Источник

II. Обозрение зданий и других памятников

Преображенский собор

В две церкви, соборную холодную и другую, тёплую с востока ведёт крыльцо или всход Византийско-готического стиля. Соединённая с всходом крытая паперть окружает южную и западную стены собора. Здесь встречают вас поучительные напоминания из истории древней Философии, Церкви и Отечества, как бы предуготовляющие к вступлению в святилище. По обе стороны каменной лестницы, в этом преддверии, на простенках видите изображения мудрецов из области Эллинской Древности34, намекавших на истины божественного Откровения, и поэтому ещё с первых веков Христианства заслуживших себе доступ в катакомбы и храмовые притворы; здесь на правой стороне: Орфей, Омир, Солон, Платон и Птоломей, а на левой: Ермий, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродиан. «Таким изображением, – замечает Митрополит Филарет, – отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней Христианского храма»35. На сводах и стенах всхода написаны таинственные видения из VI и XIX глав Апокалипсиса, которые Г. Шнитцлер почёл за сражения Русских с Татарами36. В арке изображены: Св. благоверные Князья Феодор Ярославский с чадами своими Давидом и Константином, св. Михаил Черниговский с боярином Феодором. В простенках паперти стенопись представляет насаждение и постепенное развитие в России Христианской веры: 1) Водружение креста на Киевских горах св. Андреем Первозванным; 2) Удостоверение Оскольда и Дира в святости Христианского учения чудом от Евангелия, поверженного Греческим Епископом Михаилом в огонь и оставшегося нетленным; 3) Крещение Великой Княгини Ольги в Царьграде; 4) Принесение к В. К. Владимиру I Греческим философом иконы Страшного суда; 5) Предложение Греческой Царевне Анне вступить в брак с Владимиром I; 6) Просвещение св. купелью в Корсуне Великого Князя Владимира и прозрение его; 7) Общее крещение в Киеве; 8) Учение книжное при Владимире I; 9) Бракосочетание его с Греческою Царевною. В простенках изображён возле Св. Андрея Первозванного Максим Грек, учитель и сострадалец Новоспасского Архимандрита Саввы Святогорца. На южной стене храма написаны семь Вселенских Соборов, а на коробовом своде и его пазухах родословное древо Государей Российских, просвещённых Христианскою верою: все они написаны масляными красками во весь рост, в уменьшенном против натуры виде и с венцами вокруг главы. Великая Княгиня Ольга и внук её Владимир I поливают из алавастров (сосудов) корень сего Царственного древа, насаждённого в купели; а последнею отраслью Рюрикова поколения, Царём Иоанном IV и сыновьями его Феодором и Димитрием оканчивается сие благословенное древо перед входом в собор37, как бы в напоминание, что Государи Российские, вступив первые в Царство благодати, вводили в него и свой народ, озаряя его светом Евангельского учения. Державная эта скрижаль простирается по сводам на семнадцать аршин; далее следуют родословие Царей Израильских и лики Пророков, а на западной стене Страшный Суд.

Многознаменательная эта стенопись, относящаяся к концу XVII столетия, через полтора века испортилась и потускнела; но в 1837 году, кроме картины Страшного суда, которая, по желанию Великого Князя Александра Николаевича, оставлена без подновления, подновлена в старом стиле Настоятелем сего монастыря Архимандритом Аполлосом. От обозрения преддверия перейдём к описанию самого храма:

Первое начало ему положил, как выше замечено, Великий Князь Иоанн III. Сооружённая им на этом месте каменная церковь при Архимандрите Афанасии Щедром, освящена была в 1497 году Митрополитом Симоном38. Царствование Михаила застало её обветшавшею и разграбленною; благочестивый родоначальник дома Романовых, в последний год своей жизни, разобрав до подошвы прежний храм, заложил над гробами предков своих нынешний собор, по огромности своей, тогда первый после Успенского; он окончен Царём Алексием Михайловичем, в Архимандритство Никона, впоследствии Патриарха Московского.

В 1647 и 1648 годах Царь пожаловал в новый храм более двухсот икон Греческого и Московского письма39, а для иконостаса Деисус, Праздники, Апостолы, Пророки и Праотцы, изображённые Царскими иконописцами, и на освящении этого собора сам присутствовал 19 сентября 1647 года. В первый год единодержавия Петра I храм сей украшен был стенописью при Архимандрите Игнатии Римских-Корсакове, и освящён 5 августа 1689 года Корнилием, Митрополитом Новгородским. Через 15 лет, он потребовал возобновления, и освящён в день храмового праздника Митрополитом Рязанским, Стефаном Яворским. После пожара в монастыре 1747 г. вместо дуговой кровли, какая видна на старом плане, сделана на соборе новая железная, на четыре ската; тогда же перестройки несколько изменили прежний его вид. В бедственную годину древней столицы, ограбленный и обезображенный врагами собор был устроен и украшен Архимандритом Амвросием Орнатским, под надзором Преосвященного Августина, который освятил оный в день Преображения Господня 1813 года. В настоятельство Архимандрита Аполлоса он облечён в новое благолепие с удержанием древнего типа.

Величественный Византийско-Русского зодчества храм сей образует прямоугольный параллелограмм, длиною с алтарём 16 сажень и 1 аршин, шириною 12 сажень, вышиною 14 сажень 1 аршин от пола до главного купола. Три полукружия алтаря, сходные стилем с восточной частью Успенского собора, разделены каждое тремя колоннами; окна в них с сандриками и теремками. В трёх нишах на внешней восточной стене усердием одного боголюбивого вкладчика благолепно написаны: Преображение Господне, Покров Пресв. Богородицы и собор разных Святых. Храм осенён пятью главами, из которых средняя, в 1840 году, старанием А. Аполлоса позолочена через огонь, а прочие усеяны вызолоченными звёздами по бирюзовому полю. В стиле и характере зодчества собора представляется подобие Большого Успенского и Спасского на бору, с тою разницей, что на внешних стенах, вместо лопаток и упоров, по три плоские ниши или углубления, отделённые четырьмя пилястрами, и что три входа в него не с горизонта земли, но с возвышения на 17 ступеней, наравне с нижним этажом. Внутри его стрельчатые своды, образуя из себя крест, опираются на два четырёхгранных столпа, как и в Спасоборском соборе; другие два столпа, соединённые, подобно первым, дуговыми перемычками, составляют средостение между самою церковью, или так называемым кораблём, и алтарём, который разделён простенками от жертвенника и ризницы. Храм освещается из пяти трибунов, также стенными окнами в два света с дуговыми перемычками. На внутренних его стенах, сводах, столпах и в просветах окон написаны масляными красками в Византийско-русском стиле разные событии из земной жизни Спасителя мира и лики Святых православной Церкви, а за правым клиросом, на столпе весьма замечательные фрески конца ΧVII века изображают во весь рост Царей храмоздателей Михаила и Алексия в коронах на главе, озарённых венцами Святых, какими даже именовались Самодержцы Российские40. В руках у них сооружённый ими Спасов дом и скипетр Царский. Здесь, по преданию, стояло за Настоятельским местом Царское, на коем нередко слушали божественную литургию Цари Михаил, Алексий, Феодор, Иоанн и Петр I; правый и левый клиросы прислонены к тому и другому столпу. Три стены соборной Преображенской церкви опоясывает следующая надпись вязью: «Во славу Пресвятые Троицы: Отца сына и Святого Духа, начася сия церковь Всемилостивого Спаса стеноподписанием благоукрашения, повелением Благоверных и Христолюбивых Великих Государей наших, пресветлых Царей и великих Князей: Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в осьмое лето пресветлого Царства их, при их Государской матери, Благоверной Царице, Государыни нашей, Великой Княгине Наталии Кирилловне и при их Государских тётках: Благоверных Государынях и Великих Княжнах: Анне Михайловне, Татиане Михайловне; и при их Государских сестрах, благоверных Государынях и Великих Княжнах, Евдокии Алексеевне, Марфе Алексеевне, Софии Алексеевне, Екатерине Алексеевне, Марии Алексеевне, Федосии Алексеевне, Наталии Алексеевне, и Великого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Алексеевича, всея России Царице, Государыне нашей, Великой Княгине Параскевии Феодоровне и благородной дщери их Царевне, Великой Княжне Марии Иоанновне; и Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея России Царице и Государыни нашей, Великой Княгине Евдокии Феодоровне, и при их Государской невестке, Царице, Государыне нашей и Великой Княгине Марфе Матвеевне, и благословением же во святом Духе Отца их Государского и богомольца, а нашего Великого Господина, Всесвятейшего Кир Иоакима, Божиею милостию Архиепископа Царствующего великого града Москвы и всея великия и малыя и белыя России и всех северных стран Патриарха; тщанием же и подвигом сея же обители Настоятеля Архимандрита Игнатия Римских-Корсакова, в шестое лето настоятельства его, при прежнем келаре, старце Варлааме Докине41, казначее старце Филарете Крепышеве и соборных стар. еже о Христе с братиею, монастырскою казною, в лето ЗРЧЗ месяца мая, а совершена в лето ЗРЧЗ (месяца) сентября в 14 день». На железных западных дверях изображены двенадцать Апостолов с кратким начертанием жития их; вверху из надписи на обоих затворах значится, что в 1685 г. двери сии украшены пострижениками сего монастыря Илларионом и Иоанникием.

На алтарном средостении величественный иконостас, сходный с соборным Успенским; древним стилем своим и знаменованием он соответствует стенописи и зодчеству самого храма; но пять поясов его с роскошной резьбою и позолотой новее самых икон. В этой священной скрижали представляется вся прославленная Церковь, олицетворённая небесная Иерархия, где Ипостасное Слово Божие изображено в тройственном проявлении: как Предвечное в недрах Отчих, Воплощенное от Девы Марии и как вечный Архиерей, Глава видимой и невидимой Церкви; лики Праотцев, Пророков и Апостолов с изображениями Предтечи и Богоматери и 12 Господских праздников знаменуют в нём таинственное сочетание Ветхого Завета с Новым, Закона с Благодатию. Кроме храмового и чудотворного Спасова, местные десять образов принесены в дар Царём Алексием Михаиловичем. Между ними иконы Происхождения честных древ и Нерукотворенного образа указывают на храмы обителей, соседственных с Новоспасским Спасо Симоновой и Андрониковой; иконы же Успения Богоматери и Софии Премудрости Божией напоминают нам соборные храмы в древних столицах России на Днепре, Волхове и Клязьме; лики же св. Иоанна Предтечи, св. Алексия человека Божия и св. Апостол Петра и Павла Ангелы – покровители Царей Иоанна Алексеевича, Алексия Михайловича и Петра I.

Осмотрим некоторые частности важнейших местных образов:

а. Храмовый образ Преображения есть точное подобие такого же в церкви Спаса на Бору, и список с иконы большего размера, принесенной сюда Царицею Евдокиею Лукьяновной, которая украсила её серебряною ризой с трубами, венцами и цатами позолоченными. Теперь его покрывает богатая серебряная, вызолоченная риза с драгоценными каменьями; вокруг его изображения двенадцати Господских праздников, в серебряном вызолоченном окладе.

б. Древний чудотворный образ нерукотворного изображения Спасителя, величественного и колоссального вида; согласный с преданием во всём христианском Востоке, он достоин стать наряду с volto santo Ватиканских катакомб и Иоанна Латранского42. Величиною и стилем он сходен с древнейшим образом в Сирском городе Халепе43. Лицо Спасителя, описанного плотию и неописанного божеством, изображено на убрусе: возвышенное и открытое чело его осенено волосами, разделёнными, по обычаю Назорейскому на обе стороны; глаза большие; нос прямой; лицо более круглое, чем продолговатое; усы протягновенные, бородка маленькая, кудреватая, раздвоенная. На венце вокруг головы девять чёрточек или чинов, составляющих подобие креста, и с тремя между ними буквами O W H, знаменованием настоящего, прошедшего и будущего. Убрус поддерживается двумя Ангелами, у которых от ушей вьются слухи или тороцы. Как выражение лица, так и рисунок, или опись проявляют ту строгость, суровость и силу, какими запечатлены, по большей части, образа Новгородского пошиба. Он писан в две краски; отживка охрою, а тени санкирем; вообще весь колорит тёмный, но из таинственного мрака проглядывают сильные черты божественного лика Спаса мира. Сей образ, прославленный чудесами исцелений, по указу Царя Алексия Михайловича, перенесён в 1647 году в Москву из Вятки, 14 января встречен самим Государем за Яузскими воротами44, и на время поставлен был в большом Успенском соборе, откуда 19 Сентября того же года перенесён был через Флоровские, или Спасские ворота Кремля в новосооруженный храм Преображения Господня в Новоспасском монастыре. Оттуда стали распространяться в Москве списки святой иконы. В 1812 году неприятели сняли с неё половину серебряной ризы и венец с драгоценными каменьями, из которых только уцелел значительной величины и цены хризопраз, вставленный теперь в митру настоятельскую. В 1839 году образ сей украшен позолоченною серебряною ризой и бриллиантами в венце. Точный с него снимок переносится на летнее время в Покровскую церковь, а сам подлинник, ознаменованный чудесами, нередко поднимают к себе в дома усердствующие богомольцы. Перед ним неугасимо теплится серебряная лампада, принесённая в дар Престола, Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году.

в. Греческого письма икона Богоматери Одигитрии Смоленской, вклад матери Царя Михаила Феодоровича.

На аналое, в серебряном ковчеге хранятся 96 частиц мощей от разных Святых и часть Ризы Господней.

Почти все местные иконы блистают благолепными окладами, какие сделаны на них, по большей части, усердием Архимандрита Аполлоса. Перед ними висят четыре серебряных паникадила, пожертвованные в собор Графом Н. П. Шереметьевым, и два серебряных подсвечника, один перед иконою Нерукотворного изображения Спасова, а другой перед образом Успения Божией Матери. На обоих столпах в иконостасах поставлены разные вкладные иконы, из которых на левом: путевая икона, шестилистовая, матери Царя Михаила Феодоровича, именуемая Умиление, по мнению знатоков, Рублева письма; она в басменном серебряном окладе и венце с городами и с гривною.

Величественный и пространный алтарь собора, по чиноположению Греко-Российской церкви, разделён на три части: главная его часть освещается с востока тремя окнами с рассветами внутрь; от горнего места с шестью ступенями простираются по стенам каменные седалища, обитые, как и самое это место, красным сукном. По обеим сторонам степенного места, на которое некогда восходили Патриархи и Блюстители Патриаршего престола, стоят на тумбах две старинные запрестольные иконы Богоматери Греческого стиля, из которых одна Писийская с благословляющею рукою, а другая Владимирская; обе в басменных серебряных окладах.

Под бархатною сенью престол и жертвенник каменные. За первым стоит подсвечник с семью светильниками и плащаница, искусно вышитая по бархату золотом и серебром. На стенах и сводах алтаря изображены в подновлённых фресках: Великий выход в пятиглавом храме, Тайная вечеря под двумя видами, к коей приступают вместе с Апостолами Российские Иерархи; между ними св. Стефан Пермский и Государи: Великий Князь Владимир с Черниговским Князем Михаилом и пр. По обе стороны горнего места на стенах написаны Отцы и Учители Церкви, а на обоих простенках у Царских врат присоединены к собору вселенских Святителей замечательные в исторически-археологическом отношении поясные портреты десяти Московских Патриархов, от первого Иова до последнего Адриана.

Из южного предалтария ведёт каменная лестница в верхнюю храмину, где в двух отделениях помещается монастырская ризница, богатая вкладами от Российских Государей, Иерархов и Бояр: в ней хранятся напрестольные кресты, Евангелия, сосуды, митры, священнические фелони, стихари и епитрахили, воздухи, пелены, покровы, также св. иконы, данные на поминовение погребённых в сей обители. Укажем здесь на предметы, замечательнейшие по своей древности, богатству и по важности вкладчиков, и сохранившиеся после разных бедствий, испытанных монастырём с начала XVII по начало XIX века.

Из семи напрестольных крестов:

а. Золотой крест с черневым распятием и с мощами разных Святых, украшенный драгоценными камнями, дар Царя Феодора Алексеевича 10 Апреля 1680 года.

б. Из пальмы резной крест с рукоятью искусной Греческой работы; он обложен сканным серебром с финифтью и украшен драгоценными камнями и жемчугом. На нём вырезаны двенадцать Господских праздников с Греческими надписями. Полагают, что это вклад от Патриарха Филарета Никитича ,45 и

в. Золотой четвероконечный крест на серебряном поддоне, длиною 1 аршин без вершка. На нем литое распятие, у которого обе ноги И. Христа не пригвождены к кресту, но только один гвоздь под ними. Над главою Распятого в клейме хранятся капли крови Его, с черневою надписью; Святая праведная кровь Христова. Кроме разных украшений драгоценными камнями и жемчугом, в нем частицы мощей от разных Святых; на поддоне вырезано следующее: «в лета ЗРИА году, Августа в 6 день сий златый крест в дом Всемилостивого Спаса, что на новом, дал вкладом Преосвященнейший Павел, Митрополит Сарский и Подонский».

Шесть напрестольных Евангелий в богатых серебряных окладах: одно, печатанное в Москве 1677 года, в десть, вклад Царевны Татианы Михайловны, сверху обложено гладкими золотыми деками с середником и четырьмя Евангелистами черневой работы, по местам украшено яхонтами, лалами и алмазами. Другое, печатанное в Александрийский лист, в Москве 1689 года, сверху покрыто чеканным, вызолоченным серебром и усеяно запонами из лалов, яхонтов и изумрудных искр, местами обнизано жемчугом. Третье, изданное в Москве 1652 года при Патриархе Иосифе, в десть, обложено серебром и вызолочено, сверх того унизано изумрудами, яхонтами и винисами.

Семь серебряных и вызолоченных потиров с прибором к ним, по большей части, новейшей искусной работы, вклады Черкасских, Оболенских, Шереметьевых и Бабкина; один из них старинный, большой, с драгоценными камнями, приношение в Спасову обитель от постриженика её, Митрополита Сарского и Подонского Павла, в 1674 году, как значится в надписи на поддоне.

Все девять Архимандричьих митр обнизаны жемчугом, а некоторые из них драгоценными камнями; одна из них по описи, дар Царя Феодора Алексеевича, другая Митрополита Сарского и Подонского Павла, а пять новых, отличающихся богатством украшений и вкусом работы, устроены попечением Архимандрита Аполлоса.

Водосвятная чаша серебряная, местами позолоченная, весом 25 фун. 7 золотн., сделана в 1623 г., а одно из 5 серебряных блюд пожаловано монастырю Царём Феодором Алексеевичем, другое Князем Черкасским, два Графом Шереметьевым.

Серебряная двухъярусная ладанница на поддоне, узорочной чеканной работы, с обронным изображением трёх Святителей вселенских и трёх Московских. Она принесена в дар св. обители Спасовой Княгинею Фетиниею Сицкою 7132 года, как значится в надписи.

В шкафах по стенам размещено несколько старинных икон, по большей части в серебряных вызолоченных окладах.

Всего богаче ризница облачениями аксамитными, парчовыми, бархатными и глазетовыми. У десяти из них оплечья украшены драгоценными камнями и жемчугом, даже у некоторых и сами края низаны в рефить жемчугом. Первою и драгоценнейшею из всех почитается фелонь из алтабаса золотного, по преданию, пожалованная монастырю Царём Михаилом Федоровичем и его матерью на поминовение их родителей; длиною она семь аршин с ½ в подольнике, который весь обнизан средним жемчугом в цветах с разводами; на оплечье её, по чёрному бархату травы и цветы из крупного жемчуга, в середине её большой алмазный крест с короною, где из 11 крупных изумрудов один шестигранный; в разных местах оплечья 15 алмазных запон с коронами в цветах из жемчуга. Сверх того, позади фелони крест и звезда из хризопразов, изумрудов, алмазов и жемчугов. К сей богатейшей ризе принадлежат епитрахиль разрезная, нарукавницы и диаконский стихарь с орарём, унизанные по местам крупным жемчугом, алмазами и изумрудами. Риза, данная на поминовение Царевны Ирины Михайловны, в 1679 году Царём Феодором Алексеевичем, аксамитная с полечьем, украшенным серебряными дробницами и жемчугами. Ещё на двух ризах со стихарём, епитрахилью и палицею, оплечья блистают алмазами, изумрудами, яхонтами и крупным жемчугом, каким унизан и подольник.

Две плащаницы, шитые по атласной земле золотом, серебром и шелками: одна вклад Царя Михаила Федоровича, а другая, Княгини Феотинии Сицкой 7157 г., родственницы Захарьиных-Романовых. На первой след. надпись по кайме: «Повелением блаженной памяти благоверного Христолюбивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси, и его благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукьяновны, зачата была сия плащаница делати в лето 7153, месяца Июля в 1 день, в пречестную обитель Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нарицаемую новое, что близ царствующего града Москвы, по сыне их Государеве блаженной памяти, по Государе, Царевиче, Князе Иване Михайловиче и по их иных Царских родителях в вечный помин и по успении их Государей вечного сна. Совершена бысть сия плащаница повелением сына их Государева, благоверного и Христолюбивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руси Самодержца, в ту ж обитель Спасову на новое, во второе лето Царства его Государева, 7155 лето, месяца Августа 31 день».

Там же хранятся четыре бархатных надгробных покрова, один из них, положенный Царём Феодором Алексеевичем на гроб тётки его Царевны Ирины Михайловны, 1679 г. Февраля 6, с серебряными дробницами; и жемчужными украшениями; второй на гроб Боярина Никиты Ивановича Романова-Юрьева, 1595 г.; третий Князя Михаила Черкасского и 4-й от неизвестного.

Пожары, случавшиеся в монастыре, истребили старую библиотеку его; от неё осталось только несколько рукописей, как то:

1) Три Минеи, в листе, скоропись на тряпичной бумаге, с надписью по листам: «В лето 7079, на Покров Пресвятой Богородицы, Октября 1, Царь и Государь, Князь Великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал и дал в дом всемилостивого Спаса Боголепного его Преображения, что на Крутицах, на новом, сию книгу; вместе сплетены три «Минеи четьи Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, а бил челом Царю и Государю Великому Князю о той книге Нифонт, Архимандрит Спаса Нового, и разделил их, расплёл на трое по месяцу».

2) Минея, Март, в лист, скоропись на тряпичной бумаге, с приложением ст.: Заповедь св. и великого и всей вселенной Никейского седьмого собора, Синодик и изложение от правил св. Отец от Номоканона. На конце подпись уставом: «Сия книга, глаголемая Минея четь, Март, написана бысть в царствующем граде Москве, при Царе и Государе, Великом Князе Иоанне Васильевиче, Самодержце всея Руси и при Митрополите Макарии всея Руси, в лето 7062, Сентября в 20 день; а писал Иуда Иванов сын Сасинов, прозвище Юшко».

3) Каноны и службы новым чудотворцам (Русским) и праздникам, которым установлено праздновать на Московском соборе 1547 года:

Св. равноапостольного Князя Владимира, Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев, Пафнутия Боровского, Александра Свирского, Стефана Пермского, Бориса и Глеба, Михаила Клопского, Никиты столпника Переславского чудотворца, благоверного Князя Петра и Княгини Февронии Муромских, Петра Митрополита, Павла Вологодского чудотворца, Димитрия Прилуцкого, Алексия Митрополита, священного Епископа Арсения, Тверского чудотворца, преподобного Сергия, Ионы Митрополита, Князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, Князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, Князя Смоленского Феодора, Максима Христа ради юродивого чудотворца, Авраама и Ефрема Смоленских чудотворцев. Рукопись эта в 4, на тряпичной лощёной бумаге, XVII в.

В историческом и генеалогическом отношениях замечательны также три бумажных Синодика, писанные прекрасным уставом, два XVII века, третий 1725 г. в листе, сочинённый при Архимандрите Иерофее Прилуцком. В них внесены роды Государей и Святителей, также знаменитые роды бояр, из которых многие давали клады в этот монастырь на поминовение своё и родителей своих. Любопытны также в этих Синодиках и позднейшие отметки. Монастырская библиотека теперь состоит из отборных книг духовного, нравственного и исторического содержания.

Из собора сойдём под нижние его белокаменные своды, в усыпальницу, где стоят ряды гробниц Романовых, их родственников Сицких, Ярославских, Катыревых, Оболенских, Трубецких, Шестуновых и Троекуровых, трёх Царевичей Сибирских, некоторых Иерархов и Архимандритов. При входе в усыпальницу на стене выставлены нынешним Настоятелем таблицы всех фамилий, здесь погребённых и план размещения их гробниц.

В сем родовом кладбище Романовых-Захарьиных, от которых произошёл Царь Михаил Фёдорович, опочивают под каменными надгробницами Царские родители, потомки первого Латышского Царя Видвута46.

1. Роман Юрьевич Захарьин, отец Царицы Анастасии Романовны, первой супруги Царя Иоанна Васильевича, скончавшийся 1543 г. Февраля 12.

2. Сыновья его Долмат Романович, 1545 г. Сентября 5.

3. Даниил Романов, 1561 г. Октября 27 и его супруга Анна, 1552 г. Июля 8,

4. Никиты Романовича Юрьева супруга Варвара, мать Патриарха Филарета Никитича, 1552 г. Июня 18.

5. Михаил Васильевич Яковлев Захарьин, 1556 г. Октября 18.

6. Княгиня Анна Никитична Троекурова, дочь Никиты Романовича Юрьева и сестра Патриарха Филарета, 1562 г. Декабря 2.

7. Великая старица Марфа Иоанновна, мать Царя Михаила Фёдоровича, урождённая Княжна Сицкая47 1531 г. Января 27.

8. Дочь его Царевна и Великая Княжна Ирина Михайловна, 1679 г. Февраля 8.

9. Сестра его Княгиня Татиана Фёдоровна Катырева, 1611 года, Июля 31.

Близ них погребены братья Царя Михаила Фёдоровича: Борис, Никита, Лев и Иоанн, скончавшиеся в младенчестве.

В 1689 г., по описи, всех гробниц Царских пресветлых родителей в Новоспасском монастыре было семьдесят48; ещё в 1616 г., по приказанию Великой старицы Марфы Иоанновны, сделано было туда на гробницы их Царских родителей сорок шесть покровов суконных49. Высеченные в камнях надписи на некоторых из них утратились, особенно в 1812 году, когда неприятели не пощадили святыни могил, хранимых в этой юдоли смерти.

В усыпальнице под самым алтарём стоят надгробницы Митрополита Сарского и Подонского Павла – 1675 г., Архиепископа Сарского и Подонского Леонида (?) и Епископа Мстиславского Мефодия – 1665 г.

Здесь погребены Архимандриты Новоспасские; портреты некоторых из них выставлены на стене перед гробницами:

1) Макарий Коширянин – 1681 г. Июня 11.

2) Иерофей Прилуцкий – 1728 г. Октября 28.

3) Иоанн Черепанов – 1778 г. Декабря 23.

4) Иоасаф Маслов, прежде бывший Действительный Тайный советник, 1785 г. Декабря 3.

5) Иакинф Карпинский – 1798 г. Ноября 29.

6) Варлаам Головин – 1811 г.

7) Поликарп Гойтанников – 1837 г.

Также здесь гробницы Архимандритов: Волоколамского Иосифова монастыря Евгения Рязанцева – 1794 г., Мещовского Силы 1777 г. и Пекинского Софрония Грибовского 1816 г. В этой же усыпальнице погребены роды Князей Гагариных, Дашковых, Друцких, Кольцовых-Масальских, Куракиных, Оболенских, Селевиных, Сибирских, Щербатовых, Графа Ионы Бутурлина, бояр Волынских, Еропкиных, Нарышкиных, Новосильцовых и других.

Покровская церковь

На юго-запад от собора пристроена Царём Алексеем Михайловичем в 1673 году церковь с трапезою во имя Покрова Божией Матери, которой праздник ознаменован в 1618 году отражением Поляков от стен Московских. На сооружение сего, вероятно, обетного храма венценосный строитель пожаловал 5000 руб. и значительное количество кирпича. Тёплая сия церковь одноглавая, двухъярусная, имеет вид прямоугольного параллелограмма; стилем своим сходствует с храмами XVII века; в ней тоже трёхчастное разделение алтаря на восток, те же орнаменты русско-византийского стиля, та же массивная прочность, строгая целесоответственность и архитектонический символизм, какие находим в священных памятниках Царского и Патриаршего периода. С южной и северо-западной стороны к ней пристроена пространная трапеза. Главный престол с алтарём длиною 5 сажень и 2 аршина, а шириною 4 сажени 2 аршина 8 вершков; трапеза, опирающаяся коробовыми сводами своими на большой столп посреди её, длиною 8, а шириною 10¼ сажень. Около этого столпа в иконостасе помещены древние образа Византийского и Московского стиля. В ней два придела: направо к югу, во имя св. Великомученицы Варвары, а налево к северу, во имя св. Димитрия Ростовского (с 1757 г.), в которых иконостасы нового вкуса, с живописными образами; в первом храмовый и местные образа украшены серебряными ризами.

В настоящей Покровской церкви и в приделе св. Варвары иконостас 1758 года устроен был, вместо старого, новый, столярной резной работы; после неприятелей в 1813 году, февраля 6, придел освящён был Архимандритом Амвросием Орнатским. В 1820 году Архимандрит Кирилл сделал иконостас, существующий доныне, вызолоченный червонным золотом; четыре в нем местные иконы покрыты серебряными ризами. В придел св. Варвары старинная икона Тихвинской Богоматери, писанная с подлинника в Тихвинском монастыре, в богатом серебряном окладе и в вызолоченном резном киоте. На западной стене трапезы великолепный киот с резьбой и позолотою устроен Архимандритом Аполлосом для чудотворного образа Спаса.

В палате, смежной с трапезою, ныне, по представлению Архимандрита Аполлоса, Высочайше утверждённому 1842 г. декабря 5, благолепно устроен придел во имя св. Саввы освящённого, освящённый Настоятелем монастыря Сентября 26, 1843 года. Сооружением сего храма возобновляется память прежней церкви, созданной Патриархом Филаретом 1622 г. в воспоминание освобождения его из Польского плена в день сего Святого (5 Декабря), значащего на Арабском плен, неволю. Иконостас сделан в русско-византийском стиле, по плану Академика Солнцева; образа в нем древние, писанные, большею частью, Царскими мастерами. Из них замечательны образ Преображения Господня, данный в монастырь Царицею Евдокиею Лукьяновной и точный список с чудотворной иконы Владимирской Богоматери прежде поновления оной в 1682 году;50 современная Патриарху Филарету икона Саввы освящённого; лики Евангелистов Рублёвой школы и, наконец, верный снимок с образа в Успенском большом соборе: Положение ризы Господней Патриархом Филаретом и сыном его, Царем Михаилом.51

Знаменская церковь

Она с северной стороны при соборе; древняя церковь была тёплая, а в 1791 году сооружена новая на месте древней, по ходатайству Архимандрита Павла Пономарева, Графом Николаем Шереметьевым над гробами его родителей. Зодчим её был сотрудник знаменитого Баженова, архитектор Елизвой Назаров. Храм сей, служивший Митрополиту Платону образцом для Вифанского, длиною 11, а шириною 8 сажень, в два яруса, увенчан одною позолоченною главой, которая утверждена на железной решетчатой тумбе. Итальянским стилем своим он составляет противоположность с собором русско-византийского зодчества. С трёх сторон он обставлен каменными колоннами, которые украшены капителями, тумбами, наличниками, фронтонами и карнизами. На хорах в верхнем ярусе церковь с алтарём убрана штукатурной работой с пилястрами, филетами, тумбами и карнизами. Иконостас в ней нового стиля с образами Итальянского письма. С двух сторон ведут лестницы на хоры. Шестнадцать окон в самом здании и восемь в куполе освещают храм. В нижнем ярусе под алтарём усыпальница, где стоят из разноцветного мрамора надгробницы над могилами: 1. Графа Петра Борисовича Шереметьева, 1788 г. 2. Графини Варвары Алексеевны Шереметьевой, урождённой Княжны Черкасской, 1767 г. 3. Князя Алексия Михайловича Черкасского, 1742 г. и 4. Графини Варвары Петровны Разумовской, урождённой Графини Шереметьевой, 1822 г. Перед гробницами у стены распятие, писанное даровитым Клавдием. Там же под жертвенником погребено в 1842 г. тело Преосвященного Аарона, бывшего Епископом Архангельским. В особой палатке, под сводами южной части алтаря, вдоль по стене, каменные надгробия, одно стоящее поперёк, над могилами четырёх изгнанников Годунова, братьев Патриарха Филарета Никитича, которых тела возвращены были в Москву Самозванцем и положены в родовой усыпальнице Романовых; 1) Василия Никитича Романова, 1601 г. 2) Александра Никитича Романова, 1606 г. 3) Михаила Никитича Романова, 1606 г. 4) Ивана Никитича Романова, 1640 г.52 Трое первых, по приказанию Бориса Годунова, были удавлены в заточении. Над дверьми гробовой палатки надпись, поставленная в нынешнем году, гласит о месте, времени и именах страдальцев.

Под прежнею церковью Знамения Богородицы, над гробницами были деки с надписями, которые, при разобрании оной, все рассыпались, так что нельзя было прочесть письмен.53 Из вкладной же книги и надписей над уцелевшими гробницами видно, что здесь погребены схимница Александра, жена Феодора Ивановича Годунова, Князья Сицкие, Черкасские, Урусовы, Лобановы-Ростовские.54

***

Больничная церковь

В северо-западном углу братских келий, в 1652 г. построена была Князем Яковом Куденетовичем Черкасским больничная церковь, о пяти главах, во имя Святителя Николая; в 1734 году она была возобновлена, св. иконы в ней написаны вновь, пол перебран и престол вновь сделан: в 1812 году она сгорела внутри. После изгнания неприятелей из Москвы, в 1815 году перенесён был в неё старый иконостас из Знаменской церкви и устроен при ней придел во имя преп. Саввы, в который поставлен иконостас, уцелевший в прежней Саввинской церкви с 1780 года. В 1840 г. здесь сооружены Архимандритом Аполлосом два благолепных придела, один во имя Всемилостивого Спаса, а другой во имя св. Николая Чудотворца, и освящены того же года, первый Московским Митрополитом Филаретом, а другой самим Настоятелем монастыря. В иконостасах того и другого придела, замечательных искусною резьбой и богатою позолотой, находятся древние иконы, по большей части, русско-византийского стиля, вкладные на поминовение особ, погребённых в сей обители. Храмовый образ Спаса Нерукотворного, комнатный Императрицы Елизаветы Петровны, 1760 года пожалованный ею Графини Гендриковой. Многие иконы там блистают серебряными, вызолоченными ризами. Стены и потолок расписаны изображениями из св. Истории; на паперти размещены старинные образа из прежних иконостасов, как памятники иконописи XVII века, замечательные для истории художества и самой обители.

Колокольня

Из расходной книги Царской казны 1616 года,55 видно, что пушечные и колокольные литцы Кодрат Михайлов и Григорий Наумов вылили в Новоспасский монастырь колокола, за которые пожалованы были от Царя сукнами.

Филаретовская шатровая колокольня с церковью Препод. Саввы Освященного, у собора, разобрана по ветхости в 1787 году. Во вкладной книге монастыря 1658 года записано было: «Устроил Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич своею Государскою Патриаршею казною колокольню шатровую, а по углам со среднего пояса столпы круглые толщие, да на той же колокольне изволил он Великий Государь построить часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечасных, да около той же колокольницы под верхним поясом обведено в лист белого железа, а на нем подписано: Божиею милостию, повелением Великого Государя, Патриарха Филарета царствующего града Москвы и всея Великие Руси, при Державе Благоверного и Богохранимого и Христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца, Владимирского, Московского, Новгородского, Царя Казанского, Царя Астраханского и многих Государств обладателя, в десятое лето Государства его, в четвёртое лето Патриаршества Великого Государя, Святейшего Филарета Никитича, Патриарха Московского и всея Руси, сделана бысть и совершена сия колокольня к. л. е. (1622) года Августа в 28 день. А всяких запасов на колокольное строение по цене изошло и на каменщиков за дело дано всего три тысящи рублей. А на оной колокольне изволил устроить под колоколы церковь Преподобного Отца нашего Саввы Освященного своею Государскою Патриаршею казною».

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, 1759 года, Архимандрит сей обители Мисаил Чирский заложил, на восточной стороне в ограде, нынешнюю колокольню в пять ярусов, по проекту архитектора Гезеля Ивана Жеребцова. С кончиной Мисаила строение, стоившее тогда 17 000 руб., остановилось на 20 лет; но, по указу Императрицы Екатерины II, в 1782 г. выдано было на окончание сей колокольни из Коллегии Экономии 20 000 руб., на которые, при содействии доброхотных дателей, она была достроена Архимандритом Иоасафом Масловым в 1785 году, в 1786 увенчана богато вызолоченными главою и куполом, стоившими тогда более 20 000 р. на иждивение моск. купца С. Васильева. В среднем её ярусе, сооружена купеческой женой Натальей Бабкиной в 1787 г. церковь, с хорами во имя Препод. Сергия, в которой 1822 году иконное и стенное письмо Мемнона Скороспелова. Всё строение, обошлось в 80 000 рублей. Это огромное, массивное и стройное здание во вкусе Палладиевом, послужило образцом для нескольких колоколен в Москве; оно состоит из четырёх ярусов; нижний оканчивается террасою, следующий за ним фронтонами с разрывами и колоннами, третий и четвёртый украшены колоннами на тумбах. При всей красоте своей оно обнаруживает недостаток предположенного зодчим пятого яруса, который бы довершил единство частей в отношении к прекрасному целому. В нижнем ярусе главные входные ворота и палатка с гробницею строителя Мисаила, во втором упомянутая нами церковь; в третьем праздном один переход в четвёртый ярус, где висит одиннадцать колоколов, из которых большой в 827 пудов, перелитый после 1812 г. Архимандритом Амвросием Орнатским, потом разбитый, и из разбитого вновь перелитый Архимандритом Филаретом Дроздовым в 1816 г. Над четвертым ярусом купол, покрытый белым железом по железным стропилам, где устроены боевые часы; над ними фонарь с восьмью часовыми колоколами. Всё здание довершается богато вызолоченною дощатою главой с крестом. Вышиною колокольня сия, кроме главы и креста, 33 сажени и 2 аршина. С верхних её ярусов открывается вид на обширнейшее пространство Москвы с прекрасными и разнообразными её окрестностями. С входа на правой стороне в колокольне часовня.

Настоятельские покои

При обозрении церковных зданий, остаётся ещё взглянуть на старинное трёхэтажное здание Настоятельских покоев, в которых иногда пребывал Патриарх Филарет, первоначальный их строитель. Внутренность покоев отличается не пышностью убранства, но собранием портретов Государей Российских: от Михаила Романова до Николая I, всех десяти Патриархов Московских, списанных с древних подлинников, Митрополитов Московских: с Тимофея Щербатского до Филарета Дроздова, и других Святителей, из которых замечательны современные точные портреты Блюстителя Патриаршего Престола Стефана Яворского и Тихона Воронежского, также картина, изображающая Митрополита Платона с питомцами своими на Вифанском сенокосе. Такими достопримечательными украшениями обитель обязана любознательности своего Настоятеля Аполлоса.

Кладбище монастырское

С конца XV века в усыпальнице и на кладбище монастырском погребены многие знаменитые и почтенные особы из духовенства, дворянства и купечества. Как исчисление оных преступило бы пределы сего описания56: то мы здесь только упомянем о двух достопамятных по судьбе своей могилах: Симоновского Архимандрита Гавриила Краснопольского, который во время морового поветрия 1771 г. пришёл в Новоспасский с братией из Симонова монастыря, занятого тогда карантином, и умер здесь с ними в один день; они погребены у северо-восточной башни против больничной церкви.57 Другая могила Сорокосвятского Иерея Петра Вельяминова, который в 1812 г. принял от врагов мученическую смерть перед дверьми церкви Сорока мучеников. Свежая тогда его могила троекратно была разрываема Наполеоновыми солдатами, которые полагали, что в ней найдут сокровища58. В Августе 1842 года прибавилась ещё почтенная могила, при входе в усыпальницу 85 летнего старца Филарета, в схиме Феодора, пребывавшего в монастыре безвыходно около полвека и своими назидательными советами доставлявшего многим душевную пользу, а благочестивой жизнью пример. Память трудника почтил Митрополит Филарет совершением отпевания над телом его, при многочисленном стечении народа.

В монастырской слободке, в начале XVII века была деревянная церковь Сорока Мучеников, которая в 1645 году выстроена каменная на монастырское иждивение при Архимандрите Ионе и, по благословению Патриарха Иосифа, освящена того же года, Августа 28. При ней хоронились монастырские крестьяне и служки в бывшие моры; но во время чумы 1771 г. запрещено было погребать при сей церкви тела, которые зарыты были на месте Пороховых погребов при Москве реке. Монастырская богадельня мужеская и женская устроена была до учреждения Штатов, потом возобновлена купцом Птицыным при Архимандрите Павле Пономареве.

* * *

34

Roma subterranca novissima op. Aringhi Romani. Luteliae P. 2 t. 1649. in f.

35

Воспоминания о посещении святыни Московской Государем Наследником. Спб. 1838 г. 12.

36

Moscou, tableau statist. geograph. topograph. et historique de la ville, par I. H. Schnitzler, a Paris, 1834. in 8.

37

Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества, изд. К. Тромонина, т. I, оч. 22. М. 1839, в 4.

38

Софийский временник, tt.

39

Расходная книга оружейной палаты № 1065; 7156 (1648) года

Тогож дня (Июля 6) по Государеву Цареву и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руси имянному указу в монастырь ко Спасу на Новой сорок две иконы Греческого письма, в том числе:

Образ Вознесение Господне поднёс Государю Савастейский Митрополит Иосиф в 7138 году Мая в 27 день.

Образ Спасов поднёс Государю Афонской горы Хиландарского монастыря Митрополит Мардарий в 7146 году Мая в 26 день.

Образ Спасов поднёс Государю Афонской горы Зуграсской Архимандрит Паисий в 7147 году Февраля 23

Образ Спасов, на затворех Святые, поднёс Государю Иверский Архимандрит Пахомий в 7148 г. Ноября 13.

Образ Спасов поднёс Государю Ватопецкий Архимандрит Феофан в 7148 г. Июля 15.

Образ Спасов поднёс Введенский Архимандрит Мелентий в 7149 г. Декабря 4.

Образ Спасов поднёс Митрополит Галактион в 7149 г. Января 25.

Образ Пречистой Богородицы Воплощение поднёс Государыне Царице Архимандрит Григорий в 7150 г. Октября 12.

Образ Спасов поднёс Митрополит Данил в 7150 г. Апреля 17.

Образ Великомученика Георгия и Дмитрия поднёс Государю Митрополит Иеремей в 7151 г. Февраля 10.

Образ Великомученика Георгия поднёс Государю Сербский Архимандрит Герман в 7151 г. Августа 10.

Образ Знамение Пречистой Богородицы поднёс Государыне Царице Сербский Архимандрит Герман в 7151г. Августа 10.

Образ Спасов поднёс Государю Митрополит Феодосий в 7152 г. Октября 31.

Образ Спасов поднёс Государю Архимандрит Каллиник в 7152 г. Июня 13.

Образ Святого мученика Дмитрия поднёс Государю Настасенна монастыря Архимандрит Галактион в 7152 г. Июля 1.

Образ Спасов на престоле поднёс Архиепископ Макарий в 7152 г. Августа 25.

Образ Великомученика Георгия поднёс Государю Константиновского монастыря Архиепископ Макарий в 7152 г. Августа 25.

Образ Благовещения Пречистой Богородицы Государю поднёс Сербский Игумен Симеон в 7153 г. Марта 28.

Образ Пречистой Богородицы Государю поднёс города Морея Архимандрит Иеремей в 7153 г. Марта 28.

Образ Спасов на престоле с притвором привез Государю города Кастория Никольский Архимандрит Дамаскин в 7153 г. Марта 28.

Образ Человека Божия Алексия привез Государю города Морея Успенский Архимандрит Иеремей в 7153 г. Марта 28.

Образ Великомученика Георгия Государю привез Турской земли города Брэила Никольского монастыря Митрополит Мелентий в 7153 г. Марта 28.

Образ Великомученика Георгия Государю привез Афонской горы Павловского монастыря Архимандрит Савватий в 7153 г. Марта 28

Образ Причистой Богородицы с Превечным младенцем поднёс Государю города Охрида Архимандрит Иеремей в 7153 г. Августа 26.

Образ Спасов поднёс Государю Афонской горы Архимандрит Михаил в 7153 г. Августа 26.

Образ Пречистой Богородицы Государю поднёс Афонской горы Хиландаря монастыря Архимандрит Михаил в 7153 г. Августа 26.

Образ Спасов Государю поднёс города Нетропольца Пречистенский Архимандрит Нектарий в 7154 г. Августа 26.

Образ Благовещение Пречистой Богородицы Государю поднёс Ватопецкого монастыря Архимандрит Феодосий в 7153 г. Августа 26.

Образ Спасов на престоле с притвором Государю поднёс Касандрейский Архиепископ Лаврентий в 7154 г. Января 13.

Образ Спасов на престоле, на створах писаны Святые на кипарисном дереве, Государю поднёс Архиепископ Перфилий в 7154 г. Февраля 26.

Образ Пречистой Богородицы с Превечным младенцем Государю поднёс Царегородский Архимандрит и учитель Венедикт в 7154 г. Апреля 2.

Образ Пречистой Богородицы с Превечным младенцем поднёс Государю Турской земли Селитрейской области Никольского монастыря Митрополит Иеремий в 7155 г. Ноября 30.

Образ Пречистой Богородицы с Превечным младенцем, поднёс Государю Турской земли города Андра монастыря Царя Константина Архиепископ Макарий в 7156 г. Декабря 27.

Образ Спасов со Святыми Государю поднёс Турской земли города Варна Митрополит Парфений в 7155 г. Января 10.

Образ Спасов со Святыми поднёс Государю Афонской горы Архимандрит Пахомий в 7155 г. Марта 11.

Образ Николы Чудотворца да Саввы Освященного поднёс Государю Сербской земли Епископ Михаил в 7156 г. Января 28.

Образ Пречистой Богородицы с Превечным младенцем Государю поднёс Турской земли Архиепископ Григорий в 7156 г. Января 28.

Образ Богоявление Господне с притвором поднёс Государю Турской земли города Ревеньеского Преображенский Архимандрит Гаврила в 7156 г. Января 28.

Образ Пречистой Богородицы с Превечным младенцем с притвором поднёс Государю города Сербия Успения Богородицы Архимандрит Феофан в 7156 году, Января 28.

Образ Пречистой Богородицы Умиление без ярлыка.

Образ Пречистой Богородицы Владимирская без ярлыка.

Образ Собор Архистратига Михаила без ярлыка.

И те образы отвозил в монастырь к Спасу на Новой Подьячий Иван Яковлев, а принял Казначей старец Лонгин, а в это место руку приложил казённый дьячок Алексий Ефимов.

По представлению Архимандрита Иоасафа, указом Синодальной Конторы 1779 года, 26 Января, большая часть означенных образов за ветхостью исключена из описи.

40

Так в предисловии к Четьи минеи, в 7108 г., хранящ. в библиотеке Чудова м. под №·99, Борис Годунов назван святейшим Царём. В некоторых мон. грамотах и другие Цари, по их Царскому священию, именуются святыми.

41

В Очерках К. Тромонина «Бабина», М. 1839, т. I, 59.

42

По свидетельству Илиопольского и Ливанские горы Митрополита Неофита.

43

Monumens moscovites, par Robert, a Paris, 1842, in. 8

44

Выходные книги Царя Алексия Мих. в Архиве Оруж. палаты, 7155 г, № 651.

45

Книга расходная Оруж. Пал. № 994, 7157 года.

Сентября 7. Тогож дня к Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всея Руси в хоромы взнес Казначей Богдан Минич Дубровский, да дьяк Захарий Анофриев Крест деревянный резной, на нём резаны Господские праздники; поднёс Г. Ц. и В. К Михаилу Федоровичу всея Руси Афонской горы Преображенского Кутлу мужского монастыря Келарь Петроний в 7138 году, Апреля в 13 день;

Крест деревянный, на нем резаны Господские праздники Г. Ц. и В. К. Михаилу Федоровичу всея Руси поднёс Афонской горы Ставро Никитского монастыря Архимандрит Максим в 7149 году, Февраля в 18 день.

Крест деревянный, на нём резаны Господские праздники Г. Ц. и В. К. Алексею Михайловичу всея Руси поднёс Введенского Хиландарского монастыря Архимандрит Мелентий в 7148 году, Декабря в 4 день.

Взнесены. И те кресты Государь пожаловал дар в монастырь к Спасу на Новой ·Архимандриту Никону.

46

Карамзин. И. Г: Р. VII пр. 161.

47

В Киевском Месяцеслове 1832 года, стр. 456, неправильно показано, будто она погребена у Спаса на бору. По доказательствам О. Ювеналия Воейкова, Марфа Иоанновна из рода Шестовых, см. Краткое описание о происшествии знаменитого рода Юрьевых Романовых, М. 1798, в 8.

48

«Описание царских пресветлых прародителей, в которые лета и месяцы и числа бысть переселение их от здешнего благородного жития оному Небесному Царствию, по их же повелению благородные их телеса положены суть в Царском их здании, в обители Всемилостивого Спаса на новом, по создании его на этом месте 1462 года, и в те месяцы и числа памяти о них творятся».

Лета 7006 (1497) Июля в 15 день преставился раб Божий Василий Юрьевич Захарьич.

Лета 7011 Марта в 15 день преставился раб Божий Иаков Захарьич.

Лета 7011 Июля 6 преставился раб Божий Иоанн Юрьевич Захарьич.

Лета 7030 Марта в 27 день преставилась раба Божия Княгиня Анастасия Княжь Иванова Княгиня Михайловича Воротынского.

Лета 7031 Августа в 1 день преставился раб Божий Василий Яковлевич.

Лета 7041 июня в 9 день преставился раб Божий Петр Яковлевич Захарьич.

Лета 7043 Декабря в 15 день преставился раб Божий Благоверный Князь Михаил Трубецкой.

Лета 7051 Февраля в 16 день преставился раб Божий Роман Юрьевич Захарьич.

Лета 7054 Сентября в 5 день преставился раб Божий Долмат Романович.

Лета 7054 Мая в 20 день преставилась раба Божия Княгиня инокиня Евфросинья.

Лета 7054 тогож месяца преставилась раба Божия дочь её Княгиня Соломония Шестунова.

Лета 7054 Июля в 15 день преставилась раба Божия Княгиня Фотиния, дочь Боярина Данилы Романовича Юрьева, а жена Феодора Дмитриевича Шестунова.

Лета 7055 преставилась раба Божия Княгиня Анна, Княжь Феодорова Княгиня Васильевича Оболенского Ноготкова.

Лета 7060 Июня в 1 день преставился раб Божий Иоанн Михайлович Юрьев; а в иноцех Иоасаф.

Лета 7060 Июня в 18 день преставилась раба Божия Варвара, Боярина Никиты Романовича Юрьева первая жена.

Лета 7060 Июня в 23 день преставилась раба Божия младенец Марфа Иоаннова, дочь Петра Федоровича Челяднина.

Лета 7065 Мая в 8 день преставилась раба Божия Анна, Боярина Даниила, жена Романовича Юрьева первая.

Лета 7061 Июня в 9 день преставился раб Божий Князь Симеон Александрович, в иноцех Сергий.

Лета 7062 Октября в 16 день преставился раб Божий Окольничий Михаил Васильевич Яковлевича Захарьича.

Лета 7063 Июля в 1 день преставился раб Божий Захарий Петрович Яковлевича.

преставился раб Божий Михаил Данилович сын Романовича, невелик.

Лета 7069 преставилась раба Божия Анна Петрова, жена Яковлевича, в инокинях Анастасия.

Лета 7071 Июля в 3 день преставилась раба Божия Стефанида, Феодора дочь Ивановича Сукина, Иванова жена Петровича Захарьича Яковля.

Лета 7073 Ноября в 27 день преставился раб Божий Боярин Даниил Романович Юрьев.

Лета 7073 Августа в 27 день преставилась раба Божия младенец Иулиания, дочь Боярина Никиты Романовича Юрьева.

Лета 7075 Марта в 1 день преставился раб Божий Григорий Юрьевич Захарьев, в иноцех Гурий.

Лета 7075 Апреля в 3 день преставился раб Божий Боярин Василий Михайлович Юрьева Захарьич.

Лета 7076 Июля 31 преставилась раба Божия Варвара Симеонова, жена Васильевича.

Лета 7079 Сентября в 15 день преставилась раба Божия Агрипина Симеонова, дочь Васильевича Яковлева.

преставилась раба Божия Анна Васильева, жена Яковлевича.

Лета 7079 Мая в 24 день преставилась раба Божия Анастасия, Боярина Князя Димитрия дочь Федоровича Бельского, а жена Боярина Василия Михайловича Юрьева.

Лета 7079 Мая в 24 преставился раб Божий Иоанн, Боярина Данилов сын Романовича Юрьева.

Лета 7079 Мая в 24 день преставился раб Божий младенец Феодор, Боярина Данилов сын Романовича Юрьева.

Лета 7079 Мая в 24 день преставился раб Божий Иоанн, Боярина Василия сын Михайловича Юрьева.

Лета 7079 Мая в 24 день преставился раб Божий Феодор Боярина Василия, сын Михайловича Юрьева.

Лета 7079 Мая в 24 день преставилась раба Божия Боярыня Анна, Боярина Данилова, жена Романовича Юрьева другая.

Лета 7084 Октября в 24 день преставился раб Божий Протасий Васильевич Юрьев.

Лета 7089 Апреля в 4 день, преставилась раба Божия Боярыня Евдокия, Боярина Никитина жена Романовича Юрьева, а дочь Боярина Князя Александра Борисовича Горбатова.

Лета 7094 Апреля в 23 день преставился раб Божий Боярин Никита Романович Юрьев Захарьич, в иноцех Нифонт схимник.

Лета 7094 Декабря в 6 день преставилась раба Божия Княгиня Анна, Боярина Никитина дочь Романовича Юрьева, а Князя Иоанна Княгиня Феодоровича Троекурова.

Лета 7101 Ноября в 20 день преставился раб Божий младенец Борис, Боярина Феодоров сын Никитича Романова.

Лета 7101 Ноября в 29 день преставился раб Божий младенец Никита Федорович Романов.

Лета 7103 Февраля в 5 день преставился раб Божий Иоанн Никитич Романов, прозванием Лев.

Лета 7105 Августа в 1 день преставилась раба Божия Боярыня Евдокия, Боярина Александра жена Никитича Романова первая, а дочь Князя Иоанна Юрьевича Голицына.

Лета 7106 Сентябри в 21 день преставился раб Божий младенец Лев Феодорович Романов.

Лета 7107 Июня в 7 день преставился раб Божий младенец Иоанн Феодорович Романов.

Лета 7109 Февраля в 15 день преставился раб Божий Василий Никитич Романов, молитвенное имя ему Никифор, в заточении от Царя Бориса в Сибирском городе на Пелыме.

Лета 7109 Апреля в 8 день преставилась раба Божия Княгини Евфимия Боярина Князя Иоанна Васильевича Ситского, в инокинях Евдокия; уморил в заточении поселением Царя Бориса Михаилко внуков; а погребена была Соловецкого монастыря в вотчине в Сумском остроге, и повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России принесены многострадальные мощи её в монастырь к Спасу на новое и погребены в 7125 году, Марта в 28 день, под церковью Пресвятой Богородицы честного её Знамения.

Лета 7109 Апреля в 25 день преставился Боярин Князь Борис Кумбулатович Черкасский на Белом Озере, в заточении от Царя Бориса.

Лета 7114 Марта в 15 день погребен раб Божий Боярин Александр Никитич Романов, а преставился в заточении от Царя Бориса, Кирилова монастыря в вотчине на Луде.

Лета 7114 Марта в 18 день, погребен раб Божий Окольничий Михаил Никитич Романов, преставился в заточении от Царя Бориса в Перми, у Николы Чудотворца в Нырпу на погосте.

Лета 7116 Марта в 23 день погребен раб Божий Князь Иоанн Васильевич Ситский, а в крещении имя его Сафроний, в иноцех Сергий, а преставился в заточении от Царя Бориса в Кожеозерском монастыре.

Лета 7117 Апреля в 25 день преставился раб Божий младенец Андрей, сын Боярина Иоанна Никитича Романова.

Лета 7118 Февраля в 28 день преставилась раба Божия Княгиня Марфа Никитична, Боярина Никиты Романовича Юрьева дочь, а Княгиня Князя Бориса Камбулатовича Черкасского.

Лета 7119 Ноября в 4 день преставился раб Божий младенец Димитрий Иоаннович Романов.

Лета 7119 Июля в 21 день преставилась раба Божия Благоверная Княгиня Татиана Федоровна, Боярина Феодора Никитича Романова дочь, а Княгиня Князя Иоанна Михайловича Катырева.

Лета 7120 Декабря в 27 день преставилась раба Божия младенец Параскева, дочь Боярина Иоанна Никитича Романова.

Лета 7123 Мая в 10 день преставилась раба Божия младенец Ирина Иоанновна, Боярина Иоанна Никитича Романова дочь.

Лета 7124 Марта в 1 день преставилась раба Божия, Боярина Феодора Иоанновича Шереметьева жена, Боярыня Ирина Борисовна, дочь Князя Бориса Камбулатовича Черкасского.

Сын её Феодор Феодорович преставился лета 7130 Марта в 5 день.

Лета 7130 Октября в 25 день преставилась раба Божия девица Параскева, дочь Боярина Иоанна Никитича Романова.

Лета 7133 Декабря в 5 день преставилась раба Божия Боярыня Иулиания Симеоновна, Боярина Александровская жена Никитича Романова, а в инокинях Иулия схимница.

Лета 7133 Июля в 30 день преставился раб Божий младенец Иоанн Иоаннович Романов, Боярина Иоанна Никитича Романова сын.

Лета 7139 Января в 27 день преставилась Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России мать, Великая Государыня, инокиня Марфа Иоанновна.

Лета 7143 Июня в 6 день преставилась раба Божия Боярыня Ирина Никитична, жена Боярина Иоанна Иоанновича Годунова.

Лета 7148 Июля в 18 день преставился раб Божий Боярин Иоанн Никитич Романов Юрьев.

Лета 7158 Октября в 23 день преставилась раба Божия Боярыня Иулиания Федоровна, жена Боярина Иоанна Никитича Романова.

Лета 7158 Ноября в 29 день преставилась раба Божия Ксения Борисовна, жена Иоанна Дмитриевича Колычева.

Лета 7164 Декабря в 11 день преставился раб Божий Боярин Никита Иоаннович Романов.

Лета 7187 Февраля в 8 день преставилась раба Божия, Благоверного Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России и Великая Государыня, Благоверная Царица и Великая Княгиня Евдокии Лукьяновны дочь, Благоверная Великая Государыня, Царевна и Великая Княжна Ирина Михайловна и положено Государское тело её, по её Государскому приказу, в монастыре Всемилостивого Спаса на новом, с полуденной стороны у второго столпа, возле праматери её, Великой Государыни, инокини Марфы Иоанновны.

«Написано описание сие в обители Всемилостивого Спаса на новом, Царских прародителей здания, в лето 7195 (1687) месяца Июня в 12 день, Индикта 10».

Из Глав. Архива Минист. Иностр. дел.

49

Расходная книга Царской казны 1616 г., 903, в Архиве Оружейной палаты.

50

Древн. Росс. Вивлиофика, X.

51

При торжественном освящении сего храма, возобновляющего в памяти возрождение России под скипетром Романовых, Настоятель монастыря Аполлос священнодействовал соборне в драгоценных ризах XVII века, роскошно украшенных жемчугами каменьями; сосуды и покровы и крест осеняльный были при служении также древние. Как утвари сии, так и сам иконостас с образами переносили предстоявших во времена Михаила и Филарета, при которых сооружен был первоначальный храм Саввы освященного. Чувство глубокого умиления изображалось на лицах у предстоявших и служивших; оно возбуждено было целью воссоздания престола сего и торжественностью священнодействия и назидательною проповедью Архимандрита о значении и святости храмов; причем проповедник коснулся и благовидного побуждения восстановить в древней святолепности храм сей в стенах св. обители.

Чтители отечественной святости и древности с живым участием и любопытством приходят рассматривать сей придел, столь соответствующий стилем своим назначению своему и выполняющий благую волю Самодержца, благоговейного к священной памяти благочестивых Предков своих.

52

Дела Синодального Правления 1734 и 1743 г.

53

Описание состоящего в Московском Ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. М. 1803, в 8.

54

Погребены здесь, сверх напечатанных в описании Новоспасского монастыря, следующие фамилии:

Князья:

Лобановы-Ростовские, Долгоруковы, Несвицкие, Прозоровские, Шаховские, Щербатовы, Яшвель, Графини Воронцова, Чернышова, Ефимовская.

Господа:

Арсеньевы, Афросимовы, Балк-Полевы, Бекетовы, Бартоломеус, Богдановы, Вырубовы, Высоцкие, Гончаровы, Гурьевы, Гежелинские, Дурасовы, Корсаковы, Кретовы; Карамышевы, Колычевы, Кушниковы, Кошелевы, Кротковы, Карабановы, Квашнины, Куприяновы, Кондратьевы, Ляпуновы, Марковы, Мельгуновы, Машковы, Нейдгардт, Орловы, Островские, Олсуфьевы, Озерецковские, Павловы, Римские-Корсаковы, Сипягины, Стрекаловы, Самарины, Шиповы, Щукины, Щербинины; и пр.

В усыпальнице на северной стороне великолепное надгробие указывает на прах, хранящийся под ним Новосильцева, угасшего в цвете лет и неутешно оплакиваемого почтенною матерью.

Купцы

Алексеевы, Бабкины, Вавиловы, Васильевы, Веревкины, Девятовы, Куманины, Капустины, Кукины, Коншины, Лежневы, Лаптевы, Левины, Мазурины, Насоновы, Перегудовы, Соловьевы, Соколовы, Татариновы, Усачевы, Ширяевы.

55

В Архиве Оружейной Палаты, рукоп. № 605.

56

Исчисление погребенных в Новоспасском монастыре особ исчислено выше и находится в описании его, изд. Карпинским, Адрианом и Иванчиным-Писаревым. Смотри ссылку 54.

В монастырском Синодике 1725 г. означены след. Архимандриты Новоспасские, между которыми есть доселе неизвестные:

1. Архимандрит Сергий. 2. Архимандрит Евфимий. 3. Архимандрит Елисей. 4. Архимандрит Питирим. 5. Архимандрит Герман. 6. Архимандрит Матфей. 7. Архимандрит Трифон. 8. Архимандрит Вассиан. 9. Архимандрит Акакий, 10. Архимандрит Илларион. 11. Архимандрит Аарон 12. Архимандрит Афанасий. 13. Архимандрит Иоаким. 14. Архимандрит Сергий. 15. Архимандрит Тит. 16. Архимандрит Закхей. 17. Архимандрит Иона. 18. Архимандрит Сергий. 19 Архимандрит Никон. 20. Архимандрит Иерофей.

57

Краткое описание Ставропигиального монастыря, соч. Иеромонахом Адрианом. М. 1821, в 12.

58

О кончине сего почтенного Иерея, приобщившегося страдальческой своей смертью к мученикам за св. Веру и Церковь, упомянуто в Истор. статист. и геог. журнале и в Литературных прибавлениях к Инвалиду. Академия художеств увековечила подвиг его картиною.

На памятнике Сорокосвятского Священника начертано:

Здесь скромно погребен

Служитель алтаря,

Герой, вкусивший смерть

За Веру, за Царя.

При заревах Москвы,

Вселенну изумивших

И кары грозные

На злобу ополчивших

При храме Божием

Он пал пронзён врагом,

Жив о Господе

В бессмертии святом.

«Здесь погребен Сорокосвятский, что у Новоспасского монастыря церкви раб Божий, священноиерей Петр Гаврилов, которого тело предано земле через три месяца и три дня по кончине, 1812 года Жития его было 66 лет.»


Источник: Новоспасский монастырь : с видами сего монастыря в царствование Петра I и в настоящем его положении, с изображениями строителей его в[ел.] к[н.] Иоанна III, царей Михаила и Алексия / соч. И. Сн. - Изд. архим. Аполлоса. - Москва : В тип. Августина Семена, 1843. - 142, [3] с., [4] л. ил., портр. (В конце текста авт.: И. Снегирев).

Комментарии для сайта Cackle