Евангельский закон и спасение
Для чего мы, возлюбленные, живем на земле? Без сомнения вы это, как христиане, знаете и скажете: для того, чтобы благоугождать Господу Богу и таким образом спасаться. Но, знаете ли, в чем состоит благоугождение Богу и спасение души? Скажете: в исполнении христианских правил жизни. Правда. Но правила Христианской жизни только направляют нашу внешнюю жизнь на путь истинный, служат оградой нашей внутренней жизни и располагают к ней. А в чем состоит эта внутренняя жизнь? Об этом побеседуем.
Внутренняя христианская жизнь, или внутреннее Богоугождение состоит в усвоении духа Закона Божия, – Закона Евангельского. А чтобы усвоит себе дух Закона Евангельского, для этого нужно знать сущность и смысл его. Что ж такое Закон Евангельский?
Закон Евангельский вообще научает нас тому, чтобы мы, с одной стороны, совлеклись ветхого человека, а с другой – облеклись в нового. В этом вся сущность Евангельского Закона. Итак, для внутренней христианской жизни у нас должны быть две главнейшие обязанности: по отношению к нам самим – обязанность самоотвержения, а по отношению к Богу и ближним – обязанность любви: наша христианская жизнь должна начинаться самоотвержением, а кончаться любовию христианскою.
А. Что такое самоотвержение?
Раскрывая обязанность самоотвержения, Новый Завет заповедует нам, чтобы мы, прежде всего, покаялись и вообще каялись во всех своих грехах; покайтеся – так начинается Евангелие; чтобы, потом, начали мы непрерывную брань с самими собою, подвизаясь иногда даже до крови против живущего в нас греха; и старались распять плоть свою со страстями и похотями, – умертвить уды, яже на земле: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение, – очистить себя от всякой скверны плоти и духа, и не согрешать не только делом, но и словом и даже самою мыслию; чтобы, в то же время, начали мы непрерывную духовную брань и с миром, который во зле лежит и постоянно влечет нас к искушениям, – удалялись от всего, чем может он возбудить в нас тройственную похоть: похоть плотскую, похоть очес, и гордость житейскую, – чтобы вместо первой старались вкоренить в себе воздержание и чистоту, вместо второй – нестяжательность и бескорыстие, вместо третьей – смирение, – чтобы охотно отказывались от всяких предметов мира, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам, – чтобы оставляли даже дом свой, отца, матерь и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам – отстать от нечестия и достигнуть вечного спасения: чтобы, тогда же, начали мы вести постоянную брань с исконным врагом нашим диаволом, который есть первоначальный виновник всякого греха и всех искушений, и для сего облеклись во вся оружия Божия, трезвились и бодрствовали неусыпно, молились всякою молитвою и молением на всякое время духом, и возмогали о Господе в державе крепости Его. Вот что значит самоотвержение! Оно требует от нас, чтобы мы отреклись от всего и противодействовали всему, что только, каким-нибудь образом, может возбуждать в нас греховные вожделения и влечь к порокам.
Но самоотвержение может только искоренять в нас все ветхое и греховное, а насадить в нас новую христианскую жизнь не может: для сего необходима любовь христианская.
Б. Что такое христианская любовь?
Обязанности христианской любви к Богу и ближним, точно также, раскрыты в Новом Завете со всею обстоятельностию.
Любовь к Богу, по учению Евангелия, должна быть самая искренняя, полная и совершеннейшая, от всего сердца, от всея души, всею крепостию и всем помышлением, и потому никак не может совмещаться с любовию к миру, ибо нельзя служить Богу и мамоне, в одно и тоже время. – Любовь к Богу должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите; имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаете. Любовь к Богу должна стремиться к подражанию совершенствам Существа Высочайшего, и иметь целью Славу Его: бываете подражатели Богу, якоже чадо возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрыя дела ваша, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех. Наконец, любовь к Богу должна быть так глубока и непоколебима, чтобы мы готовы были на все пожертвования ради имени Божия, чтобы ни скорбь, ни гонение, ни смерть, ни жизнь, ни иная какая-либо тварь не могла разлучить нас от любви Божией.
Любовь к ближним, неразрывная с любовию Божиею, имеет в христианстве тот отличительный характер, что она объемлет всех людей и друзей и недругов: любите враги ваша, да будете сынове Отца вашего, Иже Солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя; всегда бывает нелицемерна, усердна, от чистого сердца, и непременно выражается в делах: не любите словом, ниже языком, но делом и истиною; любяй друга закон исполни, – любы искреннему зла не творит. В частности, проникнутый христианскою любовию не обижает ближнего не только делом, но даже словом и мыслию: вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им; не судите, да не судимы будете. Напротив, сам великодушно переносит всякие оскорбления, и прощает за все обиды, не только до семи крат, но до семьдесят крат седмерицею. Всегда он милосерд и щедр к ближним своим: заботится не только о внешнем их благососостоянии, но и о состоянии души; и вообще столько бывает предан ближним своим, что готов бывает, по примеру своего Спасителя, положить за них самую душу свою (М. Макарий).
Таков по существу своему и по духу Закон Евангельский.
Поняв сущность сего закона и проникнувшись духом его, христианин легко может найти и увидеть путь спасения своего, и не только увидеть, но и твердо стать на него и благонадежно идти по нему.
В. Как нам спасать душу свою?
Кто нашел путь спасения, стал на него и хочет идти по нему, тому необходимо, прежде всего, раскаяться во всех своих прежних грехах, – укрепиться благодатною силою в таинствах, и – решиться твердо ходить по пути заповедей Господних, в духе искренней веры и закона христианского, по тому руководству, какое дает Православная церковь чрез Богоучрежденное пастырство.
Православная вера состоит в сердечном исповедании того, что – «Бог в Троице покланяемый, все создавший и о всем промышляющий, спасает нас падших, в силу крестной смерти воплотившегося Сына Божия, благодатию Пресвятого Духа, во Святой Своей церкви. В этой жизни полагаются только начатки обновления, которое в будущем веке явится во всей своей славе, так что и ум постигнуть и язык изречь сего не может» (Е. Феофан). Это так. Но как нам неуклонно ходить путем заповедей Божиих?
1.
Чистосердечно покаявшись и невозвратно обратившись ко Господу, старайся познать свою греховность, оплакать ее с сокрушением сердечным; исповедай грехи свои пред духовным отцем, дав обет словом; и в сердце своем положи пред лицем Господа – не оскорблять Его более беззаконием своим.
2.
Ходи пред лицем Божиим, всегда пребывая в Боге умом и сердцем; а телом трудись, тщательно исполняя лежащие на тебе дела и обязанности.
3.
В трудах твоих, больше всего, соблюдай сердце свое от худых помыслов и чувствований – гордости, тщеславия, гнева, осуждения, ненависти, зависти, презрения, уныния, пристрастия к вещам и лицам, рассеянности, многозаботливости, всех чувственных удовольствий и всего того, что отводит от Бога ум и сердце.
4.
Чтобы устоять в этих трудах, наперед положи – ни за что не отступать от того, что признаешь должным, хотя бы и умереть пришлось. Для сего однажды навсегда принеси живот свой, – всю жизнь свою в жертву Богу, чтобы жить так, как бы ты не был жив себе, а только жил для единого Бога.
5.
Подпорою такой жизни служит смиренное предание себя в волю Божию и ненадеяние ни на себя, ни на других; а духовное поприще, на котором совершается эта жизнь, есть терпение, или твердое стояние в порядках спасительной жизни, с благодушным перенесением всех неприятностей, сопряженных с такою жизнию.
6.
Опорою терпения служат: вера, надежда и любовь. – Вера, или уверенность, что работая так Богу, ты – раб Его. а Он твой Владыка, Который видит твои труды, благоугождается ими и ценит их; надежда, что Бог всегда поможет тебе, когда нужно, никогда не покинет тебя, и сохранит тебя целым и невредимым среди всех искушений; любовь, которая день и ночь помышляя о Господе возлюбленном, всячески заботится творить одно угодное Ему, и избегать всего, что может оскорбить Его в деле, слове и помышлении.
Горя, страданий, отчаянья полны
Моря житейского бурные волны,
Брызги их – слезы и кровь;
Но человеку, в юдоли томленья,
Чудные сестры даны в утешенье:
Вера, Надежда, Любовь...
Первая – в доле суровой, унылой,
К людям приходит с могучею силой,
Светом небесным полна;
И, ободряя унылых душою,
Вера приносит им твердость с собою, –
Гонит сомненья она...
В бедах, печалях, в тоске безысходной,
Светит вторая звездой путеводной,
Гонит отчаянья гнет.
Смотрим вперед мы с Надеждой смелее,
Темная даль и ясней, и светлее, –
Легче нам бремя невзгод...
Третья сестра – это Божье дыханье,
С ней не страшны никакие страданья;
Храм её – наши сердца...
В ней состраданье, жалость, участие;
В ней – красота, всепрощенье и счастие:
Царство любви – без конца...
7.
Орудие такой жизни суть: молитва, церковная и домашняя, особенно же – умная, посильный пост по уставу церкви, бдение, уединение, телесный труд, частое исповедание грехов и св. причащение, чтение слова Божия и писаний отеческих, беседа с людьми богобоязненными, частое совещание со своим духовным отцом о всех случаях внутренней и внешней жизни.
8.
Ограда сей жизни – страх Божий и памятование последних – смерти, суда, ада и царства небесного.
9.
Последняя цель – возгорение духа, чтобы духовный огонь возгорелся в сердце твоем и, собрав во едино все силы, начал созидать твоего внутреннего человека, и окончательно попалять терние твоих грехов и скорбей.
10.
Более всего внимай себе: храни ум трезвым и сердце несмущенным.
Учредитель всех сих подвигов, в мере, времени и месте есть благоразумие, с советом опытных.
(Из сочинений Е. Феофана).
Даруй мне, Господи, твердую и неизменную волю постоянно и всецело принадлежать Тебе, Единому и непрестанному моему Благодетелю! Даруй мне познавать Твою святую волю, и жить не иначе, как согласно с Твоею св. волею! Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего! Настави мя, Господи Боже мой, на путь спасения, и спаси!