Ю.И. Белоногова

Источник

Заключение

В начале XX в. проблемы, стоявшие перед Церковью и, в частности, перед приходским духовенством, начали открыто обсуждаться в печати. Церковь в лице своего духовенства не имела глубокого, повсеместно укорененного авторитета среди паствы. Можно назвать много причин сложившейся ситуации, а среди них и недостаточное обеспечение клириков, приводившее к возникновению многочисленных конфликтов с прихожанами, и происходившие в жизни деревни изменения: рост числа отходников, переносивших в деревню городские традиции, и исторически сложившаяся и законодательно подтвержденная замкнутость духовенства, имевшая своим следствием фактическую отчужденность его от других слоев общества. Не относившийся к духовному сословию человек, посвятив себя служению Церкви в духовном сане, лишался всех прав прежнего звания, а выход из духовного сословия влек за собой лишение всех наград и привилегий. При недостатке средств клирики имели преимущества при обучении детей в духовных учебных заведениях, но по окончании семинарий выпускники должны были устраиваться на службу по духовному ведомству или выплачивать определенную сумму за свое образование, поэтому представители духовенства стремились дать детям светское образование, чтобы у них была возможность дальнейшего поступления на государственную службу.

Священнослужители по-разному относились к своему пастырскому долгу. Одни пользовались уважением среди прихожан, другие становились священниками в силу традиции, обстоятельств и безвыходности положения. Духовенство, помимо своего пастырского служения, было перегружено множеством чиновнических обязанностей. А государство, возлагая на клириков функции статистиков и чиновников, фактически занимавшихся делопроизводством актов гражданского состояния, не могло содержать их на должном материальном уровне. В плане обеспечения клирики полностью зависели от своих прихожан. Лишь немногие наиболее бедные храмы получали жалованье от казны; земля хотя и была обязательно приписана к храмам, но не приносила достаточной прибыли. Единственным постоянным доходом священно- и церковнослужителей были пожертвования прихожан, а материальная зависимость от них клириков при бедности крестьянства приводила к постоянным и неизбежным конфликтам.

По своему статусу и образованию духовенство по сравнению с крестьянством занимало более высокую социальную ступень, причисляя себя к обществу учителей, врачей, земских деятелей, относясь по роду занятий к чиновничеству. Но условия быта духовенства заставляли и крестьян и духовенство постоянно сравнивать условия крестьянского и священнослужительского существования, что приводило к никогда не разрешимым противоречиям. В отличие от положения служащего, финансово священнослужителя обеспечивали не государство или земство и даже не община в целом, а каждый крестьянин в отдельности. Поэтому в материальном плане духовенство не могло ориентироваться на другие структуры. Священники постоянно говорили и писали о своей бедности, а крестьяне (их прихожане), чьи жизненные потребности были иными, постоянно упрекали своих пастырей в жадности и скупости. Например, большую часть своего дохода клирикам приходилось тратить на образование детей, что для крестьянства не являлось насущной необходимостью. На обучение одного ребенка клирик вынужден был расходовать 150–250 руб. ежегодно, тогда как в семье было, как правило, 5–10 детей, и образование стремились дать не только мальчикам, но и девочкам. Рукоположение в сан было возможно только при наличии у ставленника образования; выпускники семинарий, ожидая подходящего места, работали учителями в школах церковного ведомства или чиновниками. Неустроенные дочери священнослужителей также становились учительницами в земских или церковно-приходских школах, поэтому больше половины всего дохода семей духовенства тратилось на образование.

Причины изменения отношения к духовенству зависели от перемен, происходивших в деревне. Наглядно это видно по процессам, характерным для промышленно развивавшихся районов, например для Московской губернии. В начале XX в. в России шел процесс развития индустриального общества, происходил рост рабочего класса, активно разворачивалась революционная пропаганда, что приводило к разрушению привычного крестьянского быта, а вместе с ним и традиционного мировоззрения. Наблюдался резкий упадок нравственности в деревне и городах: росло число незаконных сожительств, абортов, незаконнорожденных детей, процветало хулиганство, преступность, пьянство. Эти явления, очевидно, были несовместимы с православной верой и христианской нравственностью. Отношение крестьян к Церкви становилось все более негативным, в нем начали преобладать не только экономические, но и идеологические мотивы. Публицистика и художественная литература часто с невероятными преувеличениями описывали все отрицательные черты церковного быта, на страницах изданий появлялись фантастические по своему безобразию типы церковных деятелей. Либеральная и революционная пресса начала активную кампанию по дискредитации Церкви, ее влияние распространилось на деревню и охватило крестьянское общество. В данной ситуации пастырь становился фигурой очень уязвимой, поскольку, имея духовную власть, сам зависел от своих прихожан. Основными поводами для новых конфликтов оказывались материальные разногласия, когда крестьяне жаловались на неисполнение священниками своих обязанностей. Воспользовавшись ничтожным поводом, прихожанин мог подать донос на приходского священника, диакона или псаломщика. На основании таких обращений, зачастую анонимных, начиналось консисторское расследование, при котором клирик должен был доказывать несправедливость возводимых на него обвинений. Даже при полной абсурдности доноса и его недоказуемости сам факт расследования и подозрения бросал тень на репутацию священника. Если в XV-XVII вв. духовная власть очень внимательно относилась к доносам на клириков и карала их по факту жалобы даже без суда, то в начале XX в. более половины прошений с жалобами на священнослужителей, оказываясь необоснованными со стороны прихожан, оставались после расследования за недоказанностью обвинения без последствий. Церковная власть внимательно подходила к расследованию жалоб, пыталась вразумлять клириков при маловажных проступках, дабы не допустить совершения ими больших провинностей, старалась не только проверить истинность обвинения, но и найти причину предосудительного поступка. Безусловно, нельзя сказать, что все обвинения были лживыми, однако очевиден и тот факт, что доносы стали распространенной формой мести клирикам со стороны крестьян. Ведь по каждому заявлению назначалось следствие, и положение священника оказывалось критическим: практически любого священника прихожане могли заставить бедствовать или «уличить» в вымогательстве. Следствием данной ситуации было замирание приходской жизни, пастырь не был, как правило, учителем и обличителем народных пороков.

Единственно возможный выход из создавшегося положения духовенство – как клирики, так и высшие иерархи – видело в переходе на фиксированное государственное жалованье. Его размер был уже определен – все военное духовенство получало плату от государства и считалось хорошо обеспеченным. Причина введения жалованья состояла не только в том, что прихожане по своей бедности не имели возможности прокормить священнослужителя, но и в том, чтобы сделать клир финансово независимым от крестьян, чтобы не вставал вопрос оплаты Таинств и треб. Однако в начале XX в., вследствие внутренних и внешних проблем, Российская империя не смогла реализовать данную программу.

Возможно, действенным способом нормального материального существования Церкви могло быть ее отделение от государства, которое освободило бы духовенство от государственных обязанностей, но сохранило отношения покровительства к Православию как к вероисповеданию большей части населения страны и монарха, поскольку к началу XX в. представления о Церкви все больше подменялись представлениями о государственном институте по выполнению духовных запросов. Для большинства крестьян вера была частью культуры, быта, обычаем: уходя в города, расставаясь с привычной обстановкой своей жизни, они расставались и с верой, которая для них ассоциировалась только с привычными формами традиции и образами приходского храма. Современники надеялись, что восстановление прихода может привести к возрождению церковной жизни, но вера в крестьян в сложившейся ситуации была минимальной. Часть общественности начала XX в., идеализируя прошлое России, стремилась возродить «Святую Русь», что было невозможно.

Революция принесла радикальные перемены: сменилась власть, идеология, само государство стало другим – в этой ситуации Церковь перестала определять жизнь общества и новой страны в целом. Наглядным подтверждением тому стала антирелигиозная политика советской власти, кампания по изъятию церковных ценностей, уничтожение почти всего епископата, закрытие духовных учебных заведений. К 1933 г. в Московской епархии осталось 87 действующих храмов, тогда как в начале XX в. их было около 1500 (вместе с кладбищенскими и монастырскими), что составляло 6 % от дореволюционного числа. Политика советской власти по отношению к Церкви вызывала протест части населения страны, но гораздо большее число граждан было равнодушно к вере, а многие заняли открыто антирелигиозную позицию, поддерживая своим участием деятельность союза «воинствующих безбожников». Причины трагедии 1920–30-х гг. кроются еще и в положении Церкви в Российской империи, когда во второй половине XIX в. в общественной жизни страны произошли различные реформы: отмена крепостного права, создание земств, преобразования в сфере суда и армии, – и только в Церкви вопрос о реформах был поднят лишь в начале XX в., но в новой политической ситуации прежние проблемы были уже практически неразрешимы.

Список сокращений, принятых в тексте

ЦИАМ – Центральный исторический архив г. Москвы.

ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации.

Источники

Архивные источники

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 550. Оп. 1. Д. 513–515 (Дневник митр. Арсения [Стадницкого]).

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316 (Протоколы заседаний Отдела о церковной дисциплине. 1 сентября 1917 – 17 сентября 1918 гг.).

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 577 (Протоколы и материалы Предсоборного Совета). ДАТЫ

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578 (Журналы и протоколы заседаний отделов Предсоборного Совета).

Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 203 (Фонд Московской Духовной Консистории):

Оп. 477. Д. 27. Прошение прихожан с. Всесвятского Московского уезда, о воспрещении их односельцу крестьянину Егору Иванову Салову участвовать в их приходских выборах церковных старост. Март-апрель 1907 г.

Оп. 477. Д. 28. Прошение прихожан Георгиевской на Глинках в с. Игнатьеве церкви Богородского уезда Карповской волости об устранении крестьянина Антона Еремина от должности учетчика над церковным старостой. Февраль-июнь 1907 г.

Оп. 478. Д. 1. О назначении на должность, увольнении с должности, переводе на другое место. 1907 г.

Оп. 478. Д. 100. О снятии сана со священника Петропавловской церкви Рузского уезда.

Оп. 480. Д. 1. О рассмотрении прошений разных лиц на должность.

Оп. 480. Д. 6. Об увольнении за штат священника Троицкой села Круглина церкви Дмитровского уезда Ильи Садикова и о замещении его места. 1910 г.

Оп. 480. Д. 7. Об увольнении за штат священника Спасской г. Дмитрова церкви Николая Соловьева и о замещении его места. 1910 г.

Оп. 480. Д. 8. О перемещении священника Богородицерождественского погоста Якотского церкви Дмитровского уезда Александра Русинова на службу в Рязанскую епархию и о замещении его места. 1909–1910 гг.

Оп. 480. Д. 9. О замещении священнической вакансии при Николаевской села Лунина церкви Звенигородского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 11. О замещении священнической вакансии при Богородицерождественской села Ивановского-Богородского церкви Звенигородского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 12. О замещении священнической вакансии при Успенской села Петровского церкви Звенигородского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 14. Об увольнении за штат священника Гребневской села Оденцова церкви Звенигородского уезда Симеона Парусникова за штат и о замещении его места. 1909–1910 гг.

Оп. 480. Д. 15. О замещении священнической вакансии при Спасской [церкви] села Ильинского-Толбузина Клинского уезда. 1908–1910 гг.

Оп. 480. Д. 16. О замещении священнической вакансии при Вознесенской в Теряевой слободе церкви Клинского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 17. О замещении священнической вакансии при Богородицерождественской погоста Зеленцина церкви Клинского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 18. О замещении священнической вакансии при Михаило-Архангельской села Вертлинского церкви Клинского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 19. О замещении священнической вакансии при Одигитриевской села Воронина церкви Клинского уезда. 1909–1910 гг.

Оп. 480. Д. 21. О замещении священнической вакансии при Грузинской села Горбасьева церкви Клинского уезда. 1909–1910 гг.

Оп. 480. Д. 22. О назначении заштатного священника Петра Соколова для исправления священнических обязанностей при Преображенской села Доршева церкви Клинского уезда и об освобождении его от сего назначения. 1910 г.

Оп. 480. Д. 23. Об отрешении священника Преображенской села Доршева церкви Клинского уезда Николая Воскресенского и о замещении его места. 1910 г.

Оп. 480. Д. 24. О замещении священнической вакансии при Успенской села Малинина церкви Коломенского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 25. О замещении священнической вакансии при Знаменской села Ильинского церкви Коломенского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 26. О замещении священнической вакансии при Велико-Васильевской села Лыкова церкви Коломенского уезда. 1910 г.

Оп. 480. Д. 27. О замещении священнической вакансии при Федоро-Стратилатовской села Колычева церкви Коломенского уезда. Июнь 1910 г.

Оп. 480. Д. 30. Об увольнении за штат священника Михаило-Архангельской села Карпова церкви Коломенского уезда Василия Маркова и о замещении его места. 23 октября 1909 – 2 сентября 1910 гг.

Оп. 480. Д. 55. О замещении священнической вакансии при Спасской села Ильинского-Толбузина [церкви] Клинского уезда.

Оп. 480. Д. 221. Дело с бумагами разного содержания и с прошениями на непраздные и подлежащие закрытию места. 1910 г.

Оп. 480. Д. 584. Дело о снятии сана со священника Алексея Златоустова Воскресенской церкви села Кондрева Коломенского уезда. 25 апреля 1909 – 16 июня 1910 гг.

Оп. 480. Д. 622. Прошения священников, вдов и сирот о назначении пособия, оставшиеся без уведомления. Август 1909 – август 1910 гг.

Оп. 480. Д. 623. С прошениями диаконов, их вдов и сирот о назначении пособия, оставленные без удовлетворения. 28 июля 1909 – 3 августа 1910 гг.

Оп. 480. Д. 633. О пенсионерах.

Оп. 481. Д. 16. О рассмотрении прошений разных священнослужителей. О назначении на вакантное место и определении диакона Кудрявцева на священническую вакансию села Анискина. 2 октября 1910–27 июля 1911гг.

Оп. 481. Д. 17. О замещении священнической вакансии при Воскресенской с. Родинок церкви Богородского уезда. 6 октября 1910 – 19 сентября 1911 гг.

Оп. 481. Д. 18. О замещении священнической вакансии при Николаевской с. Полтева церкви Богородского уезда. 25 апреля 1911 – 28 июня 1911гг.

Оп. 481. Д. 19. О замещении священнической вакансии при Сергиевской с. Комягино церкви Богородского уезда. 2 июня 1911 – 14 июня 1911гг.

Оп. 481. Д. 20. О замещении священнической вакансии при Богородице-Рождественской у реки Рудни церкви Богородского уезда. 31 января 1911 – 24 октября 1911 г.

Оп. 481. Д. 21. О замещении священнической вакансии при Успенской села Салтыкова церкви Бронницкого уезда. 31 января 1911–21 февраля 1911 г.

Оп. 481. Д. 22. О замещении священнической вакансии при Космодемьяновской церкви села Алешкино Бронницкого уезда. 15 февраля 1911–4 марта 1911 г.

Оп. 481. Д. 23. О замещении священнической вакансии при Троицкой села Заворова церкви Бронницкого уезда. 8 марта 1911 – 17 июня 1911г.

Оп. 481. Д. 24. О замещении священнической вакансии при Троицкой села Колобеева церкви Бронницкого уезда. 30 апреля 1911 – 28 июня 1911 г.

Оп. 481. Д. 26. О замещении священнической вакансии при Успенской села Борисова церкви Дмитровского уезда. 23 сентября 1911 – 12 октября 1911 г.

Оп. 481. Д. 27. О замещении священнической вакансии при Покровской села Колычева церкви Звенигородского уезда. 23 октября 1910–22 сентября 1911 гг.

Оп. 481. Д. 30. О замещении священнической вакансии при Покровской села Покровского-Засекино церкви Звенигородского уезда. 9 февраля 1911–24 сентября 1911г.

Оп. 481. Д. 31. Дело о замещении священнической вакансии при Троицкой села Мушкина церкви Звенигородского уезда. 11 марта 1911 – 14 июня 1911 г.

Оп. 481. Д. 35. О замещении священнической вакансии при Одигитриевской села Городищ церкви Клинского уезда. 22 ноября 1908 – 3 июня 1911 гг.

Оп. 481. Д. 36. О замещении священнической вакансии при Вознесенской погоста Николотешиловского церкви Клинского уезда. 25 октября 1910 – 27 июня 1911 гг.

Оп. 481. Д. 37. Об увольнении за штат священника Покровской села Покровского под Рогачевом церкви Клинского уезда Павла Страхова и о замещении его места. 3 января 1911 – 2 июня 1911 г.

Оп. 481. Д. 38. О замещении священнической вакансии при Гузинской села Горбасьева церкви Клинского уезда. 14февраля 1911 – 9июня 1911 г.

Оп. 481. Д. 39. О замещении священнической вакансии при Успенской села Обухова церкви Клинского уезда.

Оп. 481. Д. 42. О замещении священнической вакансии при Покровской погоста Юрьевец церкви Коломенского уезда. 10 сентября 1909–15 июня 1911 гг.

Оп. 481. Д. 44. О замещении священнической вакансии при Христо-Рождественской села Мартыновского церкви Коломенского уезда. 26 мая 1911 – 4 августа 1911 г.

Оп. 481. Д. 46. О замещении священнической вакансии при Благовещенской села Шеметова церкви Коломенского уезда. 8 июля 1911 – 31 апреля 1911 г.

Оп. 484. Д. 11. Жалоба жены на пьянство и побои мужа-псаломщика (г. Волоколамск, Покровская церковь).

Оп. 484. Д. 282. О предоставлении благочинными Московской епархии сведений о количестве церквей. 1913 г.

Оп. 486. Д. 179. О представлении ведомостей учета белого духовенства в церквах Московской епархии за 1915 г.

Оп. 486. Д. 180. О представлении сведений для епархиального отчета за 1915 г.

Оп. 547. Д. 19. Отчет епископа Трифона о результатах осмотра им церквей Бронницкого уезда.

Оп. 547. Д. 36. Дело о награждении лиц духовного звания за усердную службу.

Оп. 607. Д. 2.0 нетрезвости св[ященника] села Троицкого-Зотова Бронницкого уезда Николая Виноградова. 1901 г.

Оп. 607. Д. 9. По обвинению в вымогательстве и других незаконных действиях священника села Мушкина Звенигородского уезда Александра Постникова. 1901 г.

Оп. 607. Д. 11. Дело о неисправности по службе св[ященника] с. Рогачева Дмитровского уезда Николая Климентова. 1901 г.

Оп. 607. Д. 14. Жалоба крестьянина Андреева на священника села Княжева Можайского уезда Сергея Афонского. 1901 г.

Оп. 609. Д. 9. По жалобе крестьянина Григория Дементьева на священника села Северного Коломенского уезда Василия Счастьева. 1903 г.

Оп. 609. Д. 40. По жалобе землевладельца Сабинского на диакона села Рождествена Рузского уезда Александра Патокина.

Оп. 610. Д. 11. По доносу крестьянина Панина на священника села Старой Сытни Серпуховского уезда Константина Чекалова. 1904 г.

Оп. 610. Д. 18. Дело по жалобе прихожан церкви села Тарбеева Дмитровского уезда на священника Петра Мячикова. 1904–1905 гг.

Оп. 610. Д. 43. Дело по прошению прихожан села Рыбалова Бронницкого уезда об отводе от них священника Николая Уклонского за нетрезвость и немиролюбие. 7 сентября 1904 – 30 мая 1905 гг.

Оп. 610. Д. 44. По жалобе крестьянина Молчанова на священника села Язвица Волоколамского уезда Сергия Добролюбова. 2 октября 1904–4 июля 1905 гг.

Оп. 611. Д. 17. Дело по жалобе крестьянина Берлюкова на священника села Дятлова Подольского уезда Алексея Беляева. 25 апреля 1905 – 16 января 1908 гг.

Оп. 611. Д. 26. По жалобе крестьянина Комарова на священника Успенской церкви села Вышнегорода Верейского уезда Георгия Воздвиженского. 23 июня 1905 – 14 июня 1906 гг.

Оп. 611. Д. 33. О диаконе села Сляднева Рузского уезда Димитрия Друганова. 18 июля 1905 г.

Оп. 611. Д. 51. О священнике села Середнякова Московского уезда Алексее Терковском, учинившем в метрической выписи по воинской повинности, о рождении, крещении журнала ложную отметку о смерти.

Оп. 611. Д. 54. По жалобе крестьянина Егора Ермолаева на священника села Верзилива Серпуховского уезда Николая Беляева. 30 сентября 1905–7 октября 1905 г.

Оп. 611. Д. 57. По жалобе крестьянина Орлова на священника села Мышкина Можайского уезда Петра Востокова. 11 октября 1905 – 18 декабря 1906 гг.

Оп. 612. Д. 21. По жалобе крестьянки Балалайкиной на диакона Сретенской города Серпухова церкви Ивана Соколова. 1906 г.

Оп. 614. Д. 10. По доносу крестьянина Нионова на священника с. Захарова Клинского уезда Алексея Лихарева. 31 марта 1908 – 3 июня 1908 г.

Оп. 614. Д. 14. По жалобе крестьян деревни Ширина на священника села Сокольникова Можайского уезда Сергея Афанасьевского. 22 апреля 1908–12 марта 1909 гг.

Оп. 614. Д. 18. О неблагоповедении священника с. Битягова Подольского уезда Алексея Погожева. 10 мая 1908 – 16 октября 1908 г.

Оп. 615. Д. 22. По прошению прихожан церкви села Грив Дмитриевского уезда об отводе от них священника Петра Мячикова. 1908 г.

Оп. 616. Д. 10. О неблагоповедении священника села Воскресенского Бронницкого уезда Сергея Успенского. 25 февраля 1910 – 9 ноября 1911гг.

Оп. 616. Д. 42. О неблагоповедении священника Троицкой деревни Каменки церкви Богородского уезда Василия Крылова. 1910 г.

Оп. 616. Д. 20. По жалобе прихожан села Всехсвятского Московского уезда на местного священника Сергия Лебедева. 1 июня 1910 – 8 января 1911 гг.

Оп. 617. Д. 2. По жалобе прихожан села Сапрунова Серпуховского уезда на священника Александра Раевского. 1911 г.

Оп. 617. Д. 11. Дело о священнике села Старой Ситни Серпуховского уезда Константине Чекалове, обвиненном в вымогательстве за погребение крестьянки Полынкиной. 24 февраля 1911 – 12 декабря 1911 г.

Оп. 617. Д. 22. По жалобе церковного старосты Московской Богородицкой в Марьиной Роще церкви Т. Несчастнова на местного священника К. Озерецкого.

Оп 617 Д. 23. По жалобе Пелагеи Гюттель на священника Христо-Рождественской церкви Димитрия Малинина. 1914 г.

Оп. 617. Д. 24. О неблагоповедении диакона села Дмитровского-Андреевского Звенигородского уезда Димитрия Лебедева. 1911 г.

Оп. 617. Д. 25. По жалобе прихожан Успенской церкви села Вышегорода Верейского уезда на местного священника Алексия Златоустова. 1911г.

Оп. 744. Д. 1430. Указы Святейшего Синода и Высочайшие объявления за 1905 год.

Оп. 744. Д. 2600. Клировые ведомости Богородского уезда. 1910 г.

Оп. 744. Д. 2601. Клировые ведомости об уволенных.

Оп. 744. Д. 2863. Ведомости денежных сумм и капиталов Московского уезда. 1905 г.

Оп. 748. Д. 88. Отчет по Московской епархии за 1904 год.

Оп. 748. Д. 107. Отчет о состоянии Московской епархии за 1910 год.

Официально-документальные материалы

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. СПб., 1909.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 гг. СПб., 1910.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. СПб., 1916.

Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Т. 3.

Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1999. Т. 7.

Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 2000. Т. 9.

Журналы и протоколы Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 1; СПб., 1907. Т. 2–4.

Историческая переписка о судьбах Православной Церкви. М., 1912.

Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб., 1905.

Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004. Т. 1–2.

Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. Т. 1–3. Прибавления.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1898. Т. 8.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб., 1908. Т. 25.

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году : Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви / Сост. М.А. Бабкин. 2-е изд. М., 2007.

Русская Православная Церковь 988–1988: Материалы. М., 1988.

Свод Законов Российской империи. СПб., 1875. Т. IX.

Свод Законов Российской империи. СПб., 1906. Т. 1.4. 1.

Сводки отзывов епархиальных преосвященных по вопросам церковной реформы. СПб., 1906.

Стенографический отчет Государственной Думы Третьего созыва. Сессия 1.

Устав духовной консистории. СПб., 1871.

Устав духовной консистории. СПб., 1912.

Публикации по вопросам церковной реформы и приходского духовенства до 1917 г.

Барсов Н.И. Типы духовенства в народной беллетристике // Исторические, критические и полемические опыты Николая Барсова. СПб., 1879.

Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 г. // Трудовая помощь. 1907. № 2–3.

Благовидов В.Ф. К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе. Казань, 1905.

Богатство и доходы духовенства / Сост. В. Кильчевский. СПб., 1908.

Витте СЮ. Записки по крестьянскому делу. СПб., 1904.

Гиляров-Платонов Н.П. Вопросы веры и Церкви. М., 1905.

Голубинский Е.Е. К вопросу о церковной реформе. М., 1906.

Голубинский Е.Е. О реформе в быте русской Церкви. М., 1913.

Дмитриевский А.А. Недостатки современного церковного и религиозного воспитания и причины, их породившие. Киев, 1901.

Евдоким (Мещерский), еп. Государство и Православная Церковь // Христианин. 1907. Февраль.

Елагин Н.В. Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881.

Золотарев Л.А. Супружеские измены, их значение и причины. М., 1895.

Икскулу А.А. Отношение государства к религии. Очерк барона А.А. Ик-скулу. СПб., 1903.

Киреев А.А. Итоги работы Предсоборного Присутствия. СПб., 1907.

Кузнецов Н.Д. Преобразования в Русской Церкви. М., 1906.

Кузнецов Н.Д. Церковь, Духовенство и Общество. М., 1905.

К церковному Собору : Сборник. СПб., 1906.

Лебедев Н. Духовно-нравственная жизнь в деревне // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1911. № 1.

Мельгунов С. Церковь и государство в России в переходное время : Сборник статей (1907–1908). М., 1909. Вып. 2.

Перед церковным Собором. М., 1906.

Переписка С.Ю. Витте и К.П. Победоносцева (1895–1905 гг.) // Красный архив. 1928. Т. 5 (30).

Преображенский И.В. Церковная реформа : Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе. СПб., 1905.

Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

Розанов В.В. Русская Церковь. СПб., 1909.

Розанов В.В. Старая и молодая Россия : Статья и очерки 1909 г. М., 2004.

Сахаров СП О Предсоборном Присутствии. Юрьев, 1910.

Свенцицкий В.К. вопросу о церковной реформе // Вопросы жизни. 1905. №4–5.

Семенов С. Т. Двадцать пять лет в деревне. Пг., 1915.

Суетов А.О. Предсоборное Присутствие // Ученые записки Императорского Юрьевского Университета. 1912. № 1.

Тихомиров Л.А. Запросы жизни и наше церковное управление. М., 1903.

Тихомиров Л.А. Личность, общество и Церковь. М., 1904.

Тихомиров Л. А. Современное положение приходского вопроса // Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М., 1999.

Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл христианского подвига. Сергиев Посад, 1995.

Церковные реформы : Сборник статей периодической печати за 1905 год. СПб., 1905.

Церковная реформа: Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросам о реформе / Сост. И.В. Преображенский. СПб., 1908.

Церковь и демократия. М., 1996.

Дневники, воспоминания

Аграрное движение в 1905 г. // Красный архив. 1925. Т. 4–5 (11–12). Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. М. : Изд-во ПСТГУ, 2006. Т. 1 : 1880–1901.

Бочкарева М. Якша: Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы: В записи Исаака Фон Левина. М., 2001.

Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди. М., 1997.

Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.

Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 1–3.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. М., 1997. Т. 2.

Воробьев В. Перед рассветом. Воспоминания. Л., 1925.

Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910–1930-е гг. М., 1989.

В церковных кругах перед революцией (Из писем Антония Волынского митрополиту Флавиану) // Красный архив. 1928. Т. 5–6 (30–31).

Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствование императора Николая II в изображении современника. М., 2000.

Джунковский В.Ф. Воспоминания. М., 1997. Т. 1–2.

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания, изложенные Т. Манухиной. М., 1994.

Жевахов Н.Д. Воспоминания. М., 1993. Т. 2.

Из дневников Л.А. Тихомирова // Красный архив. 1930. Т. 1 (38), 4–5 (41–42); 1933; Т. 6 (61); 1935; Т. 5 (72), 6 (73); 1936. Т. 1 (74), 2 (75).

К истории манифеста 6 августа 1905 года // Красный архив. 1926. Т. 1 (14).

Революция в деревне в 1917 г. Воспоминания крестьян. М., 1927.

Розанов Н.П. Второе сословие. Мои воспоминания о жизни московского духовенства в последнее пятидесятилетие перед революцией // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 6.

Толстой И.И. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И.Толстого. 31 октября 1905 г. 24 апреля 1906 г. М., 1997.

Периодическая печать

Голос минувшего. [Москва] 1917.

Московские церковные ведомости. [Москва] 1903–1914.

Московский еженедельник. [Москва] 1906.

Русское богатство. [Москва] 1907.

Русское знамя. [СПб.] 1906.

Христианская мысль. 1916.

Церковные ведомости. [СПб.] 1903–1914.

Церковный вестник. [СПб.] 1903–1914.


Источник: Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века (по материалам Московской епархии) / Ю. И. Белоногова. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. - 176 с. ISBN 978-5-7429-0577-6

Комментарии для сайта Cackle