Источник

Глава 7

Зач. 29-е. Исцеление слуги сотника в г. Капернауме.

Читается в субботу 22-й недели по Пятидесятнице.

Об исцелении слуги сотника в Капернауме повествуется и у еванг. Матфея (Мф.8:5, 13); но Лука повествует о сем с значительною разницею против него, так что некоторые полагают, что это – два разные события. Различие состоит в том, что у еванг. Матфея сотник сам говорит с Иисусом Христом, а у Луки не сам, а чрез других. По Матфею, сотник говорит, что он недостоин, чтобы Христос вошел в дом к нему, а по еванг. Луке, он посылал просить Господа к себе. Но первое разногласие объясняется тем, что еванг. Матфей употребляет в своем повествовании такой оборот речи, по которому сказанное кем-либо чрез других или при посредстве других представляется сказанным прямо от него самого, как равно и ответ, получаемый чрез других, представляется ответом, данным ему самому (Мих.); второе – тем, что, когда сотник хотел идти к Христу, то иудеи воспрепятствовали ему, ласкательствуя ему и говоря: «мы сходим и приведем Его». А затем сотник посылает сказать Христу: «не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом свой, а потому сам и не пошел (Злат, и Феоф.).

Лк.7:1. Егдá же скончá вся́ глагóлы своя́ в слýхи лю́дем, вни́де в Капернаýм.

Лк.7:2. Сóтнику же некоему рáб боля́ зле, хотя́ше умрéти, и́же бе емý чéстен.

(Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.)

О Капернауме см. в объясн. 31 ст. 4 гл. Сотнику некоему (у одного сотника). Иудея пред пришествием Спасителя была покорена римлянами и в городах ее стояло гарнизонное или сторожевое римское войско. Сотник был начальником над сотнею солдат такого гарнизона. Он был язычник (см. Мф.8:10), но был расположен к иудейству и иудеям (3 ст. и дал.), а потому и к вере во Христа, с каковою верою он обратился ко Господу с просьбою об исцелении своего слуги. Некоторые толкователи думают, что сотник был так называемым прозелитом, т. е. обращенным из язычников в еврейскую веру. Иже бе ему честен (которым он дорожил). Из этого видно, что слуга сотника был хорошим человеком и потому заслужил внимание к себе со стороны своего господина, также и сам сотник был человеком доброй души. Не виден ли здесь пример и для слуг, и для хозяев между нами?!..

Лк.7:3. Слы́шав же о Иисýсе, послá к немý стáрцы иудéйския, моля́ егó, я́ко да пришéд спасéт рабá егó.

Лк.7:4. Они́ же пришéдше ко Иисýсови, моля́ху егó тóщно, глагóлюще, я́ко достóин éсть, емýже дáси сиé:

Лк.7:5. лю́бит бо язы́к нáш, и сóнмище тóй создá нáм.

(Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.)

Старцы (старейшины) иудейские. Это были народные начальники. У иудеев во времена Христовы высшее судилище составлял так называемый синедрион. Он состоял из 72 членов. Членами синедриона были избранные из священников, старцев народных и книжников, т. е. еврейских ученых. По еванг. Матфею, сотник сам звал к себе Господа и говорил Ему: Я недостоин, чтобы ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой и пр. В этих словах сотник выражает с одной стороны, свое смирение и недостоинство, как человека грешного и притом язычника; а с другой – свою веру в Иисуса Христа, для Которого довольно только сказать слово, и чудо исцеления совершится. Построил синагогу. О синагоге читай в объяснении 16 ст. 4 главы.

Лк.7:6. Иисýс же идя́ше с ни́ми. И ужé емý не далéче сýщу от хрáмины, послá к немý сóтник дрýги, глагóля емý: Гóсподи, не дви́жися: несмь бо достóин, да под крóв мóй вни́деши:

Лк.7:7. темже ни себé достóйна сотвори́х приити́ к тебе: но рцы́ слóво, и исцелеет óтрок мóй:

Лк.7:8. ибо и áз человек éсмь под влады́кою учинéн, имея под собóю вóины: и глагóлю семý: иди́, и идéт: и другóму: прииди́, и прии́дет: и рабý моемý: сотвори́ сиé, и сотвори́т.

Лк.7:9. Слы́шав же сия́ Иисýс, чуди́ся емý, и обрáщься идýщему по нéм нарóду речé: глагóлю вáм, ни во Изрáили толи́ки веры обретóх.

Лк.7:10. И возврáщшеся пóслании обретóша боля́щаго рабá исцелевша.

(Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай тó, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.)

Во Израили, т. е. между евреями или иудеями, которые имели свидетельства писаний о Иисусе Христе (Зигаб.) и хвалились, что они избранный народ Божий, потомки Авраама, отца верующих. Израиль, – это имя, которое дано было патриарху Иакову, после борьбы его с Богом (Быт.32:28, 29). От сего назывался израильским народом, Израилем и Израильтянами и произошедший от него, еврейский или иудейский народ. У еванг. Матфея тут прибавлено: Многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царствии небесном, а сыны царства извержены, будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Многие придут с востока и запада, т. е. многие из язычников будут приняты в царство Христово: так как евреи думали, что в царство Мессии войдут только они одни и те из язычников, которые примут их религию, а все прочие будут осуждены на порабощение им. С востока и запада, т. е. со всего света: потому что восток и запад, по библейскому словоупотреблению, означает целый свет (Исх.45:6; Мал.1:11). Возлягут со Авраамом, т. е. уверовав в Христа, получат блаженство в царстве Его, вместе с патриархами и святыми людьми еврейского народа. Авраам это – первый и главный патриарх еврейского народа. Он среди общего идолопоклонства сохранил веру в истинного Бога и передал ее своему потомству. Исаак – сын его, а Иаков – сын Исаака. За свою веру они все удостоены блаженства в царстве небесном. Здесь Авраам, Исаак и Иаков изображают собою всех патриархов и всех святых еврейского народа. Возлягут в царствии небесном. Свое небесное царство представляет Иисус Христос под образом пиршества, на котором, за столом, древние восточные народы не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на разложенные тут подушки. Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п. Сыны царства, это – иудеи или евреи, так названы они потому, что были избранным народом Божиим и по сей причине имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Христовом, т. е. в Церкви Христовой на земле и в раю на небе (Ср. Ин.4; Рим.9:4, 5). Извержены будут во тьму кромешнюю (внешнюю). Тьмою кромешнею или внешнею здесь называется ад. Такое название ада взято от образа же пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, и заставляли оставаться в темноте и холоде, – во тьме внешней, т. е. находящейся вне (кроме) комнаты пира, – на дворе или на улице, что, конечно, было для них очень неприятно, и потому представляется, что они тут плачут и скрежещут зубами. Изгнание из комнаты пира и помещение в темном месте означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду. Относительно слов Господа: Многие придут с востока и пр. св. Златоуст замечает: «Между следовавшими за Господом были и жители языческой Галилеи, поэтому Он указал так для того, чтобы не оставить язычников в отчаянии и вместе смирить гордость евреев.» Эти слова Христовы поучают нас, православных христиан, что мы, если будем только кичиться своим православием, а жить не по православному, можем быть лишены царства небесного и ввергнуты во тьму кромешнюю.

Зач. 30-е. Воскрешение сына Наинской вдовы.

Читается в 20-ю неделю по Пятидесятнице.

О чуде воскрешения Иисусом Христом сына Наинской вдовы повествуется только у одного евангелиста Луки, и это чудо поставляется ближайшим поводом к тому, что Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников к Иисусу Христу (18 ст. Мих.).

Лк.7:11. И бы́сть посéм, идя́ше во грáд, нарицáемый наи́н: и с ни́м идя́ху ученицы́ егó мнóзи и нарóд мнóг.

Лк.7:12. Я́коже прибли́жися ко вратóм грáда, и сé изношáху умéрша, сы́на единорóдна мáтери своéй, и тá бе вдовá: и нарóд от грáда мнóг с нéю.

Лк.7:13. И ви́дев ю́ Госпóдь, милосéрдова о нéй, и речé éй: не плáчи.

(После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.)

Наин, это был небольшой город в Галилее, недалеко от Капернаума, к юго-западу. В настоящее время он составляет маленькую деревеньку. Наин значит приятный. Такое название дано было городу по причине красивого его местоположения в прекрасной Ездрелонской долине. Ко вратом града (к городским воротам). В древние времена города большею частию были окружены, для защиты от врагов, сплошными стенами с несколькими воротами, преимущественно против больших улиц. Изношаху умерша (выносили умершего). Хоронили умерших и в стенах города, но в редких случаях и только важных лиц (1Цар.28:3, 4; 4Цар.21:18); обыкновенно же хоронили за городами и селениями в пещерах, высеченных в горах. Так как Палестина – страна гористая и каменистая, то в ней было много пещер, вырытых в холмах и пригорках, или высеченных в скалах. Эти пещеры служили для разного употребления, напр., в обширные из них загоняли скотину в ненастную погоду и т. п. Большая же часть их были гробницами для умерших, отчего назывались гробами. Сына единородна матери своей (единственного сына у матери), и та бе (она была) вдова. Следовательно, этот сын был для матери и утешением, и надеждою на подпору в старости. Посему понятна ее скорбь при потере такого сына. И вот такую-то несчастную женщину милосердый Господь утешил, воскресив ее сына.

Лк.7:14. И пристýпль коснýся во óдр: нося́щии же стáша: и речé: ю́ноше, тебе глагóлю, востáни.

Лк.7:15. И седе мéртвый, и начáт глагóлати: и дадé егó мáтери егó.

(И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.)

Коснуся во одр (прикоснулся к одру), – затем, чтобы остановить шествие. У евреев, как равно и у других древних народов, гробов не было, обыкновенно умерших обвивали чистым полотном, увязывали свивальниками и клали на одр, т. е. на носилки, на чем и несли до пещеры, так что они были открыты. Потому, когда Господь воскресил умершего юношу, он поднялся и сел.

Лк.7:16. Прия́т же стрáх всех, и слáвляху Бóга, глагóлюще: я́ко прорóк вéлий востá в нáс, и я́ко посети́ Бóг людéй свои́х.

(И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.)

Прият (объял) страх всех. Понятен этот страх при виде такого чуда, как воскресение мертвого. Пророк велий (великий). Видя чудо, жители города Наина сочли Иисуса Христа за великого пророка, так как пророки не только предсказывали будущее, но и творили чудеса: исцеляли больных, воскрешали мертвых и т. п. Посетил – т. е. Своею милостию (См. 1 гл. 68 ст.).

Зач. 31-е. Вопрос к Иисусу Христу от Иоанна Крестителя из темницы и ответ Христов и речь Его об Иоанне.

Читается в четверг 20-й недели по Пятидесятнице и в день обретения главы Иоанна Крестителя.

О послании Иоанном Крестителем из темницы двух учеников к Иисусу Христу с вопросом, – Он ли Мессия, и затем об ответе Господа на этот вопрос и о речи Его к народу об Иоанне по сему поводу, еванг. Лука повествует совершенно сходно с еванг. Матфеем (Мф.11:2, 19); только некоторыми частными чертами они пополняют друг друга.

Лк.7:17. И изы́де слóво сиé по всéй Иудéи о нéм, и по всéй стране.

Лк.7:18. И возвести́ша Иоáнну ученицы́ егó о всех си́х.

(Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всём том.)

Изыде слово си e (распространилось такое мнение) о Нем (Иисусе Христе), – т. е. что великий пророк восстал и Бог посетил народ Свой. Это было после воскрешения И Христом сына Наинской вдовы (Ст. 16). О всех сих (о всем том), т. е. о чудесах Иисуса Христа, между прочим, и о чуде воскрешения сына Наинской вдовы. У еванг. Матфея говорится, что Иоанн сам, будучи в темнице, услышал о делах Христовых. Бе то время, когда Иоанн посылал своих учеников к Иисусу Христу, он уже был заключен Иродом в темницу, в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (Мф.14:3), за обличение его в беззаконном браке с Иродиадою, женою родного его брата Филиппа. В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение со своими учениками. От них он и мог слышать о делах Христовых.

Лк.7:19. И призвáв двá некая от учени́к свои́х Иоáнн, послá ко Иисýсу, глагóля: ты́ ли еси́ гряды́й, или́ инóго чáем?

Лк.7:20. Пришéдша же к немý мýжа реста: Иоáнн крести́тель послá нáс к тебе, глагóля: ты́ ли еси́ гряды́й, или́ инóго чáем?

(Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?)

Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем – (Ты ли Тот, Которому должно придти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только Предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна, нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия (Ин.1:31, 34); но ученики его еще не знали этого: Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его (Злат.). «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, нерасположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю, по Евангелию Иоанна: Тот, Кто был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин.З:26). Ибо они еще не знали, кто был Христос.»

Лк.7:21. В тóй же чáс исцели́ мнóги от недýг и рáн и дýх злы́х, и мнóгим слепы́м даровá прозрение.

(А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.)

Этого обстоятельства не указано у евангел. Матфея, а между тем оно объясняет дальнейшие слова Христовы ученикам Предтечи.

Лк.7:22. И отвещáв Иисýс речé и́ма: шéдша возвести́та Иоáнну, я́же ви́деста и слы́шаста: я́ко слепии прозирáют, хрóмии хóдят, прокажéннии очищáются, глусии слы́шат, мéртвии востаю́т, ни́щии благовествýют:

(И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, чтó вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;)

Совершением чудес и указанием на них Иисус Христос прямо отвечает на вопрос Иоанна, что Он есть действительно обетованный Мессия; потому что такие дела, и в таком числе, по пророчеству Исаии, может и должен творить один Мессия: се Бог наш... приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат (Ис.35:5 и дал.; Ис.61:1 и дал.). Прокаженные очищаются. О болезни проказы чит. в объясн. 12 ст. 5 гл. Нищии благовествуют. Нищие – бедные. Тут разумеются Апостолы, которые, как происходившие из простого сословия, из рыбарей, действительно были нищие. (Феоф.)

Лк.7:23. и блажéн éсть, и́же áще не соблазни́тся о мне.

(и блажен, кто не соблазнится о Мне!)

Соблазниться о Иисусе Христе, значит соблазниться Его уничижением, – не поверить Ему, отвергнуть Его учение; потому что соблазниться о ком, значит почему-либо усомниться в достоинстве того лица и не доверять ему, глумиться над ним (Чит. Мф.13:54, 57, 36:31, 33). «Если бы, замечает при этом Златоуст, Иоанн стал прямо говорить своим ученикам: подите к Нему, Он лучше меня; то этим не убедил бы их; они подумали бы, что он говорит это из скромности. Что же он делает? Выжидает случая от них самих услышать, что Иисус творит чудеса, и посылает двоих из них, быть может, как более способных уверовать, чтобы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом.»

Лк.7:24. Отшéдшема же ученикóма Иоáнновома, начáт глагóлати к нарóдом о Иоáнне: чесó изыдóсте в пусты́ню ви́дети, трóсть ли ветром колéблему?

Лк.7:25. Но чесó изыдóсте ви́дети? человека ли в мя́гки ри́зы одеяна? Сé, и́же во одéжди слáвней и пи́щи сýщии, во цáрствии сýть.

(По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: чтó смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Чтó же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.)

Когда ученики Иоанновы, приходившие от него к Иисусу Христу с вопросом: Он ли Мессия, или ждать другого (ст. 10)? ушли обратно, начал Иисус Христос говорить об Иоанне, потому что вопрос учеников мог породить в народе много разных неуместных сомнений и относительно Иоанна, и относительно Его Самого. Так, народ мог подумать, что Иоанн 1) человек непостоянный, колеблющийся, который говорил об Иисусе Христе прежде одно, а теперь думает другое, 2) что он в темнице переменился, желает изменить свою строгую жизнь на более изнеженную (Мих.). Это Господь и устраняет Своими словами о нем и о Себе Самом: Чесо изыдосте и проч. Трость ли, ветром колеблему? Легкий, колеблющийся от ветра, тростник, который рос в изобилии в том месте пустыни, где проповедовал Иоанн, представляет собою людей, непостоянных в своих убеждениях и действиях, которые ныне говорят и действуют так, а завтра иначе (Иез.26:9 и др.).

Человека ли, в мягки ризы одеяна (одетого в мягкие одежды)? Указание на одежды мягкие, из тонкого льна, означает здесь людей изнеженных, богатых, преданных роскоши.

Лк.7:26. Но чесó изыдóсте ви́дети? прорóка ли? Е́й, глагóлю вáм, и ли́шше прорóка.

Лк.7:27. Сéй [бо] éсть, о нéмже пи́сано éсть: сé áз послю́ áнгела моегó пред лицéм твои́м, и́же устрóит пýть твóй пред тобóю.

(Чтó же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.)

Пророка ли и пр. Иудеи почитали Иоанна за пророка, но Иисус Христос говорил, что он даже выше пророка, потому что он не только пророк, но и Предтеча Мессии: ей, глаголю вам, и лишше пророка (да, говорю вам, он больше пророка). О нем, как о Предтече, прибавляет Господь, было предсказано пророками: сей бо есть, о немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего и проч. Так предсказано о Предтече Христовом у пророков Малахии (Мал.3:1) и Исаии (Ис.40:3). Устроит (приготовит). Выражения пророков взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском, находился в пути, – посылать вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроять (поправлять, уравнивать) дороги. Пред лицем Твоим, т. е. пред Мессиею, Иисусом Христом, явившимся, как царь-завоеватель, освободить людей из плена греха, проклятия и смерти. Ангела Моею, т. е. Предтечу, имеющего предвозвещать пришествие Христово и приготовлять иудеев к принятию Его, как Царя, Мессии своего. Слово Ангел значит вестник.

Лк.7:28. Глагóлю бо вáм: бóлий в рождéнных женáми прорóка Иоáнна крести́теля никтóже éсть: мний же во цáрствии Бóжии, бóлии егó éсть.

(Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.)

Болей в (из) рожденных женами пророка Иоанна Крестителя, никтоже есть, говорит Господь о величии Иоанна. Но чтобы иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меныпий же) во царствии Божии, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого Себя. (Злат. Феоф. Зигаб. и др.) Меньший – по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, – и унижали Его. О царствии Божии или небесном чит. в объясн. 4 гл. 43 ст. У еванг. Матфея здесь прибавлено: От дней Иоанна Крестителя доныне царствие небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Ибо все пророки и закон прорекали до него. От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом. Силою берется, не ожидается, как грядущее, а уже берется, как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с какою начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города (Мих.). Все пророки и пр. В этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному – потому, что о явлении этого царства прорекали закон и пророки, т. е. законодатель Моисей в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писаниях, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания.

Лк.7:29. И вси́ лю́дие слы́шавше и мы́тарие, оправди́ша Бóга, крéщшеся крещéнием Иоáнновым:

Лк.7:30. фарисéе же и закóнницы совет Бóжий отвергóша о себе, не крéщшеся от негó.

(И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.)

Этих слов нет в Евангелии Матфея. О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл. О крещении Иоанновом чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Оправдиша Бога – воздали хвалу Богу – за то, что Он послал народу великого пророка, – предвозвестителя и Предтечу обещанного Мессии, так что крестились его крещением. О фарисеях и законниках чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Совет Божий отвергоша (отвергли волю Божию) о себе – совет или волю Божию, выражавшуюся в проповеди Предтечи и состоявшую в том, чтобы все покаялись и крестились и тем приготовили себя к принятию явившегося Мессии (Сл. Мф.3:2 и дал.). У еванг. Матфея сказано, что фарисеи приходили к Иоанну, чтобы креститься (Мф.3:7), а у Луки прямо говорится, что фарисеи не крестились. Это нужно понимать так, что не многие из них приняли Иоанна за Предтечу и крестились, большинство же их не сделало этого.

Зач. 32-е. Вопрос к Иисусу Христу от Иоанна Крестителя из темницы и ответ Христов и речь Его об Иоанне. (Окончание).

Лк.7:31. Речé же Госпóдь: комý ýбо уподóблю человеки рóда сегó, и комý сýть подóбни?

Лк.7:32. Подóбни сýть óтрочищем седя́щым на тóржищих и приглашáющым дрýг дрýга, и глагóлющым: пискáхом вáм, и не плясáсте: рыдáхом вáм, и не плáкасте.

Лк.7:33. Прии́де бо Иоáнн крести́тель ни хлеба яды́й, ни винá пия́, и глагóлете: беся и́мать.

Лк.7:34. Прии́де Сы́н человеческий яды́й и пия́, и глагóлете: сéй человек я́дца и винопийца, дрýг мытарéм и грешником.

(Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.)

В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении (о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относился народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ, в большинстве случаев, не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого. Господь уподобляет иудеев детям, которые жалуются на своих товарищей за то, что те не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за это, – детям, седящим на торжищах. На торжищах, т. е. на улице, месте общих детских игр. Пискахом вам, и не плясасте (мы играли вам на свирели, и вы не плясали). Указывается на обычаи, когда, по случаю праздников или каких особенных торжеств, совершались у евреев пляски под звуки свирели или других музыкальных инструментов (См. 15:25). Рыдахом вам, и не плакасте (мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали). Известно, что похороны у иудеев сопровождались печальными причитаниями, и иногда под музыку (Мф.9:23). Здесь представляется, что дети в играх своих подражали большим. Ни хлеба не яст, ни вина не пъет, т. е. воздерживается от известной пищи и от вина, как Назорей (посвященный Богу), ведет себя, как строгий подвижник. В нем бес, т. е. он одержим бесом, и потому отличается странностями – не ест и не пьет. Это значит, что Иоанн не соответствует народному веселому житейскому настроению. Сын Человеческий, т. е. Он, Христос. (чит. в объясн. 24 ст. 5 гл.) Ест и пьет (ядый и пияй), т. е. не воздерживается, подобно Иоанну, от употребления обычной пищи и не уклоняется от вина, как простой человек, а не Назорей, с любовию разделяет трапезу с мытарями и грешниками, только бы привлечь их к Себе и спасти. Вот человек, который любит ест и пить (ядца и винопийца) и пр., т. е. упрекают Иисуса Христа в том, что Он не соблюдает воздержания и, таким образом, не соответствует строгой жизни Иоанна Крестителя. Св. Златоуст так объясняет эти слова Спасителя о Себе и о Своем Предтече: «Иисус сказал: мы играли вам на свирели, и вы не плясали, т. е. Я вел не строгую жизнь, и вы не покорились Мне; мы пели вам печалъные песни, и вы не рыдали, т. е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, прибавляет Златоуст – ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей».

Лк.7:35. И оправди́ся премýдрость от чáд свои́х всех.

(И оправдана премудрость всеми чадами ее.)

И оправдися (оправдана) премудрость от чад своих (чадами своими). Чадами премудрости называются мудрые люди, т. е. те, которые правильно понимают предметы и события. Истинная божественная мудрость, это – та, которая явилась в Иоанне и его действиях, и особенно в Самом Иисусе Христе, как Самой воплотившейся Премудрости Божией, и в Его действиях. Оправдалась такая премудрость, т. е. ее познали, как истинную премудрость; познали чада ея, т. е. те, которые ищут ее, любят и стараются приобрести. Оправдалась мудрость тем, что такие люди не увлеклись неправильным мнением о Иисусе Христе и об Иоанне, какое имели вообще иудеи, а узнали в них Мессию и Его Предтечу (Мих.).

Зач. 33-е. Иисус Христос в доме Симона фарисея, жена грешница, помазавшая Его здесь миром, и притча Его о двух должниках.

Читается в понедельник 21-й недели по Пятидесятнице и свв. мученицам.

Об этом событии повествует только евангелист Лука.

Лк.7:36. Моля́ше же егó некий от фарисéй, да бы я́л с ни́м: и вшéд в дóм фарисéов, возлежé.

(Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.)

Некий от фарисей (некто из фарисеев), по имени Симон (ст. 40). Фарисеи, как известно, во времена Христовы составляли особую секту у евреев. (Чит. о них в объясн. 7 ст. 3 гл.) По какому поводу Симон пригласил Иисуса Христа к себе на трапезу, – неизвестно. Не оказал-ли ему Господь какого-либо благодеяния, как можно отчасти заключить из дальнейшего повествования (41, 42, 47 ст.), и не в благодарность-ли за это он пригласил Господа к трапезе? Господь пред Своими страданиями, возлежал также на вечери в доме некоего Симона прокаженного, жившего в Вифании (Мф.26:6 и дал.). Может быть, это – одно и то же лицо, ставшее из-за оказываемых ему Господом благодеяний близким к Нему? Правда, та вечеря была в Вифании, а эта, по всей вероятности, в каком-либо из городов Галилейских; но этот же Симон со временем мог переселиться и в Вифанию (Мих.). Возлеже (возлег). О возлежании за столом чит. в объясн. 29 ст. 5 гл.

Лк.7:37. И сé женá во грáде, я́же бе грешница, и уведевши, я́ко возлежи́т во хрáмине фарисéове, принéсши алавáстр ми́ра,

Лк.7:38. и стáвши при ногý егó созади́, плáчущися, начáт умывáти нóзе егó слезáми, и власы́ главы́ своея́ отирáше, и облобызáше нóзе егó, и мáзаше ми́ром.

(И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.)

Женщина. Полагают, что эта женщина была та же, которая после еще помазала Господа миром в Вифании (Мф.26:6 и дал.). Полагают также, что это была грешница Мария Магдалина, из которой Господь изгнал бесов (Лк.8:2; Мк.16:9), и она теперь свидетельствовала Господу свою благодарность. Того города (во граде), – какого, неизвестно. Если женщина была Мария Магдалина, то этот город был Магдалы (См. 5:2). Грешница – блудница (ср. Ин.8:7). Алавастр мира (алавастровый сосуд с миром). Алавастр, это – род мрамора, из которого делались сосуды для хранения жидких ароматических веществ, также вазы, урны и пр. Мазала миром. Миро, это – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся из масла и пахучих веществ: из оливкового масла, нарда, смирны и различных цветов. Помазание миром вдревле у евреев употреблялось при посвящении в первосвященники, цари и пророки; употреблялось оно и в обыденной жизни, особенно во время пиршеств, также при представлении высоким людям и при приеме у себя в доме таких людей. Помазывали обыкновенно волосы на голове, также бороду и одежды (Пс.22:5, 132:2), а для выражения особенного почтения, и ноги. На востоке был обычай гостям, после путешествия, омывать ноги, особенно на вечери. Омывали слуги, иногда и сам домохозяин, или же сам гость поданною ему водой (Быт.18:4; Суд.19:21). Обычай умывать ноги взят с того, что по причине жаркого климата ходят там босыми ногами, отчего портятся ноги, и омовение теплою водою и при этом еще мазание маслом служило первым лекарством для ног. В доме Симона женщина, вместо воды, омыла ноги Господа своими слезами. Плачущися (плача). Женщина плакала от сознания своей греховности и прося себе прощения грехов.

Лк.7:39. Ви́дев же фарисéй воззвáвый егó, речé в себе, глагóля сéй áще бы бы́л прорóк, ведел бы ктó и каковá женá прикасáется емý: я́ко грешница éсть.

Лк.7:40. И отвещáв Иисýс речé к немý: Си́моне, и́мам ти́ нечто рещи́. О́н же речé: учи́телю, рцы́.

(Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.)

Сказал сам в себе, т. е. подумал. Пророк, т. е. особый посланник Божий, которому Бог сообщает Свои откровения и который, по Божию откровению, может знать сердца людей. Фарисеи не дозволяли себе никакого внешнего отношения к явным грешникам. Симон фарисей поэтому полагал, что и Иисус Христос, если бы был святым человеком, пророком, то узнал бы, что женщина, приблизившаяся к Нему, грешница, и удалил бы ее от Себя.

Лк.7:41. Иисýс же речé: двá должникá беста заимодáвцу некоему: еди́н бе дóлжен пятию́сот динáрии, другий же пятию́десят:

Лк.7:42. не имýщема же и́ма воздáти, обема отдá. Котóрый ýбо ею́, рцы́, пáче возлю́бит егó?

Лк.7:43. Отвещáв же Си́мон речé: мню́, я́ко емýже вя́щше отдá. О́н же речé емý: прáво суди́л еси́.

(Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.)

Когда Симон фарисей, при виде подошедшей к Господу женщины грешницы, подумал: если бы Христос был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему; тогда Иисус Христос высказал (/рече) Симону притчу, которою довел его до того, что он невольно обвинил сам себя в том, что не так понял Господа, как следовало бы, и ошибочно подумал о Нем. (Что такое притча – чит. в объясн. 36 ст. 5 гл. и 4 ст. 8 гл.) Динарий это – еврейская монета, равняющаяся 20 коп., 500 динариев равняются нашим 100 руб., 50–10. Возлюбит – т. е. будет питать чувство благодарности, уважения и любви в знак своей признательности.

Лк.7:44. И обрáщься к жене, Си́монови речé: ви́диши ли сию́ женý? Внидóх в дóм твóй, воды́ на нóзе мои́ не дáл еси́: сия́ же слезáми облия́ ми́ нóзе и власы́ главы́ своея́ отрé.

Лк.7:45. Лобзáния ми́ не дáл еси́: сия́ же, отнéлиже внидóх, не престá облобызáющи ми́ нóзе.

Лк.7:46. Мáслом главы́ моея́ не помáзал еси́: сия́ же ми́ром помáза ми́ нóзе.

Лк.7:47. Егóже рáди, глагóлю ти́: отпущáются греси́ ея́ мнóзи, я́ко возлюби́ мнóго: а емýже мáло оставля́ется, мéнше лю́бит.

Лк.7:48. Речé же éй: отпущáются тебе греси́.

(И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.)

Воды на нозе мои не дал еси и пр., т. е. не оказал принятых знаков гостеприимства и любви. Целование в уста, это – другой знак приветствия и любви к гостям (Быт.33:4; Матф.16:49). Также еще знаком приветствия и любви к гостям служило помазание головы маслом (ст. 37–38. Руф.3; 2Цар.12:20; Пс.22:5). Симон фарисей, приняв в дом Господа, не оказал Ему этих знаков гостеприимства, приязни и любви. Женщина все это сделала, и с большим усердием и особенностями: она омыла ноги Иисуса Христа не водою, а слезами, целовала их, и помазала не маслом простым, а более дорогим, чем масло, миром, и помазала не голову только, но и ноги. Насколько же поступок женщины в нравственном отношении был выше, если бы даже Симон и оказал обычные знаки гостеприимства и любви; но он не сделал этого. И за то, что женщина грешница оказала более любви, благодарности, преданности Господу и раскаяния в своих грехах, прощаются грехи ея многие, т.е. она освобождается от ответственности за свои грехи, как бы многочисленны они ни были. А кому мало прощается (а емуже мало оставляется), меньше любит. Это – указание на самого Симона: так как он не оказал обычных знаков гостеприимства и любви к Господу, хотя и принял Его в дом; то ему прощается меньше, но все же прощается за некоторое расположение к Господу. После таких слов Спасителя Симону, сделался ясным смысл притчи как для него самого, так и для всех возлежащих с ним, также – и причина, почему Господь позволил жене грешнице прикоснуться к Нему, что так смутило Симона, – он даже усомнился в том, что Христос есть пророк (39 ст.). Господь, как всевидящий, знал расположение сердца, как женщины, так и его. Из слов Спасителя Симон должен был понять, что Христос не только пророк, но больше пророка. Отпущаются (прощаются) тебе греси. Господь Сердцеведец, видя искреннее раскаяние жены грешницы, простил ее грехи (Сл. Мф.9:2).

Лк.7:49. И начáша возлежáщии с ни́м глагóлати в себе: ктó сéй éсть, и́же и грехи́ отпущáет?

(И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?)

Возлежащии с Ним за столом – по всей вероятности, фарисеи же, приглашенные Симоном на вечерю. Кто сей есть и пр. Это – и недоумение относительно личности Иисуса Христа, а более упрек Ему в богохульстве, что Он берет на Себя такое право, которое принадлежит одному Богу, каковой упрек не раз делали Ему, когда Он изрекал прощение грехов (Лк.5:21; Мф.9:2, 3).

Лк.7:50. Речé же к жене: вера твоя́ спасé тя: иди́ в ми́ре.

(Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.)

Вера твоя спасе тя (спасла тебя). Так часто говорил Иисус Христос тем, над которыми совершал те или другие чудеса, по их вере. Иди в мире (с миром). И эти слова нередко говорил Он таким же людям, на которых что-либо смущало, тревожило. Так, напр., Он сказал исцеленной Им кровоточивой женщине (Мк.5:34). Прощенную же в доме Симона, женщину мог смутить ропот фарисеев относительно ее прощения Иисусом Христом.


Источник: Толкование на Евангелие от Луки / Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1902. - 414 с.

Комментарии для сайта Cackle