Михаил Сарни

Источник

Митрополит Антоний и основание Сурожской епархии

В начале 1949 г. в Лондон из Парижа по приглашению Содружества во имя первомученика Британского Альбания (Альбана) и преподобного Сергия, игумена Радонежского, приезжает новорукоположенный иеромонах Антоний (Блум) (илл. 5.1). Содружество было основано в 1920-е годы верующими студентами, православными и англиканами, и проводило ежегодные конференции, на которые о. Антоний к тому времени приезжал уже дважды. Некто, пожелавший остаться неизвестным, внес сумму, достаточную для содержания православного священника и лектора Содружества в течение двух лет.

О. Антоний, по профессии врач, получил от Господа замечательный дар проповедника. Горящее слово о Благой Вести Христовой и молитвенное расположение души привлекало к нему самых разных людей. Кроме своих обязанностей в Содружестве – богослужений, проповедей и лекций в часовне Содружества во имя свт. Василия Великого на ул. Ноттинг-Хилл-гейт(илл. 5.2), – о. Антоний помогал протоиерею Владимиру на париаршем приходе. И когда летом 1950 г. о. Владимир неожиданно скончался, прихожане с любовью приветствовали нового настоятеля иеромонаха Антония.

О. Антоний восстановил приходскую школу для детей, существовавшую до войны. Начал регулярно выходить «Приходской вестник», с приложением для детей и английским отделом. О. Антоний по-прежнему активно работал в Содружестве, и, мало-помалу в церковь потянулась молодежь – второе поколение эмигрантов. После большого перерыва в храм стали приходить англичане, изъявлявшие желание присоединиться к Св. Церкви. Для них о. Антоний, с согласия русских прихожан, стал совершать ежемесячные всенощную и Литургию по-английски. Владыка Антоний всегда с большой гордостью вспоминал щедрость старых прихожан, сумевших принять новопришедших, непохожих на них, людей.

5.4. В день хиротонии во епископа, Париж, 30 ноября 1956 года

5.5. Крещение (конец 1950-х годов)

5.6. Богоявление 1960 г. Великое освящение вод реки Темзы

5.7. Делегация Московского Патриархата перед отъездом на Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели, 1961 год

Окормление паствы стало главным делом о. Антония. К нему всегда можно было прийти для разговора. Владыка позже рассказывал, что когда-то принимал людей по 18 часов в день, но позже ослабел, и стал принимать по 10 часов. Даже после 1992 г., когда Владыка объявил, что окормлять прихожан собора он больше не сможет, он продолжал безотказно встречаться с теми, кто приехал издалека.

В 1954 г. иеромонах Антоний был возведен в сан игумена, в 1956 – архимандрита, а в 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западноевропейского Экзархата (илл. 5.4). В 1961 г. епископ Антоний в составе делегации Московского Патриархата участвовал в Третьей Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (илл. 5.7).

10 октября 1962 г. решением Священного Синода на территории Великобритании была образована епархия, носящая имя ныне упраздненной, а некогда славной епархии на юге Крыма – Сурожской. Епископ Антоний стал архиепископом (с 1965 г. – митрополитом) Сурожским (илл. 5.9). Епархия была небольшая, но постоянный приток новых прихожан, по большей части англоязычных, в лондонском соборе, и появление новых приходов и малых монашеских общин за пределами Лондона (Оксфорд, Льюис, Бристоль, гр. Девон, Уолсингем) обещали принести обильный плод в будущем.

В 1955 г. городские власти Лондона приняли решение на месте, где стояла церковь апостола Филиппа, построить новый автовокзал. После запутанных переговоров в распоряжение патриаршего прихода было предоставлено пустующее здание англиканской церкви во имя Всех Святых в районе Найтсбридж по адресу 67, Эннисмор-гарденс. Образцом для церкви, построенной в 1849 г. в ломбардо-романском стиле послужила базилика в Вероне (Италия) во имя святителя Зинона, епископа Веронского. Позднее она была украшена настенными изображениями, выполненными в старинной технике сграффито (илл. 5.11).

5.8. Икона святителя Стефана, архиепископа Сурожского, исповедника

5.9. Митрополит Сурожский Антоний, 1966 год

5.10. Освящение Успенского собора на Эннисмор-гарденс, 16 декабря 1956 года

5.11. Изображение Спасителя над алтарной абсидой, сграффито

В декабре 1956 г. престол храма на Эннисмор-гарденс был освящен во имя Успения Божией Матери (илл. 5.10). Митрополит Антоний благословил оставить в имени собора и прежнее посвящение – Всем Святым.

Зарубежный приход получил от англикан церковь в аренду лишь в 1959 г. (причиной задержки был отказ «зарубежников» делить храм на Эннисмор-гарденс между двумя приходами, как прежде делили церковь апостола Филиппа). Временно служили в часовне, устроенной в приходском доме (он же служил резиденцией архиерея) и в Благовещенском монастыре.

В сентябре 1964 г. службу праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня возглавил находившийся в Англии с визитом Святейший Патриарх Алексий I(илл. 5.12–5.13).

В 1979 г. усилиями прихожан здание церкви было приобретено в собственность прихода. Значительную часть собранных средств составили пожертвования англикан, весьма ценивших труды митрополита Антония на ниве Евангельской проповеди (с начала 1960-х годов он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении) (илл. 5.14).

В 1965 г. митрополит Антоний был назначен Патриаршим Экзархом в Западной Европе, и исполнял свои обязанности, связанные с частыми поездками на континент, до 1974 г.

Первая православная монашеская община на Британских островах, Благовещенский женский монастырь в юрисдикции Зарубежной Церкви, была устроена в 1954 г. в Лондоне по благословению святителя Иоанна (Максимовича). Там поселились монахини, покинувшие со своей игумениейЕлисаветой (Ампеновой) (илл. 5.15)Горненский монастырь близ Иерусалима накануне первого ближневосточного конфликта в 1948.

5.12. Староста прихода Александр (Шура) Пикерсгиль встречает Патриарха Алексия I, 27 сентября 1964 года

5.13. После Литургии, 27 сент. 1964 г. (крайний справа –архиепископ Кентерберийский Майкл Рамсей (Рэмси)

5.14. Митрополит Антоний в студии Би-Би-Си, 1983 год

5.15. Игумения Елисавета (Ампенова)

В 1959 г. в Англию прибыл архимандрит Софроний (Сахаров) с шестью монашествующими разных национальностей, и основал в глухом углу графства Эссекс обитель во имя св. Иоанна Предтечи в юрисдикции Русской патриаршей Церкви (илл. 5.16–5.17). Московский художник, после революции уехавший в Париж, а в 1927 г. принятый в число братии русского Св.-Пантелеймонова монастыря на Афоне, о. Софроний стал учеником и духовным другом преподобного Силуана Афонского, а позже был поставлен духовником двух греческих афонских монастырей.

Старец Софроний строил монастырь в Эссексе как обращенное западному миру свидетельство православной веры и христианской любви. Увы, духовные темпераменты о. Софрония и его правящего архиерея архиепископа Антония оказались слишком разными, и в 1964 г. о. Софроний получил от Патриарха Алексия I отпускную грамоту на переход с монастырем под омофор Патриарха Константинопольского. Св.-Иоанно-Предтеченский монастырь поныне остается местом, открытым для всех, где непрестанная молитва приближает к Богу людей, приезжающих в обитель со всех концов земли.

Служение митрополита Антония было по преимуществу служением выдающегося проповедника и апологета. Его радиопередачи на Русской службе Би-Би-Си, а позднее многочисленные книги – литературно обработанные записи бесед, выступлений и проповедей – помогли огромному множеству людей войти в Церковь, услышать Благую Весть о Христе – Спасителе мира, и о Его заповедях.

В 1966–1974 гг. митрополит Антоний нес служение Патриаршего Экзарха Западной Европы. С конца 1950-х годов он принимал участие во многих встречах и собеседованиях с инославными, но позже отошел от этой деятельности. Митрополит Антоний был удостоен звания почетного доктора богословия Московской и Киевской Духовных академий, Кембриджского и Абердинского университетов.

5.15. Архимандрит Софроний с братией, 1959 год

5.16. Старец Софроний, 1990 год

5.17. Михаил Иванович Феокритов

5.18. Протоиерей Михаил Фортунато, 1997 год

5.19. Архиепископ Анатолий, митрополит Антоний и епископ Василий, 1997 год

Особенное молитвенное настроение за богослужением отмечали все, когда-либо бывавшие на службе в соборе. Многих привлекало пение церковного хора. Но не мощью или изысканными гармонизациями. Хор просто пел, с благоговением предстоя Богу. Заслуга в этом двух регентов, трудившихся во время служения владыки Антония в Лондоне – ведь сам владыка Митрополит в музыке не разбирался. Первым был Михаил Феокритов, брат прежнего лондонского настоятеля о. Владимира и ученик знаменитого регента Александра Касторского, приехавший в Лондон после войны (илл. 5.17). Но особо следует отметить труды его зятя, протоиерея Михаила Фортунато, управлявшего соборным хором с 1965 по 2005 г. (илл. 5.18). Это он своим примером сумел научить многонациональный соборный хор растворять слова и пение в молитве.

В 1990 г. по приглашению митрополита Антония в Лондон прибыл викарный епископ (с 1993 г. архиепископ) Анатолий (Кузнецов) (илл. 5.19), получивший титул Керченский, по имени еще одной упраздненной много столетий назад крымской епархии. Владыка Анатолий помогал окормлять русскую часть соборного прихода, быстро растущего за счет людей, прибывающих из России, Украины и других бывших частей Советского Союза.

Еще один викарный епископ, Василий (Осборн), был хиротонисан с титулом епископ Сергиевский в 1993 г. (илл. 5.19). Альфред Осборн приехал из Америки в Оксфорд чтобы изучать классические языки. Он был принят в Православие митрополитом Антонием, который в 1973 г. рукоположил его во иерея. О. Василий много лет служил приходским священником в Оксфорде. В 1991 г. он овдовел.

5.20–5.21. Икона свт. Николая до и после поновления

5.22–5.24. Запись об иконе святителя Николая в описи имущества церкви апостола Филиппа, и надпись на обратной стороне иконы

В середине 1990-х годов митрополит Антоний попросил архиепископа Анатолия обновить весьма поврежденную икону Свт. Николая (илл. 5.20), написанную на цинковой плите больших размеров. Икона была передана в храм в 1935 г. англичанином, капитаном торгового флота. Вся икона была покрыта вмятинами, похожими на повреждения от осколков снарядов, и почти весь красочный слой был сбит. Церковное предание гласит: икона находилась на корме одного из кораблей, участвовавших в боях русско-японской войны 1904–05 гг., была опущена за борт при затоплении судна, но осталась на плаву, так что держащиеся за нее моряки были спасены. Вл. Анатолий закончил обновление иконы в 2004 г. (илл. 5.21). Ныне чтимая икона свт. Николая находится в соборе, к северу от иконостаса.

В 1991 г., задолго до общецерковного прославления страстотерпцев Императора Николая Александровича и семейства его, митрополит Антоний, не скрывавший своих монархических взглядов, благословил местное почитание Царственных мучеников в Сурожской епархии. Ежегодно 4/17 июля в Соборе и в часовне во имя святителя Николая в старинном поместье Лютон Ху, где хранились царские реликвии, вывезенные архимандритом Николаем (Гиббсом) (илл. 5.25), совершался молебен Царственным мученикам.

С середины 1990-х годов, за много лет до начала сближения Русской Патриаршей Церкви и РПЦЗ, митрополит Антоний и правящий архиерей РПЦЗ архиепископ Берлинский и Великобританский Марк, не афишируя этого, совместно решали сложные проблемы местной церковной жизни.

5.25. После освящения часовни свт. Николая в Лютон Ху, 18 мая 1991 года

5.26. Предрождественское говение, 1998 год

5.27. Митрополит Антоний после Епархиальной Литургии, День Всех святых, 30 июня 2002 года

К началу 1990-х годов приход был по преимуществу англоязычным; старых русских прихожан оставалось очень мало. Когда в 1990-е годы в собор на Эннисмор-гарденс стали приходить десятки и сотни православных христиан, недавно прибывших из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, старожилы увидели людей, столь непохожих на тех старых русских, с которыми они молились в храме столько лет. Очень многие из новоприбывших только недавно приняли святое Крещение, и не успели воцерковиться на родине. Молитвенная тишина во время богослужения, которой владыка Антоний столь дорожил, стала нарушаться разговорами; в церкви появились дети, которые могли бегать и кричать; новые прихожане оказались довольно необщительны (многие из них плохо владели английским).

Митрополит Антоний не имел сил, чтобы справиться с появившимся отчуждением между англо- и русскоязычными частями прихода. К тому же он все реже вмешивался в повседневные дела прихода. Часто решения принимались другими людьми, которые затем убеждали его в правильности избранного пути. При этом нового настоятеля собора Владыка назначать не решался. Между тем недоверие между англоязычными старожилами и новыми прихожанами росло. Вероятно, свою роль играли также стойкие стереотипы времен холодной войны, когда в западной популярной культуре русские традиционно изображались захватчиками. В 2002 г. была сделана попытка передать право распоряжения приходским имуществом из рук избираемого всем приходом Приходского совета в руки небольшой группы назначаемых попечителей. Эти трения омрачали последние годы жизни митрополита Антония.

6.1. Пасха 2001 года

6.2. Митрополит Антоний и епископ Иларион, май 2002 года

6.3. Отпевание митрополита Антония, 16 авг. 2003 года

6.4–6.5. Погребение митрополита Антония, Старо-Бромтонское кладбище, Лондон


Источник: Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней [Текст] = The Russian Church in London. From Peter the Great to the Present Day / Михаил Сарни. – Лондон ; Москва: издание Сурожской епархии Русской Православной Церкви, 2012. – 79, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle