Религиогностика
(По Митрополиту Макарию)
Вся жизнь христианина должна быть проникнута Религией. Истинный христианин непременно должен быть религиозен. Религиозность должна лечь в основу его жизни. Этого требует самая природа человека, потому что – «душа по природе христианка», то есть, ей прирождена религиозность. Этого требует существо христианства, по которому христианин есть сын Божий, обязанный жить и действовать в единении с Богом, как бы пред лицом Божиим, в видах Божиих, для Бога, – всегда во славу Пресвятого имени Его. На сознании себя сыном Божиим, по природе и по вере в Единородного Сына Божия, коренятся, и из этого сознания, как из источника, вытекают все обязательные отношения человека-христианина к себе самому, к ближним и к Богу.
Что же такое религия, – на чем она основывается, – какие свойства её, – какая цель и какие средства её? вот вопросы, ответы на которые уясняют и определяют сущность Религии Христианской.
1. Что такое Религия? Религия вообще есть завет или союз между Богом и человеком, – завет, в котором Бог дает откровение человеку, а человек усвояет откровение Божие себе, и таким образом пребывает в союзе с Богом. Это – союз Бога с человеком первобытный, – завет ветхий. Христианская Религия есть завет, или союз между Богом и человеком – новый, восстановленный, по нарушении человеком союза первобытного. Другими словами: Христианская Религия есть воссоединение падшего рода человеческого с Триипостасным Богом крестною смертию воплотившагося Сына Божия, Которым, как говорит св. Апостол, мы имамы приведение во едином Духе ко Отцу (Евр.2:18). Подробным раскрытием такого понятия о Христианской Религии служат все Евангелия и все послания Апостольские.
2. На чем основывается Религия? Основание для Религии находится в Самом Боге и в самом человеке. – Бог, по своей всеблагой воле, создал человека по Образу Своему, то есть даровал ему душу разумную, свободную, чувствующую. Человек, вследствие сего, естественно должен стремиться к Богу, как к Своему Первообразу, – стремиться умом, как к высочайшей истине, волею, как к высочайшему добру, чувством, как к высочайшему блаженству. Другими словами: Господь как бы призывает человека к Себе, давши ему Свой Образ, невольно влекущий человека к Творцу; человек как бы отвечает на это призвание своим естественным, но сознательным и свободным стремлением к Богу, как к высочайшей Истине, Добру и Блаженству, всеми силами души – умом, волею и чувством. На этом основывается природная, или врожденная человеку, Религия. Основанием Христианской Религии, со стороны Бога, служит бесконечная любовь к человеку-грешнику Бога Отца, давшего для искупления его Единородного Сына Своего, – бесконечная любовь Бога-Сына, положившего за нас грешных самую душу Свою, – бесконечная любовь Бога-Духа Святого, прещедрого раздаятеля всех благодатных дарований, и изливающегося любовию в сердца наши; а со стороны человека – сознание своей виновности пред Богом, чувство своего бессилия и крайней слабости, искреннее желание примириться со своим Создателем. По сему-то Откровение Божие, со времени самого падения человека, обращается к нему грешному, как существу падшему, поврежденному, больному, обещает и дает ему Искупителя, предлагает ему в Нем спасительное врачевство; а от него требует, чтобы он покаялся, оставил прежний порочный образ жизни, и веровал в Спасителя.
3. Какие свойства Религии? Для действительного вступления в союз с Богом, Бог даровал человеку все необходимые средства. – Человек, по воле Создателя, стремится к соединению с Нем умом, волею и чувством своим. Бог, вследствие сего сообщает уму человека познание о Себе, или – истины веры, его воле нарекает Свою волю в законах нравственных, или – истинах любви, его чувству показывает Свои блага в обетованиях, или – истинах надежды. Короче: Сам Бог научает человека Религии, открывая Себя людям и способом естественным, когда уму их сообщил понятие, или идею о Себе, и открыл пред ними природу, в которой нельзя не видеть присносущной силы и Божества Его, – когда воле их открывается чрез совесть, которая, как глас Божий в нас изрекает нам нравственные законы, – когда открывает себя нашему чувству, и чрез ум вместе и чрез совесть, следуя внушениям, которых, оно питает несомненную надежду на небесного Судию, Праведного и Всеблагого. Но этого мало: указывая путь ко вступлению в союз с Собою, Бог даровал еще людям необходимые к тому силы. Как для тела их Он даровал пищу, одежду и воздух, без которых оно не могло бы жить; так и для души даровал благодать Свою, без Которой и она умерла бы. Что касается человека, то он, со своей стороны, для вступления в союз с Богом, непременно обязан воспользоваться всеми указанными средствами. Обязан, во-первых, усвоить себе, при содействии Божественной благодати, откровение: умом – веровать в Бога, чувством надеяться на Бога, волею – любить Бога; иначе он никак не может вступить в союз с Богом. Обязан, в 2-х, при содействии той же Благодати Божией, свою веру, любовь и надежду выражать в благочестивой жизни, – в исполнении заповедей Божиих и во внешних законах Богопочтения; в противном случае справедливо было бы заключение, что в человеке вовсе нет сих добродетелей, в истинном их виде. Так веровать в Бога, любить Бога, надеяться на Бога, и выражать все это в благочестивой жизни и во внешних знаках Богопочтения, то есть вступить в такой союз с Богом человек обязан был беспрекословно, по самому устройству своего существа, по чувству благодарности к Богу, своему Создателю и Промыслителю, по необходимости и спасительности для него Богопочтения.
Но когда человек пал, Милосердый Господь, чтобы возвести его в новый благодатный союз с Собою, благоволил употребить следующие три средства: Первое средство для просвещения падшего человека светом истины – сверхъестественное Откровение. Сначала Откровение это было непосредственное, – в Богоявлениях Патриархам и Праотцам, в сообщении некоторым из них дара пророчества, в возвещении им Своей воли чрез Ангелов, – о чем устное предание переходило из рода в род; потом торжественно даровал Израильтянам письменный закон чрез Моисея, и посылал им целый ряд пророков, устно и письменно изрекавших людям, по вдохновению от Духа Святаго, Слово Иеговы; наконец, послал на землю Сына Своего Единородного, Который и Сам проповедовал Евангелие Царствия, и Апостолов облек силою свыше – возвестить миру учение Свое, и поставил в Церкви Своей Духом Святым пастырей и учителей, для хранения и проповедания этого учения в роды родов – до скончания века. Второе средство употреблено Богом для примирения с Собою падшего рода человеческого. Это – воплощение Единородного Сына Божия, взявшего на Себя добровольно грехи всего мира, и умершего за них на Кресте. Вследствие сего и мы, врази бывше, примирихомся Богу; зане Бог бе во Христе, то есть смертию Сына Его, мир примиряя Себе, не вменяя им (людям) прегрешений их (2Кор.5:19). Но искупив крестною смертию род человеческий, Спаситель мира дал еще Церкви Своей святые Таинства, и учредил строителей Таин Божиих, чтобы, при содействии их, члены Церкви Его усвояли себе заслуги своего Избавителя, и таким образом находились в мире с Богом. Третье средство – для нравственного исправления падшего рода человеческого и для преспеяния его в благочестии и святости. Сюда относятся – и Божественное Откровение, в котором раскрыт нравственный закон, – и священнодействие святых Таинств, чрез которые подаются нам благодатные силы к очищению от грехов и к укреплению в добре, – и церковное священноначалие, которое должно отвлекать нас от греховной жизни и руководить в жизнь вечноблаженную.
Человек, со своей стороны, после того, что Бог сделал для него в таинстве искупления, беспрекословно обязан сделаться истинным христианином; ибо одно только христианство дает возможность возвратить ему единение или союз с Богом: другого средства к этому нет нигде и быть не может; и не воспользовавшись им человек остается безответным пред судом вечной правды. В частности, человек должен: а) принять все Божественное Откровение и усвоить себе изложенные в нем истины веры, надежды и любви, по точному учению Церкви; б) пользоваться св. Таинствами и вообще священнодействиями Церкви; и в) покоряться уставам Церкви, более и более преуспевая в добродетели под её руководством.
4. Какая цель и какие следствия Религии? Цель Религии есть самая высокая для человека, выше которой для него и быть ничего не может, равно как и следствия ее суть самые благотворные, благотворнее которых и найти нельзя. Это – живое и таинственное единение человека с Богом, вследствие которого человек делается Церковию Бога жива, обителию Его, храмом Духа Божия, единым духом с Господом, в Боге пребывает и Бог в нем пребывает, со всеми Божественными силами, яже к животу и благочестию; и еже живет, Богови живет: не к тому живет сам, но живет в нем Бог. Это – Слава Божия и блаженство человека. – Пребывая верным союзу с Богом, исполняя волю Его, человек – чрез это самое – и сам прославляет Его, являя в себе Его совершенства, и других возбуждает своими добрыми делами к прославлению Отца небесного. Пребывая в единении с Господом, человек получает удовлетворение для всех благороднейших потребностей своего существа: все силы его души и тела тогда находятся в самом естественном настроении и соотношении между собою, – все в нем течет своим порядком, в согласии, и он вкушает совершенное спокойствие; в отношении ко всему его окружающему он остается в надлежащем отношении – и к своим собратиям – людям и ко всей природе, сохраняет с ними доброе согласие и предотвращает всякие огорчения. Одним словом: вполне наслаждается истинным счастием и блаженством. Значит, самое первое и высшее благо для человека – Религия.
Цель и следствия Христианской Религии – те же, только с некоторыми особенностями. Таинственное соединение человека-христианина с Богом не иначе существует, как чрез Христа и во Христе: живот его сокровен со Христом в Боге; и он, подлинно, не к тому живет сам, но живет в нем Христос. Слава Божия, после падения человека, сокрывшаяся на земле, открыта также Спасителем, Который, между прочим, для того и приходил на землю, чтобы взыскать славу сию (Ин.7:18), (Ин.17:4); и христиане, после сего, обязаны вси откровенным лицем славу Господню во Христе взирающе (2Кор.3:18), вся во славу Божию творити (1Кор.10:31). Блаженство человека христианина, по преимуществу, состоит во вкушении сладости от самих же добродетелей, в мире Божием, превосходящем всяк ум, в предвкушении благ небесных посредством надежды, в сладостном духовном единении со Христом, Богом всякия утехи, и в радости о Дусе Святе, хотя полное блаженство христианина на небе.
Итак, истинная Религия есть соединение души с Богом, истинное сопричастие Божеского естества, – жизнь по Образу Божию, начертанному в душе, или – по Образу Христа, живущего в нас. Религия есть, одним словом, жизнь Божественная, жизнь в Боге, пред Богом, для Бога. И основания Религии, и свойства ее, и цели, и следствия – самые верные, точные, определенные и высокие. Но это только теоретическая сторона Религии. Где же практическая сторона её, где душа, оживляющая Религию, где сила, дающая возможность выполнять все условия Религии? Душа, оживляющая первобытную Религию, заключается в силах души человеческой, в Образе Божием, по которому создан человек, по которому и обязан необходимо быть РЕЛИГИОЗНЫМ. Душа подзаконной Религии заключалась в принуждении себя к повиновению Закону Божию, – в рабском исполнении заповедей Божиих. Душа Религии христианской – любовь: в ней – сила, дающая человеку христианину возможность выполнить свободно все требовании новозаветной Религии. Это – свобода славы чад Божиих. Все христиане – не создания только, не рабы только, но именно дети Божии, по вере в Сына Божия; следовательно, и жить должны, не иначе, как в Боге, пред Богом, для Бога, – в сыновней любви.
И вот свойства этой любви: Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, – сказал Спаситель (Лк.10:27). Отсюда, – любить Бога вообще – значит быть приверженным к Богу. Любить Бога... всем сердцем, всею душою, всею крепостию, всем помышлением – значит быть приверженным к Богу неизменно, всесердечно, вседушевно, то есть всею силою и полнотою любви, какая только возможна... для человеческого сердца, не разделяя сей любви, в той же мере, ни с каким иным существом, как бы оно ни было для нас любезно, нужно и дорого. Именно так любить Бога – значит: всего чаще и охотнее думать о Боге и о том, что Ему угодно, – ибо кого сердечно любим, тот непрестанно у нас в мыслях; всего чаще, больше и охотнее говорить о Господе Боге, – ибо кого сердечно любим, о том говорим всего чаще, охотнее и больше: от избытка сердца уста глаголют; всевозможно стараться узнавать волю Божию, или то, что приятно Богу и что противно Ему, чтобы делать первое и удаляться от последнего, – ибо кого сердечно любим, того волю всевозможно стараемся узнать и с удовольствием исполнить, как бы иногда ни было это для нас трудно: охотно и с радостью исполнять и такую волю Божию, исполнение которой непременно требует от нас великого самоотвержения, – ибо кого сердечно любим, для того ничего своего и себя самих не жалеем: для любви все трудное доступно, все неприятное приятно, все тяжелое легко; всеусердно прославлять Господа Бога, и всеми силами стараться прекращать и предотвращать все, что вредит Его славе, – ибо кого сердечно любим, того везде хвалим, честь и доброе имя любимого всегда стараемся защитить (М. Григорий).
Такова должна быть наша практическая любовь к Господу Богу и Спасителю нашему! Но как стяжать такую любовь, как воспитать ее в сердце? Не зная хорошо предмета любви, конечно, нельзя и любить его. Следовательно, чтобы любить Бога, нужно иметь твердое, ясное, точное и определенное, по возможности, и полное понятие о нем. Мы, естественно, любим все хорошее, в своем роде, совершенное; Бог есть существо всесовершеннейшее: Он – красота и виновник всякой красоты; Он – добро и виновник всякой доброты... Как же нам не любить Бога всею полнотою любви! Господь Бог даровал нам жизнь и все необходимое для сохранения её: от Него мы имеем все нужное не только для поддержания нашей жизни, но и для удовольствия; по милости Божией мы все имеем – и родных, и знакомых, и друзей, и благодетелей, и пищу, и одежду, и жилище: все это у нас – Божий дар... Как же нам не любить Господа Бога всею полнотою нашей любви? Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог, – нет существа, которое бы заботилось о нашем благосостоянии более Бога; а мы всегда любим того, кто нас любит и нам благодетельствует... Посему любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самою приятною потребностию сердца всякого человека, тем более что любовь есть чувство для всех нас самое приятное. Бог – родной Отец наш; мир, в котором живем – дом Божий; мы – дети Божии; все существа мира – Божии; все люди – братья нам, и по созданию, и по искуплению. Одним словом: Бог – любовь... Как же нам не любить всею полнотою любви Бога, со всеми Его созданиями?! Но, к несчастию, между людьми везде видны такие, в которых любовь к Богу весьма слаба, или даже ничтожна. Итак, сознав всю неестественность такого состояния, – сознав, что «оскудение в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол», – как говорит св. Василий Великий, – позаботься о воспитании в себе блаженнейшего чувства любви к Богу. Оживи в себе все сказанное верою, воодушеви надеждою, согрей любовию; и познаешь, и на самом деле испытаешь, что пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:16). Но помни, что любовь изливается в сердца наши Духом Святым и усердно молись о ниспослании Святаго Духа.