М. В. Шкаровский

Источник

4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIрейха в 1941–1945 гг.

А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г.

Сразу же после начала войны с СССР германские власти, нередко видевшие во всех русских врагов, начали ущемлять и церковную деятельность. Это хорошо видно в публикуемом письме бывшей звонарки православной церкви в Лейпциге. Над русскими храмами в Лейпциге и Дрездене вообще нависла угроза полного закрытия, которую удалось избежать благодаря заступничеству РКМ пресекали власти и многие благотворительные акции русский церковной эмиграции по оказанию помощи своим соотечественникам на оккупированной территории СССР111. Заметным этапом в истории православной Германской епархии стало первое и последнее в годы войны епархиальное собрание 29–31 января 1941 г. в Берлине. Среди его важнейших решений были постановления об организации Миссионерского комитета и преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. 26 мая 1942 г. архиерейский синод РПЦЗ принял решение о создании такого округа с включением в него приходов в Германии. Протектората Богемии и Моравии, Бельгии. Словакии и Люксембурга. Митрополитом был назначен Владыка Серафим (Ляде). Всевозможные трудности и стеснения – острая нехватка свечей для богослужений, вина и муки для причащений, требования властей о сдаче колоколов для военной промышленности и т. и. не смогли воспрепятствовать активной душепопечительной, миссионерской, просветительной и благотворительной деятельности духовенства епархии.

№ 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене

Дрезден, 25 октября 1941 г.

Как я усмотрел из доклада обер-бypгомистра Лейпцига, там еще существует так называемый Комитет по сохранению русской церкви в Лейпциге. Это зарегистрированная общественная организация, которая ставит своей задачей сохранить так называемую русскую памятную церковь 1913 г. для лейпцигской русской православной церковной общины.

Я придерживаюсь мнения, что ввиду нынешних обстоятельств эта организация больше не имеет права на существование и подлежит ликвидации. Также я считаю необходимым как лейпцигскую, так и находящуюся здесь в Дрездене русскую православную церковь временно закрыть и передать эти здания для других целей.

Мартин Мучман

ВА, R901/69 300. В1. 229. Подлинник.

№44. Из ответной телеграммы министра церковных дел наместнику Саксонии и в МИД государственному секретарю Вейцзекеру 112

Берлин, 31 октября 1941 г.

Я полагаю, что Вы были неправильно и не полностью информированы подведомственными Вам службами. Названные православные церковные общины в Лейпциге и Дрездене являются постоянными церковными приходами православной Берлинской и Германской епархии [...]. К вышеуказанным церковным общинам принадлежат все лица православного вероисповедания независимо от их государственной принадлежности, прежде всего проживающие здесь православные румыны и болгары, чьи правительства стоят на немецкой стороне. На основании этого факта и е согласия Главного управления имперской безопасности православные церковные общины продолжают существовать непотревоженными по всей Германии. Закрытие православных церквей е Лейпциге и Дрездене стало бы первым мероприятием подобного рода на всей территории рейха, включая только что приобретенные земли, и, поскольку именно нынешняя ситуация в православных церковных отношениях в Германии повсеместно является объектом внимательнейшего наблюдения, естественно произвело бы сенсацию и за пределами рейха [...].

По поручению д-р Штан ВА. R901/69 300. В1. 228. Заверенная копия.

№ 45. Наказ Миссионерскому комитету Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ 83

Берлин, июнь 1942 г.

Его Высокопреосвященством утвержден представленный ему Епископским Советом следующий наказ Миссионерскому комитету:

1 – Памятуя слова Высокопреосвященнейшего Митрополита Серафима при открытии Епархиального съезда, что Церковь не может оставаться равнодушной к мировым событиям наших дней, которые являются для нас «не только испытанием и крестом, но и призывом Всевышнего к нам, к нашей совести и к нашей активности», необходимо объединение всех живых сил Православия для пользы и на славу Церкви Христовой и для служения родному народу.

2 – Миссионерский комитет создает при приходах по программе, утвержденной Его Высокопреосвященством, и под руководством священников религиозно-просветительные содружества, общества или кружки для углубления православно-христианского мировоззрения и жизнепонимания и для активной борьбы с безбожием, религиозным и церковным индифферентизмом, со всякими псевдорелигиозными системами, сектантством, противоправославной акцией, воинствующим католичеством и унией.

Согласно постановлению Епархиального съезда, при Миссионерском комитете создается особая секция по защите Православия от посягательств католичества и унии и для действенного противодействия последним.

Точно так же создаются при отдельных приходах, согласно постановлению Епархиального съезда, апологетические религиозно-просветительные кружки, общее руководство которыми возлагается на Миссионерский комитет.

Миссионерский комитет был создан согласно резолюции епархиального собрания, принятой 29 января 1941 г. Возглавил его архимандрит Иоанн (Шаховской).

3 – С благословения и предварительного одобрения каждого отдельного издания со стороны Его Высокопреосвященства, Миссионерский комитет издает религиозно-просветительную и апологетическую литературу, молитвенники и учебные пособия; заказывает и распространяет нательные крестики по утвержденному Его Высокопреосвященством образцу с надписью «Спаси и сохрани».

4–Миссионерский комитет несет религиозно-нравственную опеку над детьми и юношеством в смысле систематического преподавания Закона Божия при приходах, устройства религиозных братств молодежи, общих говений, специальных богослужений для детей и юношества, равно как и привлечения последних к активному участию в богослужениях.

Согласно постановлению Епархиального съезда при Миссионерском комитете создается особая секция по православно-христианскому воспитанию детей и юношества.

Кроме того, Миссионерский комитет ведает организацией и руководством обязательных периодических посещений пастырями квартир верующих для катехизации подрастающего поколения, распространения религиозно-просветительных изданий, крестиков и иконок и осуществления – в случаях необходимости – дела христианского благотворения.

5 – Миссионерский комитет предпринимает вес от него зависящее, чтобы при приходах были устроены отдельные помещения для постоянных приходских собраний, библиотек, читален, воскресных школ, хоров, юношеских организаций и вообще широкой церковно-общественной деятельности.

6 – Миссионерский комитет заботится о поддержании и поднятии духа жертвенности у верующих как в деле христианского благотворения, так и во всем, что касается благоустройства и благолепия Церкви, и предпринимает все возможные меры для несения помощи в деле милосердия и восстановления храмов и церковной жизни в освобожденных восточных областях.

Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа (СР). Июль 1942. С. 1–2.

№ 46. Письмо митрополита Серафима (Ляде) настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему)

Берлин, 17 ноября 1942 г.

Дорогой Отец Игумен!

Никакого разрешения на получение вина и муки, выданного Министерством, не имеется. Мука, как я уже писал Вам, выдастся местными отделениями Гетрейдсвиртшафтсфербанда и только для тех церквей, которые находятся на месте этого Отделения, но не в другие места. Поэтому Вашей церкви не может быть выдана мука в Берлине. Правда, Вы се несколько раз получили, но [только] нелегально. Поэтому я не могу предложить нашему церковному старосте, чтобы он отпустил Вам муку, ибо нам это строго запрещено. Мне нужно быть очень осторожным в этом деле. В этом году, конечно, муки Вам не выдадут. В начале 1943 года мы представим новый список приходов, в том числе и Вашего, тогда Мюнхенское Отделение Виртшафтсфербанда получит указание. Поступайте так, как поступают другие церкви, не получающие муки в достаточном количестве: требуйте от своих прихожан хлебных карточек для выпечки муки. Очень сомнительно, получим ли мы в будущем году опять муку, тогда все равно придется изменить порядок во всех приходах, не только в Мюнхене.

С любовью во Христе, преданный Вам

М. Серафим АГЕ, д. Приходы. Мюнхен 1929–1942 гг., б/л. Подлинник.

№ 47. Распоряжение митрополита Серафима (Ляде)

Берлин, сентябрь 1943 г.

Его Высокопреосвященство, Высокопрсосвящсннейший Серафим, Митрополит Берлинский и Германский, предлагает духовенству епархии во время богослужений произносить на эктениях нижеследующие прошения.

На Великой ектений:

«О еже искорените вся зависти, рвения, гневы и братоненави-дения и вся прочия страсти в нас обретающияся, из них уже истекают вся крамолы, раздоры же и нестроения, и кровопролития ныне сущия, Господу молимся».

На сугубой ектений:

«Еще молимся о еже утолити вся крамолы, нестроения, раздоры же и кровопролитныя брани, грех ради наших сущих, и прекрати вскоре брань, и мир всему миру даровати, скоро услыши и милостиво помилуй».

На Великой ектений во время богослужений для приезжих рабочих:

«Да Господь Милосердный охранит святым своим покровом всех наших братьев и сестер на чужбине на работах сущих, Господу помолимся».

СР. сентябрь 1943. С. 1.

№ 48. Циркуляр митр. Серафима настоятелям и церковным старостам православных церквей Германской епархии

Торгау, 6 марта 1944 г.

На основании распоряжения Имперского министерства по церковным делам от 28 февраля с. г. за № 1 367/44, II, 111 настоящим предлагается Вам в срочном порядке (не позже 20 марта с. г.) сообщить мне:

1 – количество свечей, необходимое Вашему храму для чисто литургических нужд на текущий год;

2 – количество свечей, имеющееся у Вас в запасе (общий вес).

Кроме того, сообщается Вам: Имперское министерство цер. дел предлагает Вам, в целях обеспечения германской действующей армии свечами, содействовать тому, чтобы употребление свечей было доведено до крайнего минимума и на время войны было прекращено поставление пожертвованных свечей перед образами и на могилах. Министерство предлагает даже удаление подсвечников, стоящих перед образами.

Относительно последнего пункта распоряжения Министерства я настоятельно рекомендую о.о. настоятелям и церковным старостам ввести т. н. «общую свечу» (верующие не покупают отдельных свечей, а жертвуют на «общую свечу»). Предупреждаю, что нет никакой надежды на получение свечей для церквей до окончания войны. Следовательно, имеющиеся запасы должны быть израсходованы крайне экономно! Точно так же и церковное вино, отпущенное церквам.

В храмах, где совершаются архиерейские служения, для дикирия и трикирия должны быть употреблены исключительно огарки.

О сем сообщается Вам для неуклонного исполнения.

Митрополит Берлинский и Германский Серафим

АГЕ, д. Приходы-Мюнхен 1929–1942 гг., б/л. Копия.

№ 49. Из письма бывшей звонарки русской церкви в Лейпциге 113

Югеборг А. Финц доктору наук К. Геде с воспоминаниями о Второй мировой войне

Дрезден, 8 апреля 1980 г.

Уважаемая госпожа д-р Геде! Отвечая на Вашу просьбу, я попытаюсь реконструировать начальный период моей службы в русской церкви, который пришелся на гитлеровское время. Надеюсь, что Вам принесет пользу то, что я могу рассказать об этом времени.

В 1937 г. я пришла в Лейпциг, в общину, которая большей частью состояла из лиц так называемого благородного происхождения, но все-таки очень бедных. В основном русские и белорусы, но также малороссы, болгары, греки (хотя они имели свою домовую часовню на Саломонштрассе, правда, без священника), сербы и все остальные, кто являлся православными, приходили на регулярно проводившиеся по воскресеньям богослужения. Священник жил на пожертвования общины и ежемесячное пособие в 60–80 марок, которое выплачивал тогдашний строительный комитет под руководством полковника Фенаульта (Фену). Члены общины платили не какую-то определенную сумму, а лишь столько, сколько они могли сэкономить. Хор пел бесплатно. Церковь с трудом содержалась на выручку от экскурсантов.

В Лейпцигском Доме искусств вблизи Централштрассе (больше не существует) размещался клуб русских эмигрантов, где по возможности сберегали традиции родины. Существовали вечера чтения и театральных представлений, смешанный хор и балалаечный оркестр, в котором я также (костюмированная) участвовала.

Вскоре после начала войны против России 1941 г. эмигрантам было запрещено посещение Дома искусств, как и всякого рода собрания. Богослужения продолжались, но теперь кто-нибудь из гестапо в гражданском или даже в форме неизменно был среди слушающих. Я сразу же начала получать повестки на Карл-Гейнештрассе – место пребывания гестапо, где меня снова и снова допрашивали о том, кто принадлежит к этой церкви – фамилия, адрес и т. п., что нам сейчас известно из наглядных фильмов и сообщений о «методах дознания». Меня оскорбляли за то, что я, будучи «немецкой девчонкой», смогла забыться настолько, чтобы помогать врагу, и даже обручилась с украинцем. Мне пришлось [временно] отказаться как от церкви, так и от помолвленного со мной, иначе я осталась бы под постоянным наблюдением и в свое время была бы устранена. Тогда я воспринимала все еще не так трагически. Но сегодня я знаю, что это были четыре года «езды верхом через Боденское озеро».

Уже много лет исполняла я обязанности звонарки и вдруг снова во время бесконечного допроса меня обвинили в том, что я обслуживаю радиостанцию в колокольне – слух, который преследовал меня даже на моей прежней работе (в основном я работала до 1945 г. кладовщицей на фармацевтической фабрике. Последние бомбы задули «свет жизни» данной фирмы). Этому утверждению население почти поверило, так как все русские церкви в Германии тогда еще продолжали стоять (они имелись в Веймаре, Потсдаме и еще пять было в Берлине, Лейпциге и Дрездене114, о находившихся в Западной Германии совсем не говорили) и только немногие из них были слегка повреждены. Обыски дома и в церкви ни к чему не привели. А искали у меня большевистскую литературу или списки прихожан.

Когда позднее вблизи Лейпцига возникли первые лагеря, в которых содержались восточные рабочие: русские, украинцы, поляки и т. д., сперва им долгое время не разрешалось покидать их (лагеря). Позже они могли в сопровождении охраны заходить в церковь при условии – не искать никаких контактов, не исповедоваться, не принимать продукты и одежду, не оставлять письма или записки и т. д. Но в тесноте не слишком просторной церкви мы делали очень многое возможным. Они приходили жалкие, голодные и босые, зимой в деревянных башмаках (!), на богослужении многие душераздирающе рыдали. Под охраной они преодолевали обратный путь до своих лагерей, превышавший 10 км (Тауха: работа в Хазаг/Текла: работа на заводе Юнкерса и т. д.).

Примерно в 1943 г, мы получили нового священника, отца Кирилла Шимского, который загадочным для нас образом стал другом шефа лейпцигского гестапо. Это принесло нам некоторое облегчение. Я, например, не нуждалась [больше] в работе, и священник мог с хором и со мной, в качестве регента, по великим праздникам – таким как Рождество и Пасха, проводить богослужения в лагерях восточных рабочих. Об этом у меня сохранились ужасные воспоминания! Там единственный санитарный барак для сотен человек состоял из глубокой канавы, по краям которой возвышались места для сидения. Нередко происходило так, что ослабевшие падали вниз, и эту канаву сами «пользователи» расчищали в качестве штрафной работы [...].

Югеборг А. Финц

Личные документы д-ра Катарины Геде. Подлинник.

Б. Православный монастырь преп. Иова в Словакии 23 октября 1940 – 1 апреля 1943 г.

Обитель преп. Иова в виде типографского монашеского братства была основана в 1923 г. в словацком селе Лаломнрова (Владимирова). С 1928 г. здесь начала издаваться газета «Православная Русь», а с 1935 г. также детский журнал «Детство и юность во Христе». Монастырь развернул миссионерскую деятельность по распространению православия в населенном русинами крае, ежегодно принимая 2 тыс. – 3 тыс. богомольцев. Осенью 1940 г. в обители были даже открыты пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников для России. Активная издательская и миссионерская деятельность братства еще до начала войны с СССР вызывала сильную тревогу у немецких властей. 23 октября 1940 г. РСХА направило своему представителю при германском после в Словакии публикуемое письмо по поводу проводимой монастырем потенциально опасной для рейха панславянской деятельности. Так как основное направление работы братства оценивалось негативно, чинились и всевозможные помехи распространению его периодических изданий. С января по май 1943 г. выпуск газеты «Православная Русь» был вообще запрещен. И все же монастырь, резко увеличив объемы своей издательской деятельности, смог существенно помочь церковному возрождению на Родине. Его печатная продукция различными нелетальными и полулегальными путями попадала в оккупированные восточные районы. Монахи как могли помогали и восточным рабочим. 31 июля 1944 г. ввиду приближения советских войск большая часть братии покинула обитель и переселилась в Братиславу, а в январе 1945 г. выехала дальше на запад и 18 мая прибыла в Швейцарию. В самом монастыре осталось 6 иноков, и он был закрыт в 1946 г. уже новыми чехословацкими властями.

№50. Циркуляр Главного управления имперской безопасности особоуполномоченному при германском после в Прессбурге (Братиславе) штурмбаннфюреру СС Хану о проведении расследования панславянской деятельности монастыря преп. Иова115

Берлин, 23 октября 1940 г.

Установлено, что панславянские круги в Православной Церкви Генерал-губернаторства находятся в тесной связи с монастырем Владимиров в Словакии. Настоятель этого монастыря архимандрит Серафим руководит русофильской православной церковной работой в восточном пространстве. Насколько здесь известно, эта миссионерская работа организуется при поддержке бывшего чешского сенатора Юрко Лазо, который в свое время принадлежал к партии Бенеша. Главной областью интересов этой Миссии являются Восточная Словакия. Закарпатская Украина и Лемковщина в Генерал-губернаторстве. Архимандрит Серафим ранее был старшим лейтенантом артиллерии в царской армии. Настоящим руководителем работы является его заместитель – обрусевший немец проф. Петр Струве. В монастыре имеется собственная типография, в которой издается газета «Православная Русь». Через священника Ткачука, который, как и Струве, по убеждениям является обрусевшим немцем, этот центр панславянской Православной Миссии имеет связь с Берлинским архиепископом Серафимом.

Характерной чертой данной панславянской Православной Миссии являются попытки отколоть украинские группы от обще-украинской массы. Это пытаются сделать прежде всего на Лемковщине с помощью русофильского течения в православном духовенстве. Глава данного русофильского течения – священник Павлишин, который, как доказано, до осени 1939 тесно сотрудничал с польскими ведомствами.

Так как возникли подозрения, что это русофильское течение в какой-нибудь форме связано с просоветскими движениями и, кроме того, вносит сильное беспокойство в украинское население Краковского округа, просим провести детальное расследование о монастыре Владимиров и объеме его деятельности.

Намечен перевод священника Павлишина из Кзарне в Радомский округ, вследствие чего могут быть ослаблены связи с Владимировом. В русофильской работе среди украинцев играет определенную роль и учитель народной школы в Крынице Мсфодий Трохановский.

Подпись – оберштурмбаннфюрер СС

IJZ, MA55S. В/. 381 222–381 223. Заверенная копия.

№51. Протокол № 163 постановлений Духовного Собора миссионерского братства при типографии преп. Иова Почаевского Ладомирова/Владимирова, 9/22 июня 1941 г.

1. Слушали сообщение о начавшихся военных действиях между Германией и СССР, в связи с чем в этот день был совершен молебен всем святым земли русской об избавлении ее от безбожного обстояния.

Постановили: всем братством присутствовать на следующий день на утрени и литургии, оставить образы русских святых в церкви на все время войны и во все это время совершать перед ними ежедневно молебен Спасителю, Божией Матери и всем русским святым; всем мантийным монахам ежедневно творить по 25 поклонов с молитвой: «Господе Иисусе Христе, спаси Россию и воскреси святую Православную Русь»; в конце иноческих служб петь: «Все святые земли Русский, молите Бога о нас».

2. Постановили: установить дежурства на случай тревоги, для чего войти в связь с пожарным урядом и запросить там инструкций. В случае налета аэропланов братии уходить в овраг, оставляя в монастыре дежурных.

АГЕ, д. Книга постановлений Духовного Собора монастыря преп. Иова 1934–1948 гг., 6/л. Подлинник.

№ 52. Письмо настоятеля монастыря преп. Иова архимандрита Серафима (Иванова) в Берлин архиепископу Серафиму (Ляде) Ладомирова/Владимирова, 29 сентября 1941 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка и Милостивый Архипастырь! Благословите. Ваше письмо от 16 сентября мною получено116. Я известил отца Благочинного, что Ваше Высокопреосвященство приняли на себя управление православными приходами в Словакии. Однако это мое извещение частного порядка. Было бы очень хорошо, если бы Вы официально уведомили о сем отца Благочинного117. В предыдущем письме я уже писал, что сейчас на очереди составление и Проведение Устава Православной Церкви в Словакии. Протоиерей Соловьев был недавно в Братиславе в Министерстве, и там ему якобы выразили пожелание, что лучше всего было бы, чтобы Православная Церковь в Словакии, если ее уж нельзя сделать самостоятельной, была некоей автономной единицей, по возможности с собственным епископом. Мне, однако, кажется, что в атом для нас большой выгоды не будет, ибо с Вашим Высокопреосвященством, как Епархиальным архиереем, в Братиславе больше будут считаться, чем с местным маленьким архиереем. Да и нет у нас кандидата в архиереи, ибо для сего бы нужно было местное подданство, а у нас из монахов его имеет только о. Игумен Савва, который как администратор крайне слабый.

Все это надо внимательно совместно обсудить. И я вижу для сего единственный способ: прибыть Вашему Высокопреосвященству в Братиславу, куда вызвать отца Благочинного и меня. Там сначала устроить предварительное совещание, а после посетить Министерство и с ним также обсудить, как наилучше законно устроить Православную Церковь в Словакии. Что касается объезда Епархии, то это можно было бы отложить до весны, ибо зимой это трудно сделать, ибо наши церкви не имеют печей и Вы могли бы у нас простудиться. Только бы нашу Обитель хорошо бы было, чтобы Вы посетили, ибо у нас назрело рукоположение в иеромонахи и в иеродиаконы двух наших иноков. Впрочем, в крайнем случае мы могли бы их командировать в Братиславу, чтобы Вы их там рукоположили, если будет вообще на рукоположение соизволение Вашего Высокопреосвященства.

Теперь разрешите доложить Вам о следующем. Нашу Обитель посетил барон фон Каульбарс, бывший ранее в Берлине, а теперь состоящий где-то при главном германском штабе восточного фронта. Он согласился взять с собой в качестве корреспондента нашей газеты «Православная Русь» личного своего знакомого нашего собрата иеромонаха Иова. Отец Иов объедет с бароном часть занятых германцами русских городов, осмотрит исторические святыни и укажет, на какие нужно обратить спешное внимание, чтобы они не погибли. В некоторых городах, где будет нужно и возможно, отец Иов совершит богослужения, для чего мы его снабдили антиминсом, священными сосудами и облачением. Кроме того о. Иов повез с собой для раздачи два тюка богослужебных книг, иконок, газет и прочей миссионерской литературы.

Барон Каульбарс надеется, что он сможет устроить несколько позднее поездку в Россию, то есть занятые области, для меня и еще для нескольких человек наших священноиноков, с тем чтобы объехать лагеря военнопленных и посетить с богослужениями русские города. На сие я заранее испрашиваю Вашего архипастырского благословения, ибо это такое важное и нужное для нас дело. Конечно, обо всем виденном и сделанном Вам будет тотчас же сообщено118.

Мы продолжаем спешно готовить для освобождающейся русской Церкви миссионерскую литературу, а попутно и сами готовим себя для миссионерской работы там. От нашего аввы Владыки Виталия119 мы имеем уже благословение при первой возможности перенести нашу миссионерскую работу в Россию, так что с этой стороны препятствий не будет.

Моя поездка, по словам барона, может состояться по возвращении отца Иова, то есть через 4–5 недель. До этого времени очень было бы важно, чтобы состоялось наше совещание с Вашим Высокопреосвященством в Братиславе или во Владимировой, хотя, конечно, в крайнем случае, вместо меня может поехать и мой помощник о. архим. Нафанаил в Братиславу.

Буду с нетерпением ждать ответа Вашего Высокопреосвященства, лучше всего воздушной почтой.

А пока прошу Вашего архипастырского благословения и свят, молитв и остаюсь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и покорный слуга

А[рхимандрит] Серафим

СА, д. 15/41, л. 16–17. Заверенная копия.

№53. Сообщение отдела прессы имперского правительства в МИД о запрещении ввоза в рейх и на оккупированные территории выпускаемых монастырем преп. Нова религиозных изданий

Берлин, 17 ноября 1941 г.

В ответ на Ваши письма от 29 сентября, 18 октября и 3 ноября сообщаем, что шеф полиции безопасности и СД не может решиться позволить ввоз издаваемых в Словакии римско-православных газет120 «Православная Русь» и «Детство и юность во Христе». Эти газеты попадают под действие запрета на русскую эмигрантскую литературу, изданного отделом прессы имперского правительства с согласия Министерства иностранных дел (Р17 750 от 12.10.1941). Основания, которые послужили причиной запрета, также подходят в отношении двух вышеназванных изданий.

Подпись

ВА. R901/69 301. В1. 1. Заверенная копия.

Ошибочно написано к документе вместо «русских православных г. пет.».

№ 54. Выписка из письма жительницы Словакии Е. Сомовой в Швейцарию госпоже Рубаниной о монастыре преп. Иова, сделанная бюро проверки зарубежной корреспонденции в Вене для Верховного командования Вермахта

Вена, 14 января 1942 г.

«...Я пишу тебе о монастыре, который удален от нас на 60 км. Как же это прекрасно! Монахов здесь не так много, всего 12 человек, зато количество помощников, а также послушников гораздо больше.121 Все они трудятся для России. Проводятся курсы для священников. Типография печатает церковные книги с целью проповедования Евангелия, а также распространения его в России. Некоторые монахи уже уехали в Россию в качестве миссионеров. Теперь другие, с высоким школьным образованием, юные и энергичные также служат делу. Но ядро образуют монахи, бежавшие во время войны из России (представители крупнейшего русского монастыря Почаевской Лавры). Я слушаю Россию...».

Обер-лейтенант и руководитель подразделения

ВА, R5101/22 183. В/. 40. Копия.

№55. Из протокола № 187 постановлений Духовного Собора миссионерского братства при типографии преп. Иова Почаевского Ладомирова/ Владимирова, 19 марта/1 апреля 1943 г.

1. Слушали сообщение архимандрита Серафима о поездке в Болгарию. Исключительно милостивое и благожелательное отношение Болгарской Церкви, особенно митр. Стефана. Отпущено 450.000 + 150.000 лев = 150.000 + 50.000 крон122 Синодом. Кроме того, собрано 8.000 крон.

Обещана всемерная поддержка нашей издательской деятельности в дальнейшем.

Получено у литр. св. Мира.

На пути в Болгарию и обратно о. арх. Серафим посетил Белград, где виделся с митр. Анастасией, которому доложил о всех подробностях нашей жизни и работы [...].

9. При свидании о. архим. Серафима с митр. Анастасием, Владыка дал о. архим. следующие указания: 1. В случае, если нас призовут на работу в Россию в качестве типографского братства, поехать, врозь же не ездить, разве для информации послать одного-двух. 2. При работе в России стараться сохранить подчинение Заграничному Синоду, если же это будет не полезно, подчиняться митр. Алексию, но ни в коем случае не митр. Сергию123. 3. В случае прихода сюда большевиков, взяв с собой главные святыни, всей братии уходить всеми возможными путями.

АГЕ, д. Книга постановлений Духовного Собора монастыря преп. Иова, б/л. Подлинник.

В. Духовное окормление советских военнопленных 21 июля 1941 – 29 декабря 1944 г.

Среди новых задач, вставших перед Германской епархией РПЦЗ после вторжения Вермахта в СССР, одной из важнейших было духовное окормление и оказание разнообразной помощи российским людям, попавшим в качестве военнопленных или принудительно угнанным на работы в Германию. Необходимость такой деятельности становится очевидной, если принимать во внимание, что по немецким данным за весь период войны в плен попало 5754 тыс. советских военнопленных, из которых к 1 мая 1944 г. умерло 3222 тыс. Кроме того, в III рейх с территории СССР было завезено около 5 млн. так называемых остарбайтеров (восточных рабочих), и, таким образом, к 1944 г. число граждан Советского Союза на немецкой земле составляло почти 7 млн. 7 Их стремление к вере оказалось очень сильным, что были неожиданностью не только для нацистских ведомств, но и для части русского эмигрантского духовенства. Однако последнее сразу же восприняло боль и страдания соотечественников, как свои. Первоначально наиболее остро встал вопрос именно о душепопечении военнопленных, так как массовый ввоз в Германию остарбайтеров произошел только в 1942 г. Глава епархии архиеп. Серафим (Ляде) в первые же недели войны оценил важность этой задачи. Уже 21 июля 1941 г. он отправил письмо в отдел военнопленных Верховного командования Вермахта (ОКВ) с просьбой разрешить душепопечение (пленных красноармейцев», но на это, как и на все последующие обращения, последовал отказ. Существовавшая кое-где до лета 1942 г. практика допущения православных священников в лагеря с разрешения их комендантов была затем строго пресечена. Понимая, что духовенство сто епархии а лагеря не пустят, митр. Серафим попытался решить проблему другим способом – рукоположением благочестивых военнопленных во священников, в марте 1944 г. попросив об этом разрешения ОКВ. То в свою очередь запросило мнение Партийной канцелярии и РМО. Оба ответа были резко негативными. И Восточное министерство, и партийные инстанции настаивали на использовании лишь священников, эвакуированных с восточных территорий. Под их давлением ОКВ в конце 1944 г. сделало уступку в отношении казавшихся им более надежными священников-беженцев и позволило небольшому их количеству посещать лагеря. И все же заслуга оказания духовной помощи советским военнопленным, хотя бы в той небольшой степени, в которой это удалось осуществить, принадлежит в первую очередь Германской епархии. Ее священникам, несмотря на запреты, удавалось проникать в лагеря, в том числе в последний период войны, когда дисциплина заметно ослабла.

К: Reitlinger G. Ein Haus auf Sand gebaut. Hitlers Gewaltpolitik in Rutland 1941 –1944. Hamburg, 1962. S. 526; Fink И. Gedenken im Interesse der Zukunft. Erfahrungen aus irenischer Zusammcnarbcit in: Stiinme der Orthodoxie. 51/1989. S. 27; Толстой!/. Жертвы Ялты. Париж, 1988. С. 22.

№ 56. Ходатайство архиеп. Серафима (Лнде) в отдел военнопленных Верховного командования Вермахта о разрешении душепопечения советских пленных124

Берлин, 21 июля 1941 г.

В сообщениях Верховного командования Вермахта неоднократно указывалось, что в борьбе с вооруженными силами Советского Союза было взято в плен чрезвычайно большое число (уже более полумиллиона!) красноармейцев. Здесь речь идет главным образом о людях, которые были воспитаны в большевистской идеологии или как минимум находились под продолжительным разлагающим влиянием большевистской пропаганды и вследствие этого в большей или меньшей степени отравлены большевизмом.

Вождь немецкого народа и верховный главнокомандующий германского Вермахта указывал на то, что нынешняя борьба на Восточном фронте ведется против большевизма и таким образом не только против советской власти, и в результате победы над большевизмом вся Европа будет освобождена от большевистской угрозы. Поэтому также необходимо победить идеологию большевизма, и те, кто долгое время находился под опустошительным влиянием этой идеологии и коммунистической пропаганды, должны быть просвещены в антибольшевистском духе.

Так как большевизм идеологически и практически связан с воинствующим атеизмом, я считаю религиозное просвещение и душепопечительное окормление находящихся в плену красноармейцев одним из средств борьбы против большевизма. Кроме того, я уверен, что среди пленных найдется немало тех, кто религиозно настроены и являются убежденными приверженцами Православной Церкви – веры своих отцов и поэтому желают душепопечительного окормления.

Поэтому я обращаюсь к Верховному командованию Вермахта с почтительной просьбой разрешить мне организовать православное душепопечение пленных красноармейцев и по соглашению с Верховным командованием Вермахта посылать священников с целью совершения богослужений в лагеря военнопленных. Архиепископ Серафим

ВА, R5101/22 /83. В1. 2. Подлинник.

№57. Циркуляр архиеп. Серафима (Ляде) приходским советам и настоятелям приходов Германской епархии125

Берлин, 3 июня 1942 г.

Министерство Церковных Дел предложило мне довести до сведения духовенства нашей Епархии нижеследующее:

Всякое пастырское духовное окормление советских военнопленных разрешается исключительно на основании письменного разрешения Главного Командования или уполномоченного им учреждения. В сомнительных случаях следует предварительно запрашивать Главное Командование вооруженных сил, отделение для военнопленных.

О сем сообщается Вам для руководства и исполнения.

Архиепископ Серафим Берлинский и Германский

АГЕ, д. Приходы. Мюнхен 1929–1942 гг., б/л. Копия.

№58. Отношение ведомства шефа Верховного командования Вермахта шефу но делам военнопленных

Берлин, 10 мая 1944 г.

Относительно: Рукоположение военнопленных во священников православным архиереем митрополитом Серафимом.

В дополнение к моей заметке от 11.04.1944 г. шефу НС. – руководящего штаба ОКВ126 на его докладную записку от 07.03–1944 г. № 0220/43 я хотел бы по инициативе Партийной канцелярии указать следующее:

Партийная канцелярия, так же как и Главное управление имперской безопасности, до сих пор всегда отстаивала точку зрения, что митрополит Серафим должен заниматься только русскими эмигрантами, которые уже долгое время находятся в Германии, и другими постоянно живущими [в стране] православными. Например, его компетентность в окормлении используемых в рейхе восточных рабочих категорически отрицается. Соответственно также нежелательно, чтобы Серафим вообще занимался окормлением православных советских и прочих военнопленных.

Но Партийной канцелярии известно, что Главное управление имперской безопасности имеет в своем распоряжении большое количество православных священнослужителей, которые при отступлении фронта на Восток были взяты с собой. Часть этих священников, которые сперва не имели занятий, была привлечена для окормления восточных рабочих в рейхе. Поэтому по мнению Партийной канцелярии можно было бы незанятых в настоящее время ничем другим православных священников, принимая во внимание описанную Вами нехватку, привлечь к окормлению военнопленных.

Я прошу сообщить, сели ОКВ имеет намерение последовать этому предложению.

Пассе

ВА, R6/179. В!. 101. Заверенная копия.

№ 59. Ответ Рейхсминистсрства занятых восточных территорий Инспекции по делам военнопленных Верховного командования вермахта на ее запрос о митр. Серафиме (Ляде) и необходимости духовного оформления советских военнопленных от 22 апреля 1944 г.

Берлин, 5 июня 1944 г.

Отн.: Рукоположение военнопленных во священников митрополитом Берлинским Серафимом.

Митрополит Серафим принадлежит к так называемой Русской Церкви за границей (карловацкому синоду) с местопребыванием в Белграде. Эта церковь претендует на то, чтобы быть законной наследницей старой Церкви дореволюционной России. Она монархически ориентирована и представляет русских эмигрантов. Карловацкий синод рассматривался как патриархом Тихоном, так и его преемником нынешним патриархом Сергием127 в качестве находящегося в схизме Прочие самостоятельные Православные Церкви воздерживаются oт поддержки эмигрантской Русской Церкви. По этим причинам использование митрополита Серафима для душепопечения военнопленных нежелательно.

В случае, если 8 военнопленных советских священников недостаточно, чтобы удовлетворить потребности в душепопечении советских военнопленных, в распоряжении имеются только священнослужители с Украины. Я прошу еще раз изучить вопрос, можно ли, изменяя существующий до сих пор порядок, все же допустить некоторых из этих однозначно антибольшевистски настроенных священников в качестве душепопечителей военнопленных. Конечно, они могли бы посещать лагеря только для исполнения своих служебных обязанностей. 128

В случае, если такое использование эвакуированных священников окажется возможным, я прошу Вас затребовать его через шефа полиции безопасности и СД в Берлине.

Подпись. Заверенная копия.

BA.R6/179.BL 119.

№60. Ответ Инспекции но делам военнопленных Верховного командования Вермахта командиру военнопленных в VI военном округе на донесение от 26 сентября 1944 г. 129

Торгау, 29 декабря 1944 г.

Относительно: Использование русских православных священников для душепопечительного окормления советских военнопленных, в данном случае использование гражданских священников.

Обозначенная в указанном донесении потребность в 39 пленных русских православных священниках в настоящее время еще не может быть удовлетворена.

По предложению шефа полиции безопасности и СД в первую очередь должно быть использовано [некоторое] количество гражданских русских православных священников, которые на Востоке добровольно оказались под германской защитой и при отступлении фронта вместе с ним пришли на территорию родины [рейха]. Согласно готовящемуся указу они должны быть по договору внештатно определены на службу при гос. лагерях. Умелой совместной работой уполномоченных В. П. и лагерной администрации было бы возможно этих добровольно вызвавшихся священников использовать в службе информации о советских военнопленных.

Для VI военного округа первоначально намечено 5 таких гражданских русских православных священников. Срочно сообщите в какие гос. лагеря должно произойти их назначение. Обер-лейтенант Крафт

Bundesarckiv-Militarchiv Freiburg (BA-MA), RH49/111. В!. 148. Подлинник.

Г. Душепопечение восточных рабочих (остарбайтеров) 29 апреля 1943 – / июня 1944 г.

К маю 1942 г. число людей, вывезенных на принудительные работы в Германию из СССР, достигло 1,2 млн. Часть их имела возможность покидать лагеря и начала посещать богослужения в русских храмах. Впервые массовый наплыв восточных рабочих стал заметен во время пасхальных служб в апреле 1942 г., что вызвало резко негативную реакцию властей. Особенно активно нацистские ведомства отвергали любую возможность посещения остарбайтерами православных церквей в конце 1942 – первой половине 1943 г. Но затянувшаяся война и возрастание роли, которую играло в германской экономике использование труда иностранных рабочих, заставляли идти на уступки. По предложению Геббельса 15 апреля 1943 г. на заседании в РСХА была обсуждена и принята инструкция, согласно которой конфессиональное обслуживание остарбайтеров позволилось специально обученным мирянам-проповедникам из их среды. Поскольку священников-беженцев с территории СССР в 1943 г в рейхе еще почти не имелось, то за помощью в подготовке проповедников пришлось обратиться к митр. Серафиму (Ляде). 18 сентября об этом с Владыкой было заключено специальное соглашение. Но деятельность проповедников не решила проблемы, и к лету 1944 г. германские ведомства пошли на дальнейшие уступки. 1 июня 1944 г. РСХА выпустило первый специальный указ о конфессиональном обслуживании остарбайтеров, согласно которому 15 священникам – беженцам с Востока разрешалось окормлять их. Этот циркуляр содержал множество всевозможных стеснений и ограничений. Еще больше их имелось в частично публикуемых обширных дополнительных предписаниях к указу. Но реальная действительность оказалась сильнее нацистских директив. С лета 1944 г. в лагерях восточных рабочих с разрешения местной администрации стали открываться десятки церквей, в которых периодически служили священники Германской епархии, и особенно этот процесс активизировался в январе–апреле 1945 г. Стихийное стремление к вере миллионов русских люлей в конце концов оказалось сильнее всех запретов.

№61. Выписка из протокола заседания приходского совета Николаевской церкви г. Мюнхена от 29 апреля 1943 г.

§ 2. Слушали: доклад настоятеля прихода игумена о. Александра о том, что он был вызван в гестапо, и что там ему было под расписку объявлено, что рабочим силам, с пометкой «Ост», не разрешается посещать богослужений, совершаемых в церкви. По разъяснению гестапо богослужения для них будут совершаться непосредственно в лагерях, по местам их жительства.

По обсуждении этого вопроса постановили: 1) довести до сведения рабочих сил с Востока и носящих знак «Ост» путем объявления, что по распоряжению местных властей богослужения для них будут совершаемы в лагерях по месту их нахождения.

2) Просить Владыку Митрополита принять зависящие от него меры к удовлетворению духовных нужд рабочих сил, прибывших с Востока.

§ 3. Слушали: сообщение о. настоятеля о том, что в Берлине открыты Пастырские курсы для подготовки священнослужителей, и просьбу помочь в этом деле, и постановили: периодически производить сборы в церкви, введя вторую тарелку.

§ 4. Слушали: сообщение о. настоятеля о недостаточном количестве имеющихся в церкви свечей и постановили: свечи разрезать пополам (слишком высокие – плывут) и продавать по 20, 30, 40 пф. за половинку, в количестве: в субботу – 40 шт. и воскресенье – 60.

§ 9. Заслушали сообщение о. настоятеля о предоставлении нашему приходу права служения в Греческой церкви на Сальва-тор-штрассе, 17.

Доклад принят с удовлетворением и благодарностью. Постановлено: благодарить Баварское Стаатсминистерство, профессора Каратеодоры и о. настоятеля, принявших участие в этом деле.

Председатель приходского совета, игумен Александр (Ловчий)

ЛГЕ, д. Приходы. Мюнхен 1942– 1972 гг., б/л. Подлинник.

№ 62. Соглашение ведомства особоуполномоченного по рабочей силе с запятых восточных территорий с митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) об обучении мирян-проповедников из числа остарбайтеров

Берлин, 18 сентября 1943 г.

С митрополитом Серафимом заключено соглашение, что подготовка мирян-проповедников будет происходить следующим образом:

В качестве обучающих будут назначены: священник Александр Грипп-Киселев и священник Павел Гёкке (в настоящее время используется при Антикоминтерне).

Отдельный учебный курс ограничен временем 14 дней, и обучение обоими вышеозначенными господами производится таким образом, что использование участников учебного курса в качестве мирян-проповеди и ко в может быть осуществлено в соответствии с планами митрополита Серафима. Во время обучения оба вышеуказанных священника будут оплачиваться Восточным министерством.

Если окажется, что среди предложенных в священники130 восточных рабочих найдутся имеющие необходимую подготовку, они будут представлены митрополиту Серафиму и рукоположены им во священники. Вследствие этого число обучающихся будет соответственно увеличено. Оба вышеуказанных преподавателя до появления рукоположенных священников из числа восточных рабочих совершают крещения, отпевания и другие церковные обряды.

Митрополит Серафим распорядился о том, что вышеназванные господа на срок не менее трех месяцев целиком и полностью находятся в распоряжении ведомства особоуполномоченного. Кроме того, канцелярия указала этим господам регистрировать все случаи крещения, отпевания или венчания, как и все другие церковные обряды. Также это учреждение будет заведовать всеми необходимыми для церковной деятельности книгами, иконами и т. п., а имеющие особенное значение приобретать на средства Восточного министерства.

В соответствии с соглашением со стороны митрополита Серафима обещана всяческая поддержка и указано, что им будет сделано все, чтобы обучение проводилось в соответствии с каноническими правилами131.

Обнаруженные среди восточных рабочих диаконы также будут в короткий срок рукоположены во священники и смогут заниматься церковной деятельностью.

Для мирян-проповедников и священников намечены следующие размеры оплаты;

1) для чтецов Евангелия 150 рейхсмарок ежемесячно;

2) для псаломщиков 175 рейхсмарок ежемесячно;

3)для рукоположенных священников 259 рейхсмарок ежемесячно.

IfZ, MA541. В/. 73. Копия.

№ 63. Указ Главного управления имперской безопасности всем органам государственной полиции «Конфессиональное обслуживание используемых на территории рейха восточных рабочих»132

Берлин, 1 июня 1944 г.

Хотя большая часть используемых на территории рейха остарбайтеров не желает конфессионального обслуживания и к проведенным ранее в лагерях остарбайтеров церковным мероприятиям относится отрицательно или держится от них в стороне, все же в интересах повышения работоспособности не существует возражений по поводу предоставления в рамках возможного конфессионального обслуживания тем остарбайтерам, которые этого определенно хотят.

По соглашению с руководителем Партийной канцелярии, генеральным уполномоченным по использованию рабочей силы. Германским рабочим фронтом, Реихсминистерством занятых восточных территорий и Реихсминистерством народного просвещения и пропаганды для конфессионального обслуживания остарбайтеров определено следующее:

1. Для конфессионального обслуживания остарбайтеров будет использован ряд православных священников, которые прибыли в рейх в связи с немецким отступлением на Востоке. Каждому священнику отведут определенный район деятельности, который, как правило, охватывает территорию 3-х округов.

2. Задачей священников является удовлетворение всех конфессиональных потребностей используемых в районе их деятельности остарбайтеров, например, проведение крестин, венчаний, отпеваний, богослужений и т. д. Церковная деятельность вне отведенного района в принципе не разрешена. Исключения допускаются только в совершенно особых случаях, наличие которых будет установлено соответствующими органами государственной полиции по согласованию с ДАФ [Германским рабочим фронтом].

3. Священники начинают свою деятельность только по явно выраженному требованию остарбайтеров, которое через начальников лагерей будет доведено до сведения существующих в районе деятельности подразделений ДАФ. Программа поездки всякий раз нуждается в предварительном утверждении компетентного органа государственной полиции. По причинам рабочего порядка и для того, чтобы не доставлять помех лагерному производству, любое появление священников в лагере без особого запроса, как и всякая пропаганда конфессиональных актов не разрешается.

4. [Эти] акты должны совершаться в скромных рамках. Немецкие соотечественники не могут в них участвовать. В случае, если речь идет о крестинах или венчании, они должны быть проведены в большинстве случаев одновременно для нескольких детей или пар, однако тогда круг участников должен ограничиваться ближайшими родственниками и знакомыми. Поэтому празднование целесообразно устраивать в подходящих небольших помещениях или вне лагеря. Само собой разумеется, что церковное венчание остарбайтеров не имеет никакого гражданско-правового значения.

5. Также отсутствуют возражения против участия священников в похоронах, если покойные перед своей смертью высказывали соответствующее желание или имеющиеся родственники определенно желают конфессионального обряда похорон. Этот акт также должен быть проведен в скромных рамках без участия немецких соотечественников, исключая возможных представителей предприятия. Необходимо избегать всякого «демонстративного» поведения. В случае, если вызванный священник из-за недостатка времени или по другим причинам не явится на погребение, то не возбраняется совершение им культовых похоронных действий в более позднее время, если об этом будет высказано определенное желание.

Похороны остарбайтеров, ушедших из жизни в результате несчастного случая, вражеского террористического нападения или других военных событий, являются делом лишь производственного и лагерного коллектива. Поэтому об участии священников, точно так же как и при соответствующих траурных церемониях для немцев, в принципе не может быть и речи. Зато отсутствуют возражения против культовых похоронных церемоний в более позднее время, если таковые хотели покойные при жизни или будут желать их родственники.

6. Если большая группа остарбайтеров одного лагеря заявит его начальнику о желании церковной службы, то это желание в принципе допустимо. Однако церковные службы можно проводить только в форме особых богослужений в подходящих помещениях ?–по возможности на некотором удалении вне лагеря, чтобы не мешать лагерному производству. Если имеется православная церковь, то они могут проводиться в ней, однако в этих богослужениях ни в коем случае не должны участвовать эмигранты, так же как и наоборот – запрещено участие остарбайтеров в конфессиональных актах эмигрантов. Форма особого богослужения должна быть соблюдена в любом случае.

Не возражается, если в помещении вне лагеря, а в необходимых случаях также и в лагере, будет проведена церковная служба одновременно для представителей нескольких соседних лагерей. Чтобы избежать наблюдавшихся ранее различных конфликтов среди остарбайтеров, запрещена какая-либо пропаганда участия в церковных службах со стороны священников или уполномоченных ими лиц в лагерях. Исходя из трудового распорядка особые богослужения в принципе нельзя проводить в рабочее время. Денежные сборы не разрешаются.

7. С началом использования священников заканчивается деятельность мирян-проповедников, если они уже осуществляют ее в отдельных лагерях. Но отсутствуют возражения против предписываемого православным обрядом содействия в особых богослужениях некоторых остарбайтеров с соразмерным участием отобранных гестапо так называемых псаломщиков. Они по-прежнему остаются остарбайтерами, участвуют в рабочем процессе и не могут заниматься в лагере никакой конфессиональной или чисто миссионерской деятельностью.

8. Если против тех или иных конфессиональных действий в отдельных случаях существуют возражения полиции безопасности, их проведение воспрещается.

9. Подчинение отдельных священников юрисдикции православного епископа или митрополита не произойдет, так как их пребывание и деятельность в Германии ограничены по времени. Напротив, священники в административном отношении полностью самостоятельны и осуществляют свою деятельность исключительно по согласованию с компетентными органами государственной полиции и ДАФ. Если в отдельных случаях по каноническим правилам необходимо разрешение или распоряжение епископа о церковных действиях, оно будет передано посредством компетентных органов государственной полиции через Главное управление имперской безопасности, которое отдаст соответствующее распоряжение о необходимом.

10. По соображениям государственной безопасности недопустимо конфессиональное обслуживание немногочисленных остарбайтеров не греко-православного вероисповедания, так же как и получивших значительное распространение в среде остарбайтеров сектантских направлений и раскольничьих групп.

Все ранее вышедшие, противоречащие данным определениям, распоряжения и указы упраздняются133.

д-р Кальтенбрунпер

ВА, R5S/J030. BL 285–287. Подлинник.

№64. Из дополнительных предписаний к указу РСХА «Конфессиональное обслуживание используемых на территории рейха восточных рабочих»

Берлин, 1 июня 1944 г.

Урегулированное предшествующим указом конфессиональное обслуживание остарбайтеров служит цели благоприятного влияния на работу тех остарбайтеров, которые в своей частной жизни определенно желают такого окормления православными священниками. Следует обратить внимание, что в обшей проблеме повышения работоспособности остарбайтеров конфессиональное обслуживание в целом лежит на периферии и по опыту может и должно охватывать лишь малую часть их [...].

Необходимо избегать того, чтобы деятельность священников: 1) вела к миссионированию нецерковных остарбайтеров, в чем немецкая сторона по соображениям полицейской безопасности не заинтересована, и 2) имела следствием образование церковных групп в лагере. Поэтому контакт священников с отдельными лагерями в округе их деятельности должен быть как можно более непостоянным […]?

Венчания допустимы лишь после того, как заключение брака будет зарегистрировано определенными министром внутренних дел органами. Поэтому все заявления о церковных венчаниях до издания соответствующего указа МВД откладываются и пока не допускаются. Регистрация церковных крещений и венчаний немецкими органами не проводится [...].

Особые богослужения, против которых в принципе не существует возражений, если они осуществляются компетентным для данного округа священником, разрешается проводить только в свободные от работы дни и по лагерным соображениям по возможности (не обязательно) одновременно с каким-нибудь развлекательным мероприятием, посещением кино и т. п. Этим будет гарантирована полная свобода выбора остарбайтеров в пользу того или иного представления [...].

Для того чтобы препятствовать развитию путем конфессионального обслуживания остарбайтеров особой «Остарбайтерской Церкви», всякое объединение священников и их подчинение общему центральному руководству недопустимо 10S, Указания священникам можно давать только через органы гестапо по соглашению с подразделениями обслуживания ДАФ. Само собой разумеется, что они не должны касаться чисто внутрицерковных канонических дел [...].

Неоднократно наблюдавшиеся миссионерские устремления Католической Церкви в среде остарбайтеров пресекать всеми средствами. Католическим или евангелическим священникам нельзя посещать лагеря остарбайтеров или конфессионально обслуживать остарбайтеров вне лагерей [...].

ВА, R58/1030. BL 288–290. Подлинник. Начало формы

* * *

111

Германским ведомствам, как видно из письма МИД в РМО от 28 августа 1944 г., не удалось ликвидировать ссору между митр. Поликарпом и СП. Мстиславом (ВА, R6/I79. BI.156).

112

Расчет РКМ оказался правильным – встревоженные чиновники МИД полностью поддержал» его позицию и направили 8 ноября 1941 г. свое письмо в Дрезден с призывом не закрывать церкви. Уже 18 ноября в МИД пришло сообщение РКМ о том, что имперский наместник оставил свой план, но при этом было заново проведено формирование церковных правлений при участии и по согласованию с гестапо (ВА, R90I/69 300. В1. 230–232).

113

Письмо было передано составителю сборника лик иром. К. Геде.

114

Старинный русский храм св. Симеона в Дрездене сильно пострадал при печально известной уничтожении города американской и английской авиацией 13 февраля 1945 г.

115

Хан выполнил данное ему поручение и 5 декабря посетил братство. В его ответном письме в РСХА 15 декабря 1940 г. отвергалась версия, что появившиеся в Словакии коммунистические листовки напечатаны в монастыре, который ведет пропаганду не в «московском», а в царском духе. Хан также отмечал, что если в Словакии и дальше будут применяться террористические методы против украинцев, то монастырь может значительно расширить свое влияние (HZ, MA558. Bl. 381 224–381 229).

116

Это письмо архиеп. Серафима в архиве отсутствует, но известно, что Владыка писал в нем о том, что берет на себя управление монастырем преп. Иова и православными приходами в Словакии. Духовный Собор обители еще 10 апреля 1941 г. постановил просить архиеп. Серафима о покровительстве, а в апреле 1942 г. Владыка издал указ об оставлении монастырю права ставропигии.

117

Благочинным православных приходов в Словакии являлся протоиерей В. Соловьев, который осенью 1942 г. был назначен на должность их администратора и оставался на том посту до 7 сентября 1944 г., затем указом митр. Серафима был уволен и запрещен в священиосчужении, а на его место назначен игумен Савва (Струве) из монастыря преп. Иова.

118

История с иером. Иовом оказалась одним из немногих исключений – поездки многих других монахов, в том числе самого архим. Серафима и переселение братства в целом на оккупированную территорию СССР допущены не были.

119

Основатель обители архиепископ Виталий (Максименко) в это время проживал в США.

120

Первоначально, 29 января 1941 г., отдел прессы, а 19 февраля также и 1КМ, разрешили ввоз этих изданий. По когда монастырь связался с Обществом по торговле иностранными изданиями, то оно, вероятно по укачу PCX.Л.. 4 апреля сообщило издателям, что их желания «не могут быть удовлетворены по принципиальным соображениям» (ВА, R901/69 300. В1. 90–95). Лишь в середине 1942 г. митр. Серафим (Ляде) сумел добиться отмены общего запрета на ввоз изданий монастыря на территорию III рейха, хотя различные помехи остались и в дальнейшем.

121

В 1941 г. братия вместе с послушниками насчитывала 30 человек. Они трудились в трех отделах – типографском, издательском и иконописном

122

Болгарская Православная Церковь пожертвовала на издательскую деятельность обители в июле 1942 – ноябре 1943 г. 1260 тыс. левов.

123

Имеются в виду соответственно автономная Украинская Православная Церковь и Московская Патриархия.

124

22 июля архиепископ также переслал свое письмо в РКМ, которое поддержало просьбу Владыки. Но это не помогло. Нацистское руководство придерживалось совсем другой генеральной линии, предусматривавшей недопущение распространения христианства среди населения оккупированных территорий СССР, в том числе среди военнопленных. Это хорошо видно на примере публикуемого приказа РСХА от 16 августа 1441 г. (см. документ № 89). ОКГВ практически весь период воины стремилось соблюдать пункт данного указа о религиозной опеке военнопленных, почти дословно приведя его в служебной записке от I октября 1942 г. Поэтому оно ответило РКМ 20 августа 1941 г., что предложению архиепископа «навстречу пойти нельзя» (ВА, R5101/22 183. В1. 44). Повторное ходатайство Владыки постигла та же участь.

125

В первые месяцы войны директивы РСХА и ОКВ о запрете окормления советских военнопленных священниками не из их среды выполнялись плохо.

Сохранение ситуации, при которой отдельным представителям духовенства РПЩ с согласия комендантов удавалось проникать в лагеря, вызывало сильное раздражение ОКВ. и весной 1942 г. оно спровоцировало скандал, чтобы заставить другие ведомства, в чьем ведении также находилась часть военнопленных (РМО и РСХА), строже контролировать свою лагерную администрацию. 21 мая 1942 г. в газете (.Черный корпус» появилась заметка о присутствии па пасхальном богослужении в берлинском православном соборе русских военнопленных, вызвавшая долгое разбирательство и поиски виновных. После настоятельной просьбы встревоженного за свою репутацию РКМ архиеп. Серафим и был вынужден издать публикуемый циркуляр.

126

11 апреля ведомство шефа ОКВ писало шефу руководящего штаба ОКВ о том, что «Партийная канцелярия имеет очень существенные возражения против намерения разрешить православному архиерею в Берлине – митрополиту Серафиму рукополагать советских военнопленных в сан священника» (ВA. R6/179. ВI. 27).

127

В своем стремлении опорочить РПЦЗ министерство взяло на себя роль защитника церковных канонов и даже сослалось но позицию проживавшего в Москве Владыки Сергия (Сфагородского), назвав его патриархом!!, что, естественно, никогда не признавалось нацистскими ведомствами.

128

РПЦЗ поддерживал целый ряд автокефальных Православных Церквей, прежде всего Сербская и Болгарская. А патриарх Тихон никогда не характеризовал ее как находящуюся в схизме (см.: Seide (Vcrantwortung in dеr Diaspora. Die Russtsche Onhodoxe Kirche ira Ausland. Miinchcn, 1989)).

129

Командир военнопленных в VI округе переслал копии этого письма начальникам 6 подведомственных ему лагерей и в сопроводительной записке от 8 января 1945 г. указал, что о 5 имеющихся священниках будет сообщено в намеченные для них государственные лагеря A, D, F, I и К.

130

Ошибка в тексте. Правильно – «в проповедники».

131

Заключение этого соглашения было первой крупной победой митрополита. Курсы по обучению проповедников некоторое время функционировали, и, судя по воспоминаниям прот. А. Киселева, в деле создания ему даже оказывал помощь заведующий Нюрнбергским районом офицер. Киселев А. Облик генерала Л. А. Власова. Нью-Йорк, б/г. С. 65).

132

С этим указом и дополнительными предписаниями к нему гаулейтеры были ознакомлены циркуляром руководителя Партийной канцелярии М. Бормана от 30 июля 1944 г. (ВА, NS6/351.BI. 47–50).

133

Применение указа на практике затянулось. Только в начале сентября соответствующие распоряжения издали органы государственной полиции в округах, а в целом указ РСХА вступил в силу с I октября 1944 г. (ВА, R58/1030. В1. 321–323.R6/179. BL 176).


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle