Источник

Журнал заседания ВЫСОЧАЙШЕ учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи

28 Ноября 1909 года.

Присутствовали: Председатель, Член Государственного Совета, Обер-Егермейстер Граф С. Д. Шереметев, Члены Комитета: действительные статские советники: В. А. Косяков, Н. А. Крюков, Η. П. Лихачев, В. В. Лысогорский, ст. сов. Е. Д. Львов, а также действительный статский советник В. Г. Дружинин, архитектор дома Комитета, М. В. Красовский и и. о. управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский.

I. Открывая заседание, г. Председатель сообщил о виденной им летом текущего года в католическом соборе г. Лаона, во Франции, в высшей степени интересной иконе Спаса Нерукотворенного. Икона эта несомненно славянского происхождения, так как на ней вполне сохранилась славянская надпись «Образ Господень на убрусе». Икона эта была подарена в XIII столетии папою Урбаном, уроженцем г. Лаона, местному собору. Сам же папа Урбан получил ее, по преданию, «от святых людей». Надпись на совершенно незнакомом языке долгое время приводила в недоумение местное католическое духовенство, пока Император Петр Великий, в бытность свою в Лаоне, не разъяснил смысл надписи и что таковая сделана на славянском языке.

В настоящее время икона эта находится под стеклом, в темном углу собора.

Ввиду большого интереса, представляемого этой иконой, г. Председатель полагал бы обратиться к местному Епископу с просьбой приказать снять точную фотографию и прислать таковую в Комитет, а также послать тому же Епископу в подарок I т. Иконописного Подлинника.

Вполне разделяя мнение г. Председателя, Комитет постановил принять вышеозначенное предложение.

II.   Г. Председатель сообщил, что летом текущего года возникли следующие вопросы: а) по делу об отпуске Комитету пособия из казны в 1910 году в прежней сумме 35.328 рублей Государственный Контроль полагал ограничить размер пособия 30.000 рублей, ввиду оказывавшихся остатков от отпущенных Комитету из казны пособий в 1907 и 1908 г. г., а также значительного остатка, ожидаемого в текущем году.

По сему поводу Председателем, в письме на имя Товарища Министра Финансов, т. с. С. Ф. Вебера, было объяснено, что числившиеся к 1 Января каждого года «остатки» ни в коем случае не могут считаться так называемыми «чистыми остатками» и указывают лишь, сколько у Комитета к 1 Января каждого года имелось средств в наличности. Такое явление объясняется тем, 1) что к 1 Января не представляется возможным произвести уплату по всем расходам минувшего года и 2) тем обстоятельством, что издание Лицевого Иконописного Подлинника является делом в высшей степени сложным и трудным, не допускающим возможности заранее точно определить требуемую ежегодно сумму. Собирание разбросанных не только в России, но и заграницею материалов, реставрация ветхих, зачастую, икон, представляющих, тем не менее, научный и художественный интерес, снимание с них копий, систематизация всех материалов и составление текста требуют много времени и труда. Кроме того и изготовление хороших клише для цветных, гелиографических и др. оттисков икон по чисто техническим причинам иногда сильно задерживается. Поэтому невозможно поставить дело таким образом, чтобы действительно расходовать ежегодно на издание Подлинника одну и ту же сумму, тем более, что уплата производится по получении готовых оттисков. Наконец, в составе указанного Государственным Контролем «остатка» числится также капитал, ассигнованный в размере 1.500 руб. Главным Управлением Землеустройства и Земледелия на организацию иконописных артелей и на выдачу авансов кустарям иконописцам. Из этого капитала Комитетом выдаются не безвозвратные пособия, а лишь беспроцентные ссуды артелям и кустарям, поэтому в наличности всегда имеется некоторая часть этого капитала, постоянно меняющаяся по мере выдачи ссуд и обратного их поступления. Так как капитал этот ассигнован Главным Управлением Землеустройства и Земледелия с определенною целью, то отнесение на него других каких-либо расходов Комитета не представляется возможным.

Таковые соображения были приняты Государственным Контролем во внимание и с его согласия в Государственную Думу было сделано Министерством Финансов представление об отпуске Комитету пособия в 1910 году, согласно ходатайству Комитета, в прежнем размере 35.328 рублей.

б) По вопросу относительно перенесения с будущего 1910 года, из сметы Департамента Государственного Казначейства в смету Св. Синода кредита, ассигнуемого из казны в пособие Комитету, так как вся деятельность Комитета сосредоточена в такой области, которая составляет предмет ближайшего попечения Ведомства Православного Исповедания.

По поводу сего г. Председателем в письме на имя Обер-Прокурора Св. Синода, сенатора С. М. Лукьянова объяснено, что связь Комитета с Министерством Финансов и, в особенности, со сметой Государственного Казначейства, объясняется исключительно тем обстоятельством, что необходимые Комитету денежные средства отпускаются из казны и поэтому должны быть включены в указанную смету. Сам же Комитет является по мысли законодателя учреждением вневедомственным: как в ВЫСОЧАЙШЕ утвержденном 19 Марта 1901 г. положении о Комитете (п. 1), так и в Именном ВЫСОЧАЙШЕМ указе Правительствующему Сенату от того же числа об учреждении Комитета дважды повторяется, что «Комитет попечительства о русской иконописи состоит под непосредственным покровительством ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА». Ввиду изложенного, включение кредита, ассигнуемого Комитету из казны, в смету Св. Синода будет противоречить приведенному закону, а кроме того, по мнению Председателя, нет достаточных оснований к изменению ныне существующего порядка.

О сем деле г. Председатель имел счастье всеподданнейше докладывать ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно было Всемилостивейше одобрить выше приведенный ответ Председателя Комитета Обер-Прокурору Св. Синода.

III.  И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о состоянии учебно-иконописных мастерских за 1908/9 год.

В текущем 1909 г. учебные иконописные мастерские во Владимирской губернии были г. Георгиевским посещены два раза – в Марте и Сентябре месяцах и Борисовская мастерская осмотрена в Июле сего года. Учебно-иконописные мастерские продолжали свое дело в том же направлении, какое было положено в начале при их открытии. Они оставались под руководством тех же лиц, как и в предшествующий год. В составе учащих школ Комитета произошла лишь смена законоучителей в сл. Борисовке и Мстере. Преподаватель Закона Божия, иконографии и церковной археологии в Мстере, кандидат Киевской Духовной Академии Н. А. Скворцов в Январе сего года перешел на службу в канцелярию Учебного Комитета при Св. Синоде и в Мстеру переведен, согласно прошению, из Ворисовки кандидат Академии Л. Д. Никольский, а на место последнего временно допущен к преподаванию священник сл. Ворисовки, студент Семинарии Павел Чефранов.

Всего обучалось в учебно-иконописных мастерских Комитета 70 учеников и продолжали усовершенствоваться в иконописи, работая в учебных мастерских Комитета по окончании 4-х годичного курса, 23 человека. Таким образом обучалось во всех мастерских Комитета 93 человека.

По мастерским Комитета эти учащиеся распределялись так: в Мстерской учебной мастерской – 20 учеников и 4 мастера, а всего 24 человека; в Холуйской – 24 учен, и 6 окончивших – всего 30 человек; в Палехе – 12 учеников и 8 окончивших ранее – всего 20 человек и в Борисовке – 5 уч. и ранее окончивших 19 человек, а всего 24 человека.

В текущем году несколько учеников и притом лучшие из окончивших курс были переведены в Московскую Иконописную Палату, учрежденную художником И. Степановым, нарочито приезжавшим в мастерские Комитета для набора учеников в свою Палату, в которой дается ученикам бесплатная квартира и полное содержание. Последнее увлекло многих учеников из иконописных мастерских Комитета и они перешли для продолжения образования в Москву.

В текущем году учебные мастерские продолжали исполнять иконописные заказы, поступающие в мастерские посредством лавки Комитета и непосредственно от заказчиков. Наиболее крупные работы исполнила учебная иконописная мастерская в сл. Борисовке; помимо исполнения нескольких молебных икон, расписывался целый храм Михаила Архангела в сл. Борисовке за сумму 3.000 рублей.

Холуйская учебная мастерская помимо классных занятий исполнила мелких заказов по написанию разных икон на сумму 535 рублей.

Палеховская исполнила таковых икон на сумму 1.000 руб. и Мстерская – на сумму 255 рублей.

За все исполненные работы по заказам икон учебные мастерские постоянно встречали одобрение заказчиков и получали неоднократное выражение благодарности. В особенности добрую репутацию создала себе школа иконописи в сл. Борисовке своей добросовестной работой по расписанию местного храма. Жители сл. Борисовки под влиянием беспорядков, разразившихся особенно жестоко в этом крае, в эти смутные годы начали было отрицательно относиться к занятиям иконописью и многие под влиянием речей противников иконописания, как полезного занятия, не хотели отдавать своих детей в мастерскую для обучения иконописи, но теперь, видя доброкачественность работ, исполненных мастерами, обучающимися в иконописной мастерской Комитета, резко изменили свое отношение к школе и в начале текущего года в мастерскую вновь был большой наплыв учеников и вновь принято в школу 14 человек. Кроме того поступило заявление от местных мастеров иконописцев о желании поучиться рисованию в мастерской Комитета, хотя бы во время внезанятное и в праздники.

Ввиду крайней тесноты наемного помещения мастерской в сл. Борисовке, которого и заменить другим не представляется возможности, пришлось отказать многим желающим мастерам в этом обучении. Заведующий школой художник Богданов проектирует открыть воскресные классы обучения рисованию и живописи для взрослых мастеров, не учившихся в иконописной мастерской Комитета.

В текущем году ученики в Мстерской учебной мастерской успешно занимались изучением реставрации древних икон под руководством мастера С. А. Суслова и работы, исполненные и представленные в Комитет, показывают, что ученики достигли значительных результатов в этом отношении.

В текущем же году в учебных иконописных мастерских Комитета следующие ученики окончили курс и получили звание мастера иконописца.

По Холуйской мастерской: Иван Бобров, Константин Коровайков, Василий Новоселов, Василий Пузанов и Иван Чеботарев и ими были представлены к экзамену следующие иконы: 1) Богоматерь с Младенцем, работы И. Чеботарева, 2) Спаситель, раб. В. Пузанова, 3) Иоанн Креститель, раб. К. Коровайкова, 4) Архангел Михаил, раб. И. Боброва и Св. Кн. Владимир, раб. В. Новоселова.

По Мстерской мастерской получили звание мастера иконописца по представлении ими экзаменационных работ следующие ученики: Михаил Захаров, представивший иконы Спасителя, Николая Чудотворца и Происхождения Древ Креста Господня; Сергей Рожков – иконы Казанской Божией Матери, Смоленской Б. Матери и «Предста Царица»; Феодор Романов – иконы Св. Великомученика Георгия Победоносца, Эммануила и Распятия; Василий Расадин – иконы Вознесения, Спасителя и Митрополита Алексия; Феодор Чириков – иконы Спасителя, Архангельского Собора и Знамения.

В Палеховской мастерской выпуска в 1909 году не было, так как в 1905 году, по случаю переполнения помещения школы не было приема. Присланные же в Комитет иконы Палеховской мастерской в количестве 14--и были исполнены еще учащимися учениками.                             

Борисовская мастерская представила в Комитет 17 икон работы учеников, выполненнах в течение отчетного учебного года.

Постановлено: вышеизложенный отчет принять к сведению, всех представивших свои работы учеников утвердить в звании мастеров-иконописцев, а исполняющего обязанности преподавателя Закона Божия, церковной археологии и иконографии в Борисовской учебной иконописной мастерской священника П. Чефранова утвердить в должности преподавателя.

IV. И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о поступившем ходатайстве заведывающего учебной иконописной мастерской в сл. Борисовке Б. С. Богданова о содействии в открытии иконописной артели из мастеров, окончивших названную мастерскую, а также в утверждении представленного им проекта устава таковой артели.

Постановлено: ввиду важности настоящего дела поручить, предварительно дальнейшего его направления, детальное рассмотрение представленного проекта устава иконописной артели особой подкомиссии, в состав коей избраны действительные статские советники В. В. Лысогорский и В. Т. Георгиевский и ст. сов. Барон Остен-Сакен.

V.    И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил, что по приглашению Министерства Финансов он днем сего же 28 Ноября давал объяснения в коммиссии Государственной Думы по делам Православной Церкви. Названая комиссия, ознакомившись с деятельностью Комитета, единогласно изъявила согласие на ассигнование из казны пособия Комитету в 1910 году в испрашиваемом размере 35.328 рублей и просила командировать на заседание Государственной Думы, в коем будет рассматриваться бюджет Комитета, представителя последнего.

Приняв изложенное к сведению, Комитет постановил поручить и. о. Управляющего делами, д. с. с. Б. Т. Георгиевскому дать, в случае надобности, Государственной Думе объяснения при обсуждении бюджета Комитета на 1910 г.

VI.     И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о поступившем запросе заведывающего Мстерской учебной иконописной мастерской А. И. Кудрявцева о том, имеет ли он право выдавать из отпущенного ему кредита в 300 рублей на организацию иконописной артели авансы мастерам-иконописцам, работающим под его наблюдением при мастерской, которые однако не могут составить артели, так как не достигли еще совершеннолетия.

Постановлено: разрешить выдавать из означенного кредита авансы мастерам-иконописцам, окончившим Мстерскую учебную иконописную мастерскую и работающим при ней под наблюдением заведывающего мастерской.

VII.  И. о. Управляющего делами Комитета, д. с, с. В. Т. Георгиевский доложил о поступившем в Комитет приглашении Совета С.-Петербургской Духовной Академии принять участие в предстоящем 15–17 Декабря с. г. праздновании столетнего юбилея Академии.

Постановлено: просить Председателя Комитета, Обер-Егермейстера Графа С. Д. Шереметева, Помощника Председателя, Академика, т. с. Η. П. Кондакова и и. о. Управляющего делами Комитета д. с. с. В. Т. Георгиевского принять участие, в качестве представителей Комитета, в праздновании юбилея Академии и поднести ей от имени Комитета икону.

VIII.    Г. Председатель Комитета сообщил, что им получено письмо от Члена Государственного Совета Π. П. Семенова-Тянь-Шанского с просьбой о содействии в росписи бедного храма в с. Лукавках, Липецкого уезда, Тамбовской губернии. На означенный предмет, по ходатайству прихожан, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно было ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожертвовать 2000 руб. По сему делу командирован заведывающий Холуйской учебной иконописной мастерской художник Зарин для ознакомления на месте с условиями заказа, дабы таковой был исполнен по возможности лучше.

В связи с этим и. о. Управляющего делами Комитета доложил, что им сделано предложение Обществу Религиозно-Нравственного Просвещения отдать заказ на роспись построенного им храма Воскресения Христова в С.-Петербурге (у Варшавского вокзала) мастерам-иконописцам, окончившим учебные иконописные мастерские Комитета. Таковой заказ мог бы не только материально поддержать мастеров, но и ознакомить столичное население с деятельностью Комитета в деле усовершенствования кустарей иконописцев в их мастерстве.

Постановлено: принять к сведению.

IX.    И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о произведенном осмотре, по поручению Комитета, иконописцем-реставратором Г. И. Чириковым древней иконы Успения Пресвятой Богородицы в Псково-Печерском монастыре. По осмотре оказалось следующее: размер иконы около 1 арш. 2 верш, высоты, 2 арш. 5¾  верш, ширины; вся икона по длине разделена на 3 части, из коих – в средней изображено Успение Пресвятой Богородицы, а в боковых, разделенных на 9 клейм каждая, написана земная жизнь Пресвятой Богородицы. На среднем изображении Успения Пресвятой Богородицы имеется глухая позднейшая риза, а на боковых клеймах старинные оплечья и басма на полях. Иконопись, очевидно, неоднократно прописывалась заново. Клейма земной жизни Пресвятой Богородицы прописаны в половине XVIII века яичными колерами, а среднее изображение Успения, кроме этого, еще прописано масляной краской, повидимому не так давно. Открытые места иконописи покрыты слюдою, последняя и придерживает вздувшуюся иконопись. У этого драгоценнейшего памятника древности для предохранения его от дальнейшего разрушения г. Чириков предлагает произвести следующее:

Прежде всего снять слюду с иконописи; всю вздувшуюся иконопись и левкас укрепить припаркою; удалить расчисткою накипевшие слои олифы, лака и позднейшие наслоения записей – до первоначального древнего письма; заполнить грунтом выпадки и восстановить оные колерами; и в заключение покрыть всю икону олифой. Процесс реставрации иконы Чириков предлагает фотографировать во всех стадиях, а именно: 1) до начала работы; 2) по удалении ризы и слюды и по укреплении вздувшихся мест иконописи; 3) по предварительной пробной расчистке; 4) по удалении всех наслоений записи до первоначального древнего письма и несколько детальных фотографий – с ликов, палатного письма, гор и т. д.

Вместе с тем г. Чириков обращает внимание Комитета на весьма плачевное состояние остальных виденных им икон. Все они страшно обветшали и грубо сплошь записаны масляной краской. Об их древнем происхождении свидетельствуют лишь только величайшей редкости басменные уборы и эмалевые венцы, между тем, если бы удалить записи позднейших мастеров, то открылись бы интересные, по колерам и композиции памятники древности.

В дополнение к сему и. о. Управляющего делами доложил, что г. Чириков, по соглашению с настоятелем Псково-Печерского монастыря, отправится на место для производства реставрации 8-го Января 1910 года.

Что касается поручения Комитета, данного 19 Января с. г. и. о. Управляющего делами относительно наблюдения за реставрацией г. Чириковым икон Сампсониевского храма в С.-Петербурге и находящейся в подворьи Сковородского монастыря иконы Св. Моисея, то д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил, что в настоящее время реставрация сих икон под его наблюдением уже окончена и исполнена была г. Чириковым вполне удачно и весьма добросовестно.           

Постановлено: принять к сведению. Реставрацию иконы Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре поручить иконописцу Чирикову под наблюдением и. о. Управляющего делами Комитета В. Т. Георгиевского.

X.   И. о. Управляющего делами Комитета доложил о ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ соизволении, последовавшем в 4-ый день сего Ноября по всеподданнейшему докладу и. о. Главноуправляющего Канцеляриею ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА по принятию прошений ходатайства г. Председателя Комитета, на зачет и. д. штатного преподавателя рисования в Сумском кадетском корпусе, коллежскому секретарю Николаю Евлампиеву на чинопроизводство времени состояния его в должностях заведующего учебной иконописной мастерской в слободе Мстере, Владимирской губернии и преподавателя в ней рисования и живописи с 1 Апреля 1902 года по 16 Августа 1907 года. ВЫСОЧАЙШЕГО же соизволения на зачет Евлампиеву ныне же упомянутой службы на пенсию, по сообщению Егермейстера Мамонтова, не последовало, так как, по установленному порядку, вопросы о пенсионных правах рассматриваются лишь при окончательном оставлении чиновником службы, когда служебная деятельность его является законченною, а семейное и материальное положение вполне определившимися, причем непосредственное начальство и без зачета бесправных занятий имеет возможность, в случае не выслуги почему-либо ко времени отставки пенсии на законном основании, возбудить вопрос о назначении таковой вне правил.

Постановлено: принять к сведению.

XI.    И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о поступившем от настоятельницы Архистратиго-Михайловского женского монастыря Омской епархии ходатайстве рекомендовать учительницу рисования и иконописи для обучения 10 сестер. По этому поводу В. Т. Георгиевский сообщил, что настоятельница Красностокского женского монастыря, игумения Елена предложила Комитету, в случае надобности, рекомендовать учительниц рисования и иконописи из окончивших учебную иконописную мастерскую при монастыре, но ходатайствовала вместе с тем о денежном пособии для подготовки таковых учительниц.

Обсудив настоящее дело, Комитет, за неимением свободных средств, вынужден был отказаться от предложения игумении Елены. Настоятельнице же Архистратиго-Михайловского монастыря постановлено было сообщить, что в настоящее время Комитет не имеет ввиду учительницы рисования и иконописи, потому лишен возможности рекомендовать таковую.

XII.  И. о. Управляющего делами доложил о поступившем, от вышеназванной игумении Елены, во исполнение запроса Комитета, расчета необходимого пособия на открытие и устройство при Красностокском монастыре учебной мастерской для изготовления финифти.

Требуется: а) помещение, б) оборудование мастерской при этом помещении, в) необходимые материалы для этого и г) все хозяйственные принадлежности, обслуживающие мастерскую:

1) мастерская для работ с необходимыми принадлежностями, как-то: рабочие столы, скамейки (подставки под руку), специально для этого приспособленные и проч. необходимые принадлежности рабочей комнаты; 2) комната для обжигания финифтяных работ, с устроенной специально для этого печью и муфелем, ввиду требующегося при обжигании сильного огня, комната должна быть гарантирована на случай пожара каменным полом, сводами и т. п.; 3) для оборудования мастерской требуются материалы: а) красная медь (для пластинок), полива, глазурь, стекло, б) ассортимент красок (тех, что идут для фарфоровой живописи) и ассортимент кистей: необходимая при этом фарфоровая посуда: палитры, баночки для красок, мстихины и проч. 4) И наконец машина для резки медных пластинок, для ковки, для штампа и проч. 5) Хозяйственная часть мастерской – требующийся в большом количестве уголь, специально идущий при работах приготовления финифтяных пластинок.

Стоимость устройства мастерской финифтяной живописи:

Помещение мастерской, рабочая комната для обжига

работ ................................................................... 1.000 руб.

Печь с муфелем...................................................... 200 ≫

Оборудование мастерской: материалы, пособия и проч. 1.500 ≫

Машина для ковки, резки и штампа пластинок . 150 ≫

Удовлетворение хозяйственных нужд мастерской, как-то: уголь и проч., требующиеся периодически, на первое обзаведение хотя бы на . . 150 ≫

Итого: 3.000 руб.

Пока мастерская не расширится, что будет в состоянии сама себя окупить – необходимо пособие на уплату мастеру – хотя бы на 2–3 года. Хорошего мастера по справкам (сделанным в гор. Ростове) можно иметь за 75 рублей в месяц. Монастырь может взять на себя расход в 25 рублей, а 50 руб. (или 600 р. в год) просит отпускать хотя бы первые 2, 3 года, пока дело не разовьется и явятся средства оплачивать мастера.

Принимая во внимание, что вышеприведенные данные являются лишь приблизительными, между тем как в Главное Управление Земледелия и Землеустройства необходимо представить для испрошения пособия самые подробные сметы, Комитет постановил просить игумению Елену представить точную и подробно разработанную смету на оборудование финифтяной мастерской, ограничиваясь, во избежание лишних расходов казны, лишь действительно необходимыми предметами.

XIII.   И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил поступившее ходатайство от художника Судковского, в коем он заявляет нижеследующее:

«Среди разнообразных начинаний Комитета попечительства о русской иконописи выделяется устройство учебных мастерских в исторических центрах русского иконописания во Владимирской и Курской губерниях. Это мероприятие Комитета затронуло очень существенную сторону дела, т. е. оно является весьма целесообразным в смысле поддержания русской иконописи на высоте ее исторических достоинств. Но принимая во внимание, что в сказанных учебных мастерских самую ответственную часть дела несут на себе иконописцы-мастера, неспособные приспособить традиции своего искусства ни к чему новому, то нужно сознаться, что учебные мастерския в селах Мстере, Холуе и др. выполняют лишь основную часть задачи, т. е. являются предохранительными для русской иконописи от упадка. Развитие же иконописи, дальнейшее ее совершенствование и приспособление к развивающемуся воображению религиозно чувствующего человека требуют мероприятия специального, т. е. тоже школы-мастерской, но так сказать, центральной и по типу своему высшей, чем уже существующия, т. е. Школы-мастерской не иконописи только, а вообще церковной религиозной живописи».

Г. Судковский предлагает «школу-мастерскую“ потому, что по его представлению в ней обучение должно быть тесно связано и с практическим делом, т. е. Школа-мастерская с одной стороны должна явиться тем местом, куда будут стремиться способнейшие ученики-иконописцы за дальнейшими познаниями, а с другой она должна быть достаточно компетентным выполнителем наиболее серьезных заказов по церковной религиозной живописи. Само собою разумеется, что такая центральная школа-мастерская должна находиться не в селе где-либо, а в культурном центре, где есть под рукой музеи искусства, заменить которые не могут никакие, даже самым лучшим образом исполненные альбомы художественных произведений. Внимательно обдумав организацию этого дела, г. Судковский полагал возможным поставить его с ежегодным расходом приблизительно в 6000 рублей при готовом и приспособленном к задачам дела помещении. Уверенный, что встретит не только сочувствие в Комитете, но и найдет даже уже готовую почву в смысле сознания необходимости учреждения, объединяющего многие попечительные о русской иконописи начинания, г. Судковский, изложив идею в основе, предлагает Комитету свою помощь по детальной разработке окончательного плана и организации школы-мастерской церковной религиозной живописи.

Обсудив вышеизложенное заявление г. Судковского, Комитет, в принципе вполне одобряя приведенные соображения, затруднился, однако, в настоящее время осуществить предлагаемые мероприятия за отсутствием на это свободных средств.

XIV.  И. о. Управляющего делами Комитета д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о необходимости снабжения иконами православного населения Закавказья.

Из докладной записки по сему предмету письмоводителя Комитета, Г. И. Демусяка видно, что в Тифлисе, при Сионском соборе имеется небольшая епархиальная лавочка, торгующая церковной утварью и иконами, но торговля ее ничтожна и существование ее мало кому известно даже в городе. Кроме соборной лавки, в Тифлисе насчитывается еще до 10 частных лавок, торгующих, между прочим, и иконами; предлагаемые ими иконы дешевых сортов и преимущественно печатанные на жести, а между тем, в таком крупном административном и торговом центре, как Тифлис, чувствуется настоятельная нужда в хорошо написанных иконах, так как помимо некоторой требовательности со стороны простого народа и интеллигентная часть населения города существующей торговлей иконами мало удовлетворена. Говоря однако о существующей потребности в дешевых иконах в Закавказьи, необходимо иметь ввиду в особенности русских переселенцев, коим трудно достать для новоиостроенного ими храма, хотя и дешевые, но им привычные, по родному селу, иконы. Недостаточно укрепившись на новых местах, ведя трудную и безпрерывную борьбу со злыми особенностями края, переселенцы жертвуют последнюю копейку на постройку храма, лишь бы иметь родное утешение в своих религиозных потребностях и горько их чувство, когда, за хорошую, сравнительно, цену, они принуждены довольствоваться иконами невысокого качества. Если бы возможно было организовать снабжение дешевыми и хорошими иконами возникающие безпрерывно новые храмы в переселенческих поселках Кавказа, Сибири и проч. окраинах, то металлические заводы, избравшие своею доходною статьею печатание икон на жести и направляющие свой товар, преимущественно, на окраины России, в значительной степени сузили бы свою деятельность за отсутствием спроса на этот товар, а быть может и совсем бы ее прекратили.

Бодбийским женским монастырем в Кахетии открыта иконописная мастерская уже лет 8 тому назад и дело иконописи в ней идет довольно удачно под руководством монахини из Дивеевского монастыря, но эта мастерская обслуживает лишь свой монастырь и только отчасти исполняет посторонние заказы, которыми, кстати сказать, она завалена. Стенописью монахини совсем не занимаются, хотя в таких работах и ощущается нужда. Так, в настоящее время в Тифлисе на очереди три храма, кои предположено украсить стенописью: новый обширный храм духовной семинарии, Квашветская грузинская церковь, в которой потребуется роспись под старинную грузинскую фреску и, наконец, недавно отстроенная Дидубийская церковь. Эти интересные работы будут поручены несомненно случайным художникам и выполнение их будет носить также случайный характер.

Деятельность Комитета попечительства о русской иконописи, направленная на дело облегчения окраинным приходам украситься хотя бы и дешевою, но правильно написанною иконою, вызвала бы среди местных поселенцев сердечную благодарность уже за одно то, что не пришлось бы им переплачивать втридорога за плохую икону разным посредникам и подрядчикам.

Для начала деятельности Комитета в указанном направлении прежде всего необходимо было бы открыть выставки-киоски в главных центрах православного населения окраин, уставив их образцовыми иконами и снабдив специально составленным указателем цен на всевозможные работы. Киоски эти надлежит помещать в залах, где происходят религиозно-нравственные собеседования с народом или же в народных читальнях и вместе с тем – просить местных преосвященных о распространении, чрез местный духовный орган, сведений о деятельности Комитета. В частности, что касается Тифлиса, то удобным местом, как для постановки упомянутого киоска, так и для ознакомления желающих с задачами и деятельностью Комитета, является миссионерский зал при 2-ой Тифлисской миссионерской церкви. В этом зале ведутся собеседования с народом почти безпрерывно круглый год, читальня же при нем открыта каждый день и усердно посещается не только православными, но и молоканами. Организатором и руководителем этого выдающегося дела является настоятель этой церкви, небезызвестный на Кавказе протоиерей о.Сергий Городцев, который, повидимому, пойдет с удовольствием на встречу добрым пожеланиям Комитета помочь заброшенному судьбою на эту окраину, главным образом, простому русскому человеку приобрести за недорогую цену хорошую икону.

Относясь к вышеизложенному с полным сочувствием, Комитет постановил снестись по сему вопросу с протоиереем о. Сергием Городцевым.

XV. Доложены были ходатайства следующих учреждений о бесплатной выдаче:

а)  Московского Публичного Румянцовского Музея – I т. Иконописного Подлинника.

б) Харьковской Общественной библиотеки – выпусков Иконописного Сборника.

в) Витебской ученой Архивной Коммнссии – всех изданий Комитета.

г)  Церковного Музея Духовенства Грузинской Епархии – изданий Комитета,              ,

Постановлено: а) Ходатайство Московского Публичного Румянцовского Музея отклонить, ввиду того, что по цензурным правилам означенный Музей получает обязательно из типографий экземпляры всех вновь выходящих сочинений; б) ходатайство Харьковской Общественной Библиотеки удовлетворить, в) Витебской ученой Архивной Коммиссии и Церковному Музею Духовенства Грузинской Епархии разрешить, послать лишь экземпляры выпусков Иконописного Сборника.


Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения / Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - [1], 216, 17, VII с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle