П. Г. Рогозный

Источник

Историография

Известный историк, профессор Петроградской духовной академии Б. В. Титлинов, активный участник событий (в 1917 году он был редактором центральной церковной газеты «Всероссийский церковно-общественный вестник»), в своей книге «Церковь во время революции» предпринял попытку изучения взаимоотношений Церкви и государства с 1905 по 1921 гг.

Активное участие автора в «обновленческой» Церкви предопределило предвзятое отношение к его труду29. Хотя отпечаток времени и лежит на его книге, в целом ему удалось нарисовать довольно верную картину событий, и его работа не утратила своего значения до наших дней30. В период преподавания в Петербургской духовной академии Титлинов на себе испытал архиерейский произвол и, как большинство церковных либералов, не любил черное духовенство31. Однако, оценивая настроения епископата после Февральской революции, Титлинов писал, что епархиальные архиереи «лояльно показали себя» по отношению к перевороту, а некоторые и «публично выражали свою солидарность с народом»32. Книга Титлинова, как и писания других обновленцев, выходившие в 20-х годах, интересны и тем, что их авторы, являясь верующими людьми, в тоже время, видимо, искренне приняли революцию. Впоследствии изучение этой темы по известным обстоятельствам было невозможно, и в свет в основном выходили атеистические «агитки», как, например, «произведения» Б. Кандидова и П. Зарина33.

В 1967 году вышла в свет коллективная монография «Церковь в истории России», которую можно рассматривать как новый этап в работе советских историков над проблемами взаимоотношений государства и Церкви. И если концептуально книга напоминает атеистические работы 20 – 30-х годов, в ней все же можно было увидеть более сложную картину взаимоотношений Церкви и государства.

Глава, посвященная 1917 году, была написана Е. С. Осиповой, еще в 1964 году опубликовавшей важную статью, посвященную данной проблеме34. Осипова пишет, что Церковь «попыталась использовать в своих интересах Февральскую революцию». Причину такой переориентации автор видела не только в боязни революционных потрясений, но и в опасности «потерять связь с массами, выступавшими... против царизма. Оставаясь монархистами, церковники, особенно высшие иерархи, попросту считали нецелесообразным открыто проявлять свои настроения»35. В то же время Осипова отмечала «повсеместное оживление церковных организаций» и указывала, что если часть духовенства «шла за кадетами», то другая часть поддерживала «политическую платформу» эсеров. Отмечала исследователь и «некоторую чистку епископата», когда были удалены «только наиболее одиозные фигуры»36.

В 70–80-е годы появляется ряд новых работ, посвященных данной теме37. Так, по мнению Э. А. Снигиревой, «анализ церковно-религиозных источников... позволяет выявить беспрецедентный факт в истории церкви, когда при отсутствии санкций со стороны официальных органов духовенство на местах начинает самостоятельно реагировать на происходящие события и принимать решения о поддержке Временного правительства». Исследовательница связала это с переоценкой позиций духовенства, ростом революционных и антимонархических настроений, а также с «платформой буржуазии»38. Большой фактический материал систематизировала в своей книге научный сотрудник Музея религии и атеизма в Ленинграде Л. И. Емелях39. Однако, приводя многочисленные свидетельства об изгнании из приходов священников, протестов против епископата, захвата церковных земель, разгромов монастырей, она некритично связала их с антиклерикальным, антицерковным и даже атеистическим движением. По мнению Л. И. Емелях, духовенство и после революции продолжало отстаивать интересы помещиков и вести монархическую агитацию40.

Последней крупной работой, вышедшей в советский период и посвященной истории Церкви, явилась коллективная монография «Русское православие: Вехи истории», изданная в год тысячелетия крещения Руси. Стремительное изменение идеологической обстановки в стране сказалось и в том, что послесловие к монографии резко отличалось от концептуальной составляющей книги41.

Раздел «Церковь в период трех российских революций» написан известным исследователем церковных проблем П. Н. Зыряновым42. По мнению историка, после Февральской революции церковные монархисты и черносотенцы были вынуждены «временно притихнуть». А новый состав Синода «оказался несколько левее, либеральнее большей части православной иерархии»43.

В 1993 г. была опубликована статья православного писателя и богослова Б. С. Бакулина, посвященная переменам, произошедшим в Церкви после падения монархии. В этой статье впервые за многие годы обращено внимание на «феномен церковной революции» после Февральского переворота, сам факт которой «до сего остается не известным не только широким массам верующих, но и епископату и официальным богословам современной Русской Православной Церкви»44. По мнению Бакулина, «Русская церковная революция представляет собой уникальное явление в истории Церкви вообще. Ни в одной из православных поместных Церквей не было подобного вообще»45.

Сотрудник Петербургской духовной академии А. А. Бовкало отметил, что история Церкви «в первые месяцы после революции, если и рассматривается, то очень бегло»46. Автор предпринял попытку хронологически проследить период церковно-государственных отношений после Февральской революции.

Схожий обзорный характер носят и статьи петербургских историков М. В. Шкаровского и А. Н. Кашеварова – авторов ценных книг по истории Церкви в советский период47. Шкаровский считает, что «Февральская революция разразилась не только в политической, социальной, но и в религиозной сфере»48.

Указывая на решения Всероссийского съезда духовенства и мирян, состоявшегося в июне 1917 года, Кашеваров пишет, что «"революция в Церкви» ограничилась необходимыми для нормальной церковной жизни реформами, оставив Церковь в целом в рамках привычных традиций»49.

Статья московского исследователя П. Я. Леонтьева, посвященная съездам духовенства и мирян в 1917 году, интересна как одно из первых обращений к этой теме. Леонтьев отмечает политическую направленность большинства съездов, их отрицательное отношение к черному духовенству и, в частности, к епископату. И хотя, по мнению исследователя, «видимой пользы от съездов не было... в то же время съезды уничтожили многие недостатки старой системы, ни о каком самодурстве епископов... уже не могло идти речи»50.

Другой московский историк, Ф. А. Гайда, не нашел ничего положительного в этом периоде для церковной жизни, а в деятельности В. Н. Львова усматривает только «начало революционным гонениям на Церковь». По мнению Гайды, в методах обер-прокурора проявилась та «тенденция, которая была свойственна всем министрам Временного правительства: концентрация полноты власти в их руках и игнорирование прочих органов высшей и центральной власти (например, законодательных палат) соприкасались с неограниченной самодеятельностью новообразованных по собственной инициативе общественных организаций, чья работа проходила под формальным покровительством революционного правительства»51.

Из общих трудов по истории русской церкви в XX веке следует отметить работы Д. В. Поспеловского52, а также С. Л. Фирсова и В. А. Федорова.

Канадский историк русского происхождения Д. В. Поспеловский связывает отказ епископата призвать народ к поддержке самодержавия с антимонархическими настроениями в данной среде. По мнению исследователя, настроения духовенства, особенно приходского, в момент прихода к власти Временного правительства были «весьма радикальны»53.

С. Л. Фирсов считает, что «радости по случаю «свержения самодержавия» большинство архиереев не понимали». И среди них не было «восторженных заявлений относительно революции, однако привычка подчиняться «власти предержащим» все-таки сработала»54.

В. А Федоров пишет, что после революции «настроения православного духовенства, особенно приходского, были весьма радикальными... но Временное правительство не ставило вопрос об отделении Церкви от государства, сохраняя в этом плане статус конфессионального государства»55. Говоря о работе Федорова, следует заметить, что вряд ли продуктивной представляется позиция автора научной монографии по истории синодального периода, написанной без единого обращения к синодальному архиву.

С. С. Бычков в своей книге предпринял попытку изложения событий церковной истории с 1900 по 1917 гг56. Большая часть этого малоудачного и компилятивного исследования посвящена религиозной философии и истории религиозных течений околоцерковной интеллигенции57.

Работы профессора Московской духовной академии, протоиерея В. Цыпина отражают современную официальную позицию Московской патриархии. В изложении событий 1917 года Цыпин проявил слабое знание источников и научной литературы, в результате некоторые события замалчиваются и общая картина искажается58. Наивно звучит утверждение автора, что епископ Андрей (Ухтомский) был единственным епископом, который «искренне и всерьез связывал надежды на оздоровление церковной жизни с февральским переворотом»59.

Книга протоиерея Г. Митрофанова, по признанию самого автора, представляет «литературно отредактированный вариант магнитофонной записи лекций». В изложении событий 1917 года он достаточно традиционен и противопоставляет политику «безумного» обер-прокурора Львова его приемнику А. В. Карташеву, который занял позицию, «отражавшую интересы Церкви». Говоря о выборах архиереев, Митрофанов считает, что «тогда эта практика себя оправдала, и во многих епархиях были избраны достойные иерархи»60.

Из других работ церковных авторов большим фактическим материалом и стремлением к объективности отличаются книги С. А. Голубцова, посвященные московскому духовенству и Московской духовной академии в революционную эпоху61.

В 2002 году вышла в свет монография тверской исследовательницы Т. Г. Леонтьевой, посвященная провинциальному духовенству. Автор этого ценного исследования в противоположность некоторым историкам, в первую очередь церковным, впадает в другую крайность – работу Леонтьевой Т. Г. отличает гиперкритическое отношение к духовенству как к сословию62.

В последнее время история Церкви после Февральской революции нашла отражение в весьма интересных диссертационных исследованиях – И. В. Завитновского, А. В. Соколова и М. А. Бабкина.

И. В. Завитновский рассматривает феномен «церковной революции» на примере отдельных епархий63. Автор ссылается на японского исследователя X. Ваду, предложившего изучать 1917 год как «поток революций»: крестьянской, рабочей и т. д. В рамках данной концепции, по мнению Завитновского, «органично выглядит модель церковной революции». Исследователь считает, что, «с одной стороны, в ходе церковной революции произошел развал Имперской Церкви, а с другой – произошло возрождение православия в постфевральский период»64.

В диссертации А. В. Соколова анализируется церковная политика Временного правительства. По мнению исследователя, в политике правительства по отношению к церкви выделяются «два периода, соответствующие разным составам кабинета министров». Первый период относится ко времени, когда пост обер-прокурора занимал Львов и управление церковью «осуществлялось путем жесткого государственного администрирования». Второй период знаменовал собой учреждение Министерства исповеданий и начало размежевания церковных и государственных структур, поворот к внеконфессиональному обществу»65. Касаясь позиции высшею духовенства, Соколов считает, что оно «проявило наиболее прохладное отношение к революции. Значительно активнее приветствовало новый государственный строй низшее духовенство, особенно городское»66.

М. А. Бабкин темой своих работ избрал реакцию Церкви на свержение монархии. По мнению исследователя, уже в предреволюционные годы деятельность высших иерархов была направлена на «десакрализацию» власти российского самодержца, а Февральская революция выявила во многом «показной характер монархических взглядов клириков Церкви». Действия рядового духовенства, «направленные на придание революции необратимого характера в порядке церковной дисциплины шли сверху от Синода к епархиальным архиереям и к приходским пастырям». Бабкин полагает, что «духовенству принадлежит одна из основных ролей в свержении самодержавия, в закреплении завоеваний буржуазно-демократической революции, в признании верующими республиканского правления»67. Подтверждением этого весьма спорного вывода должна служить большая публикация документов, осуществленная исследователем в журнале «Вопросы истории»68«. Ее основу составляют выдержки из посланий архиереев по поводу революции и приветственные телеграммы в адрес церковных и светских властей. Большинство этих документов было ранее опубликовано в епархиальной прессе 1917 года. В 2006 году Бабкин издал эти материалы отдельной книгой69.

А в следующем году вышла и монография автора, суммирующая его работы, посвященные этой тематике70. Несмотря на большой фактический материал, привлеченный автором, книга, как представляется, несет на себе печать крайней политизации. В очередной раз начинается поиск «врагов народа». На этот раз ими объявляются клирики и епископат Православной Церкви. Собственно, весь материал, собранный в книге, служит обоснованием этого тезиса. По мнению М. А Бабкина, основная проблема церковно-государственных отношений – это «взаимоотношения священства-царства». И для разрешения этого вопроса в свою пользу духовенство, как высшее, так и низшее, на протяжении последних десятилетий самодержавия всеми имеющимися способами вело подрывную работу с целью «потрясения основ». И в своих «антиправительственных, по сути, действиях придавала революционному движению некое духовное освящение от чего-то, приобретало некоторый образ священной борьбы против самодержавия»71.

Нужно также отметить высококвалифицированную монографию Е. И. Беляковой72. Она посвящена такой важной и в тоже время малоизученной теме, как церковное право, основное внимание автор уделяет тому, как эта проблема рассматривалась на Поместном Соборе 1917 – 1918 гг.

В зарубежной историографии наиболее фундаментальные работы по истории Церкви XVIII – XX вв. принадлежат американскому историку Г. Фризу, однако событий 1917 года он касается лишь в общем контексте изучения церковных реформ начала XX в73. Интересный материал содержится в монографиях английского историка Дж. Каннингема74 и эмигрантского историка и богослова Н. М. Зернова75. Статья другого эмигрантского исследователя И. К. Смолича посвящена общим проблемам взаимоотношений Временного правительства и Церкви76. По его мнению, после Февральской революции «волна революционного воодушевления... достигла и церковных кругов. И здесь среди низшего духовенства и мирян вспыхнуло пламя реформаторства». По справедливому замечанию Смолича, корни революционных настроений «родились не в буре мартовских дней», а в прошлом синодальной эпохи77.

В книге английского автора В. Мосса, посвященной православию в XX веке, главным отрицательным персонажем изображен архиепископ Сергий (Страгородский), который являлся только «послушной марионеткой в руках» обер-прокурора Львова в «деле проводимой им революции в Церкви». «Революция в Церкви», по мнению В. Мосса, началась 29 апреля, когда Синод принял «обращения... касавшиеся установления принципа выборности епископата»78. Автор этого крайне политизированого исследования не вводит в оборот какие-либо новые источники, используя в основной современную публицистику, в результате его книга напоминает неумелый памфлет, направленный против Московской патриархии.

В середине 90-х годов вышел в свет ряд статей петербургской исследовательницы Т. Г. Фруменковой, широко использовавшей в своей работе богатейший материал РГИА79. Одна из работ Фруменковой посвящена непосредственно высшему духовенству после Февральской революции и является, по сути, единственным специальным научным исследованием проблемы. Исследовательница впервые перевела рассмотрение темы «высшее духовенство и революция» из области отвлеченных умозаключений на конкретную источниковую базу. При всех достоинствах этой новаторской статьи, Фруменкова, как представляется, излишне доверчиво подошла к такому сложному источнику, как доносы на архиереев. Истолковав их в духе самих доносчиков, автор пришла к выводу, что «архиереи и после Февраля нередко упорствовали в защите старого строя... не поняли глубины и необратимости случившегося»80. Что лично думали архиереи по поводу революционных событий, за редким исключением, конечно, не известно81. Однако их официальная политическая позиция была почти во всех случаях иной.

В своей последней по времени статье Т. Г. Фруменкова подробно рассматривает персональный состав Синода в 1917 году82. Остается только сожалеть, что высококвалифицированные статьи петербургской исследовательницы так и не вылились в отдельную книгу.

Другой характер носит обширное предисловие П. Н. Грюнберга к публикации некоторых документов из канцелярии патриарха Тихона, посвященных высшему духовенству. Грюнберг, хотя и отдает должное работе Т. Г. Фруменковой («высокий профессионализм, хорошая техника петербургской школы»), отмечает «безусловную чуждость исследователя теме по духу, непонимание специфики той структуры, о положении которой идет речь». По его мнению, Фруменкова не различает законные собрания духовенства и их же «одноименные беззаконные сборища, не знает истинной внутрицерковной проблематики» и вообще «находится в плену устаревших школьных представлений»83. Грюнберг считает, что нельзя писать о борьбе белого духовенства и мирян против черного духовенства, так как в «действительности никогда у «нормального» белого духовенства и мирян и «нормального» монашества вкупе с достойными иерархами не было никаких внутренних «противоречий», тем более «политических"».

Что же касается собственно авторской концепции Грюнберга, то она проста и показательна. «После падения Империи власть над Церковью обер-прокурора чиновника, по сути безбожного правительства, была издевательством над Церковью и издревле православной нацией». По мысли автора, иерархия Церкви была «основным идеологическим противником Правительства». Ведя борьбу с епископатом, Временное правительство действовало через Комитеты общественной безопасности, через различные Советы и иные общественные организации, а также «самочинные сборища духовенства и мирян»84. Вообще трудно сказать что-либо более не соответствующее реальной обстановке 1917 года. Работы таких авторов, как Грюнберг, как это не грустно отметить, симптоматичны для современной церковной историографии в целом.

Коллективная монография «Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху», выпущенная Институтом российской истории (РАН) совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, казалось бы, затрагивает тему, сходную с моим исследованием, однако, о периоде в истории Церкви между Февралем и Октябрем там фактически ничего не говорится, он просто выпадает из поля зрения авторов книги85.

К сожалению, и отечественные, и зарубежные историки, занимающиеся политической историей революции 1917 года, как правило, не уделяют внимание церковным проблемам того периода. Показательна обстоятельная монография американского историка Д. Рейли, посвященная 1917 голу в Саратове. Автор этого локального исследования лишь вскользь упомянул, что в «апреле за «контрреволюционную агитацию» был арестован в Саратове и отправлен в Петроград настоятель церкви (имеется в виду епархиальный епископ. – П. Р.) Палладий»86. Между тем Саратовская епархия была одной из наиболее «беспокойных» – из нее изгнали двух архиереев, туда ездила синодская ревизия, там состоялись выборы епископа. Эта информация содержится и в церковной, и в светской прессе.

Среди специалистов по политической истории 1917 года, в этом отношении, составляют исключение петербургские историки Г. Л. Соболев и Б. И. Колоницкий. Г. Л. Соболев в монографии, посвященной революционному сознанию рабочих и солдат Петрограда, возможно, первым из советских историков обратил внимание на то, что в идеологической борьбе после Февральской революции «не последняя роль принадлежала церкви»87. По мнению исследователя, «церковь становится ревностным служителем Временного правительства», тем самым «демонстрируя удивительную приспособляемость к новому режиму». Автор отмечает попытки либеральных церковных кругов сгладить противоречие между причтом и революционно настроенными прихожанами. В их числе образование «Союза демократического православного духовенства», а также обновленный «Всероссийский церковно-общественный вестник» орган «либерально-клерикальных кругов». Отмечает историк и статьи профессора Б. В. Титлинова, направленные против «реакционной иерархии». Высшее же духовенство, по мнению Соболева, «враждебно отнеслось к тому движению, которое началось после Февральской революции в низших и средних церковных кругах»88.

В своей монографии, посвященной борьбе вокруг политических символов в 1917 году, Колоницкий рассматривает среди прочего и воздействие языка и символики революции на жизнь Православной Церкви. По мнению исследователя, «общественный кризис в канун революции проявлялся и в церковной жизни, соответственно, политический переворот не мог не привести к радикальному перевороту в этой области». Революция повлияла на церковные службы, ее символика проникла в убранство церквей. «Конфликты между мирянами и священниками, между высшим и низшим... духовенством переплетались с политической борьбой... Борьба оформлялась с помощью языка революции: сторонники радикального обновления церкви именовали своих оппонентов «реакционерами», «распутницами»... Их противники также использовали обличительные политические штампы, именуя своих конкурентов... «большевиками», и даже «ленинцами"». По мнению Колоницкого, «можно говорить и о взаимодействии религиозного и антибуржуазного сознания... Порой авторы и ораторы описывали свершившийся переворот религиозно, он рассматривался как победа истинных идеалов христианства»89.

Таким образом, одни и те же вопросы решаются исследователями порой диаметрально противоположно. Какова была политическая позиция епископата после Февральской революции? Какой характер носила политика Временного правительства по отношению к Церкви? Каковы истоки бунта низшего духовенства против епископата? Какова была роль во всем этом обер-прокурора В. Н. Львова? Даже количество уволенных на покой архиереев определяется историками различно. Практически совершенно не рассматривается такой важный вопрос, как введение выборною начала в жизнь Церкви.

* * *

29

Так, например, характеристику позиции Титлинова как «чекистской» см.: Комментарии к книге «Переписка П. А. Флоренского и М. А. Новоселова». Томск, 1998. С. 171.

30

Титлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг., 1924.

31

В 1910 году после отрицательного отзыва Антония (Храповицкого) Синод не утвердил уже защищенную докторскую диссертацию Титлинова, а в 1911 году после отзыва Сергия (Страгородского), обвинившего историка в либерализме и «кадетстве», Титлинов был освобожден от должности редактора «Церковною вестника».

32

Титлинов Б. В. Церковь во время революции... С. 56.

33

Кандидов Б. Церковь и Февральская революция. М., 1934. В этом сочинении Кандидов пишет: «4 и 6 марта 1917 г. в Ленинграде (!) состоялось совещание местного воинского духовенства» (С. 58).; Зарин П. Февральская революция и церковь//Антирелигиозник. 1937. № 3.

34

Осипова Е. С. Церковь и Временное правительство // Вопросы истории. 1984. № 6.

35

Осипова Е. С. Временное правительство и церковь // Церковь в истории России М., 1967. С. 315.

36

Там же. С. 315–316. См. Также: Осипова Е.С. Октябрьская революция и православная церковь// Вопросы научною атеизма. М., 1980. Вып. 25. С. 205–222.

37

Снигирева Э. А. От Февраля к Октябрю (церковь и политика) // Атеизм, религия, современность. Л., 1973.

38

Снигирева Э. А. Политическая переориентация русского православия в первое десятилетие советской власти (1917–1927). Автореферат канд. ист. наук. Л., 1974. С. 8.

39

Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976.

40

Там же. С. 71.

41

Русское православие: Вехи истории. М., 1989. Так, автор послесловия А. И. Клибанов отмечал, что хотя Октябрьская революция и отделила церковь от государства и школы, «она не отделила и не могла отделить верующих от религии».

42

П. Н. Зырянов был одним из первых историков, кто в советское время выпустил серьезное исследование, посвященное церковным проблемам. См.: Зырянов П.Н. VIравославная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984.

43

Русское православие... С. 425–426.

44

Бакулин Б. С. Несвоевременные воспоминания // Религия и демократия. М., 1993. С. 149.

45

Бакулин Б. С. Указ. соч. С. 157.

46

Бовкало А. А. Февральская революция и проблемы взаимоотношения Церкви и государства // Церковь и государство в русской православной и западной латинской традиции. СПб., 1996. С. 62.

47

Шкаровский М. В. Русская Церковь при Сталине и Хрущеве М.,1999. Кашеваров А. Н.

Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. СПб., 1999.

48

Шкаровский М. В. «Религиозная революция» 1917 года и ее результаты // 1917. Метаморфозы революционной идеи и политическая практика их воплощения. Новгород, 1998. С. 74.

49

Кашеваров А. Н. Русская Православная Церковь между Февралем и Октябрем 1917 г.// Петербургская историческая школа: Памяти В. А. Ежова. СПб., 2001. С. 160.

50

Леонтьев П. Я. Революция в церкви: съезды духовенства и мирян в 1917 году // Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2. С. 236, 246.

51

Гайда Ф. А. Русская церковь и политическая ситуация после Февральской революции 1917 года (к постановке проблемы) // Материалы по истории русской иерархии: статьи и документы. М., 2002. С. 65–67.

52

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Он же. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

53

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь... С. 36.

54

Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. С. 489, 501; Он же. Революция 1917 года и попытки «демократизации» Русской Церкви // Церковно-исторический вестник. 2000. № 6–7. См. также: Фирсов С. Л. Церковь в империи. Очерки из церковной истории эпохи Николая II. СПб., 2008.

55

Федоров В. А. Русская православная церковь и государство: синодальный период 1700–1917. М., 2003. С. 267–269. Автор данной монографии неверно считает, что обер-прокурор Синода В. Н. Львов был родственником председателя Временного правительства князя Г. Е. Львова (они были однофамильцами). В. А. Федоров также ошибочно полагает, что Синод был упразднен Временным правительством 5 августа 1917 года.

56

Бычков С. С. Русская церковь и императорская власть (очерки по истории Православной Российской Церкви 1900–1917). М., 1998. Слишком много места автор уделяет общеизвестным фактам истории России начала XX в. В изложении событий 1917 г. С. С. Бычков опирается в основном на дневник протопресвитера Н. Любимова (который автор почему-то упорно именует воспоминаниями /с. 294, 296/) и мемуары Л. В. Карташева, которого Бычков ошибочно называет профессором Духовной академии /с. 298/.

57

Подробную характеристику данного исследования см.: История фальсификации, или фальсификаторы истории. (О «научном» творчестве журналиста Сергея Сергеевича Бычкова). СПб., 2004.

58

Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви 1917–1997. М., 1997. См. также: Русская Православная Церковь в новейший период. 1917–1999 // Православная энциклопедия (РИД). М., 2000. См.: рецензия на монографию протоиерея В. Цыпина: Поспеловский Д. М. Размышляя над книгой// Церковно-исторический вестник. 2000. № 6–7. С. 231–237.

59

Цыпин В., протоиерей. Указ. соч. С. <номер страницы неизвестен>

60

Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви, 1900–1927. СПб., 2002. С. 88–90.

61

Голубцов С. Московская духовная академия в революционную эпоху: Академия в социальном движении и служении. М., 1999. Он же. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922 гг. М., 1999.

62

Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX-начале XX века. М., 2002. Ср.: Розов Л. И. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003.

63

Завитновский И. В. Церковная революция 1917 года в Тверской епархии. Дисс. маг. обр. РГПУ. СПб., 2002; Он же. Тверской епископат и «весна церковной революции» 1917 года // Герценовские чтения 2001: актуальные вопросы социальных наук. СПб., 2001; Он же. I Церковное украинство и церковная революция// Вестник молодых ученых. СПб., 2002.

64

Завитновский И. В. Церковная революция 1917 года в Тверской епархии... С. 3, 59.

65

Соколов А. В. Временное правительство и Русская православная церковь (1917 год). Автореферат дисс. канд. ист. наук. СПб., 2002. С. 25–26. Этой же теме посвящено и диссергационное исследование О. Ю. Редькиной. См.: Редькина О. Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль – октябрь 1917). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1996. В последнее время появляются работы, в которых церковно-государственные отношения рассматриваются не только через призму политики самого правительства См. например: Ковырзин К. В. Поместный Собор 1917–1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции // Отечественная история. 2008. № 4. С. 88–97.

66

Соколов Л. В. Временное правительство и Русская православная церковь… С. 20.

67

Бабкин М. А. Свержение монархии в России в 1917 году и Православная Церковь. Автореф. дисс. канд. ист. паук. М., 2003. С. 26–27; Он же. Приходское духовенство Российской Православной Церкви и свержение монархии в 1917 г. // Вопросы истории. 2004. № 6; Он же. Святейший Синод Православной Российской Церкви и революционные события февраля марта 1917 г. // Клио. СПб., 2002. № 2 (17).

68

Русская Православная Церковь и Февральская революция / пуб. М. А. Бабкина// Вопросы истории. 2004. № 2–5.

69

Российское самодержавие и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви. М., 2006.

70

Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии. (Начало XX в. конец 1917 года). М., 2007.

71

Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии. (Начало XX в. – конец 1917 года). М., 2007. С. 409.

72

Белякова Е. И. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.

73

Freeze L. Gregory The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton U. 1983. См.: Глава «Реформы и революция». Р. 450–480.

74

Каннингем В. Джемc. С надеждой на Собор: русское религиозное пробуждение начала века. London. 1990.

75

Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Paris, 1974.

76

Смолич И. К. Русская Церковь во время революции // Смолич И. К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. 2. М., 1997.

77

Там же. С. 727.

78

Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). СПб., 2001. С. 34.

79

Фруменкова Т. Г. Письма на имя обер-прокурора Синода (по материалам РГИА за 1917 год) // Исследование источников по истории революции 1917 г. СПб., 1996. Она же. К биографии В. И. Львова // Из глубины времен. 1997. № 9. Она же. Деятельность В. И. Львова на посту обер-прокурора Св. Синода // Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века. СПб., 1996.

80

Фруменкова Т. Г. Высшее православное духовенство России в 1917 г.// Из глубины времен. СПб., 1995. Вып. 5. С. 82, 91.

81

Материалом для такой реконструкции могли бы служить личные письма и дневники архиереев. (См.: Письма патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. В этом церковном издании помещена переписка епископа Алексия (Симанского) за 1917–1921 годы. Однако публикаторы часто просто не смогли точно прочитать рукопись, отсюда в книге и появились такие несуществующие личности, как, например, митр. Панкратий и др. С. 32.) Однако, мне не известны дневники архиереев за 1917 год. Видимо, один из немногих такого рода дневников, дневник митрополита Арсения (Стадницкого), хранящийся в ГЛРФе. Судя по описи, он кончается 1916 годом. Известно, что Арсений продолжал вести дневник и далее. Недавно Свято-Тихоновский университет начал публикацию этого ценного источника. См.: Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник 1880–1901. М., 2007.

82

Фруменкова Т. Г. Синод в 1917 году. (Персональный состав)//90 лет Февральской революции в России СПб., 2007.

83

Грюнберг П. Н. О положении епископата Русской Православной Церкви при Временном правительстве // Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002. С. 70–71.

84

Там же. С. 79, 88–89.

85

Лавров И. М., Лобанов В. В., Лобанова И. М., Мазурин А. М. Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008.

86

Рейли Д. Дж. Политические судьбы Российской губернии: 1917 год в Саратове. Саратов, 1995. С. 122.

87

Соболев Г. Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 году: Период двоевластия. Л., 1971 С. 188.

88

Там же. С. 192.

89

Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2001. С. 56–64. Он же. Политические символы и борьба за власть в 1917 году. Автореферат дисс. док. ист. наук. СПб., 2002. С. 17–18.


Источник: Официальные рецензенты: Доктор исторических наук Борис Соломонович Каганович Доктор исторических наук Сергей Львович Фирсов. Научный редактор: Доктор исторических наук Борис Иванович Колоницкий Книга подготовлена и издана в рамках проекта "Революции, государство, общество" программы "Власть и общество в истории" Отделения историко-филологических наук РАН Утверждено к печати Ученым советом Санкт-Петербургского института истории РАН Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). - СПб-Лики России 2008 - 224 с.

Комментарии для сайта Cackle