Помыслы
Помыслы. Лукавые помыслы не оскудевают без удаления в пустыню (сл. 1, стр. 2).-Что отгоняет блудные помыслы и воспоминания? (сл. I, стр. 4). – Трудами и хранением себя источается чистота помыслов, а чистотою помыслов – свет мышления (сл. 2, стр. 14). – О естественных помыслах души, и когда человек познает их? (сл. 3, стр. 17–18). – Движение помыслов в человеке бывает от четырех причин (сл. 4, стр. 23). – Безмолвникам надлежит приносить Христу одну только чистую и непорочную жертву помыслов (сл. 13, стр. 55). – Какие помыслы и размышления должно иметь безмолвнику в своей келлии? (сл, 21, стр. 97–98). – Суетные помыслы упраздняются чрез поучение в Божественных Писаниях (сл. 21, стр. 99–100). – Оставление сердцем житейскаго и поучение в Писании непрестанно возбуждают в подвижнике досточудный помысл о величии Божием, – и содержание сего помысла (сл. 21, стр. 99–103). – Влияние памятований на помыслы (сл. 30, стр. 134). – При появлении лукавых помыслов должно не прекословить им, а повергать себя пред Богом, и почему? (сл. 30, стр. 137–138). – Добрые помыслы приходят от ангела-хранителя (сл. 34, стр. 147). – Каким образом один старец избавлялся от лукавых помыслов? (сл. 34, стр. 147– 148). – Как другой старец прогонял помыслы гордыни? (сл. 34, стр. 148). – Страстные помыслы не перестают приражаться, пока стоить сей мiр (сл. 38, стр. 161). – По какой причине помыслы и страсти обладают человеком? (сл. 39, стр. 165). – Лукавые помыслы возникают по ухищрению диавола (сл. 40, стр. 169). – Господь наказует не за невольное движение лукаваго помысла, но за закоснение в оном (сл. 40, стр. 170). – О различении помыслов и о том, что должно испытывать их прилежною молитвою (сл. 40, стр. 170). – От благочиния чувств рождается благочиние помыслов (сл. 41, стр. 172). – При алчущем и смиренном чреве не проникают в душу срамные помыслы (сл. 43, стр. 183) – По характеру и состоянию помыслов можно судить о преуспеянии и безпдодности безмолвническаго жития (сл. 44, стр. 187). – Некоторыя страсти ведут брань приражением помыслов, другия – тем, что налагают на душу тяжесть (сл. 45, стр. 191). – Должно строго наблюдать за движением помыслов (сл. 45, стр. 191). – И у совершенных бывает приражение страстных помыслов (сл. 46, стр. 195). – Об изменении, бывающем в помыслах: как они из скотских и нечистых превращаются в целомудренные и мирные (сл. 46, стр. 196). – Когда искушение помыслами ведет к падению? (сл. 46, стр. 198). – Помыслами смирения грешник умилостивляет Бога (сл. 46, стр. 198). – Помыслами гордыни тревожимы бывают люди, стоящие на высокой степени духовнаго жития (сл. 46, стр. 200). Должно молиться Богу о сохранении от мятежа помыслов и от потопа страстей (сл. 52, стр. 230). – Как бороться с помыслами во время молитвы? (сл. 52, стр. 231). – Внешние философы назвали мечту безумных помыслов своих умозрением естеств (сл. 55, стр. 268). – Многие еретики мечты своих помыслов называли духовными созерцаниями (сл. 55, стр. 271, 272). – Bсе созерцания, какия язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действиe благодати (сл. 55, стр. 272). – От чревоугодия рождается мятеж помыслов (сл. 58, стр. 307). – Злые помыслы уподобляются идолам (сл. 58, стр. 308). – Срамные помыслы отгоняются чтением и продолжительною молитвою (сл. 58, стр. 309). – Блудные помыслы приходят от тщеславия (сл. 58, стр. 313). – Виды помыслов (сл. 58, стр. 314–315). – Победа человека, и поражение его, и сокровище, и защита его, и все у подвижника заключается в помысле его (сл. 60, стр. 330). – Бог попускает человеку поползаться в срамные и нечистые помыслы для того, чтобы он смирился (сл. 61, стр. 336). – Когда человек достигает мира помыслов? (сл. 65, стр. 344). – Поучением в Божественных Писаниях ум освобождается от лукавых помыслов (сл. 66, стр. 346–347). – Что служит признаком того, что безмолвствующий подвижник искушен помыслом гордыни? (сл. 70, стр. 360). – Откуда рождается кротость помыслов? (сл. 75, стр. 373). – От чего происходит неудержимые помыслы, влекущие к падению? (сл. 75, стр. 374). – Помыслы уподобляются воде (сл. 75, стр. 379). – Различие между помыслами о предметах отдаленных и помыслами, возбуждаемыми видением вещей и приближением к ним (сл. 77, стр. 383). – В утружденном теле помыслы не могут предаваться суетным парениям (сл. 77, стр. 385). – Кому должно доврять свои помыслы? (сл. 78, стр. 386). – Всякая добрая мысль западает в сердце от благодати Божией, а лукавые помыслы попускаются для искушения и испытания нашего (сл. 85, стр. 403).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998