Михаил Сарни

Источник

Епархия сегодня

В марте 2002 г. по просьбе митрополита Антония в Лондон прибыл новый викарий, новопоставленный епископ Иларион (Алфеев) (илл. 6.2). Выпускник Оксфорда и талантливый богослов, епископ Иларион по благословению владыки Антония стал посещать приходы. Владыка Митрополит надеялся, что близкие ему люди примут молодого епископа с любовью, но этого не случилось. Все страхи того, что «придут русские и уничтожат уникальную епархию», как будто воплотились в одном человеке. Его энергия, энтузиазм, желание открывать новые приходы – все казалось подозрительным. Митрополит Антоний со временем склонился на сторону возмущавшихся, и попросил Священный Синод перевести епископа Илариона на другое служение; в июле 2002 г. Синод принял решение назначить епископа Илариона главой Представительства Русской Церкви в Брюсселе. Но ведь епархия была уникальной в силу уникальной личности ее создателя, поэтому перемены рано или поздно должны были наступить. 4 августа 2003 г., после пятидесяти пяти лет трудов по устроению Церкви в Великобритании, митрополит Сурожский Антоний почил в Бозе(илл. 6.3–6.5). Люди приходят на его могилу на Старо-Бромтонском кладбище, приносят цветы, и «говорят с ним как с живым».

С 2003 по 2006 г. Сурожской епархией управлял епископ Сергиевский Василий. При нем настоятелями Успенского собора были старейшие клирики прихода – протоиерей Михаил Фортунато, а затем протоиерей Иоанн Ли.

Это было неспокойное время. На ежегодных общих собраниях прихожане страстно обсуждали разные явления в жизни прихода. Для одних малейшие изменения были немыслимы, и они порицали клириков, которые, по их мнению, были виновны в этом (зачастую несправедливо). Другие, наоборот, просили отказаться от некоторых традиционных особенностей богослужения в соборе (к примеру, часы перед Литургией не читались). Большинство прихожан, разумеется, желало жить в мире. Но разговоры в каждой из двух частей прихода не утихали. «Что же будет с нами?» – об этом думали все. Попыток разрешить противоречия, подобно тому, как это делал его предшественник, епископ Василий не предпринимал.

6.6. Архиепископ Иннокентий, 2006 год

6.7. Митрополит Кирилл совершает панихиду по митрополиту Антонию, 2006 год

Осенью 2005 г. споры разгорелись с новой силой. Поводом оказался поступок протоиерея Андрея Тетерина, клирика собора, приглашенного из России епископом Василием в 2003 г., который выступил с публичной критикой некоторых порядков на приходе. В ответ на это епископ Василий наложил на о. Андрея двойное прещение, запретив ему и служить, и появляться в храме. Часть прихожан встала на защиту о. Андрея, другая была убеждаема, что он и есть та самая «рука Москвы». Завет Спасителя иметь любовь между собою был забыт.

В конце апреля 2006 г. епископ Василий отправил письма Патриарху Московскому Алексию с просьбой отпустить его с епархией в Константинопольский Патриархат, и Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой принять под свой омофор себя и желающих последовать за ним клириков и мирян епархии. В письме Патриарху Алексию он также предлагал Московскому Патриархату взяться за окормление своей паствы из новоприбывших. В начале июня Синод Константинопольского Патриархата без согласования с Москвой решил принять епископа Василия, назначив его викарным епископом (евлогианского) Экзархата приходов русской традиции в Западной Европе. Больше года ушло на урегулирование последствий этих спорных с точки зрения церковных канонов решений. Ныне приходы, ушедшие с епископом Василием, образуют Великобританское и Ирландское благочиние Экзархата.

В мае 2006 г. управление Сурожской епархией было поручено архиепископу Корсунскому Иннокентию (Васильеву) (илл. 6.6), управляющему приходами Московского Патриархата в Западной Европе. Владыка Иннокентий возглавил комиссию, созданную для выяснения положения в епархии, и стал налаживать жизнь в лондонском приходе и во всей епархии. Волнения со временем улеглись, хотя несколько провинциальных приходов не избежали болезненного разделения, а в Лондоне ушедшие с епископом Василием безуспешно пытались отсудить у Успенского прихода собор на Эннисмор-гарденс. Все же верим, что с Божией помощью братские чувства еще вернутся.

В 2006 г. приход отмечал пятидесятилетие освящения Успенского собора. Торжества возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) (илл. 6.7)

6.8. Архиепископы Сурожский Елисей и Берлинский и Великобританский Марк. Престольный праздник нижней церкви Зарубежного собора, 17 июля 2011 года

6.9. Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» в Оксфордском приходе, 2011 год

6.10. Архиепископы Елисей и Анатолий встречают Курскую-Коренную икону в лондонском соборе, 2012 год

Осенью 2006 г. Священный Синод передал управление епархией новопоставленному епископу Богородскому Елисею (Ганабе), викарию Корсунской епархии. Епископ Елисей прежде исполнял служение начальника Духовной Миссии Русской Церкви на Святой Земле. В конце 2007 г. решением Священного Синода епископ Елисей был назначен правящим архиереем епархии с титулом епископа Сурожского, а в 2010 г. возведен в сан архиепископа. Владыка Елисей также является настоятелем Лондонского Успенского собора.

В 2007 г. произошло замечательное событие – примирение разделенных частей Русской Церкви, в отечестве и в рассеянии сущих. Теперь сослужение клира Патриаршего и Зарубежного Успенских приходов – дело привычное (илл. 6.8). Прихожане – и те, кто прежде чувствовал недоверие к братьям «по ту сторону», и те, кто был убежден, что Церковь – одна, теперь могут свободно молиться вместе.

С 2008 г. Божественная Литургия и вечернее богослужение в соборе на Эннисмор-гарденс совершаются ежедневно. Между службами двери храма не закрываются; Успенский собор – единственный православный храм Лондона, куда можно прийти помолиться в любое время дня. Богослужение, прежде изрядно сокращаемое (отчасти наследие Посольской церкви) ныне совершается большей частью в привычном для кафедрального собора Русской Церкви объеме.

Лондонский собор и приходы епархии за последние годы посетило немало святынь – чудотворных икон (илл. 6.9) и мощей святых. Неоднократно в храме пребывала Одигитрия Русского Зарубежья – Курская-Коренная икона Божией Матери (илл. 6.10).

В Успенском соборе на Эннисмор-гарденс благоговейно хранятся частицы мощей святых – покровителя епархии священноисповедника Стефана Сурожского, священномученика Власия Севастийского, преподобного Серафима Саровского, а в алтаре под престолом – святителей Павла Цареградского и Григория Неокесарийского. Недавно храму были переданы частицы мощей святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Шанхайского и Луки Крымского, благоверных Петра и Февронии Муромских и блаженной Матроны Московской.

6.11. Лондонский собор. Рождество Христово, 2012 год

В соборе находится почитаемая икона Собора святых, в землях Британских и Ирландских просиявших, написанная в 1987 г. валлийцем архимандритом Давидом (Мейриком) (илл. 1). В марте 2007 г. Епархиальная ассамблея Сурожской епархии обратилась к священноначалию Русской Церкви с просьбой благословить празднование Собора Британских и Ирландских святых, уже несколько десятилетий местно празднуемое в епархии в третью неделю по Пятидесятнице.

В августе 2007 г. благословение было получено.

В календаре, издаваемом Сурожской епархией с 1970-х годов, указываются дни памяти многих местных святых. В 2010 г. на учредительном заседании Всеправославной ассамблеи епископов Великобритании и Ирландии было принято предложение архиепископа Сурожского Елисея о составлении согласованного синодика Британских и Ирландских святых. Работа над синодиком продолжается.

В Лондоне сохранились могилы шести настоятелей Русской церкви в Лондоне, и обоих приходов – Патриаршего и Зарубежного. На кладбище Кенсал-грин погребены протоиерей Яков Смирнов и священник Василий Попов (крест на могиле протоиерея Евгения Смирнова, похороненного там же, не сохранился), а на Старо-Бромтонском кладбище покоятся митрополит Антоний, архиепископ Никодим и протоиереи Николай Бер и Владимир Феокритов. В 2005 г. на Троицкую родительскую субботу православные обоих Успенских приходов впервые за много десятков лет собрались вместе на кладбище Кенсал-грин, чтобы помолиться об упокоении душ покоящихся там лондонских настоятелей XVIII-XX веков и их родственников.

Ныне Сурожская епархия, вместе с общинами Русской Зарубежной Церкви, насчитывает около пятидесяти приходов во всех концах Великобритании и Ирландии. Епархия пополняется новыми приходами, появляющимися в местах, где поселяются ревностные чада Русской Церкви. За последние несколько лет архиепископ Елисей благословил создание более десяти новых приходов.

Уповаем на помощь Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и всех святых, в землях Русских, Британских и Ирландских просиявших, и верим, что Господь сохранит и утвердит Церковь Свою на островах сих на многая лета!


О упокоении Настоятелей Русской Успенской церкви в Лондоне
митрополита Антония (Блума) (6.7.1914–4.8.2003), митрополит Сурожский, настоятель Патриаршего прихода (1.9.1950–30.07.2003).
митрополита Виталия (Устинова) (18.3.1910–25.9.2006), настоятель Синодального прихода (1948–1951) (в сане архимандрита).
архиепископа Никодима (Нагаева) (11.11.1883–17.10.1976), архимандрит, затем епископ Престонский (1954–1959), епископ Ричмондский (1959–1968), архиепископ Ричмондский и Великобританский (1968–1976), настоятель Синодального прихода (1951–1976).
епископа Николая (Карпова) (12.10.1891 –10.10.1932), архимандрит, затем епископ Лондонский, помощник настоятеля (1927–1929) и настоятель (1929–1932) Синодального прихода.
епископа Константина (Ессенского) (17.5.1907–31.5.1996), епископ Ричмондский и Великобританский, настоятель Синодального прихода (1981–1985).
архимандрита Геннадия (?–3.2.1737) (уроженец о. Кипр, настоятель Св-Саввина монастыря в Александрии, Египет) первый настоятель Лондонской Успенской церкви (1716–1737).
протопресвитера Василия Тимофеева (1.1.1878–3.6.1952), певчий (с 1903), диакон (1922), священник (1923), настоятель Успенского (1926–1927) и Синодального (1927–1929) приходов.
протопресвитера Михаила Польского (6.11.1891– 1.5.1960), настоятель Синодального прихода (1938–1948) .
протоиерея Антипы Мартинианова (Лейминова) (?–1750?), настоятель (1747–1749).
протоиерея Андрея Самборского (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1765), настоятель (1769–1780).
протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840).
протоиерея Евгения Попова (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875).
протоиерея Евгения Смирнова (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923).
протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926).
протоиерея Бориса Молчанова (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956).
протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936).
протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940).
протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950).
иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия.
схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского).
иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765).
иерея Василия Попова (1844–7.3.1877), диакон (с 1867), настоятель (1875–1877), сын протоиерея Евгения Попова.


О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне
митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия).
архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании.
архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг.
архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе.
архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).
архимандрита Никанора (Троицкого) (1905–26.4.1996), священник, иеромонах, служил в Синодальном приходе (1952–1981).
архимандрита Амвросия (Погодина) (1925–30.10.2004), помощник настоятеля Синодального прихода (1957–1963) (в сане иеромонаха).
архимандрита Софрония (Сахарова) (1896–11.7.1993), временами служил в Патриаршем приходе в 1959–1964 гг.
архимандрита Корнилия (Фристедта) (1902–1.11.1982), помощник настоятеля Патриаршего прихода (1959–1960) (в сане иеромонаха).
архимандрита Варнавы (Бертона) (1915–14.3.1996), временами служил в Патриаршем приходе в 1960-х и 70-х гг.
протопресвитера Павла Адамантова (1871–1.9.1960), служил в Успенской церкви в сане диакона (1915–1918).
игумена Иоанна (Ястрембского) (?-после 1751), 2й священник Успенской церкви (в сане иеромонаха) (1739–1740).
протоиерея Константина Веселовского (1850–1927); псаломщик (с 1875), диакон (1921), священник (1921); помощник настоятеля (1921–1927).
протоиерея Николая Успенского (1894–20.8.1980), помощник настоятеля Синодального прихода (1948–1951).
протоиерея Александра Туринцева (1896–25.12.1984), служил в Патриаршем приходе в 1950 г.
протоиерея Георгия Шереметева (1887–12.5.1971), помощник настоятеля Синодального прихода (1952–1967).
протоиерея Сергия Гаккеля (1931–9.2.2005), временами служил в Патриаршем приходе с60-хгодов.
иеромонаха Геннадия Греческие иеромонахи-святогорцы, служившие в Успенской церкви
иеромонаха Иеремии после кончины священника Стефана Ивановского (1765–1766).
иеромонаха Нифонта Иеромонах из Парижа, служил в Успенской церкви во время болезни и после кончины протоиерея Якова Смирнова (1837–1842).
иерея Владимира Дилигенского (1879– ?), помощник настоятеля (1920–1921).
иерея Николая Преображенского (1873–28.12.1917), в сане диакона (1898–1908).
иерея Иоанна Строковского (1882-?), в сане диакона (1908–1914).
диакона Иоанна Сперанского (1825-?), диакон (1875–1898).


О упокоении Церковнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне
Алексия Василия Николая
Иоанна Феодора Константина
Николая Алексия Николая
Луки Кирилла Владимира
Иоанна Леонтия Константина
Михаила Николая Фоки
Максима Иоанна Евгения
Михаила Николая Василия
Климента Александра Бориса
Силы Александра Павла
Прохора Василия Михаила


Источник: Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней [Текст] = The Russian Church in London. From Peter the Great to the Present Day / Михаил Сарни. – Лондон ; Москва: издание Сурожской епархии Русской Православной Церкви, 2012. – 79, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle