Молитва
Молитва. Нужно постоянно молиться, и какая от сего польза? (сл. 2, стр. 11). – О чем должно просить Бога в молитве? (сл. 5, стр. 26–27). – Каким прошениям нашим радуются ангелы? (сл. 5, стр. 27). – Не должно умножать молитвенных слов о том, что Бог подает без прошения нашего (сл. 5, стр. 27). – Почему Господь иногда не скоро исполняет наши прошения? (сл. 5, стр. 28). – Сообразно с житием твоим должна быть и молитва твоя (сл. 5, стр. 28). – О каких искушениях должно молиться, чтобы не впасть в них? (сл. 5, стр. 28–30). – Какая разница между молитвою, совершаемою прежде искушений, и молитвою, приносимою по претерпении искушений? (сл. 5, стр. 30). – В каком случай можно молиться о том, чтобы не впасть в искушения телесныя? (сл. 6, стр. 31). – О молитве, исходящей из чистаго сердца (сл. 7, стр. 36). – Кто может во время молитвы видеть в душе своей свет Святаго Духа? (сл. 8, стр. 40). – Пример ночных молений (сл. 10, стр. 48–49). – Во что вменяется молитва без утруждния тела и без скорби сердца? (сл. 11, стр. 52). – Св. Иоанн Фивейский угодил Богу молитвою и безмолвием (сл. 14, стр. 57). – Отшельники помогают нам словом или молитвою (сл. 14, стр. 57–58). – Иное дело – молитвенное услаждение, а иное – молитвенное созерцаниe (сл. 15, стр. 60). – Все роды и виды молитвы имеют пределом чистую молитву (сл. 16, стр. 61). – За этим же пределом чистоты бывает молитвенное созерцание, а не молитва (сл. 16, стр. 61). – Взаимоотношение молитвы и созерцания (сл. 16, стр. 61; сл. 21, стр. 105). – Немногие достигают чистой молитвы: разве один из тысячи; а достигший таинства, которое уже за этой молитвой, едва находится и в роды родов (сл. 16, стр. 62; сл. 21, стр. 104). – Что такое молитва, и в чем состоит ея чистота в нечистота? (сл. 16, стр. 62). – Различныя наименовния духовной молитвы и признаки оной (сл. 16, стр. 63–64). – Почему созерцания, подаваемый Духом, называются молитвою? (сл. 16, стр. 64– 65). – Почему эти высщия духовныя состояния даруются во время молитвы, а не в другое какое время? (сл. 16, стр. 65–67). – Когда человек сподобляется сей благодати? (сл. 16, стр. 67). – Видение Антония Великаго во время молитвы (сл. 17, стр. 69). – Пост – матерь молитвы (сл. 21, стр. 89). – Совершенство безмолвническаго жития – непрестанное пребывание в молитве (сл. 21, стр. 103– 104). – Только пpиявшиe благодать Утешителя могут непрестанно молиться (сл. 2.1, стр. 104). – Молчание чистых может быть названо молитвою, и почему? (сл. 21, стр. 104). – Что такое духовная молитва, и как сподобляются ея? (сл. 21, стр. 104–105). – О стоянии на молитве в известные часы не нерадят и совершенные (сл. 21, стр. 105). – Человек сподобляется непрестанной молитвы тогда, когда хранением заповедей Господних совлечется греха (сл. 21, стр. 105). – Те, в коих возиял свет веры, не просят у Бога в молитве временных благ (сл. 25, стр. 118). – Величайшая благодать – утвердиться человеку во время молитвы в уповании на Бога (сл. 30, стр. 133). – Когда не испытываем вовремя молитвы возбуждения и непрестаннаго сокрушения, не должно сомневаться в силе ея (сл. 30, стр. 133–131). – За всякаго рода памятованиями, занимающими ум, должна следовать определенная молитва (сл. 30, стр. 135). – Как достигать молитвы без парения мыслей? (сл. 30, стр. 136). – Как вредно смущение в молитве (сл. 30, стр. 136–137). – Помыслы, всеваемые врагом, нужно отсекать молитвой, а не прекословить им, и почему? (сл. 30, стр. 137). – Слезы во время молитвы – признак милости Божией (сл. 30, стр. 138). – Молитва выше милостыни (сл. 30, стр. 138; сл. 56, стр. 288). – В скорби должно просить помощи Божией (сл. 36, стр. 154). – Некоторые молятся об отъятии у них дарований (сл. 36, стр. 154). – За молитвой должно следовать дело (сл. 38, стр. 162– 163). – Ум утончается и просветляется в молитве по мере оставления попечения о видимом и устремления к невидимому (сл. 39, стр. 164). – Молитва требует упражнения в ней, и почему? (сл. 39, стр. 165). – Молитву предваряет отшельничество (сл. 39, стр. 166). – Чрез молитву приобретаем любовь к Богу, и почему? (сл. 39, стр. 166, 167; сл. 43, стр. 183). – На какия делания простирается название молитвы? (сл. 89, стр. 166). – О молитве и преимуществе оной (сл. 40, стр. 167–168). – Возглюби поклоны на молитве больше славословия (сл. 40, стр. 167). – Благодать слез есть полнота молитвы (сл. 40, стр. 167) – Во время разсеяния ума больше молитвы нужно заниматься соответственным чтением, и почему? (сл. 40, стр. 167–168). – Ночная молитва досточестнее всех дневных деяний (сл. 40, стр. 168). – От ночного делания (молитвеннаго) источается дневная сладость (сл. 40, стр. 168). – Немощь свою и невежество относительно тонких помыслов самомнения нужно открывать Господу в молитве, и почему? (сл. 40, стр. 169). – Помыслы, вызывающее сомнение в их доброкачественности, скорее испытывай прилежною молитвою (сл. 40, стр. 170). – Молитва есть умерщвление мыслей похоти плотской жизни (сл. 43, стр. 183). – Пребывание в молитве есть отвержение себя, а в самоотвержении души обретается любовь Божия (сл. 43, стр. 183). – Слова Господа, побуждающия нас к молитве (сл. 47, стр. 201–202). – В будущем веке не приносят Богу молитв с прошениями, а теперь необходим молитвенный подвиг, и почему? (сл. 47, стр. 202). – Что такое молитва? (сл. 48, стр. 206; сл. 61, стр. 334). – Полныя самоотвержения молитвы Моисея и Ап. Павла (сл. 48, стр. 207). – Молитва смиренномудраго (сл. 48, стр. 214). – С каким смирением должно припадать к Богу в молитве? (сл. 49, стр. 214). Нужно просить Бога, чтобы дал нам прийти в меру веры (сл. 49, стр. 215). – Какая польза от слезной молитвы? (сл. 51, стр. 229). – Как приготовлять себя к бдению и молитве? (сл. 52, стр. 230; сл. 56, стр. 285–286). – Должно избегать смущения и поспешности в молитве и псалмопении (сл. 52, стр. 231). – Один из Отцев сорок лет молился одной молитвой: „я согрешил, как человек, Ты же прости, как Бог» (сл. 52, стр. 232). – Дерзновение в молитве выше не только страстей, но и чистоты (сл. 55, стр. 254). – Какое прошение в молитве бывает признаком гордости и самомнения? (сл. 55, стр. 254–255). – Не соблюдши заповедей и не победивши страстей, чего не должно просить в молитве, и о чем просить? (сл. 55, стр. 256–257). – Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом (сл. 55, стр. 257). – Как поступать, когда почувствуешь умиление во время молитвы? (сл. 56, стр. 289). – Kaкиe плоды приносить подвижнику молитва (сл. 56, стр. 289–290). – Почему долго остается не услышанною наша молитва? (сл. 57, стр. 298–299). – Должно быть послушным Богу в благополучии, чтобы иметь молитвенное дерзновение в скорби (сл. 57, стр. 301). – Молиться должно прежде нашествия искушений и скорбей (сл. 57, стр. 802–303). – Неправедныя уста заграждаются для молитвы, а сердце доброе радостно источает слезы в молитве (сл. 57, стр. 303). – Молитва смиренномудраго как-бы прямо из уст в уши (Господни) (сл. 58, стр. 316). – От познания своей немощи прибегает человек к Богу в молитве, и какую получает он от сего помощь (сл. 61, стр. 334). – О благодатной молитве (сл. 61, стр. 334). – Бог не оставляет человека, прибегающего к Нему в молитве со смирением (сл. 61, стр. 335; сл. 66, стр. 345–346). – Бог попускает искушения для того, чтобы мы приблизились к Нему чрез молитву сокрушения и смирения (сл. 61, стр. 335–336). – Молитва об исцелении от страстей (сл. 68, стр. 353–354; сл. 80, стр. 395). – Молитва приближает к Богу и возбуждает теплоту в сердце (сл. 69, стр. 355). – Чтение Св. Писания служит орошением молитве (сл. 70, стр. 358). – Молись Богу, чтобы дал тебе ощутить желaниe Духа, и почему это важно? (сл. 72, зтр. 368). – Диавол старается сначала отвести нас от непрестанной молитвы, а потом внушает пренебрежение и к прочему должному (сл. 75, стр. 378–379). – Как мореходец смотрит на звезды, так и монах взирает на молитву, и по ней направляет шествие свое (сл. 85, стр. 406). – Молитва – ключ к истинному разумению Св. Писания (сл. 85, стр. 408). – Кто привязан к телесному, тот не может иметь дерзновния в молитве (сл. 85, стр. 409). – Беседа с людьми бывает помехой собеседованию с Богом (сл. 85, стр. 410). – Когда может человек иметь дерзновение в молитве к Богу? (сл. 85, стр. 412). – Молитва злопамятнаго то же, что сеяние на море или на камне (сл. 89, стр. 420, 423). – Молитва милостивых легко восходит на небо (сл. 89, стр. 420). – Отчего во время молитвы действуют на нас худые помыслы? (сл. 90, стр. 427–428).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998