и несовершенных и усовершаемых научить – соответственно званию Божию и духовным дарованиям, остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям но по воли Божией (1Пет.4:2), дабы таким образом все и каждый в своей мере и степени достигали того блаженного единения с Богом, о коем Спаситель молил некогда Бога Отца: да всѣ́ еди́но бу́дут: как Ты́, О́тче, во мнѣ́, и Я в Тебѣ́, так и они́ да бу́дут в на́с еди́но: Я в ни́х, и Ты́ во мнѣ́, да бу́дут соверше́ни во еди́но (Ин.17:21, 23),
Образ изложения деятельных истин
Хотя главная цель деятельного Богословия (не смотря на различное изображение оной в Писании, (1Кор.6:17), (1Сол.4:7), (1Тим. 4:8), (Мф.3:3, 12)), в духе своем есть одна (1Тим. 1:5) сл. (Евр. 12:14), именно возведения человека к Богоподобию; равно и путь к достижению цели есть один, именно: путь Христов (Откр.9:23–24) или путь совлечения ветхого человека (Кол. 3:5), (Рим.13:14), впрочем, по различному образу шествия путем сим, каковый опытно показали христианские подвижники /из коих одни достигали духовного совершенства внешними трудами, а другие внутренним сокровенным путем очищения/. Учители духовной жизни, особенно различая сии два вида христианской жизни, как главнейшие, самое деятельное Богословие разделяют на два главные вида,– на Богословие подвижническое и таинственное, где по свойству того и другого образа действия, и деятельные истины излагают приспособительно или к образу жизни подвижнической, или созерцательной и таинственной, судя по употреблению сего слова в Св. Писании и у Отцев Церкви, будучи принимаемо вообще, объемлет в совокупности весь путь христианской. Таинственное Богословие, по изъяснению учителей таинственности, есть Божественная премудрость, или высший, духовный образ деятельности, когда душа при совершенном молчании чувств, при внутренней полноте и самопогружении непрестанно созерцает Божественные. добро́ты и безусловную преданность воле Божией, вполне разверзается Божественному действию, и всеми своими мыслями и желаниями, всеми силами и действиями приходит в неразрывное сопряжение любви, или во един дух с Господем (1Кор.3:17); тот и другой образ деятельности имеет основание в Св. Писании (1Кор. 9:24), (1Тим.4:7–8), (Деян. 24:16), (Кол.1:26–27), (2Кор.4:9), (Ин.17:21, 23). Подвижничество вообще утверждается теми местами писания, где для успеха в духовной жизни повелевается приглашать все тщание, бодрственность, труды и усилия, повелевается как бы собственными силами восхищать спасение (Мф.2:18), (2Пет.1:5–8), (1Кор.16:13), (1Сол. 5:8). Таинственность утверждается теми местами, где вся духовная жизнь как в своем начале, так и в своем продолжении и совершении поставляется в совершенной зависимости от Бога, как единственного виновника всех благ, мыслей, желаний и действий, и где посему предписывается христианину безусловная преданность воле и действию Божию и совершенное погружение в Бога (Флп.2:13), (Ин.15:4–5), (Гал.2:20). Поскольку же слово Божие предписует в И. Христе христианину полное совершенство в целом его существе, в духе и душе и в теле (1Сол.5:23), повелевает всемерно подвизаться силою Христовою. Посему деятельное Богословие объемля в себе и внутреннюю и внешнюю деятельность христианина, неразделяемо и сии два вида, как две необходимые принадлежности составляющие полноту и совершенство христианской деятельности, совокупляет во единое: глаго́ля в не́м пребыва́ти, и до́лжен е́сть, я́коже о́н ходи́л е́сть, и се́й та́кожде да хо́дит (1Ин.2:6), ведет к соединению с Богом путем внутреннего очищения не иначе как чрез внешние труды и подвиги: подвиза́йтеся вни́ти сквозѣ́ тѣ́сная врата́ (Лк.13:24).
Содержание 1–й части Деятельного учения веры
Дабы сколько возможно, яснее представить тот порядок, по которому человек посредством возрождения должен преобразиться в истинного христианина: то, по самому понятию о возрождении, предполагающем предшествующее оному состояние, прежде всего должно рассмотреть: каков человек до совершения в нем благодатного возрождения? И какие проходит или может проходить состояния или степени нравственного зла? /дабы в полной мере познавши себя каков есть, помыслил и позаботился о том, каков должен быть:/ но чтобы и познавши растление своего естества, он непочел возможным исправление оного собственными силами, или силами и содействиями других: то с одной стороны должно показать ему невозможность исправления естественными средствами нравственного повреждения, – с другой – показать выше–естественный и благодатный путь, которым Божия сила преобразует из грехованаго состояния в состояние благодатного обновления. А что бы при постепенном возрастании в полноту духовной жизни, он не остановился на низшем или посредвующем степени: для сего надлежит показать различные возрасты или степени духовной жизни; и те препятствия или врагов, которых он должен победить на пути благодатной жизни. Наконец надлежит представить самое свойство перемены, производимой благодатию в раскрытии и совершенстве ея.
Посему сия часть деятельного Богословия будет содержать в себе следующия седмь глав.
I. О природе человека благодатию невозрожденного.
II. О различных нравственных состояниях вне царства благодати.
III. О духовном бессилии человека, благодатию невозрожденного.
IV. О переходе человека из состояния естественного в состояние благодатное.
V. О возрастах жизни духовной.
VI. О препятствиях к преспеянию в духовной жизни; и наконец,
VII. О духовной природе человека благодатию возрожденного.
Под именем соответственного состояния в Священном Писании вообще разумеется то внутреннее греховное растление человеческой природы, которое от падших прародителей естественным рождением на всех и каждого распростирается, и во всех и в каждом с такою силою действует, что человек сам в себе, или в обыкновенном естественном состоянии его весьма слабое имеет расположение к добру, напротив, во всех силах и способностях с услаждением стремится ко злу, и при всех усилиях сам по себе не способен к истинному, духовному и Богоподобному добру. Поскольку же естественное растление, имея в основании свое в самом существе человека, и проникая внутренние силы и способности, необходимо переходят и на все внешние поступки и действия, на все возрасты и состояния жизни человеческой: отселе безразлично как самый человек, поколику действует по началам растленного естества, та и все силы и способности его, все навыки и склонности, все поступки и действия по отношению к духовной деятельности в Священном Писании называются естеством и естественным в противоположность благодати и благодатному.
* * *
Умозрительное Богословие полагает общие начала и основания, деятельное созидает и усовершает на оных. Отселе последнее составляет цель для первого. Плодом истинного познания веры должна быть святая, Богоподобная деятельность (Ин.13:14), (Ин.8:55), (Пс.1:2–3), (Иак.2:24).