Михаил Сарни

Источник

Лондонский приход

С концом Российской Империи начинается новый этап в жизни Русской церкви в Лондоне. До конца Гражданской войны средства на содержание церкви и причта поступали поначалу из посольских фондов, а в 1919–20 гг. – из Омска, от Временного Сибирского правительства адмирала Колчака. В то же время количество русских православных людей в Лондоне выросло в несколько раз (многие из них прибыли из Архангельска с возвращающимся в Англию британским экспедиционным корпусом), и на праздники небольшая церковь на Уэльбек-стрит никак не могла вместить всех молящихся.

К тому же все яснее становилось, что Русской Посольской церкви необходимо сменить юридический статус: оставаться храмом, приписанным к посольству несуществующей державы, было неблагоразумно. Поэтому в сентябре 1919 г. решением общего собрания прихожан Успенской церкви был учрежден Лондонский Успенский приход Православной Российской Церкви (илл. 4.1–4.3), а в качестве приходского устава был принят устав, утвержденный Всероссийским Поместным Собором 1917–18 гг. (илл. 4.4). Был избран Приходской совет и Ревизионная комиссия. Чуть позже было создано сестричество во имя прп. Ксении; первой старшей сестрой стала Великая Княгиня Ксения Александровна, младшая сестра Царя-страстотерпца Николая.

Была заведена Приходская книга, куда в 1920–21 гг. записалось около 400 прихожан (илл. 4.6–4.9). Примечательно, что часть русских указывали два адреса – один российский, другой – местный (семейство графа Шереметева указывало лишь один – «Петроград, Фонтанка 34»). Довольно много было англичан – детей от смешанных браков, а также тех, кто много лет прожил в России, и вернулся с русскими женами и детьми. По законам же Российской Империи все без исключения дети смешанных браков должны были воспитываться в Православной вере.

4.6–4.9. Избранные записи Приходской книги Лондонского Успенского прихода

4.10. Просьба прихожанина-англичанина о совершении раз в месяц Литургии по-английски, 1920 год

4.11. Обязательство невесты-англиканки, выходящей замуж за православного англичанина (написано рукой о. Евгения Смирнова)

4.12. Приходная часть приходского бюджета на 1924 год

4.13–4.16. Из протокола заседания Приходского совета в декабре 1919 г. Председатель – 74-летний протоиерей Евгений Смирнов (слуга его был итальянец, католик)

С учреждением прихода стена непонимания выросла между престарелым настоятелем и активной частью его новоприбывшей паствы. Ученый о. протоиерей, автор книг и брошюр, обсуждавший церковные дела со многими видными деятелями Церкви и государства (в архиве церкви отложилось более 400 писем о. Евгения одному только Константину Победоносцеву), оказался совершенно неготовым к встрече с православными христианами, чей ум был увлечен бурными событиями 1917 года (илл. 4.13–4.16). Взаимное непонимание людей разных культурных традиций еще не раз скажется на жизни лондонской церкви.

Настоятель англиканской церкви Сент-Мэри-ле-Боу в лондонском Сити, любезно предложил русскому приходу пользоваться его храмом для праздничных и воскресных богослужений, и с мая 1920 г. большая часть служб совершалась там. Англикане, понимая желание прихода получить церковное здание в долговременное пользование, летом 1921 г. предложили передать ему церковь апостола Филиппа, большой храм недалеко от вокзала Виктория, который можно было приспособить для православных богослужений (илл. 4.17). Предложение было с благодарностью принято. Хотя церковь, как и все прежние русские православные храмы Лондона, была освящена во имя Успения Божией Матери, но почтовый адрес оставался прежним – церковь апостола Филиппа, и имя «прижилось». В иконостас были помещены иконы и Царские врата из Посольской церкви.

В 1923 г. скончался протоиерей Евгений Смирнов. Приходской совет предложил в настоятели второго священника, протоиерея Иоанна Лелюхина, в прошлом настоятеля кафедрального собора в Архангельске, эвакуировавшегося с белым ополчением. В том же году приходу удалось отстоять церковь и имущество от притязаний «Живой Церкви» (обновленческого раскола в Русской Церкви), а также представителей советской власти. С целью наладить церковные финансы, приход в 1925 г. постановил ввести самообложение: каждый прихожанин обязывался ежемесячно вносить на счет церкви определенную сумму.

4.17. Внутреннее убранство лондонской Русской Успенской церкви (церкви апостола Филиппа)

В 1926 г. в Лондон прибыл архиепископ Серафим (Лукьянов), бывший архиепископ Финляндский. В том же году разгорелся открытый спор между митрополитом Евлогием (Георгиевским) (илл. 4.19), которого патриарх Тихон поставил управлять приходами Российской Церкви в Западной Европе, и Заграничным Синодом, находившемся в югославском городе СремскиКарловцы (позднее заграничная часть Русской Церкви, подчинявшаяся этому Синоду, будет именоваться Русской Православной Церковью Зарубежом – РПЦЗ). В Лондоне часть клириков и мирян поддержала митрополитаЕвлогия, а другая часть (в их числе архиепископ Серафим, викарный епископ митрополита Евлогия) – Синод в Карловцах. Сам же приход, будучи в Западной Европе, находился в ведении митрополита Евлогия.

В 1927 г. сторонники митрополита Евлогия заявили о создании отдельного, подчинявшегося ему русского прихода (известного как патриарший или евлогианский). Настоятелем этого прихода стал протоиерей Николай Бер, в прошлом дипломат (илл. 4.20). Протоиерей Василий Тимофеев (кандидат богословия, в Лондонском приходе с 1903 г., первые 20 лет – певчим) остался настоятелем прихода, впоследствии известного как зарубежный или синодальный. Богослужения совершались попеременно: одну субботу и воскресенье в церкви апостола Филиппа служил евлогианский приход, следующие – синодальный. Церковные праздники делили поровну. Хор был один, и пел на всех службах.

Оба прихода со временем обзавелись приходскими домами, в которых были устроены часовни для совершения богослужений в те дни, когда другой приход служил в церкви апостола Филиппа. Так продолжалось около тридцати лет.

4.18. Предрождественский «базар» в Лондонском храме, 1920-е годы

4.19. Митрополит Евлогий

4.20. Протоиерей Николай Бер с дочерью Ольгой

Волнения вокруг раскола со временем улеглись, во многом благодаря миролюбию нового клирика синодального прихода, архимандрита Николая (Карпова). С тех пор и до самого конца Второй мировой войны отношения между прихожанами оставались достаточно теплыми. Заметим, что на выбор прихода, кроме семейной традиции, влияли также политические симпатии. В одной и той же семье сторонники монархии почти всегда выбирали зарубежный приход, а либеральные члены семьи – евлогианский. Благотворительный предрождественский «Bаzааг» (распродажу) устраивали совместно (илл. 4.18), как и ежегодную кампанию по сбору средств на текущие расходы по содержанию и ремонту храма.

В 1930 г. митрополит Евлогий во время очередного визита в Лондон принял участие в англиканской молитвенной службе о страждущих христианах в России, за что митрополит Сергий (Страгородский), в то время управлявший Русской Церковью, под давлением советских властей подверг его прещениям. Вскоре митрополит Евлогий с западноевропейской епархией, насчитывавшей около ста приходов, был принят в общение Константинопольским патриархом Фотием на правах главы Русского Экзархата. Принят временно, до избавления Церкви в России от гонений безбожной власти. Так лондонский патриарший приход остался просто евлогианским (или «парижским» – по местопребыванию управления Экзархата).

В 1940 г. почил в Бозе настоятель евлогианского прихода протоиерей Николай Бер, и приход возглавил протоиерей Владимир Феокритов (начавший свое служение в 1907 г. певчим в Лондонском церковном хоре). Во время войны крыша церкви несколько раз страдала от бомбежек. Пожар, начавшийся от пробившей крышу зажигательной бомбы, удалось вовремя погасить, и никто не пострадал. На время войны часть церковной утвари была вывезена в Шотландию, в королевскую резиденцию Балморал, где тогда проживала Великая Княгиня Ксения Александровна.

4.21. Святитель Иоанн, Шанхайский чудотворец

В 1945 г. престарелый митрополит Евлогий принял решение вернуться в лоно Русской Церкви, и просил патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять его и управляемый им Экзархат под свой омофор. В августе 1945 г. в Париже и Лондоне побывала делегация Русской Церкви во главе с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). Протоиерей Владимир и лондонские прихожане встретили владыку Николая очень радушно. Осенью того же года Священный Синод Русской Церкви удовлетворил просьбу митрополита Евлогия.

В следующем, 1946 году, по кончине митрополита Евлогия, его парижские последователи отказались подчиниться его решению, и убедили новоизбранного главу епархии архиепископа Владимира (Тихоницкого) оставаться под Константинополем, ссылаясь на то, что ответа оттуда на письменное уведомление о переходе Экзархата под омофор патриарха Московского получено не было. Несколько приходов бывшего Экзархата, среди них и Лондонский, решили остаться в Русской Церкви.

И патриарший, и зарубежный лондонские Русские Успенские приходы существуют поныне; оба – наследники Русской Посольской церкви. В мае 2007 г. Божией милостью произошло восстановление единства разделенных частей Русской Церкви. В деле сближения прежде разделенных православных особо уповаем на молитвенную помощь свт. Иоанна (Максимовича), чудотворца Шанхайского и Сан-Францискского, в 1951–62 гг. Архиепископа Брюссельского, управляющего Западно-Европейской епархией Зарубежной Церкви (илл. 4.21). Владыка Иоанн много раз бывал в Англии, где в нескольких церквах РПЦЗ благоговейно хранятся его реликвии. Частица мощей святителя находится и в нашем соборе.

4.22. Архимандрит Николай (Гиббс)

4.23. Вход в бывшую часовню свт. Николая

4.24. Православная часовня у источника Божией Матери Вальсингамской, Уолсингем

Назовем самых замечательных настоятелей лондонского прихода Русской Зарубежной Церкви: приснопоминаемый архимандрит Николай (Карпов), в 1929 году хиротонисанный во епископа Лондонского, блаженной памяти архиепископ Никодим (Нагаев), в миру генерал – майор и Георгиевский кавалер, и протопресвитер Михаил Польский, бывший узник Соловецкого лагеря, бежавший из СССР в 1930 г. и первым опубликовавший подробные свидетельства о великом сонме новомучеников Русской Церкви.

Усердием прихожан зарубежного прихода на западе Лондона совсем недавно был построен двухпрестольный храм – Собор во имя Успения Божией Матери и Святых Царственных мучеников. Желание Петра Великого сбылось: оба Русских Успенских собора принадлежат их приходам.

Первый русский приход за пределами Лондона был основан англичанином, клириком Зарубежной Церкви архимандритом Николаем (Гиббсом) (илл. 4.22). Около десяти лет Чарльз Сидней Гиббс служил наставником Цесаревича и страстотерпца Алексея Николаевича. Он последовал за Царской семьей в Тобольск, а позже сумел выехать из России. Поселившись в Оксфорде в 1941 г., о. Николай стал совершать регулярные богослужения, вначале в старинной часовне апостола Варфоломея, а позднее в устроенной им домашней часовне во имя свт. Николая Чудотворца (илл. 4.23). Архимандрит Николай также обустроил православную часовню в Уолсингеме, графство Норфолк, у древнего источника Божией Матери Вальсингамской(илл. 4.24).

Послевоенная волна эмигрантов, так называемых «перемещенных лиц» (DР – «ди-пи»), состоявшая из оказавшихся в Германии пленных советских солдат и молодых жителей оккупированных в 1941–43 гг. частей СССР, а также беженцев из Югославии и других стран Центральной и Южной Европы, пополнила лондонский приход Зарубежной Церкви. Отношения между патриаршим и зарубежным приходами ухудшились: политические убеждения новых «зарубежников» обязывали их резко отвергать «советскую» Церковь. Спустя несколько лет многие из «ди-пи» в поисках работы переехали на север Англии, и образовали новые приходы в Манчестере, Ноттингеме, Брадфорде.

5.1. Иеромонах Антоний (Блум), 1948 год

5.2. Освящение часовни во имя свт. Василия Великого в доме Содружества мученика Альбания и преподобного Сергия, Лондон, 1945 год

5.3. Архимандрит Антоний, 1956 г. (при жизни матери о. Антоний, соблюдая данное ей обещание, бороды не носил)


Источник: Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней [Текст] = The Russian Church in London. From Peter the Great to the Present Day / Михаил Сарни. – Лондон ; Москва: издание Сурожской епархии Русской Православной Церкви, 2012. – 79, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle