Декабрь
3 декабря
Икона Пахромская
Эта икона явилась в 1472 году. Сказаний о явлении её не сохранилось. В древней летописи говорится о ней, что в год её явления «от неё кровь шла чудно вельми».
4 декабря
Икона Дамаскинская
По преданию, икону сию в VIII веке написал св. Иоанн Дамаскин за преславное исцеление Пресвятой Богородицей отсечённой его правой руки по клевете, которую возвёл на него пред Дамасским калифом иконоборец, греческий император Лев Исаврянин (см. под 28 июня).
7 декабря
Икона Селигерская [Владимирская Селигерская]
(См. о ней под 26 мая).
20 декабря
Новгород-Северская икона
О ней известно только то, что она прославилась в 1301 году.
Новодворская икона
Икона, именуемая Новодворской, писана св. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, когда он жил ещё на Волыни в устроенном им монастыре на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, который ныне не существует.
Во время гонения на Православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс св. икону в черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону, и она была поставлена в соборной церкви сего монастыря (монастырь в настоящее время составляет приходскую церковь). Св. Димитрий Ростовский, бывший на поклонении чудотворному образу, рассказывает, что он слышал чтение в церкви после обедни о чудесах, бывших от иконы.
26 декабря
Икона Трёх Радостей
В начале прошлого столетия один благочестивый живописец привёз из Италии копию с иконы «Святое Семейство» и оставил её в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви (что на Покровке), а сам вскоре отправился опять за границу, где и умер. Священник, получив известие о смерти его, пожертвовал эту икону в свою церковь и поместил её в паперти, над входом. Прошло лет сорок после того. Одна знатная женщина в короткий промежуток времени понесла тяжкие утраты, одну за другой: её муж был в чём-то оклеветан и отправлен в ссылку, имение было отобрано в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная искала утешения в молитве и просила Царицу Небесную быть заступницей пред Божиим милосердием за невинных страдальцев.
И вот однажды она слышит во сне голос, повелевающий ей отыскать икону «Святое Семейство» и помолиться пред нею. Скорбящая женщина долго искала по московским церквам желанную икону, пока наконец не нашла её на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолилась она пред этой иконой – и вскоре получила три радостные вести: муж её был оправдан и возвращён из ссылки, сын освобождён из тяжкого плена, и имение возвращено им из казны. Вот почему сия святая икона и получила наименование Трёх Радостей (см. Историческое обозрение святынь Московской епархии, в «Московских Епархиальных Ведомостях» за 1869 г.) Икона «Трёх Радостей» по большей части пишется так: Богомладенец находится на коленях Пресвятой Богородицы с белым цветком в руках, справа стоит Иосиф Обручник, а слева – Предтеча Иоанн, в детском возрасте; оба они с любовью взирают на Божественного Младенца, Который составляет радость Матери Девы и их обоих. Вернее, не оттого ли и название её иконой «Трёх Радостей»? На иных иконах Иосиф не изображается.
Молитва пред иконой, именуемой «Трёх радостей»
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующего града и святаго храма сего покрове, всем верная предстательнице и заступнице!
Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верой и умилением пред чудотворным образом Твоим покланяющымся, по коегождо потребе радость дарует; грешником вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущым в скорбех и печалех утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным надежду и терпение; в радости и изобилии живущым непрестанное Богу благодарение; сущым в болезни исцеление и укрепление.
О Госпоже Пречистая! Умилосердися ко всем чтущым всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление: от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие со долгоденствием; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и сие ведущие, славят Тя и Тобой Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Виленская-Остробрамская
Время явления сей иконы неизвестно. Находится она в Вильне, над городскими воротами, называемыми Острой Брамой, отчего так названа и сама икона. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к сей чудотворной иконе.
Икона, называемая Милостивой
О сей иконе см. под 12 ноября.
Икона, именуемая Байбузской
Она находится в Киево-Печерской лавре. Прославилась сия икона в 1832 году в селе Байбузе Черкасского уезда. Оттуда перенесена в лавру.
Икона, именуемая Блаженное чрево, или Барловская
О сей иконе известно только то, что явление её последовало в 1392 году. Она находится в московском Благовещенском соборе. Сей иконе празднуется ещё 6 октября.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, из которых одним празднуется не в одни и те же числа месяцев, а празднование других не вполне известно
Икона, именуемая Ахренская-Шахматица
Она явилась в 1491 году, 17 октября преподобному Косьме, игумену Ах ренскому, на реке Валусе, в 15 вёрстах от Юрьева-Польского. Косьма тогда ещё не был иноком и шёл со своим господином во Владимир. От иконы был ему голос, повелевавший идти в иноки и построить монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он так и сделал. Явленную икону поставил в монастырь, и от неё стали происходить чудотворения.
Балыкинская икона
Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в 1711 году. Икона – малороссийского письма и отличается некоторыми особенностями пред прочими иконами Божией Матери. На месте явления празднуется ей в Субботу акафиста.
Молитва пред иконой, именуемой «Балыкинская»
Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея иконы многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненной верой во Твой всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аше бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона, именуемая Благодатное Небо [Что Тя наречем]
Эта икона принесена в Москву великой княгиней Софьей Витовтовной, супругой великого князя Василия Димитриевича. Стоит она в Архангельском соборе, с левой стороны царских врат.
Молитва пред иконой, именуемой «Благодатное Небо»
Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею. Ангелами и человеки?
Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленной печатию девства Твоего родившагося.
О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве.
О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная?
Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш. Спаситель грешных.
Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления.
Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачной и девственной до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси.
Наименуем ли Тя Чистой и Святой Мариею, превозшедшею Своею чистотой всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того младенца Христа, но и носила Его при Своих персех, и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и егоже хвалит всякое дыхание и тварь.
О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства.
Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.
Икона, именуемая Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, или просто Блаженное Чрево
Сей иконе празднуется в неделю Всех святых, так как время явления её неизвестно. В этот день празднуется и другим подобным иконам, о времени явления которых не сохранилось сведений.
Икона, находящаяся в селе Гидле, в Польше4
Она явилась в поле одному крестьянину сего села, когда он на волах пахал землю. Вдруг волы его остановились и пали на колена. Тут крестьянин увидел пред волами икону Божией Матери, которая была врезана в камне.
Он взял икону к себе в дом, и от неё по временам начал исходить необыкновенный свет. Тогда крестьянин объявил о найденной иконе жителям своего селения. Икону поставили в церковь за престолом, но через несколько времени она скрылась оттуда, и её нашли на месте явления в поле. Тогда жители Гидлы поставили тут для иконы часовню, и от иконы стали совершаться чудотворения.
Двинская икона
Эта икона находится в деревне Цыгломине Архангельской епархии. Предание говорит, что она принадлежала Римскому папе, св. Клименту.
В 1419 году, когда норманны устремились на разорение Придвинской страны и деревня Цыгломина была опустошена и сожжена, жители этой деревни, уважавшие чудотворную икону, спасли её от пламени; но при этом один из варваров ударил икону мечом, и след сего удара виден на ней доселе.
Икона Донасиатского монастыря
Предание говорит, что эта икона – та самая, пред которой, после поражения скифов, в первый раз был читан акафист Пресвятой Богородице. Император Алексей Комнин, когда был в Трапезунде, дал сию икону св. Дионисию, основателю монастыря.
В 1592 году икону похитили, было, пираты (морские разбойники). Сама Пресвятая Богородица явилась во сне начальнику их и грозно сказала: «Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек? Отвези Меня в Моё жилище». Пират не понял, что значили эти слова, и продолжал путь. Вдруг на море поднялась страшная буря. Тут пират понял сон и бросился к ящику, где находилась икона. Ящик оказался разбитым на несколько частей, а икона вся смочена миром. Лишь только пират взял икону в руки, буря прекратилась. Тогда отвезли её обратно в монастырь и рассказали о чуде.
Многих из пиратов так поразило чудо, что они пожелали сделаться иноками. Следы мира доселе остаются на иконе. Перед нею каждый день во время повечерия, в присутствии всей братии, читается акафист.
Икона Дубенская
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Дубенской, принадлежала с давних времён к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских.
Доблестный защитник Православия в западнорусской Церкви, князь Константин Острожский пожертвовал свою благоговейно чтимую икону Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно, на Волыни. С тех пор много испытала перемен Волынская земля. Спасо-Преображенский монастырь был захвачен униатами, впоследствии уничтожен и обращён в приходскую церковь; но невредимо сохранялась в продолжение трёх веков чудотворная икона – этот памятник благочестия князя Острожского, самоотверженного защитника Православия.
Дубенская икона по своей живописи не уступает лучшим произведениям церковного искусства и является образцом иконописной красоты и изящества. Драгоценная жемчужная риза, украшающая сию святую икону, служит доказательством благоговейного почитания её православными жителями на Волыни.
Дубенской иконе празднуется в неделю Всех святых.
Икона, именуемая Елеоточивой, или Келарницей [Элеовритисса]
Эта икона находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Она прославилась и получила своё название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток в масле. Масла остался только один сосуд, и так называемый дохиар, т. е. заведующий хозяйством, не стал давать братии масла. Но игумен, твёрдо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать. И вот однажды он входит в дохиарную (кладовую) и думает, что теперь масло у него всё истощилось; но что же оказалось? Сосуд был так наполнен маслом, что оно переливалось чрез края и текло из дверей дохиарной. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. Эта икона и доселе стоит в дохиарной.
Икона, именуемая Живоприятной или Предвозвестительницей
Эта икона находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Она изображена на северной наружной стене собора, к которой пристроен храм св. великомученика Димитрия.
Икона написана, и храм пристроен по следующему случаю. Однажды царевна Плакидия, чтобы повидаться со своим братом, Греческим императором Аркадием, отправилась морем из Рима в Константинополь. Ей пожелалось заехать на Афон, чтобы поклониться иконе Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре, который был устроен её отцом, императором Феодосием, и она приказала пристать своему кораблю к Афонской горе. Когда иноки монастыря узнали о прибытии царевны, вышли на берег, чтобы встретить её с приличными почестями. Когда же они узнали о желании царевны, то увидели, что через исполнение её желания будет нарушен древний устав Афонской горы, которым запрещается туда вход женщинам: но, не смея ослушаться приказания сестры императора, решились ввести её в монастырь. Плакидия по смирению хотела войти в соборный храм не западными, но северными вратами, и едва приблизилась к ним, как вдруг услышала голос: «Стой! Не иди далее, иначе строго будешь наказана». Тогда царевна в страхе пала на землю и со слезами просила прощения у Царицы Небесной.
Узнав, что некоторые женщины за вход на Афон были наказываемы смертью, царевна, в благодарность за своё помилование от Пресвятой Богородицы, пристроила к собору храм во имя св. великомученика Димитрия, а на том месте, где она слышала голос, запретивший ей входить в храм, приказала написать икону Богоматери, которая получила название Живоприятной, или Предвозвестительницы.
Когда же Плакидия рассказала брату о бывшем с нею чуде в Ватопедском монастыре, то он отправил туда большие дары.
Икона, именуемая Живоносный Источник
Празднуется сей иконе в пятницу Пасхальной недели. Празднование установлено в память обновления храма в Константинополе, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных.
Храм был воздвигнут императором Львом I при источнике, от воды которого силой Пресвятой Богородицы происходили исцеления. Первое чудо, послужившее к созданию храма, было следующее.
Когда Лев был ещё воеводой и прогуливался в жаркий день В Булуклийской роще, то встретил слепца, изнемогавшего от жажды. Лев, сострадая слепцу, посадил его под дерево и сам пошёл по роще искать воды; но воды нигде не оказалось. Когда он, усталый и огорчённый, возвращался к слепцу, то из чащи леса услышал голос: «Лев, не печалься и не трудись много искать воды, вода подле тебя. Войди внутрь рощи, там ты найдёшь живую воду. Почерпни и утоли жажду немощного. Помажь ему ею глаза, он прозрит. А кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Я помогу тебе соорудить здесь храм во имя Моё, в котором все благочестивые, с верой ко Мне притекающие, будут получать исполнение своих благих желаний и исцеление от недугов». Лев действительно отыскал невдалеке воду, и когда напоил слепого и помазал ему глаза, тот мгновенно прозрел.
Молва об этом чуде быстро разнеслась повсюду, и верующие спешили к целебному источнику. Когда Лев сделался императором, то, прежде всего, позаботился устроить над чудесным источником великолепный храм в честь Богородицы, и источнику было название дано «Живоносный».
На иконе Богоматери, именуемой Живоносным Источником, Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом изображается сидящей в купели. В Саровской пустыни известна как чудотворная икона Живоносный Источник. Пред этой иконой часто заставлял молиться своих посетителей известный старец Саровской пустыни иеромонах Серафим, и без облегчения скорби не отходили от неё страждущие и немощные.
Молитва пред иконой, именуемой «Живоносный Источник»
О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице!
Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащий, подала еси нам, темже благодарни сущи усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней свобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Казанская Табынская икона
Село Табынское лежит в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии. Икона прославилась многими чудесами.
Явилась она во второй половине XVI века иеродьякону монастыря, находившегося близ указанного села, на большом камне у подошвы горы, над источником, называвшимся «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первую половину XVIII века её нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел. В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, многие тысячи народа собираются в село Табынское, а в следующее воскресенье икону носят на «Святые ключи».
Молитва пред иконой, именуемой «Казанская (Табынская)»
О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа, непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица.
О, Мати наша преблагая, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая. Благодарим Тя, безчисленныя блага молитвой Своею нам испросившую. Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшую. Благодарим Тя, дивную икону Табынскую в годину скорбей краю Уральскому пославшую, на камени велием икону Свой нам явившая.
Молим Тя, окамененныя сердца наша росой молитв Твоих умягчи. Милость нам Свою показавшая у источника воднаго, идеже болезни наша телесныя исцеляются, даруй нам потоки скорбных слез и очисти ими тину грехов наших.
У источника воднаго святой иконой Твоею благословение месту сему показавшая, помози нам Слово Господа Сына Твоего исполнити и солию земли быти. Лик Свой светлый нам, грешным, омраченным грехом, явившая, просвети тьму грехов наших и приведи нас к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованные Господом любящим Его. Аминь.
Икона, именуемая Ктиторской
Эта икона находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Она прославилась следующим образом. Однажды грабители арабы напали на Святую гору и были уже недалеко от Ватопеда; тогда экклезиарх монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезь под помостом храма, за мраморной плитой, затеплив пред святыней свечу. Сам же он был схвачен варварами и взят в плен.
Когда же, через 40 лет, он получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то по указанию его были обретены крест и икона, даже с горящей пред ними свечой.
Икона эта стоит в алтаре соборного храма, почему называется ещё Алтарницей.
Икона, именуемая Леньковской, или Спасательница утопающих
Эта икона находится в церкви села Ленькова, в 8 вёрстах от Новгород-Северска, на берегу реки Десны. В этом месте, против самой горы, где стоит церковь, на Десне находится водоворот, в котором часто гибли огромные барки. Тут явилась икона Пресвятой Богородицы.
С того времени пловцы, подъезжая к Ленькову, обыкновенно стали останавливаться, чтобы совершить молитву пред чудотворной иконой о своём помиловании, и с того времени тут несчастья сделались весьма редкими.
Молитва пред иконой, именуемой «Спасительница утопающих (Леньковская)»
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим.
Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верой покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающым и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим. Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя. Се бо, на образ Твой взирающе. Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
Икона Нечаянная Радость
Об этой иконе имеется следующее сказание. Некто грешник (разбойник) имел правило – каждый день по нескольку раз молиться Пресвятой Богородице, произнося архангельское Ей приветствие: «Радуйся, Благодатная!» и пр.
Однажды, собираясь на преступное дело, он обратился к иконе Пресвятой Богородицы, чтобы по своему обычаю помолиться Ей. И вот, когда он произнёс слова молитвы, вдруг напал на него страх, и он впал в забвение и увидел, что на иконе Пресвятая Богородица и Богомладенец Иисус Христос представляются ему живыми. У Иисуса Христа открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них потоками струится кровь, точно так же, как это было, когда Господь страдал на кресте.
Увидев это, грешник упал от страха и воскликнул: «О, Госпоже! Кто сделал это?» Богоматерь отвечала: «Ты и прочие грешники; вы своими грехами снова распинаете, как древние иудеи, Сына Моего». Тогда грешник зарыдал и сказал: «Помилуй меня, Мати милосердия!» А Пресвятая Богородица отвечала: «Вы называете Меня Матерью милосердия, а сами оскорбляете и преогорчеваете Меня своими делами». – «Нет, Владычица, – воскликнул грешник, – отселе да не будет этого! Да не преодолеет злоба моя Твоего неизреченного милосердия и благости. Ты одна – надежда и прибежище всем грешникам. Преклонись на милость и умоли Сына Своего и Творца моего!»
Тогда Пресвятая Богородица стала умолять Богомладенца, говоря: «Благоутробне Сыне Мой! Ради любви Моея к Тебе, помилуй сего грешника!» А Господь отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что Я не послушаю Тебя! Я и Сам молил Отца Своего, да мимо идет от Меня чаша страдания, и Он не послушал Меня».
Тогда Матерь Божия сказала: «Воспомни, что Я воскормила Тебя, и прости его». Но Сын отвечал: «И вторицею молил Я Отца о чаше, но Он – не послушал Меня».
Богородица опять сказала: «Вспомяни болезни Мои, которые Я претерпела, когда Ты на кресте телом, а Я при кресте сердцем были уязвлены». А Сын отвечал: «Третицею молился и Я Отцу, но Он не благоволил услышать».
После того Пресвятая Богородица встала, посадила Богомладенца и хотела пасть к ногам Его. «Что Ты хочешь делать, о Матерь Моя?» – воскликнул Сын. «Пребуду у ног Твоих вместе с этим грешником, – отвечала Она, – пока Ты не простишь ему грехов».
Тогда Господь изрёк: «Закон повелевает всякому сыну почитать свой мать; а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона. Я Твой Сын, а Ты Моя Мать. Я должен почитать Тебя, исполняя то, о чём Ты умоляешь Меня. Будь же по Твоему желанию! Ныне же прощаются сему человеку грехи для Тебя. А в знак прощения пусть он облобызает Мои раны».
Встал тогда трепещущий грешник, радостно прикоснулся к пречистым язвам Христовым и тотчас же пришёл в себя. С этим видение кончилось, и грешник с того времени исправился и стал жить богоугодно (Книга «Руно орошенное»).
Молитва пред иконой, именуемой «Нечаянная Радость»
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!
Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честной иконой Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблудшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам с верой и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: пастырем церковным – святую ревность о спасении пасомых; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей – вседейственное вразумление, покаяние и спасение: сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениях – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным надежду и терпение: в радости и довольстве живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение: бедствующим милосердие; сущым в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаянное исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление: отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Божие надежду.
О, Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблудшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе низпосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница, неимущим крова и пристанища буди Покров и Прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и от неправд страждущим – заступление; клевету, поношение и хуление терпящыя незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующым нечаемо подаждь примирение, и всем нам – друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущыя, умири, соедини друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради.
Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи; прельщенный же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отьявши, из бездны погибели изведи.
Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл. От внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшном судищи Христове даруй. Преставльшыяся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапной смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих. Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, славят Тя и Тобой Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Макарьевская-Одигитрия
Эта икона находится в Макарьево-Унженском монастыре: она называется Макарьевской, потому что явилась преподобному Макарию, Желтоводско-Унженскому чудотворцу (память его 25 июля). Явление её было в 1442 году, в княжение Василия Тёмного. В то время Унженская страна очень много страдала от нападения татар, и вот тогда-то, когда слабые в вере падали духом и беспомощные нуждались в благодатной помощи, явилась св. икона.
Преподобный Макарий, избравший для своих подвигов берег реки Унжи, где в настоящее время стоит монастырь, когда 17 сентября (1442 г.) оканчивал своё обычное акафистное пение ко Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необыкновенный свет, и тут он услышал пение слов: «Радуйся, Благодатная, Мати неневестная!» Со страхом вышел он из кельи и увидел необыкновенное зрелище на северо-западном склоне неба несомую по воздуху невидимой силой икону Пресвятой Богородицы, окружённую светозарными лучами. Икона приблизилась и спустилась к его хижине. Преподобный с радостным трепетом пал лицом на землю и приветствовал явление Царицы Небесной. После того он взял чудотворную икону и поставил её в своей келье. На месте явления иконы преподобный выкопал колодезь. Ученики его назвали икону Макарьевской.
Макарьевская икона ознаменовала себя весьма многими чудесами. Два раза по молитве пред нею спасалась страна Унженская от нашествия крымских татар. Некоторые видели во сне, как св. Макарий молился пред чудотворной иконой о спасении города от татар. Татары, никем не гонимые, обращались в бегство, и взятые из них в плен говорили, что «видели над городом Унжей страшного старца с седыми волосами: то стоял он на облаке и грозно смотрел на нас, или пускал из лука стрелы, то являлся пред ним белый конь, и он, объехав вокруг города, устремлялся на нас, и мы бежали; или нам казалось, что мы бьём русских, а между тем как на самом деле поражали самих себя».
Также во времена междуцарствия, когда в 1609 году польский воевода Лисовский делал нападение со своими войсками на город Юрьевец-Поволжский и окружные селения, то, по молитвам пред чудотворной Макарьевской иконой, слабые сельчане одолевали сильных и безоружные многооружных. Пленные из них говорили, что они видели старца-инока с седыми волосами, пускавшего в них стрелы. По молитве пред сей иконой получали исцеление расслабленные, бесноватые и т. п. Икона два раза во время пожаров в монастыре чудесным образом оставалась невредимой. После первого пожара её нашли на источнике, где она явилась. По молитве пред нею в 1831 году прекращена была сильная холера.
В Желтоводско-Макарьевском монастыре находится ещё чудотворный список с Макарьевской-Одигитрии. Он написан учениками преподобного. По молитве пред сей иконой совершилось немало исцелений разных больных. Она сохранилась невредимой во время трёх сильных пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690 годах.
Михайловская икона
Она находится в Успенском храме слободы Писаревки, стоящей в 37 вёрстах от Богодухова Харьковской губернии. Её чтут не только жители Писаревки, но и окрестных селений.
Она прославилась исцелением лежавшего недвижимым и безнадёжным в богадельне при церкви одного странника. Ночью ему был голос, чтобы он вынес из богадельни в церковь икону Богоматери, и за это было ему обещано выздоровление. Больной вдруг почувствовал себя поздоровевшим, отнёс икону и сделался совершенно здоровым.
Икона, находящаяся в Молдаванском скиту, на Афоне [Самонаписавшаяся, Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская, Молдавская Румынская]
Она написана чудесным образом. Однажды игумен сего монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек.
Игумен просил его писать икону только натощак и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить самого лика Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собой. Живописец возблагодарил Царицу Небесную.
Слух о чуде быстро разнёсся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу. Вскоре эта икона начала ознаменовывать себя чудесами.
Икона, именуемая Нерушимой Стеной
Эта икона сделана из мозаики на стене под сводом над горним местом главного алтаря в Киево-Софийском соборе. Богородица изображена на золотом мозаичном фоне во весь рост, без Богомладенца, стоящей на четырёхугольном золотом камне с воздетыми руками.
Названа икона Нерушимой Стеной, потому что в продолжение восьми веков осталась неповреждённой. Вот как описывал эту икону известный путешественник Муравьёв: «Рост Её (Богородицы) исполинский, как и все Её дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Её защите. Небесного цвета Её хитон, червлёный пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слёз. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Её головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, во знамение Её покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь незаходимого Света, была для нас зарею незаходимого Солнца».
Икона, именуемая Похвала Пресвятой Богородицы
Празднование сей иконе совершается в субботу на 5-й неделе Великого поста. Оно установлено в IX веке в Греции, в благодарность за неоднократное избавление Константинополя, столицы Греции, заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.
Бывало так, что враги подступали к Константинополю на кораблях. Греки, видя своё опасное положение, совершали крестный ход на море, погружали в море хранившуюся во Влахернском храме ризу Пресвятой Богородицы, и море, до этого времени спокойное, начинало волноваться, и корабли врагов иные разбивало, а иные далеко относило от города.
Совершается празднование постом, потому что первое избавление было около этого времени, и для того, чтобы кающихся больше утвердить в надежде на Небесную Заступницу, и имеет ту особенность, что на утрене прочитывается нарочито составленный в благодарность за избавление так называемый акафист Пресвятой Богородице.
На иконе Похвалы Пресвятая Богородица изображается сидящей с Богомладенцем, и вокруг них предстоят святые пророки и апостолы. Такая же икона находится в Москве, в Успенском соборе.
Икона, именуемая Сладкое Лобзание (Гликофилуса)
Эта икона так названа по своему изображению. Находится она в Филофеевском монастыре, на Афоне.
Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила её у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить её в море и пустила. Икона явилась на берегу пред сказанным Филофеевским монастырём. Игумен и братия внесли её в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от этой иконы.
Икона на острове Тиносе [Благовещение Пресвятой Богородицы Тиносская, Благовещение Тиносская, Живоприемный Источник, Мегалохари (Великое Радование)]
Чудотворная эта икона была найдена в 1823 году недалеко от колодца, именуемого «колодцем св. воды», близ церкви Живоприёмного Источника. Уравнивая помост у сей церкви, икону разбили ломом на две части, но та часть, на которой изображены Пресвятая Богородица и архангел Гавриил, осталась невредимой. Задняя часть иконы оказалась обожжённой огнём сарацинами, которые некогда сожгли тут церковь.
По открытию иконы начали здесь строить большой храм, но средств оказалось недостаточно, и Пресвятая Богородица помогла в этом деле. На море была буря. Капитан английского корабля, на котором приехал консул, был в отчаянии и молился Тиносской Пресвятой Богородице о помощи. Молитва его была услышана, – в то время как море бушевало, и волны с рёвом разбивались о берег, около корабля царствовала полная тишина, и он спасся. Утром, когда буря стихла, капитан рассказал о чуде консулу и пожертвовал значительную сумму на постройку церкви.
Весть о чуде скоро распространилась по всему острову, и народ во множестве стал собираться к иконе и жертвовать деньги на церковь, и церковь в том же году была окончена.
После сего чуда от иконы произошло много других чудес: от неё получали исцеления не только православные христиане, но и католики, даже турки.
Икона, именуемая Умиление-Корсунская
Она находится в суздальском Спасо-Ефимиевом монастыре, и к ней имеют усердие не только жители Суздаля, но и приходящие из отдалённых мест.
Икона, именуемая Утешительница скорбящих, [В Скорбех и Печалех Утешение]
Она находится в Тамбове, в Вознесенском девичьем монастыре. На ней изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем. Над Её главой изображена Пресвятая Троица, а вокруг – девять ангелов, внизу разного рода больные. Икона эта была заказана живописцу боярином Мусиным-Пушкиным. Живописец, приготовив икону, принёс её в ящике заказчику. Тот был почему-то не в духе, непочтительно отозвался об иконе, но всё-таки велел показать её. Когда вынули икону из ящика, то, к ужасу живописца и удивлению всех, вместо иконы оказалась пустая доска. Боярин сильно разгневался и прогнал живописца от себя.
Придя домой со своим товарищем Дьяковым и открыв икону, они увидели на ней лик, только не в ясном очертании. Пав со слезами пред иконой, они начали просить о проявлении лика в том виде, как он был изображён, и через несколько часов икона Пресвятой Богородицы явилась в таком светлом изображении, какое изумлённый живописец считал выше своего искусства. Впоследствии икона была пожертвована в монастырь, где совершилось от неё много чудес.
Цивильская икона Пресвятой Богородицы [Тихвинская Цивильская, Тихвинская (в г. Цивильске)]
В 1670 году, когда шайка Разина готовилась к нападению на Цивильск, одной вдове, Ульяне Васильевой, явилась во сне Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, стоявшая в городе, в соборе, и Царица Небесная сказала ей, что Её заступлением город не пострадает, но только чтобы в благодарность за своё спасение жители устроили монастырь во имя Её за городом. Город действительно не был взят, и жители устроили монастырь на указанном месте. С соборной Тихвинской иконы был снят список и поставлен в монастыре. На поклонение сей иконе приезжают из отдалённых мест. Празднуется ей 26 июня.
Икона, именуемая Экономисса
Это икона находится в лавре св. Афанасия на Афонской горе. Она написана по следующему случаю.
Однажды там был голод, так что все иноки ушли из обители св. Афанасия и сам он решился удалиться. На дороге вдруг он увидел Женщину под покрывалом и удивился, говоря: откуда взяться здесь женщине, когда вход для женщин сюда невозможен.
Женщина спросила его: «Куда ты идёшь, старец?» – «Ты кто и как зашла сюда?» – спросил Её в свой очередь св. Афанасий, и ещё прибавил: «И к чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». – «Если ты инок, – продолжала Незнакомка, ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаю твоё горе и могу тебе помочь: но желаю прежде узнать, куда ты идёшь». Тогда удивлённый св. Афанасий рассказал всё, и Женщина возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель, которая должна быть славной в роды родов? В духе ли это иночества? Где же твоя вера? Воротись, Я помогу тебе». – «Кто же ты?» – спросил Афанасий.
«Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа твоего», отвечала Женщина. «Боюсь поверить, потому что и враг преобразуется в ангела светла, – сказал старец. – Чем ты убедишь меня в справедливости своих слов?» – «Видишь этот камень, – отвечала Незнакомка, указывая на близлежащий камень, ударь в него своим жезлом, и тогда узнаешь, кто говорит с тобой. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь домостроительницей (Экономиссой) твоей лавры».
Афанасий ударил в камень, и из него потекла с шумом вода. Поражённый чудом, старец хотел броситься к ногам божественной Незнакомки, но Её уж не стало. Св. Афанасий возвратился в обитель и нашёл все кладовые наполненными всем необходимым. Вода же и доселе струится на том месте, где он ударил в камень.
По воле Царицы Небесной в лавре нет эконома, а только помощник его. Скоро там была устроена икона Пресвятой Богородицы Экономиссы. Икона изображает Богоматерь сидящей на троне, и на Её груди Богомладенец Иисус Христос. По сторонам трона стоят св. Михаил Синадский и св. Афанасий, в молитвенном виде; св. Афанасий держит в руках вид своей лавры.
Молитва пред иконой, именуемой «Экономисса» или «Домостроительница»
О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих!
Приими смиренныя моления наша и принеси я ко Всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити своё спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой и день страшнаго суда приспе.
Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельского по плоти жития; яко последнии монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды; ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы под клонити.
О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, воедино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.
Известны ещё следующие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Азуровская [Миасинская]
Это Миасинская икона, празднуется коей 1 сентября. Она найдена в озере Азурове, близ Мелитины.
Бежевская
находящаяся в селе Бежеве Волынской епархии.
Браиловская
находящаяся в Браилове Подольской епархии5.
Икона, именуемая Благодатной
Находится она в селе Мятлине Дубенского уезда Волынской епархии.
Гербовецкая
находящаяся в Гербовецком монастыре6.
Декоурская [Дектоурская, Дохтоурская]
Животодательница7
Избавление страждущих от бед [От Бед Страждущих (Избавление От Бед Страждущих)]
Касперовская
явившаяся 1 октября.
Крупецкая
находящаяся в селе Крупецах, в 5 вёрстах от Минска.
Именуемая Мати Дево [Мати и Дево]
Олонецкая [Одигитрия Смоленская Олонецкая]
Перекопская
находящаяся в церкви города Варны Лоховицкого уезда Полтавской епархии.
Икона, именуемая Помощница в родах [Поможение Родам]
На ней Пресвятая Богородица по большей части изображается стоящей в рост и воздевающей руки горе, с Богомладенцем на персях, подобно как на иконе Знамение.
Сохомская [Сихомская]
Икона, именуемая Спорительницей хлебов
В 1889 году оптинский старец Амвросий устроил для основанной им женской обители икону Божией Матери, которую назвал Спорительницей хлебов.
Пресвятая Богородица представлена на этой иконе на облаках молящейся, руки Её распростёрты на благословение. Внизу Её, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы.
Молитва пред иконой, именуемой «Спорительница хлебов»
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших.
Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительница, житие наше добре устрояющая.
Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой душе христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Трубчевская икона
находящаяся в Троицком мужском монастыре Пензенской епархии. Так названа икона, потому что написана в селе Трубчевске Орловской епархии священником Евфимием.
Умягчение злых сердец
Молитва пред иконой, именуемой «Умягчение злых сердец»
О Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобой на земли перенесенных!
Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Флорентийская, Благовещенская [Флоренская]8
Живописец, когда готовился писать эту икону, то молился, чтобы лик Пресвятой Богородицы изобразился чудесно, и вот в одну ночь ангел изобразил этот лик.
От сей иконы было много чудес.
Яноборская
На Афоне:
1) Вразумившая экклезиарха
2) Не сгоревшая в огне;
3) Не сгоревшая во время пожара.
* * *
См. http://pravicon.com/icon-662
См. http://pravicon.com/icon-44
См. http://pravicon.com/icon-81.
https://azbyka.org/days/ikona-zhivotodatelnica
См. http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=240