Источник

Отдел X. Устройство церквей. Св. иконы. Церковное благочиние

308. О том, чтобы при составлении проектов на построение православных церквей преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского зодчества.

Высочайше повелено сообщить главным начальствам, под ведомством коих могут быть составляемы проекты на построение православных церквей, чтобы при составлении таковых проектов преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского зодчества. При чем Государю Императору благоугодно было отозваться, что для сего могут с пользою принимаемы быть в соображение чертежи, составленные на построение православных церквей архитектором Тоном (чертежи, составленные архитектором Тоном на построение православных церквей, разосланы к Преосвященным епархиальным Архиереям при указах Святейшего Синода от 22-го декабря 1839 года). Апреля 25 дня 1841 года.

309. О том, чтобы прожит на постройте и переделки церквей в Москве, предварительно исполнения, представляемы были на Высочайшее усмотрение Его Императорского Величества.

Государь Император, обращая особенное внимание на благолепное строение церквей первопрестольного града Москвы и желая, дабы стиль древнего Византийского зодчества не нарушался при новых переделках и пристройках, Высочайше повелеть соизволил, чтобы отныне, как при созидании в Москве новых церквей, так и при обновлении ныне существующих, при сооружении в них новых приделов и во всех важнейших внешних и внутренних переделках, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящщее украшение, или же нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам были, всякий раз, установленным порядком, представляемы на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение. О сей Высочайшей воле он, г. Обер-Прокурор, предлагает Святейшему Синоду к должному исполнению. Приказали: объявив об изъясненном Высочайшем Его Императорского Величества повелении Московской Святейшего Синода конторе и Синодальному Члену, Преосвященному Митрополиту Московскому Филарету, указами предписать, дабы они в случаях построения в Московской столице по ведомствам их новых церквей и обновления существующих, а также сооружения в них новых приделов и всяких важнейших, как внешних, так и внутренних переделок, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящщее украшение или нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам, по окончании местного делопроизводства и по рассмотрении, где следует, – вносили предварительно с заключениями своими в Святейший Синод для представления, всякий раз, на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение. Для сведения же о том дать знать и всему духовному ведомству печатными указами. По Высочайшему повелению. Февраля 22 дня 1841 года.

310. О принятии мер, чтобы вообще как наружный, так и внутренний вид древних церквей сохраняем был тщательно и о проч.

Государь Император, по дошедшему до Его Величества сведению, что в некоторых древних соборах древняя живопись на стенах заменяется новою и вообще не сохраняется как следует, Высочайше повелеть соизволил принять подлежащие меры, чтобы вообще древний, как наружный, так и внутренний вид церквей, сохраняем был тщательно, не дозволяя никаких произвольных поправок и перемен без ведома высшей духовной власти. Ноября 12-го дня 1842 года.

311. О том, чтобы местные предположения по внешнему и внутреннему обновлению древних храмов представляемы были на рассмотрение Святейшего Синода.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора, в котором, между прочим, объявил Святейшему Синоду к должному исполнению, что но случаю возобновления в одном соборе древней живописи без испрошения на то дозволения, Его Императорскому Величеству благоугодно было Высочайше повелеть: «строго подтвердит впредь во всех подобных памятниках ни к каким обновлениям не приступать без Высочайшего разрешения». Приказали: предписать по всему духовному ведомству печатными указами о строгом впредь наблюдении, чтобы предположения местных духовных начальств о обновлении всех вообще церковных памятников древности (в чем бы таковое обновление не заключалось) представляемы были на предварительное рассмотрение Святейшего Синода, с приложением подлежащих описаний и чертежей. Декабря 31 дня 1842 г.

312. О том, чтобы в древних церквах, без разрешения Святейшего Синода, не дозволялось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов давнего времени.

Святейший Правительствующий Синод, в исполнение объявленного г. Обер-Прокурором и Кавалером, графом Николаем Александровичем Протасовым Высочайшего повеления, между прочим, приказали: подтвердить всем Преосвященным Архиереям печатными указами, дабы нигде, ни под каким предлогом, в древних церквах не дозволялось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов давнего времени, а всегда испрашивалось на то разрешение от Святейшего Синода. Апреля 20 дня 1843 года.

313. О церковных починках, не требующих Архиерейского разрешения.

Святейшим Правительствующим Синодом из имеющихся в оном дел усмотрено, что в некоторых епархиях епархиальные Преосвященные Архиереи не только внутренних, но и внешних церковных ветхостей без благословения своего исправлять не дозволяют, а где оное поправление усмотрят, за то священно и церковнослужителей штрафуют, в чем о тех священно и церковно-служителей в Святейшем Синоде и просьбы происходят, следовательно ж из того, что в иных отдаленных от Архиерейских домов церквах за таковое затруднение многие без поправления остаются, а как по четвертому правилу четвертого Вселенского собора точно предписано: чтобы только храмов без ведения Епископа не поставляли, того ради по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: всем епархиальным Преосвященным Архиереям предписать указами, чтобы отныне впредь священно и церковнослужители без дозволения епархиальных своих Архиереев починок не исправляли таких только, кои должно иметь внутри алтаря с повреждением или поколебанием престола, по коим без освящения храма обойтись уже не можно, чего ради как о исправлении оных, так и о освящении просить Архиерейского благословения следует, а прочие починки, яко полы в алтаре и в церкви, или окна и двери исправить, также кровли, крыльца, паперти, и колокольни сделать и починить и тому подобное, для которых освящения храма не требуется; оных исправлять не только никому не запрещать, но еще и стараться, чтобы к тому священники и прихожане тщательно поощряемы были и для того б всем священно и церковнослужителям объявлено было о том с подписками, да и прихожанам дано было знать58. Мая 5 дня 1774 года.

314. О разрешении впредь строить деревянные церкви повсеместно.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора, следующего содержания: вследствие бывших в Святейшем Синоде рассуждений, он имел счастье подносить на Высочайшее благоуважение Государя Императора мнение об отмене существующего с 1800 года общего постановления, чтобы деревянных церквей вновь не строить59. Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть ему внести предмет сей на предварительное рассмотрение комитета Министров. Исполняя сию Высочайшую волю, представлял он комитету: 1) что из вышеупомянутого общего постановления дозволены уже в последствии времени изъятия для селений в Сибири и для западных губерний, и что вообще в государстве разрешено строить деревянные церкви в бедных селениях, кои не имеют удобств доставать материалы для каменного здания и в которых существование церквей нужно по особым уважениям. 2) В прочих местах, где не дозволяется строить деревянных церквей, построение каменных нередко производится незнающими или весьма неискусными мастерами без надлежащего надзора архитекторов, по недостатку сих последних или по множеству их занятий. От сего строятся они большею частью худо и непрочно, оказываются сырыми и холодными и для богослужения неудобными, особенно в средней и северной полосах России. 3) Так как построение каменных зданий вообще требует значительных издержек, то многие приходы, не имеющие средств заменить обветшавшие свои деревянные церкви новыми каменными, должны быть приписываемы к другим церквам нередко отдаленным, если нет в близком расстоянии, и с неудобными к ним дорогами, особенно весною, при разлитии рек, или осенью. 4) В сих обстоятельствах недостаточные прихожане не токмо скорбят, приобыкши от рождения видеть храмы Божии в их селениях и на тех местах, где похоронены их предки, но и лишаются иногда возможности посещать новые их приходские церкви. По редкому же посещению храмов может ослабиться в народе и расположение к общественной молитве, столь полезное для поддержания в нем чистого благочестия, и с тем вместе нельзя не опасаться, чтоб не возрастали расколы с их самочинным богослужением. 5) По сим основаниям повсеместное разрешение строить деревянные церкви признается существенно полезным и по обстоятельствам времени нужным, не только там, где нет необходимых для каменного построения материалов, но и везде, где прихожане не имеют средств к возведению новых каменных церквей или где церковное ведомство найдет сие более удобным при восстановлении или устроении вновь приходских храмов, с тем однако, чтобы прочие постановления, относящиеся к построению и исправлению церквей, вообще оставались в своей силе. Комитет Министров, признавая и с своей стороны совершенно уважительными причины, по коим духовное ведомство считает полезным отменить существующее на постройку деревянных церквей запрещение, полагал предоставить Святейшему Правительствующему Синоду разрешать впредь построение таковых церквей повсеместно на предполагаемых основаниях, но с тем однако же, чтобы во всех местах, где сие окажется возможным, церкви сии были строены на каменных фундаментах. Государь Император таковое положение комитета Министров Высочайше утвердить соизволил. Он, г. Обер-Прокурор, объявляет о сем Святейшему Синоду к надлежащему исполнению. Приказали: сие Высочайше утвержденное мнение комитета Министров распубликовать по всему ведомству Святейшего Синода печатными указами, а Правительствующему Сенату сообщить ведением и, вместе с тем, всем начальствам, от коих зависят рассмотрение о построении новых и исправлении прежних церквей, предписать: 1) следуя сему новому положению, не препятствовать построению новых деревянных церквей не только в тех местах, где нет необходимых для каменного построения материалов, но и везде, где прихожане будут находить сие удобнейшим по своим способам; наблюдая только, чтоб новые деревянные церкви, по мере возможности, строены были для большей прочности на каменном фундаменте. 2) Во всяком случае, когда представится нужным разрешение на построение деревянной церкви на новом месте, совокупно с делами о том вносить на рассмотрение Святейшего Синода и составленные архитектором планы и фасады на таковые построения. 3) Равномерно представлять оные и тогда, когда нужно будет дать разрешение на строение деревянной церкви на прежнем месте, вместо сгоревшей или обветшавшей церкви. Октября 2 дня 1835 года.

315. 13 июля 1862 г. Относительно проектов на постройку деревянных церквей в городах.

Г. товарищ главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями уведомляет, что за изданием в 1858 году Высочайше утвержденных нормальных чертежей для деревянных церквей в селениях, не представляется надобности передавать в главное управление на рассмотрение проекты деревянных церквей в городах, если только проекты сии согласованы будут с означенными чертежами, и если на постройку церкви не имеется препятствия от подлежащего епархиального начальства. Св. Синодом постановлено: о вышеизъясненном отзыве г. товарища главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями объявить по духовному ведомству печатными указами, с присовокуплением, что на постройку, распространение и перестройку городских церквей, как каменных, так и деревянных, впредь до особого распоряжения, должно быть испрашиваемо разрешение Св. Синода, на прежнем основании60.

316. О дозволении прихожанам допускать к устройству церквей только опытных в строительном искусстве техников, имеющих установленные законом свидетельства.

По указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод слушали отношение от главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями следующего содержания: «Рязанская губернская строительная комиссия довела до моего сведения, что командированный ею в сентябре 1854 г., согласно требованию Рязанской духовной Консистории, губернский архитектор Вороникин для наблюдения за постройкою прихожанами на свой счет каменной церкви в селе Дмитриевском погосте, Егорьевского уезда, встретил в исполнении такового поручения препятствия со стороны прихожан, которые отозвались, что для надзора за сооружением помянутой церкви они имеют уже опытного в строительном искусстве наблюдателя. В следствие чего и в устранение всякого стеснения при постройках в уездах церквей, в особенности сооружаемых на доброхотные пожертвования, я разрешил упомянутую комиссию предоставить прихожанам на волю избирать строителями храмов, по утвержденным проектам, вольнопрактикующих техников, имеющих о познаниях своих в строительном искусстве установленные примечанием к ст. 167 уст. стр. т. XII св. зак. (по 6 продолжению) свидетельства». Приказали: о содержании вышеизложенного отношения г. главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями о дозволении прихожанам допускать к устройству церквей только опытных в строительном искусстве техников, имеющих о познаниях своих установленные законом свидетельства, уведомить Преосвященных епархиальных Архиереев циркулярными указами, для зависящего в потребных случаях руководства. Марта 21 дня 1856 года.

317. О наблюдении, чтобы строительные работы, по духовному ведомству производились под наблюдением и руководством техника, без отступления от утвержденных проектов.

Св. Прав. Синод, по выслушании дела о постройке церкви в одной епархии, приказали: предписать Преосв. еперх. Архиереям циркулярными указами о неослабном наблюдении, чтобы строительные работы в епархиальном ведомстве производились непременно под надзором и руководством техника, без отступления от утвержденных проектов; в случаях же, когда по непредвиденным обстоятельствам представится необходимым изменить в чем-либо проект, таковое изменение допускалось не иначе, как с согласия местной строительной комиссии. Сентября 25 дня 1861 года.

318. 25 июля 1873 г. По вопросу о том, в чем должны заключаться обязанности техническо-полицейского надзора за сооружением зданий для церквей.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали дело по возбужденному Министерством Внутренних Дел вопросу о том, в чем должны заключаться обязанности общеустановленного технического полицейского надзора за сооружением зданий для церквей. Приказали: из дела оказалось 8 апреля 1872 года в новостроющемся каменном придельном храме с. Самети, Костромского уезда, разрушился свод. По произведенному расследованию епархиальным начальством признаны виновными в том архитектор Алексеев и подрядчик Паскин, а потому Костромским епархиальным начальством предоставлено строительной комиссии производить взыскание убытков с означенных лиц. Костромское губернское правление, с своей стороны, по получении сведения о разрушении вышеупомянутой постройки, просило от Консистории сведений о том, кем и каким образом производилась постройка упомянутого храма и вместе с тем назначило, на основании т. XII ст. 1 уст. строит, (по прод. 1868 г.), освидетельствовать при депутате с духовной стороны произведенную постройку, на что Консистория отозвалась, что сооружение и постройки духовного ведомства не подлежат действию приведенной выше статьи, как неупомянутые в оной, и потому отказала губернскому правлению в сообщении ему требовавшихся сведений и в командировании депутата от духовного ведомства при назначенном от губернского начальства освидетельствовании постройки. Затем губернское правление, по предмету происшедшего между ним и духовною Консисториею разногласия по настоящему делу, нашло, что 11 ст. уст. строит., коею здания духовного ведомства исключаются из ведения строительного отделения губернского правления, не относится к церквам, так как по другим статьям того же устава (205, 206, 239 и т. II общ. губ. учр. ст. 448) начальники губерний обязаны чрез архитекторов или других знающих людей наблюдать, чтобы церковные постройки производились прочно и без отступлений от планов и фасадов, которые в прежнее время рассматривались и утверждались местной строительной и дорожной комиссией, по преобразовании же строительной части, обязанности, лежавшие на строительных комиссиях, по 1 ст. уст. строит, по прод. 1868 г., перешли на строительные отделения губернских правлений, почему и циркуляром Министерства Внутренних Дел, от 26 января 1867 года, вменено в обязанность архитекторам, производящим церковные постройки, сообщать строительным отделениям как о начатии работ, так и об окончании вчерне зданий и к ним же обращаться за указаниями в затруднительных случаях и что, наконец, в случаях нарушения при церковных постройках правил устава строительного и разрушения от сего церковного здания, ответственность за то налагается по суду на основании улож. о наказ, ст. 67, 1058 и 1062, и засим, в силу решений кассационного департамента Сената (сборн. реш. за 1867 г. № 594 и 158 и 159 ст. уст. дух. Конс.), взыскание за нарушение при церковных сооружениях строительных правил должно определяться в объясненном порядке даже и в том случае, если бы виновными в таком нарушении оказались лица духовного ведомства. По всему этому губернское правление признавало незаконным отказ Консистории в удовлетворении объясненного выше требования его, причем губернское правление полагало, что вообще все церкви, по отстройке их вчерне, должны быть свидетельствуемы по распоряжению губернатора и только по удостоверении таким образом в прочном их устройстве и безопасности входа в оные, может производиться чистая отделка церковных сооружений. О таковом постановлении Костромского губернского правления, сообщенном Министром Внутренних Дел, предложено на заключение Святейшего Синода. По рассмотрении вышеизложенного, Святейший Синод, на основании приведенных узаконений и в видах самой безопасности церковных построек, признавая необходимым наблюдение за таковыми постройками со стороны гражданского начальства, находит, что Костромская Консистория не вправе была уклоняться от сообщения требовавшихся губернским начальством сведений и от командирования депутата для исследования по делу о происшедшем в строящейся церкви с. Самети разрушении и для определения ответственности лиц, участвовавших в этой постройке, а потому определяет: предписать Костромскому епархиальному начальству, чтобы оно, на будущее время, исполняло все законные требования гражданского начальства по наблюдению его за церковными постройками и, ежели по делу о постройке храма в с. Симети в настоящее время потребны от Консистории для губернского начальства какие-либо сведения, сообщило бы таковые без промедления; для объявления же такового определения к сведению и руководству послать епархиальным Преосвященным циркулярный указ.

319. 28 июля 1864 года. О порядке устройства дверей в церквах.

По поводу несчастного случая, бывшего от стеснения народа в Рижской Благовещенской церкви и происшедшего единственно от того, что двери главного выхода отворялись внутрь церкви, и имея в виду, что такое неправильное устройство дверей было уже неоднократно причиною многих несчастий, г. Министр Внутренних Дел, по состоянию строительной части в ведении главного управления путей сообщения и публичных зданий, сносился с г. главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, не признает ли он необходимым, для предотвращения на будущее время подобных несчастных случаев, сделать распоряжение, чтобы во всех вновь возводимых зданиях, где предполагается стечение народа, двери непременно отворялись наружу; в существующих же ныне зданиях все двери, отворяющиеся внутрь, были немедленно переделаны. Вследствие сего, г. главноуправляющий, относя означенное требование к зданиям, предназначенным для общественных богослужений и для увеселительных собраний, и находя введение помянутой меры в обоих родах зданий совершенно полезным, приказом по главному управлению предложил, при рассмотрении и утверждении чертежей, как на возведение новых подобных общественных зданий, так и на исправление существующих, требовать от строителей, чтобы двери главных выходов отворялись непременно наружу, о чем каждый раз делать на чертежах особые надписи. Что же касается переделки дверей в существующих уже подобных зданиях, то г. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями признает, что это распоряжение зависит от тех ведомств, которым здания сии принадлежат. Сообщив об этом подлежащим Министерствам и главным управлениям, для зависящих с их стороны распоряжений по их ведомствам, г. Министр Внутренних Дел предложил начальникам губерний, немедленно распорядиться осмотром общественных зданий, состоящих в ведении Министерства Внутренних Дел, и принять меры к переделке в оных тех выходных дверей, которые отворяются внутрь здания. Святейшим Синодом определено: дав знать о содержании вышеизложенного циркуляра г. Министра Внутренних Дел печатными указами по духовному ведомству, для надлежащего руководства и наблюдения при постройке православных церквей на будущее время, вменить в обязанность подведомственным Святейшему Синоду местам и лицам, чтобы приняты были, по возможности, меры к переделке дверей в существующих церквах, где двери отворяются во внутрь церковного здания.

320. О Высочайше утвержденном определении Св. Синода о предоставлении причтам столичных церквей и всех вообще кафедральных соборов производить единовременно мелочные расходы, с ведома благочинных, на сумму до 300 руб., а по прочим городским церквям до 150 руб.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 12-го августа 1877 года, № 7008, о Высочайше утвержденном определении Святейшего Синода, касательно предоставления причтам столичных церквей и всех вообще кафедральных соборов производить единовременно мелочные расходы, с ведома благочинного, на сумму до трех сот рублей, а по прочим городским церквам до ста пятидесяти рублей. И, по справке, приказали: об изъясненной Высочайшей воле объявить для сведения и руководства по духовному ведомству чрез «Церковный Вестник» по принятому порядку.

321. О устройстве церквей, оград и кладбищ.

Из Высочайше утвержденных правил в статьях, относящихся к церквам, оградам церковным и кладбищам, сказано в 35-й: «не позволяется впредь заводить церквей в селениях иначе, как на площадях, среди же обывательских домов построение оных строго воспрещается». 36-й: «кладбищ среди селения не иметь, а места под оные избирать позади селений при построении новых церквей. Существующие среди селений по дорогам старые кладбища оттуда исподволь переводить». 43-й: «обвалившуюся штукатурку на церквах и оградах церковных немедленно починивать». 44-й: «церковные ограды содержать в исправности и должном приличии». И по указу Его Императорского Величества, Святейший Синод приказали: с изъяснением означенных статей из Высочайше утвержденных правил, как для сведения, так и для должного по оным исполнения и наблюдения, в зависящем от духовной стороны послать.... куда следует... указы. Ноября 26 дня 1818 года.

322. О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений кроме Святых образов (по Выс. пов).

Г. Тайный Советник, Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, князь Петр Сергеевич Мещерский двумя предложениями своими Святейшему Синоду объявил: первым, о том, что Государь Император Высочайше поручает Святейшему Синоду предписать, дабы нигде по церквам не иметь никаких изображений, кроме Святых образов, а вторым, что Его Величеству благоугодно было подтвердить о объявлении непременной Высочайшей воли, дабы портретов Его Величества нигде в церквах не вешать. По сим Высочайшим повелениям Святейший Правительствующий Синод приказали: о Высочайшей воле Его Императорского Величества не иметь в церквах никаких изображений, кроме Св. образов, и самых портретов Его Величества не поставлять в оных, объявить печатными указами по всему ведомству Святейшего Синода к надлежащему исполнению. Ноября 30 дня 1832 года.

323. О доставлении Св. Синоду мнений: какие на будущее время нужно постановить правила на счет писания и продажи икон и надзора за иконописцами.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: во первых, предложение г. Тайного Советника, Синодального Обер-Прокурора и Кавалера, князя Петра Сергеевича Мещерского, при котором предлагает на рассмотрение и заключение Синода полученную им от г. Министра Императорского Двора всеподданнейшую просьбу Фатежского купеческого сына Петра Лукьянчикова, в котором, прописывая о простой живописи икон, каковую производят жители Владимирской губернии со многими погрешностями, – просит о поставлении и утверждении единственного изображения икон, и об учреждении для присмотра за сим особенного комитета из духовных особ. Во вторых, справку, учиненную в канцелярии Святейшего Синода из узаконений об иконах, которыми постановлено: 1-е, указом 1722 октября 11-го, иконы писать искусно, в надлежащем виде и без всякого суемудрия, а неприличных изображений ни под каким видом не писать. 2) Соборных деяний, бывших в Москве 7175 главы 2-й пунктом 43-м и указами, 1707 февраля 13 и 1722 апреля 12, над иконописцами иметь смотрение, чтобы иконы писаны были искусно, без всякого суемудрия. 3) 1722 августа 31, чтобы нигде неискусно писать отнюдь не попущать. И 4) 1759 августа 31, чтобы нигде неискусно писанных образов не было и впредь таким неискусным письмом икон тех отнюдь не писать и не продавать, и для того по городам выбрать лучших мастеров, которым над иконописцами крепко надсматривать, чтоб неискусною работою икон не писали, и тех мастеров свидетельствовать в искусстве их и писании св. икон в каждом месте первому из духовного чина. Приказали: всем Преосвященным епархиальным Архиереям предписать указами, чтобы, по собрании надлежащих справок, какие доселе, на основании упоминаемых предписаний, были употребляемы меры, дабы неискусным письмом иконы писаны и продаваемы не были, представили Святейшему Синоду свои мнения, какие по местным обстоятельствам нужно на будущее время положить правила о неписании и непродавании неискусно писанных икон и о надзоре за иконописцами61? Февраля 27 дня 1830 года.

324. О недопущении раскольников в цех иконописцев.

Святейший Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора, которым между прочим объявил Святейшему Синоду, что для предупреждения запрещенных законом неприличных изображений на иконах, Государь Император, в 5 день минувшего января, Высочайше повелеть соизволил: представить г. Министру Внутренних Дел сделать распоряжения чрез губернские начальства, чтобы там, где существуют, или впредь будут учреждены особые иконописные цехи, к записке в оные не были допускаемы никаких сект раскольники, и буде кто-либо, скрыв принадлежность свою к расколу, поступит в таковой цех, или, будучи записанный в оный, совратится в раскол, таковых из цеха исключать, подвергая первых и наказанию, определенному законами за ложное показание пред судом62. К сему г. Обер-Прокурор присовокупил, что от г. Министра Внутренних Дел сделано начальникам губерний циркулярное предписание о надлежащем исполнении таковой Высочайшей воли. Приказали: о вышеизложенном Высочайшем повелении уведомить Преосвященных епархиальных Архиереев к должному с их стороны, в потребном случае, руководству. Февраля 28 дня 1845 года.

325. О том, чтобы епархиальные Архиереи имели строжайшее наблюдение, дабы неприличные украшения в церквах допускаемы не были.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, вследствие предложения, учиненного оному г. Обер-Прокурором, князем Петром Сергеевичем Мещерским, приказали: имея справедливые причины заключать, что по некоторым местам допускаются в церквах украшения, с достоинством храмов Божиих и с общими правилами приличия несовместные, Святейший Синод находит нужным подтвердить по всему духовному ведомству о строжайшем наблюдении, дабы нигде подобными излишними и несвойственными святости места убранствами не нарушалось достодолжное к дому Господню уважение и пристойнейшее для оного благолепие; о чем и послать указы во все подведомственные Святейшему Синоду места и к лицам. Ноября 30 дня 1832 года.

326. Именной Высочайший указ: как поступать со святыми иконами, заключающимися в числе имения, назначаемого в продажу для удовлетворения кредиторов.

Повелеваем: 1) «продажу икон с аукциона отныне воспретить. 2) Вместо того отдавать их с окладами кредиторам, по взаимному с должником согласию. 3) Ежели же согласия такового не последует или ежели кредиторы будут иноверцы и особенно нехристианской религии, в таком случае отдавать иконы должника в пользу церкви того прихода, куда принадлежал должник. 4) Впрочем, когда решение дела в конкурсе останавливаться будет на сем только предмете, то поручать оное, сообразно 99-му пункту 1-й части банкротского устава, одному поверенному, дабы тем не продолжать конкурса во вред кредиторов». Ноября 30 дня 1827 года.

327. Относительно продажи с публичного торга украшений с икон по частным и казенным взысканиям.

Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев доклад общего собрания первых трех департаментов Правительствующего Сената по вопросу: следует ли продавать с публичного торга ризы и другие украшения с икон, описываемых у должников по казенным и частным взысканиям? п о л о ж и л: определение Правительствующего Сената, в докладе сем изложенное, как пояснение статей 2309 и 3110 свода законов граж. (т. X), утвердить.... Общее собрание первых трех департаментов Правительствующего Сената, рассмотрев дело сие, находит, что всякое украшение иконы, сделанное по благочестивому усердию, есть приношение Богу, а принесенная или посвященная таким образом Богу вещь, сделавшись уже принадлежностью Святыни и сама чрез то освятившись, не должна быть отъемлема ни на какое другое употребление, относящееся к житейскому быту; следственно, за силою 2309-й статьи Х-го тома свода законов гражданских, не может подвергаться продаже с аукционного торга. Но как могут оказаться у должников иконы с окладами и без оных, а также одни оклады и украшения, для икон приготовленные, или уже снятые, то не бывшие освященными по установленным для сего обрядам, то о таковых украшениях икон общее собрание Сената полагает, согласно с мнением Святейшего Синода, постановить следующие правила: 1) когда при описи имений должников для удовлетворения частной или казенной претензии, присутственное место будет иметь в виду ризы и оклады или другие украшения вместе с иконами, то в сем случае поступать на точном основании 1309 и 3110-й статей X тома св. зак. гражд., которыми запрещается продажа икон; 2) но когда будут в виду ризы или другие украшения, снятые с икон, то, оставляя грех на совести того, кто снял, допустить металлические поделки обращать в слитки, а украшения из камней или жемчуга разбирать, и в сем собственно их виде то и другое обращать в публичную продажу; 3) подобным образом поступать с таковыми вещами и в том случае, когда оные только приготовлены еще на икону, но не были возложены на оную, дабы с одной стороны избежать соблазна, могущего родиться при продаже их в виде иконных украшений, бывших уже на иконах, под видом только еще изготовленных на сие употребление. Октября 9 дня 1838 года.

328. По вопросу: следует ли отдавать наследникам-иноверцам Св. иконы, когда оные будут находиться в описанном по распоряжению Правительства имении?

По этому вопросу Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета постановлены следующие правила в пояснение подлежащих статей свода законов: 1) иноверцы нехристиане и идолопоклонники хотя и не устраняются от получения в наследство, по закону или по завещанию, Святых икон, но не иначе, как с непременною обязанностью передать оные, со всеми наложенными на них украшениями, в 6 месячный со дня вступления в наследство срок, в руки православных, или же в Святую церковь, с тем, чтобы при неисполнении сего упомянутые иконы были немедленно от означенных иноверцев нехристиан отбираемы и обращаемы в духовные Консистории, для надлежащего, по усмотрению духовного начальства, распоряжения. 2) Сила сего постановления распространяется я на те случаи, когда в наследуемом иноверцем нехристианином имении будут находиться частицы Святых мощей, части одежд или гробов Святых, и иные освященные предметы благоговения православные церкви. 3) Местное начальство обязано иметь строгое и неослабное наблюдение, чтобы в течении предоставляемого иноверцам наследникам 6 месячного срока (пункт 1) Святые иконы и другие освященные предметы (пункт 2) были хранимы в приличных местах и без нарушения подобающего к святыне уважения. 4) На сем основании разрешить и частный случай, из коего возник настоящий вопрос, с тем однако, чтобы собственно в отношении к сему делу, равно как и по всем подобным, которые до ныне могут быть в виду или производстве, 6-ти месячный срок (пункт 1) был считаем – для устранения обратного действия закона, не со времени вступления наследников в права их, но со дня обнародования постановляемых ныне правил. Сентября 9-го дня 1841 года.

329. Об устройстве решетки пред иконостасом.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Синодального Члена, Преосвященного Амвросия, Митрополита Новгородского и Санктпетербургского и Кавалера, с прописанием в оном, что Его Императорское Величество, в присутствии Его в Александровской Лавре минувшего августа 30-го числа при слушании божественной литургии с удовольствием усмотрев, что Высочайшая Его воля, объявленная Святейшему Синоду им, Преосвященным, прошлого 1804 года сентября 21-го дня о прекращении бывших непорядков в церквах во время священнодействия, в полной мере исполняется, и что ныне благочиние, порядок и благопристойность совершенно сохранены, соизволил изъявить ему, Преосвященному, за то свое особенное благоволение и благодарность с несомненным упованием, что сие заведенное устройство и на будущее время останется ненарушимым. О каковой Высокомонаршей воле дать знать Лавре, предписал он Новгородской и Санктпетербургской Консисториям известить и подчиненные им места, со внушением ненарушимо сохранять оное устройство на будущее время, доносить о всякой малейшей неблагопристойности, буде б где какая паче чаяния случилась, и для большего удобства в знатнейших церквах стараться поделать подобные сделанным уже и Высочайше одобренным в Лавре и в других некоторых местах решетки пред иконостасом и около амвона. Приказали: о сем Высочайшем Его Императорского Величества благоволении дать знать указами Московской Святейшего Синода конторе, Синодальным Членам и прочим Преосвященным епархиальным Архиереям, так же Ставропигиальным Лаврам и монастырям. Октября 2-го дня 1805 года.

330. О том, чтобы приходящие в церкви не становились на таких местах, где могут стеснять отправление богослужений.

Его Императорское Величество, изволив заметить в Высочайшем путешествии Своем, что в некоторых церквах прихожане занимали места близ самого иконостаса, заслоняя собою святые иконы и стесняя духовенство в его священнодействии, Высочайше повелеть соизволил к непременному по всем церквам наблюдению, чтобы во время всякой божественной службы никто из неучаствующих в опой не дозволял себе стоять у иконостаса того престола, где она совершается и вообще на возвышенном месте или пространстве между обоими крылосами, исключая лишь те случаи, когда мирянам по обрядам церкви нужно подходить к Святым Тайнам или к Святым иконам. По Высочайшему повелению. Сентября 16-го дня 1840 года.

331. О случившемся путешествии в день Св. Пасхи, Орловской епархии в церкви села Пониковца.

Святейший Синод слушали два предложения г. Обер-Прокурора, из коих первым (4-го минувшего мая) по донесению секретаря Орловской Консистории, доводя до сведения Святейшего Синода, что в день Св. Пасхи, Орловской епархии, в церкви села Пониковца убит упавшею с иконостаса резною иконою помещичий крестьянин, предлагал, не благоугодно ли будет Святейшему Синоду сделать сей случай известным по епархиям с тем, чтобы принято было надлежащее попечение об отвращении таковых случаев; а вторым (5-го мая) объявил Святейшему Синоду к надлежащему распоряжению, что, по всеподданнейшем им, г. Обер-Прокурором, докладе об оном происшествии Государю Императору, Его Императорское Величество соизволил изъявить Высочайшую волю: «избегать в украшении иконостасов резных изображений над оными, так как они, кроме опасности, которая может произойти иногда от ветхости их, бывают обыкновенно изваянны весьма худо, без соблюдения надлежащей правильности и приличия». И, по справке, приказали: как об означенном несчастном случае, так и о последовавшей по поводу того Высочайшей воле, для должного по оной исполнения всем подведомственным Святейшему Синоду местам и лицам дать знать печатными указами, с тем, чтобы, согласно предложению г. Обер-Прокурора, ныне же принято было надлежащее попечение об отвращении таковых случаев. Июля 2 дня 1835 года.

332. О немедленном донесении г. Синодальному Обер-Прокурору, ежели какое либо сделается в церкви бесчиние.

Святейший Правительствующий Синод слушали предложение, данное Синоду сего октября 5-го дня от господина Синодального Обер-Прокурора, князя Александра Николаевича Голицына следующего содержания: «по поручению Святейшего Синода, о дерзновенном поступке Вышневолоцкого помещика Головачева, учиненном им в церкви 20-го марта сего года, доводил он, Синодальный господин Обер-Прокурор и Кавалер, до сведения Государя Императора, и Его Величество, заметив, что происшествие сие случилось еще в марте месяце, а Свят. Синоду от епархиального Архиерея донесено в августе, Высочайше указать соизволил: подтвердить на будущее время всем епархиальным Архиереям и настоятелям Ставропигиальных монастырей, дабы они, есть ли бы где случилось в церквах бесчиние, сделав надлежащее сношение с губернскими правительствами, о поступлении с виновными по законам, относились немедленно к нему, господину Обер-Прокурору, для доклада о сем Государю Императору, на основании указа, объявленного Свят. Синоду в 21-й день сентября 1804 года». Приказали: для должного и непременного, по сему Высочайшему Его Императорского Величества повелению, исполнения, в Московскую Свят. Синода контору, к Синодальным Членам и прочим епархиальным Преосвященным Архиереям, также в Ставропигиальные Лавры и монастыри, во известие же в Московскую типографскую контору послать указы. Октября 28 дня 1809 года.

333. О соблюдении в церквах должного порядка и тишины.

Его Императорское Величество, усматривая из получаемых донесений о происшествиях не редко происходящих со стороны разного звания людей в церквах предосудительные поступки, Высочайше повелеть соизволил, дабы повсеместно сделано было подтверждение о соблюдении в церквах должного порядка и тишины, и чтобы строжайше взыскиваемо было за всякий противный тому шаг; ибо Государь Император считает одним из важнейших преступлений нарушение обязанностей Богопочитания и вероисповедания; для чего иметь строгий надзор чрез полицию и при малейшем отступлении от правил, которые наблюдаемы быть должны в церквах, отсылать виновных, не взирая ни на какое лицо, к суду63. Марта 9 дня 1816 года.

334. О вхождении мирян в алтарь и вообще поведении в храме.

Свят. Правительствующий Синод, слушав рапорт Синодального Члена, Преосвященного Амвросия, Митрополита Новгородского и Санкт-петербургского и Кавалера с объявлением в оном: что Его Императорское Величество, Государь Император, самолично в разных церквах усмотря, что во время служения многие предстоят алтарю внутри и вне в таком стеснении, что служители оного порядочно исполнять своей должности, стоящие же внутри церкви ничего почти священнодействуемого видеть не могут, а притом некоторые обращаются к священным иконам спиною, и находя все то крайне неблагопристойным для святости места и священнодействий, Высочайше указать ему, Синодальному Члену, соизволил, взять надлежащие меры для прекращения того и всякого храмам Божиим и служению, в них совершаемому, неуважения, донося до сведения Его Величества, будь кто с пренебрежением оных мер отважится на дерзновение или непристойность, внимание Его Величества заслуживающее. И что во исполнение сего Высочайшего повеления предписал он, Синодальный Член, Новгородской и Санктпетербургской Консисториям: подтвердить монастырским настоятелям, духовным правлениям и благочинным для объявления соборным и приходским священнослужителям, о внушении со стороны их приличного христианам к службе Божией благоговения, и о наблюдении с сохранением всей своей учтивости, дабы из приходящих во храмы Божия для богомоления мирян ни кем как Святой Алтарь занимаем, по силе кормчей книги первой части, шестого вселенского собора правила 69-го: «не достоит никому же от всех в мирстем житии живущих внутрь священного Алтаря входити: токмо же сие никако же не возбранено есть Царстей Власти и господству, егда хощет принести дары создавшему его Богу по некоему преданию древних Отец». Так и пред Алтарем места, для служителей его назначенные, закрываемы не были, а пред святыми иконами стояли бы как благопристойность и святость служения требует; равно священники приходские старались бы о сохранении порядка и при прочих священных действиях, особливо во время венчания браков внушали бы приходящим, дабы, не стесняя места, на котором совершается таинство сие, никаких разговоров и перехождения с места на место не чинили. В противном случае, ежели бы от кого, при всех пристойных от священников напоминаниях, каковое либо последовало упорство, то, замечая, приводить в порядок, в городах посредством полицейских чинов, а в селах посредством сельских начальников, по силе устава, благочиния пунктов 57-го: «Управа благочиния мир и тишину православной Святой Церкви охраняет» и 59-го: «Управа благочиния имеет бдение, дабы всяк в Церкви Божией почтителен был, да войдут в храм Божий со благоговением, и да пребывают в оном во время службы Божией со страхом, в молчании, тишине и во всяком почтении». Буде ж бы случилось какое-либо происшествие в Церкви к общему беспокойству и соблазну, о том немедленно рапортовать ему, Синодальному Члену, с показанием обстоятельства и лица, а хотя бы и ничего непристойного не происходило, то по городу Санкт-Петербургу благочинным, отбирая по ведению их от каждой Церкви сведения, рапортовать ему ж Синодальному Члену, в каждую неделю, что служба Божия и все священные действия в церквах происходили благочинно. А для зависящего со стороны светского правительства распоряжения сообщил к господам военным и гражданским Губернаторам. Приказали: о сем Высочайшем повелении, для должного и непременного по оному исполнения и во всех прочих епархиях, в Московскую Свят. Синода контору, к Синодальным Членам и прочим Преосвященных епархиальным Архиереям, так же в Ставропигиальные Лавры и монастыри и в типографскую контору послать указы, с приложением при том к ним и копий, по числу состоящих в каждой епархии монастырей, соборов и церквей, для хранения в оных, с таковым предписанием, чтобы, соображаясь сделанному к исполнению того Высочайшего Его Императорского Величества повеления Синодальным Членом, Амвросием, Митрополитом Новгородским и Санктпетербургским по обеим сим епархиям распоряжению, подтвердили, сверх того, чтобы во время отправления в церквах службы Божией священно и церковнослужители не только исправляли по их званиям должность свою с благоговением; но и обходились между собою со всякою приличною святости места благопристойностью и уважением, под опасением в противном случае строжайшего суждения. А поскольку необходимо нужно, чтобы для споспешествования к исполнению того Высочайшего повеления не оставлено было и по светской части без должного распоряжения, то сношение о сем с господином Министром Внутренних Дел предоставить возыметь Синодальному господину Обер-Прокурору, Статс-Секретарю, Действительному Камер-Гер и Кавалеру, князю Александру Николаевичу Голицыну; Правительствующему же Сенату сообщить ведение. Декабря 8 дня 1804 года.

335. О том, чтобы в праздник Св. Пасхи и другие особые дни не было производимо при церквах стрельбы из огнестрельных орудий.

Св. Синод приказали: всем епархиальным Преосвященным Архиереям предписать указами, чтобы везде, где между прихожанами существует обычай, в праздник Св. Пасхи или в другие особые дни, как бы в знак торжества, производить при церквах из пушек или из других орудий пальбу, отныне был оный оставлен и о том Преосвященные, отнесясь к местным гражданским начальствам, предписали бы и приходскому духовенству, поставив сему последнему в обязанность стараться отвращать прихожан от такового, отчасти неуместного, отчасти не безопасного, обычая, а в случае упорства их, доносить о том по команде, для удержания их посредством гражданского начальства. Июля 10 дня 1835 года.

336. О воспрещении выставок и отделок кукл, в посмеяние монашескому сану относящихся.

По указу Его Императорского Величества, Св. Синод слушали предложение г. Министра Духовных Дел и Народного Просвещения, что Саратовского Спасо- Преображенского монастыря настоятель архимандрит Савва, усмотрев, что на Саратовской ярмарке продают куклы, служащие к соблазну христиан и в посмеяние монашеского сана, отобрав одну из них из лавки, представил в Саратовское губернское правление, требуя, чтобы оные были истреблены. Фарфоровая кукла сия представляла монаха, несущего на себе в снопе крестьянку. В тоже время архимандрит Савва донес о том и Преосвященному Амвросию, Епископу Пензенскому, который отнесся к управляющему Саратовскою губерниею, дабы таковые и подобные тому производящие соблазн вещи не только продаваемы, но нигде и употребляемы не были. Получив сообщение о том от управляющего Саратовскою губерниею и усматривая, что таковые изображения могут дать повод к толкам, противным благонравию и заражая тем невинные понятия неопытной юности, внушать неуважение к духовенству и потому, находя совершенно неприличным и предосудительным делать подобные вещи в забаву детям, он, г. Министр Духовных Дел и Народного Просвещения, немедленно отнесся к г. управляющему Министерством Внутренних Дел, дабы, по сношению его с Министром Финансов, воспрещено было выделывать на фабриках подобные вещи. Между тем по донесению Саратовского губернского правления о поступке и требовании архимандрита Саввы, Министр Юстиции довел до сведения комитета гг. Министров, о последовавшем по сему определению Правительствующего Сената. По представлении же мемории комитета Государю Императору последовала Собственноручная Его Императорского Величества резолюция: «куклу прислать сюда, узнав, где она была сделана». Почему означенная кукла и представлена была на Высочайшее усмотрение. Его Императорское Величество, повелевая объявить Монаршее Свое благоволение архимандриту Савве за поступок его, свидетельствующий ревность по благочестию, вместе с тем изъявил волю Свою, дабы выставка и отделка подобных сему соблазнительных фигур была повсеместно воспрещена с истреблением таковых, где оные находятся. Приказали: первое, о объявлении архимандриту Савве Монаршего благоволения к Преосвященному Пензенскому, а о сделании случая сего по всем епархиям послать.... куда следует.... указы. Второе, о учинении со стороны гражданского правительства наблюдения, дабы выставка и отделка соблазнительных подобных означенных фигур повсеместно была воспрещаема, с истреблением таковых, если где оные находятся, сообщить Правительствующему Сенату ведение. Июня 6 дня 1823 года.

337. О циркулярном предписании г. Министра Внутренних Дел вследствие сообщенного определения Св. Синода от 31 декабря 1857 г. касательно возимых на показ лепных и других священных изображений.

В предписании сем изъяснено: в привозимых иностранцами в Россию на показ публике кабинетах восковых фигур, делаемых обыкновенно в человеческий рост, выставляются иногда изображения священные, как например: Тайная Вечеря, Христос Спаситель, Матерь Божия, Апостолы и проч. Находя, что выставка таковых изображений для удовлетворения праздного любопытства, иногда рядом с изображениями мифологическими, иди фигурами лиц, составивших себе известность в Истории пороками и злодеяниями, не может быть не оскорбительною для христианского благочестия, я прошу гг. начальников губерний наблюсти, чтобы впредь не было дозволяемо делать предметом позорища помянутые священные изображения, как в восковых фигурах, так равно и в туманных или живых картинах. Декабря 31 дня 1852 года.

338. О несмешивании в публичных концертах духовной музыки с музыкою светскою.

Св. Правительствующему Синоду ведением Правительствующего Сената из первого департамента от 26 прошлого мая дано знать, что в оном, по выслушании изложенного в предложении г. Министра Юстиции, Высочайшего повеления: в публичных концертах не смешивать духовной музыки с музыкою светскою (profane), оперною и другою, и посему: 1) концерты разделить на два рода: духовные и светские; 2) концерты светские дозволять, на основании существующих постановлений, без смешения, как выше сказано, светской музыки с музыкою духовною; 3) духовных концернов на театрах не давать; 4) в концертах духовных не петь псалмов и молитв, в православном Богослужении употребляемых, а только других вероисповеданий, но и те отнюдь не в русском переводе; 5) вследствие сего и оратории г. Львова Stabat Mater (в русском переводе Молитва у Креста) исполнять только на латинском или других языках. Публичными концертами надлежит почитать не только те, которые даются за установленную при входе в оные плату, но и все, для коих, на основании ст. 193 т. XIV св. зак. (уст. о предупрежд. и пресеч. преступлений), нужно дозволение полиции. Июля 30 дня 1853 года.

339. О сохранении молодняков древесной породи от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и проч.

Святейший Синод слушали предложение господина Обер-Прокурора, за № 617, в коем изъяснено, что издревле идущий обычай, каждогодно, в день Св. Троицы, украшать храмы, жилые помещения и разные предметы молодыми деревцами березы, по мнению Министерства Государственных Имуществ, не может не иметь дурного влияния на целость лесов. Истребление с этою целью молодняков весьма ценной древесной породы всегда составляло весьма значительную потерю, так как общее годичное число вырубаемых для этого березок может быть определено, если не миллионами, то многими сотнями тысяч. В последнее же время, когда с постепенным увеличением народонаселения, распространением земледелия, развитием разного рода промышленности, а также железнодорожного дела, с одной стороны постепенно уменьшается площадь лесов, а с другой все более и более возрастает требование на лесные материалы, годичная, без особенной пользы, вырубка множества молодых берез может быть названа потерею уже громадною. Признавая поэтому своевременным принять меры против такого не расчетливого пользования лесами, Статс-Секретарь Валуев просит господина Обер-Прокурора предложить на обсуждение Святейшего Синода вопрос о необходимости предоставить всему вообще духовенству, чтобы храмы в день Св. Троицы, а равно и в другие праздники украшались цветами, кустарными и полукустарными растениями, ветвями дерев и т. п., но отнюдь не молодыми деревцами березы и вообще не деревцами каких бы-то ни было пород. Приказали: принимая во внимание, что украшение каждогодно в день Св. Троицы храмов, жилых помещений и разных предметов молодыми деревцами березы и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод находит, что принятие мер к искоренению сего обычая, вредного, по отзыву Министра Государственных Имуществ, для отечественного лесоводства, зависит от подлежащего гражданского начальства. В видах же содействия со стороны духовного начальства к искоренению сего обычая, Святейший Синод определяет: поручить православному духовенству, объясняя при всяком удобном случае прихожанам о могущем последовать вреде для лесного хозяйства от истребления молодых дерев березы и других пород для украшения храмов в некоторые праздничные дни, убеждать прихожан, чтобы они, для украшения храмов в день Св. Троицы, а равно и в другие праздники, употребляли цветы, кустарные и полукустарные растения, ветви дерев и т. п. О чем для исполнения объявить циркулярно по духовному ведомству печатными указами. Мая 23 дня 1875 года.

340. О мерах против нищенства в монастырях, церквах и на кладбищах.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенное господином Синодальным Обер-Прокурором, от 9-го марта 1877 года, за № 954, отношение Министра Внутренних Дел, от 25 февраля 1877 года за № 1316, о мерах против нищенства в монастырях, церквах и на кладбищах. Приказали: из означенного предложения господина Обер-Прокурора видно, что Высочайше учрежденная комиссия, рассмотрев отчеты за 1875 год комитетов С.– Петербургского и Московского для разбора и призрения нищих, между прочим нашла, что терпимость нищих в церквах, монастырях и на кладбищах, куда полицейское наблюдение не проникает из уважения к церковным установлениям, противодействует мерам правительства к искоренению нищенства; почему комиссия, в виду уменьшения, вследствие бдительности полиции, числа нищих на улицах и торговых площадях, полагает необходимым, для принятия установленным законом мер против нищенства, допустить полицию к принятию сих мер также на кладбищах, в монастырях и при тех церквах, где нет благотворительных обществ, или эти общества не принимают мер к отвращению безобразных, нарушающих благочиние, зрелищ, дозволяемых нищими при сборе подаяний. Вследствие сего и согласно изъясненному мнению комиссии, удостоенному Высочайшего утверждения, Святейший Синод, признавая, с своей стороны, возможным дозволить чинам полиции принимать законные меры к искоренению нищенства на кладбищах, в монастырях и при церквах, с строжайшим однако же при сем соблюдением подобающего уважения к святости сих мест и без оскорбления чувств народного благоговения к ним64, определяет: для сведения и надлежащего по сему предмету, в чем следует, исполнения, объявить по духовному ведомству, чрез припечатание в «Церковном Вестнике», передав для сего в редакцию, по принятому порядку, выписку из настоящего определения.

341. О колоколах и колокольном звоне.

По указу Ея Императорского Величества, Святейший Синод, из присланного Московской Св. Синода конторы доношения усмотри, что в Москве от воспоследовавшего от черни на жизнь покойного Преосвященного Московского возмущения в самое то время по приходским церквам к крайнему народному беспокойству, а тем возмутителям к большему возмущению чиним был набатный звон, а как по намерению церкви колокола учреждены для собрания народа на богоугодное молитвословие, то таковое злоупотребление намерению церкви противно тем паче, что к совершению столь богопротивных дел и подобных сему употребляется, почему и терпимо быть не должно, да и от Правительствующего Сената публикованным прошлого 1769 года августа 5 дня указом оной чинить запрещено и накрепко повелено смотреть Губернаторам, воеводам и полицейским командирам, а где оных нет магистратским и ратушским членам65. А ежели кто в сем инако поступит, то с таковыми чинить яко с преступниками законов, о чем и от Святейшего Синода в том 1769 г. во все епархии и монастыри указами подтверждено с тем, чтобы и священно и церковнослужители в случае драк к набатным тревогам никого не допускали, а старались бы от оного возможным образом удерживать, но как по причине вышеупомянутого в Москве случившегося дерзостного происшествия набатный звон производим был от слабого смотрения приходских священно и церковнослужителей, того ради приказали: во все подчиненные Святейшему Синоду места наистрожайше подтвердить еще указами: 1) всем духовным правительствам наикрепчайшее иметь смотрение, чтобы у колоколен двери были крепкие и у оных замки твердые и надежные, которые всегда запирать и ключи от них иметь священникам у себя. 2) Священникам оные ключи поверять причетникам на то единственно время, когда обыкновенному благовесту или звону к славословию церковному быть должно, а в прочее время отбирать их к себе. 3) Где есть такие колокольни, что запереть их отнюдь не можно, в таком случае стараться построить оные так, чтобы двери у них против вышеписанного замками запираемы были, а доколе построены не будут, употреблять всевозможные способы и предосторожности к пресечению законами запрещенных тревог, в противном случае сами священники за неисполнение вышеписанного подвергнут себя неизбежному по законам штрафу. Октября 7 дня 1771 года.

342. 10 декабря 1876 (10 января 1877 г.) за № 2158. О подтверждении сельскому духовенству об исполнении им правил относительно церковного звона во время метелей и вьюг.

Святейший Синод слушали предложенное Синодальным Обер-Прокурором, за № 4798, отношение председателя общества подания помощи при кораблекрушениях за № 2337, в котором изъяснено, что главное правление общества, воспользовавшись указанием Св. Синода о том, что колокольный звон в сельских церквах во время вьюг и метелей учрежден Высочайше утвержденными 7-го августа 1851 г. правилами, обратилось циркулярно ко всем губернаторам с просьбою о принятии ими надлежащих мер к неотложному выполнению со стороны административных властей всего изъясненного в упомянутых правилах о колокольном звоне во время метелей. Имея же в виду, чтобы, при могущих быть во время наступившей зимы частых случаях к применению означенных правил, со стороны духовных властей не встретилось какого-либо затруднения при применении оных, генерал-адъютант Посьет просит напомнить, особым циркуляром, по всем епархиям о существовании вышеупомянутого законоположения. И, по справке, приказали: согласно просьбе главного правления общества подания помощи при кораблекрушениях, поручить епархиальным Преосвященным подтвердить сельскому духовенству о точном исполнении объявленных по духовному ведомству циркулярным указом Святейшего Синода от 15-го сентября 1851 года, Высочайше утвержденных 7-го августа того же года правил, коими постановлено: 1) производить в селах, во время вьюг и метелей, днем и ночью, по согласию сельского начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих метельный звон, который, для отличения от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить не постоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени и 2) производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначать несколько человек66.

343. По вопросу: может ли быть дозволено открытие питейных заведений на церковных землях. (Из отношения Его Сиятельства, господина товарища Обер-Прокурора Св. Синода, князя С. П. Урусова от 28 марта 1864 г. на имя Тульского Преосвященного).

Святейший Синод входил в рассмотрение относящихся до сего предмета законоположений. При этом принято во внимание: 1) 316 ст. зак. о сост. т. IX свод. 1857 года воспрещено устроять на церковных землях питейные и трактирные заведения. 2) Хотя Высочайше утвержденное 4 июля 1861 года положение о питейном сборе заменяет собою все существовавшие, до введения оного в действие, правила торговли питьями, тем не менее вышеприведенная 316 статья остается в своей силе до настоящего времени, так как в изданном в 1863 году продолжении существующего свода законов статья эта не значится ни дополненною, ни измененною или вовсе отмененною. 3) В положении 4 июля нигде не встречается положительного права, которым бы прямо разрешалось открывать питейные заведения на церковных землях; о последних не упоминается и в 243 ст. положения, указывающей, на каких землях и каким порядком могут быть дозволены сии заведения. 4) К отмене же запретительной 316 ст. не представляется уважительных причин. Обширность населенных и ненаселенных пространств Империи дает желающим возможность строить питейные заведения, не касаясь церковных земель. 5) Между тем земли эти, в течении нескольких десятилетий, охранялись законодательством от употребления, не согласного с понятием о назначении церковного имущества. Именными Высочайшими указами 2 апреля 1817 и 20 июля 1842 г. § 316 положительно воспрещено заводить на церковных землях питейные и трактирные заведения. На основании сих постановлений правило о неустроении означенных заведений на церковных землях вошло и в действующий ныне свод законов и при постоянном соблюдении его не могло не сделаться известным народу. Посему Святейший Синод нашел, что отмена этого, с давнего времени утвердившегося в нашем законодательстве, постановления, была бы, в ходе правительственных распоряжений, актом, явно противоречащим духу нашего законодательства и не бессоблазненным для народа.

При сем отношении Его Сиятельства приложена копия с циркулярного предписания г. Министра Финансов управляющим питейно-акцизными сборами от 10 минувшего марта за № 532, о том, что 316 ст. т. IX. зак. о сост., воспрещающая устраивать на церковных землях питейные и трактирные заведения, должна сохранять свою силу и в настоящее время, и что изложенное в этой статье ограничение относится исключительно до земель, принадлежащих церквам православного исповедания, не распространяясь на церкви других исповеданий.

344. О времени, когда в воскресные и праздничные дни открывать питейные дома для продажи напитков.

Правительствующий Сенат, согласно с мнением г. Министра Духовных Дел и Народного Просвещения, предписал всем губернским правлениям, казенным палатам и гражданским Губернаторам, дабы в воскресные и праздничные дни открываемы были питейные дома для продажи из оных напитков: в городах не прежде окончания поздней литургии в том приходе, где питейный дом находится, а в селах, где не будет поздней, по окончании ранней литургии. Марта 10 дня 1821 года.

345. 1874 г. 30 сентября. О предоставлении городским думам права издавать обязательные для городских жителей постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни.

Святейший Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора, в коем изъяснено, что Министр Внутренних Дел, которому сообщено было изложенное в определении Святейшего Синода от 11 июля (22 августа) 1873 г. заключение по вопросу о распространении на другие городские управления предоставленного городским думам в столицах права издавать постановления касательно времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в праздничные дни, уведомляет, что Государь Император, согласно с мнением Государственного Совета, 19 марта 1874 года, Высочайше повелеть соизволил, в дополнение к ст. 108 городового положения (св. зак. том. II общ. губ. учреж. особ, прил., по прод. 1871 года), постановить: сверх исчисленных в сей статье предметов городского благоустройства, городским думам предоставляется издавать общеустановленным порядком (ст. 104–106) обязательные для городских жителей постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни, с соблюдением однако притом правила, изложенного в ст. 329 уст. пит. (изд. 1867 года). И, по справке, приказали: об изъясненном мнении Государственного Совета, Высочайше утвержденном 19 марта сего года, объявить по духовному ведомству печатными указами к должному исполнению.

* * *

58

Обветшавшую колокольню и ограду с разрешения архипастыря дозволяется употребить на другие постройки, но лес ветхого храма может быть употреблен, если не на церковное строение, то только на отопление храма и печение просфор . (Ук. 9 окт. 1742 г. и 28 февр. 1829 г.).

59

27 дек. 1800 г. Государь Император, по случаю всеподданнейшего донесения, что сгорела приходская церковь в селе Шуях (Калуж. губ.) Высочайше повелеть соизво­лил, чтобы генерально по всем епархиям, если где сгорит деревянная церковь, не позволять строить новой деревянной.

60

Указом 25 августа 1865 г. предоставлено, с известными ограничениями, епархи­альным Архиереям разрешить постройку церквей (см. № 4). В разъяснение настоя­щих указов не лишним считаем привести здесь выписку из циркулярнаго предло­жения губернаторам от г. Министра Внутренних Дел, по вопросу: не следует ли при возведении каменных церквей избегать, для безопасности от пожаров, устройства в сих зданиях деревянных сводов, куполов и кровель. Министерство Внутренних Дел, обсудив этот вопрос, пришло к заключению: во 1-х, что по действующему за­кону, 214 ст. уст. строит, (изд. 1857 г.), общим правилом при сооружении церквей приемлется, чтобы церкви строены были каменные, с изъятиями, допущенными по случа­ям, подробно объясненным в 215 ст. того же закона; во 2-х, что по порядку, уста­новленному 206 ст. уст. строит, (продолж. 1868 г.), постройка церквей допускается не иначе, как но проектам, утвержденным строительными отделениями губернских прав­лений или в случаях, превышающих предоставленную им власть, по утверждению про­ектов подлежащими Министерствами, и в 3-х, что, по букве этих постановлений, проекты на постройку каменных церквей, с деревянными сводами, куполами и кровлями, должны составлять исключение из общего правила, указанного в 214 ст. уст. строит, (изд. 1857 г.) и утверждение этих проектов следует относить к предусмотренным 206 ст. того же уст. (продолж. 1868 г.) случаям, превышающим власть, предоставлен­ную строительным отделениям по утверждению проектов. На основании этих сообра­жений, Его Высокопревосходительство просит г. Губернатора сделать зависящее распо­ряжение, чтобы проекты на постройку каменных церквей с деревянными сводами, купо­лами и кровлями, как составляющие изъятие из общего правила, установленного 214 ст. уст. строит., были относимы к поименованным 206 ст. того же устава (по продолж. 1868 г.) случаям, превышающим власть строительных отделений и, затем были пред­ставляемы, для утверждения, в Министерство Внутренних Дел. (Влад. Еп. Вед. № 17, 1869 г.).

61

Мы не знаем, какие мнения о мерах против неискусного иконописания были представлены в Святейший Синод, но нелишним считаем восполнить историческую справку настоящего указа о правилах касательно иконописания указанием некоторых правитель­ственных распоряжений, которым не дано места в справке.

– 7-го февраля 1769 года, Ее Величество повелела: «все, где имеются в церквах святых и лавках , неискусно писанные иконы отобрать в Св. Синод и впредь таковые писать запретить». Се. Синод, объявляя этот Высочайший указ, распорядился, чтобы из иконостасов и из прочих до благолепия церковного принадлежащих, мест были, во избежание соблазна, взяты неискусно написанные иконы тогда только, когда будут вновь написаны искусною работой (16 марта 1759 г.). Синодальный Член, Казанский Епископ Гавриил в своем доношении ставил на вид, что отбирание неискусно писанных икон и доставка их в Синод (иди Синодальную канцелярию) представляет большие неудобства. По убожеству некоторых церквей не на что писать новые иконы «да и ху­дожников иконных и каковых – нибудь в отдаленных епархии Его Преосвященства местах отыскивать трудно». Согласно предложению Преосвященного Гавриила Св. Си­нод определил: «если впредь между отбираемыми неискусно писанными иконами, кои исправить и в совершенное благолепие привести будет можно, то оные под смотрением знающих в том силу и в писании св. икон искусство людей исправлять и в упо­требление производить позволять. Прочие же, к исправлению неспособные, хранить в тех же епархиях при домах Архиерейских и в монастырях с крепким смотрением, чтобы оные, в отвращение имеемого быть народу соблазна, никуда в употребление не были выпускаемы (21 – е 1760 г.).

– Синодальный Обер – Прокурор г. Мелиссино представил Святейшему Синоду 29 мая 1767 г. на рассмотрение образ, поднесенный Ее Величеству на Волге от одного купца, изображающий Св. Троицу с тремя лицами и четырьмя глазами, – с тем, чтобы уведомить Ее Величество, позволено ли такие образа писать? «Понеже по учиненным в Святейшем Синоде из прежних духовных правил и из указов выписей точно ока­залось, что не только таковые непристойных изображений живописцам писать не велено, но еще и накрепко оное чинить запрещено и посланными из Св. Синода в разных годах указами епархиальные Преосвященные Архиереи наблюдать того обязаны, почему Св. Синод весьма сожалеет, что такие, на подобие еллинских богов, изображения между правоверными обращаются». Таков был отзыв Св. Синода, при чем постановлено по­слать еще подтвердительные указы, чтобы «таковые в иконных изображениях странные и нелепые непристойности наиудобнее искоренены и пресечены быть могли». (11-го июня 1767 г.).

62

Уложение о наказаниях 1209 ст.

63

Штрафные деньги но сим делам должны быть обращаемы не в пользу казны, а в пользу приказов общественного призрения. Так постановлено комитетом Министров по делу Еникольского Грека Метакса, приговоренного Таврическим уголовным судом, за непристойный в церкви поступок, к оштрафованию 25 рублями. 13 мая 1818 г.

64

Прежними указами на этот раз предписывалось: нищим во время богослужения по храму не бродить, зачем смотреть священнику, но из храма во время службы не выводить их. Указы 14 августа 1731 г. и 25 мая 1758 г.

65

В упоминаемом здесь указе 1769 г. разрешается набатная тревога только в особых, крайних случаях, как-то: «во время пожара, чрезвычайного наводнения, на­падения неприятеля, разбою или какого-либо, нечаянного народного возмущения, в пред­осторожность и сохранение тех мест жителей»....

66

«Для удобства и безопасности», как замечено в подлинном указе 1851 г.


Источник: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. - Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1879. - [1], III, 504 с.

Комментарии для сайта Cackle