Крест – сокращение нашей Веры, Надежды и Любви
Не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (1Кор.2:2).
Вся жизнь нашего Господа была как бы одною непрерывною проповедью людям. Он обходил грады и веси, проповедуя Евангелие царствия (Мф.9:35); Он учил в храме и частных домах, учил на сонмищах и в пустыне, учил везде, утверждая: «на сие бо изыдох» (Мк.1:58). Вот, наконец, Он учит нас самое своею смертию на кресте... И как учит!
Братие! Не напрасно св. апостол свидетельствовал о себе пред учениками своими: «не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята». В этих словах заключается глубочайшая истина: на кресте нашего Господа начертана для нас сущность всего Евангелия.
Здесь, во-первых, сокращение закона веры.
Хотите ли, сколько возможно, яснее уразуметь то, что возвещает нам св. вера о Боге? Воззрите на крест. Не осязательнейшим ли образом открывается здесь пред нами тайна Троичности? Кто на кресте приносит себя в жертву? Сын. Кто приемлет сию жертву? Отец. С какою целью приносится она? С тою, чтобы стяжать нам грешным благодать Святаго Духа (Ин.16:7). Не осязательнейшим ли образом открываются здесь пред нами и высочайшие совершенства Божии? О, по истине, бесконечно велик Бог наш, когда для восстановления славы Его на земле, надлежало Самому Сыну Божию, Господу славы, Себя умалить, зрак раба принять и смирить Себя «даже до смерти, смерти же крестныя?» (Флп.2:8). По истине, бесконечно – свят Бог наш, когда, за оскорбление всесвятой воли Его нашими беззакониями, потребовалась такая необычайная умилостивительная жертва! По истине, бесконечно – благ Бог наш, когда для спасения нас, бывших врагами Его, Он Самого «Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16). А как беспредельно, с другой стороны, Его правосудие, когда не удержался Он излить всю чашу гнева Своего даже на главу Своего возлюбленного Сына, благоволившего принять на Себя наши грехи! Как беспредельна Его премудрость, изобретшая для искупления нас такое средство, о котором никакой ум сотворенный не мог и помыслить, и в котором столь изумительно «милость и истина Божия сретостася, правда и мир облобызастася» (Пс.84:11). Как непреложна Его верность Своим обетованиям, когда, «яже предвозвести усты всех пророк пострадати Христу, исполни тако?» (Деян.3:18). Как безграничны Его всемогущество и сила, поколебавшие всю природу в минуту страданий Нашего Искупителя! Слову ли человеческому, слову ли даже ангельскому изречь все это так, как изрекает крест?.. Хотите ли, сколько возможно, яснее уразуметь то, что проповедует нам св. вера о человеке? Воззрите паки на крест. Чтобы избавить нас от греха со всеми его последствиями, чтобы «очистить совесть нашу от мертвых дел» (Евр.9:14), Сам Сын Божий «ради беззаконий» наших добровольно «ведеся на смерть» (Ис.53:8), и «бысть по нас клятва» (Гал.3:13): можно ли разительнее засвидетельствовать о высоком достоинстве нашей природы, о всей драгоценности того образа Божия, которым почтил нас Творец и превознес пред всеми земнородными? Чтобы примирить нас с Богом и восставить нас из бездны падения, Сам Сын Божий подъял на Себя наши грехи, и «вознес на теле Своем на древо» (1Пет.2:24): можно ли разительнее засвидетельствовать о крайнем повреждении и безсилии нашей природы, о совершенной необходимости для нас Божественного Примирителя, Ходатая и Помощника? Чтобы стяжать нам «вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию» (2Пет.1:3), и привести нас во едином Духе к Отцу (Еф.2:18) Сам Сын Божий соделался «агнцем, закланным от сложения мира» (Откр.13:8): можно ли разительнее засвидетельствовать о необходимости для нас благодати Божией, о необходимости пользоваться теми спасительными средствами, чрез которые она нам подается? – Хотите ли, наконец, уразуметь, сколько можно яснее вещания нашей св. веры о жизни загробной? Паки и паки воззрите на крест. Он лучше всяких доказательств докажет, что наша душа бессмертна: иначе к чему бы и употреблять для искупления её такое сверхъестественное, изумительное средство? Ужели Бог, бесконечно премудрый и всеведущий, предал бы за нас на столь позорную смерть Своего единородного Сына, если бы все бытие наше ограничивалось только несколькими годами настоящей жизни? Лучше всяких доказательств докажет, что, несомненно, будут для праведников ценные награды, нескончаемые блага: эти блага куплены для них «неистленным сребром или златом, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа» (1Пет.1:18), – а за такую ли цену нельзя купить всех сокровищ неба? Лучше всяких доказательств докажет, что будут, что должны быть и вечные мучения для грешников: ибо судите, как велика теперь вина их! Они отвергли эту неизреченную любовь Отца небесного, Который Самого Сына любве своея, совершенно «неведевшего греха, по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем (2Кор.5:21); они попрали Сына Божия и Его кровь заветную, пролитую за них на кресте, которою некогда освятились; они поругались благодати Духа Святого, приобретенной для них такою бесценною ценою (Евр.10:29). После таких ли проступков им ждать еще от Бога помилования? За такие ли преступления не заслуживают грешники вечной казни.
Здесь, во-вторых, сокращение закона любви.
«Да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда мне Отец, тако творю» (Ин.14:31), сказал Господь наш пред учениками своими, отходя на вольные страдания, – и оставил нам в своей смерти образец совершеннейшей любви к Богу. Видите ли, в чем должна состоять эта любовь? Не в словах и не в одних только чувствованиях, или благочестивых намерениях, а в действительном исполнении заповедей Божиих: «имеяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя» (Ин.14:21). Видите ли, до какой степени должна простираться эта любовь? До пожертвования воле Божией самою своею жизнию. «Отче Мой», взывал Божественный Страдалец в саду Гефсиманском, предчувствуя всю тяжесть мучений, которые Ему надлежало претерпеть, «Отче Мой, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:39), «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). И вскоре потом испивши до дна эту мучительную чашу, и таким образом совершивши до конца волю Отца небесного, воскликнул: «совершишася, и преклонь главу, предаде дух» (Ин.19:30).
Вот жертва истинной любви и преданности к Богу, жертва чистая, совершенная! «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы» (Ин.15:11), сказал также Господь наш пред учениками своими, отходя на страдания, – и в своей смерти оставил нам образец совершеннейшей любви к ближним. На кресте Спасителя явлены пред нами в полном свете и «широта, и долгота, и глубина, и высота» этой любви (Еф.3:18). За кого умер Христос? За всех, не только за иудеев, но и за язычников, не только за други своя, но и за врагов. Вот широта любви! Любовь истинная должна обнимать весь род человеческий, не различая другов от недругов, должна благожелать всем, молиться за всех, благодетельствовать всем. Кто исчислит все то, что потерпел Господь от иудеев со дня вступления своего в должность общественного Учителя, кто изобразит всю зависть, ненависть Его врагов, осудивших Его, совершенно невинного и безгрешного, на жесточайшие страдания и смерть, и кто не подивится, как и после всего этого Его любовь к людям не иссякла, и как, даже вися на древе, посреди несказанных мучений, Он молился ко Отцу за своих распинателей: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят!» (Лк.23:34). Вот долгота истинной любви! Она «долго терпит, не раздражается, не мыслит зла, вся покрывает, вся терпит и николиже отпадает» (1Кор.13:4–8); она любит до конца, как Христос «возлюби своя сущия в мире, до конца возлюби их» (Ин.13:2). «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13), изрек Христос, и сам положил душу свою на Кресте, положил не за други только своя, но и за врагов: вот глубина, далее которой любовь уже не может простираться! Кто, по примеру Спасителя, приносит в жертву ближних самую всю жизнь, тот приносит им все, и более уже ничего не может принести. Для чего Христос «дал есть Себе за ны?» Для того «да избавит ны от всякого беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом» (Тит.2:14): вот высота истинной любви! Любовь наша к ближним должна касаться не только внешнего их счастия, благ временных, но главнейшим образом – их счастия внутреннего, их преспеяния в вере и благочестии, благ духовных и вечных. Это будет, точно, любовь христианская, любовь высокая, чистая, святая, та самая, какою возлюбил нас Христос. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержится себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет; иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Мф.16:24–25), сказал также некогда Господь наш пред учениками Своими, – и действительно, положивши Сам душу Свою на кресте, оставил нам образец истинной любви к самим себе. Так, братия моя, в настоящем нашем состоянии истинная наша любовь к себе может выражаться только в одном: в самоотвержении, в самоумерщвлении. Отчего так? Оттого, что все, что только есть в нас, все это проникнуто ядом греха, есть как бы один живой грех, нечистота и духовная скверна. Следовательно, кто подлинно желает себе блага, т. е. спасения души своей, тому остается только непрестанно «распинать плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал.5:24), и всеми мерами «умерщвлять уды своя, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение» (Кол.3:5). И если Самому Христу после того, как Он принял на Себя наши грехи, непременно «подобало пострадати», чтобы «внити в славу Свою» (Лк.24:25); если и Он прежде «смирил Себе, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя», и тогда-то уже «Бог Его превознесе, и дарова Ему имя паче всякого имене» (Флп.2:8–9): то мы ли достигнем спасения, не понесши своего креста, не умертвивши на нем своего ветхого человека с деяниями его, не очистивши себя от всякой скверны плоти и духа чрез непрестанное самоотвержение, при содействии Божием? Верно слово; «любяй душу свою погубит ю: и ненавидяй души своей в мире сем, в живот вечный сохранит ю» (Ин.12:25).
Здесь, наконец, сокращение всего закона надежды.
«Иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матере их до дне погребения в матерь всех. От седящаго на престоле славы и даже до смиренного на земли и пепеле, от носящаго багряницу и венец и даже до одевающагося льняною» (Сир.40:1–5) – все, все пиют от чаши горестей, которую уготовали нам грехи. И кто бы исчислил бесчисленные роды зол, какие терпит человек на земле, проклятой в делех его? Эта бедность и недостатки всякого рода, иногда в самых существенных потребностях жизни; эта потеря благ и сокровищ, иногда купленных нами самою дорогою ценою, потеря кровных и милых сердцу, нередко уносящих с собою в могилу как бы половину нашего существа, эти многообразные, иногда почти непрерывные, и иногда почти невыносимые болезни: это часто вовсе непонятное, внутреннее беспокойство и недовольство всем, томление, печаль, горесть, отравляющие и заключающие собою почти все наши радости; эта зависть, ненависть против нас наших ближних, клеветы, гонения, преследования… О, кто жил и страдал, тот поймет всю силу вопроса: что-ж делать нам в минуты подобных страданий? Где искать нам тогда отрады для души и сил для перенесения подавляющих нас бедствий? Где-же, христианин, как не у креста нашего Господа? Спеши тогда к сему священному древу с искреннею верою, и молись, молись пламенно о небесной помощи, во имя Распятого на нем. Он Сам Жизнодавец, отходя на крестную смерть за нас, даровал нам сладостное обетование: «еже аще что просите от Отца во имя мое, то сотворю» (Ин.14:13), – а Его ли слово когда-либо не сбудется? И Отец небесный, «иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует?» (Рим.8:32) Он ли после сего оставит кого-либо из нас «искуситися паче, еже можем?» Он ли не «сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести?» (1Кор.10:13). Он ли не поспешит к нам своею скорою помощию, когда воззовем к Нему во имя нашего Божественного Ходатая, Его Единородного Сына? – Еще более многотрудна, еще более исполнена опасностей, искушений и скорбей другая наша жизнь, христиане, жизнь собственно христианская, духовная. Что такое она по самому существу своему, как не один непрерывный подвиг, в котором мы должны сражаться иногда даже «до крови, подвизаясь противу греха?» (Евр.12:4) Что такое она, как не одна, никогда непрестающая, напротив все более и более воспламеняющаяся брань со врагами нашего спасения: миром, плотию и диаволом? А как сильны, как лукавы эти наши враги. Какая потребна бодрственность с нашей стороны, сколько нужно мужества, твердости, искусства, чтобы не уступить им, чтобы их побеждать? Но «аще Бог по нас, кто на ны?» (Рим.8:32) Когда Сам Сын Божий уже победил за нас всех этих врагов на кресте, и оставил нам свое непобедимое оружие: нам ли смущаться и не «возмощи стояти противу кознем» вражским? (Еф.6:11) «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп.4:13), – восклицает доблестный воин Христов, и, под знаменем креста, с дерзновением течет на предлежащий ему подвиг. Под сению креста он находит для себя успокоение, когда изнемогает; от древа же крестного, как от древа жизни, он приемлет в себя новые силы для новых трудов. – Есть наконец у нас, братие, еще род жизни, если только можно назвать ее жизнию. Эта жизнь плотская, греховная, которую Слово Божие именует духовною смертию, и которая, увы, едва ли не самая общая между нами. Предаваясь ей, человек заглушает в себе все высокие потребности своей души, забывает о небе и своем предназначении, о Боге, Спасителе и спасении, а погружается весь в заботы о мирском и временном, как будто бы ничего другого для него уже не существовало; мало-по-малу становится как бы одною «плотию» (Быт.6:3), и «предает себе в делание всякия нечистоты» (Еф.4:19). Нечувствительно бывает, большею частию, это жалкое состояние для самого грешника, который нередко считает себя даже счастливым. Но выпадают минуты, когда и он пробуждается от своего духовного омертвения, как совесть его грозно возвышает свой голос над всеми воплями плоти и крови, и ясно показывает несчастному ту бездну, над которою он стоит, или в которую уже низвергся. Ах страшны подобные мгновения для падшего христианина! Из одной бездны он готов тогда впасть в другую; из бездны нечестия – в бездну отчаяния! Тогда-то особенно, более, нежели когда-либо, необходимо нам грешным воспомянуть с верою и надеждою крест нашего Искупителя, воспомянуть, что «Христос за всех умре» (2Кор.5:14), что Он «дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякого беззакония» (Тит.2:14), что нет греха, от которого бы не могла очистить нас Его кровь искупительная (1Ин.1:7). «Чадца моя, сия пишу Вам, да не согрешаете», увещевал св. Иоанн Богослов учеников своих, «и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника: и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1Ин.2:1–2).
Таков, братие, завет, который изрекает нам ныне Спаситель наш Своею смертию: завет веры, завет любви, завет надежды христианской! Сами видите, что это не иной завет, а тот самый, какой мы приняли уже некогда от своего Господа, когда крестились в смерть Его «когда спогребались Ему крещением в смерть» (Рим.6:3). Тогда мы обещались свято соблюдать его до конца жизни. Что же? Можем ли мы теперь с чистою совестию приблизиться ко кресту Жизнодавца и сказать: Господи, мы не изменили данному слову? Если можем: блаженны мы, вполне блаженны! Но «аще и зазрит сердце» (1Ин.3:21), да не унываем, возлюбленные, и да не удалимся от гроба сего с горестию и отчаянием. Христос снова повторяет нам ныне завет Свой со креста, повторим же и мы здесь перед ним свои обеты, данные Ему при крещении, – повторим с твердою решимостию уже никогда не нарушать их и облобызавши язвы Божественного Страдальца, с дерзновением отыдем на избранный нами подвиг веры, любви и надежды Христианской (Из слова Макария, митрополита Московского).
Лучшая программа жизни.
1) По пробуждении от сна, первым движением твоей руки да будет знамение креста, первою мыслию – мысль о Боге, первым словом да будет от тебя молитва к Богу, Создателю твоему и Владыке твоей жизни, Который силен умертвить и оживить, поразить и исцелить, спасти и погубить.
2) Поклонись и воздай благодарение Богу, Который воздвигнул тебя от сна и не погубил со беззакониями, но долготерпеливо ожидает твоего обращения.
3) Положи начало к лучшему, говоря со псалмопевцем: рех, ныне начах и проч. Путь на небо только тот хорошо и успешно совершает, кто всякий день хорошо начинает.
4) С утра будь в молитве – Серафим, в делах – Херувим, в обхождении – Ангел.
5) Времени никогда не трать напрасно, но употребляй его на необходимые упражнения.
6) Во всех твоих делах, словах и помышлениях, ум имей в Боге; ничего иного не содержи в мыслях, кроме Христа; никакого предмета не воображай в чистом сердце твоем, как только чистый образ Христа Бога и Спасителя.
7) Возбуждай себя всеми мерами к любви Божией, сколько можешь.
8) Старайся постоянно взирать твоими внутренними очами на присутствие Божие, и вследствие сего остерегайся от всякого злого дела, слова и помышления; напротив старайся мыслить, говорить и делать все честно, смиренно и с детским страхом.
9) Кротость с похвалою, смирение с честностию да будут у тебя вместе.
10) Слово да будет у тебя смиренно, тихо, честно и полезно! прежде чем хочешь сказать что-нибудь, сначала подумай о том, и потом уже говори; а праздное и гнилое слово отнюдь да не выходит из уст твоих.
11) Смех, если случится, – да ограничится одним движением губ, не более, и то не часто.
12) Берегись, ярости, запальчивости, и как огня бегай ссор; в гневе держи себя умеренно.
13) В пище и питии всегда храни воздержание.
14) Во всех случаях, относительно ближних будь снисходителен, – и Бог тебя ублажит и от людей получишь похвалу.
15) Смерть всему конец; о ней непрестанно помышлять должно.
Это – «христианское наставление» дал нам Ангелонравный Святитель Христов Димитрий Ростовский. Оно кратко; но кто позаботится расположить по нему жизнь свою, тот по истине будет ангелом земным и человеком небесным.