Мiр
Мiр. Чрез удаление от мipa человек приближается к Богу (сл. 1, стр. 2). – Что такое удаление от мipa? (сл. 1, стр. 2). – Связь между верою и удалением от мipa (сл. 1, стр. 2.) – Погружение в Св. Писание содействует оставлению мipa (сл. 1, стр. 4). – Что такое мир, что называется мiром, и как познать отрешение от мipa и прилепление к миру? (сл. 2, стр. 14–16). – Мiром называются страсти, и о различии наименований их (сл. 2, стр. 15; сл. 85, стр. 411). – Где страсти прекращают свое течение, там и мiр умер (сл. 2, стр. 15). – Мiр есть плотское житие и мудрование плоти (сл. 2, стр. 15–16). – Живущие в мире не могут быть чисты умом, и почему? (сл. 5, стр. 25). – Какую пользу получает тот, кто воздерживается от зрения вещей житейских (мiрских)? (сл. 5, стр. 28). – Кто занят мiрским, тот не может просить Божественнаго, и почему? (сл. 5, стр. 28). – Какую пользу приносит удаление себя от утешения мipa, и какой вред причиняет человеку обращение с людьми мiрскими? (сл. 8, стр. 38). – Мiрянин и инок в отношении к мiрским делам (сл. 8, стр. 38). – Пока человек не отречется совершенно от мipa и не презрит красоты внешней, не может он узреть Бога и красоты внутри себя (сл. 8, стр. 39). – Кто обнищает в мiрском, тот обогатится в Боге (сл. 8, стр. 39). – Блажен, кто воздерживается от привязанности к наслаждениям мipa сего (сл. 8, стр. 40). – Какой беде подвергается привязанный к миру и любящий собеседование с ним? (сл. 8, стр. 40). – Просвещен в своих понятиях тот, кто познал горечь, сокровенную в сладости мipa (сл. 21, стр. 83). – Что такое мiр? Как познаем его, и чем вредит он любящим его? (сл. 21, стр. 83). – И подвижников и нестяжательных уловляет мip в дела свои (сл. 21, стр. 83). – О тех, которые наполовину пошли за Господом, а наполовину остались в мире (сл. 21, стр. 83–84). – Ради чего человек должен возненавидеть жизнь свою в мире, и какая от сего польза? (сл. 21, стр. 85). – Господь заповедал выйти из мipa, и почему? (сл. 21, стр. 85). – От приближения подвижника к миру и к вещам мiрским скоро разслабевает сила ума его (сл. 21, стр. 86). – При погружении человека в мipcкие дела возстают в нем страсти (сл. 21, стр. 88). – Преп. Исаак не пожелал выйти из уединния и прийти к брату, живущему в мире, и почему? (сл. 24, стр. 116–117). – О том, как важно отринуть человеку от себя мiрскую надежду и пренебречь мiром (сл. 30, стр. 138). – Дело мирян и дело отшельников (сл. 30, стр. 139). – Что бывает с душою подвижника, вступающаго в общение с мiром? (сл. 32, стр. 146). – Человеку невозможно с любовью к миру прибрести любовь к Богу (сл. 35, стр. 150). – Достигший смирения не угождает миру, и ему ненавистна мiрская слава (сл. 38, стр. 161). – Связь между вещами мipa и страстями (сл. 38, стр. 161). – Молитва преп. Исаака об омертвении для мipa (сл. 38, стр. 162). – В чем состоит умерщвление себя для мipa? (сл. 38, стр. 163). – Чему подобно житие Mipa сего? (сл. 38, стр. 163). – Почему Господь повелел удалиться от мipского мятежа? (сл. 39, стр. 165). – Какия добродетели предваряют отречение от мipa, и какия за ним следуют? (сл. 39, стр. 166). – Чтобы умертвить мiр, гнездящийся в сердцах наших, нужно удалиться в безмолвие (сл. 41, стр. 176). – Mip этот есть поприще для состязаний (сл. 47, стр. 204). – Пока мы в мире сем и во плоти, не можем оставаться без дел и труда (сл. 47, стр. 205). – Любящие мiр сей не могут стяжать любви к человеку (сл. 48, стр. 208). – Если кто не оставит мipa с любовью его, то не облечется он в Бога и не может быть учеником Его (сл. 46, стр. 208–209). – Чтобы обрести духовное ведение, необходимо забыть знание мipa сего (сл. 49, стр. 217). – О пользе бегства от мipa (сл. 50, стр. 223–224). – Чем искореняется в сердце любовь к миру? (сл. 51, стр. 226). – Mip сей есть дом плача (сл. 51, стр. 229). – Желающий преуспевать в Божественном должен прежде устранить себя от мipa (сл. 56, стр. 276). – Какой признак того, что человек не совершенно оставил мiр? (сл. 56, стр. 277). – Пока внешний человек не умрет для всего мipcкoгo, до тех пор не возбудится в нем сладость Духа Божия (сл. 56, стр. 290). – Отречению от мipcкoro (житейскаго) способствует размышление о конце всего (сл. 57, стр. 292). – Заповеди Божии выше всех сокровищ мipa (сл. 57, стр. 293). – Посвятившие себя Богу и снова погружающиеся в дела мipcкие погибают от невидимаго удара (сл. 62, стр. 340). – Какой признак того, что ум вышел из темницы мipa сего? (сл. 65, стр. 343). – Ничто так не отдаляет нас от мipa, как плач и сердечное болезнование (сл. 68 стр. 351). – Ничто не делает нас столько сообщниками мipa, как смехотворство и дерзновенное пapeниe мыслей (сл. 68, стр. 351). – В мiрских волнениях невозможно приобрести чистую и сердечную молитву (сл. 68, стр. 352). – Удались от мipa, и тогда узнаешь зловоние его (сл. 71, стр. 364). – Блажен удаливишийся от мipa, и почему? (сл. 71, стр. 364). – Когда мы отступаем от мipa, – и мip отступает от нас (сл. 72, стр. 368). – В отрекшемся от мipa свидание с людьми мiрсками производить смущение (сл. 85, стр. 410). – Какой признак воскресения в нас мipa, т. е. страстей? (сл. 85, стр. 411). – Кто умер для мipa? (сл. 89, стр. 420–421; сл. 90, стр. 429). – Какую пользу получает человек от пренебрежения мipoм? (сл. 91, стр. 432–433). – Признаки любви ко Христу – и любви к миру и телу (сл. 91, стр. 433).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998